Турист NatalyaNP11
NatalyaNP11
был 1 марта 2018 17:53

Крым — Россия Сентябрь 2017

Наш с мужем самостоятельный вояж по Крыму начался с Алушты. Затем Отрадное — пригород Ялты, сама Ялта. Алупку посетили в рамках экскурсии в Воронцовский дворец. Потом путешествие стало еще более самостоятельным, муж вернулся к работе. Я же побывала в Судаке, Коктебеле, на Меганоме и в Феодосии. Конец августа и часть сентября в Крыму пролетели быстро. Погода менялась часто, как настроение у капризной девушки. То на море был штиль, то шторм.

Очарование Крыма

То светило солнце, то внезапно лил дождь. Большую часть все-таки было солнечно и тепло.

В Алуште мы останавливались в Профессорском уголке, более спокойном районе города.

Очарование Крыма

Купались, ездили на стареньком модном троллейбусе в центральную часть города, гуляли по набережной.

Побывали в пещерах. Впечатлил подземный скалистый мир. Сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, маленькие подземные озерца. Причудливые формы, создающие голову спелеолога или, может быть, рыцаря в шлеме, часовню, царевну, дракона, героев сказок.

Очарование Крыма

Если присмотреться, на фото можно заметить людей. Мы все такие маленькие по сравнению с огромным пещерным дворцом. Спускались глубоко. Над нашими головами были толщи земли, десятки метров камня.

В пещере Мраморная каждый год барды устраивали свои фестивали. Есть сцена. Устраивались поудобнее и пели. Как-то там провели концерт симфонической музыки. Принесли стулья для зрителей-слушателей, и оркестр играл в каменных сводах.

Пещера Эмине-Баир-Хосар очень большая и глубокая. Когда-то давным-давно в отверстие в земле, будто открытая печная труба подземного дома, попадали животные, в основном дикие козы. И не могли выбраться. Костей найдено много. Самая удивительная находка — мамонтенок, скелет которого сохранился в условиях пещеры, там и лежит.

Очарование Крыма

Крым — это кладезь природных красот, древних сооружений, пещер, скал, водопадов, разновидной растительности, чудесного воздуха и самого синего Черного моря.

Ялта встречала маяком и морем зелени на семи холмах, где она расположена. Красивейшая широкая набережная. В одном из концов развесистый столетний платан. Под ним Айседора Дункан назначала свидание Сергею Есенину.

Вечерняя жизнь кипела: девочка играла на саксофоне, подростки танцевали брейк-данс, музыкальная группа исполняла свои мелодии, предлагали сфотографироваться с голубями, обезьянкой, на фоне изысканной надписи «Ялта — 2017», в костюмах 19 века, дама в цветастой шали решалась предсказать будущее, а седовласый мужчина провести психоанализ и волхвование.

Мы поднялись по канатной дороге «Ялта-Горка», нижняя станция которой начинается на набережной и ведет на холм «Дарсан», и посмотрели на все это сверху. Подъем идет 12 минут в одну сторону. Разлился южный вечер. Маяк в сумерках и темноте помигивал, обозначая себя.

Очарование Крыма

Где-то недалеко от верхней станции канатной дороги находится Холм Славы, который мы так и не нашли. Те, кто возвращался обратно, сказали, что не нашли холм Славы, но мы в своих силах и ориентировании на местности были уверены, все равно пошли. К нам присоединились еще несколько пар. Сначала указатель был, прямо на самой верхней станции. Далее мы шли по темной неровной дороге, достаточно долго, никаких указателей. И пришлось повернуть обратно ни с чем. Как так может быть? Ведь холм Славы — мемориал с Вечным огнем. Не мелкий объект. Или это мы так плохо ориентируемся, что в темноте, в восьмом часу вечера, не увидели.

Из Отрадного, где было наше пристанище в пригороде Ялты, мы пешком ходили в Никитский ботанический сад. Дорога петляла и открывала виды на море, побережье и саму Ялту. По ходу заметили лестницу, ведшую к виноградной сторожке 19 века, которую охраняли белоснежные львы. Наверху обзорная беседка.

Очарование Крыма

Вокруг алыча, немного винограда, кактусы, кустарники, деревья. Но еще больше самой разнообразной растительности в Никитском ботаническом саду, куда мы добрались.

Экскурсовод рассказывала самозабвенно, показывала фотографии в альбоме тех цветов и растений, которые уже отцвели, и предлагала приезжать к ним в мае, когда весь сад распуститься всеми цветами радуги, будет благоухать и сверкать самыми различными оттенками. Нам он и в это время года очень понравился.

Очарование Крыма

Узнали и увидели много интересного и ранее неизвестного. Например, про дерево бесстыдница или земляничник мелкоплодный, которое сбрасывает кору, как мы скидываем с себя одежду перед купанием в море.

Еще будучи в Ялте, приобрели экскурсию под названием «Ласточкино гнездо и дворцы». В детстве я увидела Ласточкино гнездо на картинке в журнале, потом в фильме «Десять негритят», возникло желание: побывать, увидеть воочию, походить по балкону. Но экскурсию правильнее бы назвать: «Дворцы и Ласточкино гнездо». Сначала мы были в Ливадийском дворце

Очарование Крыма

Затем поехали в Алупку. Небольшой курортный город, в котором было имение русского художника А. И. Куинджи, пейзажиста, учителя Н. Рериха. Узкие улочки напоминали восточный город.

И, конечно, главный пункт экскурсии — Воронцовский дворец.

Уже дома по одному из каналов смотрели фильм «Печки-Лавочки». И вдруг увидели знакомые картинки: да это же Воронцовский дворец. У одного из львов жена приехавшего отдыхать в санаторий героя В. М. Шукшина облокачивается и ждет решения директора санатория. В зале, в котором нам показывали старинные камины и обстановку, в фильме за старинным столом сидел директор санатория.

Воронцовский дворец вместе с пристройками, стенами, если смотреть на него со стороны моря, повторяет очертания гряды гор сзади него. И это мы называем его дворец. А так-то это была летняя дача.

Очарование Крыма

Парк при дворце тенистый, старинный, богатый на водопадики,

Витиеватые дорожки, пруды, растительность

Осмотрели изумительные дворцы и парк. И к Ласточкину гнезду

мчались на всех парах, чтобы успеть на заключительный этап экскурсии — теплоход до Ялты.

Можно было бы и не бежать, насладившись видом издали. Но это же мечта детства — побывать на нем. Туристов много. Проход на балкон закрыт, так как может и не выдержать. По ходу успевали замечать красивую решетчатую ограду с выкованным видом памятника. Фото, две минуты на осмотр и бегом вниз по лестницам на причал.

Уже с теплохода более внимательно разглядели, как медведь (Аю-Даг) припал к морю и пьет воду.

Очарование Крыма

Были мы и на Ай-Петри. Уже самостоятельно, чтобы посмотреть все обстоятельно. На канатную дорогу «Мисхор — Ай-Петри» приехали к открытию, очереди не было.

Поднимались в облака. Даже не в облака, а в тучи. Дымка. Потом солнце вступило в полноправную силу и открылся чудесный вид.

Очарование Крыма

На Ай-Петри три пещеры. В две из них мы спустились. В Геофизическую и Ялтинскую. В третьей, в которой лед, его еще для царицы кололи и отвозили, где еще холоднее и температура ниже нуля, мы не были. На Ай-Петри поднялись не подготовленными: не было с собой теплой одежды. Куртки выдают не везде. Но даже если бы там и дали куртки, в босоножках и шортах можно сильно замерзнуть.

В Геофизическую пещеру, единственную из четырех пещер, где мы были, спускаться надо было вниз по винтовой лестнице на 30 метров. В других спуски были более пологими и плавными. В один из моментов, почти уже внизу, вдруг стала подавать признаки клаустрофобия. Впереди цепочкой идут, сзади идут по одному. Вокруг каменный мешок. В самой пещере было место, где надо было пройти, пригнувшись. Спелеологи попадают в пещеры не как мы — по лестнице, с фонарями на стенах, освещением впереди, с поручнями, залитыми бетоном ступенями, настилом, гидом, в уже исследованную. Они спускаются в темноту, в неизвестность.

По плато прошли дальше вглубь от станции канатной дороги

Очарование Крыма

На зубцы Ай-Петри не пошли. Зубцы Ай-Петри можно увидеть в фильме «Спортлото -82», мостик между ними, по которому бежал Михаил Пуговкин. В наше время по похожему мосту ходят посетители, испытывая себя на преодоление страха.

Живописными видами любовались долго

Очарование Крыма

Спускались на маршрутке. Нас и на нижней станции ловили за руки водители, предлагая на вершину довезти на машине, а обратно уже канатной дорогой. Мы так не захотели.

Спускаясь с плато, водитель сделал четыре остановки. Одна из них — у Серебряной беседки. Виды открываются примерно те же, что и с плато Ай-Петри, но уже несколько иной ракурс. Желающих сфотографироваться так же много, беседка маленькая, надо стоять в очередь. На плато посетители рассредоточиваются по обширной территории и места для фотографирования хватает всем. Серебряная беседка названа так, потому что сверкает на солнце серебром.

Водопад Учан-Су — еще одна остановка при спуске — летом и осенью представляет собой тонкую струйку воды, будто кран немного не докрутили. Но весной, как сказал водитель — экскурсовод, это мощнейший бурный поток воды. С него осуществляют водозабор воды для города, поэтому на вершине горы стоит будочка, а вниз по склону спускается труба.

