Турист Ольга Потемпа (Astro4ka)
Ольга Потемпа
была 14 декабря 2023 18:00

Майнинген — Германия Декабрь 2017

Тюрингия — это одна из 16 земель Германии, расположенная в самом центре страны, прямо как в бывшем СССР — 16 республик. Сопоставить Землю Германии с областью в России сложно, т. к. Земля имеет больше прав: со своим президентом, премьером, полицией, даже школьные каникулы могут не совпадать с другими Землями, ну и многое другое, на республику Земля тоже не тянет, так что просто — Земля, одна из 16 частей Германии, с центральным городом Эрфурт.

Тюрингия богата достопримечательностями: замки, монастыри, восстановленные по старым фото красивые фахверковые центры городков, мемориал Бухенвальд — печально известный лагерь смерти времен Второй мировой войны, множество музеев, в числе коих любопытный музей игральных карт… всё не перечислить.

В этот же приезд нас интересовал национальный парк Тюрингии Хайних (Hainich) с природными достопримечательностями: пещерами, гротами, водопадами, необычными скалами, узкими ущельями и небольшими красивыми городками.

Желание остановиться в сказочном городке Шмалькальден (Schmalkalden) пропало при первом взгляде на цены, поэтому апартаменты заказали в деревне Floh-Seligenthal, всего в 10 километрах от Шмалькальден. Получили двух-этажный домик только для нас, с блестящей чистотой, отличным качеством постельного, полотенец и посуды за очень скромную плату, 120 евро за 3 ночи.

Тюрингия на карте Германии

В таком уютном домике мы устроились.

Живописную территорию Тюрингии называют «зеленым сердцем» страны, а огромный парк Хайних — «джунглями в сердце Германии», который представляет собой девственный и нетронутый гористый лесной массив, взятый под охрану ЮНЕСКО и включенный в список Всемирного наследия.

Здесь есть где разгуляться любителям и активного и пассивного отдыха. Проложено несколько познавательных маршрутов, это Эйзенах, любимый город Мартина Лютера, расположенный у подножия Вартбургского замка, дворцово-парковый комплекс «Фридерикеншлессхен», монастыри Волькенрода и Анроде, розарий города-курорта Бад-Лангензальц, тропа через долину Брунсталь, кристаллический грот Мариенгласхёле, один из самых красивых в Европе и ещё много интересного.

Вдоль хребта горного массива протянулся на 168 км. один из самых старых и известных пешеходных маршрутов Ренштайг (Rennsteig). Для тех, кто не любит долгие пешие прогулки, можно «прогуляться» на машине, в 1992 году открылась 300 километровая «Тюрингская дорога классиков», проходящая по красивейшим местам этого замечательного региона.

По приезду, проехав 350 километров под сильнейшим ливнем, увеличившим вдвое время в пути, побежали сразу на природу, благо на месте дождя не было. Декабрьские дни коротки, а план маршрутов составили очень насыщенным. Времени не было даже на устройство, которое решили отложить на длинный зимний вечер.

Маршрут первого дня: ущелья Ландграфен и Драконовое; трибуна Дьявола.

Ущелье Ландграфен (Landgrafenschlucht), протяжённостью 2.5 километра, мало похоже на ущелье. Тропа петляет между пологих склонов, заросших буковыми лесами, то спускаясь, то поднимаясь вверх, временами открывая красивые виды на окрестности.

Далеко вдали виден дворец-крепость Вартбург (Wartburg), к которому подойдём ближе чуть позже. Сам замок, как и городок Айзенах, расположенный у его подножия, посещали ранее. Наш же путь лежит к Драконовому ущелью.

А сейчас самое интересное — Драконовое ущелье.

Бежавший рядом с тропой ручей ушёл под деревянные настилы, затем под металлические. Тропа резко сузилась, а потом и вовсе оказалась зажатой между скалами, мокрыми и обросшими изумрудным мхом. С высоких, причудливо выпуклых стен, почти сходившихся наверху, капала или стекала тонкими ручейками вода прямо на голову. Ущелье в самом узком месте всего 68 см. Ручей, до этого казавшийся таким маленьким, под металлическим настилом разљяренно бушевал, узкое ущелье играло эхом. Казалось, ещё мгновение и камни сойдутся и поглотят нас, испытываешь невероятные ощущения.

Хороша Земля Тюрингия!

По дороге на Дьявольская трибуну (Teufelskanzel), заглянули на смотровую Катценшпрунг (Katzensprung), откуда открывался замечательный вид на замок-крепость Вартбург.

Хороша Земля Тюрингия!
Вот, собственно, и сама трибуна Дьявола.
Изрезанные высокие скалы крутой стеной уходили вниз, действительно навевая какое то дьявольское ощущение.

Смотровая площадка расположена на высоких скалах, стеной обрыва уходящих вниз в лесной массив, но почему Дьявола не могли понять до определённого времени, возможно из-за причудливо изрезанных узкими расщелинами скал. Но вскоре поняли дьявольскую сущность этой трибуны. При обходе скал случайно зацепила камень, который с громким стуком полетел вниз и…вспугнул стадо кабанов, устроившихся внизу на ночёвку, что тут началось: визг, хрюканье и громкий топот целого стада кабанов (насчитали шесть больших особей), но самое страшное, они летели по просеке наверх в нашем направлении, мы оба просто оцепенели, прятаться некуда, бежать поздно. К счастью для нас, наверху стадо побежало в другую сторону, но именно в ту, по которой мы должны были возвращаться.

Быстро темнело, но обратно решили идти другим путём, пусть длиннее, но новую встречу с кабанами просто не пережили бы. Это уже вторая наша встреча с дикими кабанами, первая произошла на Мадейре, когда в полной темноте возвращались с похода по левадам.

Маршрут второго дня: поход в зиму; каньон Рулетки; самая высокая скала в Тюрингии; ворота Штайнернес и город Майнинген.

В конце декабря светлеет в 8.30, поэтому выходить на маршрут ранее 9 не было смысла. Для похода имели не более 7 часов, поэтому возвращались к машине обычно затемно.

В Тамбах заехали в супермаркет, скупились на ужины и завтраки, которые готовили сами, накупили кучу вкуснятинки на Новогодний вечер.

Утром были приятно удивлены выпавшим ночью снегом. Прогноз погоды не утешителен, днём и в последующие дни ожидалось до +9 и сильные дожди со штормовым ветром. Решили попытаться застать зиму, надеясь, что она осталась на высоте за 700 м.н.у.м., тем более после ночного снегопада. Надежда оправдалась. При подљёме снега становилось всё больше, но и холоднее, появился ветер, затем пошёл снег, сначала мелкий, а потом закружило-замело и попали в настоящую метель.

Хороша Земля Тюрингия!

Небольшое дикое ущелье - каньон Рулетки (Roellchenschlucht), где разлившийся ручей и упавшие деревья затрудняли путь.

Хороша Земля Тюрингия!
100 метровая скала Фалькенштайн, самая высокая в Тюрингии.

У подножия скалы небольшой гостевой домик и недалеко озеро, с которого виден верх скалы и крест на ней. Правда в наше пребывание крест был едва виден из-за снегопада. Подняться на скалу могут только альпинисты.

Хороша Земля Тюрингия!

Вскоре нас обогнали две машины, туристы из гостевого домика, а вот третью машину пришлось помогать выталкивать. Как они поехали далее, одному Богу известно, т. к. дороги все вверх-вниз, 50 метров не найдёшь ровной поверхности, причём под снегом лежит лёд, мало того, во многих местах поваляло деревья прямо на дорогу.

На Старый камень (Altenfels) подняться так и не смогли, после нескольких попыток и сљезда на пятой точке, затею оставили. Когда то здесь был замок, от которого остались только название и огромный валун.

Хороша Земля Тюрингия!

Природные ворота Штайнернес образует длинная гряда скал.

Городок Майнинген посетили уже поздно вечером. Он особенно хорош летом, с английскими садами с фонтанами и статуями. В бывшем герцогском дворце Элизабетенбург сейчас расположен музей «Волшебный мир кулис», а романтический замок Ландсберг всегда открыт для туристов.

Маршрут третьего дня и последнего в уходящем 2017 году:

водопад Шпитерфаль; Горное озеро; ущелье Куницы; пещера «дыра в горле» и сказочный Шмалькальден.

31 декабря было мокро, дул пронизывающий ветер. На высоте более 650 м. +3, но страшно холодно. Снег ещё сохранился, но рыхлый и с глубокими лужами.

За час пути продрогли и были несказанно рады, увидев гостевой дом в лесу, горячий кофе с выпечкой придали бы тепла и бодрости, но нет, размечтались зря, ресторан был закрыт, как и другие, встретившиеся на пути пункты питания. 31 декабря ВСЁ было закрыто. В этот день пришлось поголодать, после завтрака в 8 утра за стол сели лишь в 19.

Ступенчатый водопад Spitterfall.

Далее пошли настоящие джунгли, тропа была завалена упавшими деревьями, приходилось обходить, перелезать, проползать. Но красивое Горное озеро (Bergsee) с лихвой окупило все путевые неудобства.

Гостевой дом в начале озера.

На парковке одиноко стояло лишь наше авто. Желающих гулять на природе перед Новым годом не было, да ещё в такую мерзкую погоду.
Деревня Floh-Seligenthal, в которой сняли пансион. На фото видны две деревни, плавно переходящие одна в другую.

Приехав в ущелье Мардегрунд (Mardegrund), что в дословном переводе — ущелье Куницы, сразу и не поняла, что уже час идём по нему, ожидая увидеть узкое пространство между скалами. Здесь интересно было не само ущелье, а большая пещера наверху скал.

Через 1.5 часа будем наверху этих скал, где недалеко и расположена большая пещера.
Наверху скалы, внизу виден паркинг, на котором оставили авто.
Городок Дитхарц.

Город Шмалькальден, точнее его Старый центр — это заповедный уголок средневековой архитектуры и тысячелетней истории. Старый центр сказочно красив, даже противный мелкий дождь не портил удивительное ощущение пребывания в сказке.

Вильгельмсбургский замок построен в конце XVI века. В церкви замка есть действующий орган с деревянными трубами, установленный в 1589 году, который считается одним из самых древних в Европе. Вскоре после этого органы с деревянными элементами делать перестали.

Первый день Нового года и последний в нашем путешествии:

водопад Трузеталлер и гора Гросе Инзельберг 916 м.

День не задался с утра. Хотели выехать пораньше, но пришлось подождать с расчётом за жильё, видимо после бурной ночи хозяева отдыхали и не отзывались на звонок. Высокая башня со смотровой площадкой, к которой пришлось 3 километра подниматься автом по грязной грунтовке, оказалась закрытой, а водопад…, это вообще анекдот, но о нём чуть позже.

По дороге к водопаду увидели горнодобывающие шахты, старинное и когда то очень известное производство, ныне музей.

Водопад Трузеталер (Trusetaller) не стоял в плане посещения, услышали о нём случайно, поэтому и были удивлены, узнав позже, что водопад искуственный. Но сначала хорошо побегали, поднялись на вершину скал, пытаясь его найти и лишь спустившись, дочитались, что водопад «работает» лишь с апреля по октябрь.

А действие заключается в следующем: архитектор изменил курс ручья, подняв для этого гранитные плиты и создав новое 3.5 километровое русло. При открытии дамбы, воды реки Трузе устремляются по новому жёлобу и стекают вниз большим и красивым водопадом. Зимой же поток воды отключают, перенаправляя воды реки Truse в обход водопада по старому руслу.

Вот так выглядел водопад Трузеталлер в наше посещение. Ну и кто бы понял, что перед нами водопад? Следующее фото, как выглядит водопад в действии.

Высочайшей горой Тюрингского леса является гора Беерберг 982 метра, на которую я наотрез отказалась подниматься, ибо тропы не было никакой, лишь мокрый снег, под которым хлюпала вода или стоял лёд. Альтернативой была вторая высочайшая точка, гора Гросе Инзельберг 916 м., на вершину который можно подняться на машине. Условием соглашения с мужем было — если не лезем на высочайшую, то на второй вершине обязательный трекинг по моему усмотрению. Договорились и…сделала ошибку при выборе маршрута, 6 км. на указателе приняла за весь маршрут, оказалось, что километраж указан до выбранной цели, но об этом узнала позже, когда возвращаться уже не было смысла. Протопали 12 километров с общим перепадом высоты 400 метров, где последние 200 метров пришлось подниматься по рыхлому снегу.

Перед трекингом поднялись на смотровую площадку башни-отеля.
Конечная цель трекинга - гостевой дом Драйхеренштайн (Dreiherrenstein)

На парковку прибыли в сумерках, уставшие и голодные, в предвкушении праздничного ужина у тюрингских родственников, которые уже закидали смсками. А ночью предстояла долгая дорога домой.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия