Турист Lena Svensson (lenasven)
Lena Svensson
была 8 июля 2023 11:36

Боливия Ноябрь 2014

В Ла-Пас я со шведской группой летела из Буэнос — Айреса. А весь маршрут у нас был вот таким

Головокружительный Ла-Пас

(из моего каталога Jambo tours, 2013-14гг)

Когда летели в Ла-Пас, делали посадку еще в двух городах Боливии. В Санта-Крус высадили наших католических монахинь, с которыми мы летели из Аргентины.

С одной мы проболтали почти всю дорогу (я - в красном, а она рядом со мной сидит).

Я ей рассказала, что в окрестностях Санта-Крус живут русские староверы, православные, чьи предки давным-давно приехали из России и обосновались в Боливии. Староверы сохранили свою православную веру, русский язык и даже свой стиль одеваться в сарафаны и косоворотки. И в своих снах видят русскую зиму. Даже те из них, кто ни разу не был в России и не видел зимы в глаза.

Сейчас вот пишу и думаю, они хоть в Боливии во снах видят, а мы зиму перестали и воочию видеть в России. И что с климатом происходит?..

Воздушное судно легко садилось и взмывало ввысь выше гор снова. И конца этому, кажется, не было. Головокружительные полеты над Андами!

Головокружительный Ла-Пас

И вот мы cели в высокогорном аэропорту Ла-Паса Эль Альто на высоте 4 100 метров. На какой высоте мы летели — одному Богу известно, ну и нашим пилотам, конечно, тоже. Знаю, что выше 12 км гражданские самолеты не летают: чревато крушением борта. Обычная, рабочая высота самолетов, на которой они летают, — 9–10 км. Так ведь еще и приземлились мы в Ла-Пасе вот в такую погоду!

Замечу, что и взлетно-посадочные полосы на таких высотах намного длиннее обычных, т. к. из-за разреженного воздуха самолету, чтобы взлететь или сесть, нужна полоса длиннее: вместо 2-х км — 5,5 км.

Приземлились мы, слава Богу, благополучно и пошли в здание аэропорта. Но слово «пошли» — это будет громко сказано. Двигались все медленно, вперевалочку, как астронавты по Луне. Чувство такое было, будто земля трясется под ногами. Да, ощущение очень странное… не испытывала такого ранее никогда. Вот что значит внезапная нехватка кислорода в организме.

Зашли в здание. А там — на каждом метре погранцы в зеленой форме стоят и каждому покажи паспорт и билет. А билет тот и на билет нормальный не похож: тонюсенькая бумаженция, того и гляди стремящаяся упорхнуть из рук. В голове стучало только одно:" Не потеряй сумку с документами, деньгами, билетами и картами! Вот так, прижми ее крепче к груди…» И я все свое внимание сосредоточила на моей дорогой сумке.

Оказывается, погранцы так только разминались. Нам пришлось еще выстоять длинную очередь в окошко за штампом в паспорт. Самые кислородоголодающие из нашей группы вцепились из последних сил в нашего гида. Кто за что был горазд. И наш гид стоял там как вкопанный спасительный столб посреди умирающей разом толпы.

Я стояла сама по себе, широко расставив ноги, как морячка на ходуном ходящей палубе корабля. Вот реально состояние было такое, что опору под тобой качает и носит и скоро совсем снесет. Ну, шутка ли оказаться сразу на 4 100 метрах без какой-либо акклиматизации к высотам до того!

Наконец боливийцы закончили проштамповку наших паспортов и отпустили нас с Богом. Мы медленно и неуверенно двинулись к туристическому автобусу, уже ждущему нас. Видела краем глаза, как грузили наши чемоданы в нижний багажный отсек. Почему-то была уверена, что мой большой и красивый чемодан уже находится там, и спокойно зашла в автобус.

По приезде в наш отель вдруг выяснилось, что как раз моего большого и красивого чемодана нет среди других. Только его и нет! Меня прорвало. Со мной началась истерика. Ну никогда, ни до, ни после, не видела себя такой слабонервной! Вот, честное слово, самой было противно на себя смотреть со стороны. Это я, помню, делала с большим удивлением, типа, подруга, ты ли это?

В фойе отеля я спустила всех собак на наших гидов. Я орала на них, мол, как это так, вас тут — двое и вы не уследили, потеряли мой чемодан, мол, за что я вам плачу! Такое чувство, что я — не я была. Вот, однако, каков он — высотный стресс, да еще приумноженный на мой чемодан.

Я там, помню, всплакнула, жалеючи себя, потом разозлилась на весь белый свет и, как шаровая молния, пронеслась мимо швейцара нашего отеля, выскочив на улицу. Я просто не могла больше их всех видеть. Все во мне бушевало и клокотало.

По инерции я побежала по улице, но не тут-то было! Я удивленно остановилась, осматриваясь… что это тут с улицами?

А улицы Ла-Паса, их уклоны, очень круты. Головокружительно крутые улицы! Тут не поносишься молнией, не выкинешь свой стресс. И я поползла, как муха по стене, почти вертикально… Потом также вниз…

Еще пуще мне стало жалко себя. Вспомнились размеренные шведы, которые, почти умирая от кислородного голодания, не забыли снять свои чемоданы с багажной вертушки. И теперь, поди, лежат в своих постелях, отдыхают после великого перелета, вытянувшись во весь свой шведский длинный рост. А я тут…

Но это я сейчас знаю, где я забыла свой чемодан, поэтому и написала здесь вам, а тогда… Бродя по лапаским улочкам и переулочкам, я заставила все ж-таки себя успокоиться и подумать, где же я его, несчастная, бросила. Ничего не приходило в голову, кроме того, что — в аэропорту и, скорее всего, его, чемодана, уже там нет и я его и его содержимое не увижу никогда, а впереди еще 2 страны и половина большого путешествия. Что делать?..

Ответ сам собой пришел сразу: «Завтра, с утра, иди на рынок их Ведьмачий, покупай их боливийские шмотки от и до и переоблачaйся!» Удивительное дело, но мысль эта меня успокоила и обрадовала. На улице стало прохладно и темно

Головокружительный Ла-Пас

и я пошла обратно в свой отель. Почти счастливая…

Но поход на рынок с утра пришлось отменить, т. к. день обещал быть очень насыщенным экскурсиями и я могла все пропустить. Мне такого не хотелось. Сделав с вечера мелкие постирушки, я справилась с еще одним днем. Спустилась в фойе отеля.

Там уже были наши. Готовились к прогулке по высокогорному Ла-Пасу. Ханна, врач-хирург из нашей группы, подсела к кислородному баллону

Головокружительный Ла-Пас

Надо сказать, что вот такой баллон был и в нашем отеле, и в нашем автобусе. Мне он, слава Богу, ни разу не пригодился. Я даже там чай из коки, который, говорят, очень помогает бороться с горной болезнью, не пробовала. Я тот чай попробовала впервые в Перу. Так, для интереса, попробовала.

Еще, ожидая других, мы слушали про «горняшку», которая накрыла некоторых наших шведов этой ночью. Кого-то мутило и рвало, у кого-то разрывалась на части голова. Некоторые не могли уснуть и всю ночь пили ацетилсалицилку во всех видах, другие запаслись предусмотрительно уже боливийскими таблетками от «горняшки».

Вскоре у нашего отеля

Головокружительный Ла-Пас

остановился автобус и мы поехали знакомиться с экзотическим Ла-Пасом, самым высокогорным городом планеты.

Город имеет длиннющее название: Ла-Сьюдад-де-Нуэстра-Сеньора-де-Ла-Пас, т. е. Город Богоматери мира, в переводе с испанского, ну, а кратенько и емко — Ла-Пас. В Боливии — около 11 млн народонаселения, а в Ла-Пасе проживает более 1,5 млн человек.

Вообще-то столица Боливии — Сукре. Там находится и Верховный суд страны. Но все административные здания, резиденция президента Боливии, парламент — все это в Ла-Пасе. И именно Ла-Пас является фактической столицей страны с 1898 года.

Построили же Ла-Пас гораздо раньше, в 1548 году. Основал город испанец Алонсо де Мендоса во времена испанской колонизации. И до сих пор в Боливии живут испанцы, индейцы, метисы (дети испанцев и индейцев). Говорят в Боливии на испанском и еще на… 33-х языках (!) индейцев. Самые большие индейские племена — аймара и кечуа.

Ла-Пас построили в… кратере древнего вулкана, который потух миллионы лет назад.

Головокружительный Ла-Пас

Путешествуя по миру, я видела и плавала по озерам, которые образовались в кратерах потухших вулканов, но чтоб там, внутри бывшего вулкана, построить город, да еще полуторамиллионник!.. Мое удивление и восхищение людьми, создавшими этот город, и людьми, живущими в Ла-Пасе сейчас.

Скажу честно, мне Ла-Пас понравился больше, чем Рио и Буэнос-Айрес.

Рио, конечно, красив сверху, со своих гор Корковадо и Сахарная голова. Это просто восхитительное и завораживающее зрелище! Просто гулять по Рио — мало интересного. Байрес захватывает своей вечерней жизнью, театрами и танго-шоу. Но Ла-Пас — это сплошная экзотика, это — фантастика, это — головокружение от всего!

Ла-Пас находится в зоне высокогорного субтропического климата, в городе большая разница суточных температур, город лежит на разных уровнях. Верхний Ла-Пас (там, где аэропорт Эль Альто) — на 4 100 метрах выше уровня моря. Там живут бедняки. Центральный Ла-Пас (там, где историческая зона Каско Виехо) — на высоте 3 660 метров. Средний класс обитает здесь. Есть и Нижний Ла-Пас. Богатые лапасцы живут именно в нижней части города (к юго-западу от р-на Прадо, н-р). Там мягче климат и не так высоко. Помимо кратера вулкана, Ла-Пас раскинулся в долине реки Чокеяпу и протянулся с северо-запада на юго-запад. Сами жители делят свой город на 3 обширных района: северный, центральный и южный, хотя Ла-Пас делится на 7 больших районов и 21 малый.

Ла-Пас — шоковый город. Я это испытала на себе, только успев прилететь туда. В Ла-Пасе жизнь бурлит и кипит.

Ла-Пас — пульсирующий город. Вон там, высоко на склоне, — огни.

Головокружительный Ла-Пас

В Ла-Пасе вечерами все смешивается, пульсирует — и не кажущиеся далекими звезды на небе, и близкие огни жилищ…

Ла-Пас — очень живой, многолюдный. Все что-то продают и покупают.

Головокружительный Ла-Пас

Кругом — лавочки и магазинчики. На дорогах толкаются люди и машины,

тут же играют дети.

И электропровода, завязанные в мощные, толстые узлы, свисают черными гроздьями над городом…

Увидели мы в Ла-Пасе и такой чудной дом с громким словом «Демократия» на нем.

Облупленная демократия…

Мне тут же вспомнился рассказ нашего гида о знаменитой тюрьме Ла-Паса, тюрьме Сан-Педро. Она — действующая и вот где поистине демократия!

Мы с экскурсией там не были, а экскурсии водят и даже на ночлег можно остаться в одной из специальных камер для туристов. Заключенные и есть экскурсоводы по своей тюрьме.

Тюрьма, режимный об"ект, но администрации там нет, надзиратели охраняют только по периметру обнесенный высоким забором участок. Внутри тюрьмы все законы и нормы жизни устанавливают сами заключенные. Они выбирают совет из 5-ти депутатов и одного старейшины, который и имеет контакт с охраной.

Но, что интересно, с заключенными вместе проживают и их семьи, поэтому на территории тюрьмы есть и детские сады, и храм, и магазины, и жилые обычные дома. И бесплатна в этой тюрьме только кукурузная каша для заключенных, за все остальное они платят.

В тюрьме Сан-Педро вместо 400 человек находится аж 1500. Ну, неплоха, значит, боливийская жизнь в тюряге…

Короче, лапасцы переплюнули и западных. В смысле, к примеру, в Карлстаде, в Швеции, есть бывшая тюрьма, переделанная в отель. Сейчас это модно на Западе. А тут в действующей тюрьме организовали номера для туристов!

Боливийцы — очень добродушный народ. С удовольствием позировали мне,

и даже военные

На городских дорогах очень много микроавтобусов, такси (старых и не очень), много старых американских школьных автобусов,

которые теперь в качестве общественного транспорта бороздят дороги Ла-Паса. Общественный транспорт в Боливии очень дешевый.

Так мы доехали до музея под открытым небом в Ла-Пасе.

Доинкская цивилизация Тиуанако.

Она была в Андах задолго до появления инков. Пик их могущества пришелся на 500-950 гг. н. э. В этой империи владели технологией обработки камня и металлов, имели керамическое производство.

Тиуанако исчезла в 12-м веке н. э. Причин, по мнению ученых, было несколько: ослабление центральной власти, изменение климата, а за ним — потеря урожаев. Инкская империя пришла на смену в 15-м веке н. э.

Надо сказать, что Тиуанако для Боливии — та же святость, что инки для Перу. Кстати, империя Тиуанако имела своей территорией нынешние земли не только всей Боливии, но и земли юга Перу, севера Чили и части Аргентины.

Этот музей под открытым небом — в черте города, но надо сказать, что есть в Боливии еще целый археологический комплекс Тиуанако. Там — храмовый комплекс Каласасайя и огромные каменные скульптуры. Все это было создано цивилизацией Тиуанако и находится на восточном берегу знаменитого озера Титикака.

Знакомясь с Ла-Пасом, увидели мы и как строят новые дома здесь.

Головокружительный Ла-Пас

В Ла-Пасе, говорят, фундамент дома стоит дороже, чем весь дом, т. к. укреплять грунт очень сложно и затратно: почвы вулканические сложные

да тут и постоянные оползни с гор случаются. Много раз они сносили дома с лица города.

Мне в Ла — Пасе понравились дома колониальной эпохи. Они очень украшают столицу. Жаль, их всего несколько десятков на такой огромный город.

А теперь надо рассказать об исторической части города Ла-Паса, о Каско Виехо, что в Центральном районе Ла-Паса. Там мы гуляли пешком.

Сначала мы отправились к главной площади Боливии и Ла-Паса, к площади Педро Доминго Мурильо.

Кстати, она находилась совсем рядом с нашим отелем.

Вообще, надо сказать, кровавая была эта площадь. Здесь когда-то были виселицы в ряд стоящие. И вешали здесь то конкистадоры индейцев, то индейцы своих президентов из числа белых испанцев. Последним несчастным был повешен такой белый президент в 1946 году.

С 2006-го страной впервые правит президент-индеец, Эво Моралес, основатель леворадикальной партии «Движение к социализму». При этом президенте образование в Боливии стало бесплатным и всеобщим; стали строить бесплатное жилье для бедных (очень малогабаритное, но бесплатное); стали строить дороги и аэропорты. Надо сказать, бюджет страны стал бездефицитным при этом президенте.

Когда покупала тур, мне выдали на шведском брошюрку о Боливии. Вот теперь делюсь с вам инфой.

Итак, идем дальше. В Боливии открыты залежи нефти, газа, которые идут на экспорт, н-р, в Бразилию. Боливия имеет большие ресурсы серебра, золота, цинка, олова, вольфрама, свинца, сурьмы, висмута, железной руды, а также лития, который необходим для электромобилей, для батарей.

Эво Моралес был деревенским мальчишкой из племени аймара и стал президентом страны. Он, конечно, думает о безземельных крестьянах-бедняках. Принят Закон о Земле, проводятся земельные реформы в стране, идет раздача наделов из государственных земель беднякам. Эво Моралес имеет большую поддержку в Боливии среди населения.

Резиденция президента, где живет Эво Моралес, вот здесь, в этом розовом доме,

Головокружительный Ла-Пас

который охраняют военные в красивой красной форме.

Напротив Президентского дворца Кемадо находится Национальный конгресс Боливии. Там, видно, шли ремонтные работы.

Головокружительный Ла-Пас

На здании конгресса — чудные часы, которые идут… против часовой стрелки.

Интересно, что под крышей этого здания в разное время были и университет, и тюрьма, и монастырь.

На этой же площади Мурильо стоит кафедральный собор Девы Марии. Построен он в середине 19-го века на месте более раннего собора в стиле неоклассицизма с элементами барокко.

Внутри храма как-то все спокойно и выдержанно. Главным украшением являются оконные витражи

и алтарь из итальянского мрамора.

Головокружительный Ла-Пас

Вообще внутреннее убранство базилики напомнило мне своей простотой протестантские церкви.

В этом соборе почивает южноамериканский политический и военный деятель, маршал, один из президентов Перу, а потом и Боливии Андрес де Санта-Крус. Его отец был испанцем, а мать индианкой.

Головокружительный Ла-Пас

На площади Мурильо отдыхало много местных и туристов. Было интересно наблюдать за жизнью боливийцев — и пульсирующей, энергичной, и расслабленной.

Головокружительный Ла-Пас

Интересно еще знаете, что? Вот эти национальные боливийские костюмы и головной убор-котелок появились у индейцев не с незапамятных времен, а со времен конкисты. Индейцы переняли наряд у европейцев, у испанцев, пришедших на их земли. И все смешав — мужской головной убор и пышные женские юбки — на выходе получили то, что мы видим сейчас. Считаю, очень колоритно, броско и ярко. Молодцы, индейцы!

Но не все боливийки одеваются в национальные одежды каждый день (хотя таких много там). Есть и исключения. И наш швед-турист, видимо, нафотографировавшись вдоволь боливиек в ярких одеждах, решил согнуться в три погибели, чтобы запечатлеть себя с современной женщиной, боливийкой, с фотокамерой.

Головокружительный Ла-Пас

И правда, люди Боливии росточка очень низкого…

Прошлись мы и по двум главным улицам Ла-Паса, по Сагарнага и Линарес. Одним своим концом Сагарнага выходит на площадь Св. Франциска с кафедральным собором внушительных размеров.

Этот собор построен в стиле андского барокко с резьбой по камню (флористические мотивы) на фасаде здания. Построен он в 1743 году, а самый первый католический храм на этом месте возвели в 1581 году.

Очень жаль, во внутрь собора мы не попали. Главная дверь почему-то была закрыта, а нам никто не подсказал, что пройти в собор можно было через музей, через соседнюю дверь.

И мы не увидели красивейший и богатейший старинный алтарь из чистого золота. Также можно было подняться на монастырскую колокольню и глянуть с высоты на Ла-Пас, потом осмотреть сам монастырь. Все это находится в соборном комплексе. Ничего этого мы, к сожалению, не увидели, но вот послушать концерт духовой музыки у собора нам прифартило.

От собора Св. Франциска мы пошли c нашим гидом, шведом Ёном (наш красавчик на фоне проходящего красавчика-индейца)

на улицу Линарес.

Именно там находится Рынок ведьм и Музей коки, кокаинового куста. И еще там — море различных магазинчиков и всяких разных лавок.

Как-то меня ведьмачьи снадобья и порошки не интересовали, тем более знала, что не любят там, в этих ведьминых лавках, когда их товар фотографируют, говорят, и проклясть могут…

И я — прямиком дальше, выбирать себе и близким в подарок вязаные вещи. Себе купила замечательную кофту с капюшоном из шерсти ламы и альпаки с национальным узором и тоже с узором дамскую сумку. Очень довольна до сих пор покупками. И родные тоже были рады таким вязаным экзотическим подаркам.

То, что не увидела высушенных зародышей лам и альпак в ведьминых лавках, — это ладно, но вот в Музей коки

Головокружительный Ла-Пас

зайти надо было, а мы почему-то проскочили мимо. Как-то все на бегу у нас там было, второпях. Конечно, считаю, что 1,5 дня на Ла-Пас — это мало. На такой интересный, экзотический и большой город надо отводить дня 3, не меньше.

Вот я очень жалею, что не заказала такси на ресэпшене в нашем отеле и не мотанула на нем в нижний и верхний Ла-Пас. Слышала, это — захватывающее дух переживание, когда не сидишь в кресле такси, а буквально лежишь там, и такси едет по петляющим узким дорогам с очень большим уклоном.

Но большим плюсом стало наше знакомство с Телеферико, канатной дорогой Ла-Паса.

Головокружительный Ла-Пас

Это самая длинная канатная дорога в мире, которую построили (первую линию) весной 2014 года, т. е. незадолго до нашего приезда в Ла-Пас.

Телеферико — один из видов общественного транспорта там, т. к. по понятным причинам, построить в Ла-Пасе метрополитен невозможно. Сеть Телеферико будут расширять. Сейчас там 3 линии канатки: желтая и зеленая — в южном районе, и красная — в центральном.

Вот в красных гондолах мы и проплыли над Ла-Пасом.

Под нами был склон, плотно утыканный красными кирпичными домиками.

Головокружительный Ла-Пас

Первая моя мысль была:" Это, наверное, боливийские фавелы». Но — нет, домики эти были добротные, совсем не такие, как в фавелах Рио, которые я видела будучи там.

Да к тому же наш гид сказал нам, что в Ла-Пасе нет фавел вообще. Боливия — самая безопасная страна континента и там нет территорий вне закона, как в Рио, в Бразилии.

Конечно, и в Ла-Пасе совсем уж расслабляться не надо, к примеру, такси не ловить на улицах, а заказывать из своего отеля или ресторана города, где сидишь.

В красной гондоле мы проплывали над жилищами боливийцев, заглядывая к ним на террасы и во дворы.

Головокружительный Ла-Пас

И вот такое видели. Ехала машина куда-то да так и не доехала… По крутым склонам скатилась в узкую щель. Так там и осталась. Достать не смогли…

А еще мы там сверху видели город мертвых.

Я сидела в одной гондоле с нашим боливийским гидом.

Головокружительный Ла-Пас

Ему кто-то позвонил. Смотрю, он обрадовался и затараторил что-то в трубку. Потом, улыбаясь, сообщил, что мой чемодан нашелся в аэропорту и мы должны за ним поехать сразу после Телеферико, как сойдем с гондолы. Брать такси и ехать в аэропорт. Я радостно чмокнула индейца в щеку.

Конечно, жаль, я не побывала на смотровой площадке Мирадор и не увидела вот такой знаменитый вид

Головокружительный Ла-Пас

(фото из интернета) на небоскребы планеты, которые находятся в горах на высоте под 4 км и на один из самых высокогорных футбольных стадионов планеты, на Эрнандо Силес, а потом не поехала со всеми в автобусе к этому стадиону. Он находится на высоте 3601 м над уровнем моря и вмещает свыше 40 тысяч человек.

Но все равно, столько я увидела в Ла-Пасе всего за 1,5 дня, что просто удивляюсь до сих пор.

В тот день на радостях, что нашелся мой злополучный чемодан с моими нарядами, решила пойти в известный боливийский ресторан Huari. Так как шведов на такое дело не сподвигнуть (они — любители по вечерам зависать в барах и ресторанах отеля, где остановились), заказала такси и поехала туда одна.

И не пожалела. Увидела замечательное фольклорное шоу

и поела чудного мясца, кажется, ламу (уже сейчас не помню), но мясо альпаки я пробовала в Ла-Пасе тоже, в ресторане своего отеля. Я вообще мясо обожаю и предпочитаю его рыбе, а тут ведь вообще не мясо, а сплошная экзотика. Не скажу даже, какое вкуснее, наверное, все же мясо альпаки. М-м-м… во рту тает…

Обратно в отель приехала запоздно

Головокружительный Ла-Пас

заказав такси из ресторана. Наутро мы покидали гостеприимный Ла-Пас и держали путь к знаменитому озеру Титикака, которое Боливия делит с Перу. Мы ехали на боливийскую сторону озера, а потом — в Пуно, в Перу, на перуанскую Титикаку. Об этом тоже будет рассказ. Ждите.