Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был сегодня 10:17
С поездкой на февраль вроде бы определился. Есть шанс поплавать в море с черепахами
Признание
пользователей

К гагаузам, на праздник Хедерлез!

Комрат, Чадыр-Лунга — Молдавия Май 2018
70 58

Hederles Gagauziada -2018!

«В этот год была суровая зима. Запасы кормов подходили к концу. Многодетная семья пастуха — гагауза с нетерпением ждала наступления весны, чтобы выпустить овец на пастбище, на зеленую траву. Но весна не спешила вступать в свои права. Наконец-то к концу апреля потеплело, полностью растаял снег и пастух решил отправиться вместе с овцами на степные просторы, чтобы спасти стадо от голодной смерти. Через много дней пути набрел пастух на зелёный луг, обрадовался, вот теперь изголодавшиеся овцы наедятся сочной травы. Но радость его была недолгой: из леса вышла стая рычащих голодных волков. И взмолился тогда пастух, глядя на небеса: Господи, помоги мне, если волки разорвут меня и моих овец, что станет с моей семьёй! Вдруг на небе прогремел гром, сверху стало спускать светящееся облако. Пастух в страхе опустил голову и стал молиться. Вскоре рычание волков прекратилось, наступила тишина. Пастух поднял голову и увидел всадника с копьём на коне, вставшего между ним и волками. Волки, поджав хвосты, убежали с поляны обратно в лес. Пастух поблагодарил своего спасителя и спросил, как его зовут. Всадник ответил, что зовут его Георгий, что пришёл он на помощь пастуху, в ответ на его мольбу, и впредь будет помогать всем пастухам, оберегать их пастбища от засухи, а стада от волков. Пастух спросил Георгия, как отблагодарить его за помощь. В ответ услышал, что на следующий год, когда овцы принесут приплод, надо одного ягнёнка принести в жертву — Курбан. Надо, чтобы жена пастуха испекла хлеб, приготовила плов из мяса ягнёнка и накормила им всех страждущих. Это и будет зачтено как благодарность. С тех пор гагаузы свято чтят Святого Георгия. Они считают его покровителем крупного и мелкого скота, а с появлением молодой травы, когда начинается выпас скота — на Хедерлез — обязательно приносят Курбан»

11
К гагаузам, на праздник Хедерлез!
11
К гагаузам, на праздник Хедерлез!

Кишинёв. Раннее утро воскресного дня. Как и было указано, я прибыл на площадь перед гостиницей «Космос», от которой отправлялся туристический автобус в направлении муниципии Чадыр-Лунга, чтобы принять участие в национальном гагаузском празднике «Хедерлез».

Поездку организовала кишиневская туристическая компания, специализирующаяся на экскурсионных поездках по Молдавии и соседним странам. Среди клиентов, кроме меня, жители молдавской столицы, как выяснилось, почти все знакомые друг с другом по прошлым поездкам.

По завершению дня с большей частью из них познакомился и я. Люди сплошь приятные в общении, охотно идущие на контакт. Люблю я эти мимолетные разговоры с местными жителями по душам: с попутчиками, с водителями такси, с официантами, с теми, с кем пересекаешься по пути. Через эту, казалось бы, пустую болтовню, ничего не значащие фразы узнаешь о местной жизни очень многое и многое начинаешь понимать.

Руководила процессом опытный гид Людмила, выдававшая собравшимся под её опеку любопытным тонны информации. Вот против таких групповых поездок я ничего не имею, они мне по душе, прежде всего за их атмосферу и хорошую компанию. В таких случаях я готов временно приспустить флаг Самостоятельного Путешественника, под которым гордо шагаю последние годы, и с которым покорил немало стран.

Как же вовремя я появился в Молдавии, более удобного случая познакомится с таким этносом как гагаузы трудно и представить. Праздник Хедерлез — День Святого Георгия — без сомнения самый значимый в духовной жизни гагаузского народа.

7
К гагаузам, на праздник Хедерлез!
7
К гагаузам, на праздник Хедерлез!

Это праздник пробуждения природы, выпаса скота, с него открывается сезон сельскохозяйственных работ. К празднику Хедерлез приурочен этнографический фестиваль. Обещали насыщенную праздничную программу: мастер-классы по изготовлению и дегустации блюд гагаузской национальной кухни, выставку — продажу творческих работ мастеров декоративно-прикладного искусства, посещение племенной конефермы «At Prolin» (вроде как единственной в Молдавии), ну и на десерт, конноспортивные состязания.