В Судаке побывала в Генуэзской крепости.

Очарование Крыма

Когда была в Феодосии, то увидела информационный указатель, что до Генуэзской крепости пара километров. Как так?

Оказывается, в Феодосии тоже есть Генуэзская крепость

Очарование Крыма

Рядом с которой стоит памятник путешественнику Афанасию Никитину, написавшему «Хождения за три моря»

В Судакской крепости более сохранившиеся постройки. Можно зайти в замок консула, узнать, как он жил там много веков назад. Присесть у окна и увидеть, что видел из окна консул.

Очарование Крыма

Или со стены крепости наблюдать за панорамой города Судак, мысами, морем

Или спуститься и прогуляться по набережной

Очарование Крыма

Из Судака на маршрутке я съездила на мыс Меганом. Это полуостров Меганом, как гласил стенд. Такой вот полуостров на полуострове Крым

В Судаке многие информационные таблички, особенно это касается государственных учреждений, продублированы на татарском языке. Еще заметила, таблички на почтовых отделениях Крыма с режимом работы и местом расположения другого ближайшего почтового отделения продублированы для незрячих и слабовидящих людей шрифтом Брайля. У нас такого нет.

Также из Судака ездила в Коктебель. Сходила в дельфинарий, где месяц назад и год назад было пополнение, родились дельфинята — ребята, прокатилась на колесе обозрения, прогулялась по берегу, посмотрела, как ручей впадает в Черное море

Очарование Крыма

На берегу набрали группу, и капитан-юморист на кораблике домчал нас к Золотым воротам вдоль потухшего вулкана Кара-Даг

Полюбовалась памятником Максимилиану Волошину

Очарование Крыма

У него в Коктебеле был дом, где теперь музей М. Волошина.

Проходила мимо памятника воинам. Сначала не понравилось, что рядом с ним разместили детский игровой комплекс. Но сразу же подумала, как это символично.

Очарование Крыма

Они боролись и умирали за то, чтобы дети могли рождаться, расти, играть, взрослеть.

Рядом с Судаком находится поселок Новый Свет. Появился он в 19 веке благодаря князю Л. С. Голицыну, основоположнику виноделия. Там же есть одноименный завод шампанских вин.

Мне был интересен природный заказник с реликтовой рощей можжевельника, соснами, гротами и живописными бухтами, Синей, Голубой, Зеленой.

Тропа Голицына огибает гору

и приводит к мысу Капчик. Он напоминает дельфина, уплывающего от берега в море. А за ним притаилась кошка с ушками на макушке в ожидании рыбки от рыбаков.

Очарование Крыма

Именно по этому мысу и роще гуляли герои фильма «Три плюс два», который сейчас частенько показывают по телевизору. И здесь, на пляже в Новом Свете, отдыхал и влюблялся герой Андрея Миронова в фильме. Пляж изменился, стал благоустроенным

Все платы за подходы к природным достопримечательностям, таким как тропа Голицына, водопад, зубцы Ай-Петри и прочие, отменены в июне этого года.

Одна из особенностей местных жителей, которую я отметила: они могут по-разному относиться к приезжающим, но к своей Родине относятся с трепетом. С любовью рассказывают о месте, где родились и выросли, с гордостью говорят о горах, лесах, речушках, море. Один из таксистов, с кем мы почти всю дорогу молча ехали из аэропорта, на перевале сказал: «Сейчас мы на самой верхней точке перевала. Посмотрите только, какая вокруг природа». Другой таксист, везший меня из Судака в Феодосию, по дороге говорил: «Гляньте на ту гору, видите, там на нее взбирается лягушка. Мы так и называем эту гору — „Лягушка“. А вон там у нас свой Мавзолей — Ленин лежит. Вы увидели? Вон его голова, лицо, фигура. В лесах у нас в этом году много кизила, грибов. А рыбку нашу пробовали уже? У нас самая вкусная рыба в море водится». Присматриваешься и, на самом деле, видишь и ползущую каменную лягушку, которая никак не может добраться до вершины столетиями. И профиль вождя революции. И гордую фигуру скального орла, неподвижно сидящего на уступе. И уже думаешь, что зря не попробовала рыбку, и, может, в лес за кизилом податься.

Феодосия удивила обилием музеев. Музей Веры Мухиной, которая создала много скульптур, но самая известная из них — «Рабочий и колхозница» у ВДНХ в Москве. Детские годы В. И. Мухиной прошли в Феодосии. Музей Марины и Анастасии Цветаевых. Сестры тоже жили в Феодосии. Музей денег, музей рыбы и рыболовства, музей свободного полета, музей Знаниум, музей ФилоСовии.

Музей А. С. Грина

Музей древностей

Музей подводной археологии в особняке Стамболи

Очарование Крыма

Особняк Иосифа Стамболи, купца первой гильдии, этот шедевр мавританского стиля, сейчас на реконструкции. Чего только здание и не пережило, когда после Октябрьской революции семья Стамболи покинула Крым: санаторий, госпиталь для немецких солдат во время оккупации, госпиталь для советских солдат во время освободительных боев, пионерлагерь, снова санаторий, больница для душевнобольных, клиника Довженко А.Р., ресторан с гостиничными номерами, банк.

И еще один музей — картинная галерея И. К. Айвазовского.

Очарование Крыма

Айвазовский родился в Феодосии, вырос, жил здесь, венчался, родились дети, творил, писал картины, вел активную общественную работу, умер и похоронен здесь же. На доске почета в Феодосии первая фотография — И. К. Айвазовский. Там вообще фотографии и информация о всех почетных горожанах, а не только о наших современниках.

И. К. Айвазовский для города сделал очень много. По его инициативе была проведена железнодорожная ветка. И он же на свои средства сделал для горожан фонтан с чистой питьевой водой, проведя водовод из источника Су-Баш. Фонтан оформлен в восточном стиле, с навесами, выполнен по проекту художника, со всех четырех сторон краны для воды

Очарование Крыма

Расположен в Юбилейном парке. Это городской парк культуры и отдыха. С кинотеатром

Аллеями, скульптурами, памятниками.

Очарование Крыма

И деревянной фигуркой девушки.

В Феодосии по городу в самых разных местах расположены деревянные фигуры. Это уже было как квест: заметь фигуру. Конь, гном, кабанчик, рыбак, осел из «Бременских музыкантов», девушка.

Очарование Крыма

Скульптур, статуй, монументов, памятных знаков, памятных досок на зданиях, памятников в городе много.

Еще одна достопримечательность города — мечеть Муфтий-Джами

Очарование Крыма

Совсем недалеко от нее заметила обвитый виноградом маленький заброшенный домик

с какими-то остатками объявлений.

Вообще, по количеству самых разных интересных надписей города Крыма лидируют среди других городов, где я бывала. Например, оригинальная надпись в кофейне: «Выпей кофе, если тебе плохо. Лучше не станет, но хоть кофе выпьешь». Или: висит реклама местного СМИ, телефон, адрес, услуги. Вроде все стандартно. И среди этой информации глубокомысленные слова: «Успех состоит из сотен и тысяч мелких усилий и жертв, которые никто не видит и не ценит!». Идешь по набережной, позагорав и накупавшись в море, пообедать в кафе, прочтешь фразу и задумаешься: «Да, так оно и есть. Во время успеха окружающим видна верхушка айсберга, а вложенные усилия знаешь только ты и близкие родные».

Или указатели по дороге, чтобы уж не заплутать

Это море. Сюда.

Километры песка на Золотом пляже Феодосии, уже почти на краю города, где начинается поселок Береговое. Из центра города надо ехать на машине или на маршрутке, пешком очень далеко и долго.

А это не море. Туда.

Это город. Феодосия.

А это снова море.

Очарование Крыма

В Крыму можно каждый раз открывать для себя новое, посещая разные уголки и города. Красота Крыма затмевает еще оставшийся во многих местах с советских времен сервис. А иногда такой возврат в СССР — ностальгия, как это было в диетической столовой в Феодосии, когда, как сказал один из посетителей своим товарищам при входе: «Сейчас мы с вами вернемся в СССР».

Но когда спускаешься в пещеры, поднимаешься в горы, гуляешь по берегу моря или заходишь в него, такое ласковое и нежное, то начинает уже казаться совсем неважным то, что возмущало или неприятно удивляло.

Остаешься только ты и природа. Один на один. В единении. Понимаешь величие природы. Какое дело морю или горам до того, что тебе на местной автостанции нахамила сотрудница или съязвил на рынке продавец.

Море и горы пережили несколько сот поколений людей. Горы молча наблюдают за людьми. Море смывает все беды, ненастья, радости, веселье. Люди, простые и известные приезжают-уезжают. Меняются люди, эпохи, а море и горы остаются. Они будут и намного позже после нас и наших пра-пра-правнуков.

Величественные горы. И необъятное море. Единственное, что им нужно от людей — это уважительное и бережное отношение.

Мне берег этот мил и дикой красотой

Кругом столпившихся утесов, и узором

Пестреющих холмов, и неба синевой,

И моря южного целительным простором.

(«Крымский альбом» граф А. Голенищев-Кутузов).

Теги: Самостоятельные путешествия, Пляжный отдых, Культурно-познавательный туризм