Турист Виктория Саркисова (Vikus)
Виктория Саркисова
была 30 марта 14:54

Париж — Франция Август 2017

Много лет мы обещали родственникам мужа приехать в Париж с сыном, чтобы они могли с ним познакомиться, но как-то не складывалось. Наконец, в январе 2017 года мы решились на целых 2 недели в Париже. В январе же купили за мили транзитные авиабилеты, сняли на airbnb квартиру в 18 районе (район Монмартра), т.к. дядя мужа, Серж, живёт рядом. Мы знали, что это район с преимущественно чернокожим населением, ведь рядом не только Монмартр, но и Барбес. "Мы не расисты", - подумали мы про себя. В аэропорту нас встретила Сашина сестра Юля (Julie), и вот мы мчим к Парижу на такси (из аэропорта и в аэропорт цена фиксированная — 50 евро, сразу выставляется на счётчике).

Наконец-то мы в городе, который я полюбила, побывав в нем первый раз в 2002, а затем в 2004 году. Полюбила, благодаря тёте мужа, Нине Бувар, которой нет сегодня с нами, и которая, прожив почти 25 лет в Париже, любила этот город безумно, страстно, буквально дышала им. Она-то и передала эту любовь мне. На ее памятнике на кладбище Монмартра выбиты две последние строки из стихотворения М. Цветаевой:

Кто создан из камня, кто создан из глины, —
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти —
Тем гроб и надгробные плиты…
— В купели морской крещена — и в полете
Своем — непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти? —
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — веселая пена —
Высокая пена морская!

Париж классический

Что для меня Париж? Это громада Сакре Кёр, внезапно возникающая перед тобой.

Праздник, который всегда с тобой (Париж и парижане)

Отсюда открывается прекрасный вид на город.

Это вечный Монмартр

Это остров Ситэ, тот самый Нотр-Дам де Пари,

Воздушная Сент-Шапель

Праздник, который всегда с тобой (Париж и парижане)

с витражами, поражающими воображение в солнечный день.

Это Лувр с пирамидами, которые так не любят парижане, но так любят туристы. Почти на каждом из небольших столбиков стоит по человеку, делающему сэлфи «я держу в руке пирамиду».

Праздник, который всегда с тобой (Париж и парижане)

Это Кур Каре, где вы обязательно услышите средневековую музыку, исполняемую на привычных и не очень инструментах.

Это арка, возле которой теперь обосновались велорикши.

Церковь Троицы,

Сорбонна и Пантеон

Праздник, который всегда с тобой (Париж и парижане)

Это Сена с жилыми баржами и туристическими корабликами.

Это сады, сады, сады… Пале Рояль,

Тюильри,

Люксембург,

Бут Шамон.

Это фонтан Сан Мишель.

Это, в конце-концов, Пигаль и Мулен Руж.

Париж современный, Париж высотный

Когда-то парижан раздражало творение Эйфеля, ставшее, тем не менее, символом города. Всем известно, что Ги де Мопассан ежедневно обедал в ресторане на первом уровне Эйфелевой башни, объясняя это тем, что здесь единственное место в Париже, откуда башни не видно.

Сегодняшних парижан раздражает тур Монпарнас

Праздник, который всегда с тобой (Париж и парижане)

и район современной футуристической застройки Дефанс.

Праздник, который всегда с тобой (Париж и парижане)

Но именно эти сооружения и районы произвели гораздо большее впечатление на моего сына, чем старинные здания, соборы, дворцы, коими так богат Париж.

Париж музейный

В этот приезд мы уделили внимание лишь двум музеям — музею армии во Дворце Инвалидов

и моему самому любимому музею Парижа — д’Орсе

Париж необычный

Погода в Париже

Погода в Париже летом непредсказуема. Небо то затягивает тучами и начинает лить дождь, то так же неожиданно тучи исчезают и начинает нещадно палить солнце. Многие туристы, особенно японцы, носят с собой зонты, а европейцы — дождевики. И то, и другое в Париже, как и в Питере, не помешает.

Париж — город мини автомобилей

Автомобили в Париже маленькие, в основном французские. Джипы — редкость. Движение на дорогах сумбурное. Светофоры на каждом шагу, но парижане, а глядя на них, и туристы не больно обращают внимание на красный свет и часто именно на красный переходят или перебегают дорогу. Удобно, что некоторое время светофор красный для всех — и для пешеходов, и для водителей. Правда, в центре, где движение более оживленное, лучше соблюдать правила. Водить машину в Париже, наверное, может только виртуоз. А чудеса парковки вам продемонстрируют следующие фотографии.

Праздник, который всегда с тобой (Париж и парижане)

Роскошные машины можно встретить в респектабельных районах, в основном на Шанзелизе. Тут тебе и Ламборджини у придорожного кафе,

Праздник, который всегда с тобой (Париж и парижане)

и концептуальный гигант-вездеход в бутике Пежо.

Очень много мотоциклов и мопедов. Есть мотоциклы трех и четырехколесные. У одних два колеса впереди, одно сзади, у других два сзади, одно впереди. Есть те, у которых два впереди и два сзади. На таком даже я, так и не освоившая велосипед, смогла бы ездить, не падая.

Большое количество электромобилей. Зарядных колонок для них много в разных районах города.

Работа работой, а обед по расписанию

Есть парижане любят. Париж — рай для гурманов и гастрономическая столица мира. Нужно только учесть одну местную особенность. Утром за круассаном в буланжери можно сбегать и в 7 часов. Утренний кофе — святое для французов. А вот с обедом нужно помнить следующее, чтобы не было мучительно больно обидно, когда вдруг без него, желанного, останетесь. Обедают парижане с 12 до 14.30. В это время все рестораны и кафе заполняются жаждущими вкусить полуденную трапезу с чувством, с толком, с расстановкой. В популярных заведениях может не оказаться мест и придётся подождать, пока вас пригласят. Иногда образуются очереди, во многих ресторанах для ожидания предусмотрены диванчики или стулья. Меню французы обсуждают с официантом долго, живописно, с массой жестов, причмокиванием, интерес чувствуется с обеих сторон. Это целый ритуал. Можно, конечно, не есть в ресторане или кафе, а обойтись сендвичем — они здесь вкусные. Мы иногда так и делали.

Ближе к 15.00 заведения пустеют, рестораны закрываются до ужина, т. е. часов до 18–19. В этот промежуток в оставшихся открытыми заведениях можно пить кофе, вино, пиво, но еды вам не подадут.

Праздник, который всегда с тобой (Париж и парижане)

В быту многие парижане отдают сегодня предпочтение био-продуктам. Есть специальные лавки и магазины. Практически любой продукт: мясо, колбасу, ветчину и сыр, кофе и шоколад, овощи, фрукты и даже пиво можно купить с маркировкой био. Конечно, такие продукты чуть дороже, но они стоят того.

Особый момент — десерты. В прошлые мои приезды в начале 2000-х у меня создалось впечатление, что французские десерты невкусные. Как же я заблуждалась! Мы довольно часто ужинали у Сержа, и он баловал нас пирожными от одного из лучших кондитеров Парижа — Арно Ляри (Arnaud Lather), про которого пишут: «После занятий у Пельтье, Арно Ляри открыл свой первый бутик в Париже в 2000 году. Исследователь вкуса и архитектор текстур, он завоевал грант на конкурсе «Лучшее открытее Франции» в 2007 году, с тех пор кондитер постоянно совершенствует свои творения, для того, чтобы удовлетворить своих самых взыскательных клиентов." Каждое пироженое — это произведение искусства. Десертов вкуснее этих мне есть не приходилось.

Парижские квартиры

Квартиры парижан — отдельная тема. Мы побывали в трех, и каждая - своего рода музей. Бережно сохраняется старая мебель, старая посуда, фотографии, картины. Вот, к примеру, квартира, в которой мы жили. Ричард, наш хозяин, как мы поняли, в ней живёт сам, и лишь временами сдаёт её. В доме деревянная спиральная лестница. Четвертый французский этаж — это пятый наш. Посмотрите, ну не музей ли?

Праздник, который всегда с тобой (Париж и парижане)

Обратите внимание на стол, книги на столе, зеркало в коридоре. Здесь старинные вещи гармонично уживаются с современными.

Праздник, который всегда с тобой (Париж и парижане)

Дворы-колодцы есть не только в Санкт-Петербурге.

Праздник, который всегда с тобой (Париж и парижане)

А еще из окошка хорошо наблюдать за небом. Сестра мужа сказала нам: «Обратите внимание на парижское небо, оно такое необычное и утром, и вечером. Еще моя школьная учительница говорила о его красоте. С тех пор, с самого детства, я смотрю на небо Парижа и не устаю восхищаться им».

Пианино на вокзалах

На всех вокзалах Парижа и пригородов можно увидеть пианино и надпись, предлагающую сыграть, если умеете.

Праздник, который всегда с тобой (Париж и парижане)

На вокзале Сен-Лазар мы видели настройщика, который с камертоном настраивал пианино утром, когда мы уезжали в Нормандию, а вечером слышали, как кто-то играл на этом пианино. Пожалели, что с нами не было Олега Иванова (ifoneoff). Он бы сыграл что-нибудь. Ну а мы не умеем.

Парижские зарисовки

Сержа, лингвиста по образованию, человека, пишущего стихи на латыни, говорящего на литературном русском языке, удивляет, что люди перестали придавать значение словам и не задумываются над смыслом написанного. Сцена в лавке био-продуктов. Мальчик рядом с Сержем покупает хлебцы, на яркой упаковке надпись «Old El Paso 6 Wraps au ble».

Серж:

— Мальчик, сколько языков использовано в названии этих хлебцев?

— Один, — отвечает мальчик, не задумываясь.

— Old, — читает Серж.

— Два, — выпаливает мальчик.

— El Paso, — продолжает Серж.

— Три! — торопится мальчик.

— А слово wraps чьё?

— Французское, — опять, не задумываясь, отвечает тот.

— Он привык их покупать, он знает, что там внутри упаковки, и даже не пытается прочитать и осмыслить написанное. И ладно, если бы дело было только в хлебцах, но то же самое происходит в политике! Французы не задумываются над тем, что название партии Э. Макрона «La République en Marche!» носит повелительное наклонение. Это приказ, приказ идти куда-то любой ценой! — возмущается Серж.

Про Китай

Муж, часто ездящий в Китай в командировки, делится впечатлениями о стране. Китай и китайцы не сходят у него с языка.

— Иногда, для развлечения, я здесь, в Париже, захожу в супермаркет в китайском квартале. В магазине только китайцы, и ни одна надпись не дублируется на французском. Выхожу и чувствую себя так, словно побывал в Китае. Так что мне и ездить не надо, — смеётся Серж.

Про транспорт

Мы пользовались только метро и электричками. Проездной билет Pass Navigo на 7 дней с диапазоном покрытия с 1 по 5 зону (весь Иль-де-Франс) стоит около 23 евро на одного человека. Удобно, если приходится часто пользоваться метро. С этим билетом мы на электричке ездили в средневековый город Провен. Билет действителен в трамвае, автобусе. Если едешь на электричке, то необходимо его приложить на вокзале к специальному считывающему утройству, иначе оштрафуют при проверке. Все бумажные билеты необходимо компостировать в специальных аппаратах до посадки и хранить до конца поездки. На такой проездной билет клеется фотография, пишется фамилия и имя. При отсутствии фотографии — штраф 35 евро. При попытке второй раз подряд приложить билет к турникету в метро (у нас так случилось с ребенком, он прозевал открытие двери и приложил еще раз), он не срабатывает. Сделано так, судя по всему, чтобы не пропускали еще кого-нибудь по одному билету.

Ложка дёгтя

Ну и хочется напоследок сказать пару слов о проблемах.

В центре город вычищен, надраен, хотя много улиц перекопано, много зданий на реставрации. С удалением от центра количество грязи возрастает в геометрической прогрессии.

Город дорогой, но это ождидаемо. Не на наши нищенские зарплаты рассчитаны цены. Минимальная официальная зарплата во Франции 1100 евро, таков же и размер пособия по безработице. Я, к примеру, получаю 350).

Количество туристов зашкаливает. Особенно впечатляет их число на площади у Лувра и в Тюильри. Созерцание тройной бесконечной очереди в Лувр повергло нас в шок. Огромное количество туристов из стран Азии. Много японцев и корейцев.

В 18 районе, где мы жили, основную часть населения составляют чернокожие. Ощущение, что живешь в Африке. На станциях метро Барбес-Рошешуар и Маркадет-Пуассоньер в вагонах метро белых не остается. Район абсолютно безопасный, но груды мусора, пятна на асфальте и человеческие, а не собачьи экскременты, размазанные по тротуарам в огромных количествах, нас неприятно поразили. Раньше такого не было. Непример, после субботней ночи осталось впечатление, что на соседней улице произошла битва йогуртами — раздавленные, разбитые баночки йогурта и сам йогурт были разбросаны, разбрызганы на большой площади.

Арабского населения почти не видно. После серии терактов полиция настолько подозрительна и агрессивна к ним, что даже мигранты первой волны, давно ставшие полноправными парижанами, стараются лишний раз не отсвечивать. Только на Шанзелизе, где всегда было много богатых выходцев с Аравийского полуострова, можно встретить женщин в хиджабах. Районы, где размещаются новые мигранты, находятся на окраинах города и представляют собой зрелище малоприятное.

По городу днем и ночью носятся с бешенной скоростью полицейкие машины с чрезвычайно громкой сиреной. Её слышно через несколько кварталов. Парижане злятся, и говорят, что полиция таким образом создает видимость активной деятельности, тратя их налоги. Все туристические объекты и площадки возле них усиленно охраняются полицией, жандармерией и военными. При входе в любой музей, собор — тотальный досмотр, рамки металлоискателей, ручные сканеры и т. д. С сумкой больше обычного (не туристического) рюкзака никуда не пускают.

Вот, пожалуй, таковы первые общие впечатления о любимом городе, в котором не была 13 лет.

Теги: Самостоятельные путешествия, Отдых с детьми, Культурно-познавательный туризм