Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была 19 апреля 20:59

Валлетта — Мальта Май 2017
Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана (окончание)

Собор Святого Иоанна, он же Сент-Джон (St John’s Co-Cathtedral).

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана (окончание)

Кафедральный собор Валлетты, построенный в 16 веке. Снаружи очень скромный, я бы даже сказала аскетичный и неприметный, что в нашем случае усугублялось реставрацией фасада, совершенно портивший какой бы то ни было внешний вид. За этой простотой скрыта настоящая роскошь, позволяющая наглядно понять, каким несметными сокровищами владели Великие Магистры Ордена.

Именно в Сент-Джоне, на центральном балконе, очередной Великий Магистр произносил свою первую речь, вступая в должность. Здесь же их и хоронили, всех, кроме одного, сдавшего неприступную Мальту французам в 1800 году. Такого предательства ему не простили даже после смерти.

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана (окончание)

В этом соборе покоится ла Валлетт: «Человек чести, защищавший Европу, изгнавшей со своей святой армией варваров. Похоронен в благословенном городе, основателем которого и являлся».

Здесь же хранятся дары Великих Магистров, возглавлявших мальтийский орден. Мероприятие строго обязательное для каждого Магистра и, как я подразумеваю, великая честь для них — принести пожертвования собору Сент-Джон.

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана (окончание)

Пол собора — настоящее сокровище, огорчению моему не было предела, когда я увидела, что плиты, которыми он выложен, закрыты коврами, защищающими от следов обуви многочисленных туристов. Это могильные плиты элиты ордена, под которыми покоится 400 рыцарей. На каждой плите есть символы ордена, рыцарские девизы и длинные цитаты на латыни, как правило рассказывающие о бренности бытия: «Вы, идущие по мертвым, помните, что когда-нибудь пройдут и по вам»…

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана (окончание)

Восемь боковых часовен, одна другой пышнее и богаче, совершенно потрясают роскошью и великолепием. Посвящены они восьми отделениям ордена и, готовясь к отпуску, я с удовольствием рылась в информации, какая часовня посвящена какому ордену и чем она богата.

Главное сокровище храма — картина Караваджо «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Сфотографировать ее невозможно, так бдительно следят за выполнением строжайшего запрета на фото. И как я не исхитрялась, провести охранников у меня не получилось…

Великие Магистры говорили, что Сент-Джон снаружи выглядит строгим и неприступным, словно форт, зато внутри он пышен и роскошен, словно дворец. И с этим нельзя не согласиться.

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана (окончание)

И даже если вы не большой любитель бродить по соборам, в Сент-Джон зайти надо обязательно, чтобы своими глазами увидеть, что такое сила и слава Мальтийского Ордена и как несметно богаты были Великие Магистры.

Собор открыт с понедельника по пятницу — 9.30 — 16.30

Суббота — 9.30 — 12.30

Воскресенье — собор закрыт.

Цена вопроса — 10 евро с человека. Желательно прикрывать плечи и колени. Каблуки у дам тоже не жалуют. Рюкзаки просят перекинуть со спины на грудь. Фотографировать строго без вспышки!

В цену входит аудиогид, есть и на русском языке. Ничего такого нового не расскажут, но с гидом ходить информативнее. Экскурсия аудиогида занимает около часа.

Очередь за билетами не прогнозируема и частенько зависит от того, сколько круизных кораблей зашвартовалось в этот день в порту Валлетты.

Побывать надо обязательно!

Церковь Кораблекрушения Святого Павла (Collegiate Church of St Paul’s Shipwreck).

Не знаю, какое место в иерархии мальтийских храмов занимает эта церковь, но я ее смело подняла на второе место в своем личном рейтинге. Жили мы по соседству, под звук ее колоколов я просыпалась рано утром, увидела я ее первой среди церквей Валлетты, да и улица Святого Павла как-то сама собой стала для меня родной и любимой. К тому же, мальтийцы считают Святого Павла своим духовным отцом, так что, думаю, я не сильно ошиблась со значимостью этого храма для жителей Валлетты.

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана (окончание)

Со Святым Павлом связано немало легенд, главная гласит, что апостол Павел попал в сильную бурю неподалеку от берегов Мальты. Корабль, не выдержав напора и гнева стихий, рассыпался, все, кто были на борту утонули в пучине и только Павел выжил, сумев добраться до берегов негостеприимного острова. Крохотная пещера приютила потерпевшего бедствие апостола и дала ему временный кров. В этой пещере он и провел несколько месяцев (а кто-то уверят, что недель) в ожидании спасения. Времени Павел даром не терял и обратил в христианство консула Мальты, который стал первым Великим Магистром. Событие это стало самым значимым в истории острова, а Святой Павел был возвеличен в ранг духовного отца мальтийских рыцарей и всех остальных жителей острова.

В шестнадцатом веке была построена церковь Кораблекрушения, с той поры в ней хранятся самые дорогие реликвии, связанные со Святым Павлом: серебряный трон Великого Магистра, одна из костей кисти Святого Павла и фрагмент колонны, на которой ему отрубили голову по приговору римского суда. Увы, чтобы стать святым, сначала надо стать мертвым — других вариантов всемирная история не сохранила в своей памяти.

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана (окончание)

В церкви можно посмотреть статую Павла, созданную в семнадцатом веке из дерева. А если вы решите посетить Валлетту в феврале, то велик шанс попасть на праздник Кораблекрушения, когда торжественная процессия выносит из церкви статую Святого Павла и со всеми почестями проносит ее по городу. В календаре праздничных дат Мальты 10 февраля помечено, как один из главных праздников.

Наверное, будет излишним уточнять, что расположена церковь Кораблекрушения на улице Святого Павла.

Церковь открыта с 7.00 до 18.00, ежедневно.

По воскресеньям проводятся торжественные службы.

Вход бесплатный.

И если вы думаете, что попасть внутрь легко и просто, то должна вас огорчить — длинный перерыв на ланч (именно так нам объяснили служители этого храма), запутает окончательно с часами работы. Несмотря на близкое соседство, попали внутрь мы не с первого раза, еле-еле успев втиснуться в узенький просвет между утренней службой и длинным ланчем. По церкви пришлось пройти в хорошем темпе, что ничуть не принизило ее красоты. Мы успели полюбоваться и колоннами из разноцветного мрамора, и позолотой, украшавшей резьбу, и фресками, живописующими фрагменты жизни Святого Павла, обильно украшающие купол. Не все я успела сфотографировать, но зато практически все успела посмотреть.

Вам понравится, обязательно зайдите в эту церковь!

Церковь Богородицы с горы Кармель или церковь Кармелитов (Carmelite Church).

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана (окончание)

Купол собора давно стал знаковым и редкая фотография Валлетты обходится без него, особенно если фотографировать с берега Слимы. Да и с кораблей, входящие в порт, любуются куполом Кармелитов, спеша запечатлеть красивый вид. Значит, побывать в церкви надо непременно!

Церковь было построена в 16 веке, на горе Кармель, по инициативе монахов ордена кармелитов, переживавших далеко не самые лучшие времена. Какие надежды вкладывали монахи в строящийся храм и сбылось ли то, о чем они просили Создателя — это истории неизвестно. Но во время Второй Мировой войны церковь сильно пострадала от бомбежек и восстановить ее удалось только к восьмидесятым годам прошлого века.

Церковь отличается от остальных храмов Мальты сдержанностью и скромностью: очень светлый храм, почти без украшений, совершенно лишенный роскошной позолоты и монументальных разноцветных колонн, он словно светится чистотой и поражает простором. Здесь много света, много воздуха и нет ничего лишнего, что отвлекало бы от разговора с небесами.

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана (окончание)

Папа Римский своим личным указом присвоил церкви звание Базилики.

В праздник Богородицы Святой Марии (16 июля) можно посмотреть праздничное шествие, которое начинается от церкви Кармелитов.

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана (окончание)

Церковь Кармелитов настолько отличается от остальных храмов Валлетты и Мальты, что побывать в ней будет не лишне.

Церковь работает с понедельника по субботу — 5.45 — 12.00 и 16.00 — 19.30

Воскресенье — до 12.00.

Вход бесплатный.

Англиканский про-Кафедральный Собор Святого Павла (St Paul’s Pro-Cathedral).

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана (окончание)

Шпиль собора Святого Павла высится перед куполом церкви Кармелитов — если вы любуетесь Валлеттой со Слимы или с борта корабля, входящего в Большую Гавань. Увы, нам так и не удалось совпасть с часами работы собора и каждый раз мы упирались в наглухо закрытые двери. Наши ежедневные вылазки по острову так и не позволили вписаться в его рабочий график, пожалуй, самый короткий из всех храмов Валлетты.

Собор стал первой протестантской церковью Мальты и единственной английской постройкой не военного назначения, построенной на деньги королевской семьи и по личному приказу королевы Аделаиды, после ее визита на Мальту.

Внешне собор очень скромный, носит звание самого аскетичного храма Мальты и ничем не поразит внутри — во всяком случае, так отмечают те, кому удалось проникнуть внутрь.

В соборе любят венчаться жители Валлетты, но и это зрелище я пропустила, мотаясь по Мальте в поисках интересного и необычного.

Главное сокровище собора — орган ручной работы, привезенный из Англии, его голос можно послушать на мессах.

Собор работает с понедельника по пятницу — 8.00 — 12.00.

Не знаю, как туристам удается побывать внутри собора, наверное ночуют на его ступеньках, чтобы не пропустить тот миг, когда откроются двери. Если вычесть из времени работы время службы, то понятно, как сложно посмотреть собор обычному туристу.

Вход бесплатный.

Английское владычество на Мальте оставило в наследство не только этот собор. Левостороннее движение — первое, что бросается в глаза. Памятник королеве Виктории (весьма симпатичный, кстати) — его можно найти на площади Республики. Красные телефонные будки и красные же почтовые тумбы — все это расставлено в изобилии и напоминает старую добрую Англию. Телефонные будки есть и на острове Гозо, правда, там встречаются и зеленые. Очень много осталось здесь английского с тех времен, когда Мальта даже не мечтала о своей независимости, а если и мечтала, то вслух говорить опасалась. И конечно язык — очень правильный, очень понятный, облегчающий жизнь туриста на Мальте и дарящий приятные минуты общения с мальтийцами.

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана (окончание)

Церковь Святого Франциска Ассизского (Church of Francis of Assisi).

Церковь больше похожа на музей — статуи, фрески, картины, богатый интерьер, мрамор и золото. Посвящена она, как нетрудно догадаться, Франциску Ассизскому, ничем особенным не прославилась и зашли мы в нее только потому, что двери ее были широко распахнуты для всех желающих. Существующая церковь уже третий вариант постройки. Не скажу, что храм какой-то особенный и заходить в него непременно надо, но представление о мальтийских храмах получить можно, а это уже немало.

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана (окончание)

Наружный угол церкви украшен статуей Святого Франциска, очень красиво подсвеченного в ночи.

Иногда в церкви проводятся концерты органной музыки с участием церковного хора.

Вход бесплатный.

Дворец Великого Магистра (Grandmaster’s Palace).

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана (окончание)

Дворец — самое большое здание Валлетты и занимает он целый квартал. Хотя, стоя рядом с дворцом, так не скажешь, да и назвать скромное здание дворцом язык не поворачивается, видали мы дворцы намного шикарнее!

Построен дворец был вскоре после основания Валлетты, в 16 веке. За свою жизнь он разрушался, восстанавливался, перестраивался, менял хозяев и не особо рос в размерах. Жили здесь Великие Магистры, и каждый из них считал своим долгом усовершенствовать дворец и украсить его дорогими и редкими сокровищами. Потом дворец был отдан под резиденцию губернатора, а сейчас здесь располагается правительство Мальты.

Несмотря на свой высокий статус, дворец рад туристам и попасть в него не так уж сложно, главное не подойти одновременно с несколькими экскурсиями.

Сокровища дворца перечислять бессмысленно, чего там только нет: Оружейная палата, собрание портретов Великих Магистров, Палата гобеленов, личный кабинет Великого Магистра, фигуры рыцарей в полном снаряжении, персональные доспехи Магистров. В Посольском зале есть даже портрет нашей императрицы Екатерины Второй, подаренный ею лично мальтийским рыцарям, которая кроме того, что была императрицей, была и матерью одного из Великих Магистров Ордена — своего сына Павла Первого.

Есть во дворце два дворика — принца Альфреда и Нептуна, для желающих отдохнуть в тени и прохладе.

Пробежать по залам, поглядывая на сокровища дворца краем глаза, чтобы потом сказать: «Была, видела!», мне показалось маловато. Выкроить целый день или хотя бы пол дня на неспешное изучение дворца, мы не смогли, у нас просто не было в запасе этого свободного дня. Поэтому сделав пару попыток и один раз поспев как раз к закрытию, а второй — увидев огромную очередь туристов, мы решили отложить дворец «на потом», потому что лично я очень хочу еще раз встретиться с Мальтой…

Дворец работает с 9.00 до 17.00, ежедневно. Но по приказу правительства дворец может быть закрыт для посещений и когда это произойдет, предугадать невозможно.

Цена вопроса — 12 евро с человека, с включенным посещением Оружейной палаты.

Готовясь к путешествию на Мальту, я долго перебирала достопримечательности Валлетты, пытаясь найти для себя баланс между обязательной частью программы и той, что называется «для души». Для души была вся Валлетта, и мне хотелось, чтобы именно Валлетты было ощутимо больше. Так и составился список того, куда зайти непременно нужно и реализовать нам удалось почти все…

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана (окончание)

И все же, самое интересное, самое увлекательное, самое красивое — это город. Путешествуя по Мальте, я с нетерпением ждала часа, когда автобус распахнет свои двери, выпуская утомленных пассажиров и можно будет снова бродить по улицам Валлетты, наматывая километры ее улиц, снова и снова притормаживать у старинных дверей, находить невиданные еще старинные балконы и слушать, как тишина и ночь потихоньку отвоевывают город у громкого и суматошного дня. Я начинала скучать по Валлетте утром, выезжая из города и не могла нагуляться вечерами, несмотря на усталость и откровенный протест утомившихся ног. Если бы в нашем отеле не было лифта, пару раз я бы, пожалуй, заночевала у порога, потому что подниматься в номер по лестнице сил уже не оставалось, хотя погулять еще немножко, я была готова всегда.

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана (окончание)

В последний день мы выкроили-таки время для прогулки на кораблике. Расписание работы мини-круизов вокруг Валлетты тоже никак не желало подстраиваться под наш активный режим и пришлось скорректировать свои планы, вернувшись пораньше из нашей очередной вылазки. Погода была не самая лучшая, море беспокоилось, устроив за пределами Большой Гавани сильное волнение, но кораблики сновали туда-сюда, даже несмотря на то, что количество желающих воспользоваться их услугами стремилось к нулю. Улететь, не увидев Валлетту со стороны моря, я никак не могла и решив, что погода — это детали, мы купили билеты на кораблик. И любуясь проплывавшей мимо меня Валлеттой (прежде всего!), да и остальными городами и бухтами, я в который раз убедилась, что самый красивый вид на город открывается с той стороны, откуда ждали гостей во времена его строительства.

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана (окончание)

Валлетта ничем не поразит с борта самолета — камни и камни. Валлетта выглядит незабываемо с борта корабля — ощетинившаяся бойницами фортов, возвышающаяся мощью неприступного Бастиона, кокетничающая куполами и шпилями храмов, заманивающая открывающимися лабиринтами улиц, украшенная яркими пятнами балконов, сияющая бликами закатного солнца в окнах, приглашающая войти в проплывающие мимо ворота королевы Виктории, восхищающая стройными аркадами Верхних и Нижних Садов Баррака, напоминающая о своем героическом прошлом колоколом Осады и неподвижно лежащим солдатом, радостно встречающая круизные корабли и подмигивающая никогда не спящими маяками, открывающим дорогу в самую настоящую сказку по имени Мальта. Впрочем, сказка может называться Валлетта, для меня это не имеет никакой разницы…

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана (окончание)

Но как я ни старалась, я так и не смогла ответить на вопрос: «Ну и что такого особенного в Валлетте?», наверное, потому, что в Валлетте особенное все — благословенный город, пахнущий морем, солнцем и ладаном…

На этом я закончу с рассказами о столице Мальты.

И немножко полезной информации в самом конце, облегчающей планирование путешествия по Валлетте в частности и по Мальте вообще:

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана (окончание)

Помните, что поджидать свой номер автобуса нужно у таблички, где он перечислен в числе прочих. Автобусы придерживаются времени, обозначенного в расписании, отклонения от него обычно незначительны. Номер прибывающего на конечную остановку автобуса может неожиданно поменяться на другой, обращайте внимание на этот момент и не ленитесь интересоваться у водителя, идет ли его автобус в нужном вам направлении. Водители с радостью помогут вам, проверено!

Проездной на семь дней нам обошелся в 21 евро (на человека), это оказалось достаточно выгодно и последние три дня мы катались бесплатно (при условии, что программа путешествий по острову достаточно насыщенная).

Имейте в виду, в летний период цены на проезд увеличиваются. Лето на Мальте начинается не 1 июня, информация есть на сайте.

В Три города и Слиму можно добраться и на автобусе, но по воде быстрее и намного красивее. Цена вопроса — 2,8 — 3 евро с человека, туда и обратно.

Удобно и информативно, можно найти расписание фест (религиозных шествий), карнавалов и даты парада в форте Святого Эльма, устраиваемого с частотой приблизительно раз в месяц (имейте в виду, что плохая погода может быть основанием для отмены парада).

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана (окончание)

Летом парады устраиваются редко, по причине жары (насколько я поняла, желающих умирать от жары в железных латах, практически не находится). Но летом очень много фест и можно попасть на карнавал, что тоже очень интересно и красочно.

До места, откуда паромы отправляются на остров, легко доехать обычным автобусом. Цена парома — 4,65 евро с человека и приплюсуйте цену билета на автобус, на котором надо приехать к парому, если у вас нет проездного.

— ресторанчики, которые мы проверили лично и остались довольны ценой и качеством — «Panorama», ресторан мальтийской кухни «King’s Own Band Club Bar And Restaurant», «D’office Bistro», «Angelica».

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана (окончание)

Помните, что чаевые на Мальте ваше личное дело, принуждать никто не будет. В приличном ресторане в качестве комплимента принесут корзинку с хлебом и достаточно большую порцию масла, приправленного травами. Масло и хлеб будут повторять, если вы захотите добавки. Бесплатно приносят и небольшую порцию брускет, правда это не во всех ресторанах.

Мальтийский кролик есть почти в любом ресторане, но вкус блюда отличается, не сильно варьируя. Осьминоги в меню встречаются тоже часто, как и тунец, выращенный на местной тунцовой ферме. Муж оценил весьма неплохое мясо, к которому «по умолчанию» подают тарелку с увесистой порцией овощей и картофеля (больше всего ему понравились говяжьи рулеты bragioli).

Ужин нам выходил порядка 50 — 70 евро на двоих, с вином (меньше 40 евро счет был всего один раз). Но порции очень большие, одним блюдом наедаешься до отвала.

• Десерты мы так и не попробовали, понимая, что места для сладкого уже не осталось, но я обратила внимание, что самые популярные те, что родом из Сицилии — сицилийская кассата и канноли.

В качестве быстрого перекуса можно покупать пирожки-пастицци, из слоеного теста с разнообразными начинками. Самые вкусные — с сыром.

мороженое на Мальте не такое вкусное, как в соседней Италии, но несравнимо вкуснее той ерунды, что называют мороженым у нас. Обилие сортов приятно поражает, самая большая проблема — выбрать два из представленного многообразия.

Очень советую зайти в «Amorino Malta» на Republic Str, 36 (открыто до 23.00). Для ориентира — рядом «МакДональдс». Вкусов мороженого огромный выбор, если сомневаетесь, что выбрать, дают попробовать, а само мороженое высокохудожественно выкладывают в виде цветка. Часто там выстраивается очередь, но движется она быстро. Порция мороженого из двух разных вкусов стоит 2,50 евро, есть варианты, когда вкусов еще больше, соответственно и цена будет дороже.

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана (окончание)

— мальтийское вино вполне достойное и представлено достаточно разнообразно.

Попробовать надо, хотя бы ради знакомства с местными винодельческими традициями.

Бокал в ресторане стоит от 6 до 8 евро в среднем, белое нам понравилось больше.

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана (окончание)

магазинов с едой и водой в Валлетте не найти, ближайший супермаркет «Лидл», где можно купить все, что угодно (полки ломятся от продуктов, ставших у нас санкционными!) . Автобус с остановки С1 — 58А, с остановки В7 — 47 (есть и другие варианты). Остановку не пропустите, можно попросить водителя подсказать, где выходить. Открыт с понедельника по пятницу с 7.00 до 19.00, в субботу с 7.00 до 20.00, воскресенье выходной.

сайт круизов по гавани

Вариантов много, как по времени прогулки, так по маршруту и по цене. Полтора часа на «Капитане Морган» с экскурсией на английском нам вышли в 16 евро с человека.

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана (окончание)

В Слиме, где причаливает «ферри» и расположена стоянка прогулочных корабликов, есть много вариантов: по цене, протяженности и маршруту.

— не забудьте взять в путешествие переходники — на Мальте английские розетки (про такую мелочь частенько забывают напомнить).

Вот теперь действительно все о прекрасной Валлетте, городе, где когда-то жили Великие Магистры и совершали свои подвиги доблестные рыцари мальтийского ордена.

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана (окончание)

Остальные мальтийские приключения будут в продолжении, которое непременно последует…