Турист Аксинья (bukva-ksi)
Аксинья
была 8 октября 2010 11:11

Италия Октябрь 2009

Перед поездкой в Италию я провела мини-путешествие по Интернету, заранее узнавая, что меня может ждать в этой стране. И о своем туроператоре (фирма «Данко»), и о самой стране прочла столько негатива, что в какой-то момент чуть не променяла Рим-Флоренцию-Венецию на старую добрую Турцию. И какое все-таки счастье, что инстинкт самосохранения оказался слабее желания увидеть в реальности то, что до этого разглядывала только на  страницах учебников по истории и культурологии! Не буду рассыпаться банальностями по поводу красоты и великолепия Италии: эмоции и ощущения переводимы в слова. Лучше поделюсь полезными советами, нажитыми на собственном опыте.

Дело было в Италии (инструкция по стране)

Правда, прежде чем читать мою статью дальше, определитесь, зачем вы собираетесь в Италию. Ни о пляжном отдыхе, ни о шоппинге, ни о развлечениях я рассказать не смогу, потому что ездила за культурно-духовными ценностями. И чтобы их получение не было омрачено решением бытовых вопросов, полезно знать несколько моментов.

Виза. Шенген сюда дают чуть ли не легче всего. Даже такой категории граждан (обычно аутсайдеров туризма), как молодые, незамужние, бездетные, красивые девушки (проверено на себе – и не считайте это саморекламой). Но если вы едете первый раз и у вас незапятнанный штампами загранпаспорт, то лучше обращаться в турфирму. «Данко», через который я и ездила, считается одним из лидеров по организации туров в Италию, поэтому отказов через них, насколько мне известно, практически не бывает. Если справка с места работы не впечатляющая, то будет достаточно распечатки с внушительной суммой на банковской карте.

Туры. Бывают индивидуальные и групповые, стихийные и организованные и ещё Бог знает какие. Все зависит от вашего опыта. Но с индивидуальными бывает больше накладок, потому что с семейной/дружеской парой или гордым единоличником экскурсовод и представитель турфирмы будет возиться гораздо меньше, чем с толпой из 52 человек. Если вы едете в составе большой командой, то ни с трансферами, ни с экскурсиями накладок не будет. Кстати, экскурсии, включенные в тур, стоят дешевле, чем если покупать их на месте или ехать в какой-то город самостоятельно. Единственный минус группы в том, что вы едете с русскими, а не с японцами, к примеру. Сограждане могут пить, дебоширить, хамить, демонстрировать узость интеллекта и оправдывать все самые грустные байки о нашем народе.

Дело было в Италии (инструкция по стране)

Рим, Венеция, Флоренция, Милан, Сан-Марино: все сразу или по отдельности? Одного экскурсионного дня, во время которого вы гораздо больше времени проведете в автобусе, чем в каком-то городе, слишком мало. Козьма Прутков был прав: ну никак нельзя объять необъятное.  Если вы едете «для галочки», то, конечно, в Венеции вам будет более чем достаточно посещения собора Сан Марко, моста Риальто (а заодно и вида на Большой Канал), дворца Дожей и катания на гондолах. Но дух и вкус города не понять. Нужно хотя бы три дня. А лучше – неделя. Во всяком случае, я в следующий раз поступлю именно так. :)))

Язык. Итальянский. Найти человека, говорящего на английском, большое счастье. В тех местах, куда вас будет заводить гид, все будут говорить по-русски, но и заплатить за взаимопонимание придется дороже. Исключение – Сан-Марино. Но о нем – отдельной строкой. Поэтому выучите заранее все фразы из разговорника, они пригодятся.

Гостиницы. «Тройки» бывают разные. Я была в той, которая больше походила на «четверку», а вот кто-то жаловался на падающую с потолка штукатурку. В общем, здесь надо уметь закрывать глаза на мелкие неудобства, в конце концов, в номере вы только ночуете. Комнату поменяют за 20 евро, сейф на неделю можно арендовать за 5 евро, кофе/чай в баре отеля будет стоить дешевле, чем в ресторане (порядка 1-2 евро), а вот воду лучше покупать в магазине (вместо 1 евро за 0,5 литра заплатите порядка 60 центов за двухлитровую бутылку минералки).

Еда. Обычно берут проживание с включенным завтраком (а если вы захотите поселение ещё и с ужином, то рискуете пропускать вечерние трапезы из-за экскурсий). У нас, к счастью, завтрак был организован по принципу шведского стола. Но через неделю никто уже не мог смотреть на круассаны без содрогания. Нам предлагали все варианты напитков, колбаску (ах, какой незабываемой была та, в которой водились кружочки оливок!), булочки, масло (настоящее, не то, что у нас), мюсли, пироги (это явно не их конек). А вот второй завтрак, обед, снэк, ужин и поздний ужин (люди, жившие по системе «все включено», меня поймут) приходилось искать за свой счет. И тут лучший вариант – не есть вовсе. На сэкономленные от обедов-ужинов деньги можно сделать себе подарок перед отъездом (а ещё и похудание в качестве бонуса!).

Дело было в Италии (инструкция по стране)

Поскольку во время экскурсий у вас реально не будет времени на еду, то желательно брать с собой «в поход» пол-литровую бутылку воды и сухофрукты, орехи или печенье. Чтобы ночью не слушать пение желудка, некоторые люди в нашей группе запасались супами в пакетиках и кипятильниками. Это хороший выход, но нужно учесть, что пользование в номерах электроприборами запрещено.

Национальная кухня. Заранее узнайте, что значат названия тех или иных блюд, чтобы не биться головой об меню в поисках разгадки, что кроется за красивым словом.

Антипаста. Хотя название звучит не лучше, чем антиглобалист или антихрист (и кажется чем-то противоположным и конфликтным пасте), но на самом деле это легкие салаты и закуски из свежих овощей, кото­рые приправляют или не приправляют различными соусами, а также марино­ванные перцы, анчоусы, артишоки, потрясающие колбасы и ветчины. В общем, их подают перед едой, но никак не вместо.

Панцанелла. Салат из овощей и хлеба. Думаю, из описания все узнали салат «Цезарь».

Минестре (минестроне). Густой овощной суп, в который добавляют сушеную или/и стручковую фасоль, макароны или рис. Из овощей принято обязательно использовать стеблевой сельдерей, фасоль, морковь и помидоры.

Паста. Она же «макароны». Бывает разных видов, читайте о них ниже.

Каннеллони. Вид пасты в форме полых трубочек довольно большого диаметра (1 см), которые заполняются различными начинками. Большой популярностью пользуется начинка из шпината, мясного, грибного или овощного фарша. Для пикантного вкуса в соус для каннеллони часто добавляют тертый сыр Пармезан.

Феттучине. Длинные плоские ленты яичной лапши, подаются с различными соусами.

Ригатони. Короткие макароны, которые напоминают «рожки», только не изогнутые, а прямые и из более тонкого теста. Их особенность состоит в том, что при варке они становятся вдвое длиннее и втрое шире, причем при этом нисколько не развариваются и не теряют формы, оставаясь в то же время не размяклыми, а нежными, но достаточно упругими по консистенции.

Лазанья. Макаронная слоеная запеканка. Обычно процесс длится два дня, в первый делают "суго" (например, помидорный соус с мясом) и соус бешамель. Во второй день - тесто и сборку лазаньи. Это тот случай, когда лучше попробовать, чем заморачиваться на кухне.

Равиоли. Небольшие пельмени с овощной, грибной, сырной или мясной начинкой. Или не пельмени, а вареники. :)))

Фриттата. Итальянский вариант чего-то среднего между омлетом с начинкой и запеканкой с овощами или любыми продуктами.

Ризотто. Распространенное блюдо из риса. Используется круглый богатый крахмалом рис, который, в зависимости от региона, предварительно обжаривают на оливковом или сливочном масле. После в рис доливают бульон (мясной, овощной) из расчета 1 литр на 1 стакан риса, и тушат при постоянном помешивании. Потом прибавляют желаемый наполнитель - мясо, морепродукты, грибы, овощи или фрукты. Получается каша-размазня или рисовый суп, из которого выкипела вода. Лично мне нравится. Приготовить легко и в домашних условиях.

Полента. Кукурузная каша с острым тертым сыром и соусами.

Капоната. Сицилийское блюдо из баклажанов, помидоров, оливок и каперсов. В некоторых районах Сицилии капонату принято перетирать в однородную массу и подавать как пасту на поджаренном хлебе.

Фокачча. Дрожжевой хлеб без каких-либо начинок на поверхности (топингов) или с начинками. Предшественница пиццы.

