Турист Иван Якунин (Ivan_Jakunin-1)
Иван Якунин — был 24 марта 10:33
Здравствуйте, меня зовут Диван.

Серпухов — Россия Март 2018

Когда безвозвратно пролетают выходные, утопая в домашнем быту и в уже наступающей весенней слякоти, хочется успеть поставить хотя бы небольшой, но яркий штрих. Для нас таким решением — оказалась поездка в Приокско-терассный биосферный заповедник, находящийся на границе Московии и Тульской Губернии, невдалеке от южного форпоста столичного региона — Серпухова. Собственно, небольшая поездка в сам Серпухов дополняла выходной день.

От Клина до Серпухова — насквозь всю Московскую Область — ехать три часа. Это с учётом раннего выезда на опережение утренних пробок, которыми заполнится выходной день, стоит только москвичам проснуться и отправится отдыхать на разные стороны МКАДа, заполненные торговыми и развлекательными центрами.

Раннее утро в заповеднике. Первая экскурсия в девять часов. Кроме нас с женой ещё одна парочка ранних пташек. Покупаем билеты, стоимостью в 400 рублей и договариваемся через пять минут на пятачке у экскурсионного бюро. Вокруг тихо, слишком ранняя весна, чтобы воздух наполнился гомоном птиц. Редкие пернатые что-то перебирают в кормушке у технического здания. Им сейчас не до чириканья.

Мартовские зубры

— Давайте подождем немного, или всё? — скорее утверждает, чем спрашивает экскурсовод. Она объясняет свою реплику тем, что вчера (девятого марта то бишь) в это время пятачок был заполнен, а в группу входило не четыре туриста, как сейчас, а целый автобус детей и взрослых. Нам повезло. В любой экскурсии малые группы быстрее и спокойнее смогут рассмотреть, сфотографироваться, обсудить факты. Экскурсовод увлекает нас по тропинке вглубь леса, туда, где находится питомник с зубрами. Зубры — изюминка заповедника. Именно они стали притяжением для многочисленных туристов, по праву заняли место на логотипе и сувенирах в лавке. В лесу тихо, слышно только, как экскурсовод читает нам историю создания заповедника.

Неожиданно большая тень мелькнула среди деревьев. Лось. Большой. Стоит. Потому что картонный. С непривычки в естественной серости леса он показался настоящим. Но это лишь муляж для развлечения туристов. Дальше, под рассказы о том, когда и почему именно сюда были завезены зубры, я успел разглядеть среди деревьев картонных рысь, кабана, оленя. Всё это представители местной фауны. Дорога широкая, под ногами приятно хрустит снег. Настоящий, хоть и весенний, белый как облака, без единой песчинки или лужицы соли. Над головами в тишине затаившегося заповедного леса свисают голые ветви деревьев. Мы идем в горку и уже видим, как на нас выплывают ворота и зеленый забор, очерчивающий периметр зубрового питомника. Ворота с резным символом заповедника закрыты. За ними лес редеет и его контраст с чащей добавляет особой атмосферы, пропитанной таинственным напряжением и встречи с реликтовыми животными. Смотрели «Парк Юрского периода»? Вот примерно также въезжают машинки там. Только у динозавров ворота массивнее.

Мартовские зубры

Входим в ворота. Теперь мы в клетке. Так сказала, экскурсовод, намекая, что по сути четыре загона зубрового питомника образуют между собой клетку, где люди и ходят, вглядываясь в лес с надеждой увидеть как величественно ходят огромные быки. Перед нами прямая дорожка, в конце которой виден трактор и фигурки служителей заповедника. А по сторонам, за зеленой сеткой забора, лес, поваленные деревья и снежный наст. Все зубры собрались на стыке загонов, площадке, где копошатся фигурки людей. Зубров кормят, и как все нормальные животные, здоровяки не планируют блуждать среди холодных деревьев в одиноком огороженном лесу. Куда приятнее полакомится сеном и комбикормом в компании своих соотечественников. К слову, о соотечественниках — чуть дальше от пятачка на стыке загонов, находится ещё два отдалённых участка. В одном из них содержится семейство американских бизонов, в другом мама зубриха с трехмесячным малышом. Малыш ещё совсем маленький, хоть и держится на ножках уверенно, но вместо рогов две смешные шишки и совсем детские, такие наивные, со смешинкой, глаза. У любого вида животных — дети есть дети, поэтому девчонки из нашей группы растаяли, стоило им взглянуть на малыша-зубрёнка. Мальчишки из нашей группы оказались не такие сентиментальные и прилипли к загону с бизонами. Там Бизон, с огромной кучерявой головой, следил за своим маленьким стадом. Я всегда думал, что бизоны должны быть больше зубров, почти в два раза. Но это оказалось обманом на картинках. Наши родные зубры всего на всего не такие лохматые. Размером зубр и бизон примерно равны, зубр, кстати, достигает веса в тонну, а бизон до 700 килограмм. Самки бизона легче самки зубра почти в два раза и компактнее. Ноги у зубра длиннее, что и логично, учитывая сколько месяцев в году тому приходится пробираться по заснеженному лесу, усеянному буреломом. Это вам не американские прерии. Самым огромным в питомнике был как раз зубр.

В России на данный момент около 7000 зубров. И ни одного на воле. Для восстановления популяции, способной развиваться в природе без участия человека нужно увеличить количество до 20 000. Учитывая, что зубров фактически вытащили из списка исчезнувших видов, мы идём к восстановлению в природе популяции этих гигантов леса. В Америке, кстати, с подобной проблемой уже справились и бизоны — полностью восстановленный вид. Приокско-террасный заповедник один из важных пунктов в деле восстановления вида, обмениваясь для размножения с другими заповедниками зубрами, стабильно получает потомство. Примечательно, все зубры в питомнике имеют кличку, начинающуюся на «Му…». Мучан, Мучало, Мучик и так далее. Это метка заповедника. По кличкам можно определять откуда приехал зубр. Заповеднику досталась самая точная метка для диких коров. К слову, зубры не мычат. Их горловой крик скорее похож на среднее между ржанием лошади и хрюканьем свиньи. И это очень редкий звук, ибо в лесу нечего просто так орать, можно и жизнью поплатиться. Поэтому, как и раньше я писал, над зубрами, уминающими сено, стояла тишина, прерываемая редким возгласом служителя, репликами нашего экскурсовода и мягким тарахтеньем трактора. Вся экскурсия и время для фотографии заняли у нас чуть более часа и мы двинулись в музей заповедника, в котором ещё много о животных этого уголка области. Навстречу нам двигалась огромная толпа, с детьми и переговаривающимися женщинами. Не думаю, что у них получится сохранить тишину и некий интим в посещении и общении с зубрами. Из этого следует совет — постарайтесь попасть на девятичасовую экскурсию. Скорее всего, в группе вас будет немного, и вы застанете окончание кормления, когда все зубры выходят из леса перекусить после ночи. Знакомством с зубрами и бизонами, экскурсия не заканчивается. Сразу после того, как вы снова оказались на пятачке у бюро, где находятся сувенирная лавка, столовая, дом лешего и скульптура зубра, вас поведут в музей заповедника.

Приокско-терассный биосферный заповедник не задумывался как зубровый питомник. Исключительно в связи с тем, что природа и условия заповедника совпадают потребностям животных, здесь образовался питомник. Заповедник много больше зубрового питомника и выпускать пока на волю гигантов никто не спешит. Почему он приокский понятно, совсем недалеко протекает величественная Ока, террассный заповедник потому, что расположился на пяти террасах, волнами спускающихся к реке. По размеру, вам об этом обязательно расскажут, заповедник третий с конца списка и имеет почти квадратную форму. В заповедных лесах обитают волки, бобры, кабаны, лоси, проходит рысь. О мелких зверюшках можно упоминать долго — заповедник богат на живность. На мой вопрос о браконьерах, экскурсовод ответил, что браконьеры за дичью не так страшны — с ними есть реальные методы борьбы. А вот статус «Биосферный» заставляет бороться с другими браконьерами — собирателями грибов, ягод и прочих даров леса. Заповедник по периметру соседствует с дачами, и люди с удовольствием ходят в лес по грибы и ягоды. Однако биосферный — означает полное невмешательство в жизнь леса. На территории заповедника запрещено даже сухостой поднимать для сохранения естественной жизни животных. Оградить его тоже нельзя — многие животные, согласно законам природы, оказываются в заповеднике транзитом. На всю территорию заповедника вмешательство человека — это несколько кормушек для птиц на пятачке у экскурсионного бюро и ограды зубрового питомника. Территория охраняется сигналами, на которые выезжает патруль. Из всего рассказанного об этом, меня поразила возможность встретиться с рысью. Вот так в Подмосковье в условиях живой природы. Люблю этих милых кошечек с такими няшными широкими лапками, способными разорвать большую собаку или человека.

Самое интересное из фауны, истории заповедника, представлено в музее, после которого экскурсовод вас покинет, следуя к ожидающей его группе туристов, нетерпеливо ждущих своей встречи с могучими зубрами.

Поход в заповедник окончился, а мы решили немного познакомится с Серпуховым, расположенным буквально через дорогу от охраняемых лесов. Первое, куда мы приехали, был занесенный снегом памятник Чехову, расположенный на перекрестке улиц Ворошилова и Чехова. Антон Палыч бывал в Серпухове неоднократно. Здесь он занимался общественной деятельностью, практиковался во врачевании, научной работе по медицине. Недалеко от Серпухова, ближе к Москве, находится его усадьба «Мелихово» — мекка почитателей Русской классической литературы и писательского искусства. Не удивительно, что в Серпухове любят и помнят величайшего писателя нашей страны. Есть целая книга «Чехов в Серпухове», написанная И. И. Моченевым, настолько крепкой и обширной была связь Чехова и Серпухова. Практически напротив памятника расположен небольшой сквер, где одиноко стоит дама с собачкой, разглядывая обветшалые стены дома напротив.

Серпухов, особенно исторические улочки, оказались обветшалыми не только напротив дамы с собачкой. Многие дворы пестрят светло-серыми проплешинами на давно выцветшей краске стен, не редкость и глазницы до кирпичной кладки. Стоит признать, что основанный в 1339 году, Серпухов выглядит историческим захолустьем. Въезд во дворы легко может оказаться обрамлен фигурами львов, или табличке на деревянном доме будут выписаны каллиграфией, некоторые деревянные дома украшены резными элементами декора. Некоторые дворы, подобно питерским скрыты за арками в домах, внутри можно увидеть покосившиеся деревянные сарайчики и бельё на веревках. Дороги чищены плохо, нам приходилось пробираться по ледяным горкам, поэтому мы совсем не расстроились, что вместо пешей прогулки по городку выбрали машину от достопримечательности до достопримечательности. Серпухов не обладает какой-то ярко выраженной центральной частью. Улочки одинаково сплетаются в сеть, образуя на себе узелки памятников и храмов. Только площадь Ленина, куда мы бы обязательно заглянули, претендует на центр города. В центре площади стоит Владимир Ильич, будто демонстративно повернувшись спиной к богатому капиталистическому ресторану, скрытому аккурат за памятником. На площади и чуть поодаль расположено немало мест, где можно перекусить. Мы выбрали блинную «Три сковородки». Небольшое, буквально на десяток посадочных мест, заведение накормит вкусными, вполне сытными блинами с различными начинками. В прикуску можно воспользоваться книгами с полки, главное не зачитаться в мягком кресле на подоконнике.

Недалеко от Ленина, в сквере, расположился памятник Святославу. Я долго искал, по какой причине монумент Князю Святославу Игоревичу оказался в Серпухове. История проста — это подарок (совсем новый, 2014 года) мецената, который хотел поднять из небытия память о великих людях нашей земли. Пока я искал эту информацию, прочитал немало и негатива. Который сводился в мелочному ругательству, приплели нынче модное сравнение с нацистами и свастикой, совсем позабыв о победах князя. Иногда, читая такие пасквили, я удивляюсь — почему авторы до сих пор не опустились на четвереньки? Ведь, страшно подумать, но немецко-фашистские военные захватчики тоже ходили на двух ногах. Кому мы уподобляемся! Ну да ладно, я рад, что памятники великим личностям уже древних времен появляются на земле. Без них мы не то, что Святослава — Суворова скоро не вспомним.

Серпухов, как и многие древние города, богат на достопримечательности. И как во многих малых городах, к этим достопримечательностям не ведут широкие туристические тропы. Наши маршрутом были те памятные места, которые оказались в центре города и нашего посещения. Пользуясь машиной, мы с женой выбрали одно направление по улицам 1-я и 2-я московская в отдалении от центра. Поэтому нами так и не удостоились внимания памятник Ваарламу Серпуховскому и Введенский Собор, памятник Владимиру Храброму и Котел Бабкок-Вилькокс. Что говорить, находясь на площади Ленина, мы не прошли от одного сквера со Святославом в другой сквер, где стоял памятник Столыпину. Однако, именно желание увидеть памятные места заставило узнать о них из интернета, только время ужимало. А мы продолжаем гулять по Серпухову…

На пути к кремлю, мы замечали, как много куполов и крестов видно на возвышенных местах города. Остановились мы у белоснежного Собора Николы Белого (Никольский Собор). Собор был небольшой, во время нашего пребывание внутри проходило отпевание и мы лишь снаружи оценили монументальность и красивые виды за собором. Интересно то, что именно в этом соборе висит самый большой в городе колокол. Вес его 5 тонн, язык 150 килограммов. Колоколам с такими весами дают имена. Но имени этого колокола я не знаю, а Википедия молчит. Со двора Собора виден резкий поворот дороги — с высоты он на расстоянии вытянутой руки. В реале чуть дальше — метров 300 и за ним начинается Серпуховской кремль.

Мартовские зубры

Кремль в Серпухове — понятие довольно размытое. Есть вал, на вершине которого находится Троицкий Собор, памятник воинам освободителям и прекрасный вид на раскинувшийся по берегам Нары Серпухов. Рядом улица Красная Гора, где живут люди и остаток кремлевской стены. Этот остаток разрушил все мои ожидания от кремля, так как он стоял на отшибе, на задах дворов, разрисованный граффити и совсем не реликтовый, как зубры.

Со стен вала катаются на тюбингах дети, взрослые в своём большинстве затаскивают детей обратно на горку. Внизу вала небольшая парковка и ансамбль из Успенской и Ильинской церквей. Вал и церкви создают неповторимый колорит для горок и оравы визжащей от восторга детворы. Не знаю, как в городе, но на районе — это точно место притяжения. Обычный выходной день, наполненный детским гомоном на горке становится праздником, не взирая на грязную дорогу, серые дома и гул машин на ближайшей дороге.

От кремля мы выезжали из города. Точнее, вначале уехали на окраину, там где стоит Высоцкий монастырь. Это мужской монастырь и один из старейших в Подмосковье, основанный Сергием Радонежским и Владимиром Храбрым в 1374 году. Площадь монастыря вмещает несколько церквей, часовню Афанасия младшего с деревянным саркофагом почившего святого, как и во всех монастырях есть трапезная, палаты для паломников и свой сад. Монастырь очень красивый. Боюсь выразиться неправильно — но это один из самых ярких и разноцветных монастырей, которые я видел. От смотровой площадки у монастыря можно увидеть дамбу на Наре, по которой легкой завесой скатывается вода. Совсем недалеко от этого места, Нара впадает в Оку. К смотровой площадке на которой мы и поехали после монастыря.

Мартовские зубры

Забавно, но именно у площадки я вижу отличный потенциал как у туристического места. На крутом берегу ротонда, с которой видно изгиб величественной реки. Отличный ракурс на впадающую в Оку Нару, большой железнодорожный мост рядом и просторы тульской земли по другую сторону от площадки. И пусть зимой вместо величественной реки скорее видно стайки рыбаков-подлёдников, общего настроения это никак не портит. Но…рядом свалка снега, небольшая парковка заполнена машинами этих самых рыбаков, грязный снег и совсем нечищеная, огрызающаяся щупальцами проводов, ротонда. В отзывах пишут, что летом чаще обращают внимание на мусор и грязь вокруг площадки. Уверен, что это не мешает включать живописное местечко в маршрут свадебных кортежей. Площадка достойна внимания к ней со стороны администрации, а не так как сейчас.

На площадке продувало, что характерно для высоких речных берегов, да и мы устали — пора было выдвигаться домой. Путь в обратную сторону затянулся. Проснулся МКАД, снующие на развилках ручейки машин вливались в медленно текущий поток. Мы везли домой впечатления и фигурку зубра из питомника.