Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была 19 апреля 20:59

Валлетта — Мальта Май 2017

Мои рассказы о Мальте:

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана (окончание)

Мальта. Три города. Рыцарский Биргу

Мальта. Три города. Бормла и Исла

Мальта. Сады Сан Антонио, Мдина

Мальта. Рабат, деревня Ta’Quali, Моста

Мальта. Тайны Таршьена и лодки Марсашлокка

Мальта. Тайны древнего мира и чудеса мальтийских берегов…

Мальта. Остров Гозо – все самое интересное…

День первый: Валлетта.

Так получилось, что для меня Мальта и Валлетта соединились в неделимое целое. Другие города — это тоже Мальта, но какая-то другая, со своими особенностями, а вот Валлетта — это и есть самая настоящая Мальта. В Валлетте мы провели больше всего времени, исходили ее всю, видели в самое разное время суток, прониклись городом, надышались им, и вечерами, возвращаясь из вылазок по острову, не сговариваясь называли Валлетту домом. И столица острова стала для меня самым-самым городом, прикипевшем к душе и занявшим первое место в моем личном рейтинге мальтийских городов.

О Валлетте хочется рассказывать и рассказывать, делясь всем, что она мне подарила в нашем скоротечном отпуске…

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана…

В Валлетте нет ничего особенного, и в то же время особенное там все. Ничего экзотического и невиданного там не найти, хоть сто лет проживи безвылазно и все-таки поражает она, заставляя приглядываться внимательнее к вроде бы самым обыденным вещам, ненавязчиво уча смотреть на мир совершенно иначе.

С борта самолета Мальта кажется совсем крошкой, затерявшейся среди синей-синей глади моря. Выгоревшие камни, торчащие высоко шпили соборов, дома, как детали аккуратно разложенного конструктора «Лего» — смотришь и думаешь, как же мы попадем на такую крохотульку, огромный самолет просто не поместится на миниатюрном поле аэропорта этого крошечного острова. Собственно, это все, что успевает пронестись в голове, потому что самолет шустро плюхается на взлетку, взвывает всеми своими тормозами сразу и взрыкнув реверсом замирает, распахивая двери: «Добро пожаловать на Мальту!»

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана…

А за бортом встречает солнце, ветер, ароматы моря и почему-то ладана. Ладаном пахнет все: старые стены, бойницы фортов, начищенные пушки, ленивые рыжие коты, бьющиеся на ветру флаги, ледяное мороженое, магазинчики с сувенирами, где помимо всего прочего продается мальтийский мед, сильнее всего пахнущий этим самым ладаном. Разгадка запаха таится в обилие тимьяна, растущего на острове, оказывается, именно дикий тимьян и пахнет ладаном. Правда, мальтийцы вам ответят, что остров их настолько свят, что даже воздух пропитан божественным, но баночки с медом не позволят соврать. И если вы хотите привезти с собой неповторимый аромат Мальты, купите баночку этого меда, чтобы время от времени дышать запахами этого удивительного острова…

Но не одним только солнцем и ладаном богата Мальта. Невероятная приветливость, обескураживающее добродушие и совершенно очаровывающее гостеприимство здесь вещи привычные, улыбки строго обязательны и необычайно искренни, а желание «поговорить за все» доминирует в характере. В какой еще столице мира живут такие искренние люди? Только в Валлетте!

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана…

Водитель автобуса непременно поболтает о погоде, выяснит, откуда вы родом, спросит ревниво, как вам Мальта, даст совет, где надо еще побывать и ни в коем случае не забудет вам напомнить о вашей остановке, терпеливо ожидая, пока вы выберетесь из уютного кресла, соберете ваши фотоаппараты и пройдете к выходу под дружные пожелания хорошего дня от вежливых мальтийцев. И как бы медленно вы не копались, пробираясь к выходу, это ни у кого не вызывает раздражения. Терпеливость и неторопливость мальтийцев может конкурировать только с их приветливостью и радушием.

Дамы, громкоголосо болтающие о своем, о дамском, мгновенно включатся в вашу беседу с водителем, дополняя его рекомендации, перемежая их воспоминаниями далекой молодости, осуждая по ходу дела взлетевшие цены на продукты и отчаянно споря, чей совет вам надо выполнять в первую очередь. Вникать в смысл их беседы вас никто не заставляет, просто наслаждайтесь экспрессией и особенностью языка мальтийцев, где к английскому щедро добавлена смесь итальянского и божественной латыни. Получается живо и искрометно!

Девушка, встречающая вас в отеле, выйдет на порог, оглушит радостными криками приветствия, ослепит широченной улыбкой, расспросит обо всем сразу, потащит пить кофе и готова будет часами болтать «за жизнь», как только ей удастся заполучить вас в свое безраздельное пользование. Через пару дней вам покажется, что вы знакомы давно и вообще, росла она у вас на глазах чуть ли не с малолетства. Ну и провожать будут так, что вернуться захочется непременно.

Официанты в ресторанчиках встречают вас, как родных и доверительно советуют, что сегодня повару удалось особенно, а от чего лучше отказаться, изучая меню. И умело балансируя на грани медлительности, присущей всем мальтийцам и стремительности, присущей всем официантам, кинутся неспешно выполнять ваш заказ. Самое удивительное, не ради чаевых они стараются, мальтийцы не спешат платить лишнее и чаевыми разбрасываться не любят. Просто на Мальте все такие приветливые и гостеприимные, национальная черта характера практически.

Добродушие и приветливость заражают быстро, через пару часов начинаешь улыбаться сама, а через пару дней ловишь себя на мысли, что готова влиться в хор мальтийских дам, столь любящих давать советы. И счастье, щедро разлитое в воздухе Валлетты, заполняет душу до краев, совершенно не боясь расплескаться. С этим счастьем в обнимку и гуляешь по городу, открывая для себя новое.

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана…

Жизнь в Валлетте не назовешь стремительной. Вся она состоит из неспешных пауз, то коротких, на пару часов, то длинных, на целый воскресный день. Никто здесь не будет работать допоздна — вредно это и не полезно. Жизнь включает паузу после отхода последнего круизного лайнера, Валлетта радостно сбрасывает суматоху беспокойных гостей и с наслаждением замирает. После восьми вечера закрывается почти все, и объятая тьмой Валлетта устраивается на покой, убаюканная желтым светом редких фонарей. Хочешь гулять допоздна — никто тебе не препятствует, только не забудь выяснить, как открыть наглухо запертые двери в твой отельчик, иначе придется ночевать на пороге.

Безопасность Валлетты не нуждается в моей рекламе, то, что здесь тебе ничто не угрожает ощущается кожей и гулять можно все ночи напролет, пока хватает сил колесить по весьма рельефным улицам столицы.

Спит Валлетта долго, очень медленно пробуждаясь от ночной неги, приветствуя солнце распахиванием деревянных ставенек и открытыми морскому бризу балконными окнами. Ленивое солнце так неспешно скользит по крутым улицам, что кажется, подняться на небосклон у него сегодня не хватит сил. Так же неспешно оно будет катиться в зенит, а потом опускаться к горизонту, таща за собой густую и прохладную тень, никогда не покидающую улицы Валлетты.

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана…

И гуляя жарким полднем, то взбираясь по крутым лестницам, то опускаясь к морю, то снова карабкаясь вверх и вверх, испытываешь огромную признательность первому архитектору Валлетты, спроектировавшему этот город — тень никогда не покидает улиц, бриз с моря продувает их, неся прохладу, впереди (или позади) ты всегда увидишь синеющее море, а пересечение улиц строго под прямым углом спасает от мальтийского зноя, усиливая из без того активную вентиляцию морским ветром. Причем, как далеко ты не забредешь, море всегда подскажет, как тебе выбраться из лабиринта улиц. Да и заблудиться в Валлетте просто нереально — улица пошире (чтобы смогли разминуться два экипажа) будет продольной, улица поуже (исключительно пешеходная), будет поперечной. И несмотря на то, что минуло Валлетте без малого пять веков, планировка города остается неизменной, такой, как было задумано в далеком 1566 году: «Дома должны стоять ровно, на одной линии, чтобы не сужать улицы столицы. Перед фасадами запрещено разбивать сады, по углам каждый дом должен быть украшен скульптурами, во дворе каждого дома иметь колодец для сбора дождевой воды».

Так и живет Валлетта — без садиков перед домами, но с садами на балконах и крышах, со скульптурами по углам домов, украшенными фонариками и цветами и даже с сохранившимися кое-где колодцами, жаль, что посмотреть их можно, только проникнув внутрь маленького дворика, а это не так-то просто…

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана…

То, что Валлетта не такая, как все, заметно во многом: номера домов здесь еще надо поискать, зато вместо них будут красивые собственные имена, выполненные на керамических табличках — «Святое семейство», «Святая Мария», «Святой Павел», «Дом Мадонны». Ну кто еще дает имя своему дому? А на Мальте это обычно и привычно…

Дверные ручки на Мальте вообще отдельная история. Сначала я фотографировала все подряд, потом, осознав, что раба, согласного разобрать дома этот ворох фотографий, я не найду ни за какие деньги, я стала снимать самые лучшие — мальтийский крест, львиную морду, изогнувшуюся в прыжке рыбу, улыбающихся дельфинов, ладонь, держащую шар. Позеленевшие от времени ручки рассказывали грустные истории о людях, давно покинувших старый дом. Натертые до зеркального блеска, наоборот, улыбались и хвастались, рассказывая о своих хозяевах, ни за что не желавших покидать Валлетту. Некоторые ручки скучали на пыльных дверях, давно не знавших покраски, другие горделиво украшали ухоженную и регулярно обновляемую дверь, возраст которой подсказывала только полукруглая форма и высота, позволявшая когда-то въезжать всаднику, не сходя с лошади — то ли, чтобы быстро спрятать какую-то контрабанду, то ли скрываясь от погони, то ли укрываясь от любопытных соседских глаз и спасая репутацию дамы сердца, по совершеннейшему недоразумению бывшую чьей-то женой. Много секретов хранят мальтийские двери…

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана…

Балконы Валлетты стали моей любовью. Вернее, влюбилась в них я задолго до того, как смогла увидеть все это роскошное великолепие своими глазами и даже получив один из них в свое временное пользование. Балконы тоже разные — ухоженные или заброшенные, они живут своей жизнью, храня старые тайны.

Цветы и кружевные шторы потихоньку уступают место кондиционерам, которыми категорически запрещено уродовать исторические фасады, дамы с веерами по вечерам тоже давно не украшают эти балконы, и все больше и больше появляется пустых и заброшенных, где живут только голуби. Вечером, когда Валлетта затихает и в окнах зажигается свет, становится заметно, как много опустевших квартир в столице. Не желая жить в старинных домах и тратиться за их благоустройство, жители переселяются в Слиму, где активно строится новое и современное жилье, и другие соседние города. А старые дома переоборудуют в гесты для туристов или просто бросают, отдавая на разорение голубям. Я даже представить не могла, как много в Валлетте голубей! Своими клювами они пробивают мягкий известняк, раздирают старое дерево балконов и вселяются в брошенные дома хозяевами, обустраиваясь всерьез и надолго. Голуби в Валлетте доминируют и властвуют, выгоняя пришельцев и царствуя на Мальте безраздельно.

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана…

А еще, если гулять по городу ранним утром, до того, как улицы заполонит туристическая братия, или вечером, когда шумные люди разбредутся по домам, можно услышать, какая в Валлетте оглушающая тишина, какой не бывает ни в одном другом городе. Я долго не могла понять, отчего здесь так непривычно тихо, словно кто-то специально выключил все звуки, и как может ветер беззвучно продувать достаточно длинные улицы. А потом поняла — в Валлетте нет деревьев, что так громко шелестят листвой на ветру и очень мало птиц, носящихся к посвистом и криками в рассветном или закатном небе. И эта невероятная тишина стала для меня одним из символов Мальты…

Валлетта по сей день хранит следы войны, той, что вошла в историю под именем Второй Мировой. И я не про памятники, хотя и они тоже есть. Я о старых шрамах, которые получают домА. Если об этом не знать, то следы от бомбежек и выщерблены на стенах останутся не заметными. Но если начать приглядываться к стенам, смотря чуть повыше второго этажа, то становится понятно, как беспощадно бомбили Валлетту и как больно разлетавшиеся осколки ранили город. Этих шрамов так много, что их и искать не надо, просто надо смотреть чуть повыше своего роста. И не только в Валлетте сохранились следы войны, их можно найти в любом мальтийском городе…

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана…

Рельеф Валлетты не самый простой и с радостью проверит вас и ваши ноги на прочность — на один спуск будет предложено минимум два подъема и как ни планируй свой маршрут, все равно придется карабкаться в гору, то по длинной-длинной лестнице, упирающейся в голубое и горячее небо, то по крутому тротуару, а то и по дороге, где время от времени неспешно крадется современный автомобиль, совершенно не стыкующийся с обликом Валлетты. Впрочем, водители об этом и сами знают, и стараются не портить вид столицы своими машинами, разве только в воскресенье их становится слишком много, да и то, чинно выстроившихся вдоль обочин.

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана…

А вот рисовать маршрут по городу, старательно прокладывая названия улиц, куда надо повернуть и названия достопримечательностей, куда надо зайти — совершенно лишнее. Откуда ни стартуй, Валлетту легко и просто обойдешь за день, никуда особенно не торопясь и не опасаясь, что пройдешь мимо. Достаточно решить для себя, что конкретно хочется посмотреть и прикинуть время, до которого можно гулять — вот и вся подготовка.

Правда, и тут Валлетта особенная и есть у нее свои сюрпризы для наивных и доверчивых. Часы работы достопримечательностей заставляют передвигаться пошустрее и даже если вы вызубрите на зубок, что и во сколько открывает свои двери для посетителей, далеко не факт, что так оно и будет на самом деле. В Собор Кораблекрушения Святого Павла, расположенный на одной улице с нашим временным домом, мы попали чудом, едва успев между утренней мессой и перерывом на продолжительный обед. Ко-кафедральный Собор Святого Иоанна (он же именуемый Сент-Джон), самый красивый и строго обязательный к посещению, распахнул нам свои объятия в самый последний день на Мальте, когда я совершенно отчаялась попасть внутрь, изо дня в день упираясь в наглухо закрытые двери. Собор Кармелитов разрешил посмотреть, что у него внутри, по совершеннейшему недоразумению, просто не успев запереть все двери перед самым нашим носом, а собор Святого Павла и сейчас, наверное, потешается, вспоминая, как лихо он нас обвел вокруг пальца, обманув с часами работы. И вы не думайте, что мы шли наугад! Часы работы соборов были сто раз проверены и тщательно выписаны на шпаргалку, наивные мы верили, что расписание существует не просто так…

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана…

Храмы Валлетты живут своей жизнью, ланч — дело серьезное, пропускать его грех и вам деликатно намекнут, что пора двигать на выход, ибо служба службой, а обед — это святое. И загромыхавший засов на старинной двери храма станет очередным доказательством того, что живут здесь, не парясь, не заморачиваются на пустяки и не просто так носят звание самых счастливых людей.

А вот религия на Мальте не мода и не привычка. Верят все, искренне, истово, глубоко и проникновенно. В воскресенье вся Валлетта, принарядившись во все лучшее сразу, неспешно собирается в храмах. Неизменные поцелуи и объятия при встрече, повторяющийся ритуал на прощанье и совершенно особенная атмосфера тишины и святости во время службы. И да, когда в соборе идет служба, туристам лучше погулять в стороне. Замечания вам не сделают, но среди нарядных прихожан, пришедших к богу (не меньше!), туристы с фотоаппаратами выглядят чужеродным элементом.

Говорят, на Мальте 365 церквей, больше, чем в любом другом государстве, если брать соотношение количества соборов к количеству населения. Не знаю, насколько правдива эта цифра, но легко поверю, и даже предположу, что на самом деле их намного больше, и при этом все они полны народом по воскресеньям.

Мало того, дома в Валлетте украшены маленькими алтарями, а на углах высятся фигуры святых, с непременными букетиками, так дивно подсвеченными в ночи, что кажется, святой парит над этим грешным миром, благословляя Валлетту на счастье.

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана…

Вера мальтийцев настолько сильна и настолько искренна, что клятве на Библии или кресте верят безоговорочно и никогда не подвергнут сомнению, даже если клялся иностранец, я уж не говорю о мальтийце.

Может и правда, Мальта святой остров и пахнет она ладаном не только от дикого тимьяна, кто его знает…

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана…

Если и есть у Валлетты недостатки, то их самая малость, и вины самой Валлетты в этом нет никакой. Невероятная популярность у туристов со всего мира, удобный порт, куда ежедневно заходит несколько кораблей, аэропорт, встречающий один за другим самолеты, организованные группы туристов, покорно бредущие по Валлетте за экскурсоводом (это не считая тех, кто решил познать город самостоятельно!) — все это создает на улицах такое столпотворение и такую какофонию голосов и звуков, что мало не покажется! И здесь остается дождаться вечера, приносящего благословенную тишину и провожающего последнюю группу туристов восвояси. Теперь можно наслаждаться Валлеттой, тишиной, эхом, множащим твои осторожные шаги и золотистым маревом, которым так щедро украшает улицы заходящее за горизонт солнце. Пустеют рестораны, закрывают двери магазины, тающим золотом стекают в море стены Бастиона, зажигают огни Три города, устаиваются на ночлег прогулочные кораблики и трудяги-паромы, и только луна и маяки бодрствуют до утра, пока чьи-то первые шаги не прогонят предрассветную дымку, вынырнув из которой, новый день понесется стремительно и шумно, торопясь приблизить полный неги и покоя вечер…

Некоторые к недостаткам Валлетты относят сложный рельеф города, когда на один спуск (коротенький) приходится два-три подъема (весьма крутых). Не скрою, ближе к вечеру, нет-нет, да и чертыхнешься, ворча, что это не город, а какие-то сплошные горы. Но стоит вскинуть фотоаппарат в поисках ракурса понеобычнее и кадра покрасивше, как начинаешь благодарить эти крутые улицы, дороги, взмывающие к небу, спуски, подъемы и прочую неровность местности, позволяющую снимать Валлетту с высоты, да к тому же никуда для такого кадра не взлетая. Поэтому я не буду ругаться на горбатые улицы мальтийской столицы, позволившие снять город так, как мне даже не мечталось!

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана…

Достопримечательности Валлетты собраны компактно и посмотреть их можно за один день, если повезет попасть в открытые двери соборов, конечно.

Главная улица города — улица Республики, начинается от Главных городских ворот, в которые заходят все, приехавшие в Валлетту на автобусах. По достоинству оценить красоту этих ворот нам не повезло, глобальные реставрационные работы спрятали много чего интересного за забором, звуки отбойных молотков радости тоже не добавляли, а щедро летевшая строительная пыль и вовсе заставляла проскочить ворота побыстрее, не задерживаясь для разглядывания деталей.

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана…

А задержаться хотелось, хотя бы для того, чтобы оценить толщину и высоту стен Бастиона, разделявших некогда город от остального острова ров, в котором не то, что крокодилам, китам резвиться было бы вольготно, прикинуть, сколько сил и жизней унесла эта «стройка века» и как неприступна была Валлетта, надежно укрытая могучим Бастионом.

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана…

Дальше этих стен не пропустят автомобили, взбреди вам в голову путешествовать по Валлетте на прокатном авто. Въезжать в город имеют право только местные жители, остальные гуляют пешком — так в городе решена проблема узких улиц и не помещающихся на них машин. На мой взгляд, очень разумное решение, такой город надо смотреть ногами…

Войдя в ворота, можно свернуть налево и неспешно бредя по улицам вниз (что само по себе приятно) дойти до садов Гастингса.

Сады эти ничем особенным не удивят, я бы их и садами-то не назвала, хотя деревья и дорожки имеются. Стена Бастиона огибает эти Сады, давая возможность полюбоваться своей толщиной и надежностью. Вид на Слиму, Мсиду и бухту Марсамшетт неплох, особенно в закатный час, но до Садов Барракка Сады Гастингса явно не дотягивают.

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана…

Углубившись от Садов в город, можно дойти до собора Капуцинов и Святого Павла — их силуэты хорошо видны из Слимы и давно стали визитной карточкой Мальты. Те, кто живет в Слиме, могут каждый вечер любоваться куполом Капуцинов и шпилем Святого Павла на фоне закатного неба — счастливые люди…

Не желаете поворачивать к Садам Гастингса?

Тогда пройдя Главные ворота, поворачивайте направо и обогнув развалины Театра, где и сейчас устраивают представления, но тут уж как повезет, отправляйтесь к Верхним Садам Барракка, не забыв поклониться скромному памятнику основателю Валлетты — Жану Паризо-де ла Валлетту, поблагодарив его за прекрасный город, да и за не менее прекрасную Мальту тоже. А как-нибудь потом обязательно заверните в Кафедральный собор, где покоится прах ла Валлетта и просто постойте молча, склонив голову перед величием его дел…

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана…

Дошли до Садов — наслаждайтесь самым цветущим оазисом Валлетты — тут вам и благоухающие деревья, и цветущий клумбы, и памятник Гаврошу, и много-много кошек, греющихся на солнце и совершенно по-хозяйски развалившихся на многочисленных лавках, и вид на Три города, и пушки, одна из которых в полдень стреляет так громко, что слышен этот выстрел даже на проходящих по гавани кораблях.

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана…

Понаблюдать церемонию выстрела можно бесплатно, с высоты аркады в Садах, где собирается огромнейшее количество народа и желающие увидеть таинство в первых рядах, приходят за час до начала. А можно заплатить немножко евро и смотреть, расположившись максимально близко к батарее, как готовят пушку к выстрелу и как стреляют. Народа там в разы меньше, а вид не скажу, что лучше.

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана…

Ранним утром в Верхних Садах пусто и тихо — вы, садовники, коты, да дворники, подметающие и без того чистые дорожки. Иногда забегают спортсмены, но они никому не мешают, совершая свои спортивные пассы и шумно дыша где-то в сторонке. Самое раздолье для любителей фотографировать рассветные виды!

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана…

Днем здесь многолюдно, как впрочем, в любом другом уголке Валлетты и только выстрел пушки может оправдать добровольное участие в этом столпотворении.

Зато вечером, когда закатное солнце начинает убегать с небосклона, прячась за другой берег Мальты, Верхние сады становятся совершенно особенными в подсветке его лучей. Большая Гавань становится золотистой, это же расплавленное золото окрашивает Три города, снующие по гавани кораблики и арки Садов. Тишина заползает во все уголки, укутывает клумбы и деревья и ждет, когда последний солнечный луч перечеркнет заканчивающийся день, чтобы плотно задернуть занавес ночи. Красиво в Садах, мы каждый вечер старались успеть к закату, чтобы просто сидеть, смотреть и наполнять душу красотой…

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана…

Главная улица Валлетты — улица Республики, и этим все сказано. Толпы туристов здесь огромные: группы, спешащие за экскурсоводом, пионеры-школьники, громко гомонящие о своем, о детском, вольные путешественники, хаотически перемещающиеся то от достопримечательности к достопримечательности, то от магазина к магазину. Энтузиазма этот шум и гам не добавляет и через часок-другой хочется сбежать туда, где тихо и спокойно.

Но именно на этой улице дорогие и не очень магазины, рестораны с меню на любой вкус и кошелек, сувенирные лавочки, уличные музыканты и прочие туристические радости. Повезет попасть на какой-нибудь праздник в Валлетте — на улице Республики будет самое интересное и самое многолюдное зрелище! Когда и какой именно праздник ожидается в Валлетте конкретно и на Мальте вообще, информирует желающих сайт, рассекречивая дату и время, а так же выдавая название ожидаемого зрелища. На самом деле это очень удобно, чтобы успеть перекроить свои маршруты.

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана…

Дошли до площади Святого Георга и удивились — и где же обещанный дворец Магистра? А он именно здесь и расположен, только поверить в то, что небольшое в высоту здание и есть этот самый дворец, так сразу не получается. Зайти во дворец можно, там много чего интересного собрано, да и внутренние дворики подарят желанную прохладу с долгожданным релаксом, если у вас получится попасть к дворцу в рабочие часы. Я уже говорила, что отдыхать на Мальте умеют намного лучше, нежели работать.

Улочки вокруг дворца — сплошь ресторанные, как тут не присесть, не отдохнуть и не поддержать силы чем-нибудь истинно мальтийским? И присаживаешься, и решаешь дилемму, чего сегодня хочется больше, и отщипываешь хлеб, намазывая его маслом, в ожидании заказа с чем-нибудь посущественнее. Пока подкрепляешься, ноги отдыхают, а голова подбрасывает новые идеи, куда б еще сходить и что б еще посмотреть, потому что вроде как и не устала еще гулять по крутым улицам Валлетты…

И отправляетесь дальше по улице Республики, которая выведет к форту Святого Эльма.

В форт зайти получается не всегда, и чаще всего он закрыт. Но если вам повезет быть в Валлетте в тот день, когда запланировано костюмированное представление из жизни мальтийских рыцарей, берущее начало где-то от века 16, да к тому же погода расщедрится на солнце, убрав всякие намеки на возможные дожди, бегите к форту с утра пораньше, чтобы купить входные билеты (7 евро с человека) и занять места с обзором пошире. Представление это, именуемое в Валлетте In quardia parade, будет самым ярким и самым интересным зрелищем из всех, что вы видели. Во всяком случае, у меня сложилось именно такое мнение.

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана…

Мальтийские рыцари, облаченные в яркие одежды, со шпагами на боку и с пистолетами, заткнутыми за пояс, в шляпах, украшенных залихватским пером и плащах, трепещущих на ветру, будут показывать и рассказывать о героическом прошлом Мальты, сопровождая действие барабанной дробью, звуками труб, пушечными выстрелами и настоящей дуэлью на шпагах, когда побеждает сильнейший. А пока почтенная публика неспешно подтягивается в форт, рыцари с удовольствием фотографируются со всеми желающими или просто позируют, лихо размахивая то плащом, то шпагой.

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана…

После представления можно погулять по форту (в пределах дозволенного, конечно) и полюбоваться видом, открывающимся сквозь решетчатые бойницы.

Выйдя из форта, двигаетесь дальше, вдоль моря, попутно любуясь морской гладью насыщенного синего цвета и притормаживающими рядом с вами экипажами, влекомыми понурой лошадкой. Возница начнет уговаривать вас прокатиться по Валлетте с ветерком, обещая не только показать город, но и рассказать о нем (и не врет!), лошадка будет фыркать, то ли соглашаясь с возницей, то ли протестуя тащить по жарким улицам не самых легких седоков и что вы решите, я предположить не могу.

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана…

Мы решили идти дальше, чтобы посмотреть мемориал Siege Bell — огромный колокол Осады, напоминающий своим звоном о тех, кто погиб во время второй Великой Осады Мальты. А чуть ниже колокола — памятник солдату, погибшему в бою. Собирательный образ семи тысяч защитников Мальты лежит, накрытый флагом и смотрит на Большую Гавань, мирное небо и синее море.

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана…

Туристы норовят присесть рядом с солдатом, доверив ему свои вещи и любоваться открывающимся видом, не сильно задумываясь, кому поставлен памятник и что он значит для мальтийцев. А вид и правда красивый, с этим не поспоришь — море, маяки и если повезет, входящий в порт огромный круизный лайнер (или выходящий из порта, если подойти на закате).

Немножко вильнув вверх, в город, попадаешь в Нижние Сады Барракка, с которых можно рассмотреть в подробностях и колокол, и памятник, и вид на Большую Гавань.

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана…

В Нижних Садах всегда очень тихо, очень зелено и полно мелкой живности — птички щебечут, верткие ящерицы греются на дорожках, огромные кузнечики охотно позируют фотографам. И любуясь Садами, понимаешь, что Валлетту не назовешь каменным городом, все здесь цветет и радует глаз, наливаясь красотой под жарким солнцем. А если повезет найти пустую скамейку в приятной тени, то уходить из садов вам захочется не скоро, до того красиво вокруг!

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана…

Потом, любуясь Валлеттой с борта прогулочного кораблика, вы обратите внимание, как близко расположены Верхние и Нижние сады друг от друга. Но к тому времени вы уже будете точно знать, как компактна Валлетта и как просто увидеть все самое главное, даже если у вас в запасе всего один день. Ну, а если этих дней в запасе много, то Валлеттой надо наслаждаться вечерами, отдав дни изучению Мальты и совершая ежедневные вылазки по острову на удобных рейсовых автобусах, быстро и без проблем довозящих туристов в любую значимую точку на карте Мальты.

Чтобы вы не подумали, что в Валлетте всего одна интересная улица, а остальные ничего из себя не представляют, но в то же время, совершенно не желая растягивать свой рассказ в бесконечность, перечисляя названия всех улиц, по которым мы неспешно гуляли, я осмелюсь дать вам совет.

Гуляя по Валлетте, не забываете сворачивать на улицы, идущие параллельно улице Республики — там будут и балкончики, и старинные двери, и соборы, хранящие несметные богатства магистров или величайшие реликвии. Поворачивая направо, налево, заворачивая в тупиковые улицы, выходя к фортам или Бастиону, прогуливаясь вдоль моря и снова углубляясь в каменный лабиринт, вы рискуете только одним — навсегда влюбиться в Валлетту и увезти эту любовь в своем сердце, тщательно утаив от внимательных офицеров, досматривающих вас в аэропорту, эту контрабанду. Прелесть и очарование Валетты таится именно в ее улицах, до такой степени напичканных милейшими и симпатичнейшими деталями, что любоваться ими можно бесконечно долго, раз за разом открывая для себя что-то новое, дотоле невиданное и очень интересное.

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана…

Выходите из отеля на рассвете, пока город спит и никто не мешает вам быть с Валлеттой наедине — тихой, нежной, розовой.

Гуляйте после заката, по засыпающим улицам, пустым и безопасным, притормаживайте у соборов, подсвеченных теплым желтым светом огней и слушайте тишину, воцарившуюся вокруг — это будет особенная Валлетта, мало кем виденная и немножко сказочная, трепещущая в свете покачивающихся на ветру фонарей.

Проникнитесь воскресной Валлеттой, медлительной, принаряженной к службам в храмах, с местными жителями, заполнившими ее улицы и звоном колоколов, эхом замирающих в глухих переулках, словно жизнь вернулась на пару-тройку веков назад, когда все было иначе — такой Валлетты не увидишь в будний день.

Мальта. Валлетта. Запах моря и ладана…

Погуляв по Валлетте, посмотрев на нее, такую разную и такую интересную, я могу заявить с уверенностью — такого города я еще не встречала. И это тоже одна из особенностей мальтийской столицы — абсолютная уникальность и неповторимость.