Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была вчера 14:20

Ананури, Тбилиси — Грузия Август 2017

Гамарджоба, мои любимые читатели! В предыдущей серии мы с вами распрощались на том, что покинули крошечную сонную Степанцминду.

Горы, замки, долины, храмы и самая красивая дорога на свете... Продолжение

Наверное, этот поселок был бы точь-в-точь таким же, как и тысячи крошечных городков Грузии — уютно, живописно, гористо, вкусно. Одно отличие, «живописно» и «гористо» тут благодаря ему — великому и прекрасному Казбеку, а такое крутое соседство, согласитесь, выпадает редко!

Да и вкусно тут по-особенному. В Казбеги и соседних селениях расположено много хинкальных — неспроста! Именно сюда, в горы, а лучше всего в городок Пасанаури, что тоже стоит на нашем Военно-Грузинском пути, едут за самыми правильными хинкали. Считается, что пряные, сочные, на весь мир известные пирамидки родом отсюда! И если вы любите хинкали так, как люблю их я, вот вам ещё один повод пуститься в путь!

Горы, замки, долины, храмы и самая красивая дорога на свете... Продолжение

Или если вы не любите хинкали, но жить не можете без красивых фото. Потому что следующая наша остановка — у смотровой площадки! Протяжённость Военно-Грузинской дороги по самой Грузии — примерно 170 км, и останавливаться тут можно все 170 раз! Ну, или 340… На самом деле, неземной красоты панорамы здесь повсюду — только успевай головой вертеть. Но этот вид, товарищи, официально заявляю — лучший в моей жизни!

Великолепие, что не описать словами. Ощущение, будто вы взмыли над реальностью — над ущельем реки Арагви, Крестовой горой, знаменитой Аркой дружбы.

Горы, замки, долины, храмы и самая красивая дорога на свете... Продолжение

Кстати, вид с самой Арки похож! Жаль, показать его вам не могу — монумент был закрыт на реставрацию… Остановиться на 10–15 минут и мчать дальше у нас не вышло. Совершенно сногсшибательный вид на ущелье, где причудливые округлые скалы, бархатисто-зеленые, искусственное озеро в глубине ущелья, то самое, будто циркулем нарисованное, завладел нами надолго.

Горы, замки, долины, храмы и самая красивая дорога на свете... Продолжение

А еще эту поляну облюбовала парапланеристы, и их, конечно, легко понять…

Горы, замки, долины, храмы и самая красивая дорога на свете... Продолжение

Парить как птица над бескрайними долинами и величественными скалами… Могучие вершины, и безмолвие! Оказавшись наедине с ними, наверное, ощущаешь каждой клеточкой все эту мощь и силу…

Военно-Грузинская дорога — это не просто трасса длиной в 208 км, соединяющая Россию с Грузией, Владикавказ и Тбилиси, через горы и живописности. Это самый настоящий исторический маршрут, очень давно ставший популярным у туристов и путешественников!

Горы, замки, долины, храмы и самая красивая дорога на свете... Продолжение

И первый русский путешественник, кто его прошел, кто бы вы думали? Александр Сергеевич Пушкин, незабвенный наш. В своём большом кавказском путешествии Пушкин проехал от Владикавказа до Тбилиси, он писал, что «едет в Грузию, чтобы обновить увядшую душу». А куда же еще?!)

Кстати, документально зафиксировано, что Пушкин не просто побывал в этих местах, он прошёл ногами всю дорогу от Пасанаури да Ананури, и затем до Душети — а это, на минуточку, 45 км!!!, за световой день. Видимо, у него была еще одна супер-сила помимо поэтического дара, потому как желающих повторить его подвиг больше не наблюдалось!

Горы, замки, долины, храмы и самая красивая дорога на свете... Продолжение

Наверное, вдохновением Александру Сергеичу служили эти пейзажи… Маршрут по Военно-Грузинской дороге насыщен множеством исторических памятников, но, пожалуй, самый живописный из них — замок Ананури.

Ананури — одна из самых разрекламированных и посещаемых достопримечательностей Грузии. Во-первых — это настоящий средневековый замок, с башнями, мощными стенами крепости, старинными храмами и смотровыми площадками. Для своего возраста он шикарно сохранился и красавчик хоть куда!

Горы, замки, долины, храмы и самая красивая дорога на свете... Продолжение

Во-вторых — он построен в месте невероятной красоты, на берегу Жинвальского водохранилища.

В-третьих — крепость Ананури крайне удобно расположена. Меньше 70 км от Тбилиси по отличной трассе — и вы на месте!

Горы, замки, долины, храмы и самая красивая дорога на свете... Продолжение

И наконец, здесь открываются просто фантастические пейзажи! Огромное озеро среди гор, древняя крепость, и старинная церковь с черепичной крышей…

Ананури — крепость-загадка. Кто ее построил и зачем — достоверно не известно. Вероятнее всего, что цитадель возвели как защитный форпост для арагвских эриставов, правителей этого края. С 16 века долиной реки Арагви, где ныне проходит Военно-Грузинская дорога, управлял княжеский род Эристави. Главная дорога на север из их резиденции в Душети вела через узкое ущелье, у слияния рек Арагви и Ведзатхеви — синие воды Жинвальского водохранилища, что мы наблюдаем сейчас, появились лишь в 20-ом веке. В таком стратегически важном месте эриставы возвели смотровую башню, а позже форпост, охранявший единственный путь к Дарьяльскому ущелью.

Горы, замки, долины, храмы и самая красивая дорога на свете... Продолжение

Вот она, кстати, та самая башня. Типично горско-кавказская по архитектуре, серьезная… С нее и пошел отсчет истории цитадели — в 13 веке.

Горы, замки, долины, храмы и самая красивая дорога на свете... Продолжение

В прошлом территория крепости занимала более значительную площадь. Сохранившаяся цитадель — лишь её верхняя часть, внизу, ближе к берегу водохранилища просматриваются руины башенок, церковь и оборонительные стены, но они не дожили до наших дней.

И если вас интересует старинная архитектура, в Ананури наибольшего внимания заслуживает Успенский храм. Церковь семнадцатого века в Грузии редкость — на всю страну их известно не более трёх-четырех…

Горы, замки, долины, храмы и самая красивая дорога на свете... Продолжение

Да еще и такая эффектная, сложенная из огромных золотистых камней и украшенная причудливой резьбой! Пожалуй, это самое интересное архитектурное сооружение крепости! Надпись на табличке гласит — «Один из главнейших памятников грузинской архитектуры позднефеодальной эпохи. Построен в 1689 г.»

Вы только посмотрите на эти барельефы — что-то нереальное! Огромный, затейливо вырезанный крест, пышные виноградные лозы, святые с крылышками и тигры, стерегущие сокровища. Страшные крылатые звери, наверное, драконы, и толстенькие барашки — чисто кавказский микс!

Горы, замки, долины, храмы и самая красивая дорога на свете... Продолжение

Кстати, еще одна загадка Ананури — этот роскошный орнамент почти скрыт за дозорной башней, которая появилась тут, вы помните, самой первой. То есть, возводя храм, строители предполагали, что их детище останется спрятанным от глаз посетителей. Наверное, они старались не для людей…

Горы, замки, долины, храмы и самая красивая дорога на свете... Продолжение

Одна из немногих сохранившихся «летописей» крепости.

Горы, замки, долины, храмы и самая красивая дорога на свете... Продолжение

Главный портал в храм также шикарный, и расписан по-восточному витиевато и затейлово.

На территории Ананури сохранился и более древний храм — Спасский, или церковь девы Марии.

Горы, замки, долины, храмы и самая красивая дорога на свете... Продолжение

По-грузински это звучит совсем сложно — Гвтаеба. Предположительно он служим усыпальницей княжеского рода, тут есть надгробная плита с надписью, что некая «Ана-ханум Абашидзе повелела воздвигнуть этот памятник в 1674 году, и что под этим могильным камнем покоится тело её мужа Эдишера, эристава Отара и сына Георгия.»

Над усыпальницей установлен каменный балдахин, и фото я стащила в интернете — во время нашего приезда на входной двери висел больщущий замок!

Горы, замки, долины, храмы и самая красивая дорога на свете... Продолжение

Кстати, этих самых приездов в Ананури было два. Весной, когда мы путешествовали по Грузии и Армении, заехали познакомиться, но крепость встретила нас облачками и загадочной дымкой…

Кстати, имейте в виду — зимой-весной уровень воды в Жинвальском водохранилище снижается, потому эталонных видов «Замок у озера» вам не покажут!

Горы, замки, долины, храмы и самая красивая дорога на свете... Продолжение

Зато весной почти нет людей, и что главное, надоедливых торговцев с их палатками и лотками, что так и норовят попасть в каждый кадр! Но самое замечательное в Ананури, что тут можно попасть не только внутрь крепости, и ходить по веревочке за экскурсоводом. Здесь можно просто гулять, где душе вздумается!

Горы, замки, долины, храмы и самая красивая дорога на свете... Продолжение

Можно, например, по узкой, помнящей времена захватчиков лестнице, подняться на одну из башен.

Это она самая! Если рискнете пройти тесными переходами, бонусом вам будет вид на крепостные башенки и черепицу крыш…

Горы, замки, долины, храмы и самая красивая дорога на свете... Продолжение

Можно на минутку вообразить себя Рапунцель. И никаких китайских туристов, мешающих погружению в атмосферу!

На этой душещипательной ноте можно было бы и закончить. Немного практической информации — замок Ананури стоит прямо на Военно-Грузинской дороге, не пропустите.

Горы, замки, долины, храмы и самая красивая дорога на свете... Продолжение

Дорога из Тбилиси занимает примерно час, от границы подольше — там без десятка остановок не проехать! Можно добраться на своем авто, или найти водителя, можно в составе экскурсии, либо на обычной рейсовой маршрутке — никак не перестану изумляться, насколько разумно в Грузии организована работа с туристами. Любой из вариантов стоит очень внятных денег, мы к примеру весной катались за 120 лари, это примерно 50 долларов. Цена — за машину с водителем на весь день! Поездка вышла шикарная — Мцхета, монастырь Джвари, замок Ананури, плюс обед в секретной кафешке «только для своих»!) Обожаю такие прогулки! В цену, кстати, входил личный водитель-экскурсовод, классный, кому нужны контакты — с удовольствием сообщу.

Вход в замок — бесплатный, гуляй сколько хочешь. Если приедете в Грузию летом и у вас каким-то чудом окажется масса свободного времени, можно выбраться в Ананури на весь день — устроить пикник у озера. Знаю, что многие тбилисцы тут и спасаются от зноя… А наш чудный день подошел к концу. Тбилиси встретил миллионом огней…

Горы, замки, долины, храмы и самая красивая дорога на свете... Продолжение

Завтра будет новый день, и новая история…

П.С. И хотя этот репортаж из летней Грузии, весной он очень в тему! С Праздником вас, красавицы!)