Турист Андрей Муравьев (AMour)
Андрей Муравьев
был 17 февраля 2021 16:55

Болгар, Казань, Свияжск — Россия Май 2018
Вот таким Свияжск был когда-то.

— Слушай! Как здесь красиво и хорошо! Надо бы приехать сюда, например, в мае, отдохнуть, помедитировать, поснимать и отвлечься от Московских будней!

— Не вопрос, давай так и сделаем, тем более хорошая гостиница здесь есть.

Примерно так мы рассуждали во время нашего новогоднего посещения Свияжска. Заранее забронировав гостиницу — Дом купца Каменева, в апреле стали готовиться к путешествию. Время шло своим чередом, весна начала вступать в свои права и уже очень хотелось увидеть Свияжск в весеннем обрамлении. Самый конец апреля. В Москве, можно сказать, начинает набирать обороты настоящая весна: уже прогремели первые грозы, лопаются почки на деревьях и вылезают свежие стебли травы. А здесь под Казанью весна не решается вступить в свои права: тут и там островки нерастаявшего снега, о свежей траве и листиках не может быть и речи, всё, что есть — это пожухлые остатки прошлогоднего травяного буйства.

Целый день провели в дороге: проехали Московскую, Владимирскую, Нижегородскую области, Чувашию и, наконец, Татарскую Республику. Невдалеке от Дзержинска позволили себе немного передохнуть на берегу ещё не совсем проснувшейся речки Сеймы, среди сосен на жёлтом песке берега.

Пляж на речке Сейма
На речке Сейма

Дороги на всём протяжении нашего пути были хорошего качества за исключением объездной дороги вокруг Нижнего Новгорода. Зимой мы тоже ехали здесь, https://www.tourister.ru/responses/id_21979 но зимняя погода несколько скрывала состояние пути. А сейчас впечатление такое, что в этом районе проходили боестолкновения вражеских армий с применением артиллерии и авиации. Колдобина на колдобине и колдобиной погоняет. Поражает, что на такой дороге стоят автобусные остановки, значит, здесь ходят рейсовые автобусы! Неужели руководству области всё равно, по каким дорогам ездят у них люди?

И неужели нет возможности привести в нормальное состояние не такой уж протяжённый участок дороги? А движение здесь довольно интенсивное. В обе стороны движутся легковушки, грузовики, объезжающие столицу нижегородской области. Но вот все путевые происшествия и впечатления позади, апрельский день на исходе, уже темнеет, и мы сворачиваем на дорогу, ведущую по дамбе на остров Свияжск.

Вот таким мы увидели остров при нашем новом его посещении

Свияжск: повторение пройденного

Благополучно добравшись до острова, припарковались у Дома купца Каменева под лунным светом. В тот вечер фонари на острове почему-то повсеместно не горели. Вышли на высокий берег полюбоваться рекой Свиягой, переливающейся в лунном свете, как Днепр на картине Куинджи. Радость переполняла нас. Просто красота!

В гостинице нас приняла горничная, которая осуществляла в своё дежурство все функции работников отеля. Вообще, в этой гостинице работают очень радушные люди. Они готовы исполнить все ваши желания, стараясь обеспечить вам комфортное проживание. Отель оказался очень уютным с интересно оформленным интерьером. По стенам развешаны фотографии, показывающие как выглядел Свияжск и сам Дом до начала масштабных работ на острове.

Интерьеры Дома купца Каменева

Единственный вопрос, вызывающий недоумение: отель предоставляет только завтраки, оплачивающиеся дополнительно, но они отличаются однообразием и крайней скудностью. Благо, на острове имеются заведения общепита, где можно позавтракать и пообедать. Правда, они ориентированы на приезжающих в составе экскурсий туристов и закрываются довольно рано, в 18–19 часов.

На следующее утро нас разбудили солнышко в окне и гомон ранних туристов, приехавших на остров на автобусе. Позавтракав, вместе с подъехавшими немного позднее приятелями, совершили обзорный обход острова. Начать решили с осмотра экспозиции Музея истории Свияжска. Музею я надеюсь посвятить отдельный материал, хочу лишь отметить, что создалось впечатление, что вмузей, как и в Свияжск в целом были вложены серьёзные деньги и музей создавался квалифицированными и любящими своё дело людьми. В экспозиции можно найти то, что будет интересно как взрослым, так и детям. Меня, например, очень впечатлил макет старого Свияжска под стеклом.

После музея мы прошли в неподалёку расположенный (хотя на острове все объекты недалеко — Свияжск-то маленький!) Свято-Успенский мужской монастырь.

Успенский монастырь

Основанный в 1555 году, он стал миссионером православия Среднего Поволжья. В первые годы после основания монастыря у монахов была неспокойная жизнь. Разбитые под Казанью татары рассеялись по округе и, объединяясь в шайки, совершали набеги на окрестные сёла. Не раз приходилось и насельникам обители, прервав молитву, браться за оружие.

Свияжский монастырь обладал типографией, в которой начали печатать богослужебные книги раньше, чем это стал делать в Москве первопечатник Иван Фёдоров. Их продукция во множестве расходилась по стране. Когда в 1764 году в Российской империи была проведена монастырская реформа, то Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь был причислен к первому классу, который считался высшим.

Успенский собор монастыря знаменит своими старинными фресками времён Ивана Грозного. Такого рода фрески раритетны и имеются ещё только в одном месте — в соборе на территории Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. Есть предположение, что на одной из фресок имеется прижизненное изображение Ивана Грозного.

Помимо своей исторической и художественной ценности фрески собора имеют и одну характерную, присущую только им особенность: на западной стене, там, где принято изображать ад со всеми его атрибутами, в Успенском соборе написаны сцены рая, что само по себе создаёт позитивное настроение у зрителя. К сожалению, в собор мы не попали и довольствовались прогулкой по монастырю. Кстати, в этот приезд в Свияжск развеялась легенда про памятник Иуде на острове, о которой я писал в новогоднем материале о Казани. Возникла она на почве идеологической борьбы белых и красных во время Гражданской войны. Одним из командующих красными войсками в районе Казани был предводитель латышских стрелков Ян Юдин

(Янис Юдиньш). 12 августа (т. е. как раз примерно в это время предполагалась установка Троцким памятника) он погиб, будучи смертельно ранен. Его похороны производились сбольшими почестями в Свияжске (в это же время там находился Лев Троцкий). На могиле Яна был поставлен памятник. Возможно, на созвучии имён Юдина и Иуды сыграли тогдашние идеологи белого движения, чтобы опорочить руководителей красных.

Янис Юдиньш (Фото из Интернета)

После осмотра монастыря мы прогулялись по набережной острова от дамбы до Речного

вокзала Свияжска.

Набережная Свияжска
Свияжск: повторение пройденного

Речной вокзал был закрыт: то ли из-за невостребованности, так как теперь туристы приезжают на остров через дамбу посуху, то ли потому что туристические суда ещё не ходили. Здесь, рядом с Речным вокзалом находится ещё одна достопримечательность, связанная с рекой: это точная копия деревянного ботика, на котором весной 1798 года император Павел I совершил путешествие по Волге из Свияжска в Казань, чтобы провести осмотр воинских частей. Лодка с двенадцатью парами весел была построена казанским Адмиралтейством специально для царя. Идею воссоздания ботика предложил Игорь Левитин в то время, когда он занимал пост министра транспорта Российской Федерации.

У местных жителей на острове жизнь течёт в спокойном русле. Они никуда не торопятся, не обращают на туристов никакого внимания.

Свияжск: повторение пройденного

На следующий день 1 мая на острове отмечалось начало туристического сезона. По этому поводу состоялся концерт и праздничные гуляния, а мы поехали в Великий Булгар. По пути проезжали татарские местечки и деревеньки. Крестьяне занимались посевной и повседневными заботами. Над нами пролетали большие стаи перелётных уток, возвращающиеся из Египта на свои родные водоёмы.

Сегодня это едва ли не единственное место, где сохранились постройки времён Золотой Орды. Дело в том, что, благодаря своему расположению, город не утратил своей значимости и в то время, когда Волжскую Булгарию (а именно это государство располагалось на территории нынешнего Татарстана в X–XIII веках) захватили татаро-монголы. Булгар к тому времени был важным торговым узлом на Великом шёлковом пути. Кстати, это было одним из пунктов, по которому относящиеся к городу памятники были включены в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Упадок Булгара связан с действиями русских войск, которые разрушили город в 1431 году во время похода на волжских булгар. Затем, во времена Российской Империи, неподалёку был основан уездный город Спасск, а на самом городище возникла монашеская обитель.

Тем не менее, многие памятники дошли до наших дней, и сегодня то, что осталось от древнего Булгара, имеет статус музея-заповедника. Ну, а официально Булгаром называется тот самый бывший Спасск, который в советское время носил имя Куйбышев. В 2010 году по инициативе президента Татарстана Ментимера Шаймиева в городе была заложена одна из красивейших мечетей республики — Белая.

Белая мечеть

Вблизи от Белой мечети находится туристический комплекс с рестораном, музеем хлеба, усадьбой мельника, кафе и сувенирными магазинами.

Музей хлеба

Проехав на автомобиле немного дальше, оказались на территории древнего городища Волжской Булгарии.

Свияжск: повторение пройденного

На территорию городища въезд на автомобиле запрещён. Здесь курсируют электромобили, билет на которые продают по 30 рублей. Они проезжают практически по всей территории комплекса. Даже сейчас, когда город почти разрушен и присыпан землёй, он поражает остатками своего величия, диковиной архитектурой, сотнями загадок и таинственных археологических находок.

Когда-то Булгар славился красотой на весь мир. Город украшали 147 минаретов, Ханский дворец, гостевые бани, библиотеки. Русские называли Булгар «подрайным местом», завидовали повальной грамотности булгар и тому, что «все они в сапогах». Уровень жизни горожан действительно был потрясающим. Почти тысячу лет назад в пятиэтажных жилых домах уже была проведена керамическая канализация, водопровод и центральное отопление. Ремесленники пользовались токарными станками, умели делать стекло и чугун, а купцы вели оживлённую торговлю с Русью, народами Прибалтики, Скандинавии, Византии, Далмации, Хорезма и Ирана, Китая и Индии.

Когда Булгар был захвачен ордами кочевников и включён в состав Улуса Джучи Великой Монгольской Империи, сюда за ярлыками на правление приходили русские, армянские и другие князья завоёванных монголами стран. Город поражал гостей пышностью дворцов и минаретов, огромным населением в 40 тысяч жителей и небывалым процветанием торговли, ремёсел, культуры. Возможно, эти поездки за ярлыками к монголам в Булгар и стали причиной переноса понятия «татары» не только на ордынцев, но и на всех обитателей Булгарии.

Здесь уцелели палаты, мавзолеи и минареты XIII–XV веков, которые можно осмотреть и снаружи и внутри, подняться на смотровые площадки мечетей, полюбоваться на панораму Волги и услышать удивительные истории и легенды древнего города.

Музей ислама

Самая красивая из них рассказывает о «несгораемой царевне», дочери последнего булгарского хана Абдуллаха. Когда Тамерлан, захватив Булгар, велел обложить деревом и поджечь Судную Палату, где укрылись ханская семья, девушка чудесным образом осталась живой и невредимой. А её красота навсегда покорила Великого Завоевателя Востока…

Одной из целей нашего вояжа в Древний Булгар было посмотреть на самый большой в мире печатный Коран, находящийся в музее ислама. Про Каран нам рассказала горничная нашего отеля. Порекомендовала однозначно, как mustsee, возможно, потому что сама мусульманка. Однако, в музее мы увидели только поясняющую табличку. Коран уехал на реконструкцию. Прокол, однако!

В общем, этот день прошёл у нас отлично. Напоследок, на обратном пути запечатлели мечеть, стоящую на берегу Волги у моста на дороге в Казань в Набережных Морквашах,

Мечеть в Набережных Морквашах

а также красивый закат на Свияге.

Закаты над Свиягой

Оставшиеся дни мы провели, гуляя по Казани. Прошли улицы Баумана и подаренную второй столицей Петербургскую, полюбовались Детским Театром кукол Экият, что означает «сказка, сказочный», вновь встретились с Татарской Слободой и, наконец, нашли Туган Авылым, что означает в переводе с татарского «Родная деревня» — такое собрание татарских интересностей в Казани, предназначенное специально для туристов. Немного прошлись по Татарской Слободе, некоторые дома, которые зимой были на реконструкции, теперь уже стоят, как новенькие.

Медресе

Девушка-продавщица в магазине сувениров любезно подсказала нам, как найти Татарскую Деревню - Туган Авылым. Наконец-то мы нашли её!

После мы подъехали к детскому театру кукол Экият. Здание театра очень красиво смотрится и заметно издалека. Над входом посетителей встречает симпатичный Маленький Принц из сказки Антуана де Сент-Экзюпери.

Перед входом в театр, в колоннаде мы посмотрели на репетицию какого-то детского танцевального коллектива. Ребята очень старались, следуя указаниям своего руководителя, танец у них был очень слаженный.

Свияжск: повторение пройденного

Посидели в ресторане Туган Авылым. Понравился как интерьер ресторана, так и работа персонала. Всё слажено, аккуратно, внимательно.

Свияжск: повторение пройденного

Вообще, в комплексе Туган Авылым можно найти музей или мастерскую на любой вкус. Мне, например, очень понравился музей «Мишкин дом», про который уже писали здесь на сайте, и мастерская народных промыслов, где «хозяйка» Елена с теплотой и душевно рассказала нам про мастеров по глине, майолике, художниках, валяльщиках обуви, мастерах, создающих тюбетейки и деревянные шкатулки на любой вкус. Также был очень интересен её рассказ про казанских котов-крысоловов, живущих сейчас в Зимнем Дворце в Петербурге и охраняющих его от грызунов. «Мишкин дом» — очень симпатичный музей про игрушечных мишек. Хотя он больше ориентирован на детей, как мне показалось. Я сам был в восторге от сценки чаепития Ёжика и Медвежонка из одного из моих любимых мультиков «Ёжик в тумане».

Туган Авалым
Свияжск: повторение пройденного

Напоследок немного прогулялись по Баумана в районе площади Габдуллы Тукая, а также по Петербуржской.

Перербургская улица

В последний день на острове у нас был день прощания: последний раз прошлись по Свияжску, посетили женский монастырь и Скорбященский собор в нём.

В Свияжске

Представитель кошачьих Свияжска

Порадовали местные котяры. Они там гуляют везде, вот и на крылечке Троицкой церкви удобно расположились и посапывали в своё удовольствие!

Свияжск: повторение пройденного

Да, помедитировать на острове в итоге не очень получилось. Наверное, для этого нужен более долгий срок. Но зато поближе познакомились с этим прекрасным местом на татарской земле, увидели много интересного и прекрасно провели время!