Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была вчера 9:38
Без секрета всему свету

Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт. Часть 4. Легенды памирских озер. Аличурская долина

Ош — Киргизия, Хорог, Мургаб, Ишкашим — Таджикистан Июнь 2013

Покинув Мургаб, так неожиданно радостно меня повстречавший, мы продолжаем наше путешествие среди величественной природы на громадных высотах Восточного, в этих мест называемого иначе — Большого Памира.

Взобравшись на расположенный посреди Аличурской долины громадный камень, похожий на небольшой холм, который назвают Чатыр-Таш, что означает «Камень-Шатер», чуть не захлебнувшись порывами взволнованного ветра, мы сверху наблюдаем типичный ландшафт Восточного Памира — высокогорной пустыни, находящейся на высоте 3500–4500 метров: кажущиеся нам невысокими горы имеют пологие склоны, долины — просторны, маловодные реки — неторопливы и озера в котловинах — часто солены.

Откуда взялся здесь этот камень? Рассказывают, что он живой, чувствует, как люди, слышит, что они говорят…

Есть у киргизов легенда про Чатыр-Таш:

Давно это было. Памир был богатейшей страной: сады и луга покрывали все долины, в которых паслось много верблюдов и баранов, в горах было много зверей… Народом управлял Яр-Хан, обитавший в великолепном дворце, краше и богаче которого на свете не было. Хорошо жилось памирскому народу, никто ни в чем не нуждался. И постепенно люди забыли Аллаха. И за это он решил наказать неблагодарное племя.

В огромной пещере у озера Яшиль-Куль жил великан Худам, обладающий неслыханной силой. Его-то Аллах и послал наказать памирский народ, и великан стал все крушить в долинах Ак-Су и Мургаба. Население пришло в ужас, с жаркой молитвой обращаясь к Аллаху, и Яр-Хан молил Всевышнего пощадить его народ.

Аллах услышал молитву хана и послал ему во сне ангела, чтобы сказать, что для спасения своего народа Яр-Хан должен направить на сражение с великаном своего единственного сына, а Аллах поможет тому в битве. Но пожалел хан своего сына и повелел своему визирю Риза-Казию собрать для сражения смелых памирских воинов.

Разгневался Аллах, увидя непослушание Яр-хана, и велел великану разгромить дворец хана, уничтожить весь город, погубить народ, но не трогать семью Риза-Казия. От рук Худама погиб весь народ ханства, и только семье визиря Аллах помог укрыться в пещере от злобы великана. Опьяненный кровью своих жертв, Худам пришел в ярость, не находя спрятавшихся, и, сев посреди долины, стал хулить Аллаха. В ответ на дерзкие речи Аллах превратил его в камень. С тех пор лежит великан среди равнины, обросший мхом, в образе камня, под которым отдыхают усталые путники.

Поэтому и назвали его Камень-шатер, Чатыр-Таш.

Аллах проклял страну, где люди его забыли, и перестала она плодоносить, превратившись в голую пустыню, где господствуют лишь ветер да метель…

Для этой местности характерны резкие перепады температуры — как сезонной, так и суточной. На собственной «шкуре» я почувствовала, насколько различается температура на солнце и в тени. Много земли охвачено вечной мерзлотой, летом подтаивающей на солнце — вот почему луга Восточного Памира выглядят как кочковатая болотистая тундра.

Мы движемся по Аличурской долине, будто проглаженной гигантским утюгом, которая «ровна, и чиста и гладка, словно тихое море, в котором плавают все эти горы» — так про нее еще в 1931 написал году написал геолог Павел Лукницкий…

Первым европейцем-исследователем, в 1878 году достигшим Аличурской долины, был русский ученый Н. А. Северцов. Первым геологом, описавшим эту долину в своем дневнике, был Д. Л. Иванов, посетивший ее в 1883 году. Уже первые исследователи Памира назвали его «страной древнего оледенения», но было ясно: хотя Памир никогда не был покрыт сплошным ледяным щитом, по его горам простирались колоссальные ледяные потоки, разделенные хребтами и гребнями, не затянутыми льдом. Двигаясь очень медленно, гигантские ледники постепенно расширяли свои долины. В числе таких исполинских ледяных потоков был и Аличурский ледник — его «тело» пятикилометровой ширины протянулось на восемьдесят километров в длину. Он буквально «пропахал», «проутюжил» себе то огромное ложе, которое впоследствии стало Аличурской долиной.

Горные хребты Восточного Памира, убереженные древними ледниками от разрушения, потому и кажутся человеку невысокими, что всего на один-два километра возвышаются над широкими и плоскими долинами. Эти горные хребты с пологими склонами сглажены краями ледников. Вот почему здесь забываешь о той огромной абсолютной высоте, на которой находишься и о которой напоминает лишь одышка при ходьбе да учащенное сердцебиение.

С востока на запад между хребтами Базар-Дара и Южно-Аличурским тянется Аличурская долина. Тоненькой ниточкой текущая по ней река Аличур, принимающая в себя воды многочисленных речушек, сбегающих ручейками по ущельям с горных хребтов, вливается в озеро Яшиль-Куль, дающее исток мощному Гунту.

На сегодня у нас запланирована встреча с несколькими озерами. Первым на очереди оказалось священное озеро Ак-Балык, что означает «Белая рыба». Как я ни вглядывалась в чистейшие прозрачные воды озера, ни одной рыбешки так и не увидала: редкому человеку она повстречается, и тот, кто ее увидит — счастливый человек! Да и водится ли на самом деле в этом озере рыба?

Уже вернувшись домой, я все же нашла в Интернете фотографии озера, на которых отчетлива видна стайка рыб.

Свернув с трассы М41 недалеко от Аличура, вскоре мы оказались у следующего озера — Сасык-куля.

На его высоком берегу находятся руины некогда существовавшего заводика по производству минеральной воды, а нынче лишь заброшенная фонтанирующая скважина напоминает о тех далеких временах.

Про свою работу на Сасык-Куле в студенческие годы вспоминает Александр Горшенин (тот самый, который впоследствии работал начальником геологической партии на Ак-Архаре): «В 1975 г. я проходил производственную практику в Комплексной Гидрогеологической Экспедиции, одна из партий которой проводила буровые работы на воду на озерах Ранг-Куль и Сасык-Куль. На Сасык-Куле буровыми работами вскрыты напорные минерализованные газированные радоном воды, по вкусу напоминающие нарзан. Для широкого использования воды радон представляет серьезную опасность, но в бальнеологических целях при соблюдении разумных ограничений вода полезна. Наиболее богатая радоном скважина, находящаяся на противоположном от Памирского тракта берегу, была даже замурована после взятия проб и откачек.

В этих работах принимали участие геолог Владимир Фоменко и студенты Таджикского Государственного Университета Андрей Дьяков, Евгений Соловьев и я. Мы делали глазомерную съемку озер Сасык-Куль и Туз-Куль, промерили глубину озера Сасык-Куль по сетке 20 на 20 метров, перемещаясь по озеру на лодке-казанке, изучали булгуняки — вечномерзлотные формы рельефа, брали пробы воды из озер. Хотя эти озера бесточные, рапа (прим. автора „рапа — вода лиманов, соляных озёр и искусственных водоёмов, представляющая собой насыщенный солевой раствор“) составляет более 100 грамм на 1литр воды: в Сасык-Куле много источников минеральных вод, которые разгружаются (прим. автора „разгружаются — непосредственно изливаются, „бьют“, проявляются из дна озера“) прямо в озеро с образованием конусов травертинов (нерастворимых осадков). Так вот, по нашим расчетам в озере растворено более 400 тонн урана. Т. к. в это время был период холодной войны, в СССР считалось необходимо накапливать такие " ресурсы», не считаясь с затратами, поэтому всерьез рассматривался вопрос заливать воду из озера в бензовозы, которые порожняком едут из Хорога, с целью последующего обогащения там, где есть для этого условия.

Помню, что в озерах Сасык-Куль и Туз-Куль в устьях ручейков и речушек, разгружающихся в озера, мы видели слепых рыб — альбиносов. Мы решили, что это связанно с его радиоактивностью.»

Кстати сказать, современные геологические исследования показали, что вода озера Сасык-Куль содержит большое количество следов присутствия урана.

Яшиль-куль

Чем дальше мы движемся на запад, тем беднее и пустыннее становится долина: зелень постепенно исчезает, а долина превращается в царство желто-охристых песков и камней: мы прибыли к озеру Яшиль-куль.

Будто ярко-синяя лазурь, имеющаяся только на Памире, растворена в воде: таким синим огнем пылает вода озера.

Озеро расположено в Аличурской долине — в центре Восточного Памира на высоте 3734 м. Площадь озера 36,1 кв.км. Протяженность 18,6 км. Глубина до 50 м. По форме озеро напоминает аждара — дракона. Температура воды не бывает выше +14 градусов.

Яшиль-куль дословно переводится как «Озеро зеленого дракона»:

Предполагается, что озеро образовалось в результате завала, произошедшего до XIII века и перегородившего реку Аличур. Вода, не торопясь, переливается через южный край завала, давая начало реке Гунт, через 200 км впадающей в реку Пяндж.

С Яшиль-кулем связано немало преданий и мифов. Самая древняя из них — легенда об огромном животном, называемым местным населением Тюя-Су, что означает «водяной верблюд»: существе с головой змеи и туловищем верблюда, живущем в озере и изредка появляющемся на его поверхности.

Булун-куль

Недалеко от Яшиль-куля расположено озеро Булун-куль, соединенное с первым узкой протокой, но по размерам меньше его

Первые реальные сведения об озерах Памира сообщают летописи китайских пилигримов, самое точное из которых дает Сюань-Цзан: «… Посреди долины Па-Ми-Ло лежит большое озеро драконов… Воды в нем чисты и прозрачны, как зеркало, глубина неизмерима. Цвет воды темно-синий, на вкус вода пресная и приятная, в глубинах вод водятся акулы, драконы, крокодилы и черепахи, на поверхности плавают дикие утки и гуси, журавли…».

О каком озере рассказывает Сюань-Цзан? Может быть, это Яшиль-куль? А может быть, Булун-куль? Может быть, это какое-то иное неведомое нам озеро, давно уже не существующее?

Кишлак Булункуль

На ночевку мы остановились в кишлаке Булункуль, расположенном на берегу одноименного озера. Как написал Володя Трофимов, «Булункуль — самый веселый кишлак на Памире». Мне тоже показалось, что его население живет более радостной жизнью, чем в других регионах Восточного Памира: улыбающиеся гостеприимные жители, жизнерадостные ребятишки, довольные животные:

Может быть, в кишлак, расположенный в стороне от Памирского тракта, редко заглядывают новые люди, вносящие разнообразие в повседневную размеренную жизнь жителей?

А, может быть, здесь более комфортные жизненные условия: протекающая рядом с кишлаком речка Тагаркаты в период нереста османа полна рыбы, заболоченная пойма реки заросла сочной травой, и еды хватает и коровам, и осликам? Ведь мы посетили Булункуль в благоприятное время года, когда еще ласковое солнце не иссушило землю, не испепелило траву. А ведь именно Булункуль называют «полюсом холода» на Памире: здесь зафиксирована самая низкая температура зимой в Центральной Азии — минус 63 градуса.

Наши гостеприимные хозяева на ужин решили нас побаловать — накормить рыбой: сейчас в самом разгаре нерест османа, который поднимается вверх по реке Тагаркаты, и добыть рыбу — не такая уж большая проблема. В предвкушении интересного процесса рыбалки я тоже решила присоединиться к рыбакам. Рыбу здесь ловят примерно так: к длинной палке-удилищу прикрепляют небольшой «экран» (иногда его называют «телевизор»), закидывают его в воду и, передвигаясь вдоль берега реки по ее течению, тянут «экран» за собой. Идущая против течения на нерест рыба попадает в ячейку «экрана», который резким движением выдергивают из воды вместе с этой рыбиной.

По щиколотку проваливаясь в болотистую жижу по берегам реки, набрав полные кроссовки воды, измазавшись не только грязью, но и свежими кизяками, в изобилии разбросанными коровами и ишаками в округе, я все же внесла свою лепту в добычу еды нам на ужин — 5 рыбин были моими!

Справедливости ради надо сказать, что рыбалка мне доставила гораздо большее удовольствие, чем сам ужин: роскошную свежайшую, еще «тепленькую» рыбу буквально превращают в масляный сухарь — расчленяют на мелкие куски и варят (жарят?) в казане в кипящем масле практически до беспамятства.

Вот что по-настоящему было вкусно — так это хлеб: его пекут раз в несколько дней сразу на несколько семей.

Замешивают тесто, как и обычно:

Пока тесто расстаивается, готовится печь: разжигается терскеном, топится высохшими кизяками:

Подошедшее тесто раскладывается по формам. Ему надо еще немного «постоять»:

Но вот все подготовлено: печь растоплена, хлеба «подошли», их можно выпекать:

К сожалению, нам не удалось дождаться, когда свежеиспеченный хлеб вынут из печи — мы покинули кишлак Булункуль. Но я не сомневаюсь, что хлеб был очень вкусен — ведь столько любопытных фотографов «участвовало» в его приготовлении!

Дополнительные источники информации:

1. И. Горненский «Тайны Памира», Москва Изд. «Вече», 2002
  2. П. Лукницкий «Путешествия по Памиру», Изд. ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» 1955
  3. Александр Гаврилюк, Виктор Ярошенко «ПАМИР», Изд. «Планета», М., 1987
  4. Программа «The Photographer’s Ephemeris»
  5. http://ostkraft.ru/ru/articles/250

Мои рассказы о путешествии по памирскому тракту:

Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт. Часть 1. Ош-Сары-Таш

Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт. Часть 2. Пещеры и легенды Рангкульской котловины

Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт. Часть 3. Колыбель человечества

Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт. Часть 5. Гиндукуш. Лянгар. Ваханский коридор. Пянджские крепости

Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт. Часть 6. Ишкашим. Гарм-Чашма. Хорог. Джиланды. Мургаб

Памир. Фрагмент фильма Клуба кинопутешественников (1982 (-3?) год)

Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт. Часть 7. Звезды над Кара-Кулем. Киноэкскурсия в далекое прошлое