Турист jasper17
был 27 января 2023 8:46

Калининградская область — Россия Август 2017

Мотто.

Летом 2017 года были запланированы поездки в Санкт-Петербург и в Калининград. Я подписалась в ФБ на странички этих городов, чтобы быть в курсе актуальных событий. Через несколько дней отметила разницу в настроениях сообщений. Из Санкт-Петербурга каждое утро прилетали красочные фото и комментарии: «Как прекрасен наш город!». Калининградская страничка была более пессимистична — сообщалось о провалах асфальта, автомобильных авариях, хулиганствах и недострое… По моему мнению, Калининграду есть что показать и более приятное глазу, мы убедились в этом сами.

Мы провели в Калининграде и окрестностях 8 дней.

Там, где янтарь

Аккурат к нашему приезду открылся новый терминал аэропорта Храброво.

Город готовится к ЧМ-2018 -ремонтируется, прихорашивается. До автобусной остановки — буквально три минуты пешком, маршрут 244Э следует до Южного вокзала через центр города через каждые 40 минут (билет 80 рублей), наш ориентир — Гостиница Калининград. Съемная квартира (все через букинг:) Apartment Leninskii prospekt 75a) находится за зданием отеля в тихом дворе. Такой адрес оказался очень удобным — практически все маршруты общественного транспорта останавливаются у гостиницы, до Северного вокзала 10 минут пешком, до Южного — 3 остановки.

Получили ключи, оставили вещи и тут же выкатились на прогулку, в первую очередь, с гастрономическими целями — время-то обеденное:) Еще в Москве нам посоветовали местные заведения ДонерХит и Питабулл — рядом с гостиницей на разных сторонах Ленинского проспекта как раз и нашлись оба этих заведения.

Знакомство с новым городом мы обычно стараемся начать с его информационно-туристического центра, потому как я коллекционирую местные карты городов, т. е. приобретенные именно в том городе, где побывали. В региональном информационном центре туризма Калининградской области на проспекте Мира, 4 нас встретили очень приветливо, сотрудница собрала комплект буклетов по нужным направлениям и распечатала список автопрокатных контор. Кстати, о картах. Самой интересной и полезной для меня оказалась карта из мануфактуры Макса Пройса.

Следующая цель — музей янтаря. Прошлись по Ленинскому проспекту до Северного вокзала, уточнить расписание электричек — планировали поездку в Балтийск на следующий день. От Площади Победы по улице Черняховского добрались до искомого — башни Дона.

Там, где янтарь

Разжились «семейным» билетом на экспозицию — 950 рублей для родителей с детьми школьного возраста с возможностью посещений всех временных выставок. «Музей одного минерала» — три этажа, посвященных солнечному камню. Древние и современные изделия из янтаря, история развития его добычи и обработки — наматываем круги по башне. Особое внимание привлекает витрина с информацией о карьере в поселке Янтарный — это место тоже намечено для посещения. Что есть янтарь? По-научному — высокомолекулярное соединение органических кислот, содержащее в среднем 79% углерода, 10,5% углерода, 10,5% кислорода, химическая формула С10Н16О4, твердость по Моосу 2–3, пластичен, с различной цветовой гаммой. Янтареносную породу называют «голубой землей» — из-за большого содержания в ней глауконита, который и придает земле голубоватый оттенок. Этим фактом мы руководствовались позже при раскопках в «песочнице» янтарного комбината:)

Натуральный янтарь — непрозрачный, самый невзрачный на вид, но и более полезный для организма, содержит натуральную янтарную кислоту.

Обрабатывают янтарь несколькими способами. Сначала — осветление. Минерал, находясь в азоте, подвергается давлению в течение продолжительного времени — для того, чтобы он стал более прозрачным и менее хрупким. Следующий этап — каление — для придания камню более искрящейся фактуры. На третьем этапе камень нагревают и он становится более пластичным. Прессованный янтарь получают именно таким способом — янтарную крошку рассыпают в пресс-формы и под воздействием температуры и давления она превращается в различные изделия. Легендарная Янтарная комната — 25 лет и 6000 кг янтаря потрачено на ее воссоздание.

