Турист Анна Абросимова (annaabrosimova)
Анна Абросимова
была вчера 0:44
Победитель голосования
«Итоги 2018»

Июнь 2018

Воскресное утро. За окном светит солнце и зовет куда-нибудь прокатиться. Надо выбрать что-то близлежащее и интересное. Открываю карту, и взгляд падает на Переделкино.

Прекрасные осколки старых дач

Этот маленький дачный поселок вблизи Москвы давно стал синонимом творчества и вдохновения.

— Вот сюда-то я сегодня и отправлюсь, — говорю я себе, — интересно, что там сейчас?

Быстренько просматриваю Интернет, на предмет «что посмотреть?», рисую маршрут и отправляюсь в путь.

Прекрасные осколки старых дач

Переделкино изменилось, но там еще остались места, которые стоит увидеть.

Вот я и решила, пока все не исчезло, прикоснуться к тому творческому миру, который был здесь когда-то.

Прекрасные осколки старых дач

Для начала заглянем в историю легендарного поселка.

В 17 веке на берегу речки Сетунь была судоремонтная верфь. Сюда приводили корабли на переделку и ремонт. Появившуюся недалеко деревеньку назвали Передельцы. В разное время она принадлежала Леонтьевым, Долгоруким, Самариным.

Прекрасные осколки старых дач

После строительства в 1899 г. железной дороги, рядом с деревней возник первый дачный поселок, получивший название Переделкино. Приблизительно в тоже время, благодаря сосновым лесам и чистому воздуху, рядом с поселком была открыта бесплатная здравница для больных туберкулезом.

После 1917 г., все созданное до революции, благополучно пришло в упадок. Была, правда, попытка устроить санаторий для бывших большевиков, но из этого ничего не вышло.

Прекрасные осколки старых дач

В 1934 г. Максим Горький предложил правительству организовать в Переделкино Писательский городок. Идея понравилась и, в течение двух лет здесь построили 50 двухэтажных дач, которые отдали в безвозмездное и бессрочное пользование советским писателям и поэтам.

Первыми жителями Писательского городка стали: Корней Чуковский, Лев Кассиль, Борис Пастернак, Исаак Бабель и другие, известные в то время, литераторы.

Прекрасные осколки старых дач

После Великой Отечественной войны поселок расширился. Появились новые дачники, такие как Константин Симонов, Евгений Евтушенко и Булат Окуджава.

Те кто, не получил здесь дом, приезжали в Переделкино к друзьям или останавливались в Доме творчества.

Прекрасные осколки старых дач

Уже в 30-е годы, дачный поселок занял свое место в истории советской литературы. В 1988 г. он получил статус Историко-культурного заповедника.

Творческая аура начала уходить из Переделкино в 90-х годах прошлого века, когда писательские дачи стали скупать люди далекие от литературы. К слову сказать, этот поселок продолжает оставаться престижным местом. Новые хозяева в массе своей снесли симпатичные двухэтажные домики. На их месте выстроили коттеджи и замки, которые обнесли глухими заборами.

Однако, несмотря на все трансформации последних десятилетий, в Переделкино еще можно найти уголки, сохранившие очарование прошлого.

Прекрасные осколки старых дач

Кроме Писательского городка в поселке есть еще места, которые хоть и не связаны с литературой, но не менее интересны. Например, дача Левинсона и старинная усадьба Лукино.

Музейных объектов в Писательском городке не так уж много. Википедия называет всего пять. Однако есть и шестой, о котором уважаемая Вики как-то позабыла. Может это связано с тем, что он не имеет отношения к литературе?

Но не буду забегать вперед и расскажу обо всем по порядку.

Первое место, с которым я познакомилась, был дом-музей Бориса Пастернака, который находится по адресу: ул. Павленко д. 3

Прекрасные осколки старых дач

На этой даче Пастернак поселился в 1939 г. Он прожил здесь 21 год, до саой своей смерти.

Его друзья считали, что светлый дом в окружении кленов и сосен, был очень созвучен поэту.

Прекрасные осколки старых дач

Благодаря этой даче, Пастернак вышел из творческого простоя, длившегося долгих 10 лет.

В стенах этого дома к поэту вернулось вдохновение. Именно в Переделкино Пастернак создал самые лучшие свои произведения.

Прекрасные осколки старых дач

Я в дом не заглядывала, но говорят, там все выглядит так, как было при жизни поэта.

В этом музее проводят экскурсии, знакомят с обстановкой, читают стихи и рассказывают о жизни Пастернака и его близких.

Информацию о часах работы и расписании мероприятий можно узнать на сайте музея: https://goslitmuz.ru/museums/dom-muzey-b-l-pasternaka/

Познакомившись с дачей Пастернака, я отправилась по адресу: ул. Серафимовича д. 3, к дому-музею Корнея Чуковского.

Прекрасные осколки старых дач

Первое что я увидела, войдя на территорию, было Чудо-дерево.

Сразу вспомнилось стихотворение:

Как у наших у ворот

Чудо-дерево растёт.

Было смешно смотреть на все эти весящие на ветках башмачки и вспоминать, детскую сказку.

Прекрасные осколки старых дач

Корней Иванович, на этой даче, поселился в 1938 г. Он очень любил это место.

Чуковский был разносторонним человеком.

Его знают, как детского писателя, но мало кому известно, что в 1962 г. он получил Почетную степень доктора литературы Оксфордского университета за свои труды по изучению творчества Николая Некрасова.

Прекрасные осколки старых дач

На даче Чуковского я тоже ограничилась только прогулкой по территории. Как и в случае с домом Пастернака, в дом Корнея Ивановича надо приходить с экскурсией.

Если вам захочется познакомиться с домом-музеем Чуковского, вот сайт на котором есть информация о нем: https://www.goslitmuz.ru/museums/dom-muzey-k-i-chukovskogo/

Следующая дача, с которой я познакомилась, принадлежала Булату Окуджаве. Она расположена по адресу: ул. Довженко д. 11. Это тоже музей.

Прекрасные осколки старых дач

Здесь, как и в предыдущих местах, я хотела ограничится знакомством с территорией.

Но не успела я войти в открытые ворота, как мне навстречу вышла женщина.

— Вы на концерт? — спросила она.

— Нет, я просто посмотреть, — ответила я.

— Просто посмотреть, сейчас не получится. У нас мероприятие начинается, — сказала она и ушла в дом.

Прекрасные осколки старых дач

После этого мне уже было неудобно бродить по участку и заглядывать в разные его уголки.

Если кого-то дом-музей Окуджавы заинтересовал, то вот его сайт: http://okudshava.ru/

Дальше я направилась в музей-галерею Евтушенко (адрес: ул. Гоголя д.1а), но отъехав всего несколько метров от дачи Окуджавы, мой взгляд уперся в парящего орла в окружении чего-то очень яркого.

Прекрасные осколки старых дач

Подъехав поближе, я с удивлением узнала, что в доме с орлом находится дача Зураба Церетели и это тоже музей (адрес: ул. Лермонтова д. 1). К слову сказать, вот о нем-то Вики как раз и умолчала.

Проехать мимо я не смогла. Припарковала машину и вошла в калитку. Навстречу мне вышла девушка и приветливо улыбнулась.

— Добрый день! Сколько стоит билет? — спросила я.

— Добрый день! Проходите. У нас все бесплатно, — ответила она.

Прекрасные осколки старых дач

Эта информация меня очень порадовала и я начала знакомство с галереей.

Надо сказать, что работы Церетели меня всегда, мягко скажем, удивляли, а например, пучеглазый Колумб, переделанный в Петра I, так и вовсе вызывает раздражение. Однако от друзей я слышала, что у скульптора есть интересные работы. Собственно это и стало поводом заглянуть в галерею.

Прекрасные осколки старых дач

Друзья не обманули, я увидела ряд экспонатов, которые мне понравились.

Галерея довольно большая и ходила я здесь больше часа. К примеру, я долго рассматривала панно с головой льва, опавшими листьями и золотыми стрекозами. На мой взгляд, очень философская работа.

Прекрасные осколки старых дач

Или вот, этот портрет Иосифа Бродского. Листы бумаги, как крылья за спиной.

Впрочем, в рамках короткого рассказа, я не смогу показать все то, что, на мой взгляд, достойно внимания.

Прекрасные осколки старых дач

Я очень жалею, что не воспользовалась случаем и не расспросила Зураба Константиновича об идеях и смыслах, некоторых его работ. А ведь у меня была такая возможность. Скульптор сидел на скамеечке, и, судя по всему, готов был пообщаться.

Если честно, я постеснялась. Мне было как-то неловко приставать с расспросами к пожилому человеку, отдыхающему у себя на даче.

Прекрасные осколки старых дач

Если вас заинтересовал музей Зураба Церетели, то вот сайт, где о нем есть информация: http://www.peredelkino-land.ru/pages/dommuzej_zuraba_cereteli_v_peredelkine

После знакомства с музеем на даче Церетели, я передумала заглядывать в галерею Евгения Евтушенко.

Прекрасные осколки старых дач

В ней, безусловно, было что посмотреть, но на это ушло бы не меньше часа, а мне крайне не хотелось по пути домой угодить пробку, к тому же впереди было еще несколько интересных мест, которые я хотела увидеть.

Если кто, хочет узнать о галерее Евтушенко, то вот сайт: http://www.peredelkino-land.ru/pages/muzejgalereja_e_a__evtushenko

Следующим пунктом моей программы был Дом творчества писателей «Переделкино» (адрес: ул. Погодина д. 1). Но прежде, чем отправиться туда я решила взглянуть на реку Сетунь, на которой в 17 веке была судоремонтная верфь.

Прекрасные осколки старых дач

Ничто здесь не напоминало о том славном времени. За века река сильно обмелела и теперь о судоходстве не может быть и речи. Судя по всему, она теперь интересна только рыбакам.

От разочаровавшей меня реки я поехала к Дому творчества. Здесь нет музея. Как и в прошлые годы это место выполняет функции гостиницы.

Когда-то в Доме творчества останавливались писатели и поэты. Они гуляли по парку, встречались с друзьями, и. напитавшись вдохновением, разъезжались по домам.

Прекрасные осколки старых дач

Сейчас писатели не жалуют это место. Впрочем, и обычные люди не проявляют к нему интерес.

Атмосфера творчества отсюда улетучилась. Дом в окружении неухоженного парка выглядит потерянным.

Прекрасные осколки старых дач

Единственное, что меня здесь порадовало — это пионы. Чудесный запах окутал меня, как только я вошла в парк. Сначала он был едва уловим, но по мере приближения к главному корпусу он становился все более явственным. Он почему-то вселил надежду на возрождение Дома творчества.

Если будет интересно, об этой достопримечательности Переделкино можно почитать здесь: http://www.peredelkino-land.ru/pages/dom_tvorchestva_pisatelej

Мой визит в Писательский городок подходил к концу. Из намеченного оставалась только усадьба Лукино, где сейчас находится летняя резиденция Патриарха Московского и всея Руси (адрес: 7-я улица Лазенки д. 42).

В 1952 г. правительство СССР подарило эту усадьбу Православной церкви. С этого момента Лукино получило статус резиденции Патриарха.

Прекрасные осколки старых дач

В гости к отцу церкви, конечно, простых смертных не пускают, но и вокруг его дачи есть на что посмотреть.

Самая старая постройка, которую можно увидеть — церковь Преображения Господня. За годы существования ее несколько раз перестраивали. Последний раз это было сделано в конце 19 века при М. Л. Боде — Колычеве.

Прекрасные осколки старых дач

Надо сказать, что в его бытность усадьба Лукино была полностью отстроена в модном тогда псевдорусском стиле. Примером того, как выглядел комплекс как раз и является Преображенская церковь.

После революции все здесь пришло в упадок. По свидетельству очевидцев, когда усадьбу передавали Патриархии, от нее мало что осталось. О том, что из прежних построек восстановили и как все выглядит сейчас, сведений у меня, увы, нет. Через забор мне удалось увидеть только крыши новодельного здания.

Прекрасные осколки старых дач

Кроме Преображенской церкви, на прилегающей к резиденции территории, есть очень необычный Собор святого князя Игоря Черниговского и Киевского. Он появился недавно, в 2012 г. В первый момент я решила, что он сделан из фарфора. Собор показался мне слишком ярким, но потом глаз привык.

Внутри храм очень светлый. Находясь в нем, возникает ощущение праздника. Мне, лично, очень понравилось.

Прекрасные осколки старых дач

Резиденция Патриарха, была завершающим аккордом моей воскресной поездки.

В заключение хочу сказать несколько слов еще об одном месте, в которое я не поехала. Это дача Левинсона, расположенная по адресу: Чоботовский проезд, д.4.

Там находится деревянный дом, построенный Ф. О. Шехтелем. Специалисты считают, что с этого здания началась национально-романтическая тема в русском модерне.

Просто приехать и увидеть дачу Левинсона невозможно. Чтобы побывать там, надо заказать экскурсию в Москомнаследии.

Вот как выглядит этот удивительный дом (фото из Интернета).

Прекрасные осколки старых дач

Обратите внимание, этот дом во многом напоминает здание Ярославского вокзала.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия