Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 0:46

Крайстчёрч — Новая Зеландия Январь 2009

Рано утром покидаем горный район Franz Josef в новозеландских Альпах. Вчера мы cделали в нем трек на один из самых известных ледников мира и сегодня движемся на северо-восток вдоль западного побережья Южного острова Новой Зеландии в сторону г. Греймут (Greymouth). Это около 172 км. Там мы должны пересесть на поезд с панорамными окнами и приехать в город Крайстчерч на Восточную сторону Южного острова.

Городок Хокитика

Проехав 138 км, делаем часовую остановку в небольшом городке Хокитика (Hokitikа), знаменитого своими поделками из драгоценных и полудрагоценных камней. Сейчас это небольшой городок, в центре которого стоит башня с часами. А во время золотой лихорадки, возникшей на Западном побережье Южного острова в 1864 году, Хокитика стала столицей старателей-золотодобытчиков и была довольно густонаселенным местом. Там был порт и больше сотни никогда не пустовавших отеля. Добыча золота здесь продолжается и сейчас.

Самый крупный слиток золота, найденный в этих местах южнее Хокитики, весил 3.09 кг и получил название Dear Roddy (Уважаемый Родди) в честь тогдашнего министра по добыче ископаемых. По свидетельству специалистов, золото Западного побережья НЗ считается одним из самых чистых — его содержание в слитке достигает 94–98%.

Помимо золота, эти места богаты и полудрагоценными камнями, такими как нефриты, опалы и уникальные гудлетиты (Goodletite). Последние обнаружены только здесь — в новозеландских местечках Hokitika и Rimu. И — нигде больше на Земле.

Гудлетит — настоящий уникум. Его еще называют рубиновым камнем. Природа сотворила необычную комбинацию корунда, сапфира и турмалина в фуксите изумрудно-зеленого цвета. Резкий контраст ