Турист Борис (borisnov)
Борис — был сегодня 12:14

Тюбинген — Германия Декабрь 2017

«Американцы проходили?»… « — не»… «и не пролетали?»… « — и не пролетали»… Когда планируется очередная цель в Германии, ответы на такие вопросы одни из первых. Ни для кого не секрет, что многие города к концу Второй мировой войны были практически стёрты с пейзажа. Потом восстановлены. Иные с большим чувством и умом, как Оснабрюк, иные бездарно и серо, как Магдебург, иные что-то посередине, но вполне солидно и грамотно, как Штутгарт. Многие из таких городов интересно посетить, несмотря на то, что многое «старое» в них по сути новодел. Но когда слышишь ответ « — нет, не пробегали», про себя отмечаешь, что такой город необходимо посетить в обязательном порядке.

Город — университет

Время от времени хочется снова нажать кнопку на машине времени и перенестись в настоящую старую добрую Германию с её пряничными домиками, кривыми улочками, коричнево-розовой готикой и живописными пейзажами, очарование которыми гарантировано.

Для Тюбингена нужна хорошая погода. Главное здесь — очарование тысячелетнего города, надо не спеша бродить по улицам, впитывая средневековое настроение, музеи и выставки абсолютно лишнее, не стоит уходить из этой сказки в интерьер. Разве что, если потратить на город два дня, но столько времени у нас не было.

Город — университет

Практически все достопримечательности Тюбингена находятся в так называемом Старом городе, относительно небольшой части от берега реки Неккар до Старого Ботанического сада.

Безусловно, без разрушительных инцидентов в прошлом не обошлось, был, например, сильный пожар в XVIII веке, но жители терпеливо снова возводили дома на месте сгоревших. Я думаю, более поздние дома можно определить по строительному материалу, использовали камень, а фахверк — оставшиеся старые здания.

Город — университет

В истории Тюбингена, которая насчитывает почти тысячу лет, не было никаких важных событий, которые были бы достойны упоминания в свете общей истории Германии. Все они были местного значения — основание папой Александром IV в. 1262 году монастыря августинцев, а спустя 10 лет францисканской обители, открытие в 1300 году первой латинской школы.

Кроме одного события — основания в 1477 году графом Эберхардом Бородатым из династии Вюртембергов Тюбингенского университета, с которым тесно связана вся последующая история города.

Город — университет

В 1594 году при университете открылась так называемая «рыцарская академия», где дополнительно к учебной программе университета преподавали политику, естественные науки, иностранные языки, верховую езду, фехтование, танец. Поэтому университет стал популярным среди представителей дворянства. Сегодня Тюбингенский университет — один из старейших и наиболее уважаемых в Европе, авторитетный научный центр. Особенно сильно вырос университет в XX веке. Если ещё в 1900 году на 15 тысяч жителей Тюбингена приходилось 1 тысяча студентов, то в наши дни из 85 тысяч жителей — почти 30 тысяч студенты

Если прибавим молодых жителей города, не учащихся в университете, то увидим, что в юношеском возрасте пребывает половина населения Тюбингена, поэтому он считается самым молодым городом Германии. Вероятно, традиции «рыцарской академии» повлияли на то, что здесь расположено больше сорока таинственных студенческих братств.

Город — университет

Всего в 250 метрах к востоку от средневековой Рыночной площади было построено в 1547 году историческое здание университета — Старая аула. В 1777 году здание перестроили в стиле классицизма, в таком виде оно дошло до нас.

Новая аула, гораздо более просторная, была в 1845 году торжественно открыта на улице Вильгельма в 800 метрах к северо-востоку от Старой аулы. В трехэтажном, роскошном здании в стиле классицизма разместился Большой зал и 14 аудиторий.

Город — университет

Подозреваю, что в Тюбингене бойкая, оживленная жизнь. На улицы, и без того полные студентов, вливаются многочисленные туристы. Поэтому уверен, что самое удачное время для посещения именно то, которое мы выбрали. А именно сразу после рождества. Студенты разьехались на рождественские каникулы до Нового года, туристов тоже заметно поубавилось, город был полупустой, но в тоже время украшен, полон новогодне-рождественской тематики, магазины работают. Главное в это время года, чтобы была погода, но нам с этим в Тюбингене повезло.

Город — университет

Не советую местного жителя спрашивать, как пройти в университет. Нет, ничего страшного не случится, но тюбингенец будет судорожно соображать в какую сторону вас послать, потому что в Тюбингене нет университета. Тюбинген и есть университет. Можно встать на любую точку в городской черте, и в поле зрения попадёт хотя бы один обьект, связанный с университетом. Конкретика в вопросе необходима.

Отделения университета размещены и в, казалось бы, не совсем обычных местах. Например, в замке Хоэнтюбинген, который возвышается на вершине Замковой горы на западе Старого города.

Город — университет

Впервые замок возник на этом месте в 1078 году. До XIV века в замке располагалась резиденция маркграфов Тюбинген, в 1342 году они продали замок и город графам Вюртембергским.

