Турист Константин Андреевич (Kostacurta)
Константин Андреевич
был 20 июля 2021 1:42

Абхазия: Жемчужина Кавказа

Гагра, Новый Афон, Пицунда, Сухум — Абхазия Июль 2007

Давным-давно, в далеком 2007 году, будучи еще совсем неопытными туристами, мы с семьей поехали в наш первый совместный отпуск. Денег у нас было тогда мало, загранпаспортов еще вообще не было, а моря и впечатлений хотелось. Вариант с Абхазией возник случайно, когда кто-то из знакомых рассказал о своем отдыхе в этом заповедном местечке и поделился контактами людей, у которых они останавливались. Мы позвонили, хозяева любезно согласились нас принять, и мы начали планировать поездку.

Денег у нас, напомню, было немного, поэтому в один июльский вечер 2007-го мы разместились в плацкартном вагоне поезда Санкт-Петербург-Адлер и тронулись в путь. Двое суток ада дороги тянулись очень долго, особенно для меня, как курящего человека. Кондиционеры в вагонах вроде и работали, но в ночное время их выключали, и хватало парочки часов, чтобы устроить в этих общежитиях на колесах душегубку. Ароматы жареной курочки и вареных яичек, как классики советских железнодорожных путешествий, споровождали нас почти всю дорогу и в душном, тесном пространстве вагона сводили с ума. В самом конце дороги, когда путь уже лежал вдоль морского побережья, случилась еще большая беда: сломался один из туалетов, со всеми «вытекающими»))), и как на зло, в этот момент случились какие-то заторы на железнодорожных путях. Представьте наше состояние: после двух суток уничтожающего безделья в плацкартном вагоне, когда уже все темы для разговоров обсудили и уже тошнит от чтения, когда вроде мы уже почти на месте, и скоро должны вырваться на свободу из этой камеры на колесах… вместо этого мы просто стояли на одном месте и вдыхали зловонные сортирные ароматы. В результате этой железнодорожной пробки, на платформу вокзала Адлера мы ступили довольно поздним вечером, вместо планируемого изначально, комфортного прибытия в дневное время суток.

На этом испытания наши не закончились, т. к. из-за позднего прибытия мы опоздали на автобусы, идущие до Гагры, где нас ждал душ и ночлег. Пришлось соглашаться на услуги частного извоза: молодого кавказца, который своим внешним видом особо не внушал доверия. Однако усталость и желание уже поскорее добраться до нашего места расположения пересилили экономность и осторожность. В кромешной темноте мы пересекли какое-то подобие границы и въехали на территорию Абхазии. Мы знали, что в молодой республике совсем недавно закончились боевые действия, что регион очень бедный, а, соответственно, закон и порядок здесь еще как на диком западе… Неприятные ощущения усилились, когда наш водитель остановился у какого-то одинокого дома, в полной глуши и кромешной тьме, вышел из машины и оставил нас в одиночестве со словами, что он скоро вернется. Я попытался успокоить жену, вышел из машины, закурил, и стал на полном серьезе, продумывать свои возможные действия в случае самого худшего развития дальнейших событий. К счастью парень вернулся с улыбкой, мы сели в машину и взяли курс на один из главных курортов времен СССР — жемчужину черноморья Гагру.

Гагра — курортный город, вытянутый на несколько километров, наподобии кишки, с одной стороны окруженный морем, а с другой величественными горами. Только представьте себе это великолепие. Добавьте к этому буйную тропическую растительность, ароматы цветущих цветов и приятный, терпкий запах растущих повсюду эвкалиптов — по своему потенциалу Гагра может стать мировым курортом экстра класса. Но, к сожалению, развал большой страны, военная напряженность и бедность региона превратили некогда ухоженный город в печальное запущенное состояние. Именно такой предстала перед нами Гагра, и, насколько я понимаю, ситуация с того времени не сильно изменилась. Мы с большим удовольствием гуляли по старому городу, разглядывали заброшенные, в прошлом роскошные виллы, разрушенные театры под открытым небом с колоннадами и статуями львов, и представляли, каким раньше был этот город. Это было очень романтично.

Здание театра: вид с набережной
Заброшенная вилла в Гаграх

Можно было представить себя в образе какого-нибудь главного инженера советского передового завода, который долго шел к этой должности, и вот, наконец, он смог позволить себе вывезти свою семью на отдых в главный курорт огромной страны: днем наслаждаться ласковым морем и созерцать величие гор, потом шикануть (предварительно выбив невероятными усилиями столик) за ужином в Гагрипше, а вечером, прогулявшись под шум цикад по набережной до летнего театра, посмотреть спектакль.

Ресторан Гагрипш
Колоннада

Жилье, которое мы забронировали из дома, было более чем скромным. Благодаря природному обаянию, мы понравились хозяйке, и она разрешила нам занять комнату на втором этаже, размером не более 10 квадратных метров. Кроме трех кроватей, само собой, в комнате больше ничего не помещалось. Главным плюсом расположения на втором этаже являлось наличие террасы перед нашей комнатой, которая на время нашего проживания негласно перешла в наше пользование. На террасе мы отдыхали и иногда ужинали, но главное — она давала нам ощущение простора и свободы.

Ужин в Гаграх

Душевая же была общая на весь дом, то же касалось и кухни с холодильником. Сейчас бы мы были в шоке от таких условий, а тогда были счастливы и тому, что было, благо хозяева были действительно замечательными и добрыми людьми.

До этой поездки я был на море очень давно, еще в детстве, поэтому я был в полном восторге от пляжного отдыха в Гаграх. Пляж — галька, яблоку негде упасть, никаких тебе шезлонгов (даже за деньги) и уютных кафешек в тени зонтиков, но нам было хорошо и без этого.

Пляж в Гаграх

Я плавал, нырял с пирса, рассматривал различных килек под водой, а если уставал, ложился на матрас, и под убаюкивающую легкую качку на волнах, разглядывал горные вершины в небе нереальной синевы. Пляжные активити в то время в Гаграх были слабо развиты, мы один раз взяли напрокат катоморан (бесполезное предприятие) и один раз прокатились на банане, поездка на котором подарила нам чудную встречу со стаей дельфинов. Пару раз мы задержались на пляже до темноты, и смогли наблюдать шикарные закаты.

Закат над Черным морем

Кроме пляжных развлечений, один день мы посвятили походу в аквапарк под открытым небом, где было довольно весело, но мы умудрились безбожно сгореть.

Обжившись в Гаграх мы стали искать варианты, чтобы посмотреть другие места маленькой, но такой прекрасной Абхазии. У уличных туроператоров мы приобрели билеты на 2 экскурсии: одна включала в себя посещение дачи И. В. Сталина, системы подземных пещер и города Новый Афон, с распологающимся в нем знаменитым монастырем. Посещение дачи великого вождя было довольно скучным мероприятием, хотя и очень атмосферным. Сдержанные интерьеры дома как бы дополняли загадочную и почти мистическую личность хозяина.

На даче Сталина

Побродив по мрачноватому особняку нас привезли ко входу в пещеры, и прогулка по ним была уже гораздо увлекательней. До этого я не видел ничего подобного, и поэтому с интересом глазел по сторонам и слушал гида, который рассказывал историю образования и исследования этих пещер, чем отличаются сталактиты от сталагмитов, и почему они разного цвета.

Пещеры под Новым Афоном

Вишенкой на торте стал город Новый Афон — очень красивое место и туристическая мекка Абхазии, посетить которое стоит каждому гостю республики.

Водопад в Новом Афоне
Новоафонский монастырь

Вторая экскурсия мне понравилась больше первой и проходила по следующему маршруту: горное озеро Рица (одна дорога к которому, идущая через каньон и места невероятной красоты и силы стоят отдельного рассказа), второй по значимости курорт Абхазии — Пицунда, и на обратном пути посещение винно-коньячного заводика с непременной дегустацией его продукции. Правда, даже сейчас, когда мы уже видели много красивых мест в самых разных уголках планеты, озеро Рица и дорога к нему уверенно занимают свое место в топе самых-самых прекрасных из них. Горные реки с изумрудной водой, серпантин горной дороги, от которой захватывает дух, бесконечные отвесные скалы каньонов, реликтовые растения, растущие внутри этих скал, могучие и изящные водопады, и в самом конце, главный приз — невероятное озеро Рица. Жаль, фото, сделанные на примитивную мыльницу, не передадут магии этих мест.

Ущелье на дороге к озеру Рица
Виды на дороге к озеру Рица
Горная река по дороге к озеру Рица
Озеро Рица

Следующим пунктом экскурсии была Пицунда, и после этого великолепия, она не произвела на нас никакого впечатления… Единственным плюсом посещения Хрущевского любимого курота стала возможность искупаться (зной стоял невыносимый во время всего нашего путешествия по Абхазии). В конце экскурсии мы я изрядно накидался на бесплатной дегустации коньяка и вин местного производства, в результате чего раздобрел и потратился на пару бутылок какого-то крепкого напитка.

Третий наш тур в глубь Абхазии мы организовали сами: просто сели в маршрутку до столицы республики — города Сухум. Именно эта поездка стала самой интересной и познавательной из всех, причем и самой дешевой. Я давно пришел к выводу, что если хочешь познакомиться с жизнью и колоритом новой для тебя страны — тебе в общественный транспорт. В процессе этой поездки мы узнали об Абхазии больше всего, просто глазея в окна и слушая разговоры соседних пассажиров. Кроме самой дороги мне очень понравился Сухум — город, который и был целью нашей поездки. Потрясающе красивый, при этом изуродованный войной, которая как ни старалась, не смогла убить его очарование. В Сухуме мы посетили ботанический сад и обезьяний питомник, прошлись по главным улицам города, посидели на набережной и отправились обратно в Гагры, увозя с собой кучу приятных впечатлений и воспоминаний.

Обезьяний питомник в Сухуме
Ботанический сад в Сухуме
Гостиница Абхазия в Сухуме
Сухум
Здание правительства в Сухуме после военных действий

Две недели в Абхазии пролетели очень быстро, и пришло время возращаться домой. Поблагодарив хозяев и сердечно с ними простившись, мы тронулись в обратный путь. Попали в Адлер мы за несколько часов до поезда, поэтому пошли прогуляться, чтобы убить время. Во время этой прогулки мы были неприятно удивлены поведением людей — вроде и Абхазия не заграница, и регион практически один и тот же, но мы так привыкли к приятному общению с милыми абхазами, и успели отвыкнуть от присущего нашим людям хамству. В поезд мы загрузились в пик жары, и я с тоской осознал, что в этот раз вагон был старый и без кондиционера. Холодное пиво, взятое с собой в вагон, за считанные минуты нагрелось до состояния парного молока, и я с ужасом ожидал тяжелый путь домой. Однако, как ни странно, но обратная дорога далась гораздо легче. Поезд шел без задержек, после первой ночи мы были уже за Воронежем, где погода уже не заставляла сожалеть об отсутствии кондиционера. Кроме этого, на вокзале Воронежа мы купили раков (с тех пор я больше не ел этих членистоногих), поедание которых в прикуску с пивом, очень облегчило долгую дорогу.

Теги: Самостоятельные путешествия, Пляжный отдых, Культурно-познавательный туризм