Турист Olga Korobkova (aga_olya)
Olga Korobkova
была 1 ноября 2022 10:32

Будапешт — Венгрия Март 2018

Наступили весенние каникулы, а значит пора собираться в дорогу. На этот раз маршрут усложнен: две страны, два города, перелет с одной ручной кладью плюс младенец. Зато мы выигрываем в количестве перелетов — их всего три, все рейсы без стыковок.

В этом году цены на авиаперелеты как-то заметно взметнулись ввысь, поэтому я очень долго перебирала варианты как и съездить куда-то, и не заплатить при этом как за три отпуска. В итоге нашла вполне дешевый рейс Вуелинга (испанского лоукостера) из Барселоны в Питер. Отлично, значит летим в Барселону. Но туда все рейсы запредельно дорогие, зато есть Wizz — венгерский лоукостер, который прекрасно летит в Будапешт и из Будапешта в Барселону. Прямых из Питера в Барселону у них нет, но раз так — почему бы не побывать в Будапеште? Уже купив два билета у Wizz, обнаруживаю, что Вуелинг предлагает мне заплатить за младенца в руках 100% билета, как за взрослого. И еще доплатить за коляску. Т. е. взрослый билет получается дешевле младенческого, который даже без места! Неожиданный поворот, но пути назад нет. Покупаю обратный рейс Аэрофлота с человеческими условиями в виде питания и багажа. В итоге получилось дешевле, чем две с половиной стоимости билета Вуелинга, который он у меня запросил.

Итак, маршрут составлен. Будапешт 5 дней, Барселона 8 дней.

Будапешт.

День 1. Прилетела. В аэропорту все довольно быстро, оттуда до центра автобус 100е — билет стоит 900 форинтов. Принимают только местную валюту, нужно разменивать в аэропорту (это примерно 3 евро, но в аэропорту около 4.5). Едет около получаса. Я на букинге забронировала отель I & M, он в самом центре, очень удачно расположен, но поначалу не очень легко найти вход. Это апартаменты в жилом здании, и нужно просто искать надпись I&M в списке звонков у подъезда. Вход в подъезд — первый после поворота с улицы Bajcsy-Zsilinszky út на Проспект Андраши. Хозяин невероятно заботливый, заранее звонил и писал, а по прилете спросил в ватсаппе приземлились ли мы. В комнате нас ждала ванночка для младенца и телевизор, включенный на мультиках, — эдакий комплимент от хозяина) А когда мы улетали — совершенно безвозмездно отвез нас с ребенком на машине в аэропорт. В 4 часа ночи специально приехал из дома! Зовут его Имра, и он говорит на всех языках по чуть-чуть, а жена его Марта — иногда приезжала с ним. Отсюда и название отеля. В квартире все есть, очень удобно жить и готовить. Комнаты маленькие, но мне было уютно. Только полы в общей зоне скрипучие, и от проезда поездов метро дом слегка подрагивает — сначала это странно, но потом привыкаешь и не чувствуешь.

Заселившись мы отправились гулять. Прошли весь проспект Андраши до Площади Героев и парка Варошлигет (где купальни Сечени). Проспект напоминает центр Питера, впрочем, весь центр Будапешта оставляет какое-то неуловимое ощущение чего-то до боли знакомого, какого-то дежа вю: вот эта вся смесь классической и советской архитектуры с развалинами, отсутствием дома в ряду, как отсутствием зуба во рту, и пустыми оконными проемами в зданиях, где сохранился лишь фасад, а за ним — целый квартал пустыря.

Площадь Героев (герои — это вожди семи племен, основавших Венгрию) вместе с Монументом Тысячелетия (Венгрии, конечно же) — это, между прочим, Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Справа от нее находится здание с очень красивым позолоченным и расписным фасадом — Художественный музей Мючарнок (по четвергам продленные часы работы- до 20:00)

монумент Тысячелетия

В парке Варошлигет — знаменитые купальни, они работают допоздна, но с детьми туда не пускают, даже на экскурсию (потому что для колясок не оборудованы проезды по лестницам, которых там, как мне сказали в кассе — много). Зато в этом же парке есть Замок Вайдахуняд 1896 года постройки, который вовсе не замок, а Сельскохозяйственный музей, а изначально он был сделан из… папье-маше! в качестве исторического павильона. В его конструкции, отражающей эволюцию венгерской архитектуры, можно заметить эклектическую смесь романского стиля, готики, ренессанса и барокко. специалисты по стилям наверняка с удовольствием разыскивают элементы каждого из стилей, а мне было просто красиво. Вечером музей, конечно же, закрыт, но я и не собиралась. Зато в ночи «замок» ярко подсвечивается и выглядит даже более привлекательно.

Замок Вайдахуняд - ныне Сельскохозяйственный музей

В этом же парке находится Колесо Времени, которое я очень хотела посмотреть, но сейчас там ведется какая-то стройка, и колесо скрыто за забором. Те, кто налегке, думаю, легко могут за него пробраться, но не я в этот раз.

На первый день хватит впечатлений — в магазин за продуктами и спать (разница во времени -2 часа сказывается). Кстати, я не нашла нормального сыра в нескольких магазинах — исключительно копченые попадались. Пришлось брать, что дают…

День 2. С утра бродила по районам Бельварош, Йожефварош и Дворцовому (где там дворцы?). Ну так, не очень впечатлилась, хотя есть красивые здания.

Каникулы Будапешт-Барселона. Часть 1. Холодный весенний Будапешт

Зашла на Центральный Рынок — попробовала пирожных, колбасок, мясо. Очень колоритное место. А пирожные на удивление дешевле чем где-либо еще.

Центральный Рынок

колбаски на центральном рынке

После обеда экскурсия в Парламент (покупала билет заранее через интернет) и в Оперу (билет на месте).

Парламент несомненно стоит посетить. Меня больше всего поразило несочетание внешнего стиля (неоготика) и внутреннего. Не знаю, что там за стиль, но внутри все деревянное, резное кудрявое, много деревянных скульптур, красного цвета, золота. В центральном купольном зале хранится корона Св. Иштвана или Штефана — символ венгерской государственности. Только в этом зале нельзя снимать, поэтому я запомнила только самое примечательное: что бриллиантами она не славится, и что крест на ней погнутый. Этому есть легенда-объяснение, которую вам непременно расскажут на экскурсии. Почему нет (или мало?) бриллиантов — не объясняли. После экскурсии можно спуститься в небольшой интерактивный музей в подвале, там тоже много интересных фактов. Мне понравились звезды, которые стояли в советские времена на шпилях Парламента.

Парламент

После парламента посидела в Парке Свободы, где отлично уживаются Рейган и советские освободители (которых еще не изгнали, как прочие скульптуры из советского прошлого). Очень тихое, спокойное место, огромные деревья, красивые барельефы на окрестных домах. Приятно там провести время.

Парк Свободы. Монумент советским Воинам-Освободителям.

Опера. Интересно. Очень много лестниц и нет лифтов. Увы, главный зрительный зал закрыт на реконструкцию ооочень надолго (не меньше нескольких лет), а стоимость билета не понизили. После экскурсии — мини-концерт: две арии в исполнении певца и певицы на главной лестнице.

Опера

Перед закатом прошлись по берегу Дуная в сторону Парламента. Сам берег укреплен, но к воде можно спуститься по лесенкам. А вот пешеходная дорожка вдоль реки — так себе: где-то гравий, где-то земля, где-то песок, местами асфальтированно.

музыкант на набережной Дуная

Мемориал «Туфли евреев» в память о жертвах Холокоста оставляет тягостное впечатление. Людей расстреливали, а ботинки оставляли на собственные нужды… Там даже есть детские ботиночки! А женские, кстати, почти все на каблуках, хотя какое было время тяжелое.

мемориал Туфли на набережной Дуная

мемориал "Туфли на набережной Дуная"

День 3. Ужасно холодный день, туман, сыро и промозгло. Я замерзла в пуховике. Сегодня день другой стороны реки — города Буды. С утра отправились в Королевский замок. Поднимались на Замковую гору на фуникулере. На мой взгляд — дорого и бесполезно: фуникулер короткий, раз — и ты наверху. Там все равно оказываешься перед лестницей, только уже вниз, чтобы оказаться у замка. Хорошо, что я купила билет только в одну сторону. Обратно спускались по дорожками и на лифтах, их там очень много и они бесплатные. Замок сам тоже не вдохновил. Возможно стоит сходить туда, если собираетесь в какие-то из музеев, которые в нем, но просто гулять вокруг там не интересно и смотреть нечего.

Статуя Евгения Савойского, полководца Римской Империи французского происхождения

После замка пошли на соседнюю гору (пришлось спуститься и снова подняться) — в Рыбацкий бастион и церковь Короля Матиаса, т. е. Матвея. Вот куда действительно стоит сходить: и виды открываются чудесные, и в самой церкви много всего интересного, богатое убранство, витражи, плюс несколько дополнительных выставок там же, посвященных императорской семье — Францу Иосифу I и его супруге Елизавете, потому что именно здесь проходила коронация монархов.

церковь Короля Матиаса

Рыбацкий Бастион

На этом же холме попробовала супер-разрекламированный торт Эстерхази в супер-разрекламированном кафе Ружвурм: в малюсеньком помещении огромная очередь, толпа — все же читают рейтинги и отзывы перед поездкой)) Я такие места обычно обхожу стороной, но тут решила — а вдруг действительно настолько там прекрасно? В общем, ждать столик в ее одной очереди из ожидающих столик я не стала, взяла с собой. Ну, торт как торт, точнее долька торта. Что-то похожее на медовик, и сверху помадка. Может я в тортах не разбираюсь, или все дело в атмосфере: не отстояла в очереди за столиком — не получила свою долю очарования? А стоит как три огромных пирожных на рынке (которые, кстати, вкуснее).

Здесь я не попала в три места, куда хотела. 1. Госпиталь в Скале — музей, посвященный последствиям ядерных взрывов (нельзя с детьми). 2. Лабиринт (он в подвале, и туда никак не попасть с коляской). 3. Музей Гудини (просто проворонила). Значит надо вернуться.

Вечером ходила в музей Террора. Он посвящен двум страшным злам, напавшим на невинную Венгрию — фашистскому и советском. Неудивительно политизированный, но именно такими и должны быть подобные музеи, ведь каждая страна ведет свою линию пропаганды. Фотографировать нельзя, огромные очереди и толпы в каждом зале. Есть несколько интерактивностей, например, набирать номер и слушать в трубке древнего телефона гимны или речи того или иного диктатора или политика, записи радиопередач. В каждом зале есть распечатки на несколько листов с информацией по экспонатам и периоду истории, но их оооочень сложно осилить при такой гонке и напирающей толпе. Может быть в аудиогиде информация подается более сжато, не знаю.

Дом Террора

Вечером ужинала в Drum Cafe (Langosh and Goulash Bar) — заведение с на удивление невысокими ценами и вкусной едой (но гуляш суп там жидкий, не берите его, а вот лангуш — лепешка — просто отличная!), сюда тоже стоят очереди, забронировать заранее нельзя. Очередь в ресторан или кафе, кстати, обычное явление в Будапеште. В моей голове это не очень укладывается. Что это? Последствия рейтингов и must-list-ов? Нехватка заведений общепита в городе? Мне оба раза сразу нашли место, то ли из-за коляски, то ли потому что мне было достаточно самого маааленького столика.

Лангош (лепешка, жаренная в масле) и гуляш (суп)

День 4.

Первая половина дня — посещение Большой Синагоги на улице Доханы. В билет (4000ф) включен гид по самой синагоге и территории и потом самостоятельный вход в небольшой музей. В музей есть лифт, и из него очень приятный вид на внутренний дворик. Музей в основном содержит предметы быта евреев Будапешта 19-начала 20 веков, но есть и очень интересные экспонаты.

Внутренний двор Большой Синагоги

Так, например эта записка (на фото ниже) была выброшена из поезда во время депортации людей в концлагерь. Чудом она нашла адресата, а потом ее использовали в суде в качестве доказательства того, что репресси происходили и после их официальной отмены.

Каникулы Будапешт-Барселона. Часть 1. Холодный весенний Будапешт

Внутри синагоги расказывают о постройке храма — он достаточно новый, 1859 года, и самый большой в Европе. Во дворе — о страшных временах Второй Мировой Войны, истреблении евреев в Венгрии, гетто. В подвале проходят выставки, когда мы были, там была выставка фотографий на тему «еврейский квартал в наши дни», — мне понравилась (но нет лифта и узкая лестница). На территории чувствуется постоянный присмотр за гостями, стоит залезть не туда, как от толпф отделяются люди в штатском и возвращают тебя в рамки приличий и протореных троп))) а еще они очень помогают, если помощь нужна. Нас с ребеночком один такой дяденька пас всю дорогу, и когда мы присели на лавку покормиться и я достала банан — он тут же подошел и проводил нас во вполне комфортную, но никак внешне не обозначенную комнату типа «мать и дитя».

Обедали все в том же Drum Cafe — на этот раз очень вкусным сырным супом, который подают в кружке, и огромнейшей тарелкой торта с мороженым (жаль, что не запомнила название).

сырный суп в кружке

Вечером я планировала залезть на колокольню церкви Св. Иштвана, но нас не пустили. Точнее, не пустили в лифт, чтобы попасть в сам храм! Злобный дядька нас оттуда изгнал с криками, что «это лифт для инвалидов, вот смотрите, картинка прилагается, а коляску тащите в руках по лестнице как все». А лестница там вообще не маленькая, я бы сказала, что она просто непреодолимая. Увы, пришлось уйти. А говорят, внутри очень красиво, и с колокольни вид хорош.

церковь Св.Иштвана

День 5.

Это наш последний день в Будапеште, и, наверное, самый спокойный и приятный. В этот день я купила билет на общественный транспорт 24 часа безлимит, в остальные дни мы ходили пешком, там все близко. С утра были на рынке, где я накупила пирожных, выпечки и нарезку-ассорти местных колбасок. Потом на трамвае и автобусе доехали до парка Мементо — это парк-музей скульптур из советского прошлого. Просто собрали их со всего города с свезли в одно место — хорошо хоть не на свалку! Скульптуры разные, в основном огромные! (Маленькое, как я поняла, оставили на своих местах в городе). Парк небольшой, но там так умиротворяюще, тихо, почти пусто. В кассе можно взять путеводитель по парку (потом вернуть), но я как-то упустила этот момент, прочитала об этом на воротах уже когда уезжала. В целом все понятно и без брошюры, но там побольше информации. Думаю редко кто доезжает до парка, он достаточно далеко от центра. С коляской не очень удобно, там только клумбы и гравийные дорожки, но я ни капли не пожалела! Рядом, в бараке (реальном бараке!) проходят выставка и показывают кино про шпионов. Несколько серий, очень удобно. Я посмотрела все, заодно отдохнула)) А рядом с бараком, уже вне музея — на постаменте — сапоги Сталина, с которых все и началось. Это все, что осталось от 8-метровой статуи, возведенной в 1951 году, которую толпа снесла во время Венгерского Восстания 23 октября 1956 года. Если спуститься за трибуну, то там тоже есть статуи, бюсты, барельефы. В общем, очень колоритное, необычное место.

Парк советских скульптур Мементо

Парк советских скульптур "Мементо"

На обратном пути я покаталась на трамваях по правобережной части города, просто смотрела на город.

Вечером последний пункт моей программы — колесо обозрения — the Budapest Eye. Посадка довольно необычна — пока мало людей всех рассаживают так, чтобы колесо сбалансировать, т. е.нельзя просто зайти в любую кабинку. И только после того, как всех рассадали, его запускают, и все катаются. 8 оборотов, и едет оно быстро, не так, как обычное колесо. Но, конечно, и не как карусель. Виды замечательные, на обе стороны реки, прекрасно! я даже перестала расстраиваться, что не побывала на колокольно Св. Иштвана, потому что колесо — выше.

Вид на город с колеса обозрения Budapest Eye

На выходе купила значок — я из собираю, и домой, готовится к равтрашнему раннему перелету в Барселону.

В завершение напишу несколько общих замечаний:

1. Конец марта — слишком холодное время, чтобы сполна насладиться прогулками по городу. Я мерзла в пуховике, а моногие туристы были вообще легко одеты.

2. Город понравится тем, кто любит Вену, Прагу, Питер, и архитектуру такого стиля. Но и может неприятно поразить тем, что некоторые здания находятся просто в невероятно ужасном состоянии, а в некоторых местах и вовсе пустыри в середине кварталов

Каникулы Будапешт-Барселона. Часть 1. Холодный весенний Будапешт

3. Все, что я обошла за 5 дней, можно смело обойти за три. В большинстве мест из своего списка я побывала, дольше уже для любителей деталей.

4. Ночная жизнь на этот раз полностью обошла меня стороной. Я не видела ни одного знаменитого руин-бара. Видимо придется ехать еще раз)

5. Из еды: кафе и ресторанов много и все они полны, а в некоторые даже стоят очереди, и это не единичные случаи, а регулярное явление. Кроме венгерской кухни много турецкой, восточной, шаурмичных. Вкусные пирожные, тертые пироги. А вот хлеба не так много видов представлено. Сложно найти сыр — везде только копченый плавленый.

6. Венгерская паприка — лучший сувенир.

Сувенирная лавка и мнооого паприки

7. Город не может похвастаться доступностью среды: пандусов, лифтов, эскалаторов не так много. И это не только про маленькие магазинчики в подвале. Например спуститься на какие-то станции метро или в подземный переход можно только по лестнице. Трамваи в большинстве своем тоже высокие, с лестницами, так, что коляску не втащить. По доступности для колясок и прочих не сильно мобильных категорий граждан — 4 из 10 баллов.

8. Люди средней дружелюбности. Помощи сами не предлагают, даже если видят, что человек явно испытывает трудности, но если попросить, то помогают, некоторые даже с улыбкой. Хозяин нашего отеля — исключение! Такого заботливого и во всем готового помочь человека я давно не видела.

9. Некоторые бездомные (или мигранты?) не то чтобы агрессивны, но несколько раз пугали ребенка, подкравшись и внезапно громко крикнув что-то типа «Бу». Если это и была шутка, то какая-то совсем не безобидная. Большинство, впрочем, живут своей жизнью — в картонных коробках и завалах одеял прямо на центральных улицах.

10. Из достопримечательностей:

Стоит: Колесо Обозрения, Рыбацкий Бастион, Площадь героев и парк Варошлигет, набережная Дуная и мемориал «Туфли евреев», парк советских скульптур «Мементо», Парламент, Центральный рынок.

Можно пропустить, если мало времени: Королевский дворец, музей Террора, Опера (по крайней мере до тех пор, пока не ткроют главный зал), Синагога.

Хотела, но не попала: Госпиталь в скале, Музей Гудини, Лабиринт, Цитадель, церковь Св. Иштвана.

11. А еще там бесподобные мосты! Каждый — прекрасный и непровторимый.

Мост Эржебет (назван в честь императрицы Елизаветы Баварской, супруги императора Франца Иосифа 1, более известной как Сисси). Построен в 1964 г.

Вот и все. Спасибо тем, кто дочитал. К посещению рекомендую (но в удобной обуви и без детей).

Теги: Культурно-познавательный туризм, Отдых с детьми, Отзывы об отелях, Самостоятельные путешествия, Экстремальный отдых