Турист Борис (borisnov)
Борис — был сегодня 11:32

Оснабрюк — Германия Октябрь 2017

Без сожаления покинув утром серый Магдебург, мы двинулись на запад, смотреть оставшиеся университеты и города вокруг них. Best Western Hotel Geheimer Rat **** и ужин в нём, пожалуй, явился наиболее благоприятной частью пребывания в Магдебурге. Через 3 часа мы уже вьезжали в Оснабрюк, расположенный всего 80 км от границы с Голландией.

Оснабрюк — Территория Мира

Ей-богу, не выбирали специально, но получилось так, что из Магдебурга, тотально пострадавшего в ходе 30-летней войны, мы прибыли в Оснабрюк, где эта самая 30-летняя война закончилась в 1648 году подписанием Вестфальского мирного договора. В Священной Римской Империи наконец-то наступил мир, уровняв в правах католиков и протестантов, и заложив основу системы суверенных государств. Вестфальский договор ещё знаменит и тем, что впервые европейские державы попытались путём договорённостей расставить Европейский баланс сил, распределив между государствами их зоны влияния, явно — на бумаге, и неявно -в устных переговорах. Конечно же, подобные договорённости постоянно нарушаются, после чего следуют войны, затем новый «раздел зон влияния». Венский конгресс 1815 года, Парижский трактат 1856 года, Версальский договор 1919 года, Ялтинская конференция 1945 года…

B будущее заглянуть человек не в состоянии, поэтому обычно в такие исторические моменты все надеятся, что война была последняя и наступил всеобщий мир. Для Европы первой половины XVII века 30-летняя война была невообразимым бедствием. В процентах к населению и экономике того времени потери были гораздо больше, чем в Мировую войну. По разным оценкам погибло от 5 до 8 миллионов человек, регионы потеряли от 20 до 45% своего населения. На территории Германии погибло около 40% населения, а в Мекленбурге, Померании, Пфальце, Вюртемберге и Тюрингии убыль населения была 50 — 70% в зависимости от региона, многие области просто обезлюдели.

Оснабрюк — Территория Мира

Поэтому понятно, почему Оснабрюк окрестили Городом Мира, где 30 дней в честь окончания 30- летней войны выкатывались бочки с вином на площади, где готовили быков над огнём. Наверное, выпили и сьели всё, что осталось после разорительных лет.

Я часто встречал суждения, что Оснабрюк «маленький», «провинциальный». Это мнение ошибочно, Оснабрюк третий по величине город в земле Нижняя Саксония с населением 170 000 человек. Ошибочное представление возникает часто по двум причинам — исторический центр очень маленький относительно города, занимающего приличную площадь, а ведь дальше исторического центра мало кто из туристов заходит, достопримечательностей тоже немноговато. Высотность домов строго ограничена, не видел выше 5-ти этажей, а в Старом городе дома ещё ниже, создаётся имидж «провинциальной застройки»

Оснабрюк — Территория Мира

Оснабрюк оказался полной противоположностью Магдебургу. Очень милый и уютный город, где отсутствие ТОПовых достопримечательностей компенсируется идиллически-немецкой стариной. Спокойствие, улыбчивость, достаток, эдакая райская идиллия по-немецки

Оснабрюк — Территория Мира

С удовольствием прогулялись по старой части города, город красив осенью, тёплые тона, казалось, поднимали и температуру воздуха, настроения не испортил даже непродолжительный дождик.

Оснабрюк — Территория Мира

Определённая часть исторической застройки и здесь была уничтожена во время войны. В Оснабрюке не было промышленности, воинских частей, здесь был только железнодорожный узел, вот из-за него и бомбили. Но часть города в центре с соборами и ратушей осталась, остальное восстановили. Оснабрюк — шикарный пример благополучного городка, в котором хочется прогуливаться не спеша, фотографируя и наблюдая. Но поездка у нас узконаправленная, и более 4 часов вместе с обедом мы на него выделить не могли.

Оснабрюк — Территория Мира

На юге центральной части Оснабрюка, на границе между Старым и Новым городом, находится бывшая резиденция князя-епископа Оснабрюка Эрнста Августа I. Комплекс зданий строился в 1667–1675 годах в стиле барокко, жители называют комплекс по-простому — Замок.

Уже в 1679 году епископ навсегда переселился в Ганновер, а следующие правители бывали в замке редко, здания и парк не развивались, использовались для административных целей.

Оснабрюк — Территория Мира

В 1970-х годах комплекс отдали Оснабрюкскому университету. Главным четырехэтажным корпусом университета стал бывший Большой дворец, где когда-то были жилые и гостевые комнаты, капеллы и парадный зал длиной 25 метров на третьем этаже здания. В тёплое время студенты с учебниками любят расположиться прямо на обширных газонах.

Город Оснабрюк вырос вокруг епископства, основанного королём франков Карлом Великим в 780 году и быстро стал центром княжества-епископства. В 804 году Карл Великий основал в Оснабрюке Каролингскую гимназию. Вот она, эта гимназия, которую считают самой старой на территории Германии.

Оснабрюк — Территория Мира

Уже в XVIII многие историки не хотели в это верить, считая грамоту об основании гимназии фальшивкой. Самым достоверным свидетельством существования Оснабрюкской церковной школы считается 1142 год, когда она упоминается в текстах магистра Брунига. Хотя о чём спор, с позиции жителя XXI-го века и XII век не сильно близко. Сегодня гимназия представляет собой целый комплекс зданий, два из которых очень и очень старые, двухэтажные, с высокими фигурными фронтонами. Эти старые здания включены в периметр Соборной площади.

Гимназия вплотную примыкает к Кафедральному собору епископства Оснабрюк, красивому позднероманскому зданию, издавна определяющему силуэт Старого города.

Оснабрюк — Территория Мира

Конечно, это не первый храм, который появился в 785 году в эпоху Карла Великого, тот был разрушен норманнами. Сегодняшнее здание было закончено в 1277 году. Стройная романская северо-западная башня с арочными оконными проемами стоит рядом с более новой массивной башней в позднеготических формах.

Внутри собора находится много старинных ценных вещей, включая висящее под сводами деревянное распятие 1230года.

Оснабрюк — Территория Мира

Очень интересна полностью сохранившаяся романская капелла.

Оснабрюк — Территория Мира

В 1147 году Оснабрюк получил права города, в 1157 году император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса даровал городу право на строительство укреплений До наших дней дошли только отдельные фрагменты, в основном башни. Вот эта башня с толщиной стен около 3,5 метров была в XVI веке приспособлена под крупные орудия новейшего образца (для того времени), о чем говорят размеры бойниц. Позднее в этой башне находилась городская тюрьма.

В городе никогда не было светской власти, хотя в XIV–XV веках жители Оснабрюка и пытались избавиться от власти князя-епископа. Мало того, так ещё и соседние епископы Мюнстера и Миндена постоянно пытались завладеть городом. Плюс навалились все проблемы позднего средневековья, включая борьбу с еретиками и охоту на ведьм, только в 1582 году инквизиторы осудили 163 женщин, почти все они были сожжены. Но не всё было так плохо. Ещё в XIII веке Оснабрюк стал членом Ганзейского союза, развивались ремёсла и торговля.

Оснабрюк — Территория Мира

К этому времени относится строительство величественного здания ратуши в формах поздней готики, которое замыкает западную границу Рыночной площади. Строительство ратуши длилось 25 лет и завершилось в 1512 году. Скульптуры представляют собой персоны, давшие городу различные права и привилегии, включая Карла Великого. Именно в этом здании проводились переговоры о заключении Вестфальского мира, в знаменитом Зале мира внутри ратуши развешаны 42 портрета «миротворцев» Вестфальского мира, среди которых король-Солнце Людовик XIV, Фердинанд III и шведская королева Кристина.

Немного раньше, к 1440 году на Рыночной площади рядом с будущей ратушей возникло новое здание церкви Богоматери, одно из четырех культовых сооружений исторического центра, наряду с кафедральным собором и храмами святой Екатерины и Иоанна. Именно в ней, а не в Кафедральном соборе, как правило, хоронили представителей знатных семейств города.

Оснабрюк — Территория Мира

Церковь была на этом месте с незапамятных времён, уже доказано раскопками, что на месте сегодняшней стояло минимум три более ранних церкви. Шедевром готического искусства считают портал Невест, на котором изображены девы из притчи про пять мудрых и пять неразумных невест. На тимпане — сцена коронования Богоматери.

В интерьере церкви особо ценно триумфальное Распятие XIII века,

Оснабрюк — Территория Мира

и резной главный алтарь, привезённый из Антверпена в 1520 году.

Столь же стара церковь святой Екатерины, которая стоит примерно в полукилометре к югу от Рыночной площади, ее 103-метровая западная башня служит главной вертикальной доминантой в панораме Оснабрюка.

Оснабрюк — Территория Мира

На юге Старого города сохранился интересный образец гражданской архитектуры XV–XVI века, это средневековая усадьба местного знатного рода Леден. Виноторговец Иоганн фон Леден поселился здесь в середине XIV века, построив фахверковый дом и винный склад. Позднее Генрих, внук Иоганна, радикально перестроил усадьбу. Сейчас мы видим это его творение, законченное в 1499 году — прямоугольный «Дворец» с расписанным «в елку» фасадом, многоугольную башню с дубовой винтовой лестницей и каменный корпус, имевший оборонительную функцию.

Стоит упомянуть, что в Оснабрюке родился великий немецкий писатель Эрих Мария Ремарк, здесь есть его музей.

Оснабрюк — Территория Мира

Прогуляемся ещё немного по улочкам Старого города. Здесь много интересного.

Вот, например, городской театр

Оснабрюк — Территория Мира

или этот «пряничный» домик. Из-за узости улицы его невозможно сфотографировать целиком, даже если лечь головой на асфальт. Пришлось осваивать своеобразную «вертикальную панораму», вернее «вышкораму».

Этот дом — один из многих, расположенных вдоль улочек Старого города, каждый со своим интересным фасадом

Оснабрюк — Территория Мира

Многочисленные переулки зовут посетить один из ресторанчиков или очередную художественную галерею

Оснабрюк — Территория Мира

Прекрасный городок, в приподнятом настроении, забыв про «магдебургскую депрессию», мы отправились дальше, в Аахен.