Турист Вера Gitarist (Veras_Gitarist)
Вера Gitarist
была 12 июля 2018 21:57

Минеральные Воды, Терскол — Россия Август 2016

Я обещала друзьям, что напишу. Мне понадобилось несколько недель, чтобы осознать то, что разделило мою жизнь на две части. Вы знаете, как это бывает — вдох, вы закрываете глаза и парите в пространстве, ощущаете весь мир в себе, ощущаете себя истинным жителем этого царства, человеком планеты, выдох — и ваша жизнь полностью изменилась. Я сделала этот вдох и выдох на Эльбрусе.

До последнего я не верила, что смогу. Было еще трудно, потому что кроме моего мужа и нескольких добрых друзей никто о моей затее не знал. Да я и сама особенно не знала. Труднее, что о ней не знали мои родные, моя семья, чья поддержка была так необходима, хотя мама наверное чувствовала. Не хотелось, чтобы они сильно волновались, так было спокойнее.
В первые дни нашей подготовки к восхождению мы прошли много камнистых и водянистых километров. В ущелье Терскол, на пути к одноименному водопаду я видела настоящую Нарнию — скалы, покрытые зеленой растительностью и мхом, нависающие над ущельем.

Cон на всю жизнь

В таких местах я обычно забываю где я, на Кавказе, на юге или на севере, или где-нибудь еще. Разве это может иметь значение там, где запах альпийских лугов смешивается с каменной пылью и горными ручьями, там, где небо смешивается с землей и с тобой?…Конечно нет, здесь имеет значение лишь осознание себя частью всего этого, такими же атомами и молекулами. Ты живешь мыслью — как же все это красиво устроено! Именно здесь мы впервые увидели восточную вершину Эльбруса, он возвышался, как великий хранитель над своим наследием. Мы с ребятами забирались наверх водопада, там, где вода отрывается от земли и рушится вниз огромным, стремительным потоком, обжигающе холодная, обтачивающая сотни лет эти горные камни. Они сверкают на солнце — видно, что когда-то водопад был куда шире, но по прошествии времени поток уменьшился и остались эти обточенные водой и ветром горные породы, сверкающие на солнце. Через 200–300 лет он сотрет и те камни, что обливает сейчас.

Ранним утром наша дружная группа единомышленников и любителей затеряться в облаках отправилась на г. Чегет, на ее купол, чтобы проверить свою силу и отвагу, волю и выносливость. И нам это удалось. На самом верху, на высоте 3800, нас застала непогода. В горах все меняется в разы быстрее, чем на равнине, словно бы небесная кухня работает гораздо энергичнее. Мы отведали высоты и адреналина, я ножки даже свешивала со скалы, обрыв которой уходил далеко вниз, мы слышали камнепад и сход снега вдалеке, и надвигающийся град с дождем. В Петербурге мне удавалось попадать в град или дождь, даже в дождь со снегом и ветром, но чтобы град, дождь, ветер и туман одновременно и при этом совершенно некуда спрятаться — никогда! Я бежала так быстро как могла, потому что тропа была размыта водой и видимость практически нулевая, с одной стороны по тебе лупит град, размером с леденцы монпасье, с другой — косой дождь, страха добавляет ветер и отсутствие людей впереди. Хороший был подъем. И спуск — я узнала об этой плнете новое. Я замерзла и руки были красно-синие от града и холодного дождя. Но…все закончилось глинтвейном и хычином в культовом кафе Ай и смехом нашей дружной компании под музыку Высоцкого. Каких только знаменитостей повидал Чегет…

Cон на всю жизнь

Сылтранкель. Забавное название, но вот идти туда ни капельки не забавно. Мы выдвигались из Верхнего Баксана. Путь лежал через ущелья и долины, где мы видели хищных птиц, диких лошадей, одни горные ручьи сменялись другими — 12 км по горной тропе постоянно поднимаясь все выше и выше.

Cон на всю жизнь

Я все шла и шла, надеясь, что вот за этим поворотом уже появится Сылтранкель, но его все не было и не было. Иногда на меня накатывал приступ отчаяния — да когда уже оно? А что оно? Да, озеро, самое высокогорное на Кавказе. Все мы были вознаграждены за такое отчаяние и волю, оно действительно высокогорное, спору нет. Ну, кто на Имеритинских озерах был, того не впечатлит, а кто не был, тому я думаю очень понравилось. Мне больше понравились горные козлики, которые стайками перебегали с одной части озера на другую.

Cон на всю жизнь

Мы передохнули, перекусили и уж хотели было направиться на перевал, как планировали, но все же решили идти тем же путем обратно, ибо надвигалась непогода, она шла с северо-запада. И опять все повторилось — дождь, град, ветер, но слава Богу без тумана на сей раз… Я все хотела на обратном пути собрать чабрец. Кто-то из друзей мне показывал как выглядит, но я что-то запомнила только синие цветочки и запах, Догоняя ребят, которые видно уже совсем спустились, я подхватила несколько таких кустов с синими цветочками, но они оказались не чабрецом… Рома сказал, разве что в вазочку поставить, будет красиво. Я сохранила один и дома посмотрела в справочник, оказалось, что это горная лаванда.
5 августа мы были уже на приюте Одиннадцать 4200, тренировались, ходили до скал Пастухова, привыкали к холоду, болели горной болезнью, готовили сердца и души к восхождению. После трех часов дня на Эльбрусе постоянно поднимался ветер, туман, становилось мрачно, страшно, и неуютно. Но в остальное время мы любовались всем миром ниже нас, облаками, звездами, алыми закатами, Ушбой, Чегетом, Эльбрусом.

Cон на всю жизнь

Наверное каждый по-своему переживал внутри себя это восхождение. Но я знала точно, что если переживу восхождение в самой себе, духовно, мысленно, то смогу и физически. Я думала о горах, я была ими, думала ими, жила в них, разговаривала с ними, с ветром, с небом, чтобы оно позволило нам быть людьми, не просто покорившими еще одну гору, а заслужить это звание быть людьми, умеющими преодолеть себя, пройти столько километров, чтобы сказать, что мы есть и мы здесь. И если гора примет нас, значит и весь мир примет, кто это лучше скажет, чем горы, реки и просторы нашей планеты. Я переживала несколько часов — мне снилась косая полка, как я срываюсь и не успеваю зарубиться, мне снились голубые ледники, сход лавины, все что угодно, но только не вершина, поэтому проснувшись мне особенно трудно было поверить в то что я смогу подняться. С нами был Владимир, ему 62 года, он долго не мог заснуть, я это слышала, все вздыхал. Все делали вид, что спали, но думаю больше душевно готовились пребывая в полудреме.
Без пятнадцати минут 12 я встала, в общей комнате у стола, в сумерках кто-то сидел, все еще в своих мыслях и снах, я не разглядела кто это,(а то был наш друг Валентин) и подумала, что немного пошутить неповредит, и даже наоборот.

— О, здрасте, ты кто?
— Меня Валя зовут.
— А меня Вера.
— Очень приятно познакомиться — сказали мы друг другу и пожали руки. Хотя знакомы уже неделю как.

Без людей в горах бродить было бы грустно. Не понимаю тех, кто ходит туда водиночку.

Cон на всю жизнь

В 2 часа ночи, в полной тьме и тумане, мы вышли к ратраку. Великодушно, он забросил нашу бравую группу за скалы Пастухова, на высоту 4800, иначе мы бы потеряли 2 часа времени. И тут я почувствовала всю силу и волность природы на себе — белая пелена, ветер, снег, ничего не видно, кроме пяток впереди идущего. Нас шло много, кто-то возвращался, сдавался, уходил. Гора объединяла все народы, все культуры и языки, это не Вавилонская башня, здесь не нужно было говорить, чтобы понять, что происходит на наших глазах. С нами где-то шли немцы, австрийцы, румыны, японцы. Цель была одна. Мы шли, шли сквозь ветер, снег, постоянно зарубаясь ледрубами, врубая кошки в лед. С нами был отец с сыном, они шли впереди меня. Надо отметить, как отважно 14-летний юноша сносил все эти невзгоды и испытания. Перед нами была белая бездна, иногда у меня было ощущение, что я на другой планете где-то иду и так будет всегда, этот ветер никогда не прекратится, а пелена не спадет. И не было этому конца и края… Я старалась не думать про трупосборник, и косую полку, но как в истории про обезьяну, потоянно про него думала, и от этого вбивала ледоруб и кошки все сильнее. И вот седловина. Мы приходим в себя — все белые от снега, покрытые толстым слоем инея, пьем чай, витамины. Кислорода и правда мало, да еще и сероводородом пахнет. Не то что плохо — страшно. Это ж вулкан, не шутки. На седловине меня охватило отчаяние, что нет смысла идти дальше, если гора вся в тумане, и ничего не видно. Кругом молоко, страшный ветер, холод, дышать нечем. Наши проводники не поддавались таким отчаянным нотам, видимо они знали какой-то секрет горы, но мотивировать нас не хотели, а может просто забыли, слишком сильна была горная болезнь, она косит там всех без разбору. Сил у меня было достаточно, физически я очень хорошо себя чувствовала, но было очень холодно, такой пронизывающий ветер, который никогда не прекращается и кругом этот туман, он выбивает тебя из колеи, становится страшно и как-то бессмысленно идти вообще куда-либо. Но мы все же пошли вперед за Женей, нашим проводником. Шли 60 шагов и 20 секунд передышки, опять высота, опять, косой склон, уходящий вникуда. Я уже никого не узнавала, кто впереди меня и кто позади идет, просто надо было идти, шаг за шагом, раз зашли так далеко. Оставалось 200 метров и вдруг пелена стала рассасываться, появились первые лучи солнца и вот, спустя некоторое время небо открылось, туман ушел и он…вот он! Величественный. Он открыл свои ворота для нас, мы выдержали, мы прошли, мы сделали это — вместе!

Cон на всю жизнь

Вы бывали, когда-нибудь властилином мира. Я бывала. Там, наверху, первое чувство — вот она планета, как на ладони, дальше только звезды и солнце, а ты как в космосе. И все происходит где-то внизу, а ты человек этого мира, этой планеты, этой вселенной, которая когда-то образовалась от большого взрыва. Ты стоишь на вулкане, которому черт знает сколько лет, который видел палеолит и неолит и первых людей. Всю гамму эмоций не передать словами, не передать фотографиями. Все лучшее, что ты чувствуешь там, на вершине остается в сердце навсегда — это прекрасное чувство сопричастности к всему, что происходит в природе на нашей планете. «С горой!» — поздравляли нас на всех языках мира. Это счастье, что там люди смеются, прыгают от счастья, кто-то просто падает и лежит, обнимая гору, кто-то смотрит на небо, кто-то размахивает флагом своей страны и кричит ура, здесь наверху не имеет значение кто ты, какое положение занимаешь в общесте, удачлив ты или нет, есть ли войны и катастрофы, здесь все люди, как одна семья, как друзья, потому что их объединяет это ощущение — быть кровь от крови этого мира, нашей земной природной коры. Я там была и я скажу — туда нужно подниматься с любовью к миру в самом широком смысле этого слова. Я там была, стояла на 5642 и думала, вот бы мои ученики хотели того же. Я там была и я знаю, что горы только тогда горы, когда они воистину высоки и славны, когда ты чувствуешь их величие. Я там была и я там чувствовала зачем живу, и со мной были многие отважные, добрые люди. Я думаю, они чувствовали то же самое, а может даже больше. Когда в прошлом году я прилетела самолетом из Тайланда, я в Москве обнимала землю, просто легла на землю и лежала, так я по ней соскучилась — по своей родной русской земле, мне березки казались самыми прекрасными деревьями, а русские люди самыми лучшими на свете. На Эльбрусе я тоже обнимала землю. Спасибо вселенной, что есть все это громадье, чтобы мы не забывались.

Роман сказал — мы еще не сходили на гору, мы еще не взошли, потому что мы еще не вернулись назад. И мы стали осторожно спускаться. Теперь белой пелены не было и нам открылись просторы гор, облаков, пространства, спотыкающегося о вершины трехтысячников, где-то там Грузия видна, и мы старались вернуться целыми и невридимыми. Здесь и косая полка во всей красе, и ледники, и ледяные ущелья, восточная вершина Эльбруса, на которую гораздо меньше желающих забраться. Мы вернулись в приют. Все. И вечером за столом уставшие мы вспоминали, как сделали это. Сделала бы я еще раз это? Не знаю, может быть, но не в ближайшее время.

Cон на всю жизнь

Хочется еще рассказать о звездной ночи на обсерватории, и о 105-м пикете, о красоте водопада Девичьи косы, но слова заканчиваются, потому что все это надо видеть своими глазами, чувствовать своей кожей. Скажу несколько моментов за все эти дни, которые особенно запали мне в душу: Нарния в ущелье Терскол. Дружба между народами на горных тропах и в самом поселке Терскол. Дождь, ветер, град и туман. Чегет и песни Высоцкого. Звезды над обсерваторией. Радуга над ущельем Терскол, которая видна с 105 пикета. Значок, который торжествено вручила нам Юля(проводник) на приюте Одиннадцать (безмерно рада ему). Вершины Эльбруса вдали. Сылтранкель и его горные козлики. Наши дружные вечерние посиделки на кухне. Как облака проходят сквозь тебя. Яркие фары ратраков и возгласы — ратрак, ратрак, отходи! Белая пелена и стук ледорубов врубающихся в лед. Радость людей на вершине. Воздух и облака на вершине. Долгая дорога обратно. Налипающий снег на кошки. Горные ручьи во льду шумят. Звездная тишина вечером, после заката. Шутки и веселье в нашей компании. Горы, воздух, ветер, где-то море, где-то путь в космос.

Cон на всю жизнь

Моя жизнь разделилась на до и после Эльбруса. И я ничуть не преувеличиваю. И еще те люди, с кем прошел такой путь остаются навсегда. Горы даются не каждому, я уверена, они даются тем кто умеет любить и ценить жизнь. Не я выбрала Эльбрус, это Эльбрус выбрал меня.

Идите в горы и все изменится. Так и есть, я проверяла.