Герцог Ульрих в 1534 — 1550 годах перестроил средневековый замок в ренессансном стиле, таким мы и видим его сейчас — величественной, состоящей из четырех крыльев крепостью эпохи Возрождения с круглыми башнями.

Город — университет

Университет занял часть строений замка в середине XVIII века. В Рыцарский зал переехали 60 000 томов университетской библиотеки, в замковой кухне оборудовали химическую лабораторию, а в северо-восточной башне — обсерваторию.

После реконструкции 1994 года замок был полностью передан в распоряжение университета. С этим связана одна забавная история. На чердаке замка постоянно жила большая колония летучих мышей с незапамятных времён, по крайней мере, о ней упоминают ещё в XVIII веке. «Старожилов» Хоэнтюбингена бережно переселили в подвал замка, который закрыли для публики, чтобы в темноте спящих «детей Дракулы» никто не побеспокоил.

Город — университет

Дополнительно в замок переехали кафедры археологии, египтологии и восточных культур, в связи с чем работает большой университетский музей, где выставлены экспонаты, привезённые студентами и преподавателями за долгие десятилетия.

Или, например, бывший монастырь, который прекратил своё существование с приходом Реформации. В нём находится громадное студенческое общежитие.

Город — университет

Или Альте-Бурзе. Хотя нет, Альте-Бурзе и была построена для Тюбингенского университета в 1478–1482 годах, расположена в 200 метрах к юго-востоку от Рыночной площади. Когда-то это было величественное фахверковое здание, которое было сооружено для подготовительного факультета университета, в нём 14-16-летние абитуриенты готовились к экзаменам по грамматике, логике, риторике, арифметике, геометрии, астрономии и музыке.

В 1803 — 1805 здание было перестроено в первую университетскую клинику, а после 1971 года здесь учатся будущие философы и историки искусства.

Город — университет

А что, кроме университета ничего нет? Спросите. Конечно же есть!

Прежде всего Рыночная площадь, сердце Старого города, которая сформировалась к XVI веку, хотя торговля велась здесь с 1191 года. Трижды в неделю традиционный рынок работает на площади и в наши дни.

Город — университет

На площади стоит ренессансный фонтан Нептуна, который Георг Мюллер по проекту Генриха Шихарда создал в 1617 году. Нептун с неизменным трезубцем возвышается над женскими фигурами у его ног, символизирующими времена года.

Старейшая постройка Рыночной площади, возведенная в 1435 году — городская Ратуша. Фасад которой украшает неоренессансная роспись, выполненная в технике сграффито, которая изображает великих людей города

Город — университет

В 1511 году на фасаде ратуши наряду с обычными часами появились еще и астрономические, показывают кроме времени дату, лунные фазы и дни солнечных и лунных затмений. В редкие моменты полного затмения солнца все стрелки должны сойтись на двенадцать часов. В цокольном этаже в средневековье был соляной склад, тюрьма, пекари и мясники продавали свои товары, первый этаж был отдан дубильщикам, городской совет и городской суд заседали на втором этаже, а на третьем располагалась резиденция Вюртембергского феодального суда. Сейчас, конечно, всё перестроено

В 250 метрах к востоку от Рыночной площади находится ещё один средневековый центр — Деревянный рынок. Древесиной, гончарными и медными изделиями здесь торговали вплоть до XX века.

Город — университет

В центре прямоугольной площади находится фонтан Георгия с фигурой святого, убивающего дракона.

На Деревянный рынок выходит северным фасадом Штифтскирхе, позднеготический храм святого Георгия, покровителя Тюбингена.

Город — университет

Шпиль этой церкви видно издалека.

Этот храм — типичная для Швабии зальная церковь, возведенная в 1470–1493 годах по заказу графа Эберхарда Бородатого на месте более раннего, романского храма XII века.

Город — университет

Церковь с самого своего основания сохраняла неразрывную связь с университетом, настоятели были первыми университетскими профессорами, а старший пастор — одновременно университетским канцлером. Хор церкви в первые годы существования университета использовался как лекционный зал, а позднее в качестве места для диспутов и различных университетских торжеств.

Церковь святого Иакова на паломническом пути в Сантьяго-де-Компостела, второй по древности храм Тюбингена, расположена к северо-западу от Рыночной площади.

Город — университет

Церковь была перестроена из романской капеллы XIII века в 1337 году.

Напротив Старого города реку Неккар делит на два рукава вытянутый остров, уединенное место для пробежек, отдыха, и свиданий. На острове расположена знаменитая платановая аллея. Поговаривают, что её высадил последний палач Тюбингена. Который остался без работы, томился от безделья, и наконец нашел себе новое занятие.

Город — университет

Не буду больше утомлять рассказом, просто прогуляемся ещё по улочкам Тюбингена, маленького городка — университета на юге Германии, этот город на мой взгляд точно заслуживает того, чтобы его посетить!