Турист Владимир Олейник (violik)
Владимир Олейник
был вчера 15:23

Санкт-Петербург — Россия Январь 2017

Уже совсем немного времени осталось до прихода Нового Года. А с приходом Нового Года и вся Россия-матушка «уходит» на новогодние каникулы — эдакий мини-отпуск. Весьма удобный момент для мини-поездок. И сейчас, как мне кажется, выпал удобный момент рассказать о такой мини-поездке в зимние каникулы. Рассказ а-ля «как я провёл лёто», только с точностью до наоборот. Итак, где-то за пару месяцев до новогодних каникул Наталья (моя супруга) предложила: Давай съездим в Выборг! Я сразу же согласился. Во-первых: любая поездка, она и есть поездка… Это всегда здорово! А во-вторых… Конечно, я знал о существовании такого города. С географией у меня всё нормально. Меня трудно удивить названием какого-либо места, по крайней мере — в России. Думаю, что подавляющее большинство туристов знают и о существовании Выборгского вокзала в Петербурге, да и наверняка слышали название (если и не смотрели) такого фильма как «Выборгская сторона». А вот дальше…Честно признаюсь, на этом все мои познания о Выборге закончились. Я малейшего понятия не имел, что там есть и что там можно посмотреть. Но! Я прекрасно знал, что Выборг находится неподалёку от Санкт-Петербурга. И понимал, что наш путь лежит через Санкт-Петербург, в котором последний раз мы были точно в такие же новогодние каникулы в 2006-м году. И кто как, а вот лично я вношу этот город в тройку своих самых любимых городов. В общем, я был рад услышать от Натальи такое предложение. Скажу честно, я даже и не стал смотреть, что там есть в Выборге. В сравнении с тем, что нам предстояло вновь (наконец-то!!!) побывать в городе на Неве, Выборг для меня практически уже не представлял никакого интереса (конечно же — относительно…). И как-то так, как само собой разумеющееся, Выборгом занялась Наталья, а Петербургом занялся я. Скажу конкретнее — я занялся поиском львов Санкт-Петербурга (есть у меня такой небольшой бзик — львы и люки колодцев…).

Я уже упомянул, что в Петербурге последний раз мы были в такие же новогодние каникулы. И надо сказать, что у меня остались весьма приятные воспоминания о той поездке. Тогда было совсем не холодно, нас возили (мы были в групповом туре) и в Царское Село, и в Петергоф (и посетили там Большие дворцы). Да и вообще, думаю, что всегда интересно увидеть какое-либо место в разное время года. Я чётко помню погоду в той поездке. Тогда был совсем легкий минус (градуса 3–4, не более), а в последний день той поездки была вообще великолепнейшая погода: чуть-чуть похолодало, буквально градуса на три и при этом было ясное солнечное небо. Погода была в тот последний день про которую говорят: мороз и солнце. Только вот при этом у меня язык не поворачивается называть это морозом. Иными словами — лучше и быть не может. Уже после поездки, любопытства ради, я несколько дней следил за погодой в Петербурге. И погода там была именно такой — ясные солнечные дни при температуре минус 6–8 градусов. Я ещё тогда говорил Наталье, как повезло тем, кто приехал в Питер в те дни. Почему я сейчас в своём рассказе делаю такой акцент на погоду? Да, потому что любой скажет: погода в поездке — один из самых важнейших факторов, влияющих на восприятие всей поездки. И мы, конечно же, следили за погодой предстоящей поездки. И я отчётливо помню, что погода накануне поездки была примерно такой: небольшой минус (не больше 7 градусов). И вдруг, непосредственно перед поездкой, как гром среди ясного неба, мы услышали прогноз конкретно на эти дни: минус 17 градусов. Мы были просто ошарашены. Пришлось это учитывать и одеваться теплее. Сами понимаете — предстояли часы прогулок под открытым небом на морозе, а это не те 10–20 минут максимум в обычные рабочие дни. И вот ранним утром 5-го января мы выходим из поезда на Ладожском вокзале, а вскоре и из метро (ст. Маяковская) на Невском проспекте. Вот таким нарядным мы увидели Невский проспект

Недобрая шутка Деда Мороза. Часть 1: Охота на львов

Красота необыкновенная. Мы были в полном восторге, но сразу почувствовали тот холод, в котором оказались. А ведь, в глубине души, я очень надеялся, что с погодой синоптики немного ошибутся. Сейчас такое частенько бывает, что обещанная смена погоды (чаще это происходит именно при смене погоды…) приходит не в тот день, который прогнозировали, а дня на три позже прогнозируемой даты. Увы, на этот раз синоптики не ошиблись… Благо мы были тепло одеты. Да и вообще, лично я очень радовался, что мы наконец-то вновь оказались в Петербурге. Мы бросили свои вещи в нашем мини-отеле и направились позавтракать. Есть такое заведение в Петербурге: столовая № 1

Это сеть круглосуточных (!) столовых, в которых можно весьма быстро покушать, при этом там всё вполне съедобно и совсем задёшево. При этом — это нормальная привычная «традиционная» еда, а не та, что предлагается в Макдональсах и прочих подобных заведениях. Молодцы петербужцы. Для туристов — лучше и не придумать. У нас в Москве подобных заведений я не знаю, может быть они и есть, но что-то я сильно сомневаюсь…

А вскоре мы приступили к исполнению намеченного плана. И первым таким местом в нашем плане был Елагин остров. Когда-то я даже и не знал о его существовании, как и о существовании Елагиноостровского дворца. В своё время (далёкий уже июль 1989-го…) Ленинград на меня произвёл такое сильное впечатление, что я стал интересоваться этим замечательным городом. Впрочем, и к своей родной Москве я стал присматриваться именно после той поездки. Я стал приобретать различную литературу об истории, архитектуре и т. д. этих двух городов. И в одной из книг я и узнал о Елагином острове. К великому сожалению Елагиноостровский дворец-музей с августа 2016-го закрыт на реставрацию. Но мы всё равно решили посмотреть это место своими глазами

Если посмотреть внимательнее на карту, то видно, что идти к Елагину острову от станции метро «Старая деревня» гораздо ближе, чем от станции метро «Чёрная речка». Из каких соображений мы шли от «Чёрной речки»? Чем я тогда руководствовался? Уже и не припомню. Но подозреваю, что наверное хотели поглазеть на такой объект как «дача Ольденбургского». Дача Ольденбургского оказалась за глухим забором, что толком её даже и не увидишь. Зато меня ждал сюрприз! Я ведь уже сказал, что в ходе подготовки поездки я искал все места Петербурга, где есть львы. И вот мы проходим по набережной Каменного острова и видим вот это!

Это сфинксы. Можно сказать — хоть и фантастические, но всё же львы! Львы с человеческим лицом. А вот и сам Елагиноостровский дворец. Именно так он выглядит со стороны Каменного острова

Недобрая шутка Деда Мороза. Часть 1: Охота на львов

Уже и лучи солнца стали пробиваться сквозь дымку. А через 15 минут, когда мы перешли на Елагин остров, дворец уже вовсю освещался солнцем

Я всё ещё радовался всей этой красоте, но уже здорово прочувствовал эти 17 градусов мороза. Ведь мне приходилось снимать тёплые рукавицы и совершать все манипуляции с фотоаппаратом голыми руками. А этих манипуляций было не так уж и мало. Ведь чтобы не замёрзли аккумуляторы (а они быстро сажаются даже при 6–8 градусах тепла, в чём я убедился ещё в апреле 2015-го в Чехии), приходилось их вынимать и вновь вставлять в фотоаппарат чуть ли не каждую минуту. И хоть у меня и были с собой шерстяные перчатки, всё равно работать голыми руками было удобнее. Но руки мгновенно промерзали, как говорится, до костей.

И вот мы уже у самого дворца. Я радовался тому, что моя коллекция львов пополнилась новыми экземплярами

Недобрая шутка Деда Мороза. Часть 1: Охота на львов

Сам я уже давно обратил внимание, что многие скульптуры львов выглядят именно вот так: стоит лев (именно стоит…), а одна его лапа лежит на шаре

Про себя я называл это классическим изображением льва. Ведь как думал я…
Лев: Я — Лев! Я — Царь зверей! В моих руках (лапах…) весь мир (этот шар…)!
Что оказалось на деле… Это я узнал в ходе подготовки этой поездки…
Человек: Какой ты царь? Ты пёс цепной! Ты будешь охранять мой покой! (в этом и заключается вся мода на львов в виде скульптур перед входом в здание или в виде барельефных изображений львиных голов на самих зданиях) И не вздумай спать! (на таких скульптурах львы всегда стоят) А чтобы ты не уснул, ставь свою лапу на этот скользкий шар (так что это вовсе не земной шар) чтобы ты был всегда начеку и не засыпал на месте.
Вот такая оказалась правда… неприятная какая-то правда. Когда я узнал об этом, был здорово ошарашен и, можно сказать, даже разочарован. И будь моя воля, взял бы автора таких мыслей и посадил бы в клетку со львом. Вот было бы интересно, как бы он доказывал льву, что царь — человек, а не лев! Жестоко? Конечно, жестоко. Но только вот из-за подобных мыслей и суждений, что человек — хозяин на планете, человек — венец природы и т. д. очень скоро может случиться так, что человек уничтожит всё живое на нашей планете… да и себя, в конце концов, тоже уничтожит. Ладно, оставим эту лирику.

Так выглядит дворец с фасада

Недобрая шутка Деда Мороза. Часть 1: Охота на львов

Вообще-то правильнее нужно говорить даже не о дворце, а о целом дворцово-парковом комплексе Елагина острова, который с 1990-го включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сами мы не стали посещать другие объекты комплекса: ни Конюшенный корпус, ни музей художественного стекла. Думаю, что на Елагин остров имеет смысл приезжать уже после реставрации дворца и брать единый билет для посещения всех объектов комплекса. Мы же просто гуляли по острову и направились в сторону стрелки Елагина острова. Там тоже установлены скульптуры львов. Нам предстояло пройти через весь остров. В какой-то момент я увидел белку

Какое-то мгновение мы смотрели друг на друга, а после она спрыгнула с дерева и подбежала к нам

Недобрая шутка Деда Мороза. Часть 1: Охота на львов

Такое вот милейшее и очаровательнейшее существо смотрело и всем своим видом просило о помощи. Я впервые видел такую белочку с такими большущими кисточками. А ещё через мгновение она забралась по моей брючине чуть ли мне по пояс. Но, к величайшему сожалению у нас ничего с собой не было: ни орехов, ни семечек.
А этой белке повезло — что-то нашла съестное в листве под снегом

Недобрая шутка Деда Мороза. Часть 1: Охота на львов

У меня «сердце кровью обливалось» от того, что я ничем не мог помочь этим милым зверькам. Я стоял и просил у них у всех прощения: простите меня, ребятушки. Я никогда в жизни не видел такое большое количество белок. В моих родных Кузьминках (лесопарк в Москве, о котором я писал) белок иногда можно увидеть, но в единичных экземплярах. В Хорватии белок видел много, в Лондонских парках много… Но чтобы в таком количестве? Белок на острове оказалось просто огромное количество — не один десяток. Они бегали по всему острову небольшими стайками тут и там. Вот одна из таких стаек

Завидев нас, они подбегал к нам в надежде что им перепадёт от нас что-нибудь съестное. Те из них, кто был посмелее, не один раз пробегались по моим брюкам. А я только и успевал просить у них прощения. Но больше всего мне запомнилась именно та белочка — первая, «ушастенькая»…

На острове, помимо нас, из людей почти никого не было. И в какой-то момент я обратил внимание на проходившего мимо нас человека, точнее на его красное лицо. Посмотрел на жену, её лицо оказалось таким же красным. Как она сказала мне, и я был тоже таким же. Но всё же чувствовали мы себя более-менее нормально. Пока нормально… Разве что ветер чувствовали, дующий в лицо. Львы на стрелке острова оказались заколоченными на зиму в ящики, и мы вскоре покинули остров.

И как-то само собой получилось так, что наша прогулка по Петербургу вылилась в прогулку от одних львов к другим. И следующими такими львами оказались львы на набережной Макарова Васильевского острова

Вот тут-то я и начал чувствовать холод всё сильнее и сильнее. Я бы даже уточнил — чувствовать нестерпимый ветер. Но всё равно я был полон энтузиазма и радовался тому факту, что мы вновь были в Петербурге. Неподалёку от здания Биржи на стрелке Васильевского острова меня ждал этот приятный сюрприз

Недобрая шутка Деда Мороза. Часть 1: Охота на львов

Так я убедился в том, что в Петербурге есть «свои» люки. Далее мы направились к сфинксу. Он ведь тоже фактически лев. А хоть бы и не лев, всё равно нужно оставить его фото, ведь не каждый день бывает такой солнечным. К тому же сфинкс находится совсем неподалёку от «запланированного» мною очередного льва. Сфинкс предстал перед нами во всей своей красе

Да, и грифоны тоже «не подкачали»

А вот, собственно, и то ради чего мы свернули на набережную со сфинксами

Недобрая шутка Деда Мороза. Часть 1: Охота на львов

Это ни что иное, как элемент ограды Румянцевского сквера. А между тем, ветер был таким, что мне было уже совсем как-то не весело… День был в полном разгаре, мы были уже несколько часов на ногах. И на пути к Дворцовому мосту, возле Кунсткамеры мы увидели какую-то кафешку и решили зайти туда «как бы попить чайку или кофейку», а на самом-то деле вовсе даже и не попить… А в переулке между кафешкой и Кунсткамерой стояла какая-то огромная очередь. И людей из этой очереди, зашедших в эту кафешку для тех же самых целей, оказалось весьма немалое количество. Никто и не скрывал зачем они зашли в эту кафешку. Хозяева заведения похоже смирились с этим и никто никого не гнал прочь. В итоге минут 15 мы там простояли. И тут сказался эффект, знакомый мне ещё со школьных лет. Когда зимой идёшь в кинотеатр (а в кинотеатрах раздевалок нет…), смотришь фильм, а после выходишь на улицу и начинаешь дрожать от холода. После этой кафешки всё и началось… Выйдя на улицу, я уже начал реально подрагивать всем телом от холода. Но всё равно ещё держался, хотя в душе уже весь восторг от осознания что мы находимся в Петербурге, начал потихоньку куда-то улетучиваться. Вскоре мы были уже возле другой запланированной точки маршрута. Это были львы на Адмиралтейской набережной

На львов у меня ещё хватало и воли, и сил, хотя я уже дрожал по полной. Это ведь только со стороны кажется — да что там? Подошёл, щёлкнул затвором и пошёл дальше. Как бы не так… Людей, желающих сфоткаться с этими львами, да и просто прохожих, попадающих в кадр — уйма. Приходилось ловить моменты. К тому же, повторюсь, мне постоянно приходилось снимать рукавицы для манипуляций с фотоаппаратом. Руки промерзали до костей. Спасибо Наталье. Уже именно она открывала кофр, доставала фотоаппарат, помогала мне переодевать рукавицы на перчатки и обратно. Сам я был уже почти никакой. Почти… Но, как говорится, это был «ещё не вечер». Уже и не припомню в какой момент, я почувствовал боль в коленке. Вначале боль была небольшой. Но мне уже было не до красот Петербурга, хотя мы пришли в самый центр города. Всё же нашёл в себе силы сделать хоть один кадр

Недобрая шутка Деда Мороза. Часть 1: Охота на львов

Красота ведь! Но ветер был уже просто невыносимым. И боль в коленке постепенно усиливалась. Последними были вот эти львы на Английской набережной

Фактически это были последние кадры в этот день. Боль в ноге была уже просто нестерпимой. Но я молчал, хотя в душе я был уже вот таким

Недобрая шутка Деда Мороза. Часть 1: Охота на львов

Думаю, что все узнали этот кадр из фильма «Вождь краснокожих». Кадр говорит сам за себя. Вот и мне уже было не до чего. Кое-как, можно сказать, из последних сил (моих последних сил…) мы обошли ближайшие окрестности, вышли на Невский проспект, а ещё через какое-то время были уже в отеле. Слава богу, в тёплом помещении боль утихла. Отдохнув в отеле пару часов, мы отправились выполнять уже другую намеченную программу — музейную. На улице было уже темно — самое время для посещения музеев. В этот день мы посетили Строгановский дворец. В кассе музея мы взяли комплексный билет на посещение четырёх музеев: Михайловского замка, Русского музея, Строгановского дворца и Мраморного дворца. Билет действителен в течение 3-х календарных дней. Стоимость такого билета меньше, чем суммарная стоимость отдельно взятых билетов. Очень удобно, тем более, что в 3-х музеях мы раньше не бывали. Больше мы никуда не ходили. Во-первых: всё-таки начала сказываться усталость. Уже дома в Москве, любопытства ради, я измерил пройденный за день путь. Оказалось, что мы протопали пешком в этот день больше 19 километров. И то, я понимаю, это приуменьшенная цифра, так как здесь не учтены длиннющие переходы в метро Петербурга. А во-вторых: на вечер у нас была намечена встреча. И спустя какое-то время мы уже сидели в гостях у такого же туристера, как и я. Так мы и посидели: два туристера со своими «половинами». Это Игорь Евсеев, с которым мы познакомились благодаря нашему сайту. Они приехали в Питер точно так же как и мы, тепло нас встретили и мы замечательно посидели вчетвером, отметив эти новогодние праздники

А что же со мной случилось в этот день, я так и не понял. Эх! Если бы не это досадное недоразумение с болью в колене, было бы всё замечательно.