Турист Galina Poryadina (Galina_Poryadina)
Galina Poryadina
была 18 августа 2023 21:33

Батуми, Кутаиси, Боржоми, Тбилиси — Грузия Май 2018
Такая невыносимо красивая Грузия

Предыстория. Часто пользуясь данным ресурсом перед очередной поездкой куда-либо, пришлось зарегистрироваться и присоединиться к столь интересному сообществу. Регистрация подтокнула меня оставить и свои заметки о путешествиях. Начать решила с последнего, т. к. свежи воспоминания. Таковой была поездка в Грузию. Итак мои впечатления и советы.

Изучение страны и планирование маршрутов я всегда начинаю заблаговременно. Составление маршрута, бронирование жилья, все это я делаю дома, не без помощи и данного ресурса. Мой рассказ о путешествии по Грузии на автомобиле. Как и большинство туристов, мы были ограничены во времени, и, конечно, отведенного срока оказалось крайне мало, но кое-что мы все-таки посмотрели, хотя план поездки и пришлось существенно скорректировать. Всего на Грузию у нас вышло 6 дней, не считая времени на дорогу. Начну по порядку, с 1-го дня.

День 1-ый.

К границе мы подъехали около 11 часов дня. Трудностей с прохождением не возникло, и времени на это много у нас не ушло. Возможно просто повезло, возможно это в принципе не такой ужасный процесс, каким его описывают некоторые туристы. Все по стандартной процедуре- проверка автомобиля(и то только на российской таможне), проверка документов- ничего сверхъестественного. О неприветливости пограничников тоже можно поспорить, нам такие не попадались ни на пути туда, ни обратно. Еще один момент, которым можно воспользоваться на границе — это обменник. Если вы не приобрели грузинскую валюту заранее, то на границе можно обменять. Но курс, сразу скажу, будет не в вашу пользу. Но совсем без валюты въезжать тоже нежелательно.

Первым пунктом на нашем маршруте был водопад Гвелети, но поворт мы пропустили и так получилось, что доехали до следуещего — это церковь Святой Богородицы у подножия горы Казбек. Наверное ни один турист, въезжающий на территорию Грузии через Верхний Ларс, не проезжает мимо этой достопримечательности.

До самой церкви добраться своим ходом невозможно. Даже если вы на внедорожнике, необходим опыт вождения по таким дорогам, а уж про седан и говорить нечего. Таксистов здесь много. Вопреки всеобщим советам торговаться с ними унас не вышло. До церкви нас довезли за 50 лари, и попутно мы договорились, что нам покажут и водопад, который мы не нашли, это еще 50 лари. В общем в тот момент мы обрадовались, что проехали поворот на водопад, т. к. идти пешком в гору нам пришлось бы очень-очень долго, на своей машие мы бы далеко не проехали. Горные дороги это тот еще атракцион) Не для слабонервных в общем. Но вернемся к церкви, т. к. туда нас отвезли в первую очередь. Гергетская церковь(как ее еще называют) датируется XIV веком. Находится она на высоте более чем 2000 м над уровнем моря. Виды открываются более чем впечатляющие. Если любите горы, вам очень понравится. Единственный минус, не смогли осмотреть церковь изнутри, в это время там шли реставрационные работы, вход был перекрыт.

После осмотра храма, нас повезли на водопады. Довезли за 400 метров до самих водопадов, но эти 400 метров нужно пройти в гору, так что смело умножайте на два, а если будет жарко, то и на три, особенно если вы обычно малоподвижны. Лично мне, чем выше мы поднимались, тем интереснее было рассматривать окружающие пейзажи. Что примечательно, там не так многолюдно, удобно для фотографирования, да и в целом наслаждаешься природной красотой без посторонних. При подъеме на самую высокую точку, брызги водопада долетают до лица и одежды и очень хорошо освежают после тяжелого подъема. Это не передаваемые ощущения.

Майские каникулы в Грузии

Следующей остановкой был ресторан, расположеный неподалеку. Грузинская кухня нам полюбилась(мы везде пробовали хинкали, хачапури разных видов, баклажаны, салат из огурцов и помидоров), но не буду заострять внимание на конкретном ресторане, т. к. в сравнении с другими это место не в топе.

После обеда мы продолжили свой путь. Конечной остановкой в этот день был Тбилиси. На пути к столице было еще две остановки Арка Дружбы и крепость Ананури. Арка дружбы произведение Зураба Церетели, огромное мозаичное пано, прочно ассоциирующиеся с временами СССР. Собственно в эти годы она и была построена. Арка расположена прямо над ущельем, виды завороживающие. Если, как и мы, будете ехать в Тбилиси по военно-грузинской дороге, остановитесь. Много времени осмотр не займет, но впечатлений добавит.

Майские каникулы в Грузии

Далее крепость Ананури. Мимо проехать нельзя, т. к. место явно туристическое. Вокруг образовался мини-рынок из сувенирных палаток. Даже коняшка и грузинские папахи для постановочных фото присутствуют. Сама крепость не очень больших размеров, но весьма аскетична. На территории также присутствует небольшая церквушка, которая является действующей. С башен крепости открывается красивый вид на Жинвальское водохранилище.

Майские каникулы в Грузии

Ну и совсем к вечеру мы добрались до Тбилиси. Он прекрасен! Но хочется сказать пару слов о движении в этом городе, и не только, а в целом в Грузии. Хаотичное, беспорядочное и очень шумное, сигналят грузины друг другу постоянно (по причине и без). Пешеходам надо быть очень внимательными, т. к. могут посигналить и не пропустить прямо на зебре, типа «Куда прёшь? не видишь, я еду!!!» Но это лирическое отступление. Про сам Тбилиси — это уже день второй.

День 2-ой.

Этот день полностью посвящен прекрасному Тбилиси. Точнее исторической его части — Старому Тбилиси. Наш маршрут начался с канатной дороги, по которой мы поднялись до крепости Нарикала. Многолюдное туристическое место с шикарными видами на старый город.

Майские каникулы в Грузии

Спускались оттуда уже пешком и по красивым тибилисским улочкам вышли прямо к серным баням. Можно сказать, визитной карточке старого города.

Рядом с банями расположен живопосный парк, где можно передохнуть на скамеечке и отправляться дальше.

Майские каникулы в Грузии

А дальше снова церковь (грузины оказались очень религиозной нацией), расположенная прямо на скале над рекой Кура. Называется Метехи (во имя Успения Пресвятой Богородицы). Этот Храм тоже является одной из визитных карточек города и входит в must see большинства туристов. Там же на территории церкви расположен памятник одному из самых ярких грузинских царей Давиду Строителю.

Спустившись вниз, после осмотра Метехи, прямо через дорогу начинается парк Рике. Это современный парк с довольно неординарными постройками. Дополняет парк и соединяет два берега Куры экстравагантный мост Мира из стекла и металла. Это такой своеобразный современный островок среди старого города, достойный посещения.

Далее по расписанию прерыв на обед. Здесь хочется отметить, что в туристическом центре города цены очень высокие. Поэтому мы оттуда уехали. По совету одного таксиста мы отправились в ресторан Таглаура. И это место запомнилось всем. Вкусно, доступно, обслуживание высший класс. Поэтому рекомендую. Пожалуй это лучшее из тех, где мы кушали.

И завершился наш день в замечательном месте Цминда Самеба (Пресвятая троица). Это главный кафедральный собор Грузинской православной церкви. Строительство этого собора началось в 1995 году и закончилось в 2004 г. Терриория огромная, благоустроенная. Сам храм тоже впечатляет своми размерами. Находиться там было приятно и благостно.

Майские каникулы в Грузии

Будете в Тбилиси не обходие стороной это место.

День 3-ий.

Утром мы выехали из Тбилиси по направлению в сторону Боржоми, но немного отклонились от маршрута, т. к. в плане поездки было посещение Давидо-Гареджийского монастыря. Дорога туда оказалась очень долгой и тяжёлой. Мы поначалу стали сомневаться в правильности своего маршрута, но в итоге добрались до места, но потратили на это пол дня(!). Поэтому в дальнейшем пришлось внести коррективы в запланированные для посещения места. Немного о самом монастыре. Находится он прямо на границе с Азербайджаном. Представляет он собой комплекс монашеских обителей, которые расположены прямо в скале. Подниматься необходимо все время в гору, это очень тяжело. Мой совет тем, кто собирается посетить комплекс — берите гида, либо самостоятельно изучите историю этого потрясающего места, и будьте готовы потратить целый день на эту экскурсию. Запаситетесь водой и провиантом. Я бы поехала в это место еще раз, но уже более подготовленной.

Майские каникулы в Грузии

Из Давидо-Гареджийского монастыря мы отправились в Боржоми. Добрались уже к вечеру, начинало смеркаться. Поужинали в кафе и немного прогулялись по Городскому парку. Ночевка предстояла в Бакуриани, это горный курорт в 16 км от Боржоми. Об этом далее.

День 4-ый.

В темноте рассмореть Бакуриани нам, конечно, не удалось. Зато утром нас впечатлил шикарный вид из окна.

Майские каникулы в Грузии

В целом поселок находится в режиме стройки. Смотреть там нечего, туристов нет, т. к. для Бакуриани не сезон, поэтому там мы и не задержались.

Вернулись обратно в Боржоми. Наша цель серные ванны. Попасть к ними моно все через тот же городской парк. Мы сделали так — поднялись на канатной дороге, а дальше пошли пешком, но тем самым увеличили себе путь. пешком по парку гораздо бысрее и живописнее. Собственно так мы возвращались обратно. Но прокатиться на канатке стоит, посмотреть на город, так сказать, с высока. Он прексрасен. Стоит поездка 5 лари.

Про сами ванны скажу лишь то, что если решитесь их приянть, то берите с собой поплотенце, т. к. эта услуга не предусмотрена(возможно пока). Что мне показалось не очень логичным. Вход туда платный, и не совсем дешево(20 лари с человека). Есть раздевалка, требующая ремонта. Так же мне не понравилось отсутствие камер храния. Т. е. личные вещи, посещающих ванны разбросаны повсюду на лавочках. Лично мне было боязно за свои. Терриория маленькая, но чистая и благоустроенная. Всего три небольших бассейна, в каждом вода разной температуры. Просто полежать там нам тоже не удалось, т. к. детям и некоторым взрослым это были бассены для водных забав. Короче говоря мне не понравилось. Но это субъективное мнение. Для посещения все равно рекомендую, если располагаете лишним временем, и приходите подготовлеными (я имею в виду полотенца и сумки, чтобы убрать личные вещи). Природа вокруг невероятная.

Майские каникулы в Грузии

Дорога от ванн до парка мне очень понравилась. все время идешь вдоль горной реки. Она довольно шумная, но очень живописная. Идти далеко, но путь этот мы прошли на одном дыхании. Просто очень красиво!

Больше в Боржоми мы ничего не посмотрели, т. к. надо было отправляться дальше.

А дальше у нас перевалочный пункт на пути в Батуми — это Кутаиси. Город хоть и считается крупным по населению, но внешне все очень грустно. Туристов там сравнительно мало, т. к. в самом городе особых достопримечательностей нет, зато восхитительные окресности, но к ним часто приезжают из Батуми, поэтому, я сдела вывод, что из-за отсутствия большого потока туристов город не получает должного финансирования. Приехали мы туда к вечеру и пошли прогулятся к храму Баграта(Успения Богородицы). Храм очень древний(датируется 1003 г.), именно здесь был коронован Давид Строитель, памятник которому стоит в Тбилиси.

Место вокруг храма людное, но нешумное. Местные сидят вокруг на траве, на руинах крепости; общаются или просто отдыхают; дети играют. Одним словом благодать!

День 5-ый.

Мы отправились в сторону Батуми. И первым делом поехали в приграничный поселок Сарпи(грузинско-турецкая граница). У многих читала о том, что именно здесь самое чистое море, и все местные приезжают на пляж именно сюда. И это правда. Был не купальный сезон, но люди на пляже были. Мы тоже искупались, но вода конечно холодная. Поэтому на пляже мы не задержались. Видели и турецкую мечеть в далеке, и даже слышали песнопения мусульман.

Майские каникулы в Грузии

Затем мы отправились гулять по Батуми. Европейским его называют не зря. Современный ухоженный город. Мы прошли по набережной, дошли до памятника Али и Нино(к сожалению он не двигался, как многие его описывают, но и без движения он интересен, и оказался он не таким большим, каким кажется на фоографиях из интернета).

Батуми это Аджарский район, поэтому здесь обязательно попробуйте хачапури по-аджарски(они вообще-то вкусные во всей Грузии, но здесь особенно).

Целый день мы гуляли по Батуми, сидели на берегу моря, кайфовали. Море без отдыхающих прекрасно!

День 6-ой(заключительный).

С утра отправились в Мартвилтский каньон, честно говоря не ожидая ничего примечательного, а зря! Это удивительное по красоте место! Вход туда платный- 50 лари с человека. Дорого, но он того стоит. Для осмотра доступны нижний и верхний каньоны. Нижний на лодке, верхний пешком. Территория благоустроена. Есть чистый туалет, проложены тропинки и есть поручни. Первым осмотрели нижний каньон на лодке, начался дождь, но впечатлений это не испортило.

Затем верхний каньон, не менее впечатляющий.

Майские каникулы в Грузии

Мартвильский каньон обязателен к посещению! Без положительных эмоций вы оттуда не уйдете точно.

Далее на нашем пути монастырь Моцамета(Святых Давида и Константина, эти святые приняли смерть в муках не пожелав принять ислам). Находится он недалеко от Гелатского монастыря, более масштабного и туристического места. Здесь скромно, тихо и уютно. Ухоженная территория, вокруг красивый каньон. Много времени посещение монастыря не займет, но оставит после себя приятные воспоминания.

Сдедующая остановка как раз Гелатский монастырь более популярное среди туристов место. На территории три храма и колокольня. Здесь похоронен тот самый Давид Строитель. Что говорит о том, насколько это опять же древнее строение, и какие молодцы грузины, что так трепетно относятся к своему наследию.

Майские каникулы в Грузии

Затем у нас осталось немного времени на покупку сувениров и вина, прощальный ужин на террасе грузинских апартаментов и сбор чемонадов. Утром следующего дня мы отправились домой. На этом наше небольшое путешествие закончилось.

Как итог для себя заключила следующее — Грузия гостеприимная, уникальная по своей природной красоте страна, вернуться в которую надо обязательно. А еще здесь очень вкусно. Ну и про вино я ничего не написала. Его здесь его, конечно, море. Но я не люблю алкоголь и не очень в нем разбираюсь и не очень интересуюсь, но думаю, что любой гурман найдет здесь вино по своему вкусу. Если вы еще сомневаетесь поехать в Грузию или нет, то не сомневайтесь, езжайте непременно, Грузия достойна посещения, причем неоднокраного. Грузины дружелюбны и гостеприимны, большинство говорят по-русски, и никто не притворяется, что не понимают. В любом случае базовые знания английского помогут вам объяснится. Надеюсь мой рассказ окажется кому-то полезным. Если будут вопросы задавайте, чем смогу — помогу.