Турист Анна Абросимова (annaabrosimova)
Анна Абросимова
была 16 марта 10:39

Калязин — Россия Сентябрь 2018

С ночи зарядил дождь. Утром, посмотрев прогноз, я огорчилась. Сноптики сообщали, что мы во власти циклона.

— Закон подлости, — подумала я, — всего несколько дней назад было тепло и солнечно, но стоило мне затеять поездку, как осень, топнув ножкой, показала свой характер!

Сквозь дождь и туман к Бегущей по волнам

Натянув дождевик, и чертыхаясь на все лады, я загрузила вещи в машину. Впереди меня ждал долгий путь. Я отправлялась в город Калязин.

Ковыляющая старуха-дорога вела меня сквозь хмарь к намеченной цели. Версты с непредсказуемыми лужами и залитыми дождем стеклами отняли много сил. Настроение было на нуле.

Сквозь дождь и туман к Бегущей по волнам

Однако я даже и не думала прерывать поездку и поворачивать назад. Слишком долго я ждала встречи с Калязином.

Началось все в глубокой юности, когда мне попалась фотография с колокольней, со всех сторон окруженной водой. Этот грустный образ запал в душу и запомнился.

Сквозь дождь и туман к Бегущей по волнам

Спустя несколько лет, в самом начале 90-х, у меня был шанс ее увидеть в реальности. Я отправилась на теплоходе в Углич, но тогда с погодой не повезло, и колокольня укрылась от моих глаз за дождем и туманом.

Позже, уже научившись колесить по городам и весям на своем автомибиле, я долго искала возможность вписать знакомство с калязинской колокольней в свой очередной маршрут, но каждый раз что-то этому мешало.

Сквозь дождь и туман к Бегущей по волнам

В этот раз, затевая поездку, я твердой рукой поставила Калязин на первое место. Теперь встреча с этим городом была гарантирована.

Знакомство с Калязином я начала с района Заречье, который местные жители называют Свистухой.

Сквозь дождь и туман к Бегущей по волнам

Я припарковала машину возле небольшого Свято-Введенского храма и тут дождь, как по мановению чей-то руки резко закончился. Только огромные лужи и вымокшие до нитки церковные стены напоминали о нем.

Боясь, что затишье временное, и небо, переведя дух, того и гляди вновь разразиться потоками воды, я поспешила на набережную.

Сквозь дождь и туман к Бегущей по волнам

Впрочем, назвать это место «набережной» невозможно. Здесь нет привычных ограждений и мощеного променада. Грунтовая дорога, слегка изгибаясь, ведет к никак не обустроенному берегу.

Какой-то затейник разместил тут забавных поселян. Это вызвало улыбку и как-то сразу расположило меня к Калязину. Смешные фигурки будто говорили:

— Не надо грустить! Всегда найдется повод улыбнуться!

Сквозь дождь и туман к Бегущей по волнам

Я подошла к берегу и окинула взглядом расстилавшуюся передо мной реку. Историческое место. В XVII веке здесь прогремела Калязинская битва, в которой Скопин-Шуйский одержал очень важную победу над войсками гетманов Сапеги и Зборовского.

Я оказалась на том месте, где польско-литовские войска готовились к атаке. Они, думая о переправе, смотрели на узкую полоску Волги, за которой ощетинилось русское ополчение во главе с молодым полководцем.

Мне трудно было представить, как выглядела эта месность в XVII веке. Передо мной открывалась картина, созданная в 1940 г.

После строительства Углического гидроузла, узкий ручеек Волги превратился в море. Его воды укрыли место исторической битвы.

Сквозь дождь и туман к Бегущей по волнам

Однако не все оказалось затопленым Угличским водохранилищем. Остался остров, на котором XVII веке стоял Макарьев Троицкий монастырь — сердце русской обороны.

Глядя на этот кусочек суши я думала, зачем в 40-м году надо было уничтожать обитель — символ русской славы, уникальный образец допетровского зодчества и памятное место, связанное с известной Калязинской челобитной — редким примером русской сатирической литературы XVII века? Ведь планом не предполагалось, что воды реки сомкнуться над возвышенностью, где стоял монастырь.

Сквозь дождь и туман к Бегущей по волнам

Я вот вспомнила о Калязинской челобитной. Прочитайте ее, забавы ради. В ней, монахи Макарьева монастыря жалуются архиепископу на своего игумена. Мешает он им пиво пить и коровниц благословлять, да еще заставляет в храм на службу ходить. В общем, нет никакого житья насельникам при таком суровом начальнике.

Вернемся к картинам, открывающимся со Свистухи. Отсюда, с берега, хорошо видна знаменитая колокольня Никольского собора, та самая, ради которой я приехала в Калязин.

Сквозь дождь и туман к Бегущей по волнам

Зрелище потрясающее, но описывать это нет никакого смысла. Слишком глубокие чувства и эмоции рождает этот образ, слов не нужно, поэтому промолчу. Пусть каждый, кто увидит сам эту картину, подумает о своем.

Пришло время продолжить путь. Я отправилась назад к машине через небольшой холм.

Здесь, в здании Богоявленской церкви, находится краеведческий музей Калязина. Подреставрировать бы его стены, как-никак XVIII век.

Сквозь дождь и туман к Бегущей по волнам

Заходить в музей я не стала. Боялась, что начнется дождь, и я упущу возможность погулять по Калязину без зонта.

Итак, я отправилась в центр города. Меня ожидало более близкое знакомство с калязинской колокольней и еще несколько других интересных мест города.

