KonstantinPavlov
Константин Павлов — был вчера 23:39
Пиренейский полуостров покорён!
Признание
пользователей

Путешествие в Княжество Молдова

25 мая 2018 г. 11:46 Кишинёв, Чадыр-Лунга + 3 города — Молдавия, Яссы, Сучава — Румыния Май 2018
141 79

Небольшой исторический экскурс, как попытка обосновать мой туристический маршрут по Молдавии и Румынии

Люблю я такие периодические погружения в чужой малознакомый мир, в другую культуру, историю, нравы и традиции. Стараюсь нырнуть не так, чтобы уж совсем глубоко, но и не поверхностно, желательно чтобы накрыло с головой.

Оптимально для меня занырнуть недельки на полторы-две, за это время обычно успеваешь осмотреться и понять, что там, да как. Погружений в чужие миры было уже немало: китайский, монгольский, персидский, индийский, скандинавский, восточноафриканский, вьетнамский…

Своё новое погружение я назвал для себя так: «Путешествие в Княжество Молдова». Нет, на самом деле это была десятидневная поездка по Молдавии и Румынии, но всё же я настаиваю именно на таком названии. Сейчас постараюсь объяснить, что я имею в виду.

Посмотрите на политическую карту этого региона от 1600 года, на которой присутствуют три румынских княжества — Валахия, Трансильвания и Молдова, существовавшие к этому моменту уже примерно лет двести.

Кстати, я пытался разобраться с этногенезом румынского этноса, начиная с даков, которых современные румыны считают своими далёкими предками, и историей Румынии как государства, опираясь на серьезный труд, долгие годы жившего в Румынии Сергея Демьянова, а также на найденные и просмотренные научно-популярные фильмы, посвящённые румыно-молдавской земле.

Для меня всегда важна такая небольшая теоретическая подготовка перед погружением в мир другого народа, потому как хочется быть готовым к встрече. Вот и сейчас думаю, будет уместно провести небольшой исторический экскурс, чтобы сориентировать вас и себя заодно во времени и пространстве.

Так вот, эти три православных румынских княжества в течение почти всей своей истории были чьими-нибудь вассалами -Венгерского Королевства, Османской Империи и не только. Так уж случилось, что расположились населённые румынами государства на самом ужасном геополитическом перекрестке мира. Сходящиеся из разных концов Евразии удобные пути сообщения, такие как ровная степь, судоходные реки и море, а также небольшие размеры княжеств, делали их максимально уязвимыми для нападения.

15
9

История румынских государств, как вы понимаете, была совсем непростой и насыщенной важными и даже великими событиями, но сейчас нас интересуют те времена, когда к Карпатам и Дунаю по северной дороге направлялись войска стремительно расширявшей своё влияние Российской Империи.

Основным противником продвижения русских войск в этом регионе были татары, союзником которых, в свою очередь, была Османская империя. Турки не могли не помогать своим единоверцам из Крымского ханства, создав сообща мощный заслон русским на их пути к Черноморскому побережью. Российская Империя, будучи крупнейшим православным государством, считала себя преемницей Византии, поэтому столетиями посылала свои армии в бой ради освобождения балканских православных братьев от ига мусульман, имея главной своей целью вернуть крест на Святую Софию в Константинополе.

Румынские земли, находившиеся к началу 18 века полностью под внешним турецким управлением, неминуемо стали объектом спора двух противоборствующих империй.

Было бы интересно поговорить о том периоде истории нашего государства, начиная с 1701 года, когда Валахия и Молдавия начали обсуждать с Петром I свой союз православных государств, о первых столкновениях русских и турецких войск, о первых победах и громких поражениях. Но кульминацией продвижения русского влияния на румынской земле стал ноябрь 1806 года, когда русская армия фактически без боя занимает Молдавию, а в декабре так же без проблем оккупирует Валахию. Это была реализация договорённостей России Александра I и Франции Наполеона о разделе сфер влияния, которым не могла помещать ослабленная Османская Империя, её войска понемногу отступали, уклоняясь от крупных сражений.

Занимательно было читать, о том, как Российская Империя пришла на румынские земли во всем блеске силы и богатства. Как одетые в европейские мундиры, говорившие по-французски русские офицеры, воспринимались румынами, как образец европейской просвещённой цивилизации.

Под их влиянием, сначала в Яссах, а затем в Бухаресте, молдавские и валашские аристократы решили порвать с византийско-турецким образом жизни, стали переодеваться в изысканные одежды по французской моде, заводить иностранных слуг и поваров, говорить между собой исключительно на французском языке.

Но не только русский пример, был главным мотивом поворота румын к европейской культуре, но больше бедствия, грабежи, опустошения, голод, которые несли румынские княжества от турецкого правления. Румынская элита желала европейского благополучия и не оказывала русскому военному присутствию на своей земле никакого сопротивления, ибо ассоциировала Россию со своей европейской мечтой.

Летом 1811 года русские войска, одержав очередную победу над турками, делают им мирные предложения, предлагая поделить румынские земли пополам: Валахию — туркам, Молдавию — русским. Турки выдвигают встречное предложение: Валахию они согласны оставить себе, а вот Молдавию разрезать пополам — по реке Прут.

Переговоры шли несколько месяцев, в то время как армия Французской Империи выдвигалась к границам России. Возникла необходимость срочного отвода русских войск с далеких Балкан, поэтому Россия 16 мая 1812 года всё-таки подписывает мир на турецких условиях. Россия забирает молдавские земли восточнее Прута, которые становятся частью Российской империи под названием Бессарабия.

В составе Княжества Молдовы остается менее половины территории в границах 1774 года. Таким образом, надежда румын на освобождение от турок обернулась унизительным разделом их территории.

Может именно с тех пор затаили они обиду на своего северного православного соседа, которую не забыли и до сих пор.

Через несколько десятилетий Валахия и остаток Молдовы объединятся в единое государство под названием Румыния, чуть позже в его состав войдет и Трансильвания.

А Бессарабия, расположенная в междуречье Прута и Днестра, сначала будет провинцией Российской Империи, потом советской социалистической республикой Молдавия в составе СССР, а ныне независимым государством — Республика Молдова. Вот такая вот непростая история.

Получилось так, что моя поездка пришлась как раз на территорию Княжества Молдовы, ибо мне удалось проехаться практически по всей территории нынешней Молдавии и по той части Румынии, которая входила в состав средневекового молдавского княжества.

На территории бывших княжеств Валахии и Трансильвании в этот раз я не был, но надеюсь побывать и там, чтобы заполнить картинку всеми недостающими пазлами.

Молдавия — недооценённое туристическое направление

Сдаётся мне, что Молдавия не самое популярное туристическое направление в кругу стран ближнего зарубежья.

12
7

Иногда любопытный турист транзитом следующий через Кишинёв в страны Западной Европы, может и выделит какое-то время на знакомство со столицей Республики Молдовы, но не найдя в этом городе ничего особо занимательного, начнёт уверять себя и окружающих, что в Молдавии смотреть совершенно нечего.

Теперь я знаю точно, что это не так, и постараюсь доказать это своё утверждение, сделав Молдавии, как туристическому направлению некую рекламу. При этом верить мне можно, совершенно не опасаясь подвоха, ибо лицо я абсолютно не заинтересованное, так как к туристическому бизнесу, как впрочем, и рекламному, не имею никакого отношения и денег или иной выгоды за свои усилия очевидно не получу (к большому своему сожалению).

Как же можно построить свой туристический маршрут в Молдавии? На истину в последней инстанции я не претендую, а просто поведаю, как это случилось у меня. А с учётом того, что моё пребывание в этой стране прошло насыщенно и занимательно, то, считаю, что опыт мой достоин если не тиражирования, то хотя бы внимания.

Остановится, очевидно, следует в Кишинёве, выбрав столицу Молдавии в качестве штаб-квартиры для «набегов» по стране.

6
14

Кишинёв вас не поразит обилием достопримечательностей, если вы, конечно, не фанат спальных районов советского типа. При этом город этот депрессивным не выглядит.

6
4
6

Он большой частью чист, местами смотрится даже комфортным (если пристально не рассматривать качество дорожного покрытия и состояния многоквартирных домов), поражает обширными лесопарковыми зонами внутри городской черты. Однако поразить вас, либо своей седой стариной, либо современными модерновыми районами не сможет, по одной простой причине — ничего этого в Кишинёве просто нет.

Есть там, конечно, городской центр, украшенный кафедральным собором и административными зданиями местной элиты, есть несколько интересных музеев, театров и иных очагов культурной жизни.

2
9
6

Много где я успел побывать, и планирую об этом рассказать. Однако, основная составляющая кишинёвского городского пейзажа это безликие многоэтажки, офисные объекты, появившиеся в последнее время торговые центры и промышленная инфраструктура родом из советских времён, ныне не подающая активных признаков жизни.

Меня по этому городу возили на автомобиле, сам я катался по нему на троллейбусе, много ходил пешком (один раз даже прошел от самого центра до района Чеканы, где была моя квартира, снятая через Airbnb), но ничего такого, захватывающего дыхания и поражающего воображение я не увидел, от удивления ни разу не остолбенел.

Всё же не будем забывать, что моя задача не тоску на вас нагонять, а, напротив, заставить приехать в Молдавию, чтобы на эту страну посмотреть. Посему для поднятия настроения и здорового любопытства поедем в провинцию.

На мой взгляд, самое интересное находится за пределами Кишинёва. Ну, вот смотрите. Один день из пяти я посвятил югу Молдавии.

Эта была поездка в Гагаузскую Автономию, на этнографический фестиваль, праздник Хедерлез. Не слышали про такой? А ведь это один из самых значимых праздников в культуре гагаузского народа.

8
11

Его празднуют не одно столетие, он символизирует пробуждение природы, ибо с этого дня гагаузы начинают выпас скота и открывают сельскохозяйственный сезон. Шикарный день был, скажу я вам, с дегустацией гагаузских национальных блюд, базаром декоративно-прикладных изделий, и даже конноспортивными соревнованиями.

13
8
5
7
10

Кроме меня на этот праздник приехал президент Молдовы Игорь Додон и башкан Гагаузии Ирина Влах, ну и ещё несколько тысяч народу.

7

Как было расскажу обязательно, ведь так редки материалы из этого края.

Ну что заинтриговал? Это ещё не всё. Ездили на юг, поедем и на север.

На севере точкой притяжения станет городок Сороки со своей легендарной крепостью. В рассказе про эту крепость (а он надеюсь, будет) опять понадобится исторический экскурс, события тут были ещё какие важные и интересные.

15
12

Можно самим про них почитать, а лучше послушать смотрителя крепости по имени Николай Булат, настоящий профессионал своего дела, да ещё и с великолепной подачей материала.

А ещё городок Сороки — цыганская столица мира. Есть там цыганская гора, на которой компактно проживают оседлые цыгане. Осесть они похоже решили всерьёз и надолго, раз построили такие дома.

Московский Большой театр, Капитолий, Собор Святого Петра — всё это есть в Сороках, удивительные образчики цыганского китча.

9
9
6

В Сороках удобно рассматривать окрестности, смотреть на них свысока. Стоишь в Молдавии, а видишь Украину, она- то совсем рядом, сразу за речкой.

14

От Кишинёва до Сорок по молдавским меркам путь неблизкий, километров 160 в одну сторону, но разбавить дорогу есть чем, можно заехать в историко-археологический комплекс «Старый Орхей», там найдены следы разных цивилизаций: и крепость (руины, конечно) древних даков, и городище Золотой Орды, и действующий скальный монастырь.

8
3

Ну как, неплохо для ещё одного дня в Молдавии?

На юге были, на севере тоже, теперь поедем на восток.

Приднестровская Молдавская Республика, непризнанное государство, узкая полоска земли, между Украиной и Молдовой — новое направление и ещё одна тема для рассказа.

И в этом случае без исторической подоплёки не обойтись. Оказывается эта земля никогда в состав Княжества Молдовы не входила. Не в этом ли кроется глубинная причина событий, последовавших сразу после развала СССР?

Вообще удивительно оказаться в государстве которого вроде как и нет, но с наличием всех положенных независимому политическому образованию атрибутов, как то государственная граница, собственная национальная денежная единица, независимая структура органов государственной власти.

Внешне выглядит вообще всё пристойно: по улицам городов по своим делам спешат люди, дети идут в школу, работают предприятия, банки, магазины, вокруг чистота и порядок.

5
1
4
11

Как всё это функционирует в непризнанном государстве, понять не просто, но разобраться надо. При этом ПМР и в чисто туристическом плане крайне интересна. Взять хотя бы Бендеровскую крепость, ту саму, которую когда-то русские войска отобрали у турков, и на территории которой стоял лагерем Карл XII с остатками своей армии после разгрома под Полтавой.

16
8

Есть ещё крепость в Тирасполе с не менее интересной историей.

5

Вот такой вот третий день. Четвёртый день моего пребывания в Молдавии был посвящён военной тематике. Это были майские дни, в преддверии Дня Великой Победы. Очень трогательно было узнать, что в Молдавии помнят, какой ценой досталась победа и отдают дань памяти погибшим воинам.

Так получилось, что вместе с учениками пятых классов одной из кишинёвских школ, их родителями и учителями я поехал на Шерпенский плацдарм, расположенный на правом берегу реки Днестр.

2
2
7

На этом плацдарме в апреле 1944 года шли кровопролитные бои, тела погибших находят до сих пор. Как раз перезахоронению найденных поисковыми отрядами останков погибших советских воинов и была посвящена торжественная церемония. На этом мероприятии собралось много людей: школьников с Георгиевскими лентами на груди и в военных пилотках, ветеранов, участников патриотических объединений, официальных лиц. Был на этом мероприятии и президент Игорь Додон, так дважды пересеклись наши с ним пути.

1

На пятый день были Криковские подвалы, подземный город, в котором хранится вино.

4
4

Слышали про это, наверное. Но мало слышать, это надо видеть и пробовать.

8

Вот такой мой маршрут по Молдавии на пять дней. Не знаю, как вам, а мне понравилось.

Теперь отвечу на возможный вопрос, в каком формате я знакомился со страной? Получилось так, что на эту поездку компаньонов я не нашёл, те кто обычно меня сопровождают, в этот раз сделать этого не смогли (или не захотели). Путешествовать одному грустно, и чтобы было веселей, я обратился к частному гиду. Искать долго не пришлось, здесь на Туристере присутствует Ирина Мироник, частный гид. Сделаю ей рекламу, от души и чистого сердца.

Именно она, как вы понимаете, мне программу пребывания в Молдове и предложила. Смог ли бы я без неё узнать о проводимых в разных районах Молдавии мероприятиях, таких как гагаузский праздник Хедерлез или поминовение павших на Шерпенском плацдарме? Уверен, что нет.

Увидел бы я эти события без её помощи? Да тоже маловероятно. Молдавия страна, мягко говоря, небольшая, но даже несмотря на её миниатюрные размеры, как бы я попал в ту же Гагаузскую Автономию? На рейсовом автобусе, на арендованном авто? Любой вариант доставил бы больше хлопот, чем удовольствий.

Иногда предлагались коллективные поездки с местными жителями, что само по себе интересно, но часто экскурсии носили индивидуальный характер, полный эксклюзив, так сказать. Любой из предложенных вариантов оказывался оптимальным в соотношении цены и качества, достаточно комфортным и максимально информативным.

Ладно, с Молдавией разобрались: куда ехать и к кому обращаться, свои рекомендации я дал. Но ведь была ещё и Румыния. Скажу так, объединить Молдавию и Румынию в одну поездку шикарная идея.

Соседние страны, с одной стороны, очень близкие, но и такие непохожие. Мне очень хотелось попасть туда, и за помощью я обратился к Ирине Мироник (по Румынии тоже смело можете обращаться к ней, уверен, учтёт все ваши пожелания). Получилось, как нельзя удачно, меня удалось пристроить к небольшой группе (всего нас было пятеро) туристов из России. В нашем распоряжении был автотранспорт с водителем, квалифицированный кишинёвский гид и насыщенная информационная программа: Яссы и Сучава (бывшие столицы Княжества Молдовы), знаменитые румынские расписные православные монастыри, средневековые крепости, живописное горное ущелье с озером…

21
14
21
16

Но об этом потом. Есть желание всё увиденное вспомнить, по полочкам разложить, и поделится с теми, кому это интересно. В следующий раз, думаю, из Гагаузии репортаж сделать, так что не прощаюсь.

далее

Комментарии

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.
NataliaC
Костя, какая интересная у тебя была поездка!
Вот такая вот непростая история.
-дааа, что ту скажешь? Не удивительно, что обида у молдаван осталась до сих пор!
денег или иной выгоды за свои усилия очевидно не получу (к большому своему сожалению).
- да ну их, эти деньги, хотя можно было бы потратить на поездки в малознакомые места и опять же делать им рекламу!
удивительно оказаться в государстве которого вроде как и нет,
-да, интересно. сколько их уже, таких вот не признанных, существует в мире?
меня удалось пристроить к небольшой группе (всего нас было пятеро) туристов из России.
-как удачно, теперь понятно в каком формате ты путешествовал в этот раз! Пользоваться услугами гида видимо не особо и дорого?
KonstantinPavlov
NataliaC писала 25 мая 2018 г. 13:20
Не удивительно, что обида у молдаван осталась до сих пор!
там всё непросто, половина молдован настроена на объединение с Румынией (один этнос, один язык), но другая половина это русские, украинцы, смешанные семьи, те же гагаузы, они резко против. А про ПМР я вообще молчу. Нерешаемая проблема.
NataliaC писала 25 мая 2018 г. 13:20
хотя можно было бы потратить на поездки в малознакомые места и опять же делать им рекламу
хорошая идея
NataliaC писала 25 мая 2018 г. 13:20
да, интересно. сколько их уже, таких вот не признанных, существует в мире?
и ведь живут, со стороны кажется, что вроде и неплохо
NataliaC
KonstantinPavlov писал 25 мая 2018 г. 15:04
Нерешаемая проблема.
-только бы мир, живи, да живи.
KonstantinPavlov
-только бы мир, живи, да живи.
это да
KonstantinPavlov
NataliaC писала 25 мая 2018 г. 13:20
как удачно, теперь понятно в каком формате ты путешествовал в этот раз! Пользоваться услугами гида видимо не особо и дорого?
частные гиды тоже хороший формат для путешествия, иногда это оправдано
pervuhinsergey1961
Хороший и информативный обзор. Ждем подробностей!
so3537
С большим удовольствием прочитал. Мне всегда были интересны не затоптанные маршруты где бы они не находились.

президент Игорь Додон, так дважды пересеклись наши с ним пути

Интересная страна, если с президентом можно несколько раз встретится)


как бы я попал в ту же Гагаузскую Автономию

А какие-либо разрешения на посещение Приднестровья и прочих частей Румынии-Молдавии кроме шенгена нужны были или совершенно свободно.
И еще, пожалуйста, об уровне цен на проживание, питание, гидов, если можно.
KonstantinPavlov
Спасибо!
Интересная страна, если с президентом можно несколько раз встретится)
два раза в два первых дня пребывания страна маленькая, а Игорь Додон человек очень активный, тем более осенью выборы в парламент
А какие-либо разрешения на посещение Приднестровья и прочих частей Румынии-Молдавии кроме шенгена нужны были или совершенно свободно.
Между МПР и Молдовой отношения улучшились, граница есть и серьезная, с российскими войсками посередине, но ездить можно, виза не нужна, дают разовый пропуск, примерно как на территорию военного объекта
В Молдову для россиян виза не нужна, а в Румынию нужен или Шенген или национальная виза, у меня Шенген есть
И еще, пожалуйста, об уровне цен на проживание, питание, гидов, если можно.
Общий уровень цен, наверное, как у нас на Кубани. Квартиру снимал через Arbnb двухкомнатная, примерно 1200 рублей за ночь, отели будут дороже. Услуги гидов оптимальные по цене, мне озвучили общую стоимость и меня она устроила
Leolik
Люблю я такие периодические погружения в чужой малознакомый мир, в другую культуру, историю, нравы и традиции.
Заметили-заметили.
Во времена сов.власти Кишинев на меня произвел очень благоприятное впечатление. Зеленый, светлый город. Ну а остальную республику, конечно, посмотреть не удалось. А в Кодры, Костя, не ездили? Или Гагауты-это они и есть?
Про Румынскую чпсть тоже будет интересно почитать. Все собираюсь туда, но как-то и почему-то не доезжаю. Но доеду!
KonstantinPavlov
Заметили-заметили
да все мы здесь такие
Во времена сов.власти Кишинев на меня произвел очень благоприятное впечатление.
по тем временам, он, наверное, выглядел очень заманчиво: южный, зеленый. Но в туристическом плане скудноват, ни старины, ни новизны.
Кодры - это возвышенность в Молдавии, где ещё сохранились леса (для Молдавии это редкость) мы её пересекали не раз, особенно по дороге в Румынию.
Про Румынскую чпсть тоже будет интересно почитать.
туда точно стоит поехать, для любознательного туриста смотреть, не пересмотреть. Мы были только в румынской Молдове, и я планирую позже заехать и в другие регионы этой достаточно большой страны
Leolik
KonstantinPavlov писал 25 мая 2018 г. 15:28
и я планирую позже заехать и в другие регионы этой достаточно большой страны
Ну, в принципе и я собираюсь. Хотела этой осенью, но планы поменялись!
KonstantinPavlov
Leolik писала 25 мая 2018 г. 16:38
Ну, в принципе и я собираюсь. Хотела этой осенью, но планы поменялись!
В Румынию планируйте, уверен понравится
vasilets
Фото отличные, но ехать в путешествие по Молдавии?!? Нет, еще не созрел...
Жду Румынию, она меня давно интересует
KonstantinPavlov
но ехать в путешествие по Молдавии?
напрасно Сергей но как вариант совместить с Румынией. Долететь до Кишинёва, в потом туда, может получится экономично
vasilets
KonstantinPavlov писал 25 мая 2018 г. 15:30
напрасно Сергей но как вариант совместить с Румынией. Долететь до Кишинёва, в потом туда, может получится экономично
Redcat
Честно признаюсь: редко нынче читаю что-либо на Туристере, впрочем и раньше не сильно успевал. Зацепился с рекламы в Фейсбуке за родное слово Молдова, точнее, для меня, Молдавия. Все-таки родился там и 36 лет сознательной жизни провел.
Не буду про исторические изыскания, те же румыны наверняка предложат нам иную историю. Да и та, что приведена несколько отличается от той, которую знаю из школы, от друзей моего папы - ведущих историков -академиков той Молдавии Лазарева и Русева. Дело в том, что папа был директором академического издательства и жили мы в академическом доме в центре города. Памятная доска с именем Русева до сих пор на нем красуется. А исторические полемики происходили то в папином кабинете, то в домашних кабинетах этих двух великих ученых.
Для меня Кишинев и Молдавия - не утихающая боль. Именно потому, что были в мои времена необъяснимо притягательны, безумно домашние и любимые. И точно могу сказать: если бы не события конца 80-х начала 90-х, никогда бы не уехал из Кишинева. К сожалению то, что осталось от "моих" родных камней и вызывает ту боль в душе, о которой сказал.
Туристическая притягательность этих мест, на мой взгляд, весьма условная. Скорее ради галочки. Разумеется, как и везде, что-то увидеть и что-то познать можно, но трудно сравнить даже с ближайшими соседями. Нет-нет, я вовсе не отговариваю. Весной, когда все цветет и сентябрь - Молдавия просто очарование и удовольствие. И, к сожалению, всё.
Тысячу извинений. Просто для понимания моего отношения к этим местам, очень личное:
https://www.tourister.ru/responses/id_7506
KonstantinPavlov
Redcat писал 25 мая 2018 г. 15:35
Дело в том, что папа был директором академического издательства и жили мы в академическом доме в центре города. Памятная доска с именем Русева до сих пор на нем красуется. А исторические полемики происходили то в папином кабинете, то в домашних кабинетах этих двух великих ученых.
как интересно, вот бы поговорить с Вами. Меня эта тема очень заинтересовала, общался с разными людьми, обычными, простыми - две абсолютно противоположных точки зрения на прошлое страны и на её будущее и у каждой есть свой резон
Redcat писал 25 мая 2018 г. 15:35
Туристическая притягательность этих мест, на мой взгляд, весьма условная. Скорее ради галочки. Разумеется, как и везде, что-то увидеть и что-то познать можно, но трудно сравнить даже с ближайшими соседями. Нет-нет, я вовсе не отговариваю. Весной, когда все цветет и сентябрь - Молдавия просто очарование и удовольствие. И, к сожалению, всё.
мои пять дней в Молдавии прошли очень насыщенно, я доволен поездкой, но, конечно, согласен, что на фоне той же Румынии достопримечательностей там намного меньше. Материалы по Вашей ссылке обязательно почитаю, интересно
elenarossi
Очень интересное ПОГРУЖЕНИЕ. И я с удовольствием проследовала рядом. Именно так и нужно готовиться к путешествиям! Обстоятельный рассказ, отлично иллюстрированный. Я хотела бы побывать в Бухаресте - его называют "маленьким Парижем"... А Румынию когда-то видела только из окна поезда - путешествуя в Болгарию (первая заграничная поездка). Когда возвращалась, переехали границу - станция Унганы! Ах, как я была счастлива - дома!!! Тогда в СССР мы считали эту землю нашей, общей, родной.
KonstantinPavlov
elenarossi писала 25 мая 2018 г. 15:49
Когда возвращалась, переехали границу - станция Унганы! Ах, как я была счастлива - дома!!! Тогда в СССР мы считали эту землю нашей, общей, родной.
да Вы знаете, такое впечатление что был дома, общее прошлое никуда не ушло и очень сильно влияет и на настоящее. Общие праздники, повсеместный русский язык - объединяет больше, чем разъединяет
elenarossi писала 25 мая 2018 г. 15:49
Я хотела бы побывать в Бухаресте - его называют "маленьким Парижем"
в Румынию поеду обязательно, посмотрели не так много, но что увидели - впечатляет!
Спасибо!
Tatiana_Dudarenko
Отличный рассказ и фото! Румыния, а вернее, только столица Бухарест (других городов не помню) - это была моя первая заграница в 80-х. Было необычно серо. Мрачности добавляли автоматчики, патрулирующие улицы. А вот Кишинев очень понравился тогда. (Автобусный тур был из Молдавии Кишинев- Румыния - Болгария). Зеленый, солнечный, дружелюбный. Сегодня поехать по маршруту Молдова-Румыния желания не возникало, а вот теперь после рассказа, почему бы и нет?
KonstantinPavlov
Tatiana_Dudarenko писала 25 мая 2018 г. 16:24
Румыния, а вернее, только столица Бухарест (других городов не помню) - это была моя первая заграница в 80-х. Было необычно серо. Мрачности добавляли автоматчики, патрулирующие улицы
то время для Румынии было не самым лучшим, всё закончилось расстрелом Чаушеску в 89-м. То, что увидел в Румынии очень понравилось, расписные храмы особенно. Повторить поездку Молдавия- Румыния в наши дни хорошая идея, тем более, что прошло немало времени
Tatiana_Dudarenko
KonstantinPavlov писал 25 мая 2018 г. 16:48
Повторить поездку Молдавия- Румыния в наши дни хорошая идея

Возможно, рассказ. несомненно на такие размышления наталкивает
KonstantinPavlov
вот это мне очень приятно слышать
Tatiana_Dudarenko
что есть, то есть. Особенно люблю разные фольклорные фестивали и праздники.
KonstantinPavlov
Тогда советую предварительно с гидом списаться, работают они в основном на местных потребителей и предлагают хорошие и недорогие экскурсии. Я вот к гагаузам попал. Класс!
Tatiana_Dudarenko
Я так и делаю. Обсуждаю с местными гидами программу. Иногда очень полезные советы получаю.
KonstantinPavlov
Конечно. Часто это очень оправданно
aprel2011
Интересная у Вас получилась поездка, меня больше всего привлекли национальные праздники и колорит. Обожаю все этническое
KonstantinPavlov
aprel2011 писала 25 мая 2018 г. 16:25
Обожаю все этническое
да я помню Ваши материалы про северные народы. Мне повезло попасть на такой праздник, я тоже люблю этнические мероприятия
AnastasiaJulia
Костя, как всегда у вас, шикарный и очень колоритный вояж!
Вот как вы так умеете - найти крутые незаезженные направления, читаешь, и в голове мысли - "Хочу туда!" А как вам молдавские вина?)
KonstantinPavlov
AnastasiaJulia писала 25 мая 2018 г. 17:00
Вот как вы так умеете - найти крутые незаезженные направления, читаешь, и в голове мысли - "Хочу туда!"
заезженных тоже хватает, но правда, по душе не самые раскрученные места. В Молдавию и Румынию хотел, планировал и очень рад поездке.
Насчёт вин. Там такое дело Юля, все постоянно предлагают выпить с ними вина, попутчики и даже просто случайные прохожие. Ну и приходилось, конечно. Хотя если честно не любитель я вин, а для ценителей, там винный рай
AnastasiaJulia
KonstantinPavlov писал 25 мая 2018 г. 17:21
для ценителей, там винный рай
- значит моё место точно!
KonstantinPavlov
вот так, любим хорошее вино в Криково, в подвалах, под Кишинёвом столько вина, 80 км вроде: бочки, бутылки . Ценителям туда
Lyudmila_Klyopova
Как обычно, интересный, яркий репортаж.
KonstantinPavlov
Спасибо! в бокалах молдавское вино
KonstantinPavlov
тогда Вам в Молдавию точно надо
Lyudmila_Klyopova
Я ещё от кахетинского не опомнилась. Надо сделать паузу.
KonstantinPavlov
отдохните до осени, а там как раз молодое вино поспеет
valerovna
Видела фотографии в инстаграме, поняла, что путешествие понравилось. Экскурс в историю занимателен, восполнила свои пробелы)) Вообще, я ждала Париж)
KonstantinPavlov
valerovna писала 25 мая 2018 г. 17:03
Вообще, я ждала Париж)
да вот проблема. Визу то дали французы, надо первый заезд туда. Пока не придумаю как? В Париж не хочу, был три раза. Куда? Думаю. Но виза уже пригодилась, румыны по ней пустили
onegina17
Была в Молдавии в очень юном возрасте и конечно ничего не сохранила детская память, хотя родители весьма подробно проехали по тогдашней республике. Всегда хотелось побывать в Яссах, посмотреть, есть ли какой памятник на месте смерти Потемкина. Может и доберусь когда.
KonstantinPavlov
Потёмкин! Да, слышал, что он умер по дороге из Ясс и на месте его гибели был каменный столб, есть ли он сейчас не знаю, в это место мы не заезжали. Но есть много и других поводов побывать в том регионе. Смело планируйте!
onegina17
У нас открыли прямые рейсы в Кишинев, грех не воспользоваться.
KonstantinPavlov
Вот, и я на это купился, тоже есть из Краснодара. Всего 1час 40
Yurijvar
Хорошая поездка! Молдавия помнится мне по советским временам - они выпускали очень много всяких интересных книг, которые во всем Союзе были большим дефицитом и мы туда раза три ездили за ними ...
KonstantinPavlov
Интересно, за книгами в Молдавию! Плохо, что был дефицит, но хорошо, на книги был такой спрос. СССР- самая читающая страна в мире
Yurijvar
Книги сейчас у многих - прошлом! Вижу по себе ...
KonstantinPavlov
К сожалению, это так. Появились другие источники информации и пожиратели времени. Мы то ещё читаем, а вот более юные...
acvazul-v2010
Удивила карта 1600 года. Великая Польша от моря до моря?
За два дня путешествия по Молдове мы посмотрели Кишинев, криковские подвалы, Тирасполь, крепость Бендеры. Обошли как - то без помощи гида. Добирались везде сами и смотрели Молдову своими глазами.
Вот материалы о той интересной поездке на День Защитника Отечества 2017 года:
https://www.tourister.ru/responses/id_18455
https://www.tourister.ru/...
https://acvazul-v2010.tourister.ru/...
https://www.tourister.ru/...
https://www.tourister.ru/...
https://www.tourister.ru/...
KonstantinPavlov
Самостоятельно путешествовать я люблю и практикую это многократно. Но хороший частный гид, тоже дело, важно общение, а там я был один, нужна была компания, так веселее. А те материалы я помню, с них началась активность на Туристере, так?
Galina_Gorshenina
мощное путешествие было! надо как-то детальнее рассказать? не бегом ведь!
annaabrosimova
Константин! Очень интересно про историю Молдавии и Румынии! Как я понимаю, на территории Молдовы с историческими памятниками не очень. За стариной надо ехать в Приднестровье, а лучше в Румынию. Верно? Как же так вышло, что в Молдове ничего не осталось?
KonstantinPavlov
В Молдове, очень маленькой по размеру стране есть исторические места: Старый Орхей, Сороки, Бендеры... там можно провести дней 5 , будет чем заняться. А совместить с Румынией было бы логично, близкие народы и общая история
Marina5
Всегда интересен взгляд на страну, в которой живешь. Отличная поездка у Вас получилась! Ключевое решение - воспользоваться услугами гида. Спасибо, что сделали акцент на Молдавии, а не на Кишиневе. Кишинев и не может поражать архитектурным великолепием. В войну город был практически полностью разрушен. Причем, когда фашисты подходили к Кишиневу, местные жители сами взорвали большинство зданий, чтобы враг пришел на руины. Исторических памятников в Молдавии много. Обелиск на месте смерти Г. А. Потемкина находится в Молдавии, примерно в 30 км от приграничного городка Унгены. Константин, а если бы Вы 9 мая пошли на Бессмертный Полк, то в третий раз встретились с президентом. И еще, у большинства молдаван нет обиды на русских.
KonstantinPavlov
Спасибо! Про Кишинёв я тоже напишу, про свои впечатления, этот город я тоже немного посмотрел. Был и в музеях, в театре, в разных районах города, со многими кишеневцами общался. Я был на концерте 8 мая в самом центре, 9 мы поехали в Румынию, на парад не получилось, а хотел, конечно. Про обиду я имел ввиду больше Румынию , как государство, но точно не современных молдован. Хотя, наверное, разговоры на эту тему ходят, про объединение с Румынией слышал не раз
Marina5
Интересно, что Вам рассказывали про объединение с Румынией? Много желающих Вам встретилось?
KonstantinPavlov
Мне показалось, что по этому вопросу граждане Молдовы (ПМР в учёт не берём, там вообще другая ситуация) делится примерно пополам. Я общался и с теми и с другими, и у каждого свой резон. Те кто за, имеют румынский паспорт, имеют в Румынии свои интересы, часто там бывают. Они говорят, что мы один народ, у нас один язык, и объединение неизбежно. Те кто против объединения это русские, украинцы, смешанные семьи, гагаузы - выступают за Молдавию как независимое государство. Как я понял и две ветви власти - Парламент и Президент - как раз эти две точки зрения и олицетворяют. Но мне не показалось, что настроение слишком радикальные, хотя помним как здание парламента лет десять назад крушили. Как вы думаете, правильно ли я понял существующий расклад?
Marina5
Долго думала, как ответить лаконично. Если уж совсем коротко, то и да, и нет. Но коротко не получается. Как говорил Михаил Задорнов: «Все дело в «бабках». Общество действительно разделено примерно пополам. Универсальная формула – «разделяй и властвуй» действует безотказно. Проект «Объединение с Румынией» и «Конфликт с Приднестровьем» - очень хороший бизнес. Сначала про Объединение. Румынские журналисты в своих статьях открыто задают своим бывшим президентам вопрос: «Где деньги, Зин?» Очень много денег выделяется на агитацию жителей Молдавии за объединение. Если будет объединение, денег больше не за чем выделять, поэтому объединение в первую очередь не выгодно тем, кто больше всего ведет активную работу в этом направлении и получает за это деньги. К тому же у них здесь свой бизнес и зачем им здесь румынский бизнес, который все у них отожмет?! И Кишиневу, и Тирасполю выгоден приднестровский конфликт. После того, как бывший президент Приднестровья сбежал и прихватил 250 млн. долл., Россия перестала давать деньги. Но благодаря «крикам» об Объединении в Кишиневе, Тирасполь и дальше получает помощь, но уже, конечно, не в таких объемах. До недавнего времени, и Европа заваливала Молдавию финансами на введение европейских норм и стандартов жизни. Но после того, как из нац.банка страны вывели в оффшоры эквивалент ВВП Молдовы за год (1 миллиард долл.), и европейцы потихоньку перекрыли кислород. А сейчас вообще денег не дают, поэтому все эти высылки дипломатов, журналистов и артистов. Пытаются раскрутить штаты, но те не очень хотят раскошеливаться. А народ Молдовы просто разводят всеми этими противоречиями, поэтому 45% тех, кто хочет достижения европейского качества жизни. Из них 15% видят достижение этих целей путем вхождения в Румынию. Но эти 15% не только молдаване. Есть в их числе и русские, и украинцы, и болгары. А другие 45% видят Молдавию независимым гос-вом с нейтральным статусом и хорошими отношениями с Россией. Здесь нет такого, что молдаване за Европу, а украинцы, русские, гагаузы – за Россию. В этом плане все гораздо сложнее. Очень многие молдаване за независимую Молдавию и дружбу с Россией. Извините, что так развернуто, но когда задумываешься о поездке в другую страну, в первую очередь думаешь о безопасности. Я к туристическому бизнесу никакого отношения не имею, поэтому могу себе позволить говорить все как есть. Что касается безопасности в Молдавии и Приднестровье, уверена, что здесь гораздо спокойнее, чем в некоторых европейских городах. Константин, Вы упомянули, что 9 мая уехали в Румынию. Сколько времени заняло прохождение границы?
KonstantinPavlov
Спасибо большое за ответ, такой развернутый и полный. Я слежу за политической ситуацией в Молдавии, читал и российских аналитиков и молдавских, по вашему ТВ слушал часовое интервью с Додоном. С вашими выводами полностью согласен, ситуация именно такая, запутанная и не распутать вовек.
Границу с Румынией мы пересекали на машине, через Унгены. Нас было пятеро россиян с открытым Шенгеном и двое молдаван с молдавским и румынским паспортами. На все ушло не более 10 минут, мы даже из машины не выходили. Очень даже легко получилось
Marina5
Ситуация в Молдавии совсем не запутанная. Как договорятся Россия и штаты, так и будет. В данном случае, ни от Бухареста, ни от Кишинева ничего не зависит. Просто любят тумана напускать все эти политологи-аналитики. Константин, Вы уверены, что проходили границу в Унгенах? У Вас столько просмотров, кто-то и правда отправится в Унгены, а там только, так называемый, Мост Эйфеля, но он только железнодорожный. Скорее всего Вы проезжали Унгены, а таможня Скулены в 20 км от Унген? Есть хороший сайт пограничной полиции. На нем Online можно узнать все пункты пересечения границы и есть ли на них очереди http://www.border.gov.md/...
Есть еще одна особенность. Из Молдавии в Румынию лучше заезжать в будние дни. Многие жители Молдавии на выходные едут в Румынию, поэтому в пятницу вечером большая очередь в сторону Румынии, а в воскресенье вечером в сторону Молдовы. И старайтесь не попасть в пересменку, в 7 утра и 19 вечера. А то еще полчаса потеряете.
KonstantinPavlov
Да точно Скулены, а Унгены проезжали. Мост Эйфеля не видел, но гид про него рассказала. За советы спасибо, но когда теперь это будет и не знаю
Marina5
Поздравляю Вас с наградой!!! Да и себя тоже! А гид раскрыла интригу - Мост тот самый или "новодел"? Если интересно, как мост в Унгенах выглядит сейчас, я о нем рассказывала https://marina5.tourister.ru/blog/10133
В советское время такие фото сделать было невозможно - Гос.граница СССР!
KonstantinPavlov
Спасибо! Про мост почитаю обязательно!
Marina5
Константин, что профессионал (Ваш гид) говорит про мост? Тот самый или "новодел"?
KonstantinPavlov
Вот про это она не говорила ничего. Мы то его не видели, проезжали мимо. Она говорила, что Эйфель жил в Молдавии какое-то время, даже был женат на молдаванке. Вроде всё. Но там же бои шли дикие в 1944 году, вряд ли сохранился оригинал, но точно не знаю
Chedty
Очень интересно было почитать, Константин, я там не был ни когда, во всех остальных республиках был, а в Молдавии не был.
KonstantinPavlov
Спасибо! Не были? Оказывается даже на Вашей карте путешествий могут быть белые пятна
happiness
Константин -Вы не перестаете удивлять!
периодические погружения в чужой малознакомый мир,
о,это всегда интересно,увлекательно-затягивает с головой!Очень интересно было наверное посетить этнографический фестиваль? Вы о нем подробнее напишите?
AsiaGate
Костя, отлично! Буду ждать подробностей про Приднестровье, аналогии сами собой у меня напрашиваются с Республикой Сербской и ...нами. Хотя они условны, конечно. Как ты понимаешь, я в ситуации, поэтому пытаюсь понять механизмы развития и окончания таких ...вещей.
Хедерлез
- а в Сербии день святого Георгия называется Эдерлези, но только у цыган! Слушай, и я искренне думала, что румыны католики.... Вообще эта часть Балкан для меня терра инкогнита, хотя и в Кишинёве была, и в Бухаресте, и в Констанце. Правда, в бессознательном ещё возрасте, лет в 16)
Пока не дочитала до твоей рекламы гида, думала, что ты с Додоном там катался
KonstantinPavlov
С Додоном где я, где Додон. А если серьёзно, там завязано много интересных вещей, и не только ПМР. Молдавское общество разбито ровно пополам, очень запутанная политическая ситуация. А мир православный, даже тюркоязычные гагаузы. Рад, что окунулся в этот мир
Dimitry
Серьёзный исторический труд... Снимаю шляпу.
KonstantinPavlov
да ладно. Но читать действительно серьёзные работы было интересно
Maksim_Starostin
Говорил с одним молдаванином по пути из Македонии кажется.
У него обида была примерно такой - вот, почему Россия в свое время не взяла ту Молдавию целиком, была бы сейчас Молдавия ого-го какая держава :)
KonstantinPavlov
Вот так! Ну что логика есть. Читал как дело было с разделом, это Кутузов подписал втихаря от императора, в ответ на критику за долгие переговоры. Ну и Наполеон уже подходил к границе.
Olga-Valeriia2017
Константин,хороший рассказ и поездка интересная. я была в Молдавии Кишиневе и Тирасполе несколько раз еще в школьные годы, и до сих пор живут там родственники...очень интересно взглянуть на знакомые места.
KonstantinPavlov
Спасибо! А я вот первый раз, и в Молдавии и Румынии. Познакомился немного с регионом
olgazav59
Константин, как всегда: интересно и познавательно. Спасибо!!!
KonstantinPavlov
Вот спасибо! пьём только молдавское
tinka61
Очень любопытный исторический экскурс. Да и сама идея объединить Молдавию и Румынию в одну поездку мне показалась интересной. В связи с историческими перипетиями этой зоны вспомнилась судьба замечательного певца Петра Лещенко - начинал он свою карьеру в Молдавии, а продолжил в Румынии из-за раздела территории после революции.Бессарабия была в 1918 году объявлена румынской территорией, и певец официально выписался из больницы уже румынским подданным.
KonstantinPavlov
Очень логично объединить в одной поездке эти две страны, да и экономически целесообразно. Воспринимается как единое целое, но и серьёзные различия видны. История Пётра Лещенко мне не знакома, надо посмотреть, но те 20 лет когда Бессарабия была под Румынией воспринимается негативно в Молдавии. Это актуально очень сейчас
tinka61
Есть сериал очень хороший про него с Хабенским.
Anna_08
Молдавия была моим главным "туристическим" направлением в течении не одного десятка лет. Там жила моя тетя в небольшом молдавском городке, а в Тирасполе уже 35 лет живет мой брат. Но последний раз была в Тирасполе уже больше 20 лет назад, теперь спасает скайп. Мне там очень нравилось, особенно до развала. Там было тепло, красиво, много вкусных и дешевых овощей-фруктов, а в магазинах всё, чего не было у нас.
KonstantinPavlov
Получается Молдавия как вторая родина. Мне в ПМР понравилось, чисто внешне выглядит очень достойно, как на самом деле, конечно, не знаю. Интересно, а что родственники говорят?
Anna_08
Да грустно все, пенсии копеечные, проблем разных полно из-за неопределенности уже столько лет. А внешне у них всегда все хорошо было.
Svet-lanka
Действительно, немногие туристы добираются в Молдову. С удовольствием посмотрела и почитала у Вас. Очень напоминает Украину, не зря соседи все-таки. Ну а празднования, сельский колорит - супер! Отличная поездка .
KonstantinPavlov
Наверное, общее с Украиной есть, также как и с Россией, но и своё уникальное, уже близкое к Румынии, однозначно имеется
Svet-lanka
KonstantinPavlov писал 27 мая 2018 г. 10:21
но и своё уникальное
но с Украиной больше, кажется
KonstantinPavlov
Svet-lanka писала 28 мая 2018 г. 23:42
но с Украиной больше, кажется
я давно там не было, и вряд ли в ближайшее время там окажусь, сравнить сложно. Но, возможно. Соседи, общее советское прошлое....
Mabuta
Константин, какая серьезная проработка маршрута по стране. Читала и удивлялась, ну, как Вы попали на все эти мероприятия?! А ларчик просто открывался))) Я тоже из многолетней практики обзорных поездок по странам бывшего СССР поняла, что сопровождение/обсуждение при подготовке маршрута с местными гидами деталей поездки - половина успеха и гарантия полноты впечатлений. Спасибо за вводный исторический экскурс, необычное направление, поданное очень и очень заманчиво!
KonstantinPavlov
Спасибо,Ольга! Я люблю путешествия организованные самостоятельно, но иногда помощь частного гида бывает нужна, поездка может получиться и комфортней, и информативней, и даже дешевле. А направление да, не очень раскрученное, а жаль
marsada
Отличный и не исхоженный маршрут.
Кость, а в Приднестровье вообще безопасно?
Из оргвопросрв: с Румынией понятно. А в Молдову же безвиз у Россиян? А в Приднестровье?
KonstantinPavlov
marsada писала 28 мая 2018 г. 9:46
в Приднестровье вообще безопасно?
Да Маша, в Приднестровье абсолютно безопасно. Отношения в последнее время потеплели, народ активно ездит как туда, так и оттуда. Граница есть и серьезная на вид, между сторонами российские войска, по паспорту - молдавскому и российскому - про другие не знаю, дают разрешение на въезд, нам нужно было на день, дали на день. Со всех сторон вежливы и нет никакой волокиты и тем более агрессии. В ПМР абсолютно пророссийские настроения, например, когда узнали, что я из России в крепость впустили без входного билета (но я всё рано заплатил). В Молдавию для россиян без визы, все приветливы и дружелюбны, повсеместный русский язык Примерно так
marsada
Класс) заинтересовал очень
KonstantinPavlov
Кишинев может быть неплохим стартом дальше в Европу, в Румынию, конечно, но и не только. Если самолётом, то из Москвы рейсов много, может получится более экономично
natchen
В Тирасполе я была, правда в подростковом возрасте)), но никакой крепости не помню. Правильный подход, Костя. Конечно же надо рассказывать о самом интересном. Именно за этим мы все сюда первоначально и пришли.
KonstantinPavlov
natchen писала 28 мая 2018 г. 11:41
В Тирасполе я была, правда в подростковом возрасте)), но никакой крепости не помню
Есть Наташа, и с историей, связанной с именем Суворова. А рядом крепость в Бендеры, тоже с ещё какой историей
natchen
Кость, значит ждем историй , будем повышать свою образованность.
sonnenschein
Костя, получилась интересная и насыщенная поездка Любопытно было узнать про Сороки и осёдлых цыган , в начале 90-х ездила на электричке из Одессы в Бендеры и Тирасполь, там снабжение было лучше.
KonstantinPavlov
sonnenschein писала 28 мая 2018 г. 15:27
Любопытно было узнать про Сороки и осёдлых цыган
договорились Лена, планировал рассказ и про них
sonnenschein писала 28 мая 2018 г. 15:27
в начале 90-х ездила на электричке из Одессы в Бендеры и Тирасполь, там снабжение было лучше.
с тех пор, конечно, многое изменилось. Если смотреть со стороны, вроде бы живут неплохо, никакого запустения не видно, но проблем экономических, наверное, хватает. Государство то непризнанное
Nomad
Костя, очень интересно! Направление, действительно, ни разу не популярная, поэтому интересно посмотреть, что ты там увидел... Ну и почитать интересные факты!!!
ttttasha
Да, материал весьма интересный: направление и правда обделено вниманием туристов!
KonstantinPavlov
ttttasha писала 31 мая 2018 г. 15:03
направление и правда обеделено вниманием туристов
это так и совершенно незаслуженно. Теперь я это знаю
vadimbryansk333
необычная поезда! про Молдавию будет особенно интересно почитать,жду!
Olegka
я абсолютно не заинтересованное, так как к туристическому бизнесу, как впрочем, и рекламному, не имею никакого отношения
- ох лукавите Константин!) Сами же говорите, что
моя задача не тоску на вас нагонять, а, напротив, заставить приехать в Молдавию
KonstantinPavlov
но бескорыстно же, денег мне за это не платят. А хотелось бы
Olegka
KonstantinPavlov писал 13 июня 2018 г. 22:34
А хотелось бы
- и были бы заслуженными на 100%
Sergey_Kuznetsov
Замечательная пятидневная поездка! Мне удалось выделить на Молдавию в прошлом году всего один день. Поэтому кроме Кишинева ничего не увидел. Спасибо, Константин, что начали рассказ о солнечной Молдавии!
KonstantinPavlov
Спасибо Сергей! Мне как раз Кишинёв не особо понравился. А вот в регионах интересно
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.