Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была 22 апреля 9:38
Без секрета всему свету

Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт. Часть 5. Гиндукуш. Лянгар. Ваханский коридор. Пянджские крепости

Ишкашим, Мургаб, Хорог — Таджикистан, Ош — Киргизия Июнь 2013

Покинув кишлак Булункуль, расставшись с раздолбанным асфальтом Памирского тракта километрах в двухстах за Аличуром, мы свернули налево на совсем плохонькую песчано-каменистую дорогу — это южный отворот Памирского тракта, связывающий кишлаки Аличур и Лянгар. Мы движемся по настоящей полноценной пустыне: воды нет, растительности нет, жизни нет. Да и не мудрено: бесснежными зимами трескучие морозы до -40, летом не лучше: испепеляющая жара днем и отрицательная температура ночью.

Как-то незаметно и зрительно неощутимо мы преодолели перевал Харгуш (4344 м). Постепенно дорога привела к реке Памир, на всем своем протяжении являющейся границей между Таджикистаном и Афганистаном. Несколько коров, нашедших скудную растительность в пойме реки, с регулярной завидностью нарушают государственную границу, переходя с одного берега на другой в поисках пропитания.

Река Памир:

На той стороне реки Памир находится Афганистан: я не вижу ни одной машины, ни одного дома, ни одной дороги, лишь несколько троп едва угадываются вдоль реки, и их ответвления теряются в горах.

Правда, однажды нам повстречались два всадника, подтвердив, что ТА сторона все же обитаема.

Насколько обитаема НАША сторона — тоже вопрос не простой: мы не встретили по дороге ни одной машины, никто нас и не обгонял. Лишь однажды навстречу нам попались два путника, идущих в противоположном направлении, да в поисках далеких сытных пастбищ прошло стадо баранов, сопровождаемое насквозь пропыленными пастухами с обветренными и выдублеными безжалостным высокогорным солнцем лицами.

Чем питались эти бараны по пути? Ведь лишь вблизи воды есть жизнь,

или БЫЛА когда-то жизнь… мы не могли проехать мимо развалин некогда стоящей здесь советской пограничной заставы…

Взгрустнув о далеком советском прошлом, мы продолжаем свой путь по Ваханской долине вдоль реки Памир, проложившей себе русло у подножия хребтов: Южно-Аличурского на севере и Ваханского на юге:

ВАХАНСКАЯ ДОЛИНА

Одно из самых удаленных от моря мест на Земле — Ваханская долина. Регионы, не имеющие выходов к какому бы то ни было морю, да еще и с труднодоступными сухопутными дорогами дольше сохраняют свою самобытную культуру: морскими путями (при их наличии) помимо различных грузов в регион проникает цивилизация, нанося порой непоправимый ущерб существующему здесь своеобразию. С экономической точки зрения удаленные от моря регионы можно считать отсталыми, но для путешественников они наиболее интересны.

В Азии таких стран не много. Среди них — Таджикистан, который можно считать еще и самой континентальной. А в самом Таджикистане это Ваханская долина — одно из континентальнейших мест на Земле.

Гиндукуш

По мере нашего продвижения на юго-запад вдоль реки Памир из-за Ваханского хребта, высокой зазубренной стеной возвышающегося на афганской стороне, начинают сначала робко выглядывать заснеженные вершины другого горного хребта, постепенно «расправляющего свои плечи»: во всей красе перед нами предстал Гиндукуш — одна из высочайших горных систем Азии на стыке Памира, Каракорума и Гималаев. Гиндукуш (Hindu Kush) означает «индийские горы», в нем насчитывается более 20 семитысячников. Несмотря на его удаленность от цивилизованного мира и труднодоступность, невероятная завораживающая природная красота, не тронутая человеческой деятельностью, уже давно привлекает любителей альпинизма.

Мы надолго застряли на небольшом плато в ожидании заката. Закатное солнце сияло в прорехи между свинцовыми тучами, мягким светом заливало вершины великих гор. Отсюда было трудно уйти! Но нам надо двигаться вперед, и мы продолжили свой путь вперед, повторяя многочисленные изгибы горной дороги.

Ни одного огонька, ни одного кишлака, ни одной машины… Кругом кромешная темнота, из которой фары машины выхватывали только небольшую часть освещенной дороги, погружая в абсолютную черноту окружающий нас мир. Отвесная стена горного хребта справа, на крутом склоне которого человеком отвоевана небольшая территория под дорогу, вырисовывалась не ясным силуэтом… Об обрывистом ущелье слева, на дне которого бурлит горная река, шум которой даже и не доносится сюда до нас, думать совсем не хотелось. Сложно сказать, как долго или как много мы проехали после заката солнца: в отсутствии зрительных ориентиров пропадает ощущение пространства, расстояния… Но нам — пассажирам не нужно ни о чем не переживать, можно расслабиться, покимарить, довериться водителям — они люди опытные, аккуратные, семейные, не рискуют — сами хотят добраться до жилья…

Но вдруг далеко впереди стали мерцать огоньки — это был свет от кишлака, раскинувшегося на склоне горы. Вскоре машины уже петляли по крутому серпантину, который был улицами этого поселения, среди пирамидальных тополей, среди высоких каменных заборов, за которыми в своих домах уже давно спали жители. Поворот за поворотом мы спускались все вниз, и вниз, и вниз…почти к самой реке. Наконец, наша машина въехала в открытые ворота двора, скрипнула тормозами, и, подняв облако пыли, остановилась…

Мы прибыли в кишлак Лянгар.

Лянгар

Поутру, лишь открыв глаза, мне сразу стало понятно, что вокруг нас другой Памир: высоченные свечки пирамидальных тополей, соревнующихся кто быстрее дотянется до неба, непроходимые колючие заросли цветущего шиповника, квадратики полей, зеленеющих радостными молодыми всходами… Мы — на Южном Памире, и здесь есть жизнь!

Кишлак Лянгар, расположенный на высоте 3000 метров над уровнем моря, замыкает таджикскую часть Ваханской долины. Окружающие кишлак на востоке, западе и юге Шах-Даринский и Ваханский хребты и Гиндукуш, пяти- и шеститысячные пики которых во все времена покрыты вечными снегами, создают эффект аэродинамической трубы — здесь всегда ветрено.

У кишлака Лянгар берет начало могучая река Пяндж — она образуется слиянием двух рек: таджикско-афганского Памира, несущего в своем бешеном течении чистейше-прозрачные воды бирюзового цвета, и афганского Вахана.

Поднявшись на рассвете на склон горы над кишлаком, мы были ослеплены яркостью взошедшего солнца, залившиго светом Ваханскую долину. Сквозь дымку утреннего тумана угадывались силуэты Ваханского хребта и Гиндукуша, между которыми проложила себе дорогу прибегающая сюда издалека река Вахан, ласково здесь называемая Ваханкой.

В первом тысячелетии нашей эры через Лянгар пролегал Великий шелковый путь. Этот факт нашел отражение в названии кишлака — «лянгар» означает «привал»: здесь отдыхали караваны, любуясь вечной красотой Памира.

Мы находимся в регионе, современная политическая карта которого формировалась на протяжении тысячелетий, теперь его название — Горно-Бадахшанская автономная область (ГБАО).

БАДАХШАН

История региона чрезвычайно богата — один за одним менялись правители, завоеватели, языки и культура пришельцев ассимилировались с местными традициями и диалектами.

Первыми жителями Горного Бадахшана были первобытные люди каменного века. В конце бронзового века Памир стали заселять сначала протоиндийские племена, а затем древние иранцы. В 7 — 2 веках до н. э. Памир населяли племена, которые в исторических источниках известны как саки.

На протяжении столетий Памиром правили различные империи и царства — Персидская, Греко-Бактрийская, Кушанская, Тюркская, Китайская… Памир последовательно покорялся арабами-мусульманами, оказался под властью монгольских завоевателей, тимуридских правителей, становился частью государства Великих Моголов, государства Шейбанидов и Аштарханидов…

В 1885 году русские войска заняли Восточный Памир и основали Мургабский пост…

А затем согласно русско-английскому соглашению 1895 года Памир был разделен: территория на левом берегу реки Пяндж отошла к Афганистану, а правобережный Бадахшан передан вассальной от России Бухаре. Некогда единая афганская провинция Бадахшан и нынче делится рекой Пяндж на две части: афганский Бадахшан на левом берегу и Таджикская Горно-Бадахшанская автономная область — на правом. Три горных ханства — Горан, Ишкашим, Вахан, расположенные по обеим сторонам реки, издавна входили в состав Бадахшана. Именно эти три ханства и пересекли Марко Поло, его отец и дядя в своем пути от Скесема (Кишма) на «Памирскую высь» — озеру к Зор-Куль и далее, с Большого Памира в Кашгар. «Памирская высь» составляет ныне Мургабский район, а три названных ханства превратились в современный Ишкашимский район Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО).

Кишлак Лянгар, в котором мы сейчас находимся, входит в состав ГБАО. Эти места расположены на территории, связанной с еще одной историей — историей появления так называемого Ваханского коридора.

ВАХАНСКИЙ КОРИДОР

На политических картах «Ваханский коридор» возник в 1895 году как буфер между Российской империей и британскими владениями в Индии. Фактически, это узкая полоска территории Афганистана, соединяющая Афганистан и Китай и частично проходящая через территорию Таджикистана: ширина коридора в узкой части менее 20 км, длина — более 200 км.

Северная граница коридора проходит вдоль южной границы Таджикского Памира (Горного Бадахшана), а южная — отделяет Афганистан от Пакистана.

В западной части Ваханского коридора по реке Пяндж проходит Таджикско-Афганская граница, а западными «воротами» со стороны Афганистана является административный центр района поселок Ишкашим.

Восточная часть коридора постепенно расширяется и заканчиваются перевалами, ведущими в Китай.

Территорию Ваханского коридора нельзя назвать райским местечком: горы Памира достигают здесь наибольшей высоты, зимы — суровые и длинные с температурой воздуха до -35°С, лето — засушливое и нестерпимо жаркое. Но, несмотря на это, с далеких исторических времен коридор использовался в качестве торгового маршрута между Бадахшаном (Афганистан) и Яркендом (Китай).

Интересно, что перед взором Марко Поло, прошедшего здесь более семи веков назад, представала точно такая же картина, что и перед нами сейчас: те же горы, не изменившиеся с тех пор; слепящие днем и мерцающие лунными ночами ледники окружающих хребтов; опаленные неистовым солнцем камни; почти фиолетовое небо; бриллиантовая россыпь мириад сияющих звезд на ночном небосводе во главе с Млечным путем, до которого, кажется, можно рукой дотянуться; чудовищные осыпи, так же преграждающие путь людям, лошадям, караванам, а сейчас — и машинам; развалины древних крепостей огнепоклонников- сияхпушей, запиравших входы и выходы в узких ущельях над непроходимым бешеным Пянджем. Такими видели их знаменитые венецианцы, караваны, такими видит их путник и в наши дни.

А мы продолжаем движение в сторону Ишкашима. Пяндж, протекающий по просторной в этих местах долине, принимает воды многочисленных рек, сбегающих с крутых склонов Гиндукуша и Шах-Даринского хребта, кажется смирным:

Вдоль дороги расположены развалины древних крепостей, буддистской ступы и пещеры-гроты, мимо которых проехать просто невозможно и о которых я расскажу в следующий раз.

СТУПА

На небольшом плато на высоком утесе над кишлаком Вранг обнаружен культовый буддийский комплекс IV–VII веков, некогда состоящий из трехступенчатой каменной ступы. К ступе ведет тропа, с которой открываются роскошные виды на просторную долину Пянджа, зеленеющую лоскутами полей на «нашей» стороне.

На склоне горы можно увидеть многочисленные пещеры — гроты, в которых жили монахи. Ученые предполагают, что здесь располагался один из центров буддизма тибетского толка.

Не без усилий поднявшись по каменистой сыпучей тропе на плато, мы видим фрагменты сохранившихся стен каких-то оборонительных сооружений.

ПЯНДЖСКИЕ КРЕПОСТИ

На нашем пути из Лянгара в Ишкашим находятся расположенные в горах вдоль берега Пянджа несколько крепостей (вернее, их руины), самыми значимыми из которых явлются:

1. Ратм
  2. Замр-и-аташ-Параст (или Кафыр-кала)
  3. Каахка

Крепости должны были защищать выходы с высокогорий Большого Памира, откуда двигались потоки кочевников в древние Тохаристан и Бактрию и далее в Индию и Иран.

Ратм

Крепость расположена у слияния реки Памир с Ваханом чуть выше кишлака Лянгар. Она являлась стратегическим форпостом, построенным еще в Кушанскую эпоху (Кушанское царство (I-III века н. э.) — древнее государство на территории современной Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Северной Индии). Мы честно попытались добраться до крепости (или того, что от нее осталось), но по каким-то причинам нам это не удалось.

Замр-и-аташ-Параст (или Кафыр-кала)

У кишлака Ямчун мы свернули в горы и после длительного и крутого подъема оказались у руин старинной крепости огнепоклонников, также известной как Замр-и-аташ-Параст (или Кафыр-кала).

Речка, текущая с гор выше крепости, разделяется на два потока; один из них, основной, прорезав глубокое ущелье, бежит к Пянджу восточнее мыса, на вершине которого стоит цитадель. Другой — с западной стороны, пропилив в скалах щель глубиной метров в двести, устремляется вниз водопадом и затем вырывается из щели в долину Пянджа.

Древняя крепость Замр-и-аташ-Параст своей огромной территорией занимает всю гору между этими двумя потоками, изолирующими ее от всех окрестностей, а потому является прекрасной точкой обороны, искусно выбранной древними людьми.

Мы слишком поздно прибыли к крепости: солнце, скрываясь за гребнем Шах-Даринского хребта за нашей спиной, освещало лишь вершины Гиндукуша. Сама цитадель была погружена в сумеречную тень. Мы торопились — нам надо было продолжать свой путь в Ишкашим. А мне очень хотелось полазать внутри ее стен, посмотреть в бойницы, попытаться представить себе, насколько неприступной и грозной она казалась в древности…

Уже вернувшись домой, я нашла подробное описание крепости, сделанное Павлом Лукницким в его книге «Путешествия по Памиру», в которой он рассказывает, в частности, о следующем.

Главная часть крепости — цитадель, крепостное городище — величественно и строго возвышается над долиной Пянджа. Территория цитадели занимает плоскую вершину горы, составляя треугольник: третья стена проходит параллельно Пянджу и представляет собою фасад крепости. Амбразуры во фронтальной стене изнутри обложены плоскими плитами и наклонены под небольшим углом вниз, так, чтоб давать стрелкам, защитникам крепости, возможность обстрела долины Пянджа и боковых ущелий. Толщина этих стен не меньше полутора метров.

Камни, из которых сооружена крепость, доставлены рабами-строителями из разных и, порой, очень отдаленных мест, таких как высокие горизонты Гиндукуша и Шах-Даринского хребта. К такому выводу ученые пришли, изучив породы и структуру камней крепости.

Некоторые древние письмена позволили отождествить крепость Ямчун с упоминаемым в китайских источниках столичным Сакским городом Га-шэнь страны Бохо (Вахан), что подтверждает значительную роль саков в исторических судьбах Вахана.

На нашем пути была еще одна известная крепость Каахка. Хоть мы ее и не посетили, но все равно мне хочется рассказать о ней.

Каахка

«У самой высокой, над всеми возвышенной крепости Кангха, Артою освященной…»

Вторым, более поздним центром Вахана и столицей Памира был город Кухань (Каахка), или — в VI — VIII вв. — Ябгукат, с которым ученые связывают руины крепости Каахка, расположенной у кишлака Намангут недалеко от Ишкашима.

Среди населения Вахана и Ишкашима бытуют легенды о древних богатырях, о жестоком силаче Каахка (Кангха) — царе сиахпушей, швырявшем скалы с одного берега Пянджа на другой.

Кто же такой Каахка?

Есть предположения ученых, что Каахка — местный царь VI–VIII века н. э. Некоторые старые предания утверждают, что Каахка был из рода Сияхпушей. Среди специалистов нет единого мнения, кто же такие Сияхпуши. Некоторые предполагают, что они китайского происхождения, возможно, имеют отношение к Индии. Другие — что язычник Каахка и его братья Замр-и-аташ-Параст и Зангибор были арийскими царями, бежавшими из Ирана во время межплеменных войн. Третьи полагают, что сияхпушами на Памире называли первых христиан, а может быть, саков-кочевников или какие-то неведомые разбойные кочевые племена.

Известны несколько легенд про жестокого ваханского царя Каахка. Вот одна из них:

Каахка был из рода великанов. Страдая сильным вожделением, он соединялся с простыми женщинами, после чего они умирали. Поэтому предметом его страсти стали его родные сестры, самой любимой из которых была Зульхамор, жившая в крепости на другой стороне Пянджа напротив Намангута. Каждую ночь Каахка шел через Пяндж в крепость на свидание с сестрой. Его любовь была ненасытной, никогда его не утомляла. Девушка же, наоборот, день ото дня таяла и стала болеть. Старушка-колдунья, к которой Зульхамор обратилась за советом, расспросила все подробности об их соитии и узнала, что лукавый Каахка во время полового акта никогда не теряет семени и поэтому неистощим в любви. Старушка научила Зульхамор, что надо сделать, чтобы Каахка потерял семя. Девушка в точности исполнила совет колдуньи. Каахка, потеряв семя после очередного любовного акта, настолько ослабел, что при переходе через бурный Пяндж обессилел, рухнул в воду и утонул.

БИБИ ФОТИМА

Поднявшись мимо крепости Ямчун еще выше в горы, мы попали в узкое ущелье, в котором расположен санаторий Биби Фотима, использующий горячие минеральные воды источника.

По убеждению местных жителей, они помогают женщинам забеременеть, а также могут излечить от болезней суставов. Здесь мало, что изменилось в лучшую сторону с далеких советских времен, когда строился этот санаторий.

К сожалению, нам не удалось испробовать на себе целительную пользу родоновых вод — день клонился к завершению, а нам еще предстоял длительный путь в Ишкашим, в который мы прибыли глубокой ночью.

Синим цветом на карте обзначен наш путь:

Дополнительные источники информации:

1. И. Горненский «Тайны Памира», Москва Изд. «Вече», 2002
  2. П. Лукницкий «Путешествия по Памиру» Изд. ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» 1955
  3. Александр Гаврилюк, Виктор Ярошенко «ПАМИР» Изд. «Планета! М., 1987
  4. Интернет-ресурсы: http://centralasia-adventures.com/ru/tajikistan/sights/langar_settlement.html, http://turbina.ru/guide/Gorno-Badakhshanskaya-oblast-Tadzhikistan-103868/Zametki/Lyangar-i-vsya-Vakhanskaya-dolina-udivitelnoe-interesnoe-mesto-45144/ , http://www.centralasia-travel.com/ru/countries/tadjikistan/sights/badakhshan, http://www.centralasia-travel.com/ru/countries/tadjikistan/sights/vakhan, http://www.mountain.ru/article/article_displayphp?article_id=4120 .

Мои рассказы о путешествии по памирскому тракту:

Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт. Часть 1. Ош-Сары-Таш

Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт. Часть 2. Пещеры и легенды Рангкульской котловины

Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт. Часть 3. Колыбель человечества

Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт. Часть 4. Легенды памирских озер. Аличурская долина

Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт. Часть 6. Ишкашим. Гарм-Чашма. Хорог. Джиланды. Мургаб

Памир. Фрагмент фильма Клуба кинопутешественников (1982 (-3?) год)

Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт. Часть 7. Звезды над Кара-Кулем. Киноэкскурсия в далекое прошлое