Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был вчера 15:05
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Суздаль — Россия Октябрь 2008

Про то, что во Владимирской области (где я родился) есть Суздаль с его многочисленными памятниками, я знал с самого детства, но вот побывать там все никак не получалось. Это ж надо сначала из Эстонии доехать до Москвы, потом оттуда добраться до Владимира и уж только затем ехать в сам Суздаль. Целое мероприятие! Но потом я придумал использовать для таких экскурсий своеобразную оказию — поездки на учебу в Москву. И вот в 2008 году я к такой поездке подготовился основательно, выехав из Нарвы в пятницу вечером, это при том, что курсы начинались только в понедельник.

Вообще изначально у меня в планах тогда было посетить не только Владимир и Суздаль, но и Ковров. Казалось, что двух дней на это вполне хватит. Но пока я сквозь московские пробки добирался до Владимира, стало ясно, что времени хватит только на один из двух оставшихся городов. Понятно, что им стал Суздаль, ибо Ковров не мог соперничать с ним по количеству достопримечательностей, а ехать на свою «малую родину» чисто из спортивного интереса было как-то неразумно. Вобщем, как стемнело, я уже ехал на автобусе из Владимира в Суздаль.

Итак. Первые впечатления. Напомню — действие происходило осенью 2008 года. Если за это время что-то изменилось, сообщите об этом в комментариях.

Автовокзал в Суздале представлял собой огромный заброшенный недострой, воздвигнутый в чистом поле в нескольких километрах от города. Это точно автовокзал? Да это больше на аэропорт Хитроу похоже! :)

Суздаль - с печи на полати

Заложен автовокзал был с размахом — что-то около 75 гейтов ;) Как я прочитал, изначально предполагалось, что сюда будут причаливать автобусы, прибывающие со всех уголков СССР, а дальше туристов ради большей аутентичности будут развозить по Суздалю конные экипажи. Но что-то не сложилось — в позднем СССР такое случалось часто.

Мы остановились на площади у этой заброшки. Вокруг темнота. Никто здесь выходить не стал, водитель прошел по салону, собрал со всех по 8 рублей, и дальше автобус пошел уже как городской. Я спросил у водителя, где мне выходить, и когда приехали в центр, он подсказал.

Центр Суздаля, несмотря на всего-то 8 часов вечера, выглядел абсолютно пустынным. Я развернул карту и стал осваиваться на местности. Первым делом надо было найти ночлег. Судя по карте, гостиниц в центре здесь не было, а большой туркомплекс находился на другом конце города, куда пришлось идти через слабоосвещенный частный сектор. По дороге попался гостевой дом «У купца Кучкова» с номерами за 3000 рублей. Напомню — доллар в конце 2008 года стоил всего 27 рублей. Я подумал, что 111 долларов за ночлег в провинциальном центре — это как-то слишком.

Дальше я в темноте прошел мимо зловещего вида крепости с башнями и наглухо закрытыми воротами.

Суздаль - с печи на полати

То тут, то там лаяли собаки. Судя по карте, дальше должна была быть улица, ведущая к туркомплексу, но вместо нее я увидел какую-то едва различимую тропинку между домами с мерцавшей в свете луны огромной лужей. Мужики из ближайшего дома подтвердили, что я на верном пути.

Чуть не утонув в грязи, я перебрался через речку вот по этому мостику

Суздаль - с печи на полати

Вдали уже маячила громада туркомплекса, правда не подававшего с этой стороны особых признаков жизни. Пришлось обходить его кругом и искать вход.

Туристический комплекс состоял из большой гостиницы «Суздаль» и мотелей для автотуристов. В гостинице мне сообщили, что все недорогие номера якобы заняты, мне же предложили люкс за 4500 рублей. 166 долларов — да они обалдели что ли? Цена была явно неразумной, и я отказался. Тогда мне предложили поселиться в мотеле всего за 1670 рублей — около 60 долларов. Ну вот другое дело.

Мотель был из серии — «мечта советского автотуриста 1970-х годов». Такие образцово-показательные гостиницы эконом-класса собирались тогда видимо строить для трудящихся по всему СССР, но сил, как обычно, хватило только на Суздаль.

Суздаль - с печи на полати

В номерах не было телевизора, но зато был гараж! Впрочем, ничего удивительного, вспомните, как в те годы трепетно относились к автомашинам те, у кого они были.

Душ находился на первом этаже, дальше прямо по курсу — дверь гаража, а от нее винтовая лестница вела наверх. Двухэтажный номер!

Комнат наверху было аж целых две, на двоих и на одного. Вот только работающую розетку удалось найти лишь в той, которая на одного.

Суздаль - с печи на полати

В стоимость размещения входил завтрак — его накрывали вместе со всеми, в главном ресторане туркомплекса.

Позавтракав, я пошел осматривать Суздаль. И при свете дня он мне понравился гораздо больше. В особенности его монастыри, поскольку каждый монастырь выглядел как средних размеров средневековая крепость. Ну вот сколько еще в мире есть городов сразу с несколькими крепостями? А по плотности церковной архитектуры Суздаль наверно даст фору самым религиозным городам Италии. Вот только что напрягало в дождливую осеннюю погоду — повсеместная грязь на улицах. Видимо здесь посчитали, что класть асфальт в городе-музее будет неаутентично :)

Справа — Козьмодемьянская церковь (XVIII в.) — «летняя». Слева — Крестовоздвиженская церковь (1696) — «зимняя». Это такая особенность Суздаля — ставить церкви парами. В летней служба шла только летом, ее не топили, зимнюю же делали более компактной, чтобы было легче обогревать.

Суздаль - с печи на полати

Мрачная крепость, мимо которой я прошел вчера в темноте, оказалась Покровским женским монастырем. Рядом стоял автобус с неоднозначной надписью — Kavkaz :)

Покровский монастырь и его угловая башня. А у входа — опять пара церквей. Слева — Петра и Павла, справа — Николая Чудотворца.

Суздаль - с печи на полати

И еще одна церковь — Благовещенская надвратная (1515).

Покровский женский монастырь был основан в 1364 году. В последующие годы он стал известен тем, что сюда в заточение отправляли попавших в опалу царских жен. Самые известные среди них — Соломония Сабурова, первая жена Василия III, Анна Васильчикова, пятая жена Ивана Грозного, Мария Буйносова-Ростовская, жена свергнутого царя Василия Шуйского.

Суздаль - с печи на полати

А в 1930-х годах в монастыре несколько лет работала лаборатория ОГПУ, занимавшаяся вопросами биологического оружия. Какое зловещее место этот Суздаль. И это еще не все.

Через Суздаль протекает речка Каменка

Суздаль - с печи на полати

Если от Покровского монастыря идти через мост, на другом берегу реки появляются розовые стены и башни мужского Спасо-Евфимиева монастыря. Вот удивительно — всего лишь монастырь, а выглядит как довольно мощная крепость.

Если подняться наверх, оттуда откроется вот такой вид на Покровский монастырь.

Суздаль - с печи на полати

А вот так, в свою очередь, выглядит Спасо-Евфимиев монастырь со стороны Покровского монастыря. Хотя нет, изучил карту и понял, что такой вид должен открываться с автостоянки у туркомплекса.

Спасо-Евфимиев монастырь, основанный в 1352 году — это несомненно центральный объект всего Суздаля. Еще бы — целая полноценная крепость с полноразмерными стенами и башнями!

Главная церковь монастыря — Спасо-Преображенский собор

Рядом с собором — отдельная отреставрированная звонница

Суздаль - с печи на полати

У монастыря довольно мрачная история. Многие годы он использовался в качестве тюрьмы, причем отнюдь не только в советское время. Уже в XIX веке сюда заключали всевозможных сектантов и всяких прочих людей, тронувшихся умом на почве религии. В частности здесь с 1898 по 1904 год находился в заключении старообрядец Федор Ковалев, который заживо закопал 25 человек своих ближайших родственников, которые не хотели принимать участие во всероссийской переписи населения 1897 года. Жуть какая. Но царская власть была добрая — в 1905 году Ковалева освободили, и он вместо заживо похороненных жены и детей завел себе новых.

До войны здесь была политическая тюрьма, а после войны на территории монастыря действовала колония для несовершеннолетних. Вот неужели другого места не было? И лишь с 1968 года здесь наконец-то открыли музей.

Суздаль - с печи на полати

Милиция! Не входить! Да не очень и хотелось :)

В парке у главной Проездной башни установлен памятник князю Дмитрию Пожарскому. Он, согласно своему завещанию, был похоронен на территории монастыря, но когда ставили памятник, в 1955 году, в самом монастыре располагалась детская колония, поэтому памятник поставили здесь.

Суздаль - с печи на полати

А я от монастыря пошел в сторону улицы Ленина, где виднелось еще несколько церквей.

Смоленская церковь с колокольней (1696–1706)

Суздаль - с печи на полати

Если от Спасо-Евфимиева монастыря идти в сторону центра, по пути встретится еще одна обитель — женский Ризоположенский монастырь, один из древнейших в России, основанный еще в 1207 году. В советское время монастырь был закрыт, здесь квартировала охрана политизолятора, расположенного в соседнем Спасо-Евфимиевом монастыре.

И хотя сейчас монастырь возвращен верующим, названия улиц все еще напоминают о славном советском прошлом :)

Суздаль - с печи на полати

Центральная улица Суздаля — улица Ленина. Что меня поразило, многие из деревянных домов здесь — новой постройки. Когда я шел мимо одного из них, мастера там как раз трудились над отделкой резных деревянных наличников. А и правда, нельзя же все время жить наследием предков, дерево в нашем климате отнюдь не вечно, так что хорошо, что строительство в старинном стиле не прерывается.

Антипиевская церковь (1745) и Лазаревская церковь (1667)

Суздаль - с печи на полати

Вот и самый центр Суздаля — Воскресенская церковь и Гостиный Двор. Вокруг раскинулись торговые ряды, продающие сувениры, а также главный суздальский напиток — медовуху разных сортов.

От Торговой площади Кремлевская улица ведет к Суздальскому кремлю и красивой Успенской церкви с зеленым куполом.

Суздаль - с печи на полати

По дороге с земляного вала открывается вот такой вид на город. Справа видны шпиль Антипиевской церкви (1745) и несколько маленьких куполов Лазаревской церкви (1667). Над всем возвышается колокольня Ризоположенского монастыря.

Вид с земляного вала на «зимнюю» Пятницкую (1772) и «летнюю» Входо-Иерусалимскую (1707) церкви

Суздаль - с печи на полати

Кремль в Суздале очень скромный — совершенно без крепостных стен. В центре стоит Рождественский собор с красивыми синими куполами, к нему примыкают Архиерейские палаты.

Рядом — Никольская церковь, перенесенная в Суздаль из села Глотово. Здесь уже как бы понемногу начинается Музей деревянного зодчества и крестьянского быта.

Суздаль - с печи на полати

Чтобы попасть в музей, надо еще раз пересечь по мосту речку Каменку

Музей оказался довольно маленький, и домиков немного, и собраны они все на довольно маленькой территории. В отличие от эстонского музея, где надо довольно долго гулять, чтобы осмотреть все экспонаты.

Суздаль - с печи на полати

Это такой колодец. Человек встает в колесо и начинает идти, колесо крутится и поднимает воду. Вот только я не понял, там просто ведро поднимается или может ковши какие-то?

У крестьянской избы стояла экскурсия, к которой мне предложили присоединиться. Вообще я брал билет без захода в домики, но раз уж тут пригласили, то грех было не воспользоваться.

Суздаль - с печи на полати

Для начала экскурсантов в домике встречает описание того, что есть внутри и как это называется. Оказывается, словосочетание «встроенная мебель» было известно на Руси уже давно :)

Интерьер крестьянской избы. Слева в углу — это «коник», ящик с инструментами, на котором спал хозяин дома. Справа от двери — печка, а вот дощатый настил сверху и слева над дверью — это полати, на которых спали дети. Залезали туда, как можно видеть, с печки. Именно отсюда происходит выражение — «с печи на полати» — так раньше иронично говорили кому-то, когда сомневались, что он куда-то поедет. Вот у кого в детстве была пластинка со сказкой про аленький цветочек? С печи на полать, тараканов воевать — была там такая сцена :)

Тут же экскурсовод объяснил, почему в деревнях так были популярны сеновалы - а просто потому что больше было негде - спальни-то были только в богатых домах! :)

А эта часть избы называлась «бабий кут». Ну, по нашему, значит, кухня. Кстати, теперь примерно понятно, откуда пошло выражение «закуток».

Суздаль - с печи на полати

Да, после этой избы я был под таким впечатлением. Вот куда надо детей водить на уроках истории! Чтобы хоть знали, как жили их предки, а также чтобы лучше ориентировались при чтении классической литературы. Хотя кто сейчас такое читает :)

Есть здесь и ветряные мельницы

Суздаль - с печи на полати

А на берегу реки стоят какие-то курятники :)

Как обычно, помещу карту —

Обойдя весь Суздаль, обратно на автовокзал я решил пойти пешком. Еще раз подивился, как же далеко от центра он находится. Причем приезжающие на него туристы часто по незнанию попадают в затруднительное положение. Вот и сейчас несколько человек стояли рядом с автовокзалом и громко выясняли, кто из них виноват в том, что они так рано вышли, и на чем им дальше ехать :)

А на этом мое первое знакомство с достопримечательностями Золотого кольца закончилось. Я вернулся во Владимир, а оттуда поехал в Москву, где в понедельник у меня начинались курсы. По окончании которых я еще поеду в Казань :)