Турист Тина Лучина (Tina_Luchina)
Тина Лучина
была 11 августа 2022 20:41

Тульская область — Россия Июнь 2018

«Вас ждут в Тульской области посещение города Одоев, Белёв»… так было написано в программе тура от ЦППК. Господи, где это? Нет, где находиться Тула я знаю и даже там бывала. Я про впервые слышанный Одоев. Белёв как то знаком по прилавкам наших магазинов где не редко красуется белёвская пастила. А вот про этот городок ни сном, ни духом. Ок. Значит наступила пора новым открытиям. В 6 утра такси подвозило меня к Курскому вокзалу. Мне нужно было встретиться со знакомыми и забрать билеты на скоростной поезд. Центральная ППК устраивает туры выходного дня и не только выходного. Чем и воспользовались я и сотоварищи. В 6,55 от перрона вокзала отправилась в путь «Ласточка». Комфортабельный электропоезд за 2 часа доставил нас в Тулу. Там ждал автобус с кондиционерами и уютными креслами дабы отвезти нас в этот городок не известный доселе мне. Дороги в Тульской области прекрасные.

Родина слонов и Кузькина мать

Выезжая из Тулы встретился чудесный образчик ювелирного искусства с надписью «Золотое кольцо тульской области». Правда сия надпись была с другой стороны колечка, но была ж. Тула один из городов Южных рубежей России.

Пока колёса автобуса отмеряют километры дороги до Одоева я хотела подремать. Но не тут то было! За окном пролетали пейзажи изумительной красоты. Пропускать такое было бы преступлением! Поля хлебного золота до горизонта.

Родина слонов и Кузькина мать

Озёра, леса, реки… Именно за это я и люблю нашу страну

Родина слонов и Кузькина мать

Тут у туристов случился ах и водителю пришлось остановиться. Минут пятнадцать наши туристы чудесно провели в поле. Радостно вздыхая и охая. Воздух был медовым, хоть я и не люблю мёд тут именно так и можно описать ту ощутимую тягучесть, пряно-жарким. А как не быть когда поля ромашек и цикория…

Родина слонов и Кузькина мать

Вдоль дорог в области немало памятников. И прямо перед пунктом назначения на слиянии двух дорог, со стороны Тулы, стоит памятник конникам генерала Белова.

Памятник гвардейцам и генерал-полковнику Павлу Алексеевичу Белову. Генерал в марте 1941 года был назначен командиром 2-го кавалерийского корпуса, который с началом Великой Отечественной войны непрерывно участвовал в боях на Южном фронте, выполнив ряд боевых задач по оперативному прикрытию фронта 9-й и 18-й армий Южного фронта. С ноября 1941 года корпус под командованием П. А. Белова участвовал в Московской битве, особенно отличился в оборонительных боях под Тулой. При освобождении города Одоев говорил своим солдатам: «Не путайте огневые точки с архитектурными памятниками!» Поэтому все архитектурные сооружения города остались нетронутыми. За отличия в сражениях летом и осенью 1941 2-й корпус 26 ноября получил название 1-го гвардейского

Родина слонов и Кузькина мать

И вот на горе видна стела и остатки крепостной стены городка. Хотя вру. Одоев это посёлок. Рабочий посёлок. С 2006 года.

У посёлка большая история! Летосчисление бытия поселения ведётся с второй половины XIV века. Тут был центр Одоевского княжества, принадлежал князьям Одоевским. Потом княжество Литовское прибрало к рукам данные земли. Весной 1492 года, в ходе русско-литовской войны «квартирный вопрос» внёс раздор меж князьями Одоевскими. Старший из князей Одоевских — Фёдор — владел половиной Одоева, Новосилем и служил Казимиру. Его три двоюродных брата — князья Иван Сухой, Василий Швиха и Пётр — контролировали другую половину Одоева и служили Ивану III. Пока старший брат где то ездил, братья младшие прирали к рукам его половину одоевского удела. По «Вечному миру» 1494 года Одоев официально отошёл к Москве. В начале 18 века он числился городом Киевской губернии, потом — Смоленской, Московской, а с 1777 года уездным городом Тульской губернии. Указ подписала сама Екатерина II. Она же утвердила герб и план регулярной застройки, который разработала Петербуржская комиссия. В наследство от тех времен Одоеву достались исторические здания с косыми стенами. По плану застройки — пересекаясь, улицы не должны были образовывать прямых углов. Далее ещё много чего произошло, но это расскажет справочник. Скажу что в 1926 году город переведён в разряд сельских поселений. Потом с 2006 года — «рабочий посёлок Одоев». А при чём тут родина слонов? Да очень просто: когда то давным-давно, при императоре-батюшке, нашли в землице тут бивень и зуб «первого российского слона» . Это сейчас не удивить никого мамонтовой костью. А тогда… была сенсация! И поныне в Одоевском краеведческом музее экспонируются зуб и бивень, обнаруженные на территории Одоевского района.

Родина слонов и Кузькина мать

Но это далеко не единственная достопримечательность в этом маленьком купеческом поселении. Есть тут и краеведческий музей в котором работает чудесный молодой человек пишущий стихи и играющий в местном театре. И музей Филимоновской игрушки. Правда игрушка сама не изготавливалась в Одоеве, а в деревеньке что недалече от него. Но от этого она не стала хуже.

Музей разместился в купеческом доме с конюшней, конца восемнадцатого века. Дом некогда принадлежал купцу Я. М. Болгову. Яков Михайлович занимался торговлей тканями и вещами. После революции 1917 года в здании располагалась ВЧК. Позже в советское время Райком партии и Райком комсомола (до 1973 года), С 1973 года паспортный стол, милиция, ГАИ. Филимоновскую игрушку можно отличить сразу! У неё как у гжельской есть своё лицо и мастера не зацикливаются на канонах и шаблонах старины. В маленьком зале большая экспозиция.

Родина слонов и Кузькина мать

Экскурсоводы расскажут как создаётся игрушка. От «синьки» до сувенирной лавки. Синька это глина. Она иссиня-черная.

А в конечном итоге игрушка получается яркая, сочная. Как сложно изготовить эту мелкую безделицу расскажут в музее.

Родина слонов и Кузькина мать

И привезти домой приятную безделицу можно. В музее есть очень недурная сувенирная лавка. С сувенирами не дорогими. Есть и сувениры ручной работы, красоты неописуемой (хоть и дороговато). Представив сколько труда вложено мастером….

Родина слонов и Кузькина мать

В музее возможен мастер-класс по росписи, и каждый увезет с собой расписанную собственноручно свистульку. Но в музее не только Филимоновская игрушка в витринах. Не одна фирменная игрушка в витринах. В каждой области были свои обычии и взгляды. И это как нельзя лучше отражается в игрушках. Яснополянская мне понравилась больше. Именно своими спокойными красками.

Но я не большая любительница музеев. В музее не понять города. Мне милее погулять по городу и заглянуть в переулки. Так случилось и тут. Погуляв по музею — сбежала. За 20 минут в городе я увидела больше чем за полтора часа в музее. Дом Богданчикова (чайная). До революции располагалась чайная и постоялый двор. Сейчас — почта.

Родина слонов и Кузькина мать

Дом Постникова. Построен ещё до 1850 года. Сегодня это дом И. И. Думчева, его музей «Медовое подворье». На первом этаже здания располагался постоялый двор. Между оконными проемами второго этажа в центре вставлен небольшой герб Тульской губернии в виде медальона. В наше время к дому арочными воротами присоединена одноэтажная лавка в старом стиле, поскольку прежняя не сохранилась.

Свято-Троицкий храм. От него к реке идет центральная улица. История храма ведётся с 1784 года. В том году приходской храм стоял в местности, называемой «Захлевна». Более версты от храма до бывшей крепости на «Соборноя горе». Храм был деревянный, во имя святой Троицы. В 1835 году древний храм обветшал, и в 1837 году совершена была закладка храма на вновь назначенном месте — между городом и Стрелецкой слободою, на добровольное пожертвование. Церковь во имя Святой Троицы, отделана и расписана старанием церковного старосты Алексея Курдюмова в 1865 году.

Родина слонов и Кузькина мать

Застройка центра посёлка почти вся такая — старинная

Родина слонов и Кузькина мать

Дом Сторожева был возведен богатым московским купцом, уроженцем Одоева, для общественных нужд и подарен городу. В 1832 г. здесь было открыто первое в Тульской губернии женское училище. Сейчас в здании — Одоевская средняя школа им В. Д. Успенского Почти ничего не изменилось во внешнем облике дома

Всё в посёлке рядом. Рукой подать от одной достопримечательности до другой

Родина слонов и Кузькина мать

А вот и Кузькина мать. Вообще скульптура называется «Кузя и мама». Советский памятник привел в порядок местный предприниматель. Раскрашен он как филимоновская игрушка. Разумеется, Кузькина мать несла и несет мир всему миру, что и символизирует голубь.

Кто знает, каким бы был мир без нее. Малюсенькая ремарка вдруг кто не в курсе или запамятовал: Кузькина мать — это советская термоядерная бомба, оружие сдерживания всех врагов России.

Родина слонов и Кузькина мать

В двух шагах от парка остатки прекрасного образчика архитектуры девятнадцатого столетия — Богоявленско-Сергиевский храм. Расположена на центральной площади им. Ленина (бывшая Хлебная или Торговая) . До недавнего времени перед храмом был памятник В. И. Ульянову.

Вот так эта улица выглядела до революции.

Родина слонов и Кузькина мать

Каменная церковь построена в 1804 году на средства прихожан и одоевского купца Алексея Ивановича Серебренникова. В городе ходят слухи о возможности её восстановления, но практических действий пока не замечено. Даже никаких табличек. После Великой Отечественной войны сожжённые цеха сушильного завода были восстановлены, а после создания на его базе Одоевского консервного завода в помещениях церкви располагался один из цехов. Последний десяток лет и консервному заводу стал не нужен храм ни в каком виде.

Город Одоев входил в Большую засечную черту — линейку пограничных городов России: Белев, Тула, Одоев, Лихнин…(40 городов на границе Московского княжества) — по этим городам через каждые 40 км ставили военные крепости. Почему — 40 км? Потому что лошадь за сутки могла проскакать такое расстояние). Мне очень понравилось как одоевцы относятся к своему посёлку. На ограждениях проезжей части немало баннеров со старинными фотографиями городка.

Метаморфозы одоевской Соборной горы можно проследить на фото найденном в сети. Конечно фотографий городища, на месте которого до пятидесятых годов прошлого века стоял храм Воскресения господня, нету. Плато не велико, но до пяти тысяч человек могло спрятаться в крепости при набегах.

Родина слонов и Кузькина мать

Нам он предстал с башенками деревянными. Стела памяти погибшим землякам теперь центр горы. Некогда, если верить летописям, гора была 50 метров

Какой там запах лиственниц и сосен! Смолистый дух солнечного марева чуть ли не потрогать можно!

Родина слонов и Кузькина мать

А какие виды открываются из этих беседок. Не мудрено объяснить выбор места крепости — всё видно на многие вёрсты вокруг. И река внизу. Это она сейчас маленькая, в некоторых местах достигает 30–40 метров.

Родина слонов и Кузькина мать

Жемчужиной этих мест является Богородице-Рождественский Анастасовский монастырь, расположенный на противоположном берегу от центральной части города. Основан он был в первой четверти XVI века князьями Воротынскими. Но в эту поездку мы туда не заглянули. Жалко очень. Зато мы увозили с собой аромат липы и цвет бузины.

Родина слонов и Кузькина мать
Стоит ли ехать в этот посёлок? Решать конечно за других я не могу, но мне очень повезло побывать там и я безмерно благодарна за эту возможность.