Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была 22 апреля 9:38
Без секрета всему свету

Каджи-Сай, Бишкек — Киргизия Июнь 2015

Взбалмошный ветер гонял по небу облака — то в кучу их намешает, то разметет на лоскуты. Даже солнцу пришлось подчиниться его гонору: светилу лишь изредка удавалось выглядывать в прорехи между облаками, одаривая мир лаской и теплом.

В краю Небесных гор. Сон-Куль — «Последнее озеро»…

Неукротимый нрав ветра мы сегодня сполна испытали на себе: выехав налегке из по-летнему солнечного и приветливого Каджи-Сая в сторону озера Сон-Куль, уже на первой остановке нам пришлось утепляться флисками и ветровками.

По дороге к Сон-Кулю нам повстречались верблюды, невозмутимо пасущиеся на зеленом склоне горы. С боков животных неряшливо лохмотьями свисала полинялая прошлогодняя шерсть, раскачиваемая ветром. Сначала верблюды пугались нас, не подпуская близко к себе, все время отходили в сторону. Но вскоре привыкли или попросту смирились с нашим настойчивым обществом, позволяя почти дотронуться до себя. И лишь удивленно-настороженные глаза, обрамленные длинными ресницами, выдавали напряжение животных.

В краю Небесных гор. Сон-Куль — «Последнее озеро»…

Признаюсь, я не часто видела верблюдов. Помню, на Алтае в горах мы гоняли здоровенный табун верблюдов, которые от нас шарахались. Были верблюды на Памире, тоже не очень ухоженные — мохнатые, линялые. Зоопарк и Египет не в счет. Поэтому сейчас я была немного удивлена, увидев их глазищи.

Чуть позже мы видели большое стадо яков. В отличие от напряженно-любопытных верблюдов, яки оказались гораздо более осторожными — они не подпускали нас ближе, чем на пушечный выстрел. Несколько крупных животных (наверное, это были самцы) некоторое время понаблюдали за нами, а потом решили, видимо, не рисковать и увели стадо в глубь долины. При этом на ходу они умудрялись еще и драться.

В краю Небесных гор. Сон-Куль — «Последнее озеро»…

К вечеру мы добрались до Сон-Куля. Один из вариантов перевода его названия — «Последнее Озеро». Оно было последним местом запланированной остановки нашего путешествия. И последней надеждой на плохую погоду. Наши водители говорили, что за все годы, что они возят туристов, не помнят такой стабильно комфортной солнечной погоды, как на этот раз. Большое озеро, высокие заснеженные горы, узкие глубокие ущелья, создающие эффект аэродинамической трубы, формируют местный микроклимат, для которого характерны резкие перепады погодного настроения. Во время же нашего путешествия сияло яркое солнце, и лишь иногда редкие облака скрашивали одиночество пустого неба. Я уверена, что во всем этом комфорте виноват мой чемодан, вздумавший отправиться в начале моего пути в эту поездку в самостоятельное путешествие и тем самым доставивший неудобства и неприятности не только мне, но и остальным участникам нашей группы. Я думаю, что компенсацией этого недоразумения и была суперская погода, сопровождающая нас на всем протяжении поездки.

Погодные условия были комфортными, но абсолютно не фотографическими. Нам явно не хватало туманов, ураганов, грозовых туч, снегопадов, наконец. Ведь для настоящего шедевра нужна страсть, драматическая динамика, а какие страсти могут быть при полном погодном благополучии?

Начало нашего пребывания на Сон-Куле было многообещающим — озеро встретило штормовым ветром, а из пригнанных им свинцовых туч сыпался снежный дождь (или это был мокрый снег?). Притулившись друг к другу, неподвижно стояли лошади, и ветер во все стороны развевал их длинные хвосты и гривы. Я не сразу поняла, что лошадки так спят.

В краю Небесных гор. Сон-Куль — «Последнее озеро»…

После благоденствующих в тепле долин в ущельях Иссык-Куля, где лошади, даже бодрствуя, отдыхают лежа, жизнь лошадей у Сон-Куля показалось мне сплошным испытанием. Да и жизнь людей тоже, вероятно, была не легкой. Наша, по крайней мере, точно: в юрте, где нам предстояло провести две ночи, было сказочно холодно, несмотря на огромный обогревательный агрегат.

В краю Небесных гор. Сон-Куль — «Последнее озеро»…

Не сумев дождаться, когда повар Людмила закончит приготовление, наверняка, невероятно вкусного и сытного блюда гюльчатай (его правильное название кульчётай), мы завалились спать. Всего лишь три желания было у меня:

1. согреться,
  2. выспаться,
  3. проснуться в заснеженном мире, чтобы запечатлеть лошадок на фоне припорошенных снежком гор и их склонов.

Первое желание при помощи спальника на -10 (комфорт) мне удалось реализовать довольно быстро и без особого труда. С осуществлением второго были сомнения — это едва ли, ведь подъем, как и обычно, в 4.30. А вот что сталось с третьим желанием?

Увы, видимо, сильно набедокурил мой чемодан в самом начале поездки: не суждено быть исполненному моему третьему желанию — не видать нам заснеженных гор вокруг Сон-Куля. Хоть сейчас и предрассветные сумерки, но уже понятно, что желаемого снега нам не видать: на почти пустом небосводе лишь угадываются редкие легкие облака, а трава вокруг юрты вместо снега или хотя бы инея покрыта такой обильной росой, что мои кроссовки вмиг промокли.

Мне было интересно наблюдать за жизнью вокруг озера: по его берегам вижу юрты кочующих киргизов, прибывших сюда на летние пастбища, а также гостевые юрты, ожидающие нашествие многочисленных туристов:

В краю Небесных гор. Сон-Куль — «Последнее озеро»…

Юрта, в которой мы остановились, расположена километрах в двух от берега. Я не сразу поняла, почему так далеко от воды. И только днем, когда я предприняла попытку добраться до берега озера, мне стало понятно: берега заболочены. Сначала я шла по, как мне показалось, дороге — явно были видны следы давнишней колеи. Постепенно дорога превратилась в тропинку, которую я вскоре потеряла из виду. Потом я прыгала с кочку на кочку, потому что между ними была вода. Ну, а дальше началось топкое месиво, преодолеть которое я не смогла. Пришлось вернуться назад, в юрту, где в сладком послеобеденном сне нежились мои спутники.

В краю Небесных гор. Сон-Куль — «Последнее озеро»…

От этой прогулки к озеру я получила громадное удовольствие: сразу видно — многочисленные разнообразные цветы наслаждаются жизнью в комфортных условиях, лошади отдыхают среди этой красоты и, как мне показалось, некоторые из них даже нюхают цветочки!

Примула:

Мытник Эдера:

В краю Небесных гор. Сон-Куль — «Последнее озеро»…

Недалеко от Сон-Куля расположен водопад, про название которого у меня разная информация — то ли «Голубиное», то ли «33 Попугая» от наименования перевала неподалеку. Говорят, чтобы спуститься с перевала, надо совершить 33 поворота. Что-то отвлекло меня от подсчета и во время спуска, и во время подъема на обратном пути — не проверила правильность расчетов!

Перевал 33 Попугая:

Водопад:

И все же есть на берегу озера место, где можно подойти и даже подъехать к воде. Оно расположено на противоположной стороне озера относительно нашей стоянки.

Почти у самой воды стоит одинокая юрта, белый цвет покрытия которой особенно выделяется на фоне синего цвета поверхности озера. Многочисленные лошади разных мастей невозмутимо бродят в округе, не обращая на людей никакого внимания. И только жеребята иногда раздували ноздри, с напряжением посматривая в нашу сторону.

В краю Небесных гор. Сон-Куль — «Последнее озеро»…

Наверное, излишним будет сказать, что в Сон-Куле я искупалась. Вода была, конечно, далеко не теплой, но вполне приемлемой для недолгого купания.

Здесь, на берегу озера Сон-куль завершается наше путешествие по северной Киргизии, организованное Володей Трофимовым. На всем протяжении поездки приветливо светило солнце, небо было синим, а трава — зеленой, и лишь Сон-Куль встретил нас не ласково, но потом все же раздобрился. Завтра мы вернемся в Бишкек, про дорогу в который я расскажу в следующий раз.

Озеро Сон-Куль (Сонкёль) — крупное высокогорное озеро, расположенное на высоте 3016 м в котловине между внутренними отрогами Тянь-Шаня в северо-западной части Нарынской области. Оно лежит на горной равнине, окружённой лугами (жайлоо). Это одно из самых древних мест для летнего выгона скота.

Озеро Сон-Куль — второе по величине и первое по запасам пресной воды естественный водоем в Киргизии, протяженностью 28 км в длину и 18 км в ширину. Площадь его водного зеркала составляет 278 кв. км. Существует гипотеза о тектоническом происхождении озера, образованного, вероятно, в результате мощного землетрясения. Множество речушек и горных ручьев, стекающих с гор, питают его, а вытекает только одна одноименная река. Семенов Тян-Шанский писал в своей книге: «на Сон-куле можно воочию наблюдать, как с каждым годом выходящая из озера единственная река Коджерты-су постоянно углубляет свое русло, которым, может быть, впоследствии выльется всё озеро Сон-куль, как вылились уже многие, ему подобные».

Другие рассказы про путешествие по Киргизии:

В краю Небесных гор_Вместо предисловия… Киргизия

В краю Небесных гор. Неизменный плов, красные скалы и огненная река

В краю Небесных гор. Возвращение блудного чемодана, джунгли в детском саду, закат на высоте