Турист Константин (spb)
был 24 октября 2023 15:02

Крым, Судак, Симеиз, Феодосия, Морское — Россия Июль 2017
На закате в п. Морское.

Перед принятием решения поехать в Крым я прочитал достаточно много статей от путешествующих блогеров, что Крым — это не Турция, в Турции всё хорошо, а в Крыму нет сервиса, отели так себе, кругом хамство, безысходность и вообще, там «не сезон». В тот же момент всплывали материалы, рассказывающие о том, что Крым — не для сидения в отелях, где всё включено и все тебе рады, как в той же Турции — он для активных путешественников.

Поток информации заполонил моё сознание и я решил разобраться в ситуации, приняв волевое решение — ехать и проверить всё самостоятельно.

Я решительно пошел в турфирму… И мне сказали, что на 55000 надо было приходить в декабре. А сейчас есть только одно бюджетное предложение в посёлке Морское под Судаком без трансфера и только с завтраками.

Туры от турфирм бывают разные: бывают экстрим — туры, бывают шоп-туры, наш тур подходил под определение «Тюлений тур». Что это значит: чтобы остаться довольным таким туром, надо понимать, что главная цель отдыха — это загар или лежание на диване перед теликом в остальное время. В перерывах можно покушать. Развлечений — минимум, уехать из этого места не так просто из-за транспорта. Мы с моей девушкой не можем отнести себя к аудитории таких туров — год назад мы ходили в спортивно-туристический поход в Архыз, да и какое путешествие можно назвать путешествием, если оно заключается в сидении на одном месте? Тур был взят из-за того, что он позволял добраться самолётом до непосредственно полуострова, обеспечивал крышу над головой и какие-никакие, а завтраки. Регулярные рейсы на двоих вышли бы на 30–40 тысяч, а при этом за жильё ещё как-то надо платить. Да и дешевле ничего не было, поэтому мы согласились и 18 июля были в Пулково, ожидая ночной рейс.

Оглядываясь назад, я понимаю, что эта логика была неправильной. Дочитав до конца, вы поймёте, почему.

Утром 19 июля с трапа самолёта перронный автобус, шаркая заниженным днищем по территории около строящегося терминала аэропорта Симферополя отвез нас на выдачу багажа. Наше путешествие начиналось.

Посёлок Морское находится в 16 км от Судака. Туда 2 раза в день — утром и днем ходит прямой автобус из аэропорта. Междугородные маршруты обслуживает организация «Крымавтобус». Мы решили сделать многоходовочку, наивно полагая, что автобусы из Симферополя до Судака идут чаще, а там и от Судака до Морского такая же картина. Выйдя из троллейбуса от аэропорта до Симферополя (14 руб.) мы услышали дикий вой.

Выйди в город, чей вой раздаётся
Над великою крымской землёй?
Этот вой здесь работой зовётся
То бомбилы бегут рьяно в бой.

Они на каждом автовокзале. Их много. Они как будто вчера вышли с ходки. Они зомби, которые хотят тебя куда-то подвезти и идут за тобой в 7 метрах, предлагая свои услуги. Чем ты более бледен (в плане загара), чем больше у тебя багажа, тем меньше шансов спастись от них и тем громче ты будешь слышать «Коктебель, Судак, Севастоооополь, едем через 5 минуууут». Один из них будет хватать тебя за локоть, как бы нежно уговаривая поехать с ним. Они — бомбилы. Они — хитрые: в один день, когда нам нужно было вернуться в Морское, на автовокзале к нам подкатил один из них и сказал, что он водитель автобуса и автобус, дескать, сломался. Он ничего не может с этим поделать, но вот совершенно случайно сейчас его друг как раз поедет на машине в Морское и отвезет нас. Такая схема развода — не ведитесь! Цены у них, конечно, завышенные втрое/вчетверо. Посмотрите 2 видео, которые я заснял в течение нашего путешествия: одно из них со станции, а второе — от первого лица и вы всё увидите и поймёте.

Тем не менее, нам удалось купить билет на автобус до Судака за примерно 250 руб. И мы, поспав 2 часа, доехали до Судака и поняли, что лучше было подождать 1.5 часа в аэропорту, чем ехать так, как есть. Мы прождали 1.5 часа в Судаке и поехали в Морское. Сейчас, набирая этот текст я осознаю, что мы могли бы поехать и раньше, но на тот момент времени мы были недостаточно прошарены. А фишка вот в чем: официально надо через кассу оформлять билет, однако водители официальных автобусов тоже хотят немного заработать и если поговорить с ними напрямую, то вероятность уехать на автобусе без билета приближается к 90%. Цена билета может слегка подрасти до округляемого значения сдачи, но это всё равно будет дешевле, чем с бомбилами. Автобусы, кстати, до сих пор эксплуатируют украинские, с тех еще времён.

