Турист Александр Казанцев (user229587)
Александр Казанцев
был 10 августа 2018 15:07

Курская область: творцы

Курск — Россия Май 2018

Богата земля российская талантами. Было их всегда вдоволь и в Курской губернии. Да ещё и приезжали некоторые — Афанасий Фет вот, например, в 1877 году купил усадьбу в Воробьёвке, минутах в 10 езды от станции Свобода, ближайшей и к Коренной Пустыни.

Во времена колхозов постройки пришли в упадок, но ещё до перестройки их потихоньку начали реставрировать энтузиасты музейного дела, и сегодня это полноценный историко-культурный комплекс, куда и экскурсии водят, и любителей искусств приглашают.

Работы по обустройству продолжаются и поныне как над центральным зданием, так и над окрестными территориями.

В них активно принимают участие волонтёры из числа студентов Южного Университета. Очень скромные ребята — вблизи фотографироваться отказались.

Благодаря их усилиям цветники и дорожки сохраняют тот же вид, что и во времена поэта, в гости к которому с удовольствием приезжали Фёдор Тютчев, Лев Толстой и Пётр Чайковский.

Вдоль берега живописного пруда с вечно голодными лебедями заботливо выставлены скамейки.

В пруду, надо отметить, не только лебеди обитают — мне впервые удалось застать лягушку купающейся, а не прыгающей.

Любопытная дизайнерская находка для отслужившей своё корзины.

Усадьба находится вдалеке от проезжих дорог, и где заканчивается её территория, мне не довелось выяснить.

Помимо ослика Некрасова, которого иногда запрягают для катания гостей верхом или в тележке, здесь обитают фазаны и декоративные голуби.

Под центральным зданием расположены подвалы — в старину здесь хранили припасы.

Одноэтажное здание напротив — бывшая каретная, о прошлом которой напоминают лишь развешанное по стенам снаряжение.

Сейчас здесь стоят ряды скамеек и проводятся различные мероприятия, в основном музыкальные.

Наконец, усадьбу покинула очередная группа школьников, и мы целиком окунулись в быт курского помещика и подробнейший рассказ сотрудницы музея — как и большинство встреченных нами в ходе этой краткой поездки, очень увлекающейся своим делом и способной говорить на эту тему непрерывно часами.

Верхний этаж Фет в основном использовал для своих нужд — под библиотеку.

Под игровую комнату — по двери справа заметно, что пол в разных частях мансарды разноуровневый, т. к. дом частично достраивался уже после покупки.

А вот и рабочий стол писателя — сразу не поинтересовался, а потом с коллегами не смог догадаться о предназначении некоторых приборов. Для обогрева верхнего этажа снизу шли широкие дымоходы, расширяясь в своеобразные радиаторы.

А вот и спальня — убранство, конечно, не сохранилось, и мебель восстанавливали по крохам описаний свидетелей и редким фотографиям.

На нижнем этаже — ещё один рабочий стол, но уже как помещика, чтобы вести дела и руководить прислугой.

Большую часть этажа занимает столовая, совмещённая с гостиной — великолепные виду на долину всё той же речушки Тускарь, некогда судоходной.

Из гостиной с роялем можно было выйти на террасу и прогуляться по лестнице вниз.

А в соседней спальне обитала хозяйка — как видно по обилию икон, человек очень набожный.

Туалетные комнаты в те времена ещё не научились встраивать в дома, и чтобы не ходить по нужде, даже аристократы пользовались такими вот ночными вазами.

На следующий день в Рыльске нас встречали с хлебом-солью у статуи ещё одного знаменитого деятеля XIX века — купца Григория Шелихова, в ходе своих исследований пушного промысла Аляски основавшего «Русскую Америку».

На самом деле, если мне не изменяет память, знаменитое русское приветствие в таком классическом формате без излишков посуды я попробовал впервые!

В краеведческом музее этого райцентра земляку-путешественнику отведён лишь один зал.

Остальные плотно уставлены экспонатами менее уникальными: первый — чучелами как местных, так и подаренных животных.

Кабаны здесь с древности водились — ещё одна из версий происхождения названия реки и города связана с ними.

В третьем по счёту зале местные умельцы воссоздали интерьер типичной деревенской избы с травяной крышей и обмазанными глиной стенами.

А во втором расположилась богатая коллекция предметов искусств — лишь небольшая часть из убранства дворца князей Барятинских в Марьино.

Его ещё в начале XIX века построили на бывших землях Мазепы и продолжали обустраивать в английском стиле на протяжении нескольких поколений.

Удивительным образом пережив революцию и войны, в 1952-м дворец вновь стал пристанищем правящей элиты страны — санаторием ЦК КПСС (кстати, Хрущёв и Брежнев сами родом из Курского края, вот ведь совпадение). И сохранил этот статус после перестройки, но теперь уже относится к Управлению делами Президента РФ.

На первый взгляд — проходная комнатушка между двумя роскошно декорированными залами, но если встать в одном углу и прошептать чуть слышно в стену, стоящий в углу напротив отчётливо это услышит!

Парадный вход ведёт сразу к лестнице на второй этаж: дамы традиционно поднимаются справа, кавалеры — слева.

Наверху — круглый зал собраний со стульями, но без сцены.

Не сразу понятно, но он — двухуровневый, и балкон верхнего яруса находится двумя этажами выше.

Это фойе между двумя номерами высшей категории (за моей спиной — в буквальном смысле слова президентский люкс, напротив — такой же для чуть менее именитых гостей типа Жириновского) обычно закрыто для посетителей, поэтому картины на стенах висят настоящие, а не хорошо сделанные копии. Большую часть оригиналов в своё время вывезли в Москву, из-за чего пришлось снаряжать целый товарняк!

Отсюда неплохо видна большая часть пруда и прилегающие территории.

Чтобы зажечь все свечи этой махины, княжеской прислуге приходилось подбираться по куполу к креплению и спускать её на тросе к нижнему ярусу. Но благодаря стеклянному потолку, днём это редко делали — это сейчас в ожидании реставраторов поверх малость протекающего купола накинут полиэтилен, да и щёлкнуть выключателем не в сравнение проще, чем холопов под верхотуре гонять.

Статуи богинь и картины знати красноармейцы могли помиловать для обмена на валюту, но кто и как здесь уберёг бюст самого князя — загадка. Подумаешь, с Лермонтовым дружил и на Кавказе воевал. Все равно ведь — угнетатель трудового народа, классовый враг, и всё такое…

Чтобы напоследок побольше посмотреть, автобус нам подогнали к западным воротам — увы, я это поленился выяснить, а то б как раз успел пробежаться вокруг пруда к знаковой для санатория бронзовой статуе орла на дальнем берегу.

В ожидании руководителя группы, попавшего в силки присоединившихся к нашему тур телевизионщиков, коллеги вдоволь наобщались и с местными лебедями.

То ли это линька у них по весне такая, то ли поправлять здоровье сюда прибывают не только люди. Кстати, насколько я понял, наравне с чиновниками обычные номера может забронировать любой желающий — пусть не в историческом здании, но в одном из флигелей или новых корпусов, цены начинаются от 5000 р на двоих в сутки с трёхразовым питанием и всеми назначенными врачом процедурами. Персонал проживает за территорией комплекса в специально возведённых там многоэтажках. Путин, вроде, до Марьино пока так и не добрался, а вот Медведев в своё время побывал, благодаря чему на трассе в месте пересечения с железной дорогой появилась эстакада…

А это статуя архимандрита Ипполита из Рыльска руки известного скульптора Клыкова, тоже родом из этих краёв.

Купальный сезон в пруду пока не открыли, судя по количеству мусора в прибрежных водах, а вот загорательно-катательный уже стартовал — к ротонде на одном из островкой и кирхе на другом можно только на лодочке попасть.

Ну, и напоследок расскажу чуть подробнее об ещё одном месте, замечательном как в природном, так и в исторически-культурном отношении — комплексе сельского туризма «Хутор Песочное» в Медвенском районе и минутах 40 езды от центра Курска.

Вот бы где я точно с удовольствием провёл ещё пару ночей — тихое, приятное селение в окружении лесов и полей, где под руководством многоопытной селянки три семьи вот уже несколько лет стабильно расширяют спектр услуг, стремясь во всей красе за сжатые сроки познакомить любого желающего со всеми аспектами традиций крестьянского труда, развлечений и верований.

Центральное строение комплекса — этнографический музей, совмещённый с магазином, где помимо сувениров продаётся и съедобная продукция хутора.

Хозяйка с богатым творческим прошлым увлечённо рассказала нам, насколько связаны были многие сельские ремёсла с ритмикой и песнями, с детства прививая подрастающей смене способности самобытных музыкантов.

Показала она нам и несколько жилых домиков на 6–8 человек, с затаённой обидой комментируя насаждаемое в фильмах представление о деревенском быте как о чём-то потёртом и неухоженном.

Санузлы, надо отметить, здесь оборудованы вполне по-городскому, с проточной горячей водой и евроунитазом. Зимой, конечно, такую конструкцию поддерживать в рабочем состоянии непросто, хотя местные зимы мягкие, почти как в соседней Украине.

В одном из домов построена полномасштабная русская печь, и она заслуженно пользуется спросом — особенно, конечно, за место на полатях гости всегда воюют.

Обычная спальня по ощущениям и впрямь больше напоминает жилой дом, а не гостиницу.

А вот русской бани с вениками почему-то пока не построили — по крайней мере, то, что я увидел, больше походит на финскую сауну: стеклянные двери, бассейн… Видимо, основная целевая аудитория больше к такому отдыху тяготеет.

Были у хуторчан планы и на развитие конно-спортивного туризма, но в Курске недавно открылся огромный новый ипподром, и соревноваться с таким крупным бизнесом они не решились: животных содержат, тропы для катания прокладывают, но активно себя в этом направлении не продвигают.

А вот различные гуляния на праздники, от Троицы до Дня жатвы, регулярно устраивают, деловой туризм всячески привествуют, некоторые постоянные клиенты семейные торжества отмечают.

Дети здесь точно не заскучают: для тех, кто постарше, в лесу обустроен верёвочный маршрут, для малышей есть горка и батут.

Кто-то из коллег успел закупиться мёдом, а я вот убедился, что он не привозной.

Как и овощи-фрукты — может, пока не все, но в скором будущем и этот вопрос решится.

В конце концов, чтобы угощать гостей вкуснейшими блинами да пирожками, не обязательно молоть свою муку: главное — вкладывать в то, что ты делаешь, душу.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автобусные туры