Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
сейчас на сайте

Сельчук — Турция Июнь 2017

— Смотрите, предсказание оракула сбылось!

В те незапамятные времена воле богов и прорицателей следовали непрекословно, а уж у греков их был целый Пантеон! Во главе, конечно, Зевс, но и божеств помельче — хватало. Указания высших сфер, часто запутанные и противоречивые, передавались через священнослужителей. В нашем случае принцу повеления поступило от Дельфийского оракула — плыть на побережье Эгейского моря, и найти загадочное месте, где сойдутся три символа — огонь, рыба и дикий кабан… Там и будет основан великий город!

Эфес. Главный, после Рима…

Предсказание, мягко говоря, неточное. По мне, так звучит примерно как «Принеси то, не знаю что!». Но у греков не было привычки противиться воле оракулов, и наш принц двинулся в путь. Искал он видимо долго — везде красиво, просторно, виды на море шикарные, ну всё как обычно Турции, вы в курсе! Только трех загаданных символов вместе никак найти не мог…

Эфес. Главный, после Рима…

Пока не пришел он в земли, где оставил следы загадочный народ этрусков, пришедших ниоткуда, и ушедших не пойми куда, и еще более загадочное племя древних прекрасных воительниц — амазонок…

Эфес. Главный, после Рима…

Тут по легенде наш принц, а звали его, кстати, Андроклом, и был он сыном царя Афин, увидел все три символа вместе! Развел огонь, чтоб пожарить на нем рыбы для ужина, а искры от костра подожгли ближайший куст. Оттуда, как вы, наверное, уже догадались, выскочил кабан — какое совпадение! Предсказание оракула сбылось, все увидели Великое Знамение, можно приниматься за основание города…

А я думаю, скорее всего, к тому времени принц увидел прекрасные глаза царицы амазонок — Эфесии, что на местном наречии означало «желанная». По преданиям, она была так хороша собой, что пленила в миг греческого принца. Андрокл влюбился, Эфесия, наверное, тоже — раз согласилась на недопустимую для амазонок вольность — стать его женой!

Эфес. Главный, после Рима…

Конечно, по примеру своей властительницы все амазонки выбрали себе мужей из войска Андрокла. Может, надоело им маяться незамужними, а возможно, сработала женская интуиция — против войска греков в борьбе им было не устоять! Долго ли, коротко ли, но нарушилась их традиция общества «только для девочек», а влюбленный Андрокл назвал вновь построенный город не своим именем, как принято у царей, а именем жены. Так на карте античного мира и появился прекрасный Эфес!

Эфес. Главный, после Рима…

Эфес — почти единственный город из эпохи легенд и преданий, по которому можно прогуляться и сейчас. Здесь сохранились целые улицы…

Дома богатых горожан…

Эфес. Главный, после Рима…

И вымощенные мозаикой тротуары — 2500 лет прошло, а никто так и не повторил этой красоты!

Статуи с головами.

И без!

Эфес. Главный, после Рима…

Роскошные фасады, с кружевными мраморными колоннами…

Тончайшая резьба по камню.

Эфес. Главный, после Рима…

То, что осталось от изящного храма Адриана — ему без малого две тысячи лет.

Эфес. Главный, после Рима…

Огромный театр, на 25 000 зрителей!

Эфес. Главный, после Рима…

И конечно, самое прекрасное здание в Эфесе — библиотека Цельса!

Эфес. Главный, после Рима…

Но обо всем по порядку. Если оставить легенды о влюбчивых принцах, амазонках и богах, с незапамятных времен тут существовали поселения. До нашей эры Эфес был крупным портом — у его берегов плескалось море, и стал вторым по значимости городом империи — после Рима!

Эфес. Главный, после Рима…

Греки и персы — до нашей эры именно они соревновались за главенство на землях Малой Азии, но всё решилось, как обычно, властной рукой Александра Македонского. Он захватил город, и спасибо что не разрушил, а подарил — одному из своих соратников, Лисимаху. Многое из того, что мы видим, построено при его правлении…

Эфес. Главный, после Рима…

Лисимах полюбил этот город, при нем были созданы стадионы, театры, учебные заведения, библиотеки. Эфес был крупным торговым и культурным центром региона. Философские учения, науки, искусства — период расцвета и наивысшего благоденствия! А потом на эти земли пришли римляне.

Страсти, что кипели в столице великой империи, предательства и жестокость, убийство Цезаря, войны с понтийским царем Митридатом — но Эфес выстоял. И уже в начале нашего летоисчисления стал столицей азиатской части империи, и возможно, самым могущественным городом континента!

Эфес. Главный, после Рима…

Сумасшедший архитектурный бум — мраморный амфитеатр, что я вам показывала, библиотека Цельса, акведуки, дворцы, фонтаны — правление римлян всегда оставляют заметный след. Что долго говорить, если Эфес обладал своим собственным, персональным, чудом света — храмом великой Артемиды! И пусть от него осталась лишь хилая колонна в чистом поле — бывали времена, когда святилище богини гремело славой на весь свет!

Эфес. Главный, после Рима…

Но эпоха изящной античности подходила к концу, пришло время других героев, и уже в четвертом веке Эфес входит в пятерку главных городов Византии. Император Константин Великий также к нему благоволил, при нем город был украшен и перестроен, а большинство жителей со временем приняли христианство. Но, к сожалению, всё когда-нибудь заканчивается.

Готы, арабы, турки, крестоносцы… Казалось, сама природа рассердилась на город! Землетрясения, катаклизмы, само море — вечный союзник эфесцев, отступало. Прекрасную гавань затягивало речным илом, и ничто не могло спасти ситуацию. Жители бросали свои дома, перебираясь на более благодатные земли, и к приходу на эти земли турок-сельджуков от роскошного мегаполиса осталась лишь жалкая деревня. Величественные храмы разобраны для постройки жилищ, дворцы разрушены, широченные проспекты пустовали. Окончательный закат великого города наступил…

Эфес. Главный, после Рима…

Язычество, христианство и ислам. Крестовые походы, набеги Тамерлана и откровения Иоанна Богослова. Мечети, древнейшие церкви, греческие пантеоны, дворцы, театры… Столько всего намиксовано в нем — не перечесть. Но и не побывать — нельзя!

Эфес. Главный, после Рима…

Сейчас Эфес — это 10 000 квадратных метров Истории во всем ее возможном величии. То, что раскопано, отмыто, бережно добыто из недр земли. Колоссальные усилия ученых, археологов, историков, буквально жизнь положивших, чтобы доказать, что вся история Эфеса, его чудес, дворцов, храмов, философов и мыслителей, споривших на его улицах и в библиотеках в поисках истины — не вымысел. Не еще одна Атлантида, не предание из Нового Завета, не красивая легенда…

Эфес. Главный, после Рима…

Эфес — бесценная сокровищница. При том, что раскопки тут идут с 1869 года, и продолжаются по сей день — считается, что еще масса раритетных артефактов скрыта в болотах, окружающих город — тех самых, что его и сгубили…

Эфес. Главный, после Рима…

Эфес — однозначно одна из главных достопримечательностей Турции. Той самой Турции, что и без него под завязку набита красивостями — Стамбулом, Каппадокией, Троей, Памуккале… Список можно продолжать бесконечно! А можно поехать — и увидеть всё своими глазами. Увидеть, услышать, почувствовать. Ощутить дыхание древних стен, и шепот старых камней, ветер…

Эфес. Главный, после Рима…

Руины необыкновенного города, что помнят императоров, философов, ученых, купцов, воителей, и великих красавиц… Просто закрыть глаза и представить всё великолепие его расцвета, если даже сейчас он остается загадочным, притягательным и легендарным. Сейчас, тысячелетия спустя.

Эфес. Главный, после Рима…

И немножко практической информации. Лучше всего добираться в Эфес самостоятельно — это очень просто. Ближайший городок — Сельчук, от него до Эфеса — 2 км пути. Маршрутки ходят часто и стоят копейки, входной билет — 25 лир. Самый грандиозный плюс самостоятельной поездки — вы увидите именно Эфес, а не первомайскую демонстрацию китайско-европейских туристов на его прекрасных проспектах! Мы приехали после обеда, когда схлынули толпы страждущих прикоснуться к великому, (ну, или просто людям надоели шезлонг и «олл инклюзив»), и гуляли почти что в гордом одиночестве. Кстати, еще один плюс самостоятельной поездки — посмотрите милейший городок Сельчук, с его крепостью, руинами древних церквей, и типично турецкими очаровательными улочками. Покажу вам его непременно!

А так на сам Эфес закладывайте часика 3, берите с собой водичку, хорошее настроение, и вперед. И обязательно, обязательно поезжайте! Пожалуй, это одно из интереснейших моих открытий в этом году…