Турист Оксана Мыкало (oksana_100)
Оксана Мыкало
была 26 марта 20:49

Домбай — Россия Июнь 2018

В июне 2018 осуществилась мечта — я поехала на Домбай.

Неделя на высоте 1620 м над уровнем моря: Домбай

Итак, по порядку. В путь наша семья из 3 человек отправилась на автомобиле. Маршрут пролегал из Симферополя (Крым) через Краснодар на Домбай, расстояние составило 900 км. Немного цифр (вдруг кому пригодится):• пройденный путь в обе стороны составил 2100 км; • потрачено на бензин А-95 около 10 тыс. рублей при ценах 2018.Поскольку одному водителю трудно проехать сразу весь путь, то в Краснодаре сделали остановку по пути туда и обратно в гостинице «Тис» (достаточно экономно и близко от центра). Изначально было принято решение осматривать по пути все интересное, поэтому из Краснодара заехали в Усть-Лабинск, где находится Суворовский редут.

Его построили в 1778, создавая Кубанскую линию укреплений. В крепости, получившей в честь императора название Александровская, находились 2 роты гренадеров и мушкетеров, было даже 2 орудия.

(Это спит Суворов)))

Горцы не раз нападали на крепость, но удачное расположение на берегу реки Кубань позволяло защитникам держать оборону. Крепостное сооружение действовало около 50 лет, пока Кубанская линия не передвинулась дальше к горам. Сейчас это интерактивный центр, где проходят фестивали и праздники.

Неделя на высоте 1620 м над уровнем моря: Домбай

Дальше ехали по трассе Р-217 через Кропоткин, Невинномысск и Черкесск. Дочь зачитывала нам истории мелькавших станиц, многие из которых основаны в конце XVIII столетия казаками, получившими здесь землю. Доехали до с. Важное, где на берегу реки Кубань напились нарзана из источника — как можно пропустить такой аттракцион! Координаты 43.970400ºN. 41.906624ºE. Вода рыжего цвета, пахнет железом — но вкусно! И силы прибавляются))

Неподалеку находится геоглиф — деревьями высажено «40 лет Победы». Однако деревья так разрослись, что кроме числа 40 разобрать ничего не удалось. В ст. Красногорская полюбовались сторожевой башней, построенной в 1832 в годы Кавказской войны.

Наконец приехали. Квартиру нашла заранее на сайте Суточно.ру, приглянулась забавным дизайном, невысокой ценой (2 тыс. р. в сутки) и расположением в центре поселка (хотя там, на мой взгляд, все центр).

Неделя на высоте 1620 м над уровнем моря: Домбай

А теперь о погоде! И это важно в горных условиях. Пару раз нам повезло, и погода была прекрасная, солнечная и теплая — до +25.В остальные дни дождь лил с обеда до вечера, в этом случае мы выбирались на маршруты пораньше. Один день дождь лил, не переставая, дорогу на Теберду размыло селем, и оказалось, что мы прожили сутки, отрезанные от мира. Масштаб селя впечатлил, т. к. в Крыму тоже бывают подобные явления, но не такие глобальные. Не могу не показать фото селевого потока.

Однако дорожники справились быстро, даже на фото видно, что почти все убрано за сутки.

План Домбайских каникул составила заранее, по маршрутам решили ходить и ездить сами, благо авто полноприводное.

1-й день, 14 июня.Конечно, начали с посещения г. Мусса-Ачитар. Доехали на гондольной канатке (со скидкой получилось 1150 р. с человека) до самого верха, но снега уже почти не было. Обзор потрясающий, ведь в наше первое посещение был дождь и туман, мы почти ничего и не увидели с Муссы. Зато сейчас все ущелья выглядели, как ожившая карта Домбая. Отличная погода позволила увидеть Эльбрус.

Позабавил як, который самостоятельно шел на работу — он трудится фотомоделью на высоте 3200. Кстати, потом выяснили, что его жена и ребенок работают в Тебердинском зоопарке.

Неделя на высоте 1620 м над уровнем моря: Домбай

Спустившись, решили быстренько съездить в ущелье Гоначхир. На заметку: шлагбаум, который стоит на въезде, закрывают в 17 часов. Ущелье считают самым узким местом на Домбае, экскурсоводы зазывают описанием грозно смыкающихся каменных сводов. Но на деле Чегемская теснина (около Нальчика) выглядит куда интереснее: в Гоначхире узка только проезжая часть, да и то на 2 автомобиля ширины вполне хватает, а скалы по левому краю не так уж и высоки.

Впрочем, здесь были красивые места: с Косыгинской поляны открывает живописный вид на горы, с дороги отлично виден ледник, сползающий через лес на другом берегу реки, из лужи на дороге пьют голубые бабочки.

Неделя на высоте 1620 м над уровнем моря: Домбай

Озеро Туманлы-Кель чистое и прозрачное.

Бонусом стал медведь, бодро пересекавший дорогу в неположенном месте. Потом пограничники сказали, что в Гоначхире медведей вообще много. Закончился первый домбайский день в кафе «Орион» (вкусная речная форель). 2-й день, 15 июня.С утра ярко светило солнце, поэтому решили отправиться на водопад и ледник Алибек, а успеем, так и на Турье озеро забежать. Лесники проспали, вероятно, отмечая накануне Рамадан, поэтому экологический сбор по пути туда с нас не взяли, зато пришлось заплатить на обратной дороге)). Доехали до загона с косулями на автомобиле, поленившись идти 6 км до начала маршрута пешком (и правильно, на обратном пути накрыл страшный ливень).

Лирическое отступление. Дорога — настоящий драйв! Фото не делали, т. к. было страшно. С одной стороны глубочайший обрыв, с другой скалы, извилистый серпантин, покрытие на узенькой дороге отсутствует вообще, местами из поверхности выпирают огромные булыжники, их сменяют ямы … Мечта для желающего испытать себя и свой автомобиль!

Конечно, посетили кладбище альпинистов. Печальное место, не развлечение, хотя именно так его преподносят местные экскурсоводы. Очень жалко ребят, погибших в горах. И еще одно напоминание, что горы не терпят панибратства.

Неделя на высоте 1620 м над уровнем моря: Домбай

По пути встретили нескольких «туристов», которые вышли на маршрут, не озаботившись получением разрешения у пограничной службы. Их завернули обратно, а мы, получив заранее через портал Госуслуг пропуска, поговорили с пограничниками, выяснили, что дорога на Турье озеро закрыта из-за селя, и пошли на водопад. Кстати, вот пример сервиса — на маршруте даже есть такой симпатичный туалет с видом на горы.

Удобная тропинка, проложенная в середине XX ст. энтузиастом пешеходных походов Куком, выглядела не очень — дожди сильно размыли ее, везде текли ручьи, ручейки, потоки (синонимов много, суть одна — везде вода).

За полчаса дошли к водопаду. Это потрясающее зрелище! Шум падающей воды заранее подсказал нам направление, а вблизи и говорить-то было невозможно. Река бурлила и пенилась, как шампанское. Воздух словно накристаллизирован влагой!

Неделя на высоте 1620 м над уровнем моря: Домбай

Вдалеке нависали еще не сползшие ледники. Решили, согласно советам бывалых туристов, перебраться на другой берег и отправиться к леднику, но увы… Железный мост накануне смыло водой, покореженный, он валялся на десяток метров ниже своего привычного места. На обратном пути пограничники сказали, что это нормальное явление. Поэтому на ледник мы тоже не попали(((.

Как только мы сели в автомобиль, обрушился ливень, который и радовал нас до позднего вечера. День закончился в кафе «Алибек». Пельмени удались!

3-й день, 16 июня.

С утра вслед за толпой таких же туристов двинулись вдоль реки Амманауз к Софруджинскому водопаду через Чертову мельницу. Около реки сооружена такая каменная конструкция, трудились, видимо, великаны, у которых много свободного времени.

Неделя на высоте 1620 м над уровнем моря: Домбай

Скользкие после ливня тропинки норовили прекратить наши мучения: карабкаться по склону с уклоном в 45 градусов было трудновато.

Обязательна к посещению Чертова мельница. На фото так не видно, но стоя на краю 30-метрового обрыва и зная, что спущенное бревно через минуту превращается в щепки (рассказали накануне погранцы), ощущения совсем другие.

Неделя на высоте 1620 м над уровнем моря: Домбай

Полюбовавшись на Чертову мельницу и окрестности, усеянные небольшими водопадами и ледниками, двинулись дальше. Пейзаж изменился, вместо трав появились кривые березы (следствие схода ледников) и густые папоротники. Кривые березы просто очаровали своей стойкостью, ведь гордые сосны ломаются, а береза нагнется под проходящей лавиной — и вновь оживает. Молодец!

Вскоре путь преградила река, покрытая коркой слежавшегося снега, идти по ней было страшно. Полчаса мы пытались перебраться по огромным камням, не замочив обувь. Разлившись, река закрыла те камни, по которым обычно переходят. Вот такая река:

Помог местный житель, который привел на экскурсию небольшую группу друзей (спасибо ему!). Но даже перебравшись на другой берег, мы поняли, что к водопаду по снежнику не дойдем — очень скользко. Полюбовались на Софруджу издалека (вот и еще один повод вновь приехать сюда!), повернули обратно.

Неделя на высоте 1620 м над уровнем моря: Домбай

День завершили в кафе «У Зули» — очень понравился интерьер и блюда.

4-й день, 17 июня

Дождь начался накануне после обеда, продолжался всю ночь и утро. Было решено отправиться на экскурсию в цивилизованные края.

Сначала побывали в Музее и вольерах Тебердинского заповедника. Есть у нас там любимица — дикая лесная кошка, но в этот раз кошек оказалось целых три! Изумительно ловкие, они выхватили у нас угощение в мгновение ока!

Неделя на высоте 1620 м над уровнем моря: Домбай

В вольерах много молодняка: родились дети у шакала, волков, лебедей, оленей, яка.

Следующим пунктом нашей программы стал Музей защитникам перевалов Кавказа в п. Орджоникидзевский.

В небольшом круглом зале фотографии, личные вещи, документы — память о тех, кто защищал Родину.

Ну и как было не заехать в поднебесье в Шоанинский храм на скале Шоан (высота 1130 м).

Неделя на высоте 1620 м над уровнем моря: Домбай

Христианский храм X–XI до сих пор господствует над местностью, а Георгий Победоносец, которому посвящен храм, кажется, до сих пор оберегает путников.

Когда стоишь между небом и землей, смотришь далеко-далеко, кажется, что твои молитвы точно услышаны.

Ну и по дороге завернули полюбоваться на висячий мост в Орджоникидзевском (представляю, как комфортно по нему ходить зимой при вьюге).

Неделя на высоте 1620 м над уровнем моря: Домбай

П.С. Не могу не сказать пару слов о дорогах. Дороги отличные (у нас в Крыму гораздо хуже), плюс идет реконструкция Военно-Сухумской дороги. Разметка, переходы, покрытие — все супер. И отдельный респект местным коровам — я просто влюбилась в них! Образцовые пешеходы, частенько они дожидались попутки и, веротяно, уезжали по своим делам. Вот фотодоказательство:

5-й день, 18 июня

Не побывать на Чухчурском водопаде невозможно, поэтому с утра в путь, тем более, что ярко светит солнце!

На невероятной однокресельной канатке, напомнившей детские карусели,

Неделя на высоте 1620 м над уровнем моря: Домбай

доезжаем до поляны ЛИИ, отмечаемся у пограничника/лесника и двигаем через сказочный лес.

Через полчаса доходим до Руссской поляны.

П. С. Если вам предлагают экскурсию на Русскую поляну — не соглашайтесь. На самом деле добраться туда самостоятельно — ерундовое дело.

Вид прекрасный. Прямо перед нами Джугутурлючатский водопад, высотой в 20 метров. Можно сесть на лавочку и любоваться!

Неделя на высоте 1620 м над уровнем моря: Домбай

Вокруг — альпийские луга, где травы (не преувеличиваю!) с меня ростом! Лилия, например, занесены в Красную книгу.

Но в путь!

Вдруг на сырой тропинке видим странный след — кто-то босой (турист?) прошел незадолго до нас.

Неделя на высоте 1620 м над уровнем моря: Домбай

Медведь! — догадываемся мы, и скорость передвижения значительно возрастает. Уже через полчаса подбегаем к развилке: на Птышский или Чухчурский водопады. Идем налево. Водопад, название которого с карачаевского переводится как «Брыкающийся жеребец», спрятан в густой зелени, только громкий шум воды дает понять, куда идти.

После карабкания по отвесной тропинке выходим на одну из смотровых площадок. Любуйтесь!

Неделя на высоте 1620 м над уровнем моря: Домбай

Меня очаровывают шум, брызги, мощь и сила водопада, кажется, что осталась бы тут навсегда. Вдруг у ног возникает лохматая собака! Смотрит, гавкает — потом оказалось, что это пес лесника/пограничника. Он провожает туристов к водопаду в надежде на угощение))))

Вечер заканчивается в кафе «У Зули». Картофельное пюре с адыгейским сыром навсегда останется в моей желудочной памяти!

6-й день, 19 июня

Последний день решили провести необременительно. Сначала отправились в Теберду, чтобы покататься на конях. Пока ждали коней и инструктора, подружились с верблюдицей, а она — с нашим авто.

Вот такая «тройка» привезла УАЗик.

Надо сказать, что конная прогулка в Теберде отличается от привычных крымских поездок. Инструктор сразу разрешил ехать в том темпе, в каком каждому из нас хочется — и уж тут мы с дочерью отвели душу! Мы скакали и рысью, и галопом, благо кони сами знают маршрут.

Виды кругом потрясающие, на лугах пасутся стада коров и коней, которые провожали нас любопытными взглядами. Над головами кружили белоголовые стервятники.

Неделя на высоте 1620 м над уровнем моря: Домбай

Проводник рассказывал, что волки нападают на стада — и тут мимо нас УАЗик везет тушу коня с выгрызенными внутренностями — результат нападения волков. Наш проводник сразу засобирался на охоту.

После конной прогулки отправились на рынок сувениров. Варенья, чаи, специи — обязательный сувенирный набор туриста на Домбае.

Ну и завершить день задумали, еще раз прокатившись на так понравившейся нам всем однокресельной канатке. Доехали до поляны ЛИИ — и решили продолжить путешествие на двухкресельной канатке до высоты 2260 м. Обратно думали спуститься пешком через лес — но тут начался дождь. Хотя это был не просто дождь — почти снег, град, слезы Домбая перед нашим отъездом…. Как мы не примерзли на обратном пути к сиденьям, как нас не смыло потоками — удивительно.

Обед в кафе «Шашлычная» стал открытием: оказалось, что шашлык из баранины очень вкусный!

Обратный путь

Утром вновь светило солнце, и было очень грустно. Домбай стал для меня тем местом, где хочется быть все время.

Впрочем, обратный путь тоже был интересный. В Черкесске заехали в термальный бассейн «Жемчужина Кавказа», в Краснодаре посетили историко-археологический музей им. Фелицына, в Тамани побывали в этнографическом комплексе «Атамань». Но это совсем другая история.

В общем, поездка удалась на 100% и даже погода не сумела испортить настроение.

Правда, теперь я думаю о том дне, когда вновь приеду на Домбай. Это — любовь!

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия