Турист Алексей (Alexey_S)

По Испании проселочными дорогами. Агилас

По Испании проселочными дорогами. Замок Лорки

По Испании проселочными дорогами. Лорка

По Испании проселочными дорогами. Мохакар — музей «Каса-де ла Канана»

*****

Из Мохакара поехали в Веру. Это город и центр одноименного муниципалитета почти на самой границе Андалусии, в котором мы проводили минимум по неделе в каждый наш приезд в Испанию. Естественно, мы бывали в нем неоднократно, но в основном по делам — рынок, магазины сувениров и т. п. И каждый раз без фотоаппарата. В этот день решили исправить упущение.

Первый город под названием Бария (Барея) основали карфагеняне примерно в шестом веке до н. э., чтобы добывать полезные ископаемые в окружающих горах. И этот город располагался на побережье. На протяжении долгого времени берега Средиземного моря подвергались набегам пиратов, военным походам. И во времена уже мусульманского владычества (примерно в девятом веке) из-за этих набегов город, название которого уже звучало как Бейра или Байра (Bayra), переместился в горы, на холм Эспириту-Санту (Святого духа). Подальше от прелестей приграничной жизни.

Хотя сейчас официальное название города Вера (Vera), очень часто в общении с местными жителями можно услышать скорее Бера или Бейра — так что старое название живо.

После того, как в середине XIII века Альфонс X завоевал Лорку, на два с половиной столетия граница между мусульманской Гранадой и христианской частью установилась между не столь уж далекими городами Вера и Лорка. Часто происходили какие-то конфликты, поэтому Вера была хорошо укреплена.

На самой вершине находился замок, а ниже — город, насчитывающий к концу XV века около 600 домов. Посередине склона проходили городские стены. В конце концов, разросшийся город шагнул за стены.

В 1488 году король Фернандо начал продвижение к Гранаде с завоевания стратегически важного района вокруг Веры. Без особого сопротивления Вера сдалась. Король Фернандо встал лагерем в окрестностях, и в этот лагерь прибыли мавры из еще нескольких окрестных городов принять присягу на верность.

9 ноября 1518 года необычайно сильное землетрясение полностью разрушило город. Погибло 150 человек, разрушились дома, рассыпался замок. Фактически остались только фундамент замка и несколько хранилищ для воды, вкопанных в землю. Восстанавливать город на старом месте не стали. Обратились к Карлу I, и он разрешил отстроить город на новом месте. Дальше, как в народной сказке: три представителя города пустили стрелу, и где она упала, началось строительство. Таким образом, к 1520 году город переехал на новое место второй раз за свою историю.

Для начала мы решили подняться на холм, на котором в 1949 году была установлена статуя Святого духа:

По Испании проселочными дорогами. Вера

Со временем мелкие развалины исчезли, частично они были использованы в новом строительстве. Остались самые большие глыбы.

По узкой дорожке въезжаем на холм, пока это возможно. Затем оставляем машину и по серпантину начинаем подъем пешком.

По Испании проселочными дорогами. Вера

Со стороны холм не производит впечатление какого-то очень большого. Даже удивляешься, где ранее размещалось столько строений. А начинаешь путь наверх, оглянешься где-то посередине склона — и видишь просторы вокруг, море и тонкой светлой ниточкой протянувшуюся вдоль него полосу застройки. Понимаешь, что уже поднялся довольно высоко.

Вдоль всего маршрута установлены таблички с рассказами о том, как раньше выглядел город, как он был устроен.

По Испании проселочными дорогами. Вера

Часовня Святого Духа (Ermita del Espiritu Santo) — единственное здание, которое было восстановлено после землетрясения:

По мере подъема на вершине горы среди здоровенных блоков, явно когда-то обработанных, появляется статуя. Между прочим, ее высота около 4,5 метра, так что можно представить себе размеры «кирпичиков».

По Испании проселочными дорогами. Вера

Постепенно выбираемся на самый верх. Статуя установлена на фундаменте разрушенного замка:

На шее и головы статуи видны повреждения. Это еще одна трагическая история в жизни города. 5 марта 2011 года во время сильной грозы молния ударила в статую и отбила голову. Эта же гроза сожгла городской телетранслятор. Утром толпы любопытствующих, в том числе из соседних городов, повалили посмотреть на причиненный ущерб. Через несколько дней голову вернули на место, но новость успела облететь всю страну. Потом уже появилась легенда, что это было предупреждение о землетрясении, которое два месяца спустя разрушит не столь отдаленную Лорку.

От подножия памятника можно бросить взгляд на Веру. Здесь — львиная часть города. А маленькое темное пятнышко в самом центре кадра — наша машина.

По Испании проселочными дорогами. Вера

Когда началось строительство города на новом месте, для защиты населения в первую очередь были возведены городские стены — квадрат с восемью башнями, а в середине — церковь-крепость Богоматери Воплощения (1521–1524) — монументальное сооружение, и сейчас возвышающееся над окружающей застройкой.

В отличие от большинства обычных храмов, эта церковь не имела кладбища, но достаточный размер, чтобы вместить большое количество людей, и толстые стены. Под церковью находились запасы воды.

Надо сказать, что эти меры не были лишними. На протяжении шестнадцатого-семнадцатого веков эту местность часто сотрясали то восстания мавров, то налеты берберов и прочих пиратов. А центральные власти были очень далеко…

Так и жил маленький провинциальный городок — сельское хозяйство, понемногу добыча полезных ископаемых, пока все не выбрали. В 1930 году население муниципалитета снизилось до 5 тыс. человек и оставалось на таком уровне до 80-ых годов. А далее тот недостаток, который обеспечивал удобную высадку любым пиратам, стал преимуществом в развитии: 7 км побережья, представляющих собой широкий ровный пляж с золотистым песком.

Еще на столько же пляж протянулся через два соседних муниципалитета — Гарручу и Мохакар. И в 80-90-ые началось освоение этого побережья. В основном строились 2–3 этажные комплексы апартаментов, редко более высокие гостиницы. И жизнь оживилась. Много ездили и туристы из России. В середине 90-ых в столицу провинции Альмерию летали прямые рейсы из Москвы, в местных ресторанах довольно часто было меню на русском языке. После 98-го наших стало меньше…

Тем не менее, с развитием туризма и расширением строительства активизировалась и другая промышленность. К 2017 году население муниципалитета выросло втрое. Что-то строится и в самом городе, но в основном застройка идет урбанизациями (микрорайонами) по всей территории муниципалитета. Примерно так:

По Испании проселочными дорогами. Вера

Часть таких комплексов предназначены для жилья местного населения, какие-то — апартаменты для туристов. Некоторые имеют рядом поля для гольфа.

Вообще заметно большое количество спортивных сооружений. Это — детский спортивный центр:

Еще есть большой футбольный стадион рядом с одной из старейших в стране ареной для боя быков (мы часто проезжали мимо них), спортплощадки у школ. Хорошо заниматься спортом, если даже в декабре—январе средняя температура повыше 10 градусов.

По другую сторону — плантации деревьев и уходящие вдаль поля между холмами.

По Испании проселочными дорогами. Вера

Возвращаемся к машине, быстро пересекаем город в поисках места для парковки. Встаем на бульваре дона Мигеля де Сервантеса Сааведра. Это относительно новый и небедный район.

Идем к центру, благо здесь все в нескольких минутах пешком. И кварталы довольно современных домов через узенькую улицу соседствуют со старой застройкой центра.

По Испании проселочными дорогами. Вера

Основные достопримечательности расположены более чем компактно:

Успеваем обращать внимание на интересные дома, на традиционные арабские постройки с внутренними двориками.

По Испании проселочными дорогами. Вера

Монастырь минимальных родителей (convento de los Padres Mínimos), он же монастырь Виктории (convento de la Victoria) был построен в 1606 году. В начале XIX века, когда были конфискованы многие церковные владения, монастырь пришел в запустение и к концу века его остатки были снесены. Осталась одна только монастырская церковь, в которой богослужения проводились до 1936 года. Однако процесс постепенного разрушения доконал и ее — провалились перекрытия, частично обрушились стены, пострадала внутренняя обстановка. В конце концов церковь перестроили для использования в качестве муниципального зала для собраний, театральных постановок, выставочного зала. При этом удалось расчистить и сохранить фрески восемнадцатого века.

И далее — обычная проблема старых европейских городов, когда на крошечных площадях и узеньких улочках сложно сделать приличный снимок. Главная площадь (Plaza Mayor) с расположенной на ней церковью-крепостью Богоматери Воплощения:

К площади примыкает Главная улица (Calle Mayor), на которой расположена мэрия и другие городские службы, офис по туризму, частично выходящие и на площадь:

По Испании проселочными дорогами. Вера

Заглядываем за угол — на узкой улочке суровые формы церкви-крепости кажутся еще массивнее.

Здания вокруг — даже не поймешь, насколько они старые или новые. В любом случае, большинство из них выглядит очень прилично. Но есть старый дом, которому явно нужна реставрация.

По Испании проселочными дорогами. Вера

Примерно также выглядят улицы центра — в основном 2–3 этажные здания, какие-то реально интересные исторические здания попадаются крайне редко, масса магазинов. Но тут уже мне надоело выискивать возможность сделать приличный снимок в крайне ограниченном пространстве, поэтому просто погуляли по улицам.