Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Тунис. Хаммамет: арабские сказки на французский манер (21-31 октября 2017). Часть 1

Хаммамет — Тунис Октябрь 2017

Цель поездки — Тунис, Хаммамет.

Дата поездки — 21 — 31 октября 2017.

Бюджет поездки — примерно 83 800 руб. (на двоих).

После неудавшейся поездки в Таиланд на морской отдых оставалось рассчитывать только в октябре. Уже с конца весны я лениво выбирала между давно желанным Фетхие и любимым Адлером, в итоге не склоняясь ни к одному варианту. И тут совершенно случайно на приеме в офтальмологической клинике услышала разговор медицинских регистраторов, обсуждавших заграничные курорты. Одна из женщин в ярких красках расхваливала Тунис, отмечая, что там «широкие, длинные, песчаные и почти безлюдные пляжи» и «вообще никакая Турция с ним не сравнится». Что-то там было, конечно, еще, но в голове плотно засела мысль о пляжах — именно таких, о которых я давно мечтала. На этом моменте я точно и безоговорочно поняла: мне непременно, во что бы то ни стало, просто обязательно надо в Тунис!

До этого о Тунисе я знала лишь то, что есть такая страна на карте мира. Ну, и вроде как ездят туда на море, не особо, впрочем, активно (по сравнению с Турцией, Египтом и Таиландом, естественно). А оказалось, что Тунис — это Африка, самая настоящая, хоть и Северная. Море там Средиземное, следовательно, в октябре вполне еще теплое. Именно в Тунисе находится знаменитая пустыня Сахара. Здесь есть отели, работающие по системе all inclusive. И самое главное — путевка в Тунис совершенно доступна по цене!

ВЫБОР И ОРГАНИЗАЦИЯ

Для нас основными ожиданиями от отпуска были максимальный отдых, полный релакс и блаженное ничегонеделанье: позагорать, покупаться, отъесться, отоспаться, восстановить душевные и физические силы, подышать свежим морским воздухом, погулять по симпатичным курортным улочкам, очароваться буйной южной зеленью, яркими цветами и роскошными пальмами, слегка прикоснуться к культуре новой страны и, конечно же, непременно съездить на экскурсию в Сахару. Не хотелось ни о чем думать, ничего решать, а тем более тратить нервные клетки. Наверное, такой формат отдыха некоторые с презрением называют «овощным». Но именно он так необходим практически каждому среднестатистическому россиянину, целый год крутящемуся заводной белкой в колесе по нескончаемому кругу: работа — дом — работа… — выходные с провальной попыткой выспаться и постоянной нехваткой времени — и по новой, с целью хоть немного заработать на море, измученному хроническими стрессами, депрессиями, с полностью расшатанной нервной системой, почти, что ставшему астеником под гнетом суеты, напряжения, шума и бешеных ритмов жизни больших городов.

Я довольно быстро определилась с городом-курортом, вычитав, что Хаммамет — самый европеизированный город Туниса, самая «зелёная» часть страны, один их самых респектабельных курортов и, конечно же, здесь самые лучшие, бескрайние пляжи с мельчайшим песком. Современный и очень туристический Ясмин Хаммамет не рассматривала в принципе, сразу же остановив свой выбор на районе Северного Хаммамета. Здесь и спокойнее, и отельная база проще (а, значит, бюджетнее), и, что не маловажно, есть возможность краешком глаза увидеть настоящий, аутентичный Тунис. От отеля требовалось тоже не особо много: недорого, чистенько, с неплохими отзывами, желательно первая пляжная линия (не дольше 5 минут до моря), обязательно all inclusive (заморачиваться с покупкой, готовкой или поиском кафе в чужой стране, практически без знания языков совсем не хотелось), свежее, качественное и разнообразное питание. Территория и бассейны рассматривались в качестве приятных бонусов. Выбор был не особо большой (смотрела на сайте-поисковике Слетать.ру), если честно, с первого взгляда запала на фотографию чудесного релакс-бассейна с изящной беседочкой и красивое название «President». По цене — не самый дешевый, но достаточно бюджетный. Как и с выбором страны и города-курорта интуиция меня не подвела, отдых не просто оправдал, но и в разы превзошел все ожидания!

По совету свекрови обратились в турагентство, через которое она путешествовала не один раз. Тур: Тунис, Хаммамет, «Hotel Club President» 3*, питание — all inclusive, 21 — 31 октября 2017 г. (11 дней/10 ночей), стоимость — 52000 руб. на двоих (агент сделала скидку 3%, т. к. обратились в ТА по рекомендации). Авиакомпания — «Nordwind Airlines». Перелет: Москва (Шереметьево) — Монастир, 01.00 -03.20, Монастир — Москва (Шереметьево), 18.00 — 00.15. Кормили вкусно, помимо сока и кофе (чая) предложили горячее: рис с курицей в подливе с овощами или греча с тефтелями, булочка. В Тунис самолет летел полупустой, в хвосте было много свободных мест, и муж смог неплохо поспать, растянувшись на трех креслах. Я дремала, укутавшись пледом. Кстати, на обратном пути этого самого пледа мне очень не хватало — в салоне было холодно.

Трансфер Ярославль — Москва и обратно заказывали в том же агентстве, групповой, 1200 руб./чел. в одну сторону; 20.10.2017 в 15.00 (ехали вдвоем с мужем, попался общительный и интересный водитель, по пути рассказывал много всего любопытного о местах, мимо которых мы проезжали, получилась своеобразная мини-экскурсия); 01.11.2017 в 02.30 (поездка с попутчиками, быстро, комфортно, понравилось).

«Пегас», знакомый нам по Турции, сработал отлично. В аэропорту Монастира встретили, проводили до минивэна. Кроме нас ехало еще несколько человек. Трансферный гид Айнур дал краткую, но емкую информацию, и, так как вопросов не последовало, предложил всем вздремнуть. Ехать до Хаммамета предстояло около 2 часов, а глубокая ночь — самое время для крепкого сна, так что дорога прошла незаметно. С отельным гидом Натальей встретились на следующий день, купили двухдневную экскурсию в Сахару (120 $/чел.), расплачивались динарами, на которые на ресепшен обменяли доллары. Отельного и трансферного гидов можно было ежедневно видеть в отеле. С Натальей мы обменялись адресами электронной почты (мобильной связью на этот раз решили вообще не пользоваться), накануне экскурсии и перед вылетом домой гид присылала нам сообщения — очень, кстати, удобно. С этой же целью можно использовать мессенджеры, если у вас продвинутые телефоны. Трансфер отель-аэропорт получился более длительным по времени, так как наша гостиница была первой, а потом большой автобус долго кружил по улочкам Северного Хаммамета и Ясмина. Зато мы побывали в туалете шикарнейшего отеля в восточном стиле:). Еще одна санитарная остановка была у большого торгового центра. Понравилось, что при входе нас встретили симпатичные разноцветные скульптуры-верблюдики и улыбчивые сотрудники с традиционными сладостями. В целом, работой туроператора мы остались очень довольны.

Разница между Москвой и Тунисом: — 2 часа. Валюта — тунисский динар (TND), курс по отношению к рублю — примерно 1:25. С собой брали доллары, ими же расплачивались в российском Duty Free. В отеле почти сразу обменяли на ресепшен 400 $ (960 TND), этих денег хватило на все время отдыха. В итоге все расходы в Тунисе составили 450 $ (27000 руб.).

«HOTEL CLUB PRESIDENT» 3*

Адрес: Route Touristique El Mrazka, 8058 Hammamet Nord, Tunisia, telephone: +216 31 320 320,
fax: +216 31 320 327, mobile: +216 27 277 000, e-mail: direction@hotelclubpresident.com, booking@hotelclubpresident.com.

Очень подробный отзыв об отелездесь.

ПРИВЕТ, ХАММАМЕТ!

Название города с арабского языка переводится как «место для купания». И не случайно: именно Хаммамет — уютный и симпатичный курорт, расположившийся в одноименном заливе, привлекает внимание своими пляжами — протяженными, с мельчайшим белоснежным песочком и плавным, пологим заходом в море. Хаммамет — это еще и самый зеленый городок Туниса, окруженный апельсиновыми и эвкалиптовыми рощами, оливковыми плантациями, финиковыми пальмами и виноградниками.

Хаммамет, как и большинство прибрежных городов Туниса, ведёт свою историю с финикийских времён. Именно тогда в тихой, защищённой от морских волнений и сильных ветров гавани возникло древнеримское поселение рыбаков и торговцев Пуппут. Первые упоминания об этом городке встречаются в 168 году. Во II — III веках в Пуппуте уже появились улицы и кварталы, рынок, общественные бани, храмы. Кстати, руины Пуппута — самый древний археологический памятник Хаммамета, их можно посетить и сегодня, осмотрев фундаменты домов и мозаичные полы. В VI веке Пуппут был заселён византийцами, а в VII — IX веках сюда пришли арабы. С их появлением началось строительство военной крепости-форта, сегодня располагающегося в южной части Старой Медины. Медина Хаммамета — именно то место, где началась история современного города, в котором до конца XIX века жили всего лишь 300 человек.

Есть еще одна веха в истории не только Хаммамета, но и всего Туниса, оказавшая значительное влияние на современную жизнь страны. В конце XIX века Тунис был частью разваливающейся Османской империи, чем и воспользовалась Франция. В апреле 1881 года французские войска с территории Алжира перешли границу Туниса. Тунисская армия потерпела поражение, а бей Мухаммад Ас-Садик подписал продиктованное ему соглашение, установившее протекторат Франции над Тунисом. Несмотря на сопротивление местного населения, Тунис стал государством-колонией в составе колониальной империи Франции. Под протекторатом Франции Тунис имел собственный герб, гимн, государственные деньги и почтовые марки, параллельно и под номинальным руководством местной родовой аристократии Тунисом управляла французская администрация во главе с губернатором. Несмотря на двоякое положение под руководством Франции в Тунисе был проведен ряд реформ, пошедших стране на пользу. Но свободолюбивые жители пустыни и побережья продолжали бороться за свою независимость. В итоге ее получили в 1956 г. Конечно, тунисцы чтут многовековую историю и очень любят свою маленькую страну, но и влияние Франции последних десятилетий оставило очень заметный след.

Условно город Хаммамет, вольготно вытянувшийся вдоль побережья Средиземного моря, подразделяется на 3 района:

Медина Хаммамет (старый город) — старинный исторический центр с крепостью и фортом.

Северный Хаммамет — сочетает в себе жилые кварталы обычных тунисцев и отели, многие из которых были построены в 70-80-е годы для отдыха французов.

Ясмин (Жасмин) Хаммамет — молодой район, строительство современных пафосных гостиниц, разнообразных объектов туристической инфраструктуры, включая яхтенный порт и Новую Медину (по сути — торговый центр) здесь началось в середине 1990-х годов.

Сегодня Хаммамет считается одним из самых спокойных, консервативных и наиболее европеизированных курортов. Здесь историческое наследие, старинная арабская культура сочетаются с достижениями современного мира, туристическая отрасль отлично развита, а легкий французский налет — наследие колонизации — придает городку благородство и шарм. Помимо собственно пляжа — главного достояния курорта, Хаммамет предлагает своим гостям знаменитые центры талассотерапии, гольф-клубы, водные виды спорта, познавательные экскурсии, в ночное и вечернее время — клубы и дискотеки, правда, вся тусовочная жизнь, в основном, сосредоточена в Ясмине.

В Старой Медине мы, конечно же, побывали, самостоятельно доехав на такси. А вот раскрученный Ясмин Хаммамет, судя по описаниям, особого интереса не вызвал, мне не очень нравятся откровенно туристические, прилизанные до глянцевости места (убедилась в своем мнении, смотря на новомодный райончик из окна экскурсионного, а потом трансферного автобуса). По нашему же Северному Хаммамету мы неоднократно и с большим удовольствием гуляли.

Но, все-таки, самое главное, из-за чего туристы выбирают Хаммамет — это ласковое Средиземное море и потрясающие песчаные пляжи. Не зря Тунис в шутку называют «Мальдивы для бедных». И в этой фразе нет ничего обидного. Ведь не многие, к сожалению, могут позволить себе пафосные курорты, а вот славный Тунис по цене той же Турции, но гораздо колоритнее и уж явно дешевле нашего Черноморского побережья (при равных условиях, естественно), вполне можно себе позволить.

В отель мы приехали очень рано и в ожидании заселения первым делом отправились на пляж. Благо, он был близко — всего лишь через дорогу.

Пожалуй, мы еще ни разу не останавливались в гостинице, находящейся в непосредственной близи от побережья.

Пришли — и сразу обомлели. Это было просто чудо какое-то! Нет, даже лучше! Намного лучше, чем мы себе даже представляли. Во-первых, песок. Фантастический, нежный, мягкий, хрустящий и мелкий-мелкий, похожий на муку или даже крахмал. Белый, с легким теплым оттенком светло-бежевого — наверное, таким должен быть настоящий песочный цвет. Идти по нему — чуть прохладному, с утра еще не прогретому, упругому и бархатистому — одно удовольствие.

И сжимать в ладонях, выпуская тоненькую струйку обратно в бескрайний песочный мир. Гладить крошечные песчинки — не веря, что они могут быть такими мельчайшими. Оставлять свои следы на глянцевом, умытом волнами берегу. Ни разу в жизни мы не видели такого бесподобного, умопомрачительного, волшебного песка!

И, конечно же, море. То, собственно, ради чего мы, толком не видящие лета, утомленные нашим серым, промозглым и холодным климатом, с нетерпением ждем ежегодного отпуска. Я обожаю Черное море — это как первая любовь. Но и Средиземное море в чудесном Хаммамете смогло меня полностью очаровать! Да, оно более соленое, плотное. Но и очень ласковое, спокойное и безумно красивое.

Изумительно бирюзовое, темно-синее — на глубине, в белоснежной кисее пены, сверкающей солнечными брызгами — искорками. Волн практически не было, море выглядело спокойным, безмятежным. Лишь изредка позволяло себе шалить — плескалось у берега пенной волной, скорее позировало для фото, не пугало, грозясь утянуть.

Такое море я очень люблю! И еще оно было изумительно чистым. Прозрачным. Даже дно было видно! Муж как-то набрал ради эксперимента воду в пластиковую бутылку — так она оказалась прозрачной, как минералка! Водорослей, тины тоже не наблюдали.

Температура была примерно + 23 градуса, вполне комфортная для водных процедур, учитывая, что время года — октябрь. Было потрясающе приятно окунаться в освежающие волны после жарких объятий осеннего тунисского солнца.

Сам пляж нам тоже чрезвычайно понравился. Пусть не особо широкий, зато протяженный — как я люблю! Плавная линия прибрежной полосы уходила и терялась в необозримых далях, создавая ощущение простора, свободы и бесконечности. Так приятно было брести по кромке берега, перепрыгивая набежавшую озорную волну, слушая успокаивающий шепот моря. Иногда мы приходили до завтрака, когда народа еще не было, и я бегала по берегу — растрясала набранные килограммы. Что еще понравилось — кроме отельных участков были и свободные от привычных атрибутов цивилизации пляжи, где волшебный песок был не просто фоном, а главным героем. Конечно, далеко от отеля мы не уходили, но, думаю, можно было найти где-нибудь и приватные участки.

Пляж при нашем отеле был не очень большой, оснащенный несколькими рядами синих матерчатых лежаков и смешными зонтиками — «грибками» с соломенными крышами. Раздевалок, душа и WC не было, но это не проблема, учитывая, что до отеля идти всего лишь 2 минуты. Территорию охраняли и убирали. Конечно, чистота была не идеальной — но только по вине самих отдыхающих. В Тунисе чрезвычайно лояльно относятся к курению, в том числе и на пляже, и почему-то некоторым из отдыхающих не приходило в голову, что для окурков существуют урны. Правда, они были забавными — в форме ваз или амфор, может, народ просто не догадывался об истинном предназначении такой красоты:)?

Еще я, если честно, беспокоилась, что на пляже будет много народа, учитывая, что отель не маленький, а пляжи общедоступные, а, значит, сюда может придти любой желающий. Но в итоге загорающих было не много, особенно утром. В любом случае всегда находились свободные лежаки, пусть и не на первой линии. Причем, их можно было передвинуть по своему желанию — поближе или подальше от берега и соседей, обеспечив себе необходимый комфорт. Так как большинство отдыхающих были иностранцами, то типичные разговоры соотечественников о крутости курортов, на которых они побывали, потраченных деньгах и шмотках щедро разбавлялись приятным гулом незнакомой речи, звучащей неназойливым фоном. И даже шумные, громкие, смешливые французы, обожавшие ходить на пляж дружными компаниями, воспринимались вполне спокойно.

Я смотрю на пронзительно-яркий солнечный диск, вольготно разгуливающий по ясному небосклону. Щурю глаза под стеклами круглых солнцезащитных очков. Прядь отросших на виске волос выбивается из-под соломенной шляпки с бирюзовыми полями и смешно щекочет щеку. Как же замечательно просто так лежать, слушать шум волн, наслаждаться нежным солнышком, золотящим кожу, иногда лениво заходить в море, играть с волнами, прыгать и брызгаться, чуть-чуть плавать вдоль берега, выходить, осторожно ступая на горячий песок, ощущать, как теплый ветерок обдувает крошечные сверкающие капельки с моментально обсыхающего тела.

Только релакс — полное расслабление, спокойствие и умиротворенность. Никуда не спешить, ни о чем не думать. Просто наслаждаться. Жизнью. Солнцем и морем. Этим чудесным моментом. Здесь я, наконец-то, смогла в полной мере придаться одному из своих любимых занятий, на которое в обычной жизни (впрочем, как и на другие) катастрофически не хватает времени и сил. Я читала! Вот так, как мечтала всегда: лежать на пляже под теплыми лучами южного солнышка и с головой погружаться в мир авторских фантазий. За отпуск с удовольствием и смаком прочла 3 романа Э. Лимонова, отвлекаясь лишь на купание или, когда надо было идти на обед. Люблю его вещи о жизни русских за границей, особенно отлично они заходят на заморских курортах:).

Погода весь наш отпуск стояла чудесная. Чистое небо с легкими облачками, по которому иногда фланировали яркие зонтики парапланов. Ветер — временами сильный, но всегда — очень теплый, приятный и освежающий. Яркое солнышко — не обжигающее, по-осеннему нежное (но крем для загара лучше не забывать, я пользовалась с защитой SPF30, вполне хватало). Температура воздуха была около + 30 градусов, но в полдень на пляже столбик термометра мог показывать и все + 40 градусов! Конечно, с раннего утра на пляже было холодновато, но часам к 11 воздух отлично прогревался. Уходили мы обычно часа в 4 дня, когда солнышко переставало жарить. Здорово, что осенью можно сполна насладиться пляжным отдыхом! В общем, все как мы любим — типичный бархатный сезон.

Конечно же, мы в один из дней встали пораньше и отправились встречать рассвет на море. Безмятежная тишина уходящей на покой ночи еще не успела растаять в водовороте обычного курортного дня. Освежающая прохлада дышала морским солоноватым бризом. Сонное море лениво целовало влажный песок. Воздух казался прозрачным и словно окутанным сиреневыми предрассветными сумерками. Природа южного края просыпалась. Лениво, неспешно, словно не в силах стряхнуть глубокие ночные грезы. Что тебе снилось, солнечный Хаммамет? Какие сказки тебе шептали шелковые волны и гривастые пальмы, сплетая причудливые сюжеты арабских легенд? Утро — самое волшебное время.

Море кажется слегка розоватым. У горизонта, разделяя сливающиеся в прозрачную синеву небесную гладь и шелк волн, алеет розовая полоска — тихое предрассветное время. И вот, наконец, появляется крошечный трепетный уголек — это просыпается жаркое африканское солнце. Золотистый ореол освещает бледное небо, становится больше, рисует на волнах солнечную трепещущую дорожку, окрашивает мир в изумительный оранжевый цвет. И вот уже все залито раскаленным золотом, кажется, еще немного — и солнце ляжет в твои раскрытые ладони чудесной монеткой, «на счастье». И нежнейшее розовое утро, улыбаясь, смотрит в твои широко открытые глаза. А рядом — милые глаза того, кто так дорог, и его теплая ладонь, крепко и ласково сжимающая твою. Утро — самое романтичное время.

А как тепла и обаятельная южная ночь! Что еще понравилось — в Тунисе нет запрета на купание после захода солнца. Конечно, понимаю, что в целях безопасности в море в темноте лучше не заходить. Но разве можно отказать себе в удовольствии окунуться в ласковые волны нагретого за долгий день моря, с нежностью отдающие свое тепло, обнимающие, легонько щекочущие. Вечером вода кажется особенно теплой, даже теплее воздуха. А над головой высоко-высоко многочисленными точками — брызгами расплескиваются яркие южные звезды. И в этот момент кажется, что во всем мире есть только мы и это восхитительное, темное, мудрое и бесконечно любимое море. Конечно, глубокой ночью на пляж мы не ходили, но несколько раз купались после ужина: традиционно в первый же вечер, в Хэллоуин (особо бодряще и волнительно — правда, русалок и прочей морской нечисти увидеть не удалось) и, конечно же, перед отъездом.

Пожалуй, единственный минус (и то, это вина не города-курорта) — многочисленные мухи. Тунисцы сами удивлялись такому их количеству в этом году. Сопровождающий нас в Сахару гид предположил, что столько мух появилось из-за плодоносящих в это время финиковых пальм. Особенно много назойливых насекомых было на пляже, причем, чаще — во второй половине дня и в безветренную погоду. Сначала мухи очень досаждали, кружились, норовя усесться чуть ли не на нос, постоянно приходилось размахивать руками. Потом — то ли мы привыкли, то ли насекомых стало меньше. А вот в воде никакой приставучей или кусачей живности не встретили, лишь маленькие полупрозрачные рыбки, изредка вившиеся вокруг ног. Медуз тоже не было.

По пляжу, совсем как на нашем Черноморском побережье, ходили бродячие торговцы и предлагали какую-то снедь, сигареты, сувениры. Особенно запомнился один: он размахивал цветастыми палантинами и смешно называл их «полотенц». Обращались торговцы чуть ли на всех языках мира, перечисляя национальности и точно определяя отдыхающих: «Français? Deutsch? English? Русский?». Обычно не докучали, но иногда на некоторое время задерживались рядом с лежаком. Обычно хватало фразы: «No, thanks». А можно было вообще прикинуться иностранкой из неведомого государства, не владеющей ни одним из известных языков. Срабатывало на 100 процентов! Впрочем, за многие годы отдыха на отечественных югах у меня образовался стойкий иммунитет к пляжным торговцам и рыночным зазывалам. И бесконечно удивляли соотечественницы, которые, жалуясь, что на пляже потратили уже кучу денег, тем не менее, вступали с торговцами в нудные и никому не нужные диалоги, улыбались, смеялись, кокетничали. А ведь в восточном мире есть простая истина: каждый турист позволяет обмануть себя лишь на столько, насколько хочет сам.

Почти ежедневно на пляж приводили милого верблюда с огромными очаровательными глазами с густыми длинными ресницами. И так как желающих покататься или сфотографироваться с ним не было, погонщик попросту оставлял животное около лежаков, а сам в тенечке беседовал со своим другом-охранником. Отдыхающие сначала робко, потом посмелее подходили к верблюду, гладили его по мягкой кучерявой шерстке, фотографировались. Верблюд был очень спокойный, доброжелательный и контактный. Вскоре мы начали называть его «наш пляжно-отельный верблюд». Один раз по пляжу эффектно прогарцевал красавчик-араб на лошади. Больше никакие хозяева и их звери нам не докучали.

Охранник на пляже — колоритный дядька, похожий на бывшего пирата, так и вовсе стал нам лучшим другом. Каждый раз при встрече между нами происходил весьма содержательный по эмоциональности диалог. После взаимных приветствий он неизменно спрашивал: «How are you?», «It’s ok!» — отвечала я, «All right!» — широко улыбаясь, поднимал большой палец вверх охранник.

Как и в большинстве туристических отелях-резервациях к компании аниматоров прибавлялся гостиничный фотограф. Был такой и у нас. Вероятно, он фотографировал вечерние мероприятия, но я часто видела его именно на пляже. Ходил между отдыхающих, делал случайные кадры, завидев интерес, устраивал фотосессии. Не секрет, что почти каждая девушка в определенном возрасте мечтает о карьере модели и уж точно грезит о профессиональной фотосъемке. Я — не исключение. И когда в один из дней заметила, что фотограф прицелено щелкает в мою сторону объективом, поняла, что за этим последует. В результате он наделал кучу кадров, говорил, как лучше стать, сесть, повернуться, куда посмотреть, какую физиономию состроить — я послушно выполняла команды, немного робко, хотя никогда не испытываю неловкости перед камерой. Было чуть-чуть страшно и одновременно приятно — вот так, оказывается, работают настоящие фотографы! Потом, подозвав меня, мой оператор начал издалека: «Ты такая красивая!». Впрочем, мог бы и не говорить: я уже решила, что куплю у него несколько фотографий. Фотограф, разумеется, рассказал о своих русских корнях (говорил он действительно очень хорошо), о том, что жил и учился в Питере, что давно занимается профессиональной фотографией, сделал больше 100 снимков с моей скромной персоной, а сегодня как раз праздник (Хэллоуин), и ему непременно хочется потусить с друзьями и выпить вкусного алкоголя. Обычно одна фотография стоит 5 динар, но он (исключительно из-за моей красоты и потрясающей фотогеничности — да, я таяла прямо на глазах!) готов переписать мне все снимки на диск и напечатать несколько особо удачных всего за 100 динар. Я, помня, что тунисцы — любители поторговаться, тут же с хитрым видом сбросила цену вдвое. В итоге, сошлись на 60 динарах и десятке дополнительных кадров вдвоем с мужем. Конечно, это была несусветная блажь, излишнее баловство, очередной безумный каприз, от которого мой супруг был совершенно не в восторге. Но вместе с фотографом мы убедили его раскошелиться, аргументируя, что фотосессия станет прекрасным подарком на мой грядущий день рождения. А фотографии действительно оказались очень классными, профессиональными, у парня явно был отменный художественный вкус. Ну, а муж, наученный горьким опытом, больше не ворчал, когда я в сотый раз просила сфотографировать меня «вон у той миленькой пальмочки» :).

Кстати, о тунисцах. Тунисские арабы — совсем как дети: открытые, доброжелательные, улыбчивые, дружелюбные, по-восточному импульсивные и горячие. Они очень контактные, общительные, любят красивые слова и сами не скупятся на комплименты. Да, в старом городе — Медине торговцы несколько навязчивы, но в туристических местах, а особенно в отелях могут похвастаться вполне европейскими манерами. Вообще, по поводу арабских (мусульманских) стран ходят страшилки про местное население: обманщики, вымогатели, пристают к женщинам. Но это все не про тунисцев! Да, в отеле, где было много отдыхающих из местного населения, я неоднократно ловила на себе заинтересованные взгляды молодых арабов, во время экскурсии и прогулок мне вслед говорили: «belle», на пляже несколько раз делали комплименты: «Ты — супер! Ты такой красивый!». Но ни один араб никогда не сделает чего-то непристойного, если женщина сама не будет вести себя провокационно, особенно если она — замужем. К женщинам тунисцы относятся с большим уважением, как к своим, так и к иностранкам. Дама для арабского мужчины — как дорогая картина в музее: смотреть — не возбраняется, прикасаться — категорически нельзя. Кстати, в Тунисе я встречала немало женщин-туристок, в том числе и одиноких, значит, здесь действительно безопасно. А, вообще, заметила, что российские женщины сами часто бросаются из одной крайности в другую: то в испуге шарахаются от любого незначительного проявления внимания, то с негодованием начинают подозревать мужчин в неприличных поползновениях. В обоих случаях — они настолько зашорены, зажаты, погружены в свои комплексы, что даже самый невинный взгляд готовы принимать в штыки. Им бы поучиться у француженок (вот и опять вспоминается прежнее колониальное влияние), умеющих ценить себя, воспринимающих знаки внимания и восхищения как само собой разумеющееся. Вот честно, лично мне, например, взгляды, улыбки и красивые слова были очень приятны. Да я за всю свою жизнь не слышала столько комплиментов, сколько за эти отпускные неполные 2 недели! Так что, всем неуверенным в себе дамам надо срочно ехать в Тунис, здесь очень здорово повышается самооценка.

Магазины. Сувениры. В Тунисе дешево! Нет, конечно, если речь идет о чем-то качественном, настоящем, аутентичном, фирменном и т. п. (например, ковры ручной работы), то цены, как и везде, будут ломовыми. А вот на всякие сувенирчики, тряпочки и прочие милые и, по сути, не нужные вещички, которые мы непременно везем для себя, родных и друзей из заморских стран, цены достаточно низкие: за 1 — 5 TND можно запросто накупить забавных и приятных безделушек. И курс для россиян психологически комфортный, даже с учетом потерь при обмене: рубли — доллары — динары. И еще одна приятность — арабы очень любят торговаться, для них это своеобразный ритуал, способ общения и дань уважения к вам, дорогим покупателям, к которым они относятся как к желанным гостям. Можно даже не сбивать цены, а лишь сделать вид, что вы пребываете в больших сомнениях по поводу покупки, а продавец сам начнет озвучивать более приятные для вашего бюджета цифры. И еще, очень часто, если вы покупаете несколько вещей или на хорошую сумму, вам непременно сделают маленький подарочек. Вроде копеечная мелочь, а так приятно! Да, к бьющей ключом энергии, выплескивающемуся радушию и эмоциональности арабов надо привыкнуть и при необходимости уметь сказать твердое «нет» (как вариант — притворится глухонемым, понимающим лишь марсианское наречие или просто пройти мимо). Но если вы бывали на рынках городов нашего Черноморского побережья, это не составит проблемы. В остальном — традиционный торговый арабский колорит только добавит новых, ярких и позитивных эмоций в копилку вашего отдыха.

Конечно, около нашего отеля было немало магазинов, маркетов, просто сувенирно-вещевых рядов, но мы, разумеется, покупали вещички только в знаменитом на весь интернет магазине «У Саши». У Саши — не только дешевле, но и веселее, приятнее, атмосфернее. Сашу знают все, Сашу хвалят все. Саша — достопримечательность района Северный Хаммамет, «бог торговли» и лучший друг всех наций. Саша (как он себя называет) — колоритный и весьма симпатичный араб, хорошо владеющий русским языком (подозреваю, что и многими другими). Его магазин — почти напротив нашего отеля, только чуть-чуть правее, если стоять лицом к морю, с вывеской «У Саши». Пройти невозможно, а отдыхающие соотечественники с готовностью вас направят-проводят.

Когда приходишь в лавочку в первый раз, немного теряешься: чего здесь только нет! И всего так много. Саша не торопит, не навязывает, можно все спокойно посмотреть, выбрать, приценится, поторговаться, а если чего-то нет в наличии — сделать заказ. Саша обязательно пообщается, покажет свою «коллекцию» денежных купюр (с гордостью — российские!) и даже за небольшую покупку подарит сувенирчик. Нас с первого знакомства встречал как родных: «Вы мне так понравились! Такая чудесная пара!» (прямо Адлер любимый напомнило). И, конечно, в лавочку мы ходили чуть ли не каждый день, откровенно пытаясь потратить наменянные динары и возвращаясь с пакетами покупок и слабо уменьшающимся количеством наличности.

Кстати, Сашин магазин — настоящая «лавка чудес», где можно практически все! Даже сделать тату хной. Или, например, в Тунисе есть такой момент: их валюту нельзя вывозить за пределы страны. А в аэропорту обязательно потребуют квитанцию об обмене денег, которую отели часто «забывают» выдать. Мы вот тоже зачем-то перед экскурсией в Сахару обменяли сразу большую сумму денег — 400 $ и, если бы не мой каприз-фотосессия, просто бы не знали на что их потратить. Так вот, маленькая хитрость: динары (да и любую валюту) можно спокойно обменять в магазине у Саши.

Из приобретений «У Саши»: кожаный рюкзак за 20 TND, туника в арабском стиле за 8 TND (в подарок — магнитик и мини-аромат), палантин за 8 TND, магниты 8 шт. на 5 TND, браслет за 3 TND, приправы 2 шт. по 1 TND, кожаный портсигар за 3 TND (кожаный браслетик в подарок), кожаная сумка за 15 TND, 2 пачки сигарет на 5 TND (зажигалка в подарок), 2 зеркала-дверцы на 16 TND и финальный сувенирный аккорд из прикроватного коврика (Саша, увидев нашу заинтересованность, скинул цену на 50%, в итоге купили всего за 15 TND), двух маек и кепки с надписью «Tunisia», палантина и 4 наборов приправ с маленьким оливковым маслом на 71 TND (еще один магнитик в подарок). Так что, и мы, и наше ближайшее окружение были полностью обеспечены памятными подарками.

В мини-маркете при отеле не удержалась и купила себе сапожки за 80 TND — тоже, строго говоря, баловство. Но они были такие миленькие, мягонькие, с «Hello Kitty», а главное — моего, 33 размера, да и продавец-араб так приветливо улыбался: «Берите, берите, у вас в России же холодно, нужны теплые сапоги!». Последние пару динар я потратила на 2 открытки с видами Хаммамета, и с чувством выполненного долга мы отправились в аэропорт.

Еще один момент. Тунис — страна мусульманская, здесь, конечно, уже привыкли к туристам, но свои традиции чтут. К ним, например, относится ограничение на продажу алкоголя. Нет, естественно, в отеле, баре, ресторане, клубе вам не откажут в бокальчике пива, вина или чего покрепче. Но найти алкоголь в свободной продаже будет проблемой. Мы, конечно, специально не искали и не присматривались (хватало напитков в отеле), но в ближайших магазинах ни разу не видели спиртного. Знаю, что есть какие-то специальные то ли отделы, то ли магазины, вроде в Ясмине с этим попроще. В общем, если для кого этот вопрос принципиален, надо позаботиться заранее.

Перед поездкой часто в отзывах встречала расхожее мнение, что в Тунисе грязно, везде мусор, арабы — неряшливые, о чистоте не заботятся совершенно. Морально к этому подготовилась: мы, что, не из России что ли, где эту неухоженность, свалки и помойки можно встретить в любом провинциальном городке. Однако Хаммамет произвел очень приятное впечатление, гор мусора мы не увидели, а вот урны и контейнеры на улицах стояли. Нормальный такой и опрятный город.

Ну, и немного, собственно, о прогулках по нашему району — Северному Хаммамету. Все-таки, хорошо, что я выбрала именно его. Здесь сохранена аутентичность, и даже магазины и отели, впрочем, построенные еще в прошлом веке, вполне вписываются в атмосферу милого арабского городка. Он довольно уютный и симпатичный, тихий, но в то же время есть, где пройтись, когда пляж наскучит. Гуляли несколько раз, не особенно далеко, вдоль проезжей дороги — заблудится здесь невозможно.

Прямо около нашего отеля был детский парк с симпатичными фигурками слона и жирафов при входе — видимо, чтобы не забывали, что Тунис — это тоже Африка. Около пляжа — аквапарк «Flipper», впрочем, не работающий, его мы использовали в качестве ориентира.

Вдоль проезжей дороги — мощенные плиткой пешеходные дорожки, шикарные пальмы — и забавные малыши, и настоящие великаны, качающие своими роскошными гривами, очаровательные лавочки, украшенные разноцветными изразцами.

Район — довольно зеленый, помимо моих любимых пальм здесь много деревьев, пышных кустарников, в том числе и цветущих.

Домики местных жителей в очаровательном арабском стиле: хорошенькие, невысокие, беленькие, с традиционным голубым декором, полукруглыми балкончиками, арочками, ажурными решеточками, расписными дверями. Налево от нашего отеля (если стоять лицом к морю) можно зайти в маленький парк с пальмами, газончиками, деревцами и листьями-языками агавы. В общем, перед ужином есть, где пройтись, чтобы недалеко и не напряжно.

Как-то решили прогуляться подальше, держа курс на невысокую пеструю гору. По пути увидели спешащую из Набеля в центр Хаммамета смешную расписанную граффити электричку.

Заглянули в нетуристическую часть района, жившую обычной жизнью. Белые особнячки за добротными воротами, через которые свисают зеленые кудри растений в белых и бордовых цветах. Компания загорелых тунисских мальчишек на велосипедах. Тихо бредущий старик. И тишина.

Здесь же с интересом осмотрели небольшую беленькую мечеть, очень симпатичную. Внутрь, конечно, не зашли, но в окно заглянули, рассмотрев укутанное коврами помещение. Какого-то дискомфорта здесь не ощущалось, полагаю, что местные жители давно привыкли к туристам. Тем более что стоит пройти лишь несколько метров — и вновь попадаешь в привычный круговорот современности: транспорт, магазины, кафе, отели.