Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был 23 апреля 21:53
Филиппины покорены! Куда дальше?

Кишинёв, Чадыр-Лунга + 3 города — Молдавия, Яссы, Сучава — Румыния Май 2018

Небольшой исторический экскурс, как попытка обосновать мой туристический маршрут по Молдавии и Румынии

Люблю я такие периодические погружения в чужой малознакомый мир, в другую культуру, историю, нравы и традиции. Стараюсь нырнуть не так, чтобы уж совсем глубоко, но и не поверхностно, желательно чтобы накрыло с головой.

Оптимально для меня занырнуть недельки на полторы-две, за это время обычно успеваешь осмотреться и понять, что там, да как. Погружений в чужие миры было уже немало: китайский, монгольский, персидский, индийский, скандинавский, восточноафриканский, вьетнамский…

Своё новое погружение я назвал для себя так: «Путешествие в Княжество Молдова». Нет, на самом деле это была десятидневная поездка по Молдавии и Румынии, но всё же я настаиваю именно на таком названии. Сейчас постараюсь объяснить, что я имею в виду.

Посмотрите на политическую карту этого региона от 1600 года, на которой присутствуют три румынских княжества — Валахия, Трансильвания и Молдова, существовавшие к этому моменту уже примерно лет двести.

Путешествие в Княжество Молдова

Кстати, я пытался разобраться с этногенезом румынского этноса, начиная с даков, которых современные румыны считают своими далёкими предками, и историей Румынии как государства, опираясь на серьезный труд, долгие годы жившего в Румынии Сергея Демьянова, а также на найденные и просмотренные научно-популярные фильмы, посвящённые румыно-молдавской земле.

Для меня всегда важна такая небольшая теоретическая подготовка перед погружением в мир другого народа, потому как хочется быть готовым к встрече. Вот и сейчас думаю, будет уместно провести небольшой исторический экскурс, чтобы сориентировать вас и себя заодно во времени и пространстве.

Так вот, эти три православных румынских княжества в течение почти всей своей истории были чьими-нибудь вассалами -Венгерского Королевства, Османской Империи и не только. Так уж случилось, что расположились населённые румынами государства на самом ужасном геополитическом перекрестке мира. Сходящиеся из разных концов Евразии удобные пути сообщения, такие как ровная степь, судоходные реки и море, а также небольшие размеры княжеств, делали их максимально уязвимыми для нападения.

Путешествие в Княжество Молдова

История румынских государств, как вы понимаете, была совсем непростой и насыщенной важными и даже великими событиями, но сейчас нас интересуют те времена, когда к Карпатам и Дунаю по северной дороге направлялись войска стремительно расширявшей своё влияние Российской Империи.

Основным противником продвижения русских войск в этом регионе были татары, союзником которых, в свою очередь, была Османская империя. Турки не могли не помогать своим единоверцам из Крымского ханства, создав сообща мощный заслон русским на их пути к Черноморскому побережью. Российская Империя, будучи крупнейшим православным государством, считала себя преемницей Византии, поэтому столетиями посылала свои армии в бой ради освобождения балканских православных братьев от ига мусульман, имея главной своей целью вернуть крест на Святую Софию в Константинополе.

Румынские земли, находившиеся к началу 18 века полностью под внешним турецким управлением, неминуемо стали объектом спора двух противоборствующих империй.

Было бы интересно поговорить о том периоде истории нашего государства, начиная с 1701 года, когда Валахия и Молдавия начали обсуждать с Петром I свой союз православных государств, о первых столкновениях русских и турецких войск, о первых победах и громких поражениях. Но кульминацией продвижения русского влияния на румынской земле стал ноябрь 1806 года, когда русская армия фактически без боя занимает Молдавию, а в декабре так же без проблем оккупирует Валахию. Это была реализация договорённостей России Александра I и Франции Наполеона о разделе сфер влияния, которым не могла помещать ослабленная Османская Империя, её войска понемногу отступали, уклоняясь от крупных сражений.

Занимательно было читать, о том, как Российская Империя пришла на румынские земли во всем блеске силы и богатства. Как одетые в европейские мундиры, говорившие по-французски русские офицеры, воспринимались румынами, как образец европейской просвещённой цивилизации.

Под их влиянием, сначала в Яссах, а затем в Бухаресте, молдавские и валашские аристократы решили порвать с византийско-турецким образом жизни, стали переодеваться в изысканные одежды по французской моде, заводить иностранных слуг и поваров, говорить между собой исключительно на французском языке.

Но не только русский пример, был главным мотивом поворота румын к европейской культуре, но больше бедствия, грабежи, опустошения, голод, которые несли румынские княжества от турецкого правления. Румынская элита желала европейского благополучия и не оказывала русскому военному присутствию на своей земле никакого сопротивления, ибо ассоциировала Россию со своей европейской мечтой.

Летом 1811 года русские войска, одержав очередную победу над турками, делают им мирные предложения, предлагая поделить румынские земли пополам: Валахию — туркам, Молдавию — русским. Турки выдвигают встречное предложение: Валахию они согласны оставить себе, а вот Молдавию разрезать пополам — по реке Прут.

Переговоры шли несколько месяцев, в то время как армия Французской Империи выдвигалась к границам России. Возникла необходимость срочного отвода русских войск с далеких Балкан, поэтому Россия 16 мая 1812 года всё-таки подписывает мир на турецких условиях. Россия забирает молдавские земли восточнее Прута, которые становятся частью Российской империи под названием Бессарабия.

В составе Княжества Молдовы остается менее половины территории в границах 1774 года. Таким образом, надежда румын на освобождение от турок обернулась унизительным разделом их территории.

Может именно с тех пор затаили они обиду на своего северного православного соседа, которую не забыли и до сих пор.

Через несколько десятилетий Валахия и остаток Молдовы объединятся в единое государство под названием Румыния, чуть позже в его состав войдет и Трансильвания.

А Бессарабия, расположенная в междуречье Прута и Днестра, сначала будет провинцией Российской Империи, потом советской социалистической республикой Молдавия в составе СССР, а ныне независимым государством — Республика Молдова. Вот такая вот непростая история.

Получилось так, что моя поездка пришлась как раз на территорию Княжества Молдовы, ибо мне удалось проехаться практически по всей территории нынешней Молдавии и по той части Румынии, которая входила в состав средневекового молдавского княжества.

На территории бывших княжеств Валахии и Трансильвании в этот раз я не был, но надеюсь побывать и там, чтобы заполнить картинку всеми недостающими пазлами.

Молдавия — недооценённое туристическое направление

Сдаётся мне, что Молдавия не самое популярное туристическое направление в кругу стран ближнего зарубежья.

Путешествие в Княжество Молдова

Иногда любопытный турист транзитом следующий через Кишинёв в страны Западной Европы, может и выделит какое-то время на знакомство со столицей Республики Молдовы, но не найдя в этом городе ничего особо занимательного, начнёт уверять себя и окружающих, что в Молдавии смотреть совершенно нечего.

Теперь я знаю точно, что это не так, и постараюсь доказать это своё утверждение, сделав Молдавии, как туристическому направлению некую рекламу. При этом верить мне можно, совершенно не опасаясь подвоха, ибо лицо я абсолютно не заинтересованное, так как к туристическому бизнесу, как впрочем, и рекламному, не имею никакого отношения и денег или иной выгоды за свои усилия очевидно не получу (к большому своему сожалению).

Как же можно построить свой туристический маршрут в Молдавии? На истину в последней инстанции я не претендую, а просто поведаю, как это случилось у меня. А с учётом того, что моё пребывание в этой стране прошло насыщенно и занимательно, то, считаю, что опыт мой достоин если не тиражирования, то хотя бы внимания.

Остановится, очевидно, следует в Кишинёве, выбрав столицу Молдавии в качестве штаб-квартиры для «набегов» по стране.

Путешествие в Княжество Молдова

Кишинёв вас не поразит обилием достопримечательностей, если вы, конечно, не фанат спальных районов советского типа. При этом город этот депрессивным не выглядит.

Путешествие в Княжество Молдова

Он большой частью чист, местами смотрится даже комфортным (если пристально не рассматривать качество дорожного покрытия и состояния многоквартирных домов), поражает обширными лесопарковыми зонами внутри городской черты. Однако поразить вас, либо своей седой стариной, либо современными модерновыми районами не сможет, по одной простой причине — ничего этого в Кишинёве просто нет.

Есть там, конечно, городской центр, украшенный кафедральным собором и административными зданиями местной элиты, есть несколько интересных музеев, театров и иных очагов культурной жизни.

Путешествие в Княжество Молдова

Много где я успел побывать, и планирую об этом рассказать. Однако, основная составляющая кишинёвского городского пейзажа это безликие многоэтажки, офисные объекты, появившиеся в последнее время торговые центры и промышленная инфраструктура родом из советских времён, ныне не подающая активных признаков жизни.

Меня по этому городу возили на автомобиле, сам я катался по нему на троллейбусе, много ходил пешком (один раз даже прошел от самого центра до района Чеканы, где была моя квартира, снятая через Airbnb), но ничего такого, захватывающего дыхания и поражающего воображение я не увидел, от удивления ни разу не остолбенел.

Всё же не будем забывать, что моя задача не тоску на вас нагонять, а, напротив, заставить приехать в Молдавию, чтобы на эту страну посмотреть. Посему для поднятия настроения и здорового любопытства поедем в провинцию.

На мой взгляд, самое интересное находится за пределами Кишинёва. Ну, вот смотрите. Один день из пяти я посвятил югу Молдавии.

Путешествие в Княжество Молдова

Эта была поездка в Гагаузскую Автономию, на этнографический фестиваль, праздник Хедерлез. Не слышали про такой? А ведь это один из самых значимых праздников в культуре гагаузского народа.

Путешествие в Княжество Молдова

Его празднуют не одно столетие, он символизирует пробуждение природы, ибо с этого дня гагаузы начинают выпас скота и открывают сельскохозяйственный сезон. Шикарный день был, скажу я вам, с дегустацией гагаузских национальных блюд, базаром декоративно-прикладных изделий, и даже конноспортивными соревнованиями.

Путешествие в Княжество Молдова

Кроме меня на этот праздник приехал президент Молдовы Игорь Додон и башкан Гагаузии Ирина Влах, ну и ещё несколько тысяч народу.

Как было расскажу обязательно, ведь так редки материалы из этого края.

Ну что заинтриговал? Это ещё не всё. Ездили на юг, поедем и на север.

Путешествие в Княжество Молдова

На севере точкой притяжения станет городок Сороки со своей легендарной крепостью. В рассказе про эту крепость (а он надеюсь, будет) опять понадобится исторический экскурс, события тут были ещё какие важные и интересные.

Путешествие в Княжество Молдова

Можно самим про них почитать, а лучше послушать смотрителя крепости по имени Николай Булат, настоящий профессионал своего дела, да ещё и с великолепной подачей материала.

А ещё городок Сороки — цыганская столица мира. Есть там цыганская гора, на которой компактно проживают оседлые цыгане. Осесть они похоже решили всерьёз и надолго, раз построили такие дома.

Московский Большой театр, Капитолий, Собор Святого Петра — всё это есть в Сороках, удивительные образчики цыганского китча.

Путешествие в Княжество Молдова

В Сороках удобно рассматривать окрестности, смотреть на них свысока. Стоишь в Молдавии, а видишь Украину, она- то совсем рядом, сразу за речкой.

Путешествие в Княжество Молдова

От Кишинёва до Сорок по молдавским меркам путь неблизкий, километров 160 в одну сторону, но разбавить дорогу есть чем, можно заехать в историко-археологический комплекс «Старый Орхей», там найдены следы разных цивилизаций: и крепость (руины, конечно) древних даков, и городище Золотой Орды, и действующий скальный монастырь.

Путешествие в Княжество Молдова

Ну как, неплохо для ещё одного дня в Молдавии?

На юге были, на севере тоже, теперь поедем на восток.

Приднестровская Молдавская Республика, непризнанное государство, узкая полоска земли, между Украиной и Молдовой — новое направление и ещё одна тема для рассказа.

И в этом случае без исторической подоплёки не обойтись. Оказывается эта земля никогда в состав Княжества Молдовы не входила. Не в этом ли кроется глубинная причина событий, последовавших сразу после развала СССР?

Вообще удивительно оказаться в государстве которого вроде как и нет, но с наличием всех положенных независимому политическому образованию атрибутов, как то государственная граница, собственная национальная денежная единица, независимая структура органов государственной власти.

Внешне выглядит вообще всё пристойно: по улицам городов по своим делам спешат люди, дети идут в школу, работают предприятия, банки, магазины, вокруг чистота и порядок.

Путешествие в Княжество Молдова

Как всё это функционирует в непризнанном государстве, понять не просто, но разобраться надо. При этом ПМР и в чисто туристическом плане крайне интересна. Взять хотя бы Бендеровскую крепость, ту саму, которую когда-то русские войска отобрали у турков, и на территории которой стоял лагерем Карл XII с остатками своей армии после разгрома под Полтавой.

Путешествие в Княжество Молдова

Есть ещё крепость в Тирасполе с не менее интересной историей.

Вот такой вот третий день. Четвёртый день моего пребывания в Молдавии был посвящён военной тематике. Это были майские дни, в преддверии Дня Великой Победы. Очень трогательно было узнать, что в Молдавии помнят, какой ценой досталась победа и отдают дань памяти погибшим воинам.

Так получилось, что вместе с учениками пятых классов одной из кишинёвских школ, их родителями и учителями я поехал на Шерпенский плацдарм, расположенный на правом берегу реки Днестр.

Путешествие в Княжество Молдова

На этом плацдарме в апреле 1944 года шли кровопролитные бои, тела погибших находят до сих пор. Как раз перезахоронению найденных поисковыми отрядами останков погибших советских воинов и была посвящена торжественная церемония. На этом мероприятии собралось много людей: школьников с Георгиевскими лентами на груди и в военных пилотках, ветеранов, участников патриотических объединений, официальных лиц. Был на этом мероприятии и президент Игорь Додон, так дважды пересеклись наши с ним пути.

Путешествие в Княжество Молдова

На пятый день были Криковские подвалы, подземный город, в котором хранится вино.

Путешествие в Княжество Молдова

Слышали про это, наверное. Но мало слышать, это надо видеть и пробовать.

Вот такой мой маршрут по Молдавии на пять дней. Не знаю, как вам, а мне понравилось.

Теперь отвечу на возможный вопрос, в каком формате я знакомился со страной? Получилось так, что на эту поездку компаньонов я не нашёл, те кто обычно меня сопровождают, в этот раз сделать этого не смогли (или не захотели). Путешествовать одному грустно, и чтобы было веселей, я обратился к частному гиду. Искать долго не пришлось, здесь на Туристере присутствует Ирина Мироник, частный гид. Сделаю ей рекламу, от души и чистого сердца.

Именно она, как вы понимаете, мне программу пребывания в Молдове и предложила. Смог ли бы я без неё узнать о проводимых в разных районах Молдавии мероприятиях, таких как гагаузский праздник Хедерлез или поминовение павших на Шерпенском плацдарме? Уверен, что нет.

Увидел бы я эти события без её помощи? Да тоже маловероятно. Молдавия страна, мягко говоря, небольшая, но даже несмотря на её миниатюрные размеры, как бы я попал в ту же Гагаузскую Автономию? На рейсовом автобусе, на арендованном авто? Любой вариант доставил бы больше хлопот, чем удовольствий.

Иногда предлагались коллективные поездки с местными жителями, что само по себе интересно, но часто экскурсии носили индивидуальный характер, полный эксклюзив, так сказать. Любой из предложенных вариантов оказывался оптимальным в соотношении цены и качества, достаточно комфортным и максимально информативным.

Ладно, с Молдавией разобрались: куда ехать и к кому обращаться, свои рекомендации я дал. Но ведь была ещё и Румыния. Скажу так, объединить Молдавию и Румынию в одну поездку шикарная идея.

Соседние страны, с одной стороны, очень близкие, но и такие непохожие. Мне очень хотелось попасть туда, и за помощью я обратился к Ирине Мироник (по Румынии тоже смело можете обращаться к ней, уверен, учтёт все ваши пожелания). Получилось, как нельзя удачно, меня удалось пристроить к небольшой группе (всего нас было пятеро) туристов из России. В нашем распоряжении был автотранспорт с водителем, квалифицированный кишинёвский гид и насыщенная информационная программа: Яссы и Сучава (бывшие столицы Княжества Молдовы), знаменитые румынские расписные православные монастыри, средневековые крепости, живописное горное ущелье с озером…

Путешествие в Княжество Молдова

Но об этом потом. Есть желание всё увиденное вспомнить, по полочкам разложить, и поделится с теми, кому это интересно. В следующий раз, думаю, из Гагаузии репортаж сделать, так что не прощаюсь.