Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была 22 апреля 9:38
Без секрета всему свету

Иссык-Кульская область, Каджи-Сай, Бишкек — Киргизия Июнь 2015

«В ту ночь, когда Москву обшарил первый ливень…" (В. Егоров) в Москве случилось затопленье, да такое, что машины плавали по несущимся по улицам рекам, словно надувные лодки. Все аэропорты отменили вечерние рейсы. Не избежал этой участи и Шереметьево. В связи с этим не трудно представить, какой там случился коллапс утром, когда я вознамерилась улететь в Бишкек. Не все ранее зарегистрированные пассажиры сумели даже багаж сдать на свои рейсы. А мне, как оказалось, все же судьба побывать в Киргизии — два года я ждала этой поездки, а в той ситуации в Шереметьево, видимо, пришлось вмешаться моему Ангелу-хранителю, чтобы я успела на свой рейс в Бишкек! С изрядно потрепанными нервами я удобно расположилась в своем ряду свободных кресел (самолет был заполнен примерно на треть!), и мы с моим Ангелом расслабились, с удовольствием проспав все три часа полетного времени. Напрасно мы так поступили: мой чемодан, почувствовав бесконтрольность, решил, по-видимому, проявить самостоятельность и отправился в свое путешествие по миру, не прибыв в Бишкек вместе со мной! Конечно, беглец был найден Аэрофлотом и на третий день моего пребывания в Киргизии доставлен хозяйке. Спасибо моим попутчицам, поделившимися со мной теплыми вещами на время его отсутствия!

А мы начали свое путешествие по северной Киргизии, по часовой стрелке закручивая путь вокруг Иссык-Куля. На карте оранжевым цветом выделен наш маршрут:

В краю Небесных гор_Вместо предисловия... Киргизия

Мы побывали в красивейших ущельях Тянь-Шаня: Григорьевском, Покровском, Джеты-Огуз, Джууку:

В краю Небесных гор_Вместо предисловия... Киргизия

через ущелье Барскоон поникли на Арабельский сырт, где очутились в настоящей зиме:

Барскоон Плато:

В краю Небесных гор_Вместо предисловия... Киргизия

доехали до второго по величине озера в Киргизии Сон-Куля, сравнили температуру его воды с водой «горячего» озера Иссык-Куля:

В краю Небесных гор_Вместо предисловия... Киргизия

поднимались в горы над ущельями и долинами:

Перевал 33 попугая:

В краю Небесных гор_Вместо предисловия... Киргизия

хронически недосыпали из-за ранних подъемов на утреннюю рассветную съемку:

если вкуснейший плов из молодой баранины, приготовленный на природе в огромном казане, да не только плов — дамляму, лагман, гюльчатай (названия-то какие — песня!):

В краю Небесных гор_Вместо предисловия... Киргизия

периодически употребляли и подножный корм в виде грибов и дикого лука (и выжили при этом! : -)))…

В краю Небесных гор_Вместо предисловия... Киргизия

видели жизнь и быт кочующих киргизов:

В краю Небесных гор_Вместо предисловия... Киргизия

бесчисленные стада баранов, лошадей, яков, верблюдов:

В краю Небесных гор_Вместо предисловия... Киргизия

цветы свежезамороженные и целые лужайки ярких и цветущих:

В краю Небесных гор_Вместо предисловия... Киргизия

У нас были потрясающе ответственные водители, великолепный повар:

В краю Небесных гор_Вместо предисловия... Киргизия

Мы ночевали в современных отелях и гостевых домах и, как бы это помягче сказать, в построенной в давние советские времена гостинице, и в юртах — вповалку на матрасах и в спальниках!

В краю Небесных гор_Вместо предисловия... Киргизия

Было не всегда легко, но зато весело и интересно!

Как много я успела сказать про само путешествие, но про сам Иссык-Куль пока ни слова… Что же за озеро такое — Иссык-Куль? Говорят, оно Горячее!

«Горячее озеро» Иссык-Куль

«Высоко на скалах в неприступном замке над обрывом жил жестокий старый хан. Привлеченный красотой молодой девушки, он захотел взять ее в свой гарем, но гордая красавица отвергла домогательства тирана. Тогда по приказу хана воины похитили ее и доставили в замок. Однако, жестокий киргизский владыка так и не смог покорить девушку: она выбросилась из окна в пропасть. Природа вздрогнула от горя, замок с грохотом провалился под землю, хлынули бурные потоки воды, которые затопили все вокруг. На месте, где когда-то стоял замок, теперь широко раскинулось озеро» — вот так киргизский народ опоэтизировал озеро Иссык-Куль, создав красивую легенду о его происхождении.

«Иссык-Куль» по-киргизски означает «горячее озеро».

Озеро является вторым по величине (после Каспия) соленым озером в мире. Оно расположено на высоте 1609 м. Длина Озера 180 км, ширина — 70 км, глубина в самом глубоком месте достигает 668 метров. Несмотря на то, что Озеро окружено заснеженными горными вершинами, Озеро никогда не замерзает (отсюда и происходит его название — горячее).

Местные киргизы говорят, что Озеро синее.

В краю Небесных гор_Вместо предисловия... Киргизия

Но я видела, каким оно бывает разным — в зависимости от своего настроения легко меняет цвет:

В краю Небесных гор_Вместо предисловия... Киргизия

И камешки на дне Озера — разноцветные, они играют с золотыми нитями солнечных бликов на поверхности кристально прозрачной, чуть солоноватой воды:

Покой Озера бережно охраняют окружившие его горы, заснеженные вершины которых отражаются в его водной глади:

Справочно:

Иссык-Куль окружен горными хребтами: на юге — Терскей-Алатау (тюрк. «Пестрые горы, обращенные от солнца»), на севере — Кунгей-Алатау («Пестрые горы, обращенные к солнцу»), на востоке — возвышенностями Чаар-Джон (2722 м) и Ала-Бель, на западе — Кара-Коо и Кизыл-Омпол. Горное обрамление Озера оканчивается на западе узким Боомским ущельем, по которому протекает река Чу. До Иссык-Куля Чу не доходит лишь 4 км. Раньше считалось, что Чу впадает в Озеро, но П. П. Семенов Тян-Шанский своими исследованиями, проведенными на Тянь-Шане в 1856—1857 гг., опроверг этот факт.

Озеро может убаюкать своим смиренным спокойствием, отпуская зрителей по своим делам, не обещая никаких особых зрелищ, но, нечаянно взглянув в боковое зеркало уже отъехавшего от берега автомобиля, вдруг вздрогнешь от того, какой чарующий закат Озеро дарит самым верным своим почитателям:

В краю Небесных гор_Вместо предисловия... Киргизия

Под настроение Озеро может и попугать «белыми барашками» на боковой волне и грозовыми тучами, в любой момент готовыми обрушиться проливным дождем. Но, чуть позабавившись и убедившись, что смельчаки достигли берега и уже в безопасности, позволяет солнцу выглянуть в прорехи свинцовых туч и радостно осветить мир, будто говорит: «Все отлично, я пошутило!»

В краю Небесных гор_Вместо предисловия... Киргизия

Вода Озера околдовывает, манит, и никто не может устоять против желания с разбегу плюхнуться в его «горячие» воды. Но делаешь всего лишь несколько гребков — и уже нестерпимо хочется вернуться обратно на берег и поглубже зарыться в обжигающе горячий песок на пляже, чтобы погреться.

В краю Небесных гор_Вместо предисловия... Киргизия

Красивое Творение! Здесь, среди горячих лечебных источников, организована курортная зона — в изобилии санатории, пансионаты, турбазы. Не случайно сюда едут на лечение и отдых со всех концов Киргизии, России. Многочисленные туристы (среди которых недавно побывала и я) путешествуют в окрестностях Иссык-Куля, в долинах рек, по горным ущельям и перевалам — пешком, на велосипедах, мотоциклах, автомобилях.

Среди озер мира, лежащих на высоте более 1200 м, Иссык-Куль занимает второе место, лишь немногим уступая по площади зеркала озеру Титикака в Южной Америке, а по глубине и объему воды стоит на первом месте. По площади Иссык-Куль занимает седьмое место среди озер Советского Союза, по глубине — третье (после Байкала и Каспия), по объему воды (1732 км³) превышает в 1,7 раза озеро Балхаш.

Иссык-Куль не имеет стока, отчего вода в нем солоноватая, но соленость незначительная, почти вдвое меньше, чем в Аральском море. Цвет воды — темно-синий, у берегов — зеленоватый, прозрачность исключительно велика. Граница видимости в центральной части озера в среднем равна 15 м, достигая 20,4 м в сентябре, а ближе к берегу уменьшается до 5–10 м. Солнечный свет настолько глубоко проникает в толщу прозрачной воды, что водоросли в Иссык-Куле растут на глубине до 70 м.

Справочно:

Тянь-Шань — самая длинная горная система Азии, тянущаяся с запада на восток и насчитывающая 88 хребтов, 40 пиков высотой более 6000 метров. Название системы переводится как «Небесные горы».

На Востоке об этих местах и о Небесных горах было известно издревле: об Иссык-Куле писал китайский путешественник Чжан Цзянь, побывавший на озере в 128 году до н. э. во время своего путешествия в 138–126 гг. до н. э. Но западному миру район Иссык-Куля был неизвестен до тех пор, пока русские исследователи, такие как, например, Семенов-Тян-Шанский, не побывали здесь с экспедицией.

Петр Петрович Семёнов, получивший впоследствии от царя вторую фамилию — Тян-Шанский, был первым из исследователей, проникших вглубь загадочной для его современников горной страны Тянь-Шань. Он первый начертил схему хребтов Тянь-Шаня, исследовал озеро Иссык-Куль, открыл верховья Сыр-Дарьи, называемой тогда Яксартом, увидел горную группу Тенгри-Таг и величественный пирамидальный пик Хан-Тенгри на границе Казахстана, Киргизии и Китая (высота Хан-Тенгри с учетом ледника — 7010 метров, без учёта ледяной толщи — 6995 м). Название Хан-Тенгри в переводе с тюркского означает «Повелитель неба». Этот пик был назван так Семёновым-Тян-Шанским по ошибке (оригинальное название горы — Кан-Тоо). Настоящий Хан-Тенгри учёными был обнаружен позже, в 1943 году, и получил современное название — пик Победы (кирг. Жеңиш чокусу).

Семенов-Тян-Шанский первым достиг ледников, берущих начало в группе Тенгри-Таг, первый установил, что река Чу берёт начало не из Иссык-Куля, как думали современные Семёнову учёные, опроверг мнение А. Гумбольдта о вулканическом происхождении Тянь-Шаня, доказал, что вечные снега лежат на Тянь-Шане на очень большой высоте, первый установил вертикальные природные пояса Тянь-Шаня, открыл десятки новых, неизвестных науке видов растений, первый увидел живых архаров.

О своем путешествии Петр Петрович Семёнов-Тян-Шанский написал мемуары «Путешествие в Тянь-Шань в 1856–1857 годах». С удовольствием их прочитала!

А вот и наша компания:

В краю Небесных гор_Вместо предисловия... Киргизия

Роскошно красивые места мы посетили! Множество легенд сложено о них. В своих очерках я постараюсь так вкусно обо всем рассказать, чтобы Вам обязательно захотелось побывать в краю Небесных гор!

Источники информации:

1. Вступительная статья Н. Г. Фрадкина к первому изданию книги П. П. Семенов-Тян-Шанский «Путешествие в Тянь-Шань в 1856–1857 годах». Мемуары. М., ОГИЗ, 1946.
  2. П. П. Семенов-Тян-Шанский «Путешествие в Тянь-Шань в 1856–1857 годах». М., Дрофа, 2008 г.

Другие рассказы про путешествие по Киргизии:

В краю Небесных гор. Неизменный плов, красные скалы и огненная река

В краю Небесных гор. Возвращение блудного чемодана, джунгли в детском саду, закат на высоте

В краю Небесных гор. Замороженная тишина и золото ущелья Барскоон

В краю Небесных гор. Жайлоо и Королева Тянь-Шаня

В краю Небесных гор. Сон-Куль — «Последнее озеро»…