Турист Алексей (Alexey_S)

Начало — По Испании проселочными дорогами. Пляжи парка Кабо-де-Гата

По Испании проселочными дорогами. Агилас

*****

Поездка из Агиласа в Лорку занимает чуть более получаса. По трассе RM-11 пересекли горную цепь, выехали из ущелья и перед нами открылась долина Гвадалентин. Она производила впечатление сплошь застроенной домами, покрытой обрабатываемыми полями.

По Испании проселочными дорогами. Замок Лорки

Легкий поворот — и на горе на фоне неба вырисовываются четкие контуры крепости. И большую часть оставшегося пути cооружение остается в поле зрения. Это — замок Лорки, куда мы направляемся.

Первое поселение на месте Лорки существовало минимум 5,5 тыс. лет назад. Эта засушливая, но плодородная благодаря реке Гвадалентин долина издавна стала центром земледелия. Вместе с тем, она лежала на очень удобном пути, связывающем регион Леванте и восточную Андалусию. И холм Лорка, благодаря своей высоте и положению, позволял контролировать всю долину и перемещения по ней.

Естественно, укрепления на холме также возникли в незапамятные времена. Нынешний замок — в основном результат строительства в IX–XV веках.

Проезжаем через город и по узкой, огороженной редкими столбиками дороге едем вверх, вдоль крутого склона. Мне еще ничего, а жена сидит вообще почти над обрывом.

По Испании проселочными дорогами. Замок Лорки

Оставляем машину на парковке и идем вверх по дороге пешком — дальше проезд только для общественного транспорта и проживающих в Парадоре. Доходим до конечной автобусной остановки и входа в замок.

Входные билеты двух видов: за 5 евро можно осмотреть западную половину территории, за 10 евро еще и часть, ныне занятую отелем Парадор с историческими раскопками. Мы ограничились первым.

Замок сильно вытянут вдоль гребня и имеет длину 640 м при максимальной ширине 120 м. Окружающие крепость стены были построены еще при маврах, и территория дополнительно была разделена на две части. В западной части была собственно крепость, в восточной — городской район, заселенный евреями. Ниже по склонам к восточной части примыкал сам город с христианской и мусульманской общинами.

С учетом крутизны склонов, укрепление считалось неприступным. Однако инфант дон Альфонсо, будущий король Альфонсо X, в 1244 году завоевал Лорку. И с тех пор на протяжении двух с половиной веков, до падения Гранады, замок охранял границу между маврами и христианской Мурсией. Сразу же была проведена серьезная реконструкция крепости, построены две башни, дополнительные стены.

После падения Гранады замок потерял военное значение, и гарнизон сильно сократился. А после того, как католические короли начали борьбу с евреями, изгоняя их из страны, также опустела и восточная часть. В результате крепость на протяжении веков приходила в запустение и разрушалась.

Про замок вспомнили во время войны за независимость в начале XIX века — срочно привели разрушенное в порядок, а также построили новые укрепления в центре и установили на них артиллерийские батареи.

В 1931 году замок Лорки был объявлен национально-историческим памятником. А в 1964 году исторический центр Лорки, охватывающий замок, получил статус историко-художественного ансамбля.

Все было неплохо, но вечером 11 мая 2011 года в Лорке произошло землетрясение — самое разрушительное в Испании за 55 лет. Толчки продолжались и ночью. Самый сильный толчок имел эпицентр в паре километров от исторического центра на глубине менее километра. В городе было в различной мере повреждено 80% зданий, многие полностью или частично разрушились, в том числе несколько исторических памятников, частично обвалились стены замка, рухнула башня Эсполон (Torre del Espolon). От части зданий сохранялись лишь фасады. Погибли 9 человек, более 300 были ранены, многие эвакуированы.

Сразу после землетрясения были приняты оперативные меры по восстановлению разрушений. Так, башня Эсполон была восстановлена уже в начале 2012 года. Ведутся и другие работы, но про них расскажу в другой части.

Итак, входим в крепость. Территория основательно заросла, и местами можно пройти только по узким дорожкам. Один из первых предметов по дороге — здоровый требушет.

По Испании проселочными дорогами. Замок Лорки

Быстро замечаем большое количество стендов, описывающих различные детали устройства крепостей, тактики, развития оружия и прочего. На одной из табличек теперь уже несуществующий вид башни Эсполон:

После землетрясения башню восстановили без зубцов — отсутствуют какие-то достоверные сведения, как именно выглядела эта часть первоначально, поэтому архитектор решил сделать так. Направляемся в башню.

Это массивное квадратное в плане сооружение с толстыми стенами, внутри которых находится лестница, тремя этажами и площадкой сверху. На одном из маршей к бойнице приник лучник…

По Испании проселочными дорогами. Замок Лорки

Поднимаемся на верхнюю площадку. Да, вид отсюда открывается потрясающий. Чуть в стороне — вторая башня, Торре Альфонсина, получившая имя в честь короля Альфонсо Х, артиллерийская батарея и где-то внизу Лорка.

Внизу из тоннеля выходит автомагистраль А-7, пересекает сухое русло реки Гвадалантен и уходит в сторону Мурсии и Аликанте.

По Испании проселочными дорогами. Замок Лорки

А это — стоянка, где среди прочих спряталась и наша машинка.

Направляемся в центральную часть — и не скажешь, что всего в паре метров слева стена крепости.

По Испании проселочными дорогами. Замок Лорки

Выглядываем с одного из выступов стены:

Поднимаюсь на артиллерийские позиции. Это неправильный многоугольник, часть пушек была ориентирована в сторону горы Мурвидро — в XIX веке противник уже мог угрожать оттуда.

По Испании проселочными дорогами. Замок Лорки

Другие пушки смотрели в сторону долины — обзор отсюда замечательный. В старой части города, если присмотреться, видны многочисленные подъемные краны, колокольня в стальных бандажах и строительные леса.

«Во дворе», если можно так выразиться, артиллерийской батареи большая площадь со сценой.

По Испании проселочными дорогами. Замок Лорки

А вот этот здоровенный меч — на самом деле солнечные часы.

В разных местах находятся утопленные в земле экспозиции — бывшие жилые и служебные помещения. Вероятно, так поднялся уровень земли на протяжении веков. Вот одно из таких выступает полукругом на фоне башни Альфонсина:

На территории где-то устроены аккуратные дорожки и лесенки вдоль крутых склонов, иногда рядом изображаются какие-то бытовые сценки, а местами проходят практически лесные тропы — присядешь отдохнуть, и в этой чаще даже отключаешься от того, что вокруг тебя крепость.

По Испании проселочными дорогами. Замок Лорки

Понятно, что эти дикие заросли нехарактерны для крепости. Об этом напоминают и стенды: ранее на территории оборонительных сооружений выращивались только съедобные растения, чтобы их можно было использовать в случае осады. И даже устроены грядки, на которых высажены различные съедобные травы.

Хотя здесь и плодовых деревьев немало. На гранатах перезревшие плоды полопались, и ими лакомятся птицы.

По Испании проселочными дорогами. Замок Лорки

Заглядываем в пекарню — ее остатки нашли при раскопках, одну печь из двух восстановили, воссоздали обстановку:

Спускаемся в другое подземное помещение — тут рассказывается о мавританской культуре Аль-Андалуса. Стенды, макет средневековой Лорки, других городов:

По Испании проселочными дорогами. Замок Лорки

Так, плутая по разным тропинкам и лестницам, доходим до башни Альфонсина. Доступ в нее для неорганизованных туристов закрыт. Судя по висящим около запертых ворот правил техники безопасности, даже группы пускают осторожно и под надзором — очевидно, тут еще не все восстановили.

Та часть замка, куда мы не пошли, практически полностью занята комплексом отеля Парадор с рестораном, стоянками и прочим. Перед его строительством были проведены археологические исследования и раскопаны 12 домов и синагога XIV века (единственная найденная в регионе Мурсия). А потом сверху построили отель, и синагога теперь находится у него в подвале — доступная за дополнительные деньги. На наш взгляд, оно того не стоило.

Сейчас, несмотря на неполностью ликвидированные последствия землетрясения, в замке проводятся театральные представления, ночные мероприятия, организуются различные мастерские, проводятся экскурсии.

Удовлетворив любопытство и нагулявшись по замку, мы направились к морю. Спускаясь по опоясывающей гору дороге, проехали практически над старой частью города. Совсем рядом были хорошо видны разрушенные и реставрируемые старые храмы.

По Испании проселочными дорогами. Замок Лорки

Попались в кадр женщины — из города к стоянке у замка пешком или на машинах приходят-приезжают люди, чтобы заниматься бегом на примыкающих холмах, покрытых сетью дорог и тропинок. И таких со стен замка мы успели увидеть немало.

По несколько напрягающей дороге спускаемся с холма и едем к морю купаться. Завтра вернемся в Лорку прогуляться по улицам города.