Турист Elena Итенберг (Leolik)
Elena Итенберг — была вчера 20:34

Хайфский округ, Атлит, Зихрон-Яаков — Израиль Август 2017

Подражая Айрис Мердок.

У обожаемой мною Айрис Мердок есть книга — «Море, море…» Сюжет повествования немного странноватый, но описание моря и уединенной жизни главного героя в купленном и удаленном от цивилизации коттедже, захватывает меня от раза к разу, даже если я просто собираюсь прочитать несколько первых, вступительных абзацев.

Немного солнца в конце зимы. Израиль

Сегодня, когда, не смотря на непонятную погоду и то, что потянула в неумелых тренировках мышцы ноги, я все же пришла пройтись вдоль моря, то подумала поначалу, что зазря насиловала организм. Ветер, начавший завывать уже в подземном переходе от автобусной станции к пляжу, при подходе к последнему показал свое истинное лицо. Он выворачивал перистые листья пальм с садистским удовольствием и трепал волосы, превращая прически в стога сена у тех, у кого они были.

Чайки не могли справиться с воздушными потоками, чтобы даже просто сесть на морскую поверхность. Они складывали крылья и камнем падали вниз, надеясь таким кардинальным способом, пробить водную толщу. Можно было бы подумать, что такой бешеный ветер разгонит огромную волну, но он дул в направление моря, предавая невысоким, стремительным гребешкам очевидное сходство с лошадиным табуном, развивая капли, как пенистые гривы.

Немного солнца в конце зимы. Израиль

Солнце было мутным и таким же мутным было само море, похожее на обтесанный до шершавости неумолимыми водными потоками осколок бутылочного стекла. Берег усеивали огромные медузьи трупы, достигающие в диаметре почти метр. То-ли они решили массово покончить жизнь самоубийством, то-ли их вынесло прибоем, но студенистые лепешки придавали прибрежному песку вид мини-апокалипсиса и отбивали желание идти дальше.

Хайфский пляж Дадо.

Но раз уж я здесь, то минут 40, все про все туда-обратно, все же решила пройти. Зря что-ли приехала.

И я пошла. И тут же, буквально после первой сотни метров у меня стал складываться этот рассказ, который я откладывала с самого лета, считая «стенания» на морскую тему уже прошлым и не раз описанными, даже мной самой.

Немного солнца в конце зимы. Израиль

У кого-то прочла, что нужно вести дорожный дневник, т. к. переполняющие тебя эмоции сегодняшнего утра назавтра сморщиваются, подобно резиновому шарику, пролежавшему раздутым пару дней и начавшему терять распирающий его воздух. Этих своих «морских» мыслей я терять не желала, а под них у меня была еще заныканая с лета пачечка фотографий и некоторых туристических полезностей.

Заповедник Хоф Дор ха-Боним.

А пока я иду. Иду так, что ветер мне дует в левое ухо, выдувая из правого все глупости накопившиеся за неделю и сваливая их в подкатывающееся к подошвам море. Песок представлял собой совершенно дизайнерское полотно, где клочками, каракулевыми волнами, на небольших пятачках он создавал мини-дюны, но большая часть пляжа скорее походила на выделанную крокодилью кожу, где роль пупырышков исполняли камушки и ракушки.

Песочная поземка читалась невооруженным глазом. На «каракулевых» заплатках легко было проследить путь отдельно взятой песчинки, а в остальных местах она сливалась во вьюжные ленты, заползающие во все части организма и одежды.

Немного солнца в конце зимы. Израиль

Кто-то обгонял меня, кого-то обгоняла я. И было так споро и от чего-то радостно идти, подгоняемой песчаным ветром.

Уже дома, сняв и перевернув носок, я увидела шуструю струйку песка, стекшую на ковер.

Дошла я довольно далеко, забыв про установленные самой себе 40 минут. Хотелось идти еще и еще. Но отсутствие на диком пляже некоторых благ цивилизации заставило в определнный момент призадуматься и повернуть обратно.

Но если бы я пошла еще дальше по берегу моря, то пришла бы туда, где сейчас живет моя дочь, наконец-то на 30 году жизни, решившая выбраться из-под родительского крыла и начать самостоятельную жизнь.

Заповедник Хоф Дор ха-Боним.

Живет она, как вы наверное уже поняли на берегу моря. Ну не самом-самом берегу — минутах в 10 пешего хода. Рядом с этим пляжем, который в 10 минутах, расположен природный заповедник — Хоф Дор ха-Боним. В самом начале осени мы наконец-то выбрались к ней в гости, а для начала решили прогуляться по этому заповеднику. Пока мы подъезжали, влил первый в том году, совершенно проливенный дождь, который впрочем лишь слегка прибил пыль и промочил верхний слой песка на пару миллиметров.

Немного солнца в конце зимы. Израиль

Сразу, как по команде, в воздух поднялись комариные эскадрильи. Отдельные особи напоминали некрупных колибри. Хорошо, что у Лизки в машине оказался репеллент. К счастью израильские комары по европейски изнеженные и антикомарина боятся, как и положено нормальному кровососу.

Заповедник Хоф Дор ха-Боним.

Было уже довольно поздно и долго нам погулять не удалось, но как я заметила, кое-кто приезжает туда именно для того, чтобы посмотреть закат, а это всегда красиво.

Немного солнца в конце зимы. Израиль

Оставалось только удивляться тому, как на песочном грунте и под постоянным ветром вырастают довольно крупные, ни разу не стелящиеся растения, бодрыми, мясистыми пучками, торчащими из этой зыбучей субстанции.

Заповедник Хоф Дор ха-Боним.

Хоф Дор — самый большой биосферный морской заповедник в нашей некрупной стране, и в принципе, представляет собой 4,5 километров побережья Средиземного моря, изрезанного небольшими, очень живописными лагунами. В лагунах можно купаться, но осторожно, т. к. в некоторых из них довольно сильное возвратное течение, с которым не всегда справляются даже опытные пловцы.

Место это не сильно раскрученное даже среди израильтян, народу соответственно не много и провести в этом уголке наполненный романтикой день можно с большим успехом. Вьезд в заповедник стоит 36 шекелей с машины на сутки. Почему я говорю о сутках? Это к тому, что в заповеднике есть специально отведенное место, с подведенными водой и канализацией, где можно поставить палатку.

Заповедник Хоф Дор ха-Боним.

Помимо природной составляющей, если пройтись вдоль берега левее, можно дойти до археологических раскопок, которые осуществляют Еврейский университет совместно в Американским университетом Беркли. (Вот если мы пойдем в левый угол этой фотографии, то к этим раскопкам придем.)

«Что же там рыть?» — спросите вы.

Мне порой кажется, что если я выйду во двор дома, то на его задворках, копнув не очень глубоко детским совком, вырую какой-нибудь многотысячелетний археологический или палеонтологический артефакт. Таковы израильские реалии. Конечно я немного утрирую, но в отношении Хоф Дор, скорее наоборот, преуменьшаю, т. к. есть косвенные свидетельства, что люди на этом месте жили уже 30 тысяч лет тому назад. А первое документальное упоминание относится ко времени правления фараона Рамзеса II (1304–1237 до н. э.).

Во время Ханаанского периода Дор был столицей племени тевкров и одним из крупнейших городов Леванта. Когда в Ханаан пришли 12 племен израилевых, то Дор по жребию достался колену Асирову, но отдали его почему-то колену Манассиину.

В VIII веке все еще до нашей эры он был сначала разрушен, а потом заново отстроен ассирийцами. Потом он был центром одноименной провинции при персах, потом принадлежал финикийцам и входил в состав империи Александра Македонского, как город-государство. Упадок начался в период правления Великого Ирода, когда тот усиленными темпами отстраивал соседнюю Кейсарию.

В XIII веке крестоносцы построили в Доре небольшую крепость, осознавая все преимущества географического расположения, и только после завоевания этих земель арабами, крепость окончательно утратила свое стратегическое расположение и разрушалась, и разрушалась, и разрушалась. И нет давно уже ни ассирийцев, ни финикийцев, от некоторых осталась только память, а от некоторых не осталось и её. А камушки древние, хоть и порушенные людьми и временем, еще живы.

Фотографий этих раскопок у меня нет, но ни мраморных ступеней, ни колонн и даже осколков капителей там не увидите. Немного серых невысоких стен. Так что не переживайте особо. Хотя особенно зимой, на фоне неспокойного моря и под шум высокой, ярко-зеленой травы, пробивающейся между камней, выглядят они весьма живописно.

В конце бухты, на высящемся мысу раньше крепость Дор и стояла. А сейчас там находятся её остатки

В эту нашу короткую прогулку мы до них не дошли, но я там была в другое время, когда провела пару дней в кибуце «Нахшолим», специализирующемся на культурном отдыхе как израильского, так и не израильского грАжданства. Кибуц этот в пешей доступности от заповедника Дор.

Кфар-нофеш «Нахшолим».

Кфар-нофеш — это деревня-отдых, если дословно переводить. В этом месте я была раз ндцать, думаю 6 или 7. Иногда это была одна ночь, иногда 2, но не больше. И не потому, что там делать нечего, хотя по-большому счету нечего, кроме пляжного отдыха, ранее упомянутых раскопок и еще музея стекла, расположенного в этих домах, XIX века постройки, в которых когда-то действительно была стекольная фабрика.

Бывшая стекольная фабрика а сейчас музей.

Билет в этот музей стоит как-то очень дорого для подобного места, точно не помню, но вроде как 40 шекелей с носа. Но это мелочи по сравнению с тем, сколько сейчас стоит ночь в самом непритязательном из номеров. А стоит она 800 шекелей с завтраком. На прошлое лето это было чуть меньше 200 евро!

Кибуц Нахшолим. Люксы.
Кибуц "Нахшолим". Люксы.

Но это еще не предел. Есть номера и по 1600 шек, есть и люксы по 2500 с собственным, бассейником (Кстати бассейны эти жутко воняли хлоркой. Какой смысл приезжать на море и плескаться в этом зловонном «тазу». Ну да у богатых свои причуды.).

Кибуц Нахшолим. Номера за 1600 шекелей ночь.
Кибуц "Нахшолим". Номера за 1600 шекелей ночь.

На люкс я еще не заработала, да и 200 евро платить бы не стала, хоть завтраки и весьма хороши, да и поваляться бездумно на пляже пару дней ещё никому не мешало, но тут организовалась неожиданная компания из 3-х девиц и поделить на троих — это все-таки гораздо гуманнее, чем заплатить все самой.

Кибуц Нахшолим.
Кибуц "Нахшолим".

Поэтому отдохнула я там в кайф, возвращаясь в светелку только на ночь,

Немного солнца в конце зимы. Израиль

да на полдень, когда солнце жарило со страшной силой.

Кибуц Нахшолим.
Кибуц "Нахшолим".

Ну, а теперь вернемся к исходной точке нашего, вернее моего сегодняшнего, как реального моего, так и виртуального вашего путешествия, а именно на Хайфский пляж Дадо.

Хайфский пляж Дадо.

Пляж Дадо у нас хороший. Классный можно сказать пляж. Чистый, даже чище чем частный пляж в вышеописанном кибуце. Полоса песка в этом году широкая. Песок мелкий и мягкий. Можно расположиться и на траве, что на холмах, окружающих пляж, если купаться не собираетесь и ноги песком марать не охота.

С инфраструктурой тоже все замечательно. И кафе, и рестораны, и раздевалки, и туалеты, и души непосредственно на пляже, и души в раздевалках. Спасатели с 1 мая по 1 сентября, хотя как вы понимаете и начинаем мы сезон раньше, и заканчиваем позже. Я, в силу специфики проживания, на другие пляжи не стремлюсь, поэтому сравнить много с чем не могу, но т. к. человек я довольно требовательный и даже где-то привередливый, с чистой совестью Хайфский пляж могу посоветовать.

Немного солнца в конце зимы. Израиль

Правда есть периоды, и периоды эти все длиннее, когда на море нападают стаи медуз. Когда я только сюда приехала о подобном явлении слыхом не слыхивали, а сейчас с пришествием лета только и слышишь: «Ой, сегодня было столько медуз!»

Дочь наша, как отъявленная серфингиска, проводящая в воде, при наличии волн, большое количество времени, очень часто ходит покусанная медузами.

Фотография Леонида Клотсман, но дочь моя!)

Причем жалят не только взрослые особи, но и их яйца, находящиеся в свободном плавании в пучине морской. Выглядят укусы очень непривлекательно. Как ожоги 3-й степени с покраснением и волдырями. Причем помимо неэстетичного внешнего вида оно еще чешется и жжет.

Но ближе к осени медуз все меньше и меньше. Хотя учитывая то, сколько я увидела сегодня медузьих тел, наводит на определенные мысли, противоположные по смыслу с предыдущим предложением.

А вообще-то у нас, как и у вас, сейчас зима. Так же метет поземка. Пусть и из песка, но фантазию ведь никто не отменял. Правда? Хотя хочется, чтобы пошел дождь. Забраться в кресло с кружкой чая, завернуться в плед и Олимпиаду смотреть!)

***

В ночь пошел дождь и назавтра в новостях сказали, что в Израиль вернулась зима с ночной температурой +15.