Турист Darina Ustich (TravelWoman)
Darina Ustich — была вчера 19:15
Мир - это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу...

Псков — Россия Октябрь 2017

Где Пскову быть? —

Нас предки не спросили:

Пришлись по нраву красота и ширь.

И город встал на рубежах России

И грудь расправил, словно богатырь.

Не звал в князья наёмников варяжских,

Не выносил гостинца на причал.

Он медным барсом — символом бесстрашья —

Шатры высоких стрельниц увенчал.

Этот древнерусский город знаком всем нам еще со школьных времен, когда классе в шестом начинали изучать историю России. Одними из первых персонажей, о которых нам рассказывали, были князь Игорь и его жена Ольга, родом из далекого 10 века. Ольга была как раз родом из этих земель.

Псков — это город, который находится на особом счету в истории России. В отличие от других древних городов-крепостей, он, как и Новгород, был долгое время независимым мини-государством, который не раз тягался и с ливонцами, и с Москвой. Псков, например, вошел в состав Московского государства лишь на рубеже 15–16 веков!

Первое упоминание о городе в летописных текстах приходится на 903 год, но при этом летописцы дают понять, что Псков существовал и ранее, но точная дата его основания неизвестна, и за основу был взят 903 год. То есть вместе с Петербургом Псков отмечает юбилеи в одни годы. Очень символично!

Золотая осень, точнее, лишь ее начало на Псковской земле очень красиво выражено — нет высоток, перекрывающих виды, много крепостных стен и окрестных деревень, о которых пойдет речь в следующем рассказе, — все это позволяет лицезреть ширь и масштаб, просторы и красу природы.

Я очень люблю древние крепости, не важно — России или Шотландии, просто как явление. Видя отвесные стены и башни, которым не одна сотня лет, душа уносится куда-то вглубь веков, как в коридор времени. И Псков не стал исключением. Да и как может быть иначе, когда первый вид старого города — и сразу панорама!

Уже одни эти виды настраивают на путешествие во времени…

Как и большинство древнерусских городов, Псков зарождался у реки и даже не одной, а в месте впадения реки Псковы (по одной из версий, именно она дала имя городу) в реку Великую. Эти реки огибают возвышенность, на которой и был выстроен город. Наибольший подъем этой возвышенности достигал 15 метров, на этом месте и был Кром, или Кремль — главная и самая укрепленная часть города.

Там, где к Великой мчится Пскова, там, где Россия в людях жива

Всего укреплений города было 5, представьте только — 5 стен, рвов и укреплений! До сих пор остались части тех стен, а ведь городу больше 1000 лет!

Здесь, на входе в самую древнюю часть Пскова, находится карта с его достопримечательностями и их местоположением. Она современная, но стилизована под старину.

В целом древний город занимает несколько десятков гектар! Но мы пройдемся по самым важным достопримечательностям.

Как и во всех древних городах, в Кроме главным строением был собор. Во Пскове это Троицкий собор, 12 века от роду. Для псковичей он всегда был (и есть) главной святыней и таким же символом города, как Софийский собор для новгородцев. В соборе или около него решались все важнейшие государственные дела: хранилась казна, важнейшие документы, собиралось вече, а в самом соборе утверждались на княжение псковские князья. Кром стал военным, административным и религиозным центром города.

Там, где к Великой мчится Пскова, там, где Россия в людях жива

История собора очень богата и примечательна тем, что. по легенде, первую церковь на этом месте велела заложить еще княгиня Ольга, которая была родом из этих мест. Но в 10 веке еще христианство не было официальной религией Руси, только к концу его стало таковым… Так что, возможно, речь идет об одной из первых (если не первой) христианской церкви! Но, даже если это просто легенда, собор является одним из старейших, даже будучи родом из 12 столетия.

В том виде, в котором мы видим его сейчас, собор был выстроен в конце 17 века, т. к. 2 предыдущие постройки были деревянными и не сохранились.

Внутри собор поражает великолепием и красотой, но фотографировать там я не стала, как-то не хотелось привносить мирские изыски в святость места, поэтому показываю фото из интернета:

Там, где к Великой мчится Пскова, там, где Россия в людях жива

Помимо богатого иконостаса, здесь покоятся останки сразу нескольких псковских святых, наиболее известным из которых является первый князь этих земель Всеволод-Гавриил, заложивший в 12 столетии этот храм. На фото — слева — рака с мощами. Собор очень светлый, что очень радует глаз, не люблю темные храмы, а здесь чувствуется какой-то взлет духа и приходит умиротворение.

Территория около собора очень внушительная:

Приятно просто гулять и дышать чистым воздухом с осенними нотками, но обилие достопримечательностей заставляет идти и лицезреть.

Так, на территории Кремля находится так называемый Довмонтов город — целая вереница руин и фундаментов бывших храмовых и городских построек, обнаруженных в результате раскопок. Ее еще называют «Русскими Помпеями"и аналогов подобного в нашей стране нет. Она сразу привлекает внимание: невозможно пройти мимо.

Довмонт был литовским князем, который перебрался оттуда в Россию, принял христианство под именем Тимофея и стал княжить во Пскове в 13 столетии. Он очень много сделал для Пскова, одержал множество военных побед. Именно при этом князе территория крепости разрослась почти вдвое, были возведены каменные стены новой крепости, примыкавшей к Крому. Это укрепление впоследствии и получило название Довмонтов город. Здесь вершился суд, располагались государственные здания и религиозные храмы. Обилие стольких построек на небольшой территории привело уже в наше время к получению статуса музея под открытым небом.

Там, где к Великой мчится Пскова, там, где Россия в людях жива

Постепенно к городу прирастают и новые башни, которые сейчас являются символом Пскова и его визитной карточкой.

Там, где к Великой мчится Пскова, там, где Россия в людях жива

На входе уже в сам Кром находится икона Святой Троицы, которая оберегает город.

На крепостной стене, отделяющей Довмонтов город от самого Кремля, расположена еще одна знаковая достопримечательность и символ Пскова — огромный меч,

этот памятный знак установили в год 730-й годовщины Ледового побоища. И расположен он на неприступной стене Кремля. С ним ассоциируют знаменитые слова Александра Невского: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет». Большой прямоугольный щит — воинское знамя, на котором изображены герб и план Пскова. На псковском гербе — барс с поднятой когтистой лапой. Их здесь никогда не водилось, но их шкурами расплачивались в то время. На круглых пластинах, укрепленных под щитом, гербы городов, принимавших участие в битве: Пскова, Новгорода, Владимира, Твери и Переяславля-Залесского.

Там, где к Великой мчится Пскова, там, где Россия в людях жива

При осмотре этого меча нам улыбнулось солнышко. Может, это тоже какой-то знак?)

А внутри крепостных стен Кремля уже снова были тучи, но эти пейзажи стали одними из самых красивых и таинственных!

Там, где к Великой мчится Пскова, там, где Россия в людях жива

Есть в одной из башен смотровая площадка, откуда видно потрясающий пейзаж с рекой и городскими стенами, а в золотую осень — еще и с разноцветными кронами деревьев. Но сейчас она закрыта для посещения, т. к. находится в аварийном состоянии и готовится к реставрации. Но я придумала нехитрый способ все же хоть одним глазком увидеть знаменитый вид. Прямо по ходу нашей прогулки в стенах была бойница, из которой и удалось поймать прекрасный вид, и пусть не панорамный, но зато оригинальный)

Потом эти виды из бойниц стали для меня целым приключением — ловила их повсюду. Как будто взгляд какого-нибудь князя из крепости на современный Псков… Что-то в этом есть.

После насыщенной прогулки и погружения в века и башни, мы пошли на обед… в башню! Так называется ресторанчик прямо в одной из башен Кремля!

Там, где к Великой мчится Пскова, там, где Россия в людях жива

Хозяева реставрируют ее, поддерживают в первозданном виде, да и туристам приятно — атмосфера сохраняется даже во время еды!

Внутри зал очень помпезный, больше напоминает дворец, чем крепость, но тоже очень атмосферный!

Мы заказали комплексный обед — салат, русские щи, картофель со свининой, чай-кофе и слойка. Блюда все безумно вкусные и домашние, но главное — русские! Нет ничего лучше, чем завершить прогулку по городу традиционными блюдами! И цены приемлемые как для туристического места.

На выходе из Кремля продают многочисленные сувениры — керамику, колокольчики, лапти, кокошники, мечи — все, что душе угодно!

Там, где к Великой мчится Пскова, там, где Россия в людях жива

Псков меня очаровал! Может, сыграла роль осень, рассыпавшая яркий ковер из деревьев и листьев, а, может, просто древность и прикосновение к ней… Ведь сложно даже осмыслить это — более 1000 лет городу! Здесь вершилась история Руси, принимались важнейшие решения, одерживались знаковые победы, да и просто жили люди… Ходили по этим улицам, о чем-то думали. переживали, грустили, радовались… В такие места нужно приехать хотя бы за тем, чтобы отдохнуть душой от всех забот, предаться размышлением и наслаждаться историей, еще раз убеждаясь, насколько богата и велика она у нашей необъятной страны…

Ну, а дальше мой путь лежал к еще нескольким красотам-достопримечательностям и просто осени во всей красе, которую можно увидеть в этом альбоме.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автобусные туры