Турист Lena Svensson (lenasven)
Lena Svensson
была 8 июля 2023 11:36

Боливия Ноябрь 2014

Из Ла-Паса автобусом мы отправились в боливийский город Копакабана

Озеро Титикака и остров Солнца

что раскинулся на берегу озера Титикака, чтобы оттуда плыть на кораблике

по озеру до острова Солнца. Озеро Титикака делят между собой Боливия и Перу. Мы знакомились с озером с боливийской стороны. Вот первые снимки (из автобуса) показавшегося вдали озера.

Озеро Титикака и остров Солнца

Титикака — высокогорное пресное озеро, самое большое по запасам пресной воды во всей Южной Америке. Слово «самое» — это для Титикаки. Озеро это — высочайшее в мире.

Оно раскинулось на плоскогорье Альтиплано в Андах, на высоте 3821 метр над уровнем моря. Глубина озера в некоторых местах достигает под 300 метров. Озеро это — судоходное.

Озеро Титикака и остров Солнца

В него впадает около 300 рек и ручьев, стекающих с ледников, а вытекает только одна — Десагуадеро. Титикака, можно сказать, — замкнутое, закрытое озеро (имеет только 10% стока воды). Температура воды в озере: +10 — 12 градусов. Круглый год.

Озеро состоит из двух, почти отдельных бассейнов, соединенных проливом.

Некоторые ученые до сих пор разводят руками, как это озеро, будучи морским заливом, находясь 100 млн. лет назад вовсе не в горах и вовсе не на такой высоте, смогло «скакнуть"почти на 4 км вверх. Загадка, как, под влиянием каких мощнейших сил, Титикака смогла подняться на такую неимоверную высоту?

Ученые полагают, что озеро это — тектонического происхождения. Оно когда-то было частью океана и при тектоническом движении материков озеро было поднято вместе со своим окружением на такую заоблачную высоту.

Сказка, скажете? Может быть… Самой в такое трудно верится. Но есть же доказательства.

Об этом говорят следы морского прибоя, которые остались на склонах гор и морские рыбы, которые до сих пор обитают в озерных водах Титикаки. А еще интересный факт, в воде озера растворены все виды солей, которые характерны для Тихого океана, и уровень минерализации достаточно высок.

Но есть и другая версия людей, что озеро Титикака образовалось в кратере древнейшего давно остывшего вулкана.

По мне, так эта версия вообще не выдерживает никакой критики. Посудите сами, площадь водной поверхности озера — 8 тысяч 372 квадратных километра! О каком кратере вулкана (или даже кальдере) тут может идти речь?.. Я, конечно, не специалист, судить категорично не возьмусь.

На протяжении многих веков у озера и на его многочисленных островах (их около 40) жили и живут сейчас индейцы

аймара, кечуа, урос.

Что касается немногочисленного племени урос, они живут на перуанской стороне, на искусственных тростниковых островах, которые они сами сотворили на озере. До них легко добраться (при желании) от перуанского города Пуно.

Но мы здесь — про Боливию и ее часть озера с островами, вернее, с ее самым большим островом, островом Солнца, в северной части озера Титикака.

Озеро Титикака и остров Солнца

Этот остров считается и по сей день священным у боливийцев. Именно здесь, как говорят все андские легенды, зародилась цивилизация тиуанако. За 9 веков до инков. И процветала цивилизация тиуанако более 400 лет. Таинственная цивилизация… неясно, откуда взялась и куда исчезла. Только догадки. Мол, случился какой-то природный катаклизм, скорее всего, по мнению ученых, — внезапное наводнение, потоп, и цивилизация тиуанако исчезла. Может, и так…

Империя инков просуществовала менее 100 лет. Она была до прихода на их земли испанской конкисты. Тут ясно, те быстро разобрались с инками и их золотом.

Я думала, мы обязательно будем у Араму Муру, у Ворот богов.

Озеро Титикака и остров Солнца

Оно совсем рядом с озером Титикака (правда, на перуанской стороне, совсем рядом с озером). Так мы, будучи потом и в Перу, не побывали там!

Это место открыли только в начале 90-х годов прошлого века. Араму Муру (2 фото из инета) — это 7- метровая гранитная красноватая плита и выдолбленная в ней замочная скважина в 2 метра.

По мнению многих уфологов, это место — портал, сквозь который можно попасть в другие миры.

Озеро Титикака и остров Солнца

Там, в округе, присутствует мощное энергетическое поле.

Более того, считается, что, так называемая, «капсула времени» (послание землянам от других миров) находится именно на острове Солнца, на озере Титикака. Жаль, никто не знает, где она там...

Но наш русский математик, офицер Космических войск СССР, научный сотрудник Об"единенного института ядерных исследований и бывший зам. директора Института физико-технических проблем в Дубне Владимир Пахомов расшифровал календарь, которым пользуются люди несколько тысячелетий.

Пахомов работал много лет над расшифровкой, чтобы узнать место, где находится это послание пришельцев, посетивших землю 6 тысяч лет назад.

В матрице календарного послания, в расшифровке, ученый обнаружил изображение созвездия Ориона. Пахомов считает, что именно оттуда пришло послание иного разума.

Надо было искать знак Триединства или Знак трех сокровищ. Все указывало на это. Этот знак известен с древнейших времен. Это самый древнейший среди человеческих символов. В этом символе — 3 одинаковых круга, расположенных треугольником.

И такой знак Пахомов обнаружил на острове Солнца в Боливии!

Ученый-математик смотрел снимки острова, сделанные разными спутниками в разное время. Вот этот знак, высвечивается там, где в Календарном послании отмечено место хранения «капсулы времени».

Многие ученые считают, что пришла пора об"единять усилия разным специалистам из разных областей, чтобы раскрыть эту тайну до конца.

Кстати, есть древнее предсказание у андских народов, что нынешняя эра — это эра Dесятого Пачакути, когда будет открыт доступ к космической мудрости, т. е. время извлечения «капсулы времени» или оживления Священного Солнечного диска, как его называют у андских народов.

Но я забежала вперед. Нас не повели к Воротам богов, к порталу. Нас повели банальными тропами. К сожалению.

Вот на этом катамаране мы прибыли на остров Солнца.

Озеро Титикака и остров Солнца

Осмотрелись, поднялись по удобной лестнице наверх.

Боливийские титикакцы на острове сейчас живут рыбной ловлей, разведением домашней живности и, конечно, туризмом. Ну и, как и их предки, сельским хозяйством. Боливийцы как выращивали тогда киноа, так и сейчас ее выращивают (хлебная зерновая культура, у инков считалась священной).

Озеро Титикака и остров Солнца

Конечно, этот огород, как я поняла, разбили специально для показа туристам

но во всяком случае, наглядно мы все увидели.

Индеец работает мотыгой, как и много веков назад работали его предки.

Озеро Титикака и остров Солнца

Кроме киноа, здесь выращивают картофель и кукурузу. А вот, кажется, если не ошибаюсь, — артишоки.

Живность же их верблюжачью, домашнюю, было очень душевно потискать и пообнимать. Вот альпака.

Озеро Титикака и остров Солнца

У них очень мягкая, приятная шерсть. И очень дорогая. Практически только из нее не вяжут вещи, а добавляют еще шерсть ламы. А вот — гуанако

Озеро Титикака и остров Солнца

Пьют воду, в отличие от викуний, один раз в неделю. Ну, чем не верблюды боливийские горные! А это — лама

Ее используют для перевозки грузов в горах. И она, кстати, плюется как верблюд. А вот эта, за ограждением, — викунья зловредная, поэтому и не на воле гуляет.

Озеро Титикака и остров Солнца

Викуньи, говорят, злые, кусачие, и их не пускают с другими животными пастись и гулять. Викуньи пьют много воды. И как и у альпаки, у нее дорогая шерсть. А вот это что за козлик мохнатый — не знаю даже…

Почему я их всех назвала верблюжачьей живностью? А потому что они все принадлежат к семейству верблюдовых.

После общения с животными мы пошли дальше в гору. В музей. Очень красивым, глубоко голубым и спокойным смотрелось озеро Титикака с горы, где мы пребывали.

Зашли в музей. Он так громко назывался — Подземным

а смотреть там особо нечего было.

Я бы лучше побродила на острове Солнца по древнему подземному лабиринту Чинкана, что в деревне Чаллапампа. Это было когда-то культовым сооружением, образовательным центром для инкских священнослужителей.

А недалеко от лабиринта Чинкана еще есть Священная скала, напоминающая пуму своей формой (кстати, сам остров Солнца, говорят, напоминает голову священной пумы, если посмотреть сверху). Около той скалы — два огромных следа. Инки свято верили, что их оставили Солнце и Луна, когда спустились на землю для рождения их инкского вождя Манко Капака.

А еще на острове есть «Фонтан молодости» , к которому ведут сотни две ступеней, сделанных инками.

Я бы вообще прошла весь остров Солнца вдоль и поперек (замечу, асфальтовых дорог и машин там нет), поизучала его, осталась бы там с ночевкой, благо, есть где, проводила бы день и встретила рассвет другого дня. Но… куда подашься, в какие горы и лабиринты, вот с такими божьими шведскими одуванчиками, которые сплошь составили нашу группу?

Озеро Титикака и остров Солнца

Им бы только, помню, с шаманом боливийским пообщаться, подзарядиться у него. Вон как ручки тянут к шаману, мол, дай энергии…

Вот осталось у шведов язычество в крови. И ни католицизм, ни реформация протестантская, ни даже атеизм не вытравили из них их викингового язычества.

Кстати, и католицизм, и реформация в свое время тяжело внедрялись в Швеции. Вот только атеизм легко цветет и побеждает у них в наше время. По статистике в Швеции сейчас 82% неверующих в Бога, т. е. атеистов.

Мне их боливийские шаманы были неинтересны. И после этого путешествия дала себе зарок, что только после глубоко за мои 80+ начну снова ездить со шведскими группами по миру. Eсли Бог даст.

Потом наш шведский гид Ён рассказал о папирусных лодках

Озеро Титикака и остров Солнца

понятное дело, не забыв упомянуть про знаменитую лодку норвежца Тура Хейердала «Rа-2» из папируса, построенную, между прочим, мастерами с озера Титикака в Боливии в конце 60-х годов прошлого века.

Папирусная лодка известного во всем мире путешественника и ученого Т. Хейердала прошла длинный путь от Марокко до Барбадоса. Так ученый подтвердил отличные мореходные качества древних папирусных суден.

Если вы думаете, что мы только посмотрели и послушали рассказ о таких лодках, вовсе нет. Мы и поплавали на одной такой красивой лодке.

Озеро Титикака и остров Солнца
Я была даже какое-то время на веслах.

Озеро Титикака и остров Солнца

Вообще как красиво боливийцы украшают свои папирусные лодки! Вот эта не только с двумя драконьими головами на длинных шеях, раскрывшими зубастую пасть с белоснежными клыками

но и с чудными хвостами, задранными кверху. Вот только бубенцов на кончиках и не хватает. Для пущей важности и красивости.

После неспешной прогулки в лодке по озеру мы прибыли обратно к своему кораблику, который нас быстро и доставил в тот же день до Копакабаны

Озеро Титикака и остров Солнца

а оттуда мы пешим ходом — через боливийско-перуанскую границу. Вот таким образом, через врата.

И мы уже — в Перу, на таможне!

Озеро Титикака и остров Солнца

Оттуда, по озеру снова, — в город Пуно.

Подытоживая эту нашу поездку к озеру Титикака и на остров Солнца, скажу, что уж не знаю, по какой причине мы, будучи на плато Альтиплано, не побывали в знаменитом боливийском Археологическом комплексе (всего 20 км от озера Титикака), где храм Каласасайя, Врата Солнца, монолиты «Понсе» и «Монах» и полуподземный храм Каменных голов (последний особенно хорош!).

(2 фото из инета). Все эти знаменитые красоты цивилизации тиуанако прошли мимо нас.

Понятно, что необ"ять необ"ятное за один день, но такой комплекс, считаю, надо было показывать первым, а вот сады-огороды и тот музей с шаманом можно было пропустить, как вторичное и необязательное. Ну, не must see было все это, согласитесь!

А какие ромашишки (как в России!) я видела там, у боливийцев на горе!