Сквозь дождь и туман к Бегущей по волнам

Путь в центр лежал через горбатый мост, соединяющий берега речки Жабни в том месте, где она вливается в Волгу.

Отсюда тоже открывался вид на колокольню и я, конечно же, не смогла проехать мимо. Впечатление было ничуть не меньше.

Сквозь дождь и туман к Бегущей по волнам

Через несколько минут я выехала на главную улицу города и свернула во двор церкви Вознесения Господня, к еще одному месту в Калязине, которое мне хотелось увидеть и которое находится недалеко от центра. Когда-то здесь были западные ворота города.

Здесь помимо красивого храма находится очень интересный памятник Михаилу Скопину-Шуйскому. Тому самому, о котором я упомянула выше.

Сквозь дождь и туман к Бегущей по волнам

Задержу немного ваше внимание и скажу несколько слов об этом незаслуженно забытом талантливом полководце.

Воевода и князь Михаил Скопин-Шуйский прожил на белом свете всего 23 года. За свою короткую жизнь он успел разбить войска Ивана Болотникова, обучить русских ополченцев западному стилю ведения войны, победить в Калязинской битве, снять осаду Москвы и Троице-Сергиевой лавры. Да всего и не перечислить.

Сквозь дождь и туман к Бегущей по волнам

Не удивительно, что его дарования и успехи вызывали зависть. На одном из пиров жена боярина Дмитрия Шуйского, поднесла молодому воеводе чашу с отравленным вином. Он, ничего не подозревая, выпил яд и спустя две недели умер в страшных мучениях.

Похоронили Скопина-Шуйского с почестями в Архангельском соборе Московского Кремля.

Вот такая история.

Сквозь дождь и туман к Бегущей по волнам

Еще на церковном дворе есть редкий памятник калязинцам, сражавшимся на фронтах Первой мировой войны. Я даже не припомню, где еще видела стелы, обелиски или памятные знаки, посвященные героям тех лет.

Закончив знакомство с этим местом, я села в машину, вырулила с парковки и продолжила свой путь к центру города.

Сквозь дождь и туман к Бегущей по волнам

Пришло время кульминации моей поездки в Калязин. Поставив машину у края пешеходной зоны, я пошла по улице, спускающейся к Волге. По ее обеим сторонам стояли симпатичные, но плохо ухоженные особнячки. Правды ради надо сказать, что, несмотря на обветшалость, они не выглядели покинутыми и заброшенными и поэтому их вид не удручал. Тем не менее, было бы лучше, если бы их подновили. Думаю тогда, эта часть города была бы вообще замечательной!

Сквозь дождь и туман к Бегущей по волнам

Я остановилась около памятника русскому святому Макарию Калязинскому.

Признаться, до поездки сюда, я об этом человеке даже не слышала. Оказалось, что в XVI и XVII веках Макария очень почитали. Поклонится его мощам и попросить его заступничества приезжали и приходили тысячи людей. Не буду пересказывать его жизнеописание, упомяну только один факт, который, уверена, будет интересен туристерцам. Дело в том, что до пострижения Макарий был счастливо женат на девице Елене Яхонтовой!

Лена (elenarossi), интересно, ты знала об этом?

Сквозь дождь и туман к Бегущей по волнам

К слову сказать, мощи преподобного Макария находятся в Вознесенском храме, том самом, рядом с которым стоит памятник Скопину-Шуйскому.

Поразмышляв рядом с памятником святому отцу о непредсказуемых хитросплетениях, времен, имен и судеб, я продолжила свой путь к реке.

Через несколько шагов и мне вновь открылась калязинская колокольня.

Сквозь дождь и туман к Бегущей по волнам

Глядя на нее со Свистухи, я и не предполагала, что она стоит так близко от берега. С того места, откуда она мне здесь отрылась, казалось, что до нее вполне можно дойти, перейдя вброд узкую полоску воды.

Это было иллюзией, перейти вброд не выйдет. От берега до колокольни метров 200-ти, да и глубина там похоже приличная.

Сквозь дождь и туман к Бегущей по волнам

Я подошла к кромке воды, в которую уходила дорога, ведущая к колокольне.

И вновь, как в Заречье у меня случился водоворот мыслей и чувств. И вдруг, как осенний листок из подсознания выплыло — «Бегущая по волнам».

Сквозь дождь и туман к Бегущей по волнам

А ведь и правда, эта хрупкая колокольня как будто бежит по волнам к берегу.

В моей голове нарисовался образ юной девушки, убегающий от стремительно надвигающейся реки. Она испугана, подол юбки намок, вода почти добралась до колен.

Сквозь дождь и туман к Бегущей по волнам

Мне хотелось протянуть ей руку и сделать еще что-нибудь доброе. Пришло на ум подарить ей цветы.

Я встряхнула головой, чтобы скинуть наваждение, однако мысль о цветах не отступила, и я, как сумела, протянула ей букет.

Сквозь дождь и туман к Бегущей по волнам

Как не жаль, славный город Калязин, но пришло время нам попрощаться. Надеюсь, мы с тобой еще обязательно увидимся.

Сквозь дождь и туман к Бегущей по волнам

Твоя колокольня произвела на меня огромное впечатления, а твоя доброта, лукавая улыбка и гостеприимство согрели мою душу. Низкий поклон и большое спасибо!

Желаю тебе, милый Калязин, процветания! Твои жители любят тебя, да и гостей ты тоже не оставляешь равнодушными!

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия