Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была 19 апреля 20:59

Марсашлокк — Мальта Май 2017

Мои рассказы о Мальте:

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана…

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана (окончание)

Мальта. Три города. Рыцарский Биргу

Мальта. Три города. Бормла и Исла

Мальта. Сады Сан Антонио, Мдина

Мальта. Рабат, деревня Ta’Quali, Моста

Мальта. Тайны древнего мира и чудеса мальтийских берегов…

Мальта. Остров Гозо – все самое интересное…

День четвертый: Мегалиты Таршьен, Марсашлокк.

«Мы пришли ниоткуда и уйдем в никуда…» — эти слова можно смело написать над любыми из мегалитических развалин Мальты, которых до наших дней дошло не так уж и мало. Двадцать три мегалита сохранил небольшой остров, чтобы задать ученым неразрешимую загадку, ответа на которую найти не надеется никто — кто все это создал в примитивные века и куда ушли эти загадочные строители, не оставив после себя ничего, кроме груды нагроможденных камней колоссальных размеров…

Если верить ученым (а не верить им я не вижу особого смысла), древние мальтийцы жили около семи тысяч лет назад и были старше египтян с их пирамидами и майя с их цивилизацией. Загадочные люди умели создавать скульптуры, ваяя идолов согласно своим представлениям о красоте и гармонии и сооружать грандиозные святилища без связующего материала (это современные мальтийцы скрепили камни цементом, древние о нем даже не слышали). Как они собирали огромные камни в кучу и поднимали эти глыбы на высоту? Ответ ученые пока не смогли придумать, все чаще и чаще высказывая версию об инопланетном происхождении то ли строителей, то ли храмов. Очень много загадок хранят мегалиты…

Быть там, где когда-то хозяйничали «родственники по разуму» и оставили на память о себе нерешаемые вопросы, но не увидеть все это своими глазами, было бы непростительной ошибкой. И мы отправились обследовать загадочные мегалиты…

Выделить один день для знакомства с мегалитами, нам показалось неправильным — маршрут получался перегруженный и не очень выполнимый в пределах одного дня, да и обилие развалин, пусть и сменяющих друг друга, быстро приелось бы даже самому страстному любителю древних цивилизаций.

Маршрут нам подсказала карта острова, предложив отправиться на юго-восток, чтобы собственными глазами увидеть мегалиты Таршьена, соседствующие с Марсашлокком, рыбацкой деревушкой, с которой и начиналась моя мечта о Мальте.

Мальта. Тайны Таршьена и лодки Марсашлокка

Уже приступая к написанию рассказа, я опять было подумала объединить все мегалиты в один отчет, но практического смысла такое повествование имело бы самую малость — терялись бы маршруты по острову. Поэтому продолжу свой рассказ по дням, продолжая делиться не только впечатлениями, но и практическими советами, приносящими гораздо больше пользы тем, кто будет читать этот рассказ…

Таршьен (Tarxien).

Мальта. Тайны Таршьена и лодки Марсашлокка

Мегалиты Таршьена считаются лучшим образцом дошедших до нас храмовых сооружений. Возраст сооружения вызывает почтение и трепет — 2800 год до нашей эры, неолит!

Именно в Таршьене была найдена «Мальтийская Венера» — огромная статуя древней богини (так решили археологи), высотой в два с половиной метра. Правда, до наших дней дошла только ее нижняя часть, остальное пришлось додумывать ученым самостоятельно и правильно они додумали или ошиблись где-то, мы уже не узнаем никогда. Идолица эта сейчас хранится в музее Валлетты, а в Таршьене можно увидеть копию и даже потрогать руками, если вдруг возникнет такое желание. Дама внушительных форм, даже более чем внушительных!

Мальта. Тайны Таршьена и лодки Марсашлокка

Мегалиты Таршьена — это комплекс нескольких храмов, расположенных очень компактно и накрытых куполом, защищающим развалины от погодных капризов. Обойти их можно очень быстро, если не задаваться вопросами, или бродить несколько часов, если начать думать, кто и как все это соорудил в крайне примитивный век. Ответы, которые подсказывает разум, воспитанный на постулате, что мы единственные во Вселенной (я в это категорически не верю, не такие уж мы особенные, чтобы быть единственными!), принимать за рабочую версию не хочется. Я не поверю, что древние люди, не имеющие подъемных кранов и прочих могучих машин (даже не знавшие рычага и колеса!), умудрялись поднимать огромнейшие плиты весом в несколько тонн и аккуратно укладывать их на опоры, сооружая надежное перекрытие, защищающее от капризов погоды, а может и от чего еще пострашнее!

Мальта. Тайны Таршьена и лодки Марсашлокка

Вопрос «как???» не отпускает, пока ноги накручивают круги среди развалин, а глаза стараются не замечать следов современности.

Современность очень заметна — то трещина, скрепленная современным раствором, то подозрительно гладкий срез на каменной глыбе, то узор, выдающий себя за неолитический, но таковым не являющийся. Да и сами каменные глыбы не всегда тянут на свой солидный возраст, красуясь слишком гладкими боками со следами воздействия современных инструментов. Да, Мальта пережила не одну войну и Вторая Мировая не выбирала, что бомбить — спасибо, что хоть так сохранили памятник неолита, но мешает лезущая в глаза современность страшно, отвлекая и раздражая.

Мальта. Тайны Таршьена и лодки Марсашлокка

Нашли эти мегалиты случайно, в начале двадцатого века, во время полевых работ. Реставрационные работы, начавшиеся сразу после основных раскопок, завершились к середине двадцатого века.

Раскопки подарили много интересного: керамика, украшения, посуда, оружие, за что Таршьену присвоили звание самого красивого доисторического памятника Европы.

Мальта. Тайны Таршьена и лодки Марсашлокка

Но не думайте, что все эти сокровища можно увидеть, бродя среди развалин — вам покажут только камни и фотографии самых значимых находок. Остальное хранится в музее Валлетты, бережно и надежно.

Сложные ощущения испытываешь в Таршьене. С одной стороны, ты бродишь среди самых древних сооружений на планете, возраст которых отказывается осознать мозг и все время пытается найти какой-то подвох. С другой стороны, какой смысл врать, когда Мальта весьма богата мегалитами, правда, чуть моложе Таршьена на какую-то малость лет — отправляйся к ним и убедись в правдивости мальтийцев. С третьей стороны, просто изводит загадка — ну как они все это строили, это же каторжный труд для обычного человека! Или все-таки человек был необычный? А может и не человек вовсе?

Мальта. Тайны Таршьена и лодки Марсашлокка

За прошедшие века Таршьен «врос» в каменистую землю Мальты, подтверждая этим подлинность своего происхождения, но совершенно не дает ответа на самый главный вопрос — почему храмы были заброшены, забыты и куда ушли те, кто строил их явно на века.

Мальта. Тайны Таршьена и лодки Марсашлокка

Я копалась в статьях о мегалитах до путешествия, продолжила после и не нашла ответа на мучавшие вопросы. Ученые высказывают гипотезы и готовы согласиться на самый фантастический вариант разгадки секретов мегалитов, отчаявшись найти ответы…

Как добраться:

Валлетта, автобус 81, 82, 84, 85. В пути около 15 минут, остановка «Neolitici».

Комплекс мегалитов называется «Храмы Таршьена» (метров сто от остановки, найти просто).

Открыто с 9.00 до 17.00, ежедневно.

Входные билеты — 6 евро с человека, время пребывания неограниченно.

Как дойти до автобусной остановки в Марсашлокк, попутно осмотрев местную церковь, от мегалитов: по улице Triq it Tempji Neolitici выходите на улицу Triq Paola и идете до церкви Tarxien Paris Church. От центрального входа в церковь идет улица Triq il Kbira, которая вас доведет до остановки автобуса «Tarxien».

Мальта. Тайны Таршьена и лодки Марсашлокка

Отзывы о Таршьене расположены в диапазоне от «зачем мы сюда приперлись!» до «как я раньше жил, не видя такого!». Если вы любите древнюю историю, тайны загадочных и неожиданно исчезнувших цивилизаций, с упоением карабкались по пирамидам майя и замирали у египетских пирамид — вам сюда обязательно надо. Мой муж, любитель таких загадок истории, был в абсолютном восторге и готов был весь день гулять среди развалин древнейшего храма Таршьена…

Марсашлокк. (Marsaxlokk).

Мальта. Тайны Таршьена и лодки Марсашлокка

Мальтийские мои мечты рисовали картины, увидеть которые можно только в Марсашлокке — синее море, яркие лодки с обязательными глазами, нахальные чайки, горячее солнце, соленый ветер и неспешные разговоры рыбаков, распутывающих свои сети. То, что в Марсашлокк мы поедем — даже не обсуждалось! В любую погоду. И как можно быстрее…

Славу и популярность у туристов городку принесли глазастые лодки и рыбные рестораны, предлагающие отведать очень вкусную и, что самое главное, свежевыловленную рыбу. За этим сюда и едут вереницы автобусов, привозящие ежедневно столько же туристов, сколько в городке местных жителей. Мальтийцы не теряются и охотно зарабатывают на ажиотаже вокруг Марсашлокка, продавая все, что только можно придумать, причем по самой низкой цене.

А между тем, бухта, в которой построен Марсашлокк, знаменита была и до туристического бума. Само название переводится незамысловато: «марса» — порт, «шлокк» — юго-восточный ветер, который еще называют сирокко. Марсашлокк — порт юго-восточного ветра.

Бухта Марсашлокка видела флотилию Сулейман-паши, высадку войск Наполеона, бомбардировки Второй Мировой и даже стала свидетелем исторической встречи Горбачева и Буша. Те, кто считал себя властителем судеб мира, особой памяти о себе в Марсашлокке не оставили, про историческую важность городка помнят только гиды, которым надо как-то развлекать туристов разговорами в дороге. ЮНЕСКО тоже обошел Марсашлокк вниманием. А туристы все равно приезжают, гуляют, фотографируют, дегустируют и покупают все подряд…

Марсашлокк, как город, очень невелик — одна улица вдоль моря, несколько пересекающих ее, пара автобусных остановок и, пожалуй все. Хотя нет, есть обязательная церковь Помпейской Богоматери (Our Lady of Pompei), вокруг которой кипит жизнь городка и по воскресеньям приходят нарядные дамы на службу. Когда мы подошли к церкви, на площади явно намечался праздник — под шатрами накрывались столы, покрытые белоснежными скатертями, суетились люди, расставляя стулья и букеты цветов. То ли свадьба, то ли еще что ожидалось — спросить было не у кого, да и мешать не хотелось. Но церковь посмотрели, сильно удивившись распахнутым дверям — иногда и так бывает на Мальте…

Мальта. Тайны Таршьена и лодки Марсашлокка

И даже памятник есть в Марсашлокке — рыбаку и его детям. Поставили его у кромки моря, где всегда суетятся пришвартовавшиеся с уловом рыбаки и сфотографировать памятник очень сложно — все время мешает чья-то спина и чьи-то сети.

Мальта. Тайны Таршьена и лодки Марсашлокка

Улицы городка настолько узкие, что соседки, живущие на разных сторонах, не только общаются, распахнув окна, но и передают друг другу разные вкусности, просто протянув руку. Носитель размера XXL на таких улицах поцарапает себе бока, пока будет прогуливаться, а сами местные жители дородностью не отличаются, хотя и доходягами их не назовешь.

Все здесь знают друг друга даже не с рождения, а намного раньше. Поколение за поколением росло на глазах у всего Марсашлокка, давным-давно став больше, чем родней. Здесь неторопливо ловят рыбу, продают свой улов, распутывают сети и сушат их на жарком солнце, красят свои лодки, пекут пироги и не обращают никакого внимания на толпы туристов, забредающие на улицы Марсашлокка.

Главная в городе — бухта. А в бухте главные — лодки-луццу. Большие, очень большие и маленькие, новые и видавшие виды, покачивающиеся на волнах и скучающие на берегу — все они радуют глаз яркими боками и обязательными глазами. Глаз Осириса есть на каждой лодке. Он помогает моряку найти дорогу в тумане, отводит соблазнительное пение сирен, спасает от морских чудовищ — как выйдешь в море без оберега?

Мальта. Тайны Таршьена и лодки Марсашлокка

Причалил к берегу, выгрузил сети с рыбой — закрой глаза у лодки чехлом, пусть они поспят в тишине и снова обретут свою силу. Поэтому, если хотите пофотографировать глазастые лодки — приезжайте в Марсашлокк с утра пораньше, когда рыбаки только возвращаются с рыбалки.

А еще у лодок есть имена, потому что лодка для рыбака почти как член семьи и без имени здесь никак нельзя. Красит рыбак лодку, разговаривает с нею, нежно называя по имени, и бережно проводит ярко-красную полосу по синему боку — мальтийские лодки не спутать ни с какими другими.

Лодки эти на Мальте везде — Большая Гавань между Валлеттой и Тремя Городами тоже полна глазастых лодок, но в Марсашлокке их особенно много и окраска их здесь особенно яркая.

Небольшая бухта, заполненная лодками насколько глаза хватает — ради этой картины я и хотела поспасть в Марсашлокк! И если какая-то лодка не попала в объектив моего фотоаппарата, то только потому, что была она в море. Все остальные, лениво покачивающиеся на столь же ленивой волне, я умудрилась снять…

Мальта. Тайны Таршьена и лодки Марсашлокка

По воскресеньям здесь работает рыбный рынок (с 6 утра до полудня или даже до часу дня), который в Марсашлокке так и называют — воскресный. В остальные дни весь улов отвозят в Валлетту, а в воскресенье на рынок спешат домохозяйки со всей Мальты, чтобы купить свежей рыбы к обеду. Туристов тоже много, кто — просто посмотреть, кто — купить и приготовить, кто — сфотографировать, чем богато морское дно у берегов Мальты.

В единственное наше воскресенье на Мальте, нам было из чего выбирать: феста в одном их городков, рынок в Марсашлокке, шествие оркестров в Валлетте, парад мальтийских рыцарей в форте Святого Эльма. Мы выбрали рыцарей и не пожалели ни разу! А рыбные рынки я видела и в других странах…

Те, кто спокойно относится к лодкам, приезжает в Марсашлокк есть рыбу в местных ресторанчиках. Где готовят вкуснее, я сказать затрудняюсь. Испортить свежевыловленную рыбу надо очень постараться, думаю, везде будет вкусно. И цена приблизительно одинаковая — конкуренция-то большая. Но что попробовать надо обязательно, так это осьминога, потому что в ресторанах Валлетты он совсем не такой, как в Марсашлокке.

Мальта. Тайны Таршьена и лодки Марсашлокка

Прогуляйтесь вдоль ресторанов, посмотрите, где больше народа, почитайте, где интереснее предложения с рыбной тарелкой, на которой помимо обязательного осьминога будут мидии, рыба (в любом меню будет лампука) и еще что-нибудь из утреннего улова — туда и садитесь.

Мальта. Тайны Таршьена и лодки Марсашлокка

Чаще всего хвалят рестораны Roots, T’Anna Mari, Terrone. Но это ничуть не умаляет мастерство поваров других ресторанов…

Рестораны начинают работу с полудня, А вечером можно будет полюбоваться закатом, который вашему вниманию предложат совершенно бесплатно.

В остальные дни недели в Марсашлокке работает сувенирный рынок, где кроме главного сувенира — глаза Осириса и глазастых лодочек, можно купить много всякой всячины по очень симпатичной цене. А если вам надо привести сувениры всем коллегам сразу, то здесь можно рассчитывать на скидку.

На рынке есть все, не только привычные магнитики и футболки. Мальтийские сладости и выпечка, мед и ликеры (в том числе из цветов опунции и тимьяна), крепостью 21 градус, нуга с орехами и цукатами, кружева и вышивка. Особенно красивы кружева: зонтики, веера, скатерти, салфетки — все ручной работы, очень изящное и в единственном экземпляре. И хоть я давала себе слово больше не покупать вееров, но устоять от соблазна не смогла, купив и себе, и маме. Мама была очень довольна!

Мальта. Тайны Таршьена и лодки Марсашлокка

Если вдруг (ну, может вы очень устали накануне и ноги категорически отказываются идти) вы не хотите знакомится с Марсашлокком, отмеряя его улицы ногами, можно прокатиться на экскурсионном автобусе или туристическом поезде. Но я бы советовала пешком, там и ходить-то особо некуда…

И знаете что… Лучше всего выбрать пустую лавочку подальше от гомонящей и активно жующей толпы, там где нет никого, кроме лодок и дремлющих на солнце собак, присесть, отложить наработавшийся за день фотоаппарат и просто смотреть, слушать, запоминать. Любоваться яркими лодками, ловить взгляды глаз Осириса (пусть и вас защитит, ему не сложно, а вам авось пригодится), прислушиваться к затихающим вдали песням сирен (если от них нужна защита, значит они существуют!), следить за наглыми чайками, ворующими рыбу у припозднившегося рыбака, смотреть, как прыгают солнечные зайчики на лазурной волне и как, песочного цвета домишками, сбегает к морю город с труднопроизносимым названием — Марсашлокк. Это и будет самое главное, что надо сделать в этом небольшом городке у самого синего моря!

Как добраться:

Из Таршьена — до остановки Marsaxlokk автобусом 81 или до остановки Xerriex автобусом 81 и 85 (конечная). В пути ориентировочно 15 минут.

Из Валлетты: автобус 81, 85. Остановки те же самые. В пути — 30 — 40 минут.

В воскресенье утром автобусы забиты домохозяйками, спешащими на рыбный рынок, причем много народа и туда, и обратно.

Дорога обратно: От остановки Xerriex, на автобусе 81, 85 до автовокзала Валлетты (тоже 30 — 40 минут, зависит от загруженности дорог).

Если ваша цель рестораны, приезжайте в обед. Рынок — до обеда (рыбный только по воскресеньям!).

Посмотрит кто-нибудь фотографии Марсашлокка, глянет на карту города и спросит: -И надо было тащиться в такую даль ради каких-то лодок?

Я отвечу не задумываясь:

— Обязательно надо! Вам тоже понравится!