Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был вчера 19:19
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Петропавловск-Камчатский — Россия Июль 2018

Общий обзор о нашем двухнедельном путешествии здесь:

«Отсюда начинается Россия. Камчатский калейдоскоп». https://www.tourister.ru/responses/id_24167

Погуляв по малой долине гейзеров (дачным источникам) https://www.tourister.ru/responses/id_24167

и побывав на вахтовке в снежном плену https://www.tourister.ru/responses/id_24192

следующим днём мы отправляемся вместо Авачинского вулкана (что должен быть по программе) на морскую прогулку по Авачинской бухте.

Причиной такой жёсткой замены тура стала плохая погода. В такой дождик и туман на Авачу не идут.

Мы недовольны, однако подавляющее большинство из нашей группы воспринало такую подмену равнодушно. Чувствуется что наши попутчики уже находились по вулканам, насмотрелись фумарол и в глубине души даже довольны что хоть в последний день тура можно будет передохнуть на катере.

Ничего, на Авачинский я ещё поднимусь не со своей группой, а куплю этот тур в другой компании и об этом будет отдельный подробный рассказ.

Морская прогулка по Авачинской бухте

А пока добро пожаловать на борт.

Новый морвокзал сдали всего год назад и теперь отсюда грузят никель, руду, и…. золото с камчатских приисков что лежит на пирсе в мешках.

Владельцы судов неохотно пользуются этим новым портом, уж больно дорого тут стоять. Но порт построен, деньги освоены.

Здание нового морвокзала.

Старые знакомые из нашей компании уже закусывают.За неделю совместных сплавов-восхождений мы уже почти со всеми перезнакомились, подружились, обменялись телефонами.

Костя из Москвы и Татьяна из Германии (родом она с Горловки).Пока пьём закусываем я без труда собрал команду из шести человек на завтрашний тур на водопад Вачкажец. Вот это альбом о том восхождении кто не видел: https://acvazul-v2010.tourister.ru/photoalbum/37192

Морская прогулка по Авачинской бухте

Корабли береговой охраны.Вообще-то рейд для всех судов и катеров на сегодня закрыт военными из-за парада который должен состояться через неделю на день МВФ.В бухту тащат подлодки, вот и перебдили военные.Но как объяснил нам капитан мы всё-таки прошмыгнули из бухты слегка с нарушением.

Вон слева город Вилючинск.Судя по переговорам по рации не мы сегодня одни такие дерзкие, многие другие тур-катера тоже рискнули покинуть бухту.

Морская прогулка по Авачинской бухте

Бухта была открыта, нанесена на карту и описана летом 1729 г. во время Первой Камчатской экспедиции под командой Витуса Беринга.Бухта настолько удобна и отлично укрывает суда, что город просто обречен быть построен именно на этом месте. Бухта настолько глубока что может принять любое судно мира.

Видите нерпа плывёт? Конечно не видите, далеко и фото получилось не очень.

Водоплавающая птица.

Морская прогулка по Авачинской бухте

Длина бухты 24 километра, ширина у входа — 3 километра, общая площадь водного зеркала равна 215 км².

Морская прогулка по Авачинской бухте

В бухту впадают реки Авача и Паратунка. Берега в свою очередь изрезаны многочисленными мелкими бухтами: Тарья, Тихая, Раковая, Бабия, Петропавловская, Сероглазка, Моховая и др. Оборудована маяками.

По берегам бухты находятся города Петропавловск-Камчатский и Вилючинск.

Морская прогулка по Авачинской бухте

Является основным местом базирования Тихоокеанского флота РФ на Камчатке.В Вилючинске база подлодок и по рации оттуда дают, наконец, добро выйти судам из бухты в Авачинский залив.

Морская прогулка по Авачинской бухте

Остров «Бабушкин камень». Правда ни капли на бабушку не похож?Он расположен у выхода из Авачинской бухты.Остров яляется кекуром, расположенный у входа в Авачинскую бухту.

Морская прогулка по Авачинской бухте

Бабушкин Камень — место гнездования морских птиц.

