Турист Владимир Олейник (violik)
Владимир Олейник
был 28 апреля 15:23

Азербайджан Январь 2018

На второй день поездки мы снова махнули за пределы Баку. И в этот день мы опять собирались посетить некоторые известные места неподалёку от Баку. Первым таким местом был храм огнепоклонников «Атешгях» в поселке Сураханы. Добираться до него не представляет никаких сложностей — всё от того же автовокзала возле станции метро «Koroğlu», от которого мы ездили днём раньше в Галу. Только автобус до Сурахан идёт другой — № 184. В дороге мы всё смотрели на планшет, чтобы не пропустить свою остановку. На самом деле всё оказалось проще — это была конечная остановка автобуса

Там уже и «рукой подать» до храма огнепоклонников. Что ж это за храм такой? И «с чем его едят»? Не хочу «конспектировать» Википедию, скажу своими словами. Достаточно беглого взгляда на герб Азербайжданской ССР, чтобы понять, что является главным достоянием Азербайджана

Новогодние каникулы в Баку. Часть вторая

Нефтяная вышка в центре герба говорит сама за себя. Нефть — главное достояние Азербайджана. А как известно в местах, где имеются запасы нефти, есть и газ. Это такая неразлучная «сладкая парочка». И в некоторых местах этот газ может выходить на поверхность земли, а где-то к тому же и самовозгораться… А теперь представьте себе на минутку… Идёте вы так где-то (в поле или в лесу)… и вдруг… видите, что в каком-то месте «земля горит». Я ни сколько не сомневаюсь, что даже нам — людям, живущим в XX — XXI, станет, мягко говоря, от такого зрелища не по себе. А что уж говорить про людей, живших много веков назад. И, конечно же, кто-то назовёт такое место дьявольским, а кто-то божественным. Одним из таких мест, где газ выходит на поверхность и самовозгорается, является это место. Люди обнаружили его ещё много веков назад. Кто-то стал поклоняться огню, и со временем огнепоклонники построили здесь этот храм огня. Во времена средневековья Ширванское государство (так называлась тогда эта территория) имело тесные связи с Индией. Именно паломники из Индии и построили этот храм, который называется «Атешгях», что переводится как «дом огня» или «место огня». Строить его начали в XVII веке, но основное строительство велось в XVIII века, а окончательный облик храма, который мы видим сейчас, был сформирован в начале XIX века. И в настоящее время мы видим пятиугольное сооружение, в центре которого возвышается четырёхугольная ротонда.
Итак, выйдя из автобуса, и пройдя буквально сотню метров мы увидели эти помпезные ворота

Новогодние каникулы в Баку. Часть вторая

Пройдя через них, мы оказались на территории весьма немалых размеров. Пройдя вдоль широкого коридора (позже мы поняли, что это место для парковки автомобилей и автобусов с туристами), впереди увидели какое-то невысокое здание с колоннами

Во всём этом чувствовалась какая-то помпезность… С другой стороны, может это и правильно? Может власти правильно поступают, привлекая таким образом туристов. Сами понимаете, развитие туризма способствует положительному восприятию страны. В конце концов, туризм — это делание денег «из воздуха», нужно лишь создать некую инфраструктуру…

Пройдя пару сотен метров по территории комплекса мы подошли к входному порталу храма

Новогодние каникулы в Баку. Часть вторая

Взяв билеты (4 маната), мы пошли на территорию храма. Правда, на полминуты мы задержались возле этого знака (увы, не знаю как правильно его назвать…)

Было бы интересно узнать, что это такое. Буквально в паре метрах от входных ворот, уже на территории храма, установлена табличка с перечнем объектов

Новогодние каникулы в Баку. Часть вторая

Войдя на территорию храма, в первую очередь обращаешь внимание на четырехугольный главный храм — алтарь

Мы были уже не первыми посетителями и видели, как люди проходили в центр алтаря-святилища. Не знаю почему, но ни у меня, ни у Натальи даже малейшего желания не возникло подойти к огню. Мы просто стали заходить по периметру во все помещения храма, открытые для посещения. Эти помещения, в своё время, были кельями отшельников. Так же здесь располагались и караван-сарай, и молельни, и конюшня и т. д. Сейчас в этих помещениях можно увидеть различные экспонаты, показывающие быт отшельников. Некоторые экспонаты понятны и без пояснений — посуда и прочие предметы быта. А по некоторым хотелось бы услышать разъяснение, например по этому экспонату

Новогодние каникулы в Баку. Часть вторая

Это фотография какого-то наскального рисунка. И что здесь изображено, мы все прекрасно понимаем (точнее, понимаем какую-то часть изображённого…). Но в целом сложно понять, и какое это имеет отношение к огнепоклонству. Вот здесь бы не помешал аудиогид, да или таблички с пояснениями…
Отшельники, как это и бывает в таких случаях, были аскетами. Боле того, они истязали себя как могли — вешали на себя тяжёлые цепи и т. д.

А это караван-сарай. Не только отшельники были на территории храма. Сюда заезжали и купцы, которые вели свои переговоры

Новогодние каникулы в Баку. Часть вторая

Собственно, отшельники и существовали на пожертвования купцов. Раз сюда заезжали купцы, значит нужны помещения для скота, перевозившего их товар

Это лишь малая часть экспонатов… Где-то уже ближе к выходу нам понравился некий мультимедийный показ истории храма различных времён. Но в помещении было темно (оно и понятно — проецирование изображения идёт в тёмном помещении), и я не стал снимать этот показ. К сожалению, ничего не скажу и об этом интересном экспонате (самому любопытно узнать…)

Новогодние каникулы в Баку. Часть вторая

Во второй половине XIX в. Азербайджане началось промышленное освоение нефтегазовых запасов, в том числе и близлежащей от храма округе. И похоже, именно вследствие этого, выход газа на поверхность сталь сильно уменьшаться — огни стали постепенно ослабевать. Паломники стали постепенно разъезжаться. Как место поклонения, Атешгях просуществовал до 1880 года. В 1902 огни храма погасли окончательно.
В 1975 году, после проведённых реставрационных работ, Атешгях был открыт для посещения. Вот как сейчас выглядит в настоящее время территория Государственного историко-архитектурного заповедника «Храм Атешгях»

А так выглядел храм, в те времена, когда в нём жили отшельники-огнепоклонники

Новогодние каникулы в Баку. Часть вторая

Не буду лукавить и скажу честно — лично на меня Атешгях не произвёл какого-то ахового впечатления. Посмотрели, отметились… Не более… Но само место, как объект туризма, похоже, уже раскручено. Уже выходя с территории комплекса, мы видели какое-то количество автомобилей и небольших автобусов, стоящих на парковке. Мы же направились к автобусной остановке. Теперь мы собирались посетить второй объект, намеченный для осмотра в этот день. Этим объектом была крепость XII — XIV в. посёлке Рамана. Лично у меня уже не было того унылого настроения, которое было днём раньше, хотя погода в этот день была такой же пасмурной. Ведь я уже пережил тот шок, который я испытал от Мардакяна. К тому же окончательно убедился — «волков» здесь нет и опасаться здесь нечего. А это, я бы сказал — самое главное. Всё остальное — понравилось или не понравилось, это уже второстепенно… Смотрим же мы кинофильмы — один фильм понравился, другой не понравился, а от третьего вообще плюёмся. Так и в туризме, самое главное — безопасность, а впечатления уже второстепенны… И в этот день мы вновь увидели жизнь азербайджанской провинции не с «глянцевой стороны», но воспринимали её такой какой она есть.
Итак, с пересадкой на автобус № 204 в каком-то очередном населённом пункте, мы добрались до посёлка Романа

Скаажу как есть: Рамана такая же «дыра», как и Мардакян, но только их размеры не соизмеримы — такая же разруха и убогость. Но, я был спокоен как удав, так как окончательно убедился в том, что «волков» здесь нет. Никто ни разу не посмотрел на нас «косым» взглядом, абсолютно везде мы видели только доброжелательное отношение по отношению к нам. Крепость мы увидели ещё из автобуса подъезжая к Рамане. Да это и неудивительно, местонахождение крепости самое что ни на есть «классическое» — на самой высокой точке окружающей местности. Но когда мы вышли из автобуса, сами не смогли понять как дойти до крепости. Без помощи местных жителей не обошлось

Новогодние каникулы в Баку. Часть вторая

Так выглядит крепость, с близлежайших точек от жилых домой. Возле входных ворот крепости установлена табличка

Сама крепость закрыта, но мы знали об этом, поэтому никаких разочарований не испытали. С высоты, на которой стоит крепость, очень хорошо просматривается пространство внизу. Это было весьма интересное зрелище!!! Внизу, на абсолютно ровной местности находится нефтяное (а может и газовое) месторождение. В поле зрения попадают десятки, если даже не сотни, нефтяных вышек

Новогодние каникулы в Баку. Часть вторая

Жаль только, что день был пасмурный — на ЖК-экране фотоаппарата всё было серенькое и блёклое. Кстати, дорога, ведущая к посёлку Рамана, идёт по полю, и из окон автобуса по обе стороны видишь все эти вышки. Кстати, они вызвали у меня некоторое удивление… Дело в том, что летом 2001-го года мы с Натальей побывали в речном круизе Москва — Уфа — Москва. А в Башкирии тоже добывается нефть и газ. И мы видели большое количество качалок, но никаких вышек там не было.
Полюбовавшись крепостью и видом на вышки (зрелищная картина!), мы спустились вниз. Замок можно сфотографировать и снизу, с дороги

Новогодние каникулы в Баку. Часть вторая

Чтобы понять как он выглядит в общем контексте посёлка, привожу пару фото

Кроме замка я всё же попытался сфотографировать весь этот «лес» нефтяных вышек, уже внизу — всё же ближе к ним

Новогодние каникулы в Баку. Часть вторая

Теперь оставалось добраться до третьей точки нашего сегодняшнего маршрута. Этим местом, куда мы намеревались добраться, была гора Янар Даг. А это ещё что такое? — спросите вы. А это всё в продолжении нефтяной и газовой темы… Это место, где на поверхность выходят газы и происходит их самовозгорание. То самое возгорание, о котором я говорил в начале рассказа про Атешгях. Только, если в настоящее время в Агешгях мы видим имитацию того, что было, то в Янар Даг всё происходит естественным образом. Добирались мы до Янар Даг так же с пересадкой (вначале на автобусе № 204, а затем на № 217

Как оказалось, это тоже была конечная остановка автобуса № 217. И тоже дорога пролегала среди бесчисленного «леса» нефтяных вышек. Место это весьма разрекламированное. Приехав туда, взяв билеты (2 маната), мы пошли смотреть на это диво дивное. Как оказалось, мы были там не одни. Возле огня мы увидели группу арабов, которые долго фотографировались

Новогодние каникулы в Баку. Часть вторая

Я сначала ждал, когда они уйдут, потом уже не выдержал и пошёл к огню руки погреть. Дело в том, что в этот день температура воздуха упала со вчерашних 11–12 до 6–7, и руки немного замёрли

От огня было реально жарко и приходилось соблюдать небольшую осторожность, чтобы не спалить одежду. К тому же в это время дул ветер, и с каждой секундой пламя вырывалось по-разному

Мы так и не дождались, когда уйдут арабы, пришлось фотографироваться с ними вместе

Новогодние каникулы в Баку. Часть вторая

Между прочим, эти арабы были не из одной компании. Одни уходили, другие подходили. Складывается впечатление, что они тоже — огнепоколнники… А вот как это место выглядит со стороны

Так что, «гора» — это слишком сильно сказано. Так… небольшой холм. Мы поднимались наверх, туда ведут ступеньки. Но опять же, не скажу, что вид сверху был красивым и захватывающим. Пробыв там в общей сложности не более получаса, мы вскоре уехали в Баку, полностью выполнив намеченные планы.