Турист Константин Андреевич (Kostacurta)
Константин Андреевич
был 25 декабря 2020 23:25

Финляндия. Страна тысячи озёр

Иматра, Лаппеенранта, Хельсинки — Финляндия Август 2015
10 16

Для жителей Санкт-Петербурга «сгонять» в Финляндию — это как на дачу съездить. В основном, все туда как раз и ездят, как на дачу: отдых на природе, рыбалка и мясо на углях. Мы тоже были в Финляндии несколько раз, но далеко не все эти поездки были содержательны — чаще это были либо совсем короткие вылазки в ближайшие к границе города: Иматру и Лаппеенранту, либо аренда домика на озере в формате уикэнда.

1
Финляндия. Страна тысячи озёр

Каждый раз это было путешествие на машине. Самостоятельно пересечь границу можно на трех КПП: Торфяновка, Брусничное и Светогорск. Через Торфяновку лежит маршрут в Хельсинки, через Брусничное кротчайший путь в Лаппеенранту, Иматра располагается в паре километров от КПП Светогорска. Самый комфортный и быстрый из всех пограничных пунктов, на мой взгляд, это Светогорск, именно через этот пограничный пункт мы чаще всего и попадали на территорию соседней нам страны.

Финляндия. Страна тысячи озёр

Попадая в Финляндию, с первых же минут чувствуется, что ты в другой стране. Здесь все какое-то другое… Если оглянуться назад, то еще прекрасно видно трубы Светогорского целлюлозно-бумажного комбината, а вокруг вас уже, как по волшебству, ровный асфальт с яркой дорожной разметкой и чистые обочины. Дороги, особенно после Питерских проспектов, кажутся миниатюрными, почти игрушечными, то же касается и дорожных знаков. Что еще бросается в глаза, это надписи на незнакомом языке и вообще полное отсутствие разрухи: и в городах и в деревнях и просто рядом с трассой, все ухожено и опрятно. Ну, а в остальном, конечно, юго-восточная Финляндия мало чем отличается от Выборгского района и республики Карелия: всё та же величавая северная природа, обладающая своим, неповторимым шармом.

2
Фото из интернета
Фото из интернета

И Лаппеенранта и, особенно, Иматра небольшие городки. Ну, по меркам России. А по финским меркам вполне себе серьезные города: в Лаппеенранте даже есть свой международный аэропорт. Оба приграничных города располагаются на берегах водоемов, в очень живописных местах; в городской черте разбито много парков, скверов, и вообще, города очень зеленые. Городская архитектура, особенно в части жилой недвижимости, очень отличается от российской, и гораздо более приятна глазу, чем наша. Наряду с новостроями, кое-где бережно сохранены и старые дома.

1
Лаппеенранта. Фото из интернета
Лаппеенранта. Фото из интернета

Что касается достопримечательностей, то их немного: точнее, в Лаппеенранте их немного, а в Иматре их вовсе нет. В Лаппеенранте почти все интересное находятся в районе одноименной крепости, располагающейся в северной части города. Здесь, на небольшой территории, располагаются всевозможные музеи, памятники, скульптуры. С возвышенностей, находящихся на территории крепости, открываются недурные панорамы озера Сайма.

1
Вид на озеро Сайма со стен крепости. Фото из интернета
Вид на озеро Сайма со стен крепости. Фото из интернета

Если поставить перед собой цель, то на осмотр двух приграничных финских городов, вполне достаточно одного дня. Погулять, подышать свежим воздухом (а он там действительно чистый), заехать в кафе (загрустить от цен), заехать в магазин (опять загрустить) — и всё в очень неспешном ритме: в том самом, в котором и протекает жизнь в этих городах. Все вроде неплохо здесь, но как же скучно!

«Может в столице будет веселее» — подумали мы, и забронировали апартаменты в центре Хельсинки на рождественские праздники в начале 2016 года. За день до поездки столбики на термометрах почти пробили дно: -35 по Цельсию. Климат в Хельсинки идентичен Питерскому: портовые балтийские города, которые разделяет всего 300 км, и на ближайшую неделю потепления не прогнозировалось. Мы, конечно, немного приуныли: осмотр города в таких условиях не сулил ничего хорошего; но был оплачен номер, да и вообще: менять планы и бояться трудностей это для слабаков.

Синоптики в этот раз не обманули: рано утром мы вышли на безлюдную улицу и, скрепя ботинками по морозному снегу, быстро добежали до машины. Незащищенные участки кожи на лице, по ощущениям, мгновенно покрывались ледяной коркой и готовы были в любой момент лопнуть. Машина, само собой, тоже промерзла чуть более, чем полностью, но завелась на удивление легко и мы взяли курс на северо-запад, к КПП Торфяновка.

В дороге, несмотря на переведенный в режим сауны кондиционер в машине, было все равно зябко. Теплый воздух в салоне мгновенно поднимался наверх, оставляя ноги в холоде: пару раз мы останавливались на заправках, где не заглушая двигатель согревались горячим кофе.

«Недалеко еще уехали. Зачем нам этот экстрим? Может повернем назад.?« — думал я, варежкой вытирая иней со щек.

В начале путешествия, до пересечения границы, признаюсь, эти мысли меня посещали постоянно, но виду я не показывал. После погранконтроля, который мы прошли в этот раз довольно шустро, я как то вдруг повеселел и стал смотреть на все с большим оптимизмом.

Трасса до Хельсинки прямая и комфортная: две полосы ровного асфальта, удобные развязки, и красивые пейзажи за окном. Дорога абсолютно не напрягает, учитывая очень культурное поведение на дороге всех участников движения: все гуськом едут в правом ряду, используя левый ряд только для обгона. Сразу после маневра, машина перестраивается обратно в правый ряд — это вам не Питерский КАД с гонщиками, играющими в шашки, и «тошнотиками», удерживающими свои 80 км/ч в крайнем левом ряду…

1
Трасса E18. Фото из интернета
Трасса E18. Фото из интернета

Ближе к столице пейзажи природные сменяются на индустриальные. Финляндия удивительная в этом плане страна: на небольшой территории, в стране с населением всего 5,5 млн человек, они умудрились создать мощный индустриальный скелет для своей экономики с брендами мирового уровня: все знают телефоны Nokia, сладости Fazer и шины Nokian. Вот бы и нам так: перестать жить только на высосанные из земли ресурсы, и начать наконец-то что-то делать самим… Увеличивается и количество машин, хотя до пробок дело не дошло: интересно, как в Хельсинки с этим обстоят дела в рабочие будни?

Первое знакомство с городом состоялось из окна автомобиля, когда мы добирались до места нашего проживания. Те же жилые кварталы, как и в Иматре, Лаппеенранте, только домов побольше. Ничего интересного. При этом даже столица Финляндии выглядит как уменьшенная копия наших городов: узкие дороги, невысокие дома. Ближе к центру Хельсинки немного преображается, и становится больше похожим на мегаполис (мегаполисом он, в принципе, и не является, проживает в городе около 600 000 жителей), но то ли в тот день мороз всех распугал, то ли все праздновали случившуюся здесь накануне победу на чемпионате мира молодежной сборной Суоми по хоккею, но улицы выглядели безлюдными и неживыми.

Финляндия. Страна тысячи озёр

Жилье мы снимали почти в самом центре города, метрах в 500 от станции метро Камппи (следующая станция железнодорожный вокзал, центрее некуда), по адресу Malminkatu -38. Уютная тихая улочка, дом старого фонда с большими тяжелыми дверьми и торжественной парадной. Апартаменты наши (CityKoti Downtown Apartments) были на первом этаже: студия с оборудованной кухней, санузлом и телевизором. Жилье как жилье, ничего необычного. За три дня мы отдали 10 400 в пересчете на родные рубли, что учитывая локацию и качество жилья более чем достойный вариант.

Фото с Booking.com
Фото с Booking.com

Выгрузив из машины вещи я отправился искать парковочное место. Весь центр Хельсинки — зона платной парковки. Это я узнал уже потом. А тогда я покружил пару раз вокруг квартала, нашел какой-то тихий угол и оставил машину. Паркомата рядом нет, знаков, запрещающих парковку тоже. На следующее утро, подойдя к машине я увидел засунутую под дворник бумажку — это была квитанция со штрафом за парковку в неположенном месте на 80 (!) евро. Такие дела… Погрустив по этому поводу, я потом еще сбился с ног, чтобы в праздничный день найти где этот штраф можно оплатить.

Вечером мы вышли на прогулку. Морозный воздух, такое ощущение, звенел в воздухе и замерзал в носу. Шагая бодрым шагом, чтобы совсем не окоченеть, мы довольно быстро дошли до железнодорожного вокзала, исторический облик которого разбавляют понатыканные вокруг современные здания из стекла и металла.

Железнодорожный вокзал Хельсинки
Железнодорожный вокзал Хельсинки

Город здесь переливается огнями витрин и рекламных вывесок, но при этом не поражает воображение. Это Вам не Гонконг и не Манхэттен даже рядом — масштабы совсем не те. Кроме вокзала и современных зданий, в районе площади Раутатиентори (или проще, по нашему Вокзальной площади), находится еще несколько достопримечательностей: национальный художественный музей (Ateneum) и финский национальный театр. В целом, ансамбль площади смотрится довольно гармонично, хотя и бросается в глаза отсутствие общего лаконичного плана и «разношерстность» архитектурных стилей: со зданием вокзала в стиле модерн соседствует почти готический театр, рядом Ateneum, исполненный в духе классицизма, современный Stockmann и футуристичная часовня Kamppi. Здесь же, на площади, устроен городской каток, который в — 35 по Цельсию, конечно, пустовал (финнам, явно, тоже было непривычно холодно).

1
Каток на площади Rautatientori
Каток на площади Rautatientori

Осмотру площади мы уделили минут двадцать, после чего направились к другой главной площади города: Сенатской. Сама площадь и близ лежащие улицы выдают общее сходство с историческим центром Санкт-Петербурга: строились они плюс — минус в одно и то же время, в одном и том же государстве. Однако, опять же масштабы не те: до строгих идеальных форм и грандиозности города на Неве здесь очень далеко. В центре площади красуется «богатый» памятник Российского императора Александра II, который во время своего правления сделал очень много для Финского княжества, входящего на тот момент в состав Российской империи. Главным же украшением площади является собор святого Николая, внутрь которого мы забежали спрятаться от холода и хоть немного согреться.

Кафедральный собор на Сенатской площади
Кафедральный собор на Сенатской площади

Впечатление от центра Хельсинки осталось неоднозначное… У города, как нам показалось, нет своего, узнаваемого «лица». Возможно, виной этому стало отсутствие «символа» города, такого как эйфелева башня, биг бэн или кремль. Может быть, на восприятии сказалась та архитектурная «солянка», о которой я уже писал выше. А может быть, причиной стала и общая немного угрюмая атмосфера замерзшего Хельсинки, уюта серым кварталам которого добавляли только снующие туда-сюда симпатичные трамвайчики. Как бы там не было, но по первому впечатлению столица Финляндии показалась нам какой-то… невнятной что-ли.

2
Финляндия. Страна тысячи озёр

Чуть отогревшись в большом и величественном соборе мы пошли в сторону моря. Вид на пассажирский порт не впечатлил — было очень темно и можно было только с трудом разглядеть едва виднеющийся силуэт стоящего на якоре огромного лайнера. Но сама «набережная» понравилась: с красивыми фасадами зданий, с хорошей прогулочной зоной, отлично подсвеченная. Так как сюда первым делом попадают пассажиры с лайнеров-гигантов, здесь полно «мажорных» магазинов.

Набережная Хельсинки
Набережная Хельсинки

После набережной мы уже задрогли напрочь, и короткими перебежками, отогреваясь в магазинах и кафе, двинулись обратно в наши апартаменты. В одном из магазинов купили продуктов на ужин (в очередной раз прочувствовали уровень местных цен): в этот вечер у нас была паста. За ужином определялись, куда поедем утром: выбирали между островом с зоопарком и крепостью Свеаборг. Решили, что поедем в зоопарк, так как боялись, что в крепости на открытом пространстве околеем вконец.

На следующее утро теплее не стало. Настроение так же было испорчено квитанцией со штрафом, но не сидеть же теперь дома… Зоопарк располагается на внушительной площади и занимает всю территорию одноименного острова — Коркеасаари. Гордость зоопарка — внушительная популяция и видовое многообразие крупных кошек: проспекты обещали нам и тигров (в т. ч. и редкие Амурские), и снежных барсов и львов и леопардов. Только вот кто из них в такую погоду покажется на глаза — это был большой вопрос. Проехав через сложную систему мостов (путь на Коркеасаари лежит через еще один остров), мы запарковались, купили билеты и начали осмотр.

Зоопарк Коркеасаари
Зоопарк Коркеасаари

Большое спасибо кисам, они оказались на редкость морозоустойчивы: мы увидели двух взрослых тигров, целый прайд азиатских львов и грациозных барсов. Однако в целом, само собой, зоопарк выглядел очень пустынно: ни посетителей, ни питомцев. Кроме кошачьих в тот день в своих вальерах находились зубры, верблюды и немногочисленные копытные. Спасались от холода мы в тематических оранжереях: просторных инсталяциях, посвященных определенному природному региону: здесь есть и амазония и африканская саванна и влажные джунгли южной азии. Причем, согласно региону подобраны не только животные, но и растения: получается сразу как бы два в одном — и зоопарк, и ботанический сад.

Финляндия. Страна тысячи озёр

В зоопарке мы провели довольно много времени, и уехали когда уже заканчивался световой день. На вечер у нас была запланирована еще одна короткая экскурсия по центру города и ужин в каком-нибудь заведении. Запарковав в этот раз машину по всем правилам и оплатив парковку, мы отправились дальше изучать центр Хельсинки. Чтобы не проходить второй раз по тем же самым местам и сократить время мы спустились в метро.

Карта метрополитена Хельсинки
Карта метрополитена Хельсинки

Метрополитен в городе очень молодой (функционирует с 1982 года) и состоит всего из одной линии. Пролегает на небольшой глубине (особенно по сравнению с Питерским), расстояния между центральными станциями вовсе смехотворные. Зато ездят новые красивые поезда, станции оформлены минималистично, но со вкусом, и как и во всем городе в метро чисто и нет никаких неприятных запахов и отдушек.

В метро Хельсинки
В метро Хельсинки

Проехав пару станции мы вышли на улицу. В этот вечер мы осмотрели здание музея естественной истории, национальный музей Финляндии, памятник Сибелиусу.

2
Национальный музей Финляндии. Фото из интернета
Национальный музей Финляндии. Фото из интернета

На большое уже не хватило сил, да и очень хотелось есть. Вечер мы скоротали в приятной обстановке Хельсингского филиала Hard Rock Cafe.

Hard Rock Cafe Хельсинки
Hard Rock Cafe Хельсинки

Последний день в столице Финляндии начался с небольшого потепления. Плотно позавтракав и выпив кофе мы с благодарностью вернули ключи от апартаментов на ресепшен и поехали смотреть на одну диковенную церковь в Хельсинки — Тамппелиаукио. Фишка в том, что здания, как такового у церкви нет — это пространство, «выдолбленное» внутри естественной каменной породы.

У входа в лютеранскую церковь Тамппелиаукио
У входа в лютеранскую церковь Тамппелиаукио

Снаружи церковь совсем неприглядная, зато внутри переворачивает представление об архитектуре и религиозных интерьерах в принципе. В помещении много света, и несмотря на внушительное по размерам единое пространство, здесь царит интимная и камерная обстановка.

Внутри церкви Тамппелиаукио
Внутри церкви Тамппелиаукио

Интерьер очень минималистичен, что после наших гротескных и немного ляпистых храмов вызывает недоумение… но, я поймал себя на мысли, что мне здесь почему то комфортнее, чем в позолоченных, увешанных иконами и пропахших ладоном, наших православных церквях.

Финляндия. Страна тысячи озёр
Хочется просто посидеть в полной тишине, поразмышлять о чем-нибудь и полностью расслабиться.

После посещения церкви мы поехали в сторону дома. Далее ничего интересного уже не было, все как всегда: покупка продуктового набора в Prisma, очередь на границе и пробки на трассе Скандинавия. Подытожу: Финляндия страна довольно скучная. Популярность среди туристов из России вызвана прежде всего фактором территориальной близости: два часа на личном автомобиле, и Вы на месте. Смена обстановки, другой язык, незнакомые магазины — все это сначала действует на туриста и вызывает любопытство, но из-за отсутствия каких-то дополнительных эмоции быстро приедается и надоедает. Так у нас получилось и со столицей: сначала вроде интересно, но когда немногочисленные достопримечательности заканчиваются, город предложить тебе что-то новое не в состоянии. Мы, конечно, вернемся в Хельсинки, сделаем это в теплое время года и обойдем все то, что не успели во время первого визита, но сделаем это потому, что визы в паспорте пропадают зря, делать на выходных нечего и спланировать поездку можно за полчаса… Специально ехать в эту страну второй раз мы бы не стали.

Комментарии