Турист Asiagate (AsiaGate)
Asiagate — была сегодня 15:43

Цюрих, Берн — Швейцария Сентябрь 2013

Однажды бог послал мне … нет, не кусочек сыру (хотя и его тоже, хм), а неприлично недорогую поездку в Швейцарию. Из Германии потому что. Грех было не воспользоваться. Что-то об этом я уже рассказывала, но слов о Швейцарии почему-то нашлось мало, а фото в архиве обнаружилось много. К тому же не прошло и пяти лет, как я научилась исправлять перспективу на фото (аллилуйя!), а фото из бернского альбома здесь в большинстве своем пропали.
Поэтому — ещё одна Швейцария.

Цюрих

Всем известно, что Цюрих — самый дорогой город не только в Европе, но и в мире. Не знаю, моему карману это ощутить не довелось. Какие траты могут быть у организованного туриста? Отель с завтраком оплачен, билеты к достопримечательностям входят в стоимость тура, а сыр с вином почти во всех магазинах Европы стоит одинаково. Ах да, швейцарские часы у меня есть, работают как … как швейцарские часы) Оставалось только неспешно гулять, слушать экскурсовода, делать фото и кормить лебедей в реке Лиммат, на которой стоит город.

Цюрих и Берн. Три дня в немецкой Швейцарии

Вот на фото видна церковь Святого Петра — старейшая церковь Цюриха, впервые упомянутая в документах в 857 году. Церковную башню украшают часы 16 века, циферблат которых — самый большой в Европе (диаметр — 8.7 м, длина минутной стрелки — 4 м, высота цифр — около 1 м). Часы, которые туристы называют «самым большим в мире «Ролексом», появились на башне в 1366 году.

Цюрих и Берн. Три дня в немецкой Швейцарии

А вот и главный собор Цюриха — Гроссмюнстер, построенный на месте захоронения мучеников времен гонений Диоклетиана. По легенде, трое христиан были обезглавлены, после чего чудесным образом восстали, взяв собственные отсеченные головы в руки, поднялись на 40 шагов в гору, где и отошли ко Господу. Такие дела. Кстати, последние археологические раскопки подтвердили наличие останков римской эпохи под Гроссмюнстером.

Цюрих и Берн. Три дня в немецкой Швейцарии

К юбилею революции как раз вспомним, что в Цюрихе жил и работал Владимир Ильич Ленин. Вождь мирового пролетариата снимал квартиру по адресу Spiegelgasse, 14 в 1916 — 1917 годах. Сегодня об этом напоминает скромная памятная доска на стене дома, построенного в 16 веке. В коммунальной квартире Ильич с супругой соседствовали с семьей сапожника, хозяина квартиры, многодетным немецким семейством, парой актеров и итальянцем.

Цюрих и Берн. Три дня в немецкой Швейцарии

Ленин работал в городской библиотеке, где дописывал очерк «Империализм как высшая стадия капитализма», читал лекции рабочим в Народном Доме, а по вечерам посещал ресторанчик «Кабаре Вольтер», располагавшийся в двух шагах от его дома — на Шпигельгассе, 1. В нем регулярно устраивались абсурдистские представления и собирались «дадаисты» — последователи течения «дадаизм», в то время существовавшего в искусстве. Взрослые люди читали стихи, состоявшие из набора букв, бросали друг в друга комки ваты, лепили поделки из скомканных газетных листов и т. д. В общем, перфоманс и инсталляция, как сказали бы сейчас. За этим театром абсурда Ильич наблюдал из уголка ресторана, попивая пиво.

В кофейню к Шварценбаху Ленин также захаживал, она находилась неподалёку от его дома, да и сейчас вполне себе здравствует, работает в одном и том же здании с 1864 года и до наших дней.

И всё-таки Цюрих — не Люцерн, культурного шока здесь не будет. Но посмотреть есть что: концентрация храмов на квадратный километр зашкаливает, прекрасные виды на озеро и реку, лебеди опять же. Словом, туристам удобно. Стоит ли «зависать» тут на несколько дней — не могу знать. Но на полдня-день — вполне.

Наш отель — Forclaz-Touring 3*

Гастрономическое отступление

Дабы не вдаваться в швейцарскую историю, с которой каждый может познакомиться на специальных ресурсах, скажу только, что когда страна решила стать нейтральной, бравым швейцарским гвардейцам пришлось сложить оружие и заняться производством — часов, молока и сыра. В поездке я, как и полагается, пробовала швейцарские сыры на их родине — грюйер в Грюйере, эмменталь в Берне, аппенцеллер (хотя до Аппенцеля не доехала) и многие другие. Но безусловным моим фаворитом стал Vacherin Mont d’Or в деревянных туесках для последующего запекания в духовке. Кто любит фондю, тот оценит, да и кто не любит, тоже.

фото с сайта компании-производителя

А ещё в Швейцарии есть прекрасное вино, представьте себе. «Да назовите мне хоть одну марку известного швейцарского вина!» — суть любых тредов о швейцарском виноделии. А что их называть? Их названия чаще всего туристам ничего не скажут. Дело в том, что швейцарцы не производят вино на экспорт, всё выпивают сами, за границу уходит менее 1%.

Купила вот такое швейцарское вино Лаво (Лаво - название винодельческой области), белое сухое
Купила вот такое швейцарское вино "Лаво" (Лаво - название винодельческой области), белое сухое

В Швейцарии — собственная система контроля производства вин, которая регулируется Положением о виноградарстве и импорте вина (Verordnung über den Rebbau und die Einfuhr von Wein): названия обозначают либо регион происхождения, либо регион + сорт винограда, либо столовые красные или белые вина без указания происхождения винограда. Сортов выращиваемого винограда колоссальное количество: шасла, пино-нуар, шардоне, пино-блан, гаме, рислинг, совиньйон, мерло, сира, каберне, мюллер-тургау, дорнфедьдер, гевюрцтраминер, семильйон … достаточно? Вино производят во всех регионах страны, виноградники суммарно занимают около 15 000 га. Так что с вином у них полный порядок, уж будьте уверены.

Берн

Поскольку де-юре столицы в Швейцарии нет, де-факто ею является Берн, с 1848 года здесь размещается федеральное правительство. Город расположен в долине реки Ааре (правильно читать Аре, но произносить Аааааааре), собственно ею с трёх сторон и окружен Старый центр Берна, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Цюрих и Берн. Три дня в немецкой Швейцарии

Название города произошло от немецкого слова «медведь» (bar) — именно медведь стал первой добычей графа Бертольда V Загрингена, основавшего город в 1191 году и охотившегося в местных лесах. С тех пор медведь считается символом Берна, его изображение находится на гербе города, фигуры медведей украшают улицы, а в медвежьей яме в парке Bärengraben обитают живые мишки.

Собственно медвежья яма
Цюрих и Берн. Три дня в немецкой Швейцарии

Гиды любят рассказывать нашим туристам, что бернские мишки — родом из России, однако это не совсем так. Двух медвежат Мишу и Машу на самом деле подарил городу бывший президент РФ Д. Медведев с супругой во время визита в Швейцарию в 2009 году. Местные власти вежливо приняли подарок, поселили во рву — отчитались, а только русские уехали, сразу перевели мишек в зоопарк. Объясняют тем, что бернские мишки другого вида, и наши, бурые, не подходят для того, чтобы быть символом города. Не знаю, что там по этому поводу думают дипломатические службы, и выразили ли они озабоченность, но русские Миша и Маша в бернском зоопарке чувствуют себя прекрасно, и с тех пор даже обзавелись парой своих собственных маленьких медвежат.

Цюрих и Берн. Три дня в немецкой Швейцарии

Кстати, местный зоопарк очень хвалят, я не была, но те, кто ищет детские аттракции в Берне, могут поинтересоваться. А здешние мишки во рву хороши — ухоженные и сытые.

Берн достаточно компактен, и если целью поездки является прогулка по городу и любование красивыми видами, то за пару часов вполне можно обойти его весь. Самое примечательное здесь — мощеные улочки Старого центра с галереями и пассажами.

Голландская башня (Holländerturm), 16 век
Цюрих и Берн. Три дня в немецкой Швейцарии

Главная достопримечательность Берна — башня с астрономическими часами Цитглоггетурм (Zytgloggeturm). Часто пишут, что эти часы — самые старые в Европе, однако есть «куранты» и подревнее, например, пражский Орлой 15 века. Бернские же часы работы Каспара Бруннера появились только в 16 веке (1527–1530 годы), а сама башня датируется началом 14 века. Часы показывают время, день недели, месяц, знак зодиака и фазы Луны. Туристы обычно стараются быть у башни за четыре минуты до каждого часа — на часах поёт петух и движется процессия фигур медведей и сказочных существ. Мы тоже галопом неслись к часам к назначенному времени, успели таки и увидели это действо своими глазами.

Цюрих и Берн. Три дня в немецкой Швейцарии

Берн — город, в котором жил Эйнштейн. Дом-музей Альберта Энштейна располагается на улице Kramgasse, 49, где ученый с 1903 по 1905 год арендовал квартиру. В этот период он работал в Швейцарской патентной службе, и здесь же написал свою «Теорию относительности».

Цюрих и Берн. Три дня в немецкой Швейцарии

Но главной религиозной достопримечательностью остается Бернский собор (Berner Münster), строившийся с 1421 по 1893 год, и посвященный великомученику Викентию Сарагосскому. Это самый высокий кафедральный собор в Швейцарии, он считается национальным достоянием. Высота его башни — 100 метров, на вершине находится смотровая площадка, на которую я, к сожалению не поднялась, — не знала, о чем теперь сильно жалею. Говорят, оттуда открываются самые лучшие виды окрестностей.

Цюрих и Берн. Три дня в немецкой Швейцарии
Над главным входом в собор - одна из самых полных в Европе позднеготических скульптурных композиций, изображающая Страшный суд.
Цюрих и Берн. Три дня в немецкой Швейцарии

Да, ещё одна прекрасная смотровая площадка находится в местном Розарии, но тоже, увы, прошла мимо меня — времени готовиться к поездке не было совсем. Вообще же, категорически рекомендую свернуть с главных туристических улиц Берна в маленькие улочки, где можно найти много интересного.

Цюрих и Берн. Три дня в немецкой Швейцарии

Будете в Берне — передавайте мишкам привет!