была 14 июля 16:02

Время цвести

Зихрон-Яаков, Кирьят-Бялик — Израиль Февраль 2018

За почти 25 лет в Израиле я не припомню такой теплой зимы. Более того, с середины февраля, обычно самого холодного и дождливого у нас месяца, стоит сухая, практически летняя погода с температурой 22–25 градусов тепла.

Тем не менее, как это обычно случается по закону подлости, именно в тот день, а вернее в предшествующую ему ночь, когда мы с Лизаветой собрались пойти на прогулку в заповедник — «Нахаль Мэарот» («Ручей пещер»), пошел дождь. Да какой там дождь — ливень. Прислушиваясь к потокам воды, изливающимся на крышу, я вспоминала с каким трудом удалось выбить на этот день выходной. А утром отправила ребенку слезливую сэмэску, что вряд ли мы куда-нибудь сегодня пойдем.

На что получила бодрый ответ:

— Не дрейфь, мама, после 9 обещали, что дождя не будет.

Пока дщерь заехал за мной, пока мы доехали до хозяйства, выращивающего органические овощи (какие-то детям моим надо было грибов купить особенных), время к девяти и подгребло. Правда во время того, как мы ехали за зеленушкой, принялся накрапывать дождь и грунтовая дорога, по которой довольно активно сновали любители экологически чистых продуктов, не то чтобы стала не проездной, но феррари и поршам там бы было не совсем удобно.

В течении того времени, что Лизка делала покупки, я поняла, что день и правда обещает быть ясным. По крайней мере невинно-незабудковое небо весело заиграло своей нехитрой палитрой.

Заехали к ней домой сгрузить продукты и забрать собак: Лизкиного Боно и соседскую Джин. Еще 7 минут от дома до заповедника и мы отправились в путь.

Заповедник «Нахаль Мэарот».

Немного расскажу чем интересен заповедник как таковой. Он еще носит название: «Заповедник эволюции человека». О пещерах было известно с конца позапрошлого века. Во времена британского мандата стоял вопрос об их сохранности, т. к. с западного склона горы Кармель, где пещеры находятся, планировалась добыча известняка для Хайфского порта. В 1927 году туда была направлена археологическая экспедиция Дороти Гаррот, которая обнаружила множество скелетов 5-ти разных культурных эпох среднего и верхнего палеолита: ашёльской (500–200 тыс. лет назад), мугарийской (150–100 т.лет), мустьерской (100–40 т.лет) и натуфийской (40–12 т.лет).

Заповедник "Нахаль мэарот".

В общем за 90 лет раскопок в пещерах: Танур, Гамаль, Нахаль и Гди нарыли много всего интересного. Но для меня самым интересным было то, что в культурном слое мустье в соседних пещерах были найдены скелеты, как хомо сапиенса, так и женщины неандертальца, обитавших в одно и то же время, что ранее считалось не возможным.

Помимо останков людей и ланей, на которых они охотились, найдены кости верблюда, что еще куда ни шло, учитывая место расположения, но так же гиппопотама и носорога! Какая богатая была фауна в те времена в этих краях!

В пещере Гамаль воссоздан макет стоянки древнего Хомо сапиенса. С 2012 года эти пещеры объект ЮНЕСКО.

Но…перед тем, как мы вылезли у входа в пещерный заповедник, туда запустили 2 автобуса современных сапиенсов-подростков и гватл стоял такой, что не слышно было…ничего слышно не было. Поэтому плюнули мы на пещеры, а учитывая собак, туда залезть смогла бы только я, а Лизке бы пришлось ждать внизу, то мы просто пошли гулять.

В заповеднике, на 54 га площади 4 круговых маршрута: черный на час, синий на 2.5 часа, зеленый и красный рассчитаны на 5 часов. Мы выбрали синий, который начинался от ворот и шел по высохшему руслу ручья, фигурирующего в названии места.

Джин.

Гигантскими головами сахара сырца у начала тропы возвышались известняковые холмы, которые язык не поворачивался назвать горами. Ручей из высохшего, старанием ночного дождя превращенный в реальный, занимал всю тропу. По правой стороне заполошно квакали лягушки, которых до сего дня в Израиле я не слышала, не говоря про то, чтобы видеть.

Собаками я была принята в стаю. Молодая, годовалая Джин шла, вернее бежала впереди, все-время возвращаясь и проверяя все ли на месте. Потом топала Лизка, за ней старичок Боно, мальчику больше 16 лет, но службу замыкающего он нес отлично, останавливаясь и дожидаясь меня с фотоаппаратом.

Незатейливое небо наших скромных палеолитских и библейских страстей полностью освободилось от пелены и облаков, а неприкрытое ими солнце ярко и явственно заявило о своих правах. Сначала я сняла ветровку, потом свитер и осталась в майке. Кто бы мог подумать, что так распогодится. Было, на минуточку, 22 февраля.

Заповедник "Нахаль мэарот".

Через какое-то время обратила внимание, что стало значительно тяжелее идти. И кинув взгляд на ботинки, поняла, что на каждом из них висит минимум по пол-кило налипшей глины. Обчищать и обскребать подошвы не было никакого смысла, так как она вновь приставала на то же самое место. Хорошо, что тропа стала уходить вверх. Стало суше, больше травы и земля отвалилась сама собой.

И тут началось разнотравье. Было ощущение что прошел хорошо эстетически образованный сеятель.

Тут он бросил горсть розовых цветков, там голубоватых, чуть в отдалении белых. И неожиданно, соревнуясь с уже отцветающими каланиёт, как редкие рубиновые камни, стали появляться дикие тюльпаны.

Они не стелились сплошным ковром, но с заточенными белыми остриями оконечностей карминных лепестков, похожие на кончик лисьего хвоста цветы, аленькой мечтой Настеньки вспыхивали то тут, то там.

Мы шли одни. Было тихо, как может быть тихо в лесу, где то сходятся, то расходятся соседние птичье оркестры. Шумят реликтовые сосны, выстлавшие длинными иглами и прошлогодними шишками раскрошенные камни тропы, что когда-то были частью скал. И внезапно, в устоявшуюся мелодию вдруг в вышине врывался посвирк нездешней, одинокой, бродячей птички.

Джин, как возвратно поступательный челнок, не знала покоя и сколько она пробежала за этот день я ума не приложу,

но собакам надо было уже попить и поесть, да и нам с ними за компанию, поэтому найдя менее, а скорее более сухой каменный карниз, расселись на нем, разложив нехитрую экологически чистую, вегетарианскую снедь.

И разомлев на солнце, лениво перекидываясь фразами и счищая шкурку с яблок для собак, которые как оказалось очень их любят, мы просидели около получаса, а может и чуть больше. И это было точно из серии: «счастливые часов не замечают».

Заповедник "Нахаль мэарот".

Но надо было идти дальше и отработать 2 с половиной часа синей тропы. Полдень получался знойкий, сквозной, пестро-солнечный. Бездонное, неподвижное небо, замершее в жарком бездонном обмороке, оперлось всей тяжестью на вершины сосен.

Где-то на развилке, где синяя тропа переходит в красную, Лизка спросила, что будем делать: пойдем дальше по лесу, или разнообразим день прогулкой возле моря, по заповеднику «Хоф ха Боним», про который я уже писала. И было решено двинуть к выходу.

В какой-то момент показалось, что море, заполненное рыбьими косяками, внезапно подошло к подножью горы. На солнце плескалось и переливалось что-то серебристое, живое и трепетное.

Оказалось, что этот слюдяной блеск принадлежит множеству банановых теплиц. Не то чтобы я их не видела раньше, но точка обзора была снизу и в прорехи между тканью, а сейчас с высоты картинка была совершенно сюрреалистической. Даже Джин замерла, разглядывая это блескучее море.

И уже до выхода совсем чуть-чуть. Дорожка, по обочинам присыпанная желтыми горстями сурепки, выведшая нас к стоянке машин.

Заповедник "Нахаль мэарот".

Опять заехали к Лизке. Сбросили рюкзаки. Выпили мятного чая. Передохнули и снова в путь. Немного прошлись по её деревне. От Хайфы ехать минут 15–20, а пастораль в чистом виде. Собаки валяются. Лимоны перезревают.

Кактусы плодоносят.

Но самое интересное, на что обратила внимание — это были фундаменты некоторых домов. Они были теми, теми старыми стенами, которые остались от крестоносцев. Серые, могучие камни. Наверное, в этом самый ошеломляющий эффект обетованной сей земли. Тут ходили, жили, ЖИЛИ наяву те, чьими ликами расписаны божьи дома по всему миру. И на эти реальные напоминания натыкаешься через два шага на третий.

Февральский пейзаж заповедника «Хоф ха Боним» отличался от сентябрьского разительно. Дожди налили объемные поймы, на поверхности которых резвились водоплавающие и чайки (интересно, а чайки тоже водоплавающие?).

Заповедник "Хоф ха Боним".

Около изрезанного бухтами берега воздух сразу обдал запахом йода и соли, а под ногами, раскрошенными черепками, захрустели ракушки.

На них, ничего не подстелив, а лишь подложив под голову портфель лежал в нирване китаец.

Заповедник "Хоф ха Боним".

Закатное солнце удлиняло тени. И так здесь было и сто, и тысячу и сотни тысяч лет назад.

А Джин в неуемной своей жажде жизни нашла чью-то дохлую тушку и с упоительным остервенением обтерлась об неё с ног до головы, пока мы не оттащили её от этого омерзительного занятия, ну с нашей точки зрения омерзительного.

К пяти устали все. Боно еле плелся между нами. Мы уже тоже разомлели. Я еще фотографировала, а Лизка уже сидела на камне, лениво отгоняя комаров.

Лишь солнце педантично заканчивало свою на этот день работу, да Джин пролетела опять туда и обратно, в только ей понятном полете.

Заповедник "Хоф ха Боним".

Когда мы бродили с Лизкой по заповеднику «Нахаль Мэарот», среди всего этого благоухания и цветения, то уже тогда знала, что приберегу этот рассказ к 8-му марта. Уж очень было хорошо и ярко и обидно не поделиться такой красотой, особенно с вами, дорогие мои подружки. Но почесав репку, подумала, что маловато будет одного заповедника для рассказа. Поэтому через неделю мы с мужем решили проехаться до другого заказника, который расположен рядом с городом Кирьят-Бялик, которого в списке «Туристера» нет, поэтому я его приписала временно к городу Кирьят Ям, что в принципе, не далеко. (А что у нас далеко?)(За ночь Кирьят-Бялик добавили в карту сайта!)

Заповедник Эйн Афек.

Это был наш первый заповедник до которого мы в Израиле доехали. Т. к. от Хайфы по пустому шоссе минут 20, то были мы там в разное время года раза три или четыре. Но давно уже не были. И насколько я была поражена, скорее неприятно, что к самой границе этого островка тишины и пасторали, вплотную придвинулась грандиозная стройка, со всеми сопутствующими ей атрибутами: пылью, машинами и строительным балаганом. Даже соседнее кладбище, расположенное так же забор к забору с Эйн Афеком, но через дорогу от «события», выглядело сиротливо и потерянно. Вообще хорош будет видок из окон этого микрорайона!

Крепость крестоносцев в заповеднике "Эйн Афек".

Но как только въехали на гравийную дорогу, то оказались среди ярчайшей зелени, высокой зеленой, еще не выгоревшей на солнце травы и разливанного моря турнепса, который мне несказанно мил, уж не знаю почему.

Вообще, даже странно, что Израиль, в основном, интересен своей библейской наполненностью. А тут столько всего интересного помимо этого. А какое разнообразие ландшафтов: от лесов и средиземноморской вечнозелености, до пустынь и снега в соответствующий период на горе Хермон.

Вот и Эйн Афек был известен еще в бронзовый и железный века. В книге Иисуса Навина он упомянут, как библейский город Афек, принадлежащий колену Асирову. Тут были и древние греки, и римляне, и естественно крестоносцы, от которых осталась небольшая крепость, с расположенной на нижнем этаже мельницей, и остатки их же крепостной стены.

Заповедник "Эйн Афек".

А сейчас это биосферный заповедник площадью 66,6 га. Вот если ехать от первого — «Нахаль Мэарот» до второго — «Эйн Афек», то потратишь максимум час времени. А то и меньше, если через тоннель, прорытый под горой Кармель. А насколько разнится ландшафт даже при таком небольшом расстоянии. Там горы и леса. Тут болотца, родники, проточные прудики, которые питаются подземными источниками.

Но если честно, то в «Эйн Афек» я езжу ради сомов. Ну да. Ради рыб. И когда я в этот раз увидела знакомую тень практически на поверхности пруда, то тут же заорала мужу:

— Смотри, смотри, плывет!

— Ага, Несси плывет! А то ты не знаешь, что они тут плавают,- флегматично ответил муж.

Заповедник "Эйн Афек".

Я заржала и веселилась еще минут несколько, пока уже мне на ухо не заорал израильский ребенок с приблизительно такой же фразой, как и моя. И тут я поняла какую ошибку мы совершили! Сегодня была первая половина пятницы, выходной и каникулы у детей на праздник Пурим. Гулять по природе в окружении огромных семей, в каждой от 3 детей и больше — удовольствие ниже среднего. А для некоторых просто пытка (пальцем не показываем). Поэтому перемещались мы короткими перебежками в перерывах между проходов отдельных семейств. К счастью, время завалилось за полдень и большая часть их уже покинуло этот обетованный оазис.

Скажите красиво! Просто все как я люблю. Отдельно стоящие огромные деревья. Озерца. И ветер, желтыми волнами раскидывающий солнечные соцветия сурепки. На дальнем плане, куда тропы не шли, но предупреждающие таблички, как и заборы, стояли, паслись буйволы.

Заповедник "Эйн Афек".

А еще дальше за ними закручивали огромные торнадо стаи коршунов.

— Да это вороны, — сказала я мужу. И лишь проследив путь этой не самой яркой и грациозной птицы поняла, что была не права. Коршуны парили, ловя восходящие потоки, тогда, как хорошо знакомая нам всем серо-черная птица, крылами машет и весьма интенсивно.

В заповеднике есть парочка смотровых. Ну не так чтобы бог весть что, но как не крути, а вид даже с небольшой горушки — это не из-под неё.

Заповедник "Эйн Афек".

Можете сказать, что довольно однообразен пейзажик. И будете правы, но не совсем. Во-первых, не только коршунами и воронами едиными живо воздушное пространство над желтыми цветочками. Еще пролетают попугаи, и не какие-нибудь волнистые, а самые что ни на есть крупненькие и горластенькие.

Заповедник "Эйн Афек".

А потом вы забыли зачем я сюда езжу. Сомы! Пошли кормить сомов!

Для прогулки над мутным прудом, где сомы плавают по одиночке и большими косяками, проложены мостки.

Заповедник "Эйн Афек".

Сом — рыба по местным понятиям не кошерная. Никто её не ловит и саму по себе, и потому что нельзя. Заповедник! И хоть где-то я видела табличку, что рыб кормить запрещено, но зря я что-ли половину залежалой халы из дома везла. Надо скормить.

Сом наполовину слеп, хотя глазки у него и есть. Но главными органами осязания-обоняния и вмиресуществования для него являются отростки у рта. Выглядит это несколько неприятно и даже пугающе. Напоминает что-то инопланетное с щупальцами, которые хотят вас схватить и в хищную пасть затянуть. Пасть у сомов, не смотря не на самый яркий окрас тушки, ярко красная. И уж не знаю для чего этот им, если учесть их подслеповатость. А хлеб они ели так.

Заповедник "Эйн Афек".

Вот все что я вам до этого момента показала, отчетливо отложилось в памяти с прошлых визитов. А вот двух озерцов с ярко-бирюзовой водой я не помню совсем.

То-ли в них поменялся состав воды, то-ли еще что, но такие сияющие и искрящиеся они еще больше добавили живости и так не скучному пейзажу.

Заповедник "Эйн Афек".

Наверное, моя догадка по-поводу смена состава воды имеет под собой остнование, т. к. и таких миленьких, но не менее прожорливых чем сомы рыбешек ранее я в «Эйн Афек» не припомню.

На оставшиеся от кормления сомов крошки они просто выпрыгивали из воды, отталкивая ближнего от нежданно свалившейся с неба «манны».

Заповедник "Эйн Афек".

Думаю на такой веселенькой, изумрудной нотке я на сегодня и закончу. Хотя погодите, еще же надо дойти до мини-крепости крестоносцев. Раньше, когда я еще была неискушена в поездках и древних постройках, крепостях, рвах и замках, это скромное зданьице казалось мне чем-то «вау»! Но по истечении времени от «вау» осталось только эхо от протяжного «у». Но согласитесь, что строеньице, которому 8 веков, пейзаж по любому не испортит, не смотря на современные, так плохо вписывающиеся в его интерьер заплатки.

В прудике у мельницы-замки резвилась блестящая выдра, то ныряя, то выныривая. Мимо нас проплыла половина арабской деревни. Женщины в темных одеждах до пола, напоминали конусы с основаниями разного диаметра. Мужчины были одеты цивильно. Когда же я забралась в дебри овсового поля,

то внезапно вздрогнула от чего-то для меня странного в движении пары арабских мужчин. Нет, ничего такого. Они просто бухнулись на колени, расставив их на ширине плеч и отклячив попы, стали молиться. Мои познания в вопросах исправления мусульманской веры находятся рядом с нулевой отметкой, но разве намаз совершается не в предзакатное время? А в 14–30 по-полудни они что делали?

Ну да Бог, их Бог с ними! А день, ослабевний от своего яркого восторга, устал. Устало небо. Выцветшими, чуть белесыми ирисами затянуло его ультрамариновую глубину.

И я подустала. Вообще-то в этот день я успела еще и поработать.

Да и в 15–00 заповедник закрывался. (Вход для взрослых, как в заповедник «Эйн Афек», так и в «Нахаль Мэарот» 22 шекеля со взрослого. 11 с ребенка. Добраться можно только на машине.)

***

Целый день вчера, прийдя с работы, почти не пивши-не евши, писала этот рассказ. Очень мне хотелось успеть до 8 марта поделиться теми яркими, брызжущими красками днями с вами, дорогие друзья. И конечно, и особенно, с вами, дорогие мои подружки! Пусть в жизни будут такие (и много) яркие дни, такие яркие весна, такие яркие праздники. С весной вас — девочки!

Израиль: полезная информация

Juliette17
С весной вас — девочки!
- Спасибо, Елена, и Вам весеннего настроения!
Красивые места. А какие шикарные усы у сомов!
Juliette17 писала 7 марта 2018 г. 9:23
Вам весеннего настроения!
Юля, спасибо. С наступающим праздником!
А какие шикарные усы у сомов!
Это точно. Живые, щевелящиеся!
Alla_Zatsepilova
Вы так тонко все описали, что я как будто вместе с вами прогулялась. Фотографии радуют глаз
Alla_Zatsepilova писала 7 марта 2018 г. 9:28
я как будто вместе с вами прогулялась
Так и было задумано. До израильсих заповедников редко кто добирается, все в основном в Иерусалим рвуться. А они тоже интересные, хоть и миниатюрные!
AleksSandra
Какая красивая природа а ваше описание трогает душу!
AleksSandra писала 7 марта 2018 г. 9:31
Какая красивая природа
Сейчас у нас очень красивая пора! Спасибо! Рада, что тронула!)
AleksSandra
Очень понравилось! Спасибо за отличное весеннее настроение в зимнюю погоду
AleksSandra писала 7 марта 2018 г. 17:20
в зимнюю погоду
Саша, скоро и у вас весна. Чуть-чуть осталось!
AleksSandra
Очень ждем. За март столько снега выпало, как за всю зиму. Путешествия надо планировать в конце февраля или начало марта, чтоб возвращаться, а дома весна в разгаре
AleksSandra писала 7 марта 2018 г. 18:10
а дома весна в разгаре
Разумный подход!
Леночка! Спасибо что поделилась с нами такой яркой, весенней красотой! С праздником тебя дорогая, с нашим женским праздником! :) Пусть и настроение будет у нас такое же солнечное как в твоем рассказе. В Тбилиси тоже была в этом году ооочень теплая зима, минусов почти не было и уже недели 2 как цветет миндаль, так что пахнет весной во всю :) У нас 3 марта был день мамы и мне подарили нарцисы и я несколько дней упивалась их ароматом...
У нас 3 марта был день мамы
А ведь и у нас он был. И почему никто мне этого не сказал?
я несколько дней упивалась их ароматом...
Да, я помню эти чудесные цветы. У нас таких крупных, как те садовые нет, но есть дикие, мелкие, тоже пахнут...надо вазу на ночь на улицу выставлять.
Теоночка, тебя с Праздником. пусть всегда в душе будет весна, вне зависимости ни от чего!
Prohoziy
С праздником Вас, Елена!
Хороший рассказ, интересная прогулка. Спасибо!
Спасибо, Евгений, за поздравление.
А погулялось и правда очень удачно!
Olga-Valeriia2017
Лена, спасибо за красивый подарок и поздравления! Леночка, с праздником нашим девчачьим! Весной мы , женщины расцветаем вместе с природой!
Весной мы , женщины расцветаем вместе с природой!
Оленька. спасибо, дорогая! И тебя с праздником. Пусть 8-е марта по праздничному настроению и количеству цветов и подарков будет круглый год!
Пусть в жизни будут такие (и много) яркие дни, такие яркие весна, такие яркие праздники. С весной вас — девочки!
- взаимно, моя куколка!!!
А денек получился волшебный! Не знала, что в Израиле есть такое разноцветье природы и море вам, и пещеры, и луга, и крепости. +25 - в феврале!!!
Нету там у тебя знакомого холостяка на примете?)))
Не знала, что в Израиле есть такое разноцветье природы
А вот!!! Мало кто знает. Думают, что у нас одна Голгофа да Храм Гроба Господня! А тут раздолье! Но не круглый год! Так что момент надо поймать и у тебя еще есть время в этом году!
Нету там у тебя знакомого холостяка на примете?)
Поищем!
klaudia
феррари и поршам там бы было не совсем удобно.
Надеюсь, вы были на чем-то другом!
На другом! На феррари еще не заработали и вряд ли заработаем!
Leolik писала 7 марта 2018 г. 17:21
феррари еще не заработали и вряд ли заработаем
оно вам надо?
Феррари не надо, а денежный эквивалент не помешал бы!
klaudia
сейчас говорят, что в нас 0,3 неандертальской крови, так что - кто-то хитрый к кроманьонцам пролез, и, что-то мне подсказывает, что это была женщина!
и, что-то мне подсказывает, что это была женщина!
Не факт. Мужчины, хоть и кроманьоньцы - они такие красноречивые, когда надо!
Leolik писала 7 марта 2018 г. 17:22
Мужчины, хоть и кроманьоньцы - они такие красноречивые, когда надо
вот и уболтали неандертальку!
klaudia
С 2012 года эти пещеры объект ЮНЕСКО.
ЮНЕСКО еще не приняло резолюцию, что вы не имеете отношения к этим пещерам?
А, это как Свитки Мертвого моря признали достоянием палестинского народа. Б...-я организация!
klaudia
Свитки Мертвого моря признали достоянием палестинского народа
да и со Стеной Плача опростоволосились, видимо, никогда не видели Арку Тита из Рима!
Да ну их. Не понятно, кто там сидит. Наверно типа того депутата, кто сказал, что Подмосковный Долгопрудный старше Китая!
-о, а это знакомо, когда спускались под дождем с горы, где Чертов палец! Глина там была знатная!!
Но боже, какая ж красотень эта весна, все такое нежненькое!! С весной и праздником и тебя , дорогая!! И побольше таких прогулок!
все такое нежненькое
Ага, Натусь! такой набивной ситчик!
И тебя, дорогая моя подружка, с праздиком нашим весенним. Побольше путешествий!
Leolik писала 7 марта 2018 г. 17:27
Побольше путешествий!
-это непременно, лучший подарок себе!! И тебе такой же, Ленок!!
С праздником, Лена! Вот вроде все такое простое, а в сумме такая красота!
С праздником, Анечка!
а в сумме такая красота
Да, неброско, но я люблю мелкие формы!
Чудесный весений рассказ. Мне вот тоже все время про Израиль думается, что "здесь жили те чьими лицами..." уже за одно это он достоин любви и уважения.
Собаки любят мясо, но если их кормить с рук едят всякую дрянь, включая шкурки от яблок)))
Наверно вас в школе не заставляли пропалывать поля от сурепки))), хотя конечно все равно красиво))).
С наступающим праздником тебя, хорошей весны.
Выглядишь просто чудесно!!!
уже за одно это он достоин любви и уважения.
Вот и не говори, Миш! А получается почему-то с точностью наоборот. Какая-то дурная натура у человечества!
с рук едят всякую дрянь, включая шкурки от яблок)
Миииша. Шкурки ела я, а им давала очищенные яблоки. Как ты обо мне плохо думаешь!
Наверно вас в школе не заставляли пропалывать поля от сурепки
Не, не заставляли. Я вообще поля рапса люблю. Как-то мне от них радостно на душе!
Выглядишь просто чудесно!!!
Спасибо, дорогой!
Ах, Ленуся, как радует глаз свежая зелень и лазурное небо твоего рассказа после вчерашнего чисто новогоднего снегопада, щедро посыпавшего нас день и ночь и породившего к утру коллапс на дорогах... Несомненно, оказаться рядышком с тобой и покормить сома при +20 градусах было бы гораздо предпочтительнее Ну да и за виртуальную радость и поздравления спасибо тебе, дорогая! Красотка то ты какая на фотографии, когда счастливо жмуришься на солнышке!
Сурепка хороша и очень оживляет пейзаж, если ее пропалывать не надо. Но в заповеднике же не надо- и это тоже плюс. А с горушки пейзаж еще больше выигрывает - так бы и повалялся в сурепке, приобщаясь к гармонии
если ее пропалывать не надо
Не надо, Маришечка. Правильно сказала - заповедник. Потом я тут как-то пропольщиков на полях не встречала ни разу!
так бы и повалялся в сурепке
Я повалялась, только не в сурепке, а в овсе. Лепота!
Спасибо, Маришечка, за приятные слова. Еще раз с праздником тебя. Скоро и у вас будет настоящая весна!
Astro4ka
какая прелесть, не только природная пастораль, но и дополнение к ней в виде активной собаки, попугая и плавающих сомов.
Спасибо за поздравление и тебя с праздником
Astro4ka писала 7 марта 2018 г. 13:11
и дополнение к ней в виде активной собаки, попугая и плавающих сомов.
Ну не сурепкой же единой жив человек. нужна и белковая составляющая, Оля!
Спасибо! И тебя с праздником!
EkaterinaSklyarova
Спасибо за весение настроение! С праздником!
Спасибо большое! Весеннего настроения и вам! Хороших праздничных дней. Они в этот раз длинные!
Героиня, Лен! Очень весенний рассказ, то, что надо к Восьмому марта! Я даже не знала, что в Израиле есть заповедники. Поразительное разнотравье и заболоченные местности тоже!
tinka61 писала 7 марта 2018 г. 15:24
Я даже не знала, что в Израиле есть заповедники.
Эта организация: "Решут тева и хагана" (охрана природы по нашему) имеет 70 заповедников. Еще есть одна, но там поменьше. Так что природными красотами страна не обделена.
Поразительное разнотравье
Да, сейчас все пустыри заросли яркой зеленью, сурепкой и желтыми ромашками. Очень свежо смотрится!
С праздником, Ириш!
С наступающим, Леночка! Мои девочки сейчас живут на Кипре, думаю, там тоже уже начинается цветение и разноцветье, близко же совсем! Надо им дать задание поездить по степям и горам.
tinka61 писала 7 марта 2018 г. 18:38
Надо им дать задание поездить по степям и горам
Ирочка, конечно. У них хоть и севернее, но тоже начинает цвести все!
aprel2011
Спасибо, чудесный весенний альбом!
Lyudmila_Klyopova
Спасибо за поздравление, да ещё таким ярким во всех отношениях рассказом!
С удовольствием смотрела на зелень, с каждой фотографией убеждаясь, что в Израиле уже тепло, потому что дочь планирует две недели из четырёх провести на природе в молодёжном лагере и жить в палатке.
Мои познания в вопросах исправления мусульманской веры находятся рядом с нулевой отметкой, но разве намаз совершается не в предзакатное время? А в 14–30 по-полудни они что делали?

Лена, намаз у них 5 раз в день. Однажды в в районе Ленинского проспекта в Москве видела: останавливается крутейшее авто, выходит молодой человек, расстилает на газоне коврик и становится в известную позу... Ничего не поделаешь, закон есть закон...
Lyudmila_Klyopova писала 7 марта 2018 г. 16:08
с каждой фотографией убеждаясь, что в Израиле уже тепло
Тепло-тепло, Люда. Даже можно было бы и попрохладнее. Надеюсь, что дожди все же еще будут. Но не тогда, когда дочка будет в палатках!)))
намаз у них 5 раз в день
Суровой. А работать когда?
Хоть рассказ и для девочек, а и я почитал с удовольствием! Таким Израиль мало кто видит, разве что местные! Сомы, например, для меня совсем не израильская тема. Я их тоже недавно кормил, это было в Таиланде! С праздником Лена, желаю счастья!
Таким Израиль мало кто видит, разве что местные!
Да, сожалению это так. Все думают, что тут выжженная пустыня. Поэтому хочется показать и не только девочкам!
Спасибо, Костя, за поздравления!
Я их тоже недавно кормил, это было в Таиланде!
А их там тоже не едят?
Они при монастыре живут, в пруду. Купил хлебушек, покормил сомика, к карме плюс. В следующей жизни есть шанс не тараканом быть, а обезьяной, например. Но едят, наверное. Тогда к карме минус. Быть всё-таки тараканом
KonstantinPavlov писал 7 марта 2018 г. 21:27
Купил хлебушек, покормил сомика, к карме плюс
Оооо, я тогда точно не тараканом. Я еще и мелких покормила. И не ем я их! Точно не таракан!
Tatiana_Dudarenko
Леночка, спасибо. И тебя с Весной. Скудная у вас растительность, но кактусы - бомба. Круть!Стесняюсь спросить, а посему снедь вегетарианская. Вы не мясоеды?
Tatiana_Dudarenko писала 7 марта 2018 г. 20:06
а посему снедь вегетарианская
У меня дочка веганка безглютеновая. Но и я могу с ней за компанию денек не есть мяса!
Скудная у вас растительность
Да нет, вроде ничего. Или я просто уже привыкла.
В праздником, Танечка. Весеннего настроения!
Спасибо, Леночка.
Leolik писала 7 марта 2018 г. 20:41
Но и я могу с ней за компанию денек не есть мяса!

За компанию, и горчица медом покажется.
Я же вашу растительность сравнивала с уральской тайгой - тоже привыкла. Сосны в небо, трава по пояс, грибы косой косить, ягоды тазами собирать.
Таня, какая роскошь. Ну куда ж нам с тайгой тягаться! Разные весове категории. Зато у нас теплее значительно!
Tatiana_Dudarenko
«Зато у нас теплее значительно!»

Дразнитесь!!! Да, здесь на вашей стороне перевес. 1:1
Tatiana_Dudarenko писала 8 марта 2018 г. 8:46
Дразнитесь
Да, нет! Да не важно какой счет, по большому счету! Главное, чтобы нам нравилось то место, где мы на данный момент живем!
Tatiana_Dudarenko
Про счёт я в шутку. А про место, где живем, совершенно верно
MariaPenina
Леночка, с праздником весны! Какая весна то у тебя красивая. Потрясающе насыщенные прогулки, красивые заповедники. А главное -это +22. Мы в Италии мерзнем )) сомы шикарные, и попугай от них не отстаёт. Ещё раз с праздником всего прекрасного и яркого!
Машенька спасибо за такое чудесное поздравление. И тебе всего-всего самого наилучшего. Пусть праздник будет во всем и не только в этот день. И конечно хорошей погоды в Италии!
ksushashav
Леночка, смотрю, наконец-то ты вовсю осваиваешь Израиль
Красивый у нас февраль, красочный! Назло врагам
С праздником весны тебя, дорогая! Пусть все исполняется, как ты мечтаешь, и пусть во всем везёт!
ksushashav писала 8 марта 2018 г. 7:38
наконец-то ты вовсю осваиваешь Израиль
Да, Ксюш, что-то потянуло. Я сейчас меньше работаю, надоело!
И тебя с праздником, дорогая моя! Пусть все будет раскрашено в жизни, как у нас сейчас. Не броско, но изящно и со вкусом!
Nina_nina
Если в феврале плюс 25, то что же летом? И как можно жить без мяса? Многое мне не понять.
Спасибо за чудесный рассказ. С праздником, Лена!
Nina_nina писала 8 марта 2018 г. 12:26
то что же летом
Ну летом у нас редко выше 32-х.
И как можно жить без мяса?
Это скорее вопрос философский, чем физиологический.
Спасибо за внимание, Нина. И Вас с праздником!
С праздником тебя, дорогая! Красотищи-то у тебя сколько! А у нас мартовские метели,весенние морозы и цветы по всем комнатам.
onegina17 писала 8 марта 2018 г. 21:55
А у нас мартовские метели,весенние морозы и цветы по всем комнатам.
Ну, Тань, не плохая замена. Зато вессна как грянет, рдости будет еще больше.
И тебя с нашим днем, дорогая. Пусть он будет 182 в году. Через день. А то даже праздники надоедают!
Vlad_TA
Да, время сейчас у нас ну очень цветочное. После зимних дождей. Я в прошлую субботу в мошаве был, прошёл по просёлку метров 300. Какие запахи трав, цветов! Ну а с Вашим прекрасным описанием конечно всё живое получилось.
Я бы сказал, библейской и исторической. Ну в этом, как раз ничего странного нет. Все эти луга- заповедники потрясающе красивы - интересны. Но это для местного употребления. Человек не станет платить такие деньги, и ехать за тридевять земель, чтобы посмотреть луга, которые у него и дома есть. Едут увидеть в первую очередь то, чего больше нигде в мире не увидишь. Кстати, в Израиле и природные места есть, которые уникальны в мире. Как Мёртвое море, как кратер Рамон (кстати, самый большой не только на нашей планете, но и во всём обозримом космосе), или ущелье Авдат в Негеве.
Лена, спасибо за очень красивый рассказ!
Владимир, спасибо за дополнение и оценку.
Согласна, что
Vlad_TA писал 8 марта 2018 г. 22:43
Но ведь сюда приезжают не только посмотреть маст сии на неделю, есть молодеж, и я знаю пример, что приезжает на месяц погулять, пожить в палатках.
Leolik писала 9 марта 2018 г. 9:01
и я знаю пример, что приезжает на месяц погулять, пожить в палатках.
Ну да, есть и те, что волонтёрами в кибуцы приезжают. И, которые на "таглит". Но палаточники, они -то как раз в заповедник и едут. Да и израильтяне.Сын мой, например , с друзьями, делали маршрут. Пешком от Наарии до Кинерета. Дня за 3 кажется, или 4.
Да, ещё, я видел там, в отзывах народ сомневался в живости попугая. Подтверждаю. Попугаи в Израиле живее всех живых. У меня на рыше так орут.. Как полоумные.
Какой чудесный подарок нам всем! Такие яркие краски! Даже не верится, что это Израиль (по заповедникам, увы, я не погуляла) и что это в феврале! А у нас снегом все завалило по колено, зима в разгаре. Замечательный рассказ, создался полный эффект присутствия. Как будто сама погуляла по этим зеленым тропинкам с полями из разнотравья и цветов. Даже тюльпаны нам подарила! Красота! Спасибо дорогая, Леночка! Согрела нас немножко .
Светочка, у нас сейчас все зацвело. И деревья, и трава. Просто цаетник. Жаль, что ты этого не застала. Но теперь будешь знать, когда к нам лучше всего - на 8 марта!
Рада, если согрела, дорогая. А так, пусть весна будет в душе весь год!
urivan
Поставил лайк только на последней фотографии... почему?.. да потому, что нельзя быть на свете ...
Пока дщерь заехал за мной
Да, и этот красавчик, тоже вполне себе удался... Хотя нет, увеличил фото, присмотрелся, блин, а дщерь-то тоже красавица!
urivan писал 9 марта 2018 г. 8:07
а дщерь-то тоже красавица!
Да, девица ничего себе. И это без макияжа. А как нарисуется, ваще!
потому, что нельзя быть на свете
Спасибо, Юра! Надеюсь последнее слово строки как в оригинале!
urivan
Leolik писала 9 марта 2018 г. 9:06
Надеюсь последнее слово строки как в оригинале!

Ужас, сейчас задумался, а если это окончательный вариант...Не, не, не, там обязательно, по задумкам автора, было и про красивую и про такую...
urivan писал 9 марта 2018 г. 9:20
про красивую
Это как бы ясно! Но вот тезис
про такую
настораживает! Такие - они могут быть та-ки-ееее!
Лена, что тут скажешь - земля обетованная!!! Лепота!
И какие же у тебя здоровские отношения с дочерью!!!
Места замечательные! И Несси классные!!!
Пока дщерь заехал за мной
Напомнило: "О, дщери иерусалимские, не будите возлюбленной..."
какие-то детям моим надо было грибов купить особенных
А что в Израиле это легально?
vibas писал 9 марта 2018 г. 11:55
Лена, что тут скажешь - земля обетованная!!! Лепота!
И какие же у тебя здоровские отношения с дочерью!!!
Места замечательные! И Несси классные!!!
Витя все так оно и есть, как ты написал. И обетованные, и Несси и с дочкой дружим.
vibas писал 9 марта 2018 г. 11:55
А что в Израиле это легально?
Не,Вить, это не те! Это какие-то...их жаришь, а они на вкус, как мясо! Не знаю как называются!
Leolik писала 9 марта 2018 г. 13:08
и с дочкой дружим.
А я к своей через 2 недели поеду!
их жаришь, а они на вкус, как мясо!
У нас вроде таких нету.
vibas писал 9 марта 2018 г. 13:56
А я к своей через 2 недели поеду!
Ух, класс! А Дана в каком городе?
У нас вроде таких нету.
Узнаю при случае, напишу название! Хотя не факт, что наше и ваше названия совпадут!)))
Leolik писала 9 марта 2018 г. 14:02
Ух, класс! А Дана в каком городе?
Мидделбург, столица Зеландии.
Поняла! Сейчас посмотрю где это!
Самый юго-запад Голландии. Ближе к Антверпену и Брюгге. Это - главное задние университета (старая ратуша - Анино фото). Мы шутим, что Дана учится в Хогвартсе)))
Правда похоже. Надо же в такой красоте учиться. Я помню, вы говорили, что она в Канаду собирается ехать учиться!
Решающим стало соотношение цены и качества)) Мы же все-таки не российские чиновники))
vibas писал 9 марта 2018 г. 19:35
Решающим стало соотношение цены и качеств
Ну да, это часто становится решающим фактором!))
Да и не жалеет никто. Дана счастлива! Я там, правда, пока не бывал, но Аня была.
Главное, что Дане хорошо и даже больше чем хорошо. А ты еще наведаешься, как я поняла скоро!
Leolik писала 9 марта 2018 г. 13:08
.их жаришь, а они на вкус, как мясо! Не знаю как называются!
Может быть "портобелло"-? Ведь это их называют "грибным стейком"
Vlad_TA писал 9 марта 2018 г. 18:47
Может быть "портобелло"-?
Нет, не портобелло. Они по форме похожи на белые с маленькой шляпкой, но сам гриб пластинчатый, а не трубчатый.
Vlad_TA
Я в грибах не силён. Но у портобелло под шляпкой пластинки.. И шляпка коричневая... Ну да ладно.
ArkadiyGab
Лен, во первЫх строках письма: с праздником тебя!

А во-вторых немедленно признавайся, что попугай пластмассовый. Ты угнездила его на ветку и прилепила голубую, цветочную корону и еще колючку кой-куда!!! Иначе я в следующей заметке опубликую замок вверх ногами и скажу, что так и было :)))))
Во-первых, Аркашечка, спасибо.
Во-вторых, попугай самый что ни на есть всамделишный! И был он там не один, а в теплой компании с другими попугаями!
Леночка,тебя тоже с праздником и весной!Так уж душевно ты все показала и рассказала и самое главное,тепло как на твоих фотографиях.Цветы,рыбки и ракушки.Спасибо за теплый подарок,сразу захотелось лета.И тебе я подарю немного нашей Донской красоты))
Спасибо, Линусечка. Ракушки на наши похожи. Дон - это мощно и красиво. Жаль не была!
Надумешь-будем рады,у нас гостеприимный край
Спасибо за праздник, Лена!! Вот это да - сколько солнца, тепла, солнца , цветов и зелени такой яркой и благодатной! ))) А я вот только вернулась от ледышек-ледяшек, из настоящей крутой зимы! ))) и прям к тебе в лето! )
Galina_Gorshenina писала 9 марта 2018 г. 22:31
и прям к тебе в лето! )
Галя, у нас вечно лето, можно сказать!))) Ждем твоих ледышек и сосулек!
Natali__happy
Весна идёт, весне дорогу Лена, скажи же, хорошо жить там, где тепло!
Natali__happy писал 9 марта 2018 г. 23:22
скажи же, хорошо жить там, где тепло
Конечно хорошо, Натусик! Ты что-ли замерзла там совсем. Пришли мне на почту свой телефон. Я кажется его куда-то похерила. У меня новый аппарат будет, так переносили сведения и часть не записалась!
Natali__happy
Лена, у меня уже неделя +15/18
Тел скину
Ну так класненько, что уже тепло!
nika55
Ещё раз всё перечитала и пересмотрела. Замечательное поздравление с весной!
От всей души желаю нам всем мира и добра, любви и достатка в вашем доме, творческих успехов лично!
Виктория, спасибо за поздравление и за внимание! Пусть у вас всегда будет весна на сердце. Радости и тепла в доме и от откружающих, близких и далеких!
Ленчик, с наступившим тебя, дорогая! Всех благ! Какое разнотравье и разноцветье, что ж ты делаешь-то)) У нас снег лежит, и даже временами идёт)) А сомов я люблю - есть в смысле))
AsiaGate писала 11 марта 2018 г. 10:16
А сомов я люблю - есть в смысле)
Ты, Оксанка, кровожадная!
У нас снег лежит, и даже временами идёт
Ну, у нас такого, как ты понимаешь, не бывает, а весна вот ранняя-приранняя. Такое обычно к концу марта бывает. Так что выгорит у нас все к середине апреля, а у вас будет самая красота начинаться.
И тебя, дорогая моя, с прошедним. Пусть весна у нас будет всегда. Если не за окном, то на душе!
Леночка, с праздником! Как же у тебя ярко, солнечно, зелено
И тебя с праздником, Ленусечка, дорогая! Да, у нас сейчас красиво!
Вот уж поистине Земля обетованная! В феврале лягушки квакают и прочие прелести!
И сомы тааакие жирненькие Их вообще-вообще никто не ест в Израиле?
sheftali писала 12 марта 2018 г. 17:42
Их вообще-вообще никто не ест в Израиле?
Не знаю даже. На озере Кинерет их ловят, но очевидцев поедания не встречала. Может отпускают!
Февраль даже для нас был выдающимся. Сейчас похолодало до +19!
Кстати, всё хочу спросить, а если вдруг в Израиле захотелось свинины, что делать?
Ну, на каждом углу её не купить. Но есть русские магазины. Там полный ассортимент!
И никак это не наказывается? Или продажа не совсем легальная?
Настя, не наказывается никак! Все-таки у нас демократическое государство, хоть и религиозное. В крупных супермаркетах, где продается только кошерная еда, естественно, свинины нет. Но бизнес: есть спрос, значит будет предложение. Кстати, свиней разводят арабы мусульмане.
Откуда информация о таких ужасах, как наказание за поедание свинины?
Нет-нет, информации такой у меня нет, просто знаю, как строго соблюдают правила кошрута в точках общепита, вот и предположила. Всегда было интересно, как же в Израиле сочетаются древние правила и современные желания.
Израиль очень светское государство, за искючением актов гражданского состояния. А так все как у людей. Где-то чуть больше традиций, где-то много, где-то совсем нет.
Не за что. Всегда с радостью!
Эх, вясна! Почти лето!
А нас яшче мястами сняжочак ляжить!)
Я чувствую, что уже скоро по снежку-то заностальгирую. У нас уже жара-жара, и это даже не начало лета.
ponk47
спасибо за рассказ и фото молодец!!!