Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 12:44

Бодрум — Турция Июнь 2017

Малая Азия, историческая область Кария, Галикарнас, 1-ое тысячелетие до н. э.

Эти роскошные земли никак не могли остаться без внимания. С самого бронзового века тут гуляли кочующие племена — хетты, лелеги, соседи ликийцы. Кто из них был исконным жителем этих земель, уже и не понять, вон даже сам Геродот — кстати, уроженец этих мест, в замешательстве. Но то, что Карию приметили за особую плодородность и живописность ее земель, несомненно!

Бело-голубая акварель… Бодрум

Как бы там не было, а во втором тысячелетии до н. э. народ карийцев уже существовал. Да не просто существовал, они трудились, строили города, торговали, чеканили свою монету и говорили на собственном, карийском языке — сохранились клинописные таблички. Правда, эта эпоха длилась недолго. В 1-ом тысячелетии до н. э. тут появились греки, основавшие свои города, самым процветающим из которых стал Галикарнас!

Бело-голубая акварель… Бодрум

Галикарнас, тот самый, из учебников «Истории Древнего Мира» был основан примерно 3 тысячи лет назад, и в те времени ни имел себе равных по блеску и изысканности на всем побережье! До нас дошло огромное количество античных артефактов того времени, что-то в виде живописных руин, как усыпальница царя Мавсола. Тот самый знаменитый Мавзолей — из «семи чудес света», был построен именно тут, в современной Турции. Сейчас от него остались лишь обломки, мы не пошли смотреть, так что фото — из интернета.

Кстати, рассказать о нём не помешает, ведь когда-то Мавзолей в Галикарнасе был одним из самых впечатляющих произведений эллинской архитектуры. Можно представить весь размах его красоты, если даже великий Александр, известный своим бурным нравом, после завоевания города приказал сохранить в Галикарнасе лишь одно здание в неприкосновенности — мавзолей… Эта великолепная гробница была построена в 4 в. до н. э., по проекту правителя Карии царя Мавсола — для него самого и его жены, царицы Артемисии. Пикантная подробность — супруги были родными братом и сестрой, что в те времена считалось обычным делом у знати. Сооружения подобного типа стали впоследствии называть мавзолеями, по имени царя Мавсола… Кстати, царь не дожил до конца строительства и не увидел этого великолепия. Простоял он впечатляюще долго — 19 столетий, рухнув от землетрясения…

Но если Мавзолей сейчас лежит в руинах, другой свидетель времен царя Мавсола и исторических событий, с ним связанных, жив-живехонек! Амфитеатр — еще один посланник из эпохи легенд.

Бело-голубая акварель… Бодрум

Это классический античный театр, он расположен на горе, с живописнейшим видом на город…

Амфитеатр, построенный еще во времена правления царя, состоит из трех зон — площадка для хора, места для зрителей и сама сцена. Он вмещал 13000 гостей, и акустика тут идеальная.

Бело-голубая акварель… Бодрум

Кстати, недалеко от амфитеатра есть еще одно древнее сооружение, Миндосские ворота — когда-то главный вход в античный город Галикарнас.

Оборонительные стены вокруг города были возведены в 364 году до н. э., во времена правления Мавсола. Монументальные крепостные стены длиной в 7 километров завершались мощными башнями, почти неприступными. Прибывший сюда Александр Македонский разбил лагерь в окрестностях и стал осаждать город. Самая яростная атака пришлась на восточные ворота — ворота Миласа, от которых сегодня не осталось и камешка. Спустя несколько дней Александр атаковал ворота Миндоса — однако здесь его постигла неудача. Применив военную хитрость, македонянам все же удалось попасть за ворота, но открыть их Александр не смог. Его гневу не было предела, он потребовал разрушить весь город, оставив лишь мавзолей…

Бело-голубая акварель… Бодрум

Османская империя, небольшое поселение греков, средние века…

Бело-голубая акварель… Бодрум

К сожалению, усилиями богов, людей и природы, к средним векам от блеска античного Галикарнаса мало что осталось. На его руинах возник небольшой греческий поселок, народ промышлял рыболовством, потихоньку растаскивая бесценный мрамор и реликвии, а остальное превращалось в песок… И современный турецкий Бодрум ведет своё начало от 1402 года, когда родосские рыцари-госпитальеры заложили здесь замок Святого Петра.

Бодрум, конечно, очень-очень красив. У него идеальный античный профиль, такой, чеканно-монетный! Чистые линии, правильные пропорции, колонны, барельефы, мрамор…

Лодки — куда без них…

Знаменитые «горожане» в нарядных одеждах!)

Конечно, цветы!

Вообще, Бодрум и по атмосфере, и по архитектурной стилистике скорее островной-греческий, чем турецкий.

Бело-голубая акварель… Бодрум

Знакомого восточного колорита я там не поймала, тут рулят мельницы и белоснежные панорамы…

Бело-голубая акварель… Бодрум

Узкие очаровательные улочки манят фотографировать…

И все оттенки лазури!

Бело-голубая акварель… Бодрум

Из турецкого — только мой любимый традиционный стрит-фуд!

Бело-голубая акварель… Бодрум

Но роль главной знаменитости играет, безусловно, замок! Его видно отовсюду, и к нему ведут все дороги, туристические и не очень.

Орден св. Иоанна, или рыцари-госпитальеры — могущественное и загадочное тысячелетнее братство, созданное для защиты Святой Земли, как водится. После захвата Иерусалима мусульманами, основной резиденцией Ордена стал Родос, который находился в их полном владении. Расширяя своё влияние — Мальта, Кипр, Сицилия, они закладывают крепость на территории древнего Галикарнаса — одного из самых удобных портов Малой Азии. Благо, из чего строить было — к тому времени землетрясение разрушило знаменитый Мавзолей. Вот и использовали для строительства замка, по традиции, камни и плиты от полуразрушенного святилища. Замок получился огромный и роскошный, и стал второй по важности резиденцией Ордена после основной крепости на Родосе!

Бело-голубая акварель… Бодрум

Говорят, согласно официальному папскому эдикту, всем рабочим, строителям и инженерам замка было обещано место на Небесах и отпущение грехов — заранее! Опасался Ватикан растущей власти ислама…

Бело-голубая акварель… Бодрум

Правда, радовал владельцев замок недолго — в 1522 году на Родос направил свои взгляды самый Великолепный правитель исламского мира, тот самый знаменитый Сулейман. И если бы только взоры, он подошел к Родосу с невиданной по тем временам армией — 200 тысяч солдат! Родос, конечно, пал. Ну, все кто смотрели «Великолепный век», об этом, разумеется, знают!) Одним из условий капитуляции стала передача султану замка Родос, вместе с 12 другими владениями Ордена, в течение 10 дней. Среди них был и замок Бодрума, его сдали без боя, 5 января 1523 г.

И хорошо, что без боя! Замок дошел до нас почти в неприкосновенности, турки только часовенку переделали в мечеть, назвав ее, по традиции того времени, Сулеймание.

Бело-голубая акварель… Бодрум

Сейчас замок Бодрума — это музей, тут огромное количество помещений, башен и переходов, 2 прогулочных маршрута для туристов…

Бело-голубая акварель… Бодрум

И масса шикарных смотровых площадок с душераздирающими видами на гавань и беленькие домики!

Бело-голубая акварель… Бодрум

Вообще экспозиция музея посвящена подводной археологии, все сокровища, поднятые с морского дна смелыми дайверами можно рассмотреть тут, гуляя по замку и потягивая газировку!)

Бело-голубая акварель… Бодрум

Но даже если вас не привлекают видавшие тысячелетия амфоры и макеты древних кораблей, в этот замок вам надо! Он реально затягивает, сразу закладывайте на посещение несколько часов и идите с утра пораньше, до нашествия туристов… Мы гуляли совсем одни — от красоты окружающих панорам захватывало дух!

Бело-голубая акварель… Бодрум

И в кадре только яхты, скалы, море…

Современная Турция, морской курорт Бодрум, наши дни.

Бело-голубая акварель… Бодрум

Кстати, море — тема в Бодруме особая! Вы знали, что тут встречаются сразу два наших любимца, Средиземное и Эгейское? И очень даже шикарно встречаются…

А вообще Бодрум и весь полуостров — еще и одна из столиц парусного спорта.

Бело-голубая акварель… Бодрум

Тут и дорогущие яхты премиум-класса — белоснежные красавцы, и прогулочные катера, парусники, лодки. Этот город любимый для турецкой богемы, писателей, меценатов и художников. Он просто просится на холст!

Бело-голубая акварель… Бодрум

И конечно он славен невероятными панорамами — белоснежные домики, лазурь моря и величественный замок, в лучах нежно-рассветных или золотисто-закатных. Да и ночью под звездами неплохо там… Поднимайтесь повыше и наслаждайтесь!