Пицца. В общем, это уже не блюдо, а бренд. Скажу только, что брать надо одну на двоих. И то не вариант, что осилите. В среднем стоит от 5 до 12 евро.

Ньокки. Небольшие круглые или овальные клецки, которые отваривают или запекают. В качестве основного ингредиента часто используют картофель, шпинат, тыкву, риккоту, реже хлеб и кукурузную муку. Клецки, они и в Италии клецки.

Граппа. Алкогольный напиток, крепостью 40-50% об., изготавливающийся с помощью перегонки отжима из косточек, стеблей и остатков винограда. Продается в красивых бутылках, вкус мне неизвестен, но, думаю, водки вам должно и на Родине хватить.

Тирамису. Холодный десерт из хрустящего воздушного печенья с прослойками нежного сырного крема маскарпоне. Наши рестораны давно освоили производство этого недо-торта.

Бискотти. Рождественские печенья. Обычно вначале выпекают длинные поленца, потом нарезают по диагонали ломтиками и выпекают второй раз. В тесто, помимо орехов или цедры, добавляют шоколад, перец и пряности.

Дело было в Италии (инструкция по стране)

Кростата. Пирог из песочного теста с различными начинками - фруктовыми, ореховыми, шоколадными, творожными, сырными и овощными. Может быть открытый, а может и с крышкой и решеткой из полосок теста. Особой оригинальностью не блещет.

Панна кота. Нежнейший десерт из сливок и желатина. В качестве добавок в панна котту идут кусочки фруктов, ягоды, карамельный или фруктово-ягодный соус. Готовый десерт оставляют в креманках или переворачивают горкой на тарелку, украшая ягодами и соусом.

Латте макьятто. Огроменный стакан вспененного молока, в который добавляется несколько капель, т.е. ложек кофе. Мне и этого было достаточно, чтобы не спать всю ночь. Вкусно до невозможности! Стоит 1-2 евро в зависимости от наглости бармена.

Мороженое. Обязательно к употреблению! Запомните: настоящее мороженое из банана розового цвета. Не верите – смешайте дома банан с молоком. :))

Полиция. Доброжелательна. Но за нарушения с вас возьмут штраф, как и с любого смертного. Путешествуя по городам, оставляйте загранпаспорт в сейфе, а с собой носите ксерокопию. Хотя при хорошем поведении она вам не понадобится.

Криминальная Италия. Если вы не будете открывать рот одновременно с сумкой, то не прозеваете свой кошелек. Риск быть ограбленным одинаково велик в любой толпе: хоть в Москве, хоть во Флоренции. Сумки прямо из рук никто не выдергивает. Но если видите цыганку, насторожитесь. Она ничего не утащит, но рядом бегают ее дети, которых даже полиция ругать не будет за то, что они случайно залезли в ваши карманы. Днем по любой улице можно ходить в одиночестве и совершенно за себя не опасаться. Хотя, если вы привлекательная девушка/женщина, то надо брать в расчет итальянских мужчин.

Мужчины. Рядом с итальянцами турки, тунисцы, кавказцы и прочие якобы горячие парни кажутся скромными детьми. Если вы идете вдоль проезжей части (и выглядите хотя бы капельку лучше, чем «Мисс Огородное пугало»), то вам вслед будут свистеть, кричать «ке бэлла рагацци» (что значит не «кобыла рогатая», а «какая красивая девушка!»). Если вы нечаянно одарите мужчину улыбкой, он выскочит из автомобиля, на ломанном эсперанто (т.е. английском) он будет с вами знакомиться, предлагать роль индивидуального гида, просить телефон, приглашать в свой автомобиль и звать в кафе. Как вы помните, с незнакомыми мужчинами садиться в машину нельзя, случаются несчастные случаи. В кафе сходить можно, но платить за себя придется самой, в Европе мужская благотворительность не развита. И после вашего твердого отказа итальянский мужчина печально вернется в свой авто, но будет ещё минут 10 меееедленно ехать за вами, сигналить и что-то кричать на местом наречии. Если вы грезите замужеством за итальянцем, то обращайте внимание на мужчин «свадебного возраста» - 35-40 лет. Раньше этого периода молодые люди в брак не торопятся, потому что развод в Италии был разрешен недавно, да и то с палками в колесах: если у пары нет детей, то после подачи заявления на развод им дают ПОЛТОРА ГОДА на «подумать», если через это время супруги не помирились и  не сошлись характерами, их опять же полтора года разводят и потом ещё полтора года люди не имеют права создать новую семью. Короче, развод занимает 4,5 года. А если есть дети, то все то же самое, но циклы длятся по три года. И поэтому если в ваши планы не входит краткосрочный пылкий роман (хотя кому как повезет) или вы не любите дразнить быков, то вам необходимо замаскироваться и слиться с местным населением. К своим – итальянкам – мужчины пристают реже.