Рядом с кассами музея есть сувенирный магазин, но по отзывам цены там выше, чем в других местах.

По дороге к дому прошли мимо любопытного места — единственного в мире музея почтовых ящиков. В этот музей даже не нужно входить — коллекция экспонатов размещена на стене дома 1618 по улице Рокоссовского.

Там, где янтарь

Воскресенье, 30 июля — день Военно-Морского флота. В Балтийске анонсирован парад кораблей, конечно же, мы едем туда! В праздничный день до Балтийска организованы дополнительные поезда — два с Южного и один с Северного вокзалов. Мы добрались до последнего, в надежде занять места, но по какой-то неизведанной причине рельсобус прибыл с Южного вокзала уже с пассажирами, а на Северном вагоны укомплектовались совсем плотно. Билет 80 рублей, 40 минут пути и вот мы уже идем по Балтийску в поисках Морского бульвара. Карту доставать не пришлось — направление указали потоки зрителей. На набережной установлены трибуны для высоких гостей, обычные же зрители довольствуются набережной — где уже некуда яблоку упасть:)

Напротив набережной в парадном строю застыли красавцы-корабли: эсминец «Настойчивый»(610), корвет «Стерегущий»(550), малый ракетный корабль «Зелёный Дол»(562), противолодочный корабль «Калмыкия»(332), корабль разведки «Жигулёвск», пограничный сторожевой корабль «Минск»(065), гвардейский ракетный катер «Заречный»(855).

Начало парада ознаменовал командующий флотом вице-адмирал Носатов, поприветствовал экипажи, собравшиеся в парадной форме на кормах кораблей. Эстафету принял сам император — Петр Первый прошел вдоль берегов на лодке с красным парусом. А затем…

Там, где янтарь

Такие зрелища способствуют развитию здорового патриотизма и гордости за страну! Перед зрителями прошли катера Балтийской военно-морской базы, пограничные катера, сторожевые корабли и тральщики.

Боевые корабли продемонстрировали учебные упражнения — с корвета «Бойкий» поднялся противолодочный вертолет «Ка-27», малый противолодочный корабль «Кабардино-Балкария» атаковал условную подводную лодку противника, малый ракетный корабль «Ливень» произвел имитацию ракетной атаки глубинными бомбами, гвардейские ракетные катера продемонстрировали артиллерийский бой, большой десантный корабль «Королев» провел высадку десанта на БТР-82а.

Там, где янтарь

После парада мы перебазировались на площадь Балтийской славы — здесь можно было посмотреть и потрогать военную технику и вооружение Балтфлота: береговые противокорабельные комплексы «Бал», «Бастион», зенитно-ракетный комплекс «С-400 Триумф», ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С», а также пулемёты, ракеты, торпеды, морские бомбы, глубинные скафандры и т. п.

С другой стоны площади, на сцене, выступал ансамбль песни и пляски Дважды Краснознаменного Балтийского флота — с удовольствием посмотрели, как танцуют, и послушали, как поют (одна песня так и привязалась:)).

А еще — можно было посетить военные суда — малый ракетный корабль «Зыбь», малый противолодочный корабль «Алексин», рейдовый тральщик «РТ-273». Мы отстояли почти часовую очередь и осмотрели «Алексин» — как же пройти мимо!

Там, где янтарь

Еще один объект в Балтийске, обязательный к посещению, — Музей Балтийского флота.

В честь праздника организован свободный вход, залы полны посетителями. Экспозиции очень интересные — о БФ от его зарождения до настоящего времени, о морской и военной разведках, об авиации и надводных силах, также историческая справка о городе Пиллау. В уличной экспозиции — настоящая лодка сомалийских пиратов! Музей организовывает экскурсии в одноименную крепость, находящуюся по соседству, однако нам не удалось туда попасть — один сеанс по субботам, в 14 часов, и нужно предварительно звонить в музей в этот же день для уточнения количества мест (телефон музея 8(40145)64187).

Там, где янтарь

В масштабах праздника ожидался еще и салют поздним вечером, однако мы не стали его дожидаться, и побрели к вокзалу. Я упоминала про дополнительные поезда в праздничный день — так вот, придя на вокзал к часу дня, мы нашли рельсобус отправлением в 14 часов, однако мест для сидения в нем уже почти не было — все занято. С трудом нашли себе 4 места, последние свободные в дальнем вагоне. К отправлению поезда все восемь вагонов были плотно укомплектованы, температура внутри достигала 38 градусов.

Но конечно же, никакие бытовые неудобства несравнимы с полученным впечатлением!

По приезду в Калининград мы озаботились арендой автомобиля — запланировали несколько поездок по области. Однако не сразу нам удалось найти искомое — несколько прокатных фирм отказали из-за отсутствия свободных машин. Надо было раньше этим озаботится, еще до приезда бронировать, а мы понадеялись на лучшее…:) Повезло в Балтик-Рент — менеджер как раз забрал автомобиль из аэропорта и мы взяли его измором — дождались и сцапали, хотя его рабочий день был уже закончен. Что ж, в копилку отзывов о фирме добавился еще один положительный.

Понедельник, 31 июля. Куршская коса.

Смотреть

Дышать

Лететь

Впечатления этого дня схожи с шестой главой моей любимой поэмы «Москва-Петушки» — И немедленно выпил… Только у автора этот процесс вызвал словарную экспансию, местами нецензурную, а мы наоборот, глотнули и храним в себе это все.

Визит-центр «Музейный комплекс» расположен на между 14 и 15 км дороги. Здесь можно купить карту национального парка и узнать о маршрутах и экскурсиях. Впрочем, и без карты проехать мимо маршрутов невозможно — перед каждым установлены указатели и организованы автостоянки.

Мы прошли маршруты Дюна Эфа и танцующий лес, а также удачно попали к началу экскурсии на орнитологической станции. Михаил Юрьевич Марковец — кандидат наук, научный сотрудник Зоологического института — рассказал и показал истоию возникновения полевого стационара, устройство «Больших рыбачинских ловушек» (они действительно большие — высота 18, ширина 30, длина 70 метров). Заманил группу в сети:), там же поймал птичку и продемонстрировал на ее примере, чем же занимаются орнитологи. Особенный восторг публики вызвал метод взвешивания пернатых и научный прибор для приманивания сов.

Ве-ли-ко-леп-но! Таков итог дня.

Вторник, 01 августа.

Янтааааарный. Именно так, мечтательно и улыбаясь, произносится в нашей семье это название. Но обо всем по порядку.
Действующий янтарный карьер — как я могу пропустить такое зрелище? И музей Янтарного комбината. И пляж с голубым флагом… Поехали!

Там, где янтарь

На границе поселка туристов и жителей встречает русалка — роскошный барельеф. Напротив — памятный камень. Однако при прибытии к янтарному комбинату (ул. Балебина, д.1) нас поджидало разочарование — демонстрационный зал был закрыт по техническим причинам и прогнозов о начале работы никто не давал:(

Пришлось вернуться к русалке и повернуть в сторону карьера. Как оказалось, смотровая площадка (54.862069, 19.972286) открылась после реконструкции совсем недавно — хоть здесь повезло:) В кассовой будочке купили билеты — 250 взрослый, 180 детский, и заехали за шлагбаум. Пришлось даже расчехлить дождевики — небо хмурилось и начинало плакать. Однако дождь быстро кончился и мы свободно гуляли по смотровой площадке.

И немножко по магазину, не без этого:) Один из нас решил стать старателем и тренировался в добыче янтаря в «песочнице». Накопал немного, но диплом заслуженного старателя получил:)

Еще одна достопримечательность данной местности — столовая Янтарного комбината (ул. Балебина, ½). Общепит с очень демократичными ценами и вкусными блюдами, обслуживание с 11 до 16 часов — мы остались очень довольны обедом.

Там, где янтарь

Теперь можно и на пляж. Автомобиль оставили в Парковом переулке — по Советской улице мест уже не было. Прогулялись по парку Беккера… нет, не так. Ускоряясь по мере приближения моря, пронеслись по парку Беккера:) (а прогулялись — это уже на обратном пути).

И на песочек. И в воду. Наслаждение природой и погодой!

Вернувшись в Калининград, заехали в форт № 11 (ул. Энергетиков,12).

Там, где янтарь

В настоящее время форт в частной собственности, группа молодежи занимается его восстановлением и развитием. Мы удачно пришли к началу экскурсии, осмотрели почти 150летние сооружения, гид увлекательно рассказывал и показывал старинные документы и планы.

Внутри довольно прохладно, однако когда группа вышла на улицу для осмотра внешних стен, на 30градусной жаре долго никто не остался, все поспешили обратно:) Заметили и других обителей форта — кроликов, коз и кошек, для последних устроены такие домики-коммуны:)

После интересной экскурсии освоили также интересный общепит — столовая «Ложка» на Московском проспекте, 83.

Среда, 02 августа.

В этот день объектом посещения стал Светлогорск. В информационно-туристическом центре на улице Карла Маркса, 7А случился курьез — купила карту, вышла из центра, слышу крик за спиной: Девушка, стойте! Вы купили сейчас карту — покажите мне ее, мне нужно найти дорогу к вокзалу. Что ж, общими усилиями нашли искомое:)

Мы же поехали своим путем — недалеко, в переулке сказочника Гофмана, располагается макет древнего Кёнигсберга. Экспозиция представляет крепостные стены и дома Альтштадта, Кнайпхофа, Лёбенихта и Орденский замок Кёнигсберга, исторический план соответствует 1510–1544 годам.

Там, где янтарь

Говорят, что в вечернее время в домиках загораются огоньки.

Следующая «путевая заметка» — «Янтарь-холл», нас интересовал филиал Музея Мирового океана.

«Морской выставочный центр» открылся сравнительно недавно, в 2015 году, сюда «переплыли» несколько объектов основной калининградской экспозиции музея — яхта «Фолькбот», лодки «Финн», «Норвег» и «Пруссия», и разместили эти экспонаты достаточно оригинально — в воздухе, на уровне второго яруса музея. Большое, светлое помещение наполнено предметами этнографической выставки «Люди моря» — о народах Юго-Восточной Азии, особенностях жизни на океаническом побережье Индии, Таиланда, Китая, Индонезии, Мьянмы. При входе — экспозиция о Балтийском регионе: история самого молодого моря планеты, и стран, берега которых оно омывает.

Дальнейшие наши планы — прогуляться по променаду и возможно даже искупаться — нарушила погода. Лишь только спустились к морю, облака сгустились, налетел сильный ветер, и набережная на глазах опустела — гуляющие поспешили укрыться от непогоды. И мы вернулись к улице Динамо, где оставили машину, осмотрели сувенирные магазины, не обошлось и без покупок — приобрели продукцию рыболовецкого колхоза «За родину» в качестве сувениров. И решили ехать на обед — в полюбившуюся столовую в Янтарном (да-да, семь верст — не крюк:)). Как-то не впечатлил Светлогорск…

Остаток дня провели в Янтарном, сначала в столовой, затем на пляже. Балтийской погоде не стоит удивляться, конечно, но на здешнем побережье вовсю светило солнце и ветер был мягок. Однако здесь есть и грустная страница истории — мемориал жертвам холокоста рядом с останками шахты Анна, почти на одноименном пляже. Бытует легенда, что именно в этой шахте спрятана настоящая янтарная комната, однако подтверждения такому предположения нет…

Там, где янтарь

Кстати, пляж в Янтарном первым в России отмечен знаком Голубой флаг.

Четверг, 03 августа.

Этот день мы провели в музее мирового океана. Задались целью посетить все филиалы:) Ведь идея поездки в Калининград возникла еще несколько лет назад, при посещении санкт-петербургского филиала ММО — ледокола «Красин». Светлогорский филиал осмотрели днем ранее, остались калининградские — набережная исторического флота, Фридляндские и Королевские ворота.

Планируя поездку, изучала график работы объектов музея — весьма внушительная табличка, и выяснила, что понедельники/или вторник выходной день почти у всех. Поэтому наше посещение наметили на четверг — чтобы наверняка:) Начали с набережной исторического флота. В музее нет единого билета на все экспозиции, на каждый объект нужно покупать отдельные, дети до 16 лет бесплатно. Для примера, посещение всех филиалов по полному билету вылилось в 1600 рублей, из них 50 рублей — билет на фотосъемку, который действителен в этот же день на всех объектах. В кассе нам предложили акционный вариант — покупаем билет на три объекта, четвертый в подарок, т. е. «Космонавт Виктор Пацаев», подводная лодка, Глубина и в подарок — Аквариумы.

Там, где янтарь

Научно-исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев» можно осмотреть только с гидом, группы набираются три раза в день — в 11, в 13, и в 15 часов. Корабль до сих пор несет космическую службу, поэтому посетить можно только несколько залов. Один из них посвящен космонавтам-калининградцам Л. А. Леонову, В. И. Пацаеву, Ю. В. Романенко, А. С Викторенко; другой — конкретно Виктору Ивановичу Пацаеву, чье имя носит корабль; третий — «звездной флотилии» — отряду кораблей морского космического флота, принимавших непосредственное участие в создании ракетно-ядерного щита страны и обеспечивавших испытания и полеты космических аппаратов; в четвертом — различные вещи, используемые в космосе. Нашей группе позволили подняться на верхнюю палубу, посмотреть вблизи на разнообразные антенны. Гид очень интересно рассказывала, время прошло незаметно.

Дизель-электрическая подводная лодка Б-413 сохранена в своем первозданном состоянии, т. е. там узко и тесно. Здесь тоже предлагается экскурсия, в первом отсеке сотрудник музея рассказывает вехи истории российского подводного флота, потом можно самим протиснуться в остальные шесть отсеков и осмотреть их по очереди.

Научно-исследовательское судно «Витязь» — это флот Академии наук, за свою службу он прошел более 800 тысяч миль, совершив 65 рейсов, изучая дно мирового океана. Здесь можно взять аудиогид и пройти по всем доступным помещениям корабля, наполненных различными выставками.

Там, где янтарь

Бе-12, противолодочный самолет-амфибия, увы, был закрыт для посещения.

В здании «Куб воды» полюбовались на стяги на выставке «Андреевский флаг над океаном».

Там, где янтарь

В выставочном корпусе «Морской Кенигберг-Калининград» узнали об истории города и даже вспомнили о Московской области — по картинам выставки «Сердце России — сердцу Калининграда. Абрамцевский пейзаж из собрания музея-заповедника „Абрамцево“», более 50 работ В. Д. Поленова, братьев Васнецовых, И. И. Левитана, К. А. Коровина, И. С. Остроухова и других художников, работавших в Абрамцеве в XIX–XX веках.

В соседнем «Пакгаузе» — временная выставка музея Космонавтики.

Павильон «Глубина» полностью посвящён исследованиям подводного мира.

Там, где янтарь

Самые популярные экспонаты — скелет кашалота и глубоководный аппарат МИР-1.

А просто прикольный экспонат — электронные весы, измеряющие вес человека в креветках, китах, дельфинах и селедках:)

Аквариумы. Экспозиция «Мир океана. Прикосновение…" продолжает тематику Глубины.

Средний рыболовецкий траулер СРТ-129 пришвартован немного в стороне от всей компании, билеты для его осмотра можно купить в кассах рядом.

Там, где янтарь

Однако музей затягивает — зашли на территорию в 10, вышли в 15:)

Обеденный перерыв провели в «Тетке Фишер» — весьма достойные бизнес-ланчи из пяти блюд.

И снова в ММО, только на этот раз в филиал «Фридрихсбургские ворота и Лодейный двор», он на другом берегу Преголи, почти напротив основного здания.

Там, где янтарь

В здании самих ворот — выставка «Корабельное воскресение» повествует об истории кораблестроения в мире и о посещении Кенигсберга Петром Первым, а на Лодейном дворе можно увидеть реплики исторических кораблей, построенные на здешней верфи. Не могу пройти мимо котика:)

Пятница, 04 августа.

Пятницу мы провели прозаически — сгоняли на море в Зеленоградск:) В наших родных широтах такого нет, чтобы 40 минут на электричке и уже плещешься в морской воде… Натюленились на пляже, расслабленно прогулялись по променаду, испили водицы из бювета «Королевы Луизы», прошлись по городу с заходом на местный рынок «по клубнику» и таким же «электрическим» путем вернулись в Калининград.

Суббота, 05 августа.

Ситуевина у нас сложилась почти как у главного героя «Москва-Петушки», который все время ходил вокруг Кремля и ни разу его не видел, только в роли Кремля в нашем случае выступал Кафедральный собор. Все-таки уже шесть дней в городе, а главную достопримечательность еще не посетили, хоть и проезжали мимо несколько раз. Исправляем оплошность:), благо до острова Канта минут 10 неспешной ходьбы от дома.

Там, где янтарь

Утром тут еще пустынно, аллеи свободны от ларьков с сувенирами и туристические группы еще не активизировались. В парке стоят стенды, рассказывающие об исторической застройке данного конкретного места. Во время войны центр города был почти полностью разрушен, сам Кафедральный собор восстановлен практически из одной уцелевшей стены. В кассе купили билеты на посещение музея собора, предлагались еще билеты на дневной органный концерт.

Вход в музей — не очень приметная дверь слева после входа в собор, за ней лестница вверх. Несколько этажей экспозиции в основном посвящены конечно же Канту. В одном из залов — макет центральной исторической части города, на месте которой сейчас парк со стендами. Нумизматический зал с богатой коллекцией старинных и современных монет и печатей, валленродтскую библиотеку и мемориальный зал мы осматривали под звуки органа — видимо, шла репетиция предстоящего дневного концерта. Отметили красивые оконные витражи, а из окон экспозиционной библиотеки открывается отличный вид на город.

На улице, с другой стороны от входа в собор, расположены могила Канта и памятник герцогу Альбрехту, основателю университета Альбертина.

Там, где янтарь

Перейдя по медовому мосту через Преголю, оказались в Рыбной деревне. Деревенька совсем маленькая — три дома и маяк, стилизованные под постройки довоенного Кенигсберга. В здании маяка — ресторан, остальные дома насыщены сувенирными магазинами и кафе. Обычный туристический объект, ничего интересного.

А вот другой «архитектурный» объект вызывает противоположные впечатления. Глобальный советский недострой — дом Советов. Издалека здание выглядит более-менее прилично, а вблизи…

Там, где янтарь

С одной стороны, поражает масштабностью, а с другой, навевает уныние и недоумение. Почему такое большое здание, расположенное в центре города, не используется в мирных целях, а служит практически помойкой? Да, из отзывов мы знали о возможности «посетить» его за определенную мзду сторожу, но не решились на такую авантюру — техническое состояние здания вызывает опасения. Хотя интересно было бы посмотреть на город с высоты 70 метров. Будем надеяться, что городские власти найдут способ отремонтировать многоэтажку и извлечь из этого выгоду.
Мы же направились в очередной филиал ММО — Королевские ворота. Памятник архитектуры XIX века как и многие другие претерпел большие разрушения во время войны, и был отреставрирован к 750летию города, в 2005 году.

Там, где янтарь

Ныне здесь находится историко-культурный центр «Великое посольство», и в залах находятся несколько выставок. Две постоянные — «Великое посольство» и «Кёнигсберг-Калининград — ворота из России в Европу», и временные — в наше посещение это была экспозиция «Аптека трех королей». «Королевские ворота» стали завершающей «бусинкой» на нитке филиалов Музея Мирового океана — теперь мы собрали всю их коллекцию:)
Погуляв по городу еще немного, вернулись домой собирать чемоданы — завтра в обратный полет, домой. Самое смешное, что в музей Бункер Ляша, находившийся во дворе нашего дома, мы так и не дошли. Все оставляли на потом, ибо рядом, но так и не нашли времени.
Еще наблюдение — 244Э на пути в аэропорт едет мимо гостиницы Калининград, первая остановка — БФУ им. Канта, поэтому мы загрузились в автобус непосредственно на автовокзале.
Спасибо, Балтика, за комфортную погоду и яркие впечатления!

Там, где янтарь

Послесловие. А на ФБстраничке Калининграда намечаются перемены к лучшему. Наряду с новостями ЖКХ стали появляться красивые фотографии и просто позитивные заметки.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Отдых с детьми, Самостоятельные путешествия