Турист Galina Poryadina (Galina_Poryadina)
Galina Poryadina
была 18 августа 2023 21:33

Минск, Мир, Гродно, Лида, Брест, Несвиж — Беларусь Январь 2018
Знакомая и неизвестная Беларусь

От всеобщей русской традиции проводить новогодние праздники за столом мы отказались в который раз и отправились осмотреть постсоветское пространство, а именно Беларусь. Выезжали из Москвы в 6 утра 2 января. Вернулись поздно вечером 6-го числа. Итого пять дней на братскую страну. Как по мне этого вполне достаточно, т. к. последствия ВОВ мало, что оставили в живых из исторических ценностей Беларуси.

Границу мы прошли, точнее проехали без остановок. Никто, никакие документы не спрашивал, никаких проверок и досмотров не прводил, что на российской таможне, что на белорусской. И для посещения страны достаточно российского паспорта. Даже загранник не нужен. Вот такая дружба народов)))

В Минске мы были около 15:00. Заселились в забронированные заранее апартаменты и отправились гулять по вечернему Минску. В общих чертах, Минск мне напомнил мой родной Тамбов в первой половине 90-х годов. Много государственных магазинов с продавцами в одинаковой униформе из тонгкого сукна, но и частные киоски и магазинчики присутствуют, хотя в нашей компании большинство сошлись во мнении о сходстве с советскими временами. Советское время я помню исключительно по фильмам и маминым рассказам, а вот последствия перестройки немного проскакивают в памяти, хоть и весьма туманно. Таким образом столица Беларуси оказалась очень скромным городом(в сравнении, к примеру с той же Москвой), но тем не менее интересным для туриста. А еще этот город позволил немного почувствовать себя снова маленькой девочкой, когда покупаешь прижное за 80 копеек (это в ГУМе) и фотографируешься с картонным Дедом Морозом))) (это на главной площади).

Автомобильный вояж по Беларуси

Еще хотелось бы отметить Верхний город, это историческая часть. Но с учетом того, что в реальности исторических зданий здесь практически не осталось. Много восстановлено или отстроено заново. И заметно, что усилий для этого приложено не мало. Вместе с тем, здесь же можно увидеть и современные высотки. Ну и много новогоднего убранства, что логично)))

Автомобильный вояж по Беларуси

Вот такая недолгая, но душевная прогулка по Минску у нас получилась.

3 января с утра мы отправились в городской поселок Мир посмотреть главную достопримечательность — Мирский замковый комплекс. Вот уж действительно место, достойное посещения. С 2000 года комплекс в списке наследия ЮНЕСКО, и конечно не обошлось без серьезной реставрации. У этого места богатая история и как и улюбого замка свои легенды. Одну из них хочу вам рассказать. В XIX веке князь, который владел замком велел вырубить яблоневый сад, который располагался вокруг и выкопать на этом месте озеро. Было это весной во время цветения деревьев. По народному поверью рубить цветущее дерево большой грех, и слуги князя отказались это делать, испугавшись быть проклятыми. Тогда князь сам вырубил сад, а, нанятые им люди не из местных, копали озеро. При этом почти каждый день здесь происходили несчастные случаи. Так однажды, погиб сын ведьмы здешних краёв, которая, не пережив утрату, прокляла это место и пожелала, чтобы в этом озере утоноло столько людей, сколько было вырублено деревьев. В последствии и вправду на озере утонуло много людей, даже сам князь, хоть и не утонул, но умер на берегу озера. Вот такая грустная легенда.

Автомобильный вояж по Беларуси

Изнутри замок будет интересен и взрослым и детям. Много выставочных залов с экспонатами. Здесь и рыцарские доспехи, и оружие, и костюмы XVII—XIX вв., и посуда, и предметы интерьера. В общем красиво. В обеденном зале обратите внимание на потолок.

Автомобильный вояж по Беларуси

А во дворе можно было посмотреть костюмированное представление и пострелять из средневекового оружия. Нашему сыну(12 лет) очень понравилось.

На посещение замка у нас ушло чуть более 2-х часов. За это время мы осмотрели замок изнутри, полазали по одной из башен и наделали кучу фотографий на фоне замка. Если вы пытливый турист закладывайте на замок не менее 3-х часов. Место в действительности очень интересное.

А мы тем временем поехали до следующего пункта в плане поездки. Это город Лида и Лидский замок. Один из древнейших замков Беларуси, датируется XIV веком. Хотя, честно говоря не знаю почему называется он замком, на самом деле это больше оборонительная крепость. Здесь можно походить вокруг его стен, и внутри по периметру. Мы уложились за полчаса. Как видно из фото ниже, территория довольно скромная.

Автомобильный вояж по Беларуси

Также неплохой панорамный вид, если подняться на башню.

Пообедали мы в кафе, а точнее в Гастро-баре «Чеховъ», расположенном неподалеку от замка. Все в шаговой доступности. Вкусно и недорого. Рекомендую. И, так как Лида не богат гостиницами и отелями, отправились в областной центр — Гродно.

В Гродно мы вышли на прогулку уже в свете фонарей. Отмечу здесь лишь два католических храма, которые поражают своими масштабами. Первый:

Автомобильный вояж по Беларуси

Внутри поснимать не удалось, т. к. в это время шла служба. В Беларуси оказалось довольно много католиков.

Второй:

Автомобильный вояж по Беларуси

Здесь мы подошли уже к окончанию службы и успели заснять кусочек перед закрытием.

Короче говоря, не зря вышли на прогулку.

4 января, и мы снова в пути. На этот раз Беловежская пуща. Лично для меня заповедник с зубрами — одна из самых ярких ассоциаций с этой страной. Первая проблема, с которой мы столкнулись это парковка. Мест для всех посещающих категорически мало. Даже больше- парковаться пришлось на приличном расстоянии, т. к. даже вдоль дороги выстроен ряд машин, и поставить автомобиль совершенно негде. Мы заехали на ближайшую улочку в поселке Каменюки(это рядом с заповедником) и там нашли таки место. Не знаю какое расстояние, но мы шли примерно 10–15 мин от машины до кассы. Очередь туда тоже была могучая. Помимо самостоятельных туристов есть еще ведь и экскурсионные группы, а это не один автобус(!). И тем не менее мы оказались на территории. Здесь чисто, благоустроенно и очень красиво. Территория заповедника конечно огромная, и мы смогли осилить только вольеры с животными, т. к. передвигаться на своих двоих оказалось довольно утомительно. Но и такая прогулка нас порадовала. Одни только зубры чего стоят. Такие милашки) Они оказались очень общительными животными. Наверное ежедневное скопище людей вокруг них наложило свой отпечаток.

Автомобильный вояж по Беларуси

Помимо зубров здесь можно увидеть оленей, лошадей и даже страусов)

Автомобильный вояж по Беларуси

Нагулявшись на свежем воздухе, нам естественно захотелось кушать. И тут нас настигла вторая проблема. Небольшие кафешки (столовского типа), расположенные на территории заповедника и даже в поселке, все ориентированны на экскурсионные группы. Мест нет. Есть там и ресторан, тоже битком. Нам конечно предложили подождать часок, но нас такой вариант не устроил. И вот мы купив в местном сельпо чипсы(знаю вредно, но больше реально перекусить было не чем, даже булок(!) нет) поехали в Брест. И там местные посоветовали трактир «У озера». Очень вкусная беларусская кухня и интерьер в стиле славянской деревни, а также красивая территория вокруг. В летний сезон можно пообедать на улице. Тоже советую, кому интересна гастрономическая сторона путешествия. Потом прогулялись по вечернему Бресту в новогоднем убранстве. Очень красиво, много иллюминации.

5 января. И место, без которого поездка в Брест была бы не полноценной. Место, которое является священной памятью для народов бывшего СССР. Брестская крепость. Здесь началось страшное испытание для всех граждан того времени. Важный момент в истории, очень трагичный и бередящий сердце каждого нового поколения в нашей стране. И здесь это можно прочувствовать так же сильно, как, например, на Мамаевом Кургане в Волгограде. Схожая энергетика. Страшно представить какие ужасы пришлось пережить людям в ту пору. Читая строчки из дневников очевидцев, наворачиваются слезы и бегут мурашки. Находится здесь одновременно эмоционально тяжело и в то же время возникает невероятное чувство гордости за советский народ. Здесь надо быть, показывать детям, учить историю своей страны и помнить великий подвиг. Здесь не хочется ничего и никого слушать, просто молча почтить память погибших. По крайней мере при первом посещении. И к сожалению у меня не оказалось ни одного фото, т. к. меня полностью поглотила атмосфера этого места.

Чтобы эмоционально разрядиться мы вернулись в Брест, чтобы прогуляться по пешеходной улице с газовыми фонарями, которые до сих пор зажигаются фонарщиком. К сожалению сам процесс наблюдать не удалось. В остальном улица ничем не отличается от пешеходных улиц любого областного центра России. Много магазинчиков, ресторанов и кафе, кинотеатр и много лавочек для отдыха. Скоротать время можно, сделать покупки, если нужно. Приобрести белорусскую косметику и попробовать беларусский шоколад от кондитерской фабрики «Коммунарка». Ничего особенного, конечно, но подкупает, что фирменный, беларусский)

Автомобильный вояж по Беларуси

И вот остался последний пункт в нашем must see — Несвижский замок.

6 января. И это место оказалось вишенкой на торте. Были приятно удивлены атмосферой, понравилось «фсЁ». Но обо всем по порядку.

Размеры замка впечатляющие, заметно больше выше упомянутого Мирского комплекса.

Автомобильный вояж по Беларуси

Принадлежал этот замок когда-то богатейшему роду Великого княжества Литовского Радзивиллам. О роскошных интерьерах и несметных богатствах знатного рода ходят легенды. В настоящее время дворцово-парковый комплекс окружен декоративными озерами, тенистыми аллеями, да и внутри восстановлена былая роскошь, не зря замок является самым знаменитым в Беларуси.

Автомобильный вояж по Беларуси

Мы были приятно удивлены, что во многих залах проводились костюмированные представления, показывая разные эпохи. От XVII до XIX века, с элементами исторических событий, связанных с владельцами замка, собственно владельцы замка и будут в главных ролях. Очень интересно было смотреть. В зале, где была постановка XIX века, гостей приглашали поучаствовать — танцевали полонез. Лично я видела такое впервые, и мне понравилась экскурсия такого формата. Музейные работники отлично придумали, как оживить экспозиции в замке) А в одном из залов посетителям замка вручали подарки, всем без исключения — маленький пакетик с логотипом замка, в котором большая шоколадная конфета и блокнотик так же с символикой Несвижа. Мелочь, а приятно, даже очень)

Еще одна приятность — беспроигрышная лотерея. Мы выиграли бесплатное посещение выставки кукол в исторических костюмах. Это удивительно скурупулезные и невероятно красивые работы минской художницы Елены Байрачной.

Автомобильный вояж по Беларуси

Хочется так же отметить стилизованный сувенирный магазин «Креденс» на территории комплекса. Дешевых киайских побрякушек там нет. Качественные дорогие сувениры. Мы не ушли без покупки.

После осмотра комплекса внутри, мы еще немного погуляли по парку вокруг и отправились во свояси, увозя с собой приятные воспоминания о проведенном здесь времени.

Мое заключение по поводу всей поездки. В связи с общим советским прошлым, ощущений, что побывали за границей нет. И тем не менее это нация, со своей историей и ценностями, хоть и очень схожими с российскими. Здесь стоит побывать, чтобы окунуться в советское прошлое, чтобы увидеть и попробовать разнообразие картофелтных блюд, покормить зубра в Беловежской пуще, почтить память павших в Брестской крепости, погулять по замкам знатных Радзивиллов, купить беларусской косметики(она здесь недорогая и довольно качественная). Это как минимум. Если вы знаете еще поводы для визита в эту страну, напишите, мне будет интересно.