Турист Анна Абросимова (annaabrosimova)
Анна Абросимова
была вчера 7:56

Торопец — Россия Май 2015
Торопец. Богоявленская церковь и река Торопа

Уже четыре часа мы едем с крейсерской скоростью. Как же правильно было пропустить первые ажиотажные дни майских праздников и выехать в Псков 3 мая.

Закатные краски старинных преданий

Сегодня мы не планируем оказаться в Пскове. Впереди шесть дней путешествия и мы хотим заночевать в одном, расчудесном месте, недалеко от границы с Латвией и Беларусью.

Но это будет позже, а пока мы сворачиваем с трассы М9, чтобы заглянуть в древний Торопец, известный с 1074 г.

Уверена, что о существовании этого города знают единицы, поэтому немного о нем расскажу.

Свято-Тихоновский женский монастырь

Как я уже говорила, Торопец — город древний. Он старше Москвы и таких известных городов, как Кострома, Вологда и Переславль-Залесский

Имя свое он получил от реки Торопы, на которой стоит. Река эта в древности имела быстрое течение перед впадением в Западную Двину. Иными словами торопилась.

Закатные краски старинных преданий

У ТорОпца богатая история. В 12 веке он был столицей одноименного княжества и через него проходил знаменитый путь из варяг в греки.

Местные князья отличались воинственностью. Ходили походами на эстов. В 13 веке те даже платили дань торопецкому князю. В союзе с новгородцами воевали они и с литовцами. Правда, не всегда успешно.

Закатные краски старинных преданий

В 1362 г. войска литовского князя Ольгерда захватили Торопец, и следующие 140 лет город принадлежал Великому княжеству Литовскому. Только в 1503 г. русские смогли вернуть город себе.

В Смутное время, Торопец повидал враждебных поляков и дружественных, на тот момент, шведов. Успешно отражал набеги украинских казаков, властвовавших в те времена в южных степях Речи Посполитой.

Базарная площадь

Все беспокойства приграничного города не мешали городу развиваться.

В 16 веке, он стал известным торгово-ремесленным центром, а в 18 веке приобрел статус уездного города. Местные зодчие создали свой стиль в архитектуре. Позже его стали называть «торопецким барокко».

Базарная площадь

Славное прошлое у города, не правда ли? Но это далеко не все, что можно рассказать о, ныне забытом, Торопце. Вот послушайте.

Закатные краски старинных преданий

В 1239 г., в этом городе, в церкви св. Георгия, состоялось венчание Александра Невского с полоцкой княжной Александрой. Остается загадкой, почему это место было выбрано для столь важного обряда. Торопец ведь никогда не входил в удел полоцких князей и к Александру Невскому и его родителям тоже не имел никакого отношения.

Малое Торопецкое городище

Я думаю, что место для венчания было выбрано неслучайно. Видимо, желающие породниться семьи хотели избежать споров, и поэтому решили играть свадьбу в чужой вотчине, в уважаемом всеми городе.

Закатные краски старинных преданий

В Торопце сохранились волы древнего городища. Где-то здесь, по преданию, и стояла та самая Георгиевская церковь, в которой венчался Невский. Рядом с городищем, в память об этом, планируют установить памятный знак. Но когда это случится неизвестно.

Еще одним интересным фактом является то, что в 1654 г. первое русское посольство в Китай возглавил местный уроженец, Федор Исакович Байков, сын торопецкого стрелецкого главы.

Байкову было поручено установить торговые и дипломатические отношения с империей Цин. При этом воспрещалось участвовать и исполнять любые унизительные обряды.

Закатные краски старинных преданий

Надо сказать, что правившие в то время в Китае маньчжуры считали все соседние страны своими вассалами. По их мнению, за пределами их империи жили непросвещенные варвары, которые должны признавать верховенство Цин.

Посольство Байкова с верительными грамотами богатыми дарами отправилось в Китай осенью 1654 г.

В Пекин посланники прибыли в марте 1656 г. и начали добиваться аудиенции у императора Шуньчжи. Но цинские чиновники не допускали их к императору. Они требовали от послов совершить обряд повиновения (коу-тоу) и отдать подарки им. Байков на это не соглашался.

Церковь Рождества Богородицы

В итоге русские дипломаты были взяты под стражу и в течение полугода находились в заключении под угрозой смертной казни.

Закатные краски старинных преданий

Неизвестно что уж там думал и решал император Серединного государства, но в сентябре 1656 г. Байкова с его свитой освободили и выслали из Пекина.

Первое русское посольство потерпело неудачу. Но запомнилось оно не этим. Федор Байков за время путешествия собрал бесценную географическую информацию. После возвращения в Москву он составил отчет, так называемый «Статейный список посольства Федора Байкова в Китай». Содержащиеся там данные были настолько уникальны, что в скорости их перевели на европейские языки.

Закатные краски старинных преданий

Что стало с Федором Байковым после возвращения из Китая неизвестно. Есть только информация, что умер он то ли в 1663 г., то ли в 1664 г. По всей видимости, он доживал свой век в опале.

Эту историю я бы никогда не узнала, если бы не побывала в Торопце и не остановилась у стенда, повествующего о памятных датах и событиях.

Да, и еще, вся история первого посольства возникла не на пустом месте. Как я выянила позже, первое посольство отправилось в Китай по уже проторенной дороге. Об этом можно прочитать в рассказе Галины Горшаниной

Закатные краски старинных преданий

А теперь давайте вспомним о Патриархе Московском и всея Руси Тихоне (Беллавине Василии Ивановиче). В Торопце он провел свое детство.

Напомню, Патриарх Тихон возглавил Русскую православную церковь в самое страшное для нее время, в тот период, когда большевики начали крестовый поход против веры в Бога.

Закатные краски старинных преданий

За семь лет патриаршества Тихона не раз арестовывали. В 1922 г. его планировали расстрелять. Избежать смерти помог лорд Керзон, который в своем ультиматуме выдвинул требование прекратить репрессии в отношении Церкви и духовенства. Большевики спасовали и оставили Тихона в покое.

Однако затишье длилось недолго. Советская власть не оставила мысль расправиться с Патриархом. Вначале 1925 г. против Тихона вновь начали фабриковать дело. Последовали допросы. Статья, по которой его хотели осудить, подразумевала высшую меру наказания. Это дело довели бы до конца, но в апреле 1925 г. Тихон умер от сердечного приступа.

Закатные краски старинных преданий

А дальше началась детективная история с местом последнего пристанища Патриарха. Все знали, что его похоронили в Москве, в Донском монастыре. Однако найти могилу не могли (искали власти и искало духовенство). В 1992 г. в Донском монастыре случился пожар. Начались ремонтные работы, в ходе которых могила святого отца случайно была обнаружена.

Дом, где провел детство Патриарх Тихон (дом-музей)

В Торопце сохранился дом, в котором жил будущий Патриарх. Кроме этого чудом уцелела и Спасская церковь, в которой служил его отец.

Спасская церковь

Думаю, если еще порыться в истории, то можно найти и другие, не менее интересные факты, связанные с этим маленьким городом. Мы провели в Торопце где-то три с половиной часа и, конечно, не успели посмотреть все его достопримечательности. Тем не менее, представление о его сегодняшнем дне получили.

Закатные краски старинных преданий

Несмотря на свое богатое историческое прошлое, Торопец сейчас — неспешный провинциальный город, с немощеными кое-где улицами и обветшалыми памятниками архитектуры.

Закатные краски старинных преданий

Мы прощаемся с древним городком и отправляемся дальше. Впереди у нас 200 км пути до места нашей сегодняшней ночевки. Мы едем в Загородный клуб «Оленья гора»

Этот клуб был найден абсолютно случайно. Можно сказать, нам выпала козырная карта, т. к. это место оказалось настолько расчудесным, что я смело включаю его в список достопримечательностей, с которыми познакомилась в этой поездке.

Я не буду описывать инфраструктуру этого места. На сайте «Оленьей горы» все хорошо представлено: http://www.olenyagora.com/. Там только отсутствует рассказ о моих впечатлениях.

Об этом я расскажу сама.

Закатные краски старинных преданий

Итак, прошло уже два часа, как мы покинули Торопец. Часы тикают, и вечер все настоятельнее заявляет о себе. Мы съезжаем с трассы М9, петляем по лесной дороге и проехав вдоль поля оказываемся на территорию Клуба.

Нам надо успеть познакомиться с окружающей местностью и, конечно же, увидеть живущих здесь оленей. Поэтому мы быстро заселяемся, бросаем вещи и, наскоро перекусив, идем на улицу.

Пред нами лесное озеро.

Но взглянув на него одним глазком, мы уходим. Сюда мы вернемся позже, чтобы полюбоваться закатом. А сейчас, пока совсем не стемнело, нам надо успеть увидеть оленей.

Закатные краски старинных преданий

Благородные и северные олени живут на холме. Время сна для них еще не наступило, и животные с интересом смотрят на нас со склонов своей горы.

Закатные краски старинных преданий

Место обитания у них достаточно большое, так что олени разных пород пасутся на своих территориях и похоже, никто не возражает против этого соседства.

Закатные краски старинных преданий

Мы идем вдоль забора, отгораживающего оленей от людей. И пока делаем этот круг почета, чуть не опаздываем на феерию природы, именуемую «закат».

Это кульминация сегодняшнего дня! Мы оказываемся на озере, в тот момент, когда ярко розовый солнечный диск уже закатился за деревья.

Закатные краски старинных преданий

Его прощание с лесом и озером прекрасно. Светящиеся закатным светом облака словно смотрятся в зеркало и любуются собой.

Закатные краски старинных преданий

Небо и озеро сливаются, становясь отражением друг друга. И мне уже не понятно где верх, а где низ.

Магический миг окончания дня. Он длится всего несколько минут, открывая глазам картину вечности.

Закатные краски старинных преданий

Постепенно цвета бледнеют и день, глубоко вздохнув, отправляется на покой.

Все вокруг замирает. Приходит время луны и ночь вступает в свои права.

Закатные краски старинных преданий

А мы, еще немного постояв на берегу уснувшего озера, отправляемся в свой номер.

Я улыбаюсь, сегодня мне точно будут сниться дивные сны.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия