была вчера 20:40

Эфес. Главный, после Рима…

Сельчук — Турция Июнь 2017

— Смотрите, предсказание оракула сбылось!

В те незапамятные времена воле богов и прорицателей следовали непрекословно, а уж у греков их был целый Пантеон! Во главе, конечно, Зевс, но и божеств помельче — хватало. Указания высших сфер, часто запутанные и противоречивые, передавались через священнослужителей. В нашем случае принцу повеления поступило от Дельфийского оракула — плыть на побережье Эгейского моря, и найти загадочное месте, где сойдутся три символа — огонь, рыба и дикий кабан… Там и будет основан великий город!

Предсказание, мягко говоря, неточное. По мне, так звучит примерно как «Принеси то, не знаю что!». Но у греков не было привычки противиться воле оракулов, и наш принц двинулся в путь. Искал он видимо долго — везде красиво, просторно, виды на море шикарные, ну всё как обычно Турции, вы в курсе! Только трех загаданных символов вместе никак найти не мог…

Пока не пришел он в земли, где оставил следы загадочный народ этрусков, пришедших ниоткуда, и ушедших не пойми куда, и еще более загадочное племя древних прекрасных воительниц — амазонок…

Тут по легенде наш принц, а звали его, кстати, Андроклом, и был он сыном царя Афин, увидел все три символа вместе! Развел огонь, чтоб пожарить на нем рыбы для ужина, а искры от костра подожгли ближайший куст. Оттуда, как вы, наверное, уже догадались, выскочил кабан — какое совпадение! Предсказание оракула сбылось, все увидели Великое Знамение, можно приниматься за основание города…

А я думаю, скорее всего, к тому времени принц увидел прекрасные глаза царицы амазонок — Эфесии, что на местном наречии означало «желанная». По преданиям, она была так хороша собой, что пленила в миг греческого принца. Андрокл влюбился, Эфесия, наверное, тоже — раз согласилась на недопустимую для амазонок вольность — стать его женой!

Конечно, по примеру своей властительницы все амазонки выбрали себе мужей из войска Андрокла. Может, надоело им маяться незамужними, а возможно, сработала женская интуиция — против войска греков в борьбе им было не устоять! Долго ли, коротко ли, но нарушилась их традиция общества «только для девочек», а влюбленный Андрокл назвал вновь построенный город не своим именем, как принято у царей, а именем жены. Так на карте античного мира и появился прекрасный Эфес!

Эфес — почти единственный город из эпохи легенд и преданий, по которому можно прогуляться и сейчас. Здесь сохранились целые улицы…

Дома богатых горожан…

И вымощенные мозаикой тротуары — 2500 лет прошло, а никто так и не повторил этой красоты!

Статуи с головами.

И без!

Роскошные фасады, с кружевными мраморными колоннами…

Тончайшая резьба по камню.

То, что осталось от изящного храма Адриана — ему без малого две тысячи лет.

Огромный театр, на 25 000 зрителей!

И конечно, самое прекрасное здание в Эфесе — библиотека Цельса!

Но обо всем по порядку. Если оставить легенды о влюбчивых принцах, амазонках и богах, с незапамятных времен тут существовали поселения. До нашей эры Эфес был крупным портом — у его берегов плескалось море, и стал вторым по значимости городом империи — после Рима!

Греки и персы — до нашей эры именно они соревновались за главенство на землях Малой Азии, но всё решилось, как обычно, властной рукой Александра Македонского. Он захватил город, и спасибо что не разрушил, а подарил — одному из своих соратников, Лисимаху. Многое из того, что мы видим, построено при его правлении…

Лисимах полюбил этот город, при нем были созданы стадионы, театры, учебные заведения, библиотеки. Эфес был крупным торговым и культурным центром региона. Философские учения, науки, искусства — период расцвета и наивысшего благоденствия! А потом на эти земли пришли римляне.

Страсти, что кипели в столице великой империи, предательства и жестокость, убийство Цезаря, войны с понтийским царем Митридатом — но Эфес выстоял. И уже в начале нашего летоисчисления стал столицей азиатской части империи, и возможно, самым могущественным городом континента!

Сумасшедший архитектурный бум — мраморный амфитеатр, что я вам показывала, библиотека Цельса, акведуки, дворцы, фонтаны — правление римлян всегда оставляют заметный след. Что долго говорить, если Эфес обладал своим собственным, персональным, чудом света — храмом великой Артемиды! И пусть от него осталась лишь хилая колонна в чистом поле — бывали времена, когда святилище богини гремело славой на весь свет!

Но эпоха изящной античности подходила к концу, пришло время других героев, и уже в четвертом веке Эфес входит в пятерку главных городов Византии. Император Константин Великий также к нему благоволил, при нем город был украшен и перестроен, а большинство жителей со временем приняли христианство. Но, к сожалению, всё когда-нибудь заканчивается.

Готы, арабы, турки, крестоносцы… Казалось, сама природа рассердилась на город! Землетрясения, катаклизмы, само море — вечный союзник эфесцев, отступало. Прекрасную гавань затягивало речным илом, и ничто не могло спасти ситуацию. Жители бросали свои дома, перебираясь на более благодатные земли, и к приходу на эти земли турок-сельджуков от роскошного мегаполиса осталась лишь жалкая деревня. Величественные храмы разобраны для постройки жилищ, дворцы разрушены, широченные проспекты пустовали. Окончательный закат великого города наступил…

Язычество, христианство и ислам. Крестовые походы, набеги Тамерлана и откровения Иоанна Богослова. Мечети, древнейшие церкви, греческие пантеоны, дворцы, театры… Столько всего намиксовано в нем — не перечесть. Но и не побывать — нельзя!

Сейчас Эфес — это 10 000 квадратных метров Истории во всем ее возможном величии. То, что раскопано, отмыто, бережно добыто из недр земли. Колоссальные усилия ученых, археологов, историков, буквально жизнь положивших, чтобы доказать, что вся история Эфеса, его чудес, дворцов, храмов, философов и мыслителей, споривших на его улицах и в библиотеках в поисках истины — не вымысел. Не еще одна Атлантида, не предание из Нового Завета, не красивая легенда…

Эфес — бесценная сокровищница. При том, что раскопки тут идут с 1869 года, и продолжаются по сей день — считается, что еще масса раритетных артефактов скрыта в болотах, окружающих город — тех самых, что его и сгубили…

Эфес — однозначно одна из главных достопримечательностей Турции. Той самой Турции, что и без него под завязку набита красивостями — Стамбулом, Каппадокией, Троей, Памуккале… Список можно продолжать бесконечно! А можно поехать — и увидеть всё своими глазами. Увидеть, услышать, почувствовать. Ощутить дыхание древних стен, и шепот старых камней, ветер…

Руины необыкновенного города, что помнят императоров, философов, ученых, купцов, воителей, и великих красавиц… Просто закрыть глаза и представить всё великолепие его расцвета, если даже сейчас он остается загадочным, притягательным и легендарным. Сейчас, тысячелетия спустя.

И немножко практической информации. Лучше всего добираться в Эфес самостоятельно — это очень просто. Ближайший городок — Сельчук, от него до Эфеса — 2 км пути. Маршрутки ходят часто и стоят копейки, входной билет — 25 лир. Самый грандиозный плюс самостоятельной поездки — вы увидите именно Эфес, а не первомайскую демонстрацию китайско-европейских туристов на его прекрасных проспектах! Мы приехали после обеда, когда схлынули толпы страждущих прикоснуться к великому, (ну, или просто людям надоели шезлонг и «олл инклюзив»), и гуляли почти что в гордом одиночестве. Кстати, еще один плюс самостоятельной поездки — посмотрите милейший городок Сельчук, с его крепостью, руинами древних церквей, и типично турецкими очаровательными улочками. Покажу вам его непременно!

А так на сам Эфес закладывайте часика 3, берите с собой водичку, хорошее настроение, и вперед. И обязательно, обязательно поезжайте! Пожалуй, это одно из интереснейших моих открытий в этом году…

Кстати, с чего начиналась наша Турция

И еще кое-что интересненькое о ней можно почитать здесь!)

в Сельчуке

Эфе совершенно потрясающий и очень фотогеничный! Помню, была там когда-то!
Совершенно потрясающий, Ирочка, согласна!
Юльча, ну вот опять ты дразнишься!!! Мимо материалов о Турции не могу пройти, сразу сердечко ныть начинает... а ты еще написала так сказочно, ну просто как сказка из тысячи и одной ночи!
Предсказание, мягко говоря, неточное. По мне, так звучит примерно как «Принеси то, не знаю что!».
да эти тетки-пифии, они вообще несли черт знает что! А ты потом мучайся, как расшифровать... и если что пошло не так - сам виноват, неправильно понял, к оракулу претензий нет! Слава богу, хоть тут все получилось... Эфес действительно роскошен, что и говорить!
Катюня, а я ж так и писала, знала, что ты точно мимо не пройдешь! У меня еще один роскошный материал по Турции в закромах зреет!)))
catys писала 1 октября 2017 г. 13:49
ты еще написала так сказочно
- спасибо, дорогая! Я волновалась, не переборщила ли с легендами)
Эфес действительно роскошен, что и говорить!
- Эфес потрясный! Особенно такой, индивидуальный почти!) Я вот еще про его соседа расскажу, Сельчук, тоже вдруг ты не знаешь!)))
AnastasiaJulia писала 1 октября 2017 г. 14:12
Катюня, а я ж так и писала, знала, что ты точно мимо не пройдешь!
ну ты хитрюля! Конечно не пройду, обслюнявлю всю клавиатуру!
У меня еще один роскошный материал по Турции в закромах зреет!)))
ну давай уже, контрольный в голову!
AnastasiaJulia писала 1 октября 2017 г. 14:12
Я вот еще про его соседа расскажу, Сельчук, тоже вдруг ты не знаешь!)))
давай-давай! Я-то его проигнорировала! Наверное, как говорится, "слишком много кушать"... )))
catys писала 1 октября 2017 г. 15:08
как говорится, "слишком много кушать"... )))
- вот это точно про нас с тобой!
olgazav59
Юлечка, такой загадочный и манящий Эфес! И так прекрасно все сохранилось! Вот тебе и Турция, сколько сказочных мест в ней. Спасибо, дорогая, за такой чудесный рассказ!
Ольчик, вот и скажи - Турция! Смотреть, не пересмотреть. Мы часа три бродили, хорошо, что поехали сами и никто не останавливал)
И тебе спасибо, солнце, а я твою Италию начала читать как раз!
Статуи с головами
О! Это уже само по себе великая ценность...
все амазонки выбрали себе мужей из войска Андрокла. Может, надоело им маяться незамужними, а возможно, сработала женская интуиция — против войска греков в борьбе им было не устоять!
- стесняюсь спросить: а греческих жен куда дели? Хотя я знаю, конечно)) В этом смысле мало что изменилось за две с половиной тыщи лет)
Тоже собираюсь на следуюЩее лето в эти места
Красавец Эфес, столько столетий прошло, уже седовласый, но красавец!
ASvetlanka
когда ты успеваешь все? молодец, красивые фотки
Ой, кто б говорил! Светик, за фото комплимент не мне, передала!)
violik
Посмотрел дату поездки - июнь. Вроде самый туристический пик, а туристов очень мало. Непривычно как-то это видеть. Я когда там был (август 2011-го), не скажу, что "яблоку упасть негде", но всё равно народу было немало.
А город -
Именно в Эфесе паренёк из нашей группы предложил всей группе что-нибудь спеть
Все согласились. Что пели? Катюшу, разумеется!
Володя, потому что мы ездили сами, без экскурсий. Доехали до Сельчука сами, оттуда на маршрутке, и когда попали в Эфес, группы уже ушли! Гуляли практически в одиночестве)
violik писал 2 октября 2017 г. 7:37
Катюшу, разумеется!
- класс!)
Огромный театр, на 25 000 зрителей
Ну ниче себе, какими заядлыми театралами было местное население. И библиофилами!
Роскошный Эфес. А какие тротуарчики там расписные.
Умели раньше мужчины делать подарки любимым женщинам.)))
Ленусик, это точно! где счас тот размах!)))
А ты, шалунья, везде в нарядных платьях гуляешь?
Да у меня тут из нарядного тока брошь!)) зато хенд мейд!
AnastasiaJulia писала 2 октября 2017 г. 17:10
зато хенд мейд
Ну это все объясняет!
Какое симпатичное и безлюдное место!! Когда оно безлюдное, конечно....
Расцвет и падение... эффектно! А римляне молодцы, их бы к нам, дороги строить да плитку укладывать....
Фото как всегда - красивые!
Nomad писал 2 октября 2017 г. 11:39
Когда оно безлюдное, конечно....
- это точно! Я тыщу раз похвалила себя за предусмотрительность, когда мы к Эфесу подъехали - а десятки автобусов с туриками отъехали!
Спасибо, Олег!)
Получается, их туда с утра привозят? ))
Ага, рано утром собирают по отелям и вперед. Я поинтересовалась программой, там дают час-полтора на пробежку по городу, остальное дорога и магазины) Это удовольствие не для нас!
Да ну, шикардос! Чего там по развалинам лазить, когда кругом шоппинг...
Юль, очень воздушный рассказ. Не побывать в этой красоте точно нельзя!
спасибо, Натулик! а я волновалась, не перегнула ли с легендами и мифами)))
AMour
Юль! Какие манящие, красивые и "вкусные" у тебя материалы! Постоянно "зажигают"!
Андрей, спасибо огромное! Зажигают - это хорошооо
Уже больше 20 лет как был там. Но что такое 20 лет для такого места! Ерунда, лишь миг. И все равно тянет, интересно взглянуть.
Ого, 20 лет!!! Альберт, а как по вашему, много поменялось?
Для такого древнего города это лишь мгновение.
Не очень много. Рад видеть здание библиотеки и, конечно, автора
И очень уважаю всех, кто шаг за шагом открывает нам этот замечательный во всех отношениях город. Вот разве что стремлюсь забыть Герострата!
albygan писал 2 октября 2017 г. 18:00
Для такого древнего города это лишь мгновение.
- безусловно, просто видела там раскопки идут полным ходом) Что-то еще найдут интересненькое....
Рад видеть здание библиотеки и, конечно, автора
- такое фото на фоне полупустого Эфеса мало у кого есть!
ага, потому и бросается в глаза
Спасибо за историю! а какая красота! Мозаичные тротуары бесподобны! А по ним разрешают ходить? мне было бы жалко и босой ногой наступить!
Galina_Gorshenina писала 2 октября 2017 г. 20:42
Мозаичные тротуары бесподобны!
- Галочка, не помню, чтобы там что-то запрещалось, но у меня тоже нога не поднялась бы наступить)
Спасибо, рада, что было интересно почитать!
Юль,как все подетально разобрала,подробненько и захватывающе.Ну я в тебе нисколько по этому поводу и не сомневалась,классно!
happiness писала 2 октября 2017 г. 21:36
как все подетально разобрала
- Линусь, надеюсь не слишком детально и не усыпила тебя)
Спасибо, дорогая моя!
Вроде бы и в Турции, а вроде бы и нет... Мощные развалины! И фотосессия среди античной красоты удалась.
Спасибо, Светик! Отсутствие шатающихся тоже свою роль сыграло, никто в кадр не лез фотографируйся на здоровье!)))
Вот не поверишь - я в Турции не была))) хотя эта Турция больше Греция))₽
Вернее была в Стамбуле два раза - но это не то, согласись?
Искренне мечтаю о Каппадокии)))
marsada писала 3 октября 2017 г. 21:36
эта Турция больше Греция)
- эта Турция ага, совсем не турецкая! Мне вот в Бодруме, например, этого типичного турецкого колорита не хватило) Я ж туда не за мельницами и белеными домиками у моря летела
была в Стамбуле два раза
- ах, Стамбул...
мечтаю о Каппадокии)))
- дааа, я тоже!
Шикарно сохранившиеся руины, величественные, над которыми не властно время: библиотека, амфитеатр-нет слов!
правление римлян всегда оставляют заметный след.
-даааа, они могли и делали это!! Обожаю такие места, спасибо, Юльчик, получила огромное удовольствие!!
Натусь, великолепие там! Я, можно сказать, в основном по причине Эфеса и собралась отдыхать в Бодрум!)
NataliaC писала 4 октября 2017 г. 12:52
Обожаю такие места,
- я знаю, дорогая, мы ж с тобой любители полазать по древностям)
И тебе спасибо, солнце!
AnastasiaJulia писала 4 октября 2017 г. 17:33
я знаю, дорогая, мы ж с тобой любители полазать по древностям)
-любим, используем любую возможность окунуться в далекое прошлое!
на что я не люблю развалины,но здесь чувствуется былая мощь!
lokrumskif
Снимки великолепны.
Подсчитал, оказывается, я там был аж 19 лет назад.
Но ничего не изменилось, насколько можно увидеть. ))
Как и за сотни лет.
lokrumskif писал 5 ноября 2017 г. 19:27
Снимки великолепны.
- спасибо, передам ваш комплимент сестре - она отвечает за визуальный ряд))
я там был аж 19 лет назад.
Но ничего не изменилось, насколько можно увидеть. ))
- вот вы знаете, вполне возможно что-то еще и раскопали, но мы не дошли. Территория - сами знаете А так, конечно, чудно там!)
lokrumskif
Нас там удивила такая вот история:
Во время осмотра развалин храма Артемиды я спросил у русскоговорящей дамы-гида про Герострата (мы были там самостоятельно, но стояла группа, я подошел). Дама переспросила - кто? Я - ну, тот парень, что сжег храм, чтоб прославиться. Она - Хм... эта история не совсем достоверна, рассказывают про какого-то студента по имени Димитриус, который поджег храм, но это сказки, на самом деле его разрушило землетрясение...
Я слегка завис. До сих не пойму, то ли у турок в целом в этом месте исторические факты искажены, то ли гид была не очень грамотная. Несмотря на единственный исторический источник, в целом факт сожжения, как и имя Герострата, не подвергается сомнению в среде историков.
lokrumskif писал 5 ноября 2017 г. 20:21
- действительно, странно! вроде б всем известная эта история с Геростратом!
nika55
Мне первая фотография сразу напомнила греческие Дельфы. А другие - Олимпию, да много ещё чего. Ведь корни оттуда, из Греции. Эфес впечатляет, строили грандиозно! Но, сколько в истории было варваров, разрушавших это великолепие.
Викуль, а ты была в Дельфах, да? Я только мечтаю! Действительно, греческое там "настроение")))
nika55
Мы были с младшим сыном в июне 13-го года целых три недели на материковой Греции. За это время и отдохнули в городке Лутраки, он у нас был базовым, и поездили по всем знаковым местам. Столько всего увидели! Программа у нас была очень насыщенной. Самое грандиозное - это Метеоры, их мы совместили с Дельфами (2 дня).
Просто восхищаюсь! Я тоже так хочу!)
Elena0604
Отличные фото и рассказ! Юльчик, ты во всех своих альбомах так шикарно одета, просто красавица. Сорри за оффтопчик
Ленуся, спасибо солнце
Elena0604 писала 19 апреля 2018 г. 20:04
Сорри за оффтопчик
- ооо, такие комплименты всегда в тему особенно с утра)
Marina2506
Потрясающий город! Увы, за три визита в Турцию до него не доехала...
Мариша, да и я не быстро туда добралась, как и в Каппадокию Всему своё время)
AnastasiaJulia писала 26 декабря 2018 г. 20:23
Всему своё время
Теперь уже и не знаю... Мы с турецких оллинклюзивных отелей начинали вылазки с ребенком. Сейчас другие приоритеты. Но о Турции вспоминаю всегда с теплотой. Но, да, ты права, как знать, как знать
Ну, в Турции можно пойти и другим путем, где "всё выключено"
AnastasiaJulia писала 27 декабря 2018 г. 13:28
в Турции можно пойти и другим путем
Именно им бы теперь и пошла