Одежда. Радость №1 – итальянки красятся. Радость №2 – они одеваются стильно. На этом, увы, хорошие новости заканчиваются. Сейчас в моде фиолетовый (сезон осень-зима 2009), а он, как известно, идет не всем. Обувь на каблуках даже не стоит брать – ее там не носят. Не столько по причине феминизма, сколько из-за брусчатки. Застрявший между камнями каблук придется долго вывинчивать. Среднестатистическая итальянская девушка выглядит так: синие джинсы (классические или зауженные), верх любое (но обычно неброские вещи), плащ, маленькая сумочка (очень похожая на такие, какие у нас носят парни), перекинутая наискось через плечо и балетки  (мокасины, реже кроссовки). И самая важная деталь туалета – шарф или косынка, повязанная на шее. Короче, на вас может быть все, что угодно, но только элегантный нашейный платок (и умение вязать из него узлы макраме) сделают вас почти итальянкой. Кстати, их итальянские мужчины носят точно такие же шарфы, косынки или платки. Так что смело можешь затягивать шарф потуже на шее любимого, пусть тоже будет красивым.

Деньги. При въезде в страну вы должны иметь деньги из расчета 50 евро в день и не менее 280 евро. За неделю в Италии при крайне скромных обязательных расходах (на дополнительные экскурсии, музеи, водное такси в Италии, еду) вы потратите около 100 евро на одного человека. Остальное – особенности вашего потребления и таланта тратить все, что нажито непосильным трудом. Если вы делаете в магазине покупку на сумму от 150 евро, то просите Tax Free – это такая бумажка, позволяющая в аэропорту вернуть часть потраченной суммы (поскольку вы не являетесь налогоплательщиком Италии, то вам вернут как раз включенный в стоимость НДС). Если вы повезете с собой рубли, то там их будут менять по курсу 1 евро за 55 рублей. Подумайте, надо ли вам это.

Дело было в Италии (инструкция по стране)

Сувениры. Если дома родственники от вас ждут подарков, как голодные птенцы пищи, то, заклинаю вас, не дарите им магниты на холодильник!!! Более тупого, безвкусного, некрасивого и банального подарка не существует! Кроме того, вещи с надписью «Made in China» можно найти и у нас (а именно там произведены все магниты). Конечно, если вы захотите подойти к процессу подбора сувениров творчески, то это потребует больших затрат что времени, что денег. Но зато человек будет вам благодарен за внимание, качественную вещь и за то, что вы не принесли в его дом очередной мусор, который только пыль собирает, а выбросить, как обычно, жалко.

Итак, что привезти:

Украшения из мозаики или крестики из Ватикана.

Муранское стекло из Венеции. Украшения будут стоит от 7 до 30 евро. Посуда (если это не подделка) не бьется, при разном освещении меняет цвет.

Маски – опять же из Венеции. Массовый продукт для туристов – из пластика или чего-то очень похожего на пенопласт – будет стоить от 5 до 30 евро. Настоящие маски делают из папье-маше, внимательно изучите изнанку и бока – вы должны видеть, что это хорошо просушенная и покрытая лаком клееная бумага. Ручки (если маска на ручке) должны быть деревянные, а не пластмассовые. В зависимости от размера стоимость будет составлять 35-100 евро (но надо ориентироваться не на цену, подделки тоже могут так стоить, если у вас на лице написано «лох»).

Венецианское кружево – место его приобретения уточнять не буду. Закладка для книги стоит 7 евро. Но она того стоит! Если вы хотите подарить кому-нибудь постельное белье, то фабричный итальянский товар водится и в России. А вот белый домотканый набор с вышивкой или кружевом, такой, какой получали в приданое итальянские девушки, вы найдете только здесь. Комплекты аккуратными рядами лежат на деревянных полочках, а в дверных проемах стоят пожилые колоритные женщины. Ах, какие сны будут на таком белье! И чуть не забыла, кружевной белый зонтик – ещё одно хорошее приобретение.

Буратины. Смотрятся неординарно. Хороший подарок холостым парням, вручается со словами «Дарю тебе сына». Кстати, хороши также любые поделки из дерева.

Писчие принадлежности. Во всех итальянских городах вы найдете лавочки, которые испокон веков занимаются изготовлением бумаги, ежедневников, конвертов и т.д. Пока вы изучаете полки, хозяйка магазина не отрывается от работы: наклеивают напечатанную на домашнем станке бумагу на стакан под карандаши. Вы можете купить бумагу с вашими инициалами: хлопковую или рисовую, тонкую или грубую, перевязанную грубой веревкой. А к ней – конверты с видами Рима или Венеции. И потом уже не сможете остановиться: бумага потребует настоящее перо (ручка которого, кстати, будет из муранского стекла) и чернила (угадали, из чего чернильница?). И в завершении вы возьмете штамп и сургуч, чтобы ставить сургучную печать в виде скрипичного ключа или чего-нибудь ещё. Поэтому лучше берите ежедневник за 10-50 евро и бегите, пока не скупили всю лавку.

Любой другой хэнд-мейд – свечи, мыло, фартуки и прочее, что будет изготовлено на ваших глазах (а вы ещё успеете записать процесс на камеру).

Антикварные вещицы. Узнайте у гида, где обычно располагается «блошиный рынок», на нем вы найдете массу занимательных предметов, которые просто порадуют глаз, если вы не решитесь их покупать. Приобретите на память хотя бы одну открытку 1905-1910 года, а комплект можно будет в рамочках красиво развесить по стене в качестве декора.

Конфеты. Можно изготовленные вручную, можно – фабричные. Одинаково хороши. Если в Сан-Марино (я не забыла, что обещала рассказать об этом государстве) вы купите пакет конфет за 2,5 евро, то в дьюти фри в аэропорту Римини он вам обойдется 9 евро (остерегайтесь дьюти фри).

Изделия из кожи. Обувь, сумки, кошельки, дубленки обойдутся в сравнительно (с Россией) смехотворные суммы.

Оружие. Ножи, арбалеты, кинжалы, катаны (я знаю, что к Италии они не имеют никакого отношения), пистолеты и автоматы легко найти в Сан-Марино. Вывезти из Италии вы их сможете, а вот ввезти в Россию… Проконсультируйтесь заранее. Очень красивые кортики, думаю, станут воплощением мечты практически любого мужчины.

Модели автомобилей (особенно Ferrari). Порадуют не только детей, больших детей (т.е. мужчин), но даже женщин. Особенно если дарить в красивой коробочке и с пожеланием, чтобы вскорости эта модель автомобиля выросла до реальных размеров.

Фарфоровые куклы. Это великолепный подарок для девочек всех возрастов. Красивая, но поточная штамповка стоит 8-10 евро, а вот качественные, коллекционные игрушки от 35-40 евро.

Вино. Его делают везде, стоит от 10 евро. Хороший букет и послевкусие (провозить только в багаже, а не в ручной клади!).

Солнцезащитные очки. Фирменные могут стоить от 15 евро.

Сан-Марино. Вот он, город и государство, который так часто фигурировал в моих рассказах. Почитать о нем более подробно (и посмотреть картинки) можно в Википедии. Сан-Марино является беспошлинной зоной с очень низким уровнем налогообложения, поэтому купить здесь товары можно практически задаром. Из Римини в Сан-Марино ходит автобус (билет туда-обратно стоит 7,5 евро). Неторопливый шопинг (с минимальным риском быть ограбленной, сбитой машиной или задавленной толпой туристов) вы прекрасно совместите с прогулкой по самому старому государству Европы. Горный воздух, шикарные панорамные виды, замки на вершине горы, мощеные огромным булыжниками дороги (а не брусчаткой) сделают прогулку незабываемой. Здесь кормят недорого и вкусно, а население чуть ли не поголовно владеет русским языком. Скорее всгео, вам захочется здесь остаться или хотя бы купить дачку на склоне.

Дело было в Италии (инструкция по стране)

В общем, я  благодарна туроператору «Данко» за прекрасную возможность увидеть Италию и столько всего узнать за 7 дней! Обязательно поеду ещё. И ещё. И ещё)))))))))

Текст и фото Аксиньи Дорониной. Перепечатка с письменного разрешения автора.