Турист jasper17
jasper17
был 27 января 2023 8:46

Коломна — Россия Январь 2017

Первая встреча с городом состоялась в феврале 2015 года, на экскурсии «Коломна малая на ретро-поезде» от компании РЖД-тур. Тогда мы с мужем посетили Кремль, шоу ратоборцев, и музей Коломенского тепловозостроительного завода. Мое внимание привлекла еще Арткоммуналка, но программа была насыщенной и свободного времени для посещения не оставалось. Уехали домой с уверенностью, что когда-нибудь вернемся.

Вспомнилось это все в ноябре, когда мы строили планы на времяпрепровождение в новогодние каникулы. На сайте музея-резиденции http://artkommunalka.com/ уже были анонсированы праздничные экскурсионно-развлекательные программы, на одну из которых я и записалась, позвонив по контактному телефону. В конце ноября моя запись была первой:) на выбранный январский день.

Однако не только коммуналка бередила умы:). Мой сын увлекается кулинарией, и одна из его мечтаний — приготовить яблочную пастилу. А в Коломне несколько культурных центров пастильной направленности — музей забытого вкуса http://www.kolomnapastila.ru/ и музейная фабрика пастилы http://kolomnapastila.com/, и там и там анонсировались новогодние программы, но на фабрике предлагался еще и мастер-класс по изготовлению вкусностей. Конечно, это повлияло на наш выбор:), и я позвонила на фабрику пастилы и забронировала экскурсию.

Мы планировали свое путешествие на общественном транспорте — из Москвы на экспрессе, а обратно на автобусе, но погода внесла изменения. 6 января ударили морозы и пришлось ехать на автомобиле.

Экскурсия «Новый в год в пастиле» на музейной фабрике пастилы начиналась в 12 часов, мы приехали за 15 минут, чтобы купить билеты.

Коломна — и снова здравствуйте!

Собралась довольно большая группа, которую впоследствии разделили на две части и каждая пошла своим путем. Нужно отметить, что все работники музея одеты в костюмы эпохи и речь тоже соответствующая.

Нашу часть группы встретил приказчик, рассказал, что фабрика была основана в 1852 г. купцом Карпом Фомичем Чуприковым. В 1884 г. она перешла по наследству его сыну — Петру Карповичу Чуприкову, который в течение 33 лет вплоть до самой смерти в 1917 г. был хозяином фабрики и жил при ней в собственном доме. Городская усадьба включала в себя жилой дом Чуприковых, флигель, фабричные мастерские, яблоневый сад и хозяйственный двор с различными складскими помещениями, конюшней, каретным сараем, коровником и другими строениями. Чуприковы принадлежали к знаменитой пастильной династии Коломны, представители которой стояли у истоков производства коломенской пастилы в начале XVIII века и были владельцами последней пастильной фабрики города. Петр Карпович придумал и создал цветную этикетку для коробки с малиновой коломенской пастилой, на которой запечатлел комплекс фабричных зданий.

Коломна — и снова здравствуйте!

После исторического экскурса мы проследовали в Мастерскую конфект, где венский кондитер мсье Дефорж и его русский подмастерье Порфирий провели мастер-класс по изготовлению конфет из пастилы, облитых карамелью. Август Карлович рассказал так же, что слово «конфеКта», придя в русский язык из немецкого (konfekt), произошло от латинского «confectum» — «изготовлено», и сладкое лакомство продавалось раньше в аптеках и использовалось в лечебных целях. А в дальнейшем конфеты использовали и для украшения елок.

Мы познакомились с термином «кандирование» — использование в кондитерских целях сахарного сиропа — и его семью степенями от a la nappé — до grand cassé и caramel. Сыну как раз и довелось поучаствовать в процессе кандирования.

Основой для наших конфет стала смоква, которую обмакнули в сахарный сироп, и немного подсушили. Продегустировали — вкусно!

Коломна — и снова здравствуйте!

Вернувшись в дом, встретились там с хозяином, Карпом Фомичем, и его помощником Иваном и прошли за ними по фабричным мастерским — Моечной, Взбивально-протирочной, Сушильной.

Детям предлагали поучаствовать — вымыть яблоки в моечном барабане, взбить мутовкой пастильное тесто, постелить его для сушки в пастильной печи.

Коломна — и снова здравствуйте!

Приготовить пастилу не так-то просто!

Собравшись в Сушильной, посмотрели театрализованное представление «Сон Ивана». Ивану причудилось, что Бабка Ежка пыталась строить козни, но добрый Морозко всех спас. И пригласил в гостиную на чаепитие с дегустацией продукции фабрики.

В интерьерах фабрики представлены и подлинные предметы конца XIX — начала XX вв — мебель, посуда, утварь, книги и фотографии.

Коломна — и снова здравствуйте!

Пастила изготовлена из антоновских яблок, с добавлением меда, или ягод. Нам достались «медовая», «дорожная» и «десертная». Повторюсь — вкусно!

После окончания программы нас пригласили посетить фирменный магазин, немногие нашли в себе силы отказаться:).

На Молочной площади, перед фабрикой, стоит «Шевлягинская бассейка».

Коломна — и снова здравствуйте!

В 1902-м году, при финансовой помощи купчихи Шевлягиной в Коломне заработал общедоступный водопровод, всего по городу было 8 колонок. Подлинная колонка не сохранилась, но в 2013-м году на её месте установили копию. Народная молва гласит, что вода в колонке чистая, питьевая, её качество постоянно проверяется.

До посещения арткоммуналки у нас еще оставалось время, которое мы потратили на обед. По отзывам я нашла «Первую чайную» на Пушкина, 2, напротив выхода из Пятницкой башни Коломенского кремля. Не могу сказать, что очень понравилось, чувствовалось, что блюда разогревались, а не готовились, но мясо в супах и жарком отличное.

Буквально в нескольких шагах — «Калачная», Зайцева, 14. Здесь музей и небольшой магазинчик. В музее можно тоже посетить мастер-класс по изготовлению калачей, но мы ограничились покупкой готовой продукции. И … быстро умяли калачики — хоть и не сладкие, но очень вкусные!

Теперь нас ждет новогодняя театрализованная программа «Улица Октябрьской революции, дом 205». Собственно, это и есть адрес музея. Вход со двора.

Коломна — и снова здравствуйте!

Музей-резиденция «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие"открылся в 2011 году и находится в самом центре Старого города и на самом революционном перекрестке Коломны — на углу улицы Октябрьской революции и площади Двух Революций. В этом доме в 1960-е годы находился продуктовый магазин «Огонёк» — в нём писатель Венедикт Ерофеев работал грузчиком в винном отделе. Интерьеры музея воссоздают обстановку коммунальной квартиры 60-х годов XX века, причем все предметы подлинные. Однако присутствует и современное искусство — Арткоммуналка функционирует в формате резиденции для художников и писателей, создающих новое искусство и новую литературу.

Удивительно, но группа экскурсантов больше чем наполовину состояла из людей старшего поколения. Казалось бы, им такого коммунального быта хватило с лихвой.

В большой комнате с новогодней елкой Ипполит, Маша и Вера разыграли романтичную новогоднюю историю. Затем группа поделилась на две части, одна отправилась на кухню, вторая — по квартире. Вера рассказала нам историю квартиры — раньше здесь было 27 комнат, огромный коридор (променад) и два санузла… В коридоре представлены работы некоторых резидентов музея, например, картина из мыла.

Коломна — и снова здравствуйте!

И художественная иллюстрация поэмы «Москва-Петушки» — на первый взгляд это просто разноцветные полосы, но они на самом деле имеют смысл.

Автор картины взял из произведения все прилагательные, обозначающие цвет, и нарисовал эти цвета, обозначив взлеты и падения в жизни В. Ерофеева.

Затем мы прошли в «комнату комсомолки».

Коломна — и снова здравствуйте!

Здесь экскурсанты подвергли критике обстановку и содержание — уж больно зажиточная комсомолка была — свой телевизор, ковры на стенах и полу, полный шкаф одежды.

Небольшой закуток перед санузлом — «уголок тишины». Огромные шкафы с книгами, два уютных кресла — тут ждали своей очереди в места общего пользования.

Коломна — и снова здравствуйте!

Ванная комната — огромная, туалетный бачок с громким клокотанием воды, стиральная машина с валиками для отжимания белья, нашлось место даже для фотоувеличителя и бобин для проявления фотопленок и печатания фотографий. Я помню, как в детстве мы с отцом в полной темноте заряжали фотопленку в кассету, в дальнейшем проявляли/сушили/печатали; лоточки для проявителя и закрепителя, пакетики с соответствующими реагентами, фотобумага — предметы вожделения юного советского фотолюбителя:) Здесь же, в ванной, пузырьки с ароматами того времени — Тройной одеколон, Саша, Маша, розовая вода. Эти вещи натолкнули посетителей на воспоминания о коктейлях Венички Ерофеева и на этой прекрасной ноте нас пригласили в кухню, отведать коммунального угощения.

Типичный праздничный стол — отварная картошка, сосиски, зеленый горошек, селедочка («Карл Маркс») и чай с баранками и конфетами «Коровка».

Коломна — и снова здравствуйте!

Портрет Ерофеева из металлических листов, обрамленный листами записной книжки с рецептами тех самых коктейлей — Ханаанского бальзама и Слезы Комсомолки (помните, что преступно заменять жимолость повиликой!) — тоже результат творческой работы резидентов коммуналки. Хорошо посидели!

Душевное место. Детям понравилась атмосфера, поразились размерам квартиры и количеству проживающих в то время в ней людей. Взрослые же взгрустнули немного, ностальгируя.

Посетив напоследок магазин «Золотой Улей» http://ulei-kolomna.ru/ и купив там сувениры, мы покинули Коломну, с удовольствием вспоминая время, проведенное тут.

Теги: Самостоятельные путешествия, Отдых с детьми, Культурно-познавательный туризм