Спустя 30 минут и потраченных 36 руб. на чел. мы были в Морском.

ГрандТрип Крым 2017

Морское находится в 16 км почти несерпантинистой дороги. Автобусы туда ходят нерегулярно, а по расписанию 8 раз в день туда и обратно. Через посёлок едет 1 раз в день утром автобус на Севастополь и это занимает 5 часов в одну сторону. Береговая полоса занята галечным пляжем, народу немного, всегда можно хорошо позагорать у моря. Когда мы приехали, был дождливый день. Через посёлок течет маленькая горная речка, которая доставила всю грязь прямо в море, однако течения распределились таким образом, что на пляже вода в море была чистой, а восточнее, вне посёлка — наоборот, вся муть. Через 2 дня всё стекло и стало отлично.

Ул. Карла Маркса — главная, на ней сосредоточены все магазинчики и развлечения для детей типа аэрохоккея, зон развлечений для самых маленьких и т. п. На соседней ул. Шевченко есть травмпункт, а если уйти по направлению к горам, можно найти аптеку с адекватными ценами. Есть рынок, где можно закупиться инжирами, желтыми арбузами и другой натуральной южной экзотикой, которую не купить в северных краях.

Мы попали в пансионат «1000 звёзд», который на самом деле 2 звезды. Официально он находится по адресу Пр. К. Маркса, 7, однако на деле там находится один из корпусов, а наш корпус находился в 7 минутах ходьбы в глубине посёлка.

Переночевать и укрыться от солнца можно. Уборка номеров была по требованию, принудительно — раз в неделю.

Вечером первого дня у нас вырубило электричество, потому что произошло замыкание в сети. Спали и встретили утро без света. Холодильник сперва работал, а потом ни с того ни с сего у него начало барахлить реле. Проблема исправилась методом «Дать отдохнуть и запустить по новой». После этого всё заработало, как надо.

Поскольку это пансионат, то по нашей путёвке у нас были включены завтраки. Я считаю, что завтрак — это самое главное в питании, потмоу что в 2011 году, питаясь по схеме «Нормальный завтрак — половина объёма завтрака на обед — половина объёма обеда на ужин» мне удалось схуднуть и при этом оставаться счастливым. Перед вами — наш типичный завтрак по путёвке в ресторане «1000 звёзд» на ул. Карла Маркса, 7.

ГрандТрип Крым 2017

Пару раз нас спрашивали другие туристы с намёком на «Это точно всё?» Может быть, хрупким девушкам 45 кг весу этого будет завались, но нам этого было мало, поэтому приходилось догоняться. Можно было, конечно, докупить что-то на общем положении за дополнительные деньги (может быть, на это и есть расчёт?), но цены там были выше, чем других ресторанах. Данное обстоятельство сподвигло нас изучить ресторанное разнообразие Морского и прочитав этот рассказ, вы будете точно знать, где, что и почём.

Во время похода в Архыз мы познакомились с лагманом — вкуснейшим питательным классным супом, который в этих местах настолько родной, как у нас — щи. Поэтому все рестораны мы оценивали по рейтингу лагмана, а также по сопутствующим параметрам.

В ресторане «1000 звёзд» он самый дорогой, 170 р. за 300г. Рейтинг 5/5, острый, сытный мясо отличное. Отпугивает цена. Завтраки расстроили, поэтому итоговый рейтинг 3/5.

ГрандТрип Крым 2017

На соседней улице Ленина, 13 имеется ресторан «Домашняя кухня».

Он значительно дешевле, чем все рестораны, там лагман стоит 80 р. Но рано радоваться! В конце в этому добавится 5% за обслуживание (в которое входит найти официанта, позвать его, после обеда снова найти и рассчитаться. Важный момент: в меню не было найдено этого сбора). Владельцы заведения плохо понимают, что такое лагман и самое печальное — что такое борщ. Лагман здесь со свининой, но сытный (2/5 за удешевление производства), а борщ — это мясной бульон с лагмана вместе с картошкой без какого-либо намёка на капусту и даже свёклу. Это даёт итоговый рейтинг 2/5.

Ближе к пляжу на К. Маркса, 1 есть «Хорошая столовая». К ней никаких претензий, цена лагмана средняя (120 р./250 гр.), суп добротный, но как основное блюдо рассмотреть его трудно (4/5). Хорошее заведение для хороших людей.

В самом конце К. Маркса на Т-образном перекрёстке, слева, если смотреть на дом культуры, есть «Харчевня».

Мы остановились для питания на этом заведении и вот почему: во-первых, супы там подразделяются на большие и маленькие порции, что позволит вам сэкономить, если вы едете с детьми. Во-вторых, лагман 120 р./350 гр. убойный по питательности, близок к оригинальному рецепту (5/5) и в принципе им можно наесться. И в третьих, порции большие, честные и в меню указано за 7% обслуживания и это действительно обслуживание. Пример:

ГрандТрип Крым 2017

Чтобы немного сэкономить, мы закупались фруктами на рынке, они там вкусные, настоящие и сочные.

Как я уже писал ранее, мы активные ребята, поэтому в следующий же день поехали в Судак.

Судак — это крупный город, в котором гораздо больше возможностей для развлечения — здесь тебе и аквапарк, и парки; всё, что ни пожелаешь. Мы приняли решение почаще там бывать и посещали множество культурных мест.

ГрандТрип Крым 2017

Аквапарк в Судаке входит в топ-3 лучших аквапарков Крыма и предлагает большое количество классных горок как для детей, так и для взрослых. Самая высокая горка — это страшно и очень адреналинисто: почти вертикальная труба с дверью. Тебя закрывают и считают до трёх. На счёт три пол под тобой пропадает и ты несешься в водяном потоке с дикой скоростью куда-то влево или враво и вниз. Все, абсолютно все, кто спускался, все были в шоковом состоянии после неё. Я не был исключением. Если вы сердечник или есть какие-то ограничения — то это не для вас и это не шутка! Кроме того, в аквапарке как минимум еще 4 горки для любителей экстрима: 2 на ватрушках и 2 без них: резко вниз или со спуском по спирали. Для детей также есть развлечения: горки найдутся на любой возраст. Кроме того, очень развита служба аниматоров — каждый час какие-нибудь танцы или интерактивности.

Пляжи в Судаке галечные и примерно похожи на пляж с Морском, но только галька чуть поменьше. Набережная довольно длинная и всегда есть место, где лечь и загорать.

Как минимум 2 улицы, ведущие на пляж заняты ресторанами и магазинами для туристов: Кипарисовая и Тенистая аллеи. Там есть рестораны на любой вкус и кошелёк. Я могу порекомендовать заведение, которое находится в восточной части пляжа на ул. Гагарина, по дороге из аквапарка к пляжу по правой стороне. Там отличная шаверма.

ГрандТрип Крым 2017

Помимо аквапарка интерес представляют также и исторические достопримечательности Судака, основным из которых является Генуэзская крепость. Стоимость прохода на территорию 150 р.

Из крепости открываются отличные виды на город и на природу Крыма.

ГрандТрип Крым 2017

Если уехать чуть подальше от Судака на местном автобусе, то можно открыть для себя Новый свет (не Америку). Там сосредоточено очень много достопримечательностей: винзавод, места жизни Голицына и голицынская тропа. Не слушайте местных зазывал, предлагающих прогулки на катере, которые говорят о том, что она идет 20 км. На самом деле, её вполне можно одолеть пешком за 2 часа и даже не устать при этом.

ГрандТрип Крым 2017
Вид с мыса Капчик (Новый Свет)

В один из дней нашего отдыха мы решили съездить в центр Крыма и встали пораньше — в 6 утра, чтобы сесть на автобус до Ялты. Эта мини-поездка не могла ограничиться одним днём и мы приняли решение разбить её на 2 дня с ночёвкой либо на улице, либо где-то под крышей. Мы ехали на нелегальном положении и водитель, на наше удивление, сказал, что если мы поедем обратно, то проблем не будет (еще бы, 400 р. в обход кассы). Мы были ранее в Ялте, а потому ничего особенного не испытали — ничего не изменилось, это по-прежнему очень крутой красивый курортный город. Прогулявшись по набережной и поднвшись наверх по канатной дороге, мы в итоге спустились вниз и доехали до автовокзала, чтобы забраться по канатке на гору Ай-петри.

Западное побережье Крыма — это уже не просто море и пляжи. Это природные достопримечательности, красивые парки и активный отдых во всех его проявлениях. Ай-петри — это высшая точка Крыма. Посмотрите, какие красивые виды открываются с горы на Алупку.

Вид с горы Ай-Петри на г. Алупка

Канатная дорога стоит 400 р. в одну сторону. Это самый быстрый способ подняться наверх. Но есть особенности. Лучше приезжать с утра, потому что ближе к вечеру народа становиттся очень много. И все опять идут туда. А вагончики не расчитаны на такую толпу. И тут на помощь приходит бизнес — на горе целое поле выведено под автостоянку с маршрутками, откуда производится развозка по городам прямо с горы. Мы поехали обратно в 17.20 и это стоило нам 400 р. Я уверен на 100%, что после того как закрывается канатка, это стоит дороже. Мы спускались около часа, поехали в Ялту, а потом в Алупку и почти проехали весь город, когда я уже понял, что надо бы выходить, а то ночь придется гулять где-то. Мы остановились и тут же нашли человека с транспоратном «ЖИЛЬЁ», который нашел нам за 5 минут недалеко ночлег за 1500 при первоначально назнаввной цене в 1200. Местоположение оказалось очень удобным, дом тоже. Мы закупились едой про запас, покушали в ближайшем кафе и легли спать, а на следующий день продолжили путешествие.

Из Алупки мы переместились к Воронцовскому дворцу.

Воронцовский дворец

В окрестностях дворца расположился красивейший парк. Мы гуляли очень долго, а затем нашли детский пляж и приняли решение сходить на него. Детский пляж оказался с сюрпризом — на нем раположен небольшой риф, где обитают крабы, рыбки и всё это можно потрогать и ощутить!

Примерно то же самое есть в Судаке, недалеко от дайвинг-центра.

Нам повезло дважды — мы успели на автобус до Ялты. И мы успели на автобус до Морского. Буквально в последнюю минуту. Поездка выдалась неплохая, но я вынужден признать, что большое время в ранспорте реально отнимало полезное время путешествий.

Через 2 дня обнаружилось, что одного из нас укусил клещ. В местной амбулатории сказали, что ближайшее отделение, куда можно снести клеща, находится с Феодосии и мы решили, что это шанс еще больше отрыть для себя полуостров. Путь туда был не такой большой, как в Ялту, но если честно, Феодосия мне показалась не столько курортным городом, сколько портовым. В местной санэпидемстанции нам дали справку, что это насекомое — дествительно клещ и что он может быть энцефалитным (капитан очевидность одобряет эту справку, так как в ней не было никаких данных о том, есть ли там энцефалит). Врач сказала, что клещ не успел присосаться, а так как мы привиты (как раз на такой случай в мае сделали прививку), то бояться особо нечего, однако антибиотики прописали. Мы попали на день города и поэтому музей Айвазвского, который мы хотели посетить, оказался закрыт. Поэтому вот фотография музея А. С. Грина.

ГрандТрип Крым 2017

Погуляв по набережной и полежав на пляже, мы двинули в сторону автовокзала.

В один из дней мы взяли напрокат скутер и поколесили по дорогам возле Морского. Благодаря этому путешествию мы открыли для себя восхитительный опыт дорожных путешествий и смогли своими глазами увидеть места, не очевидные для туриста, привязанного в одному отелю. Например, Чобан-Кале.

И множество других интересных мест, где можно фотографироваться.

ГрандТрип Крым 2017

Подведем итоги нашего путешествия. После событий 2014 года отголоски имеют место быть. Они заметно ощущаются в двух вещах: связь и расчеты. Из всех операторов связи сейчас по сути своей очень ловко и хитро в Крыму правит бал МТС, потому что до 2014 года он был там ранее и управлялся из России. Смартфон перешел в международный роуминг, но работал, как в домашнем регионе. Покрытие стабильное и везде, кроме одного не самого населенного района был 3G. В крупных было даже 4G. Вторая проблема — это практически тотальное отсутствие безналичного расчета. Все расчеты везде были за наличные. Снять деньги можно в банкоматах РНКБ или ГенБанка. Постепенно вводится система «МИР», но при этом в магазинах нет оборудования для того, чтобы ими что-то оплачивать.

Стоимость путевки составила 55 000 р. Потрачено в поездке 35 000 р. Из этой суммы большая часть расходов — питание (около 800 в день) и транпортные расходы (подсчет трудный). Я сделал для себя следующие выводы:

Крым — разный. Это проявляется во всём и это здорово.
К черту гостиничный бизнес, туры и всё такое. Дикарём — удобнее: сплошная экономия на кафе и ресторанах (если с палаткой, то и на жилье, в разумных пределах), не привязан к месту — едь, куда хочешь, транспорт не нужен.
Там не все хорошо с туризмом. Но это решается развитием туризма, улучшением транспортной инфраструктуры, внедрением новых технологий связи и банкинга.
Судак это 20% Крыма. 80% Крыма — это от Ялты и до Севастополя. И туда хочется вернуться, потому что там есть романтика путешествий и приятные воспоминания.

Теги: Самостоятельные путешествия, Пляжный отдых, Отзывы об отелях, Культурно-познавательный туризм