В окрестностях кекура находятся гроты, которые в большинстве под водой.Поэтому эти места часто посещают дайверы и аквалангисты. Подводный мир этих мест богат и живописен. Видовой состав подводной фауны и флоры чрезвычайно разнообразен и красочен — несколько видов морских звезд, ежей, пышные актинии, колониальные гидроиды, губки, морские огурцы, многочисленные рыбы.

Морская прогулка по Авачинской бухте

И тут пошла рыбалка!Ловим на осьминога.

Морская рыбалка оказалась тут супер.

Морская прогулка по Авачинской бухте

Камбала.Не успевали одну за одной вытаскивать.Не то что скромный улов на сплаве на реке Быстрая: https://www.tourister.ru/responses/id_24217 И даже я несчастливый рыбак тут рыбу словил. Так получилось что она клюнула сразу аж на две удочки! Сосед подцепил её за брюхо, но клюнула при этом она мою наживку. Значит поймал всё-таки я!

Она клюнула у нас обоих, так и вытащили мы её вдвоем.

Морская прогулка по Авачинской бухте

Камбала что я поймал. На морской рыбалке я впервые в жизни и она мне очень понравилась поскольку от обилия рыбы тут не заскучаешь.

И вот уже нам капитан приготовил уху из только что пойманной нами рыбы.Вку-у-у-сная!

Морская прогулка по Авачинской бухте

Чёртов палей стоит из воды.

Вот «Бабушкин камень» вновь. С другой стороны. С этой стороны гнездование лучше видно, правда далеко.

Морская прогулка по Авачинской бухте

Я напросился к рулевому и тот меня развлекает байками о морской жизни.

Морская прогулка по Авачинской бухте

Своеобразным символом бухты и её достопримечательностью являются скалы Три Брата, расположенные у выхода в открытый Авачинский залив.

Береговая охрана не дремлет.Тут капитан уже приготовил нам крабов.

Морская прогулка по Авачинской бухте

Но как показала последующая 9-часовая морская прогулка в Бухту Русскую, разделывет он их неправильно. Но об этом напишу в другой заметке.Кроме того он нам приготовил не свежего, а размороженного краба.

И неизвестно где и сколько он провалялся перед тем как краба заморозили.Тем более что икра крабья так и неразморозилась даже в процессе варки и была ледяная.И настолько краб был неправильно приготовлен или он был слегка подпорчен, что ночью меня с него пронесло.А вот на 9-часовой последующей экскурсии разделывали краба правильно и он был свежепойманный. Но и стоила на Бухту Русскую экскурсия аж 9 000 руб., а эта наша по Авачинской короткая только 5 000.Но мы за сегодняшнюю не платим, так как она входит в тур и назначена вместо восхождения на Авачинский вулкан.И икрой морского ежа нас тут и на Бухте Русской не покормили.Между тем наша экскурсия заканчивается и мы возвращаемся в порт.

Бакены.

Вон впереди Петропавловска трубы.

Морская прогулка по Авачинской бухте

Снова нерпа плывёт. Они из семейства тюленьевых.Кормятся рыбами и ракообразными верхних слоёв воды.

Пушки батареи Максутова в честь обороны в Крымскую войну 1853—1856 гг.Батарея № 3 получила название «Смертельная», потому что почти не была прикрыта бруствером и на ней были большие потери.Пора уже, друзья, наконец рассказать о героической обороне Петропавловска-Камчатского.За что городу присвоено звание город воинской славы?

Из Википедии:

Оборона Петропавловска является одним из значимых сражений Крымской войны и второй половины XIX века.

Евгений Терле назвал Петропавловскую победу 1854 года «лучом света», который вдруг прорвался «сквозь мрачные тучи».

Главной причиной нападения союзников на Петропавловск была борьба великих держав за господство на море и, в частности, на Тихом океане. В особенности стремилась к этому Британия.

Одержав победу над Китаем в Первой Опиумной войне 1840–1842 годов, британцы решили, что смогут овладеть и слабо укреплёнными русскими тихоокеанскими поселениями.

Уже с 1840-х годов русское правительство было обеспокоено за будущее русских тихоокеанских владений и, в частности, за будущее Камчатки. Многим казалось подозрительным, что с середины 1840-х годов в порт зачастили иностранные китобои. Особенно тревожило появление в порту отдельных английских судов, часто — под чужим флагом.

В 1848 году граф Н. Муравьёв, только что назначенный губернатором Восточной Сибири и Дальнего Востока, обратил внимание на растущую угрозу нападения иностранцев на Камчатку. Он начал строительство военных укреплений в Петропавловском порту.

В отчёте министру внутренних дел Перовскому Муравьёв писал:

»Авачинскую губуукрепить, а без того она будет игралищем самой незначительной враждебнойэскадры; там ныне уже были два английских военных судна в одно время; на них было более 200 человек экипажа (шлюп и шхуна, путешествующие под видом отыскания Франклина)…
…Я много видел портов в России и Европе, но ничего подобного Авачинской губе не встречал; Англии стоит сделать умышленно двухнедельный разрыв с Россиею, чтобы завладеть ею и потом заключить мир, но Авачинской губы она нам не отдаст».

Вновь Википедия:

Именно тогда Муравьёв назначил новым управителем Камчатки энергичного администратора, генерал-майора по Адмиралтейству Василия Степановича Завойко.

В Петропавловске узнали о начале войны и о готовящемся нападении союзников на тихоокеанское побережье России на исходе мая 1854 года. Официальное известие об этом военный губернатор Камчатки и командир Петропавловского военного порта генерал-майор В. С. Завойко получил от генерального консула России в США.

Правда, ещё в марте того же, 1854 года, американское китобойное судно доставило губернатору дружественное письмо короля Гавайских островов. Король Камеамеа III предупреждал Завойко, что располагает достоверными сведениями о возможном нападении летом на Петропавловск англичан и французов.

Завойко немедленно обратился ко всему населению Камчатки с воззванием.

Оно гласило:

«При приближении неприятеля к порту быть готовыми отразить его и немедленно удалить из города женщин и детей в безопасное место. Каждый должен позаботиться заблаговременно о своём семействе.

Я пребываю в твёрдой решимости, как бы ни многочисленен был враг, сделать для защиты порта и чести русского оружия всё, что в силах человеческих возможно, и драться до последней капли крови; убеждён, что флаг Петропавловского порта во всяком случае будет свидетелем подвигов чести и русской доблести!»

Морская прогулка по Авачинской бухте

Противник был уверен в своей лёгкой победе и не спешил. Этой медлительностью весьма удачно воспользовались защитники города: они успели завершить основную часть работ по созданию главных укреплений порта до прибытия вражеской эскадры.

Петропавловск был крайне слабо укреплён. В городе имелось всего шесть 6-фунтовых пушек и одно полевое 3-фунтовое орудие на конной тяге. Численность гарнизона Петропавловска составляла всего 231 человек. В надежде на получение затребованных им у губернатора Восточной Сибири и Дальнего Востока орудий, В. С. Завойко заблаговременно распорядился о подготовке позиций для их установки (батарей). Из добровольцев, из местного населения, формировались стрелковые отряды и отряды, которые должны были заниматься тушением возможных пожаров. К счастью для защитников города, в июле 1854 года они неожиданно получили значительную помощь. 1 июля 1854 года в Петропавловск, совершив полукругосветное плавание, пришёл фрегат «Аврора» под командованием капитан-лейтенанта Ивана Николаевича Изыльметьева. Фрегат направлялся в залив-Де-Кастри, для усиления Тихоокеанской эскадры вице-адмирала Е. В. Путятина. Из-за цинги, поразившей 2/3 экипажа, и недостатка питьевой воды И. Н. Изыльметьев решил зайти в Петропавловск. Ознакомившись с состоянием дел в городе, он согласился на просьбу В. С. Завойко остаться в Петропавловске и помочь в отражении нападения противника.

24 июля 1854 года военный транспорт (бригантина) «Двина» доставил в Петропавловск из залива-Де-Кастри 350 солдат Сибирского линейного батальона, 2 двухпудовые мортиры и четырнадцать 36-фунтовых пушек. На «Двине» прибыл на Камчатку и остался там военный инженер поручик Константин Мровинский, возглавивший строительство береговых батарей в Петропавловском порту. К исходу июля гарнизон порта вместе с экипажами кораблей насчитывал, согласно позднее поданному В. С. Завойко рапорту о исходе боя, 988 человек (349 человек на кораблях, 368 на батареях и 271 человек — в стрелковых партиях).

В подготовку к обороне включилось и всё население города и его окрестностей (около 1600 человек). Работы по сооружению семи береговых батарей и установке орудий велись почти два месяца круглые сутки, днём и ночью. Защитники Петропавловска возводили укрепления, в скалах вырубали площадки для батарей, неприступные для морского десанта, снимали с кораблей орудия, вручную перетаскивали их по крутым склонам сопок и устанавливали на берегу.

Фрегат «Аврора» под командованием И. Н. Изыльметьева и транспорт «Двина» были поставлены на якоря левыми бортами к выходу из гавани. Орудия правых бортов сняли с кораблей для усиления береговых батарей. Вход в гавань загородили боном.

Морская прогулка по Авачинской бухте

В полдень 17 (29) августа 1854 года передовые посты на маяках обнаружили эскадру из шести кораблей. В Петропавловске прозвучал сигнал боевой тревоги. От эскадры отделился трёхмачтовый пароход и начал промерять глубины на подходах к мысу Сигнальный и входу в гавань.

Утром 18 (30) августа эскадра вошла в Авачинскую бухту. В её составе были:

Английские корабли:

Французские корабли:

Пароход «Вираго».

Объединённой эскадрой командовал англичанин контр-адмирал Дэвид Прайс, французским отрядом — контр-адмирал Фебврье-Деспуант. Всего эскадра располагала 216 орудиями, её личный состав насчитывал 2700 человек (2200 чел. — экипажи кораблей, 500 чел. — специально подготовленные десантники).

Однако, следует отметить, что при формальном численном превосходстве союзной артиллерии, значительная часть британских орудий была короткоствольными карронадами, мало приспособленными для ведения боя с береговыми укреплениями. Кроме того, ввиду бортового расположения орудий на деревянных кораблях, реально в ход могло быть пущено одновременно не более половины всего вооружения, что с самого начала делало сомнительным возможность подавления столь недостаточными силами береговых батарей.

Согласно рапорту генерал-майора В. С. Завойко от 26 августа (7 сентября) 1854 года, в бухте находились следующие русские суда:

Морская прогулка по Авачинской бухте

Красивейшая романтичная сопка Мишенная (другое название сопка Любви) где мы с Вами ещё непременно прогуляемся.

Англо-французы предприняли две попытки штурма Петропавловска. По первоначальному плану союзники должны были, уничтожив артиллерийским огнём батареи № 1 и 4, войти в гавань и уничтожить батарею № 2, «Аврору» и «Двину». После чего в городе должен был высадиться десант, который при поддержке кораблей захватил бы город.

Первый штурм города:

31 августа 1854 года с утра корабли англо-французов начали занимать отведённые им по диспозиции места, как вдруг движение прекратилось и корабли вернулись на свои места на якорной стоянке у входа в Авачинскую бухту. Причиной этого было неожиданное самоубийство контр-адмирала Прайса. Фрегат «Аврора» был упущен его эскадрой во время стоянки в порту Кальяо, в Перу, что было ударом по репутации Прайса, поскольку уничтожение «Авроры» и фрегата «Паллада» было одной из прямых задач, поставленных перед ним. Также британский адмирал, надеясь на лёгкую победу в Петропавловске, по свидетельствам соратников, был весьма расстроен, когда понял, что город неплохо укреплён и вполне готов к обороне. Командование над эскадрой принял контр-адмирал Фебврье-Деспуант, который ничего не изменил в первоначальном плане.

Утром 1 сентября 1854 года союзники двинулись на первый штурм.

Фрегаты «Президент», «Пайк», «Форт» и пароход «Вираго» вели огонь по батареям № 1,2 и 4, «Авроре» и «Двине». В это время фрегат «Евридика» и бриг «Облигадо» обстреливали батарею № 3, отвлекая внимание защитников; также ими вёлся перекидной огонь через Никольскую сопку в надежде поразить «Аврору» и «Двину». После продолжительной перестрелки и полученных ими многочисленных попаданий от русских, «Президент», «Пайк», «Форт» и «Вираго» «сбили внешний замок с дверей» Петропавловска — заставили замолчать батареи № 1 и 4.

Батарею № 2 они уничтожить не смогли. Также не удалось нанести сколько-нибудь значительные повреждения «Авроре» и «Двине».

Огонь «Евридики» и «Облигадо» не принёс никакого успеха. После того как прекратили огонь батареи № 1 и 4, французы высадили десант на батарею № 4, в количестве 600 человек.

Батарея № 2 дала несколько залпов по десантникам, но воспрепятствовать их высадке не смогла. По приказу В. С. Завойко в контратаку на «Кладбищенскую» батарею был послан отряд в количестве 130 человек (матросы с «Авроры» и добровольцы стрелковых отрядов) — все, кто был «под рукой» у командования. Завидя приближение отряда петропавловцев, французские десантники, нанеся несколько ударов палашами по станкам уже заклёпанных отступившими русскими комендорами пушек, бросились к своим шлюпкам и вернулись обратно на корабли, не дав защитникам приблизиться к себе даже на расстояние ружейного выстрела.

После чего корабли союзников вернулись на свои якорные стоянки у входа в бухту. Так закончился 1-й штурм Петропавловска. До 5 сентября 1854 года англо-французы занимались устранением нанесённых им повреждений, хоронили погибших на острове Крашенинникова. По свидетельствам защитников города, которые наблюдали это с ближних батарей, от эскадры к острову отошло несколько ботов с мёртвыми телами.

Второй штурм города:

5 сентября 1854 года союзники предприняли 2-й штурм города.

Теперь основной удар нападавших был направлен на две батареи — № 3 (на перешейке) и № 7 (на северной оконечности Никольской сопки).

Их обстреливали «Президент», «Форт» и «Вираго». «Пайк», «Евридика» и «Облигадо» вели огонь по батареям № 1 и 4 (все орудия, повреждённые в бою 1 сентября, были полностью восстановлены оружейными мастерами), имитируя предыдущую атаку и отвлекая внимание защитников. Позже «Пайк» и «Евридика» присоединились к «Президенту» и «Форту», помогая им в борьбе с батареями № 3 и 7.

Из статьи К. Мровинского:

«Неприятель разделил свою эскадру на две половины и, поставив одну половину против одной батареи, а другую против другой, открыл одновременно по ним огонь. Забросанные ядрами и бомбами батареи, имея всего 10 орудий, не могли устоять против 113 орудий, в числе которых большая часть была бомбическая (на берегу найдены ядра весом в 85 английских фунтов), и после трёхчасового сопротивления орудия почти все были повреждены, и прислуга с батарей принуждена была отступить».

После жаркой перестрелки с батареями № 3 и 7 (батарея № 3 получила после этого название «Смертельная» (та самая бат. «Максутова» что Вы видели на верхнем фото), потому что почти не была прикрыта бруствером и на ней были большие потери) и их подавления, англо-французы высадили 250 человек на перешеек у батареи № 3 и 700 человек у батареи № 7.

По плану большая часть десанта должна была, поднявшись на Никольскую сопку и ведя огонь на ходу, атаковать и захватить город. Остальные (из группы, высадившейся у батареи № 7) должны были, уничтожив батарею № 6, выйти на просёлочную дорогу и атаковать Петропавловск-Камчатский со стороны Култушного озера.

Но осуществить эти замыслы не удалось. Батарея № 6, при поддержке полевого 3-фунтового орудия, несколькими залпами картечи заставила десантников повернуть назад к Никольской сопке.

Таким образом, там оказалось около 1000 человек, которые поднялись на сопку и, ведя штуцерный ружейный огонь по порту, «Авроре» и «Двине», стали спускаться вниз к городу. В. С. Завойко, разгадав замысел противника, собрал все резервы, снял с батарей всех, кого можно было, и бросил людей в контратаку. 950 десантникам противостояли несколько разрозненных отрядов русских в количестве 350 человек, которые подходили к сопке так быстро, как могли, и должны были контратаковать вверх по склону.

Несмотря на значительное численное превосходство противника, русские, всюду яростно атакуя, заставили где только было можно его остановиться, а затем и отступить. Часть десанта была отброшена к обрыву, выходящему к морю. Немало из них покалечились или разбились, прыгая вниз с 40-метровой высоты.

Корабли противника пытались прикрыть отступающий десант огнём артиллерии, но ничего из этого не вышло — огонь английских и французских фрегатов был неэффективен. На кораблях, не дождавшись подхода десантных ботов, в страхе стали выбирать якоря. Корабли уходили к своим якорным стоянкам, заставляя догонять себя ботам, в которых было немного людей, способных грести вёслами.

Сражение шло более двух часов и закончилось на Никольской сопке полным поражением англичан и французов. Потеряв 400 человек убитыми, 4 пленными и около 150 ранеными, десант вернулся на корабли. В трофеи русским досталось знамя, 7 офицерских сабель и 56 ружей.

В этом бою со стороны русских погибли 34 бойца. На Никольской сопке было обнаружено после боя 38 убитых десантников, которых не успели забрать (нападавшие с удивлявшим петропавловцев упорством старались подобрать и унести даже убитых).

После двухдневного затишья англо-французская эскадра отплыла 26 августа (7 сентября).

Морская прогулка по Авачинской бухте

В. С. Завойко предложил офицерам выбрать из своей среды достойного для доставки в Санкт-Петербург победного рапорта. Офицеры единодушно назвали имя князя Дмитрия Петровича Максутова, строителя и защитника батареи № 2, брата погибшего командира «Смертельной» батареи (№ 3) князя Александра Максутова. 14 сентября Д. П. Максутов сел на американское судно «Ноубл» (Noble), зафрахтованное для плавания в Охотск.

Максутов в пути из Охотска в Якутск чуть было не погиб: он провалился под лёд на реке Мае, но чудом спасся. 6 ноября он был в Иркутске. 26 ноября Максутов прибыл в столицу.

Царь Николай долго расспрашивал Максутова и тут же произвёл его в капитан-лейтенанты. За отличие, оказанное при отражении нападения англо-французской эскадры на Петропавловск контр-адмирал Завойко был награждён орденом Святого Георгия 3-й степени.

Отчёт о боевых действиях и одержанной победе был опубликован в некоторых газетах и журнале «Морской сборник», декабрь, 1854 год. В опубликованном тексте были опущены некоторые сведения, которые Петербург решил сохранить в секрете. Публикация в русской прессе вызвала шок в Европе. Английская и французская пресса подвергла жёсткой критике действия командующего Объединённой Тихоокеанской эскадрой британского контр-адмирала Прайса. В европейской прессе также появилось множество фельетонов, карикатур и язвительных комментариев в адрес британских и французских моряков, участвовавших в неудачном штурме Петропавловска.

Несмотря на успешную оборону города, стали очевидными трудности со снабжением и удержанием столь удалённых территорий. Было принято решение об эвакуации порта и гарнизона с Камчатки. Курьер есаул Мартынов, покинув Иркутск в начале декабря и проехав через Якутск, Охотск и по льду вдоль дикого побережья Охотского моря на собачьих упряжках, доставил этот приказ в Петропавловск 3 марта 1855 года, преодолев 8000 вёрст (8500 км) за небывало короткое время в три месяца.

Местному коренному населению было сказано уйти на север.

Казаки перешли в посёлок, расположенный в устье реки Авача, старшим среди оставшихся был назначен есаул Мартынов. Все остальные, забрав пушки, оружие, порох, домашний скарб, дрова и доски, погрузились на транспорты под охраной двух кораблей. Наступала зима, и бухта покрылась льдом.

Солдаты и матросы гарнизона Петропавловска пропилили во льду проход и освободили корабли из ледового плена. Русская эскадра, имея в своём составе фрегат, корвет, три транспорта и бот, успела покинуть порт раньше повторного прибытия англо-французских сил.

8 (20) мая 1855 года Объединённая англо-французская экспедиция из пяти французских и девяти английских вымпелов зашла в Авачинскую губу с намерением взять реванш за обидное поражение.

Пустынное побережье встретило разведывательную партию тишиной. Было обнаружено, что Петропавловска больше не существует, — место это жителями и гарнизоном покинуто, укрепления срыты, постройки сожжены и пепелище совершенно непригодно для того, чтобы здесь можно было разместиться и использовать порт по назначению.

Британский командующий, обозлённый неудачей, собрал на флагмане совещание. При здравом размышлении было высказано предположение, что русская эскадра ушла на юг. Английские и французские корабли снялись с якорей и двинулись в погоню. Решено было перехватить русских в открытом море и в решительном сражении потопить корабли противника вместе с эвакуированным гарнизоном и жителями города.

Контр-адмирал Завойко с эскадрой в составе шести вымпелов: фрегат «Аврора», корвет «Оливуца», транспорты «Байкал», «Двина», «Иртыш» и «Бот № 1», с погруженным на транспорты имуществом, солдатами гарнизона и жителями Петропавловска, вышел в море для следования к устью реки Амур.

8 мая в заливе-Де-Кастри российские корабли неожиданно встретили разведывательный отряд англо-французской эскадры в составе трёх военных кораблей. Контр-адмирал Завойко действовал решительно: произошло «огневое соприкосновение». К ночи канонада стихла. Отряд противника запер русскую эскадру в бухте и стал на якоря у выхода, ожидая подкрепления. В ночь с 9 на 10 мая русская эскадра под прикрытием тумана снялась с якорей и бесшумно ускользнула из залива. Пройдя Татарским проливом между континентом и островом Сахалин, контр-адмирал Завойко отдал приказ зайти в глубокое и широкое здесь устье Амура и подняться вверх по течению реки.

Поиски на следующий день исчезнувшей русской эскадры не привели к каким-либо результатам. Полагая, что корабли противника спрятались в глубине «бухты», было принято решение терпеливо дожидаться, когда голод и холод вынудит русскую эскадру встретиться с ним в открытом бою.

Ни французы, ни англичане не знали самого большого секрета русских: Сахалин — это остров; существует судоходный сквозной пролив, отделяющий Сахалин от континента; устье Амура вполне удобно для захода океанских кораблей. Это были те бесценные сведения, которые добыл в своей исследовательской экспедиции капитан I ранга Русского военно-морского флота Геннадий Невельской.

Эскадра контр-адмирала Завойко поднялась вверх по течению Амура и стала на якоря на левом берегу реки у русского казенного поселения пост Николаевский — пограничного поста, основанного 1 августа 1850 года. В течение двух с половиной месяцев на левом берегу Амура силами солдат, матросов, казаков, «охотников» (добровольцев) и эвакуированных жителей уничтоженного Петропавловска был построен новый город-порт Николаевск (Николаевск-на-Амуре).

Итоги военной кампании на Тихом океане оказались ошеломляющими. Отлично снаряженная Объединенная англо-французская эскадра с корпусом морской пехоты на борту не смогла взять штурмом слабо укреплённый город-порт. Морские пехотинцы, к стыду своему, в бою потеряли знамя.

Выследив и «заперев» русскую эскадру в заливе-Де Кастри, английские и французские адмиралы «проспали» выпавшую им удачу и упустили русских. Отсутствие точных карт и сведений, которые свидетельствовали бы о том, что Сахалин не полуостров и существует судоходный пролив к северу, заставило Командующего эскадрой контр-адмирала терпеливо ждать появления русских кораблей «из залива».

Но они так и не появились. Русская эскадра бесследно «исчезла». Её нашла в Лондоне на своих страницах британская газета «Таймс». Разразился грандиозный скандал.

Английская и французская пресса развернула широкую кампанию травли командующего Союзной англо-французской эскадрой, обвинив его в трусости и некомпетентности. О поражении в английском Адмиралтействе постарались побыстрее забыть.

А на берегу Амура появился новый российский город-порт Николаевск.

Спасибо всем кто дочитал этот бесконечный рассказ.

Так подробно я описал театр военных действий той далёкой войны на Тихом океане для самого внимательного моего читателя. Ну Вы его знаете по многочисленным комментариям к моим рассказам.