5
К гагаузам, на праздник Хедерлез!
10
К гагаузам, на праздник Хедерлез!
7
К гагаузам, на праздник Хедерлез!

Как же я удачно приехал! Весь в предвкушении!

Лекция по этногенезу гагаузского народа

От Кишинёва до муниципии Чадыр-Лунга езды часа полтора, ровно одна студенческая пара. Приготовьтесь к лекции по этногенезу гагаузского народа.

Я насчитал не менее двадцати версий гипотез происхождения гагаузов, утверждающих, что гагаузы это либо отуреченные христиане, либо христианизированные турки, либо болгары, заимствовавшие турецкий язык.

В Турции основной является версия, согласно которой гагаузы потомки малоазийских турок, переселившихся в 13 веке вместе с тюркоязычными куманами (половцами) на север Балканского полуострова, в историческую область, называемую Добруджа, ныне находящуюся на территории современных Румынии и Болгарии. Там они организовали первое государство гагаузского народа, известное как «Добруджанское княжество» или «Узи эйялет».

Современные русские, молдавские, да и гагаузские исследователи считают, что гагаузы — самостоятельный народ, сформировавшийся на основе северо-тюркских племен — узов (часть огузов), печенегов и кыпчаков. Эти племена древние предки гагаузов, и если это так, то гагаузский этнос имеет смешанное происхождение, процесс их этногенеза был достаточно длительным и происходил в несколько этапов.

Тут я признаюсь, что этногенез различных народов моя тайная страсть, возбуждённая «Пассионарной теорией этногенеза» Льва Гумилёва, поэтому я не отказал себе в удовольствии чуть покопаться в истории происхождения гагаузов.

Их этнос рождался так. Всё началось примерно в 8-м веке, на берегах реки Сырдарья и Аральского моря, вдоль которых кочевали тюркские племена огузов. Будучи кочевыми, эти племена не оказывали друг на друга значительного влияния, но, тем не менее, между ними периодически происходили войны. Часть побеждённого племени уходила в поисках нового места обитания, часть оставалась «перевариваясь в котле» победителя. Так постепенно происходил синтез единого народа. На той же территории кочевали и печенеги.

11
К гагаузам, на праздник Хедерлез!

Военные столкновения уже между этими этносами также стимулировали их смешение, что даёт основание исследователям говорить о формирование гагаузского этноса на базе двух компонентов — огузского и печенежского.

Следующий этап формирования этногенеза гагаузов связан с противостоянием огузов — печенегов и Киевской Руси. Когда в 965 году Хазария было разгромлена русским князем Святославом, кочевые племена окончательно смешавшихся огузов и печенегов стали мигрировать на запад, заняв территории к северу от Чёрного моря.

Позже они переправляются через Дунай, селятся на Балканах, в Македонии, Греции и Болгарии. Дальнейший процесс этногенеза гагаузского народа связан со смешением огузов-печенегов с кочевыми этносами Балканского полуострова — кыпчаками (половцами, куманами).

В качестве завершающего этапа формирования гагаузского этноса можно считать создание гагаузского государства «Добруджанское княжество» (1346 г.) и принятием всеми гагаузами христианства. С этого момента христианство, а именно православие, было определяющим в идентификации гагаузского народа. Отличался этот этап относительно спокойной консолидацией гагаузского общества и усилением влияния болгар и греков на жизнь гагаузов.

После завоевания (1391 год) Гагаузского государства османами особых изменений, ни положительных, ни отрицательных, в развитии гагаузского этноса не наблюдалось. За все годы своего господства на Балканах Османская империя не выделяла гагаузов среди других этносов, принимая их как немусульман, — болгар, греков или русских, оставив их под влиянием греческих и болгарских священников. В ту эпоху гагаузы издавали книги на родном языке с использованием греческого алфавита.

2
К гагаузам, на праздник Хедерлез!
7
К гагаузам, на праздник Хедерлез!

Начиная с конца 18 века и по настоящее время постоянное влияние на гагаузский этнос стали оказывать славянские и романские народы. Под влияние русской культуры гагаузы попали с 1812 года, когда часть Княжества Молдова под названием Бессарабия вошла в состав Российской Империи. С 1918 по 1944 годы был непродолжительный период румынского влияния, а после того как Молдавия в 1944 году стала советской республикой в составе СССР, начинается советский период и в истории гагаузского этноса, значительно изменивший их уклад жизни, во многом сохраняемый и до сих пор.

Спасибо за прослушанную лекцию. Мне кажется это важно понимать к кому мы приехали в гости, на праздник весны Хедерлез.

Я и президент Игорь Додон

Уже на подъезде к Чадыр-Лунга, обогнав наш автобус, пролетел кортеж президента Республики Молдова Игоря Додона. Президент также как и мы спешил на праздник к гагаузам.

Это был мой второй день в Молдавии, и вторая встреча с главой молдавского государства. Вчера мы были вместе на торжественном перезахоронении останков советских воинов на Шерпенском плацдарме, а сегодня вот здесь, у гагаузов.

Это свидетельство того, что я выбрал действительно важные события, проходящие в эти дни на молдавской земле, а также, что президент Додон ведёт очень активную общественную жизнь на фоне предстоящих парламентских выборов.

Большая часть моих сегодняшних попутчиков очень одобрительно высказывались о своём президенте, а на самом празднике ему был оказан, как мне показалось, неподдельно тёплый приём.

5
К гагаузам, на праздник Хедерлез!
4
К гагаузам, на праздник Хедерлез!

Однако, позже, я становился свидетелем совершенно иного отношения к президенту Молдовы, мягко говоря, недружественного.

Знаете, я не случайно завёл этот разговор, причём именно в Гагаузии. Мне показалось, что современное молдавское общество (без учёта проживающих на территории ПМР) разделилось примерно пополам.

Одна часть граждан Молдовы чётко ориентирована, не просто на Европу, а конкретно на Румынию. Многие из них имеют румынские паспорта, постоянно там бывают по каким-то своим делам, немалая часть из них работает или учится в Румынии. Они считают, что вхождение Молдовы в состав Румынии, это неизбежный шаг, исправление исторической несправедливости от 1812 года, выступают за объединение румынских и молдавских народов, имеющих общий язык и культуру. Резон в этих рассуждениях, наверное, есть, если бы не мнение другой половины граждан Молдовы — русских, украинцев, болгар, членов смешанных семей, частично молдаван, и, конечно, гагаузов — которые не против европейской интеграции, но в рамках независимого государства, с параллельной активной интеграцией с Россией и ЕАЭС.

Как известно, данное противостояние наблюдается не только на уровне разговоров обычных обывателей, но и в открытом конфликте ветвей государственной власти Республики Молдовы. Правительство Молдовы и парламентское большинство демонстративно выступают за интеграцию с так называемым Западом, но часто не в молдавских интересах, а исключительно против России.

Самый яркий пример, недавняя высылка российских дипломатов после известного дела Скрипалей. Не входящая в ЕС Молдова, принимает решение о высылке трёх российских дипломатов, а соседняя Румыния, входящая в ЕС, только одного, при этом население Румынии примерно 21 миллион, а в Молдове нет и трёх.

Понятно, что Россия не может не реагировать на такую политику молдавского правительства, закрыв свой рынок для самых значимых молдавских товаров.

Но есть президент Игорь Додон, победивший на выборах около года назад, которого считают пророссийским политиком. На самом деле, как мне кажется, он промолдавский политик, стоящий на позиции независимости Молдовы, улучшения отношения с Российской Федерацией, но не отказывающийся от европейской интеграции.

9
К гагаузам, на праздник Хедерлез!
2
К гагаузам, на праздник Хедерлез!

В конце этого года в Молдове будут парламентские выборы, на которых партия социалистов Игоря Додона рассчитывает получить максимум голосов и иметь определяющее слово в формировании правительства. Очевидно, именно этим и объясняется такая активность молдавского президента.

Что касается Гагаузии, то некоторое время назад в этой автономии прошел референдум, на котором определялись с выбором экономического пути: ЕС или ЕАЭС. Так вот большинство гагаузов (более 90%) отдали предпочтение именно ЕАЭС. Кстати, российские санкции на товары из Гагаузской автономии не распространяются, но при этом и европейцы активно инвестируют в экономику Гагаузии.

Получилось так, что участие в празднике Хедерлез стало для меня поводом для лекции по этногенезу гагаузского народа и текущей политинформации. Раз такое дело, продолжу ещё в том же духе.

На празднике присутствовала и Башкан Гагаузской Автономии Ирина Влах, как я понял, весьма уважаемый в регионе руководитель.

8
К гагаузам, на праздник Хедерлез!

С получением гагаузами автономии дело происходило следующим образом. В 1988 году активисты из числа гагаузской интеллигенции создали движение «Гагауз Халкы» («Гагаузский народ»). В 1989 году движение «Гагауз Халкы» провело свой первый съезд, где было принято решение о создании гагаузской автономии на юге Молдовы со столицей в городе Комрат, но правительство Молдовы аннулировало декларацию.

К вопросу вернулись в 1989 году, когда румынский язык был принят как государственный язык в Молдове. С этого начался конфликт в Приднестровье, многонациональное население юга Молдавии также отнеслось к этому решению максимально негативно. Население региона приняло решение не повиноваться кишиневским властям и поддержать стремление гагаузского народа к независимости.

Ситуация решилась только в 1994 году, когда в декабре этого года парламент Республики Молдова принял закон об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери).

1
К гагаузам, на праздник Хедерлез!

В этом случае сторонам хватило мудрости решить конфликт мирным путём, чего, к сожалению, не получилось сделать в Приднестровье. Первым Башканом Гагаузии был выбран Георгий Табунщик, а в настоящее время главой региона является Ирина Влах, которую я имел счастье наблюдать на празднике Хедерлез.

3
К гагаузам, на праздник Хедерлез!

Праздничное настроение

Праздник был в самом разгаре. Народные умельцы старались привлечь внимание к своему творчеству и к своим работам. Как водится в таких случаях, была организована ярмарка — продажа народно-прикладных и аутентичных изделий, но не только.

2
К гагаузам, на праздник Хедерлез!
5
К гагаузам, на праздник Хедерлез!

Очень хорошая идея была организовать мастер-классы, например, по гончарному делу или прядению шерстяных нитей. Народ толпился и смотрел на процесс ремесла с большим удовольствием.

6
К гагаузам, на праздник Хедерлез!

Я тоже там потолкался некоторое время, но как-то незаметно для себя из ремесленной зоны оказался в гастрономической.

8
К гагаузам, на праздник Хедерлез!
6
К гагаузам, на праздник Хедерлез!
5
К гагаузам, на праздник Хедерлез!
5
К гагаузам, на праздник Хедерлез!

Там тоже были мастер-классы, но уже по приготовлению блюд гагаузской национальной кухни. Самое интересное то, что презентовала гагаузские блюда сама Ирина Влах, уверяя, что знает национальное кулинарное искусство не понаслышке, ведь с детства всё это готовила и продолжает готовить до сих пор.

5
К гагаузам, на праздник Хедерлез!

Поверим ей на слово.

Кулинарные мастер-классы предполагали и бесплатную дегустацию, но простым смертным (к категории которых был отнесён и я) трудно было поспеть за оберегаемыми охраной многочисленными представителями официальной делегации. Там только послов иностранных государств было не менее десяти, в том числе посол РФ (господина Мухаметшина, кстати, я тоже лицезрел второй раз подряд, за день до этого на Шерпенском плацдарме он тоже присутствовал).

Так что бесплатно отведать холодную каурму, булгур и брынзу, приготовленные по старинным народным рецептам мне не пришлось. Питался платно.

6
К гагаузам, на праздник Хедерлез!
3
К гагаузам, на праздник Хедерлез!
6
К гагаузам, на праздник Хедерлез!

Переходил от столика к столику, пока не начались скачки.

А конноспортивные состязания, как вы понимаете, были кульминацией всего этнографического фестиваля, зрелищем ярким и запоминающимся.

6
К гагаузам, на праздник Хедерлез!
8
К гагаузам, на праздник Хедерлез!
6
К гагаузам, на праздник Хедерлез!

Сначала был забег лошадей старшего возраста на 2400 метров. Потом двухлеток на 1600. Потом трёхлеток, четырёхлеток, показательные выступления, выгул кобыл с жеребятами, награждение.

3
К гагаузам, на праздник Хедерлез!
5
К гагаузам, на праздник Хедерлез!
4
К гагаузам, на праздник Хедерлез!
5
К гагаузам, на праздник Хедерлез!
7
К гагаузам, на праздник Хедерлез!

Вот такой мой отчёт о празднике, местами занудный (там, где была лекция по этногенезу), местами тревожный (в политинформации о текущей ситуации), но в целом, надеюсь, праздничный.

Следующий рассказ также будет из Молдавии и про Молдавию, с темой ещё не определился, пусть будет для вас сюрпризом.

6
К гагаузам, на праздник Хедерлез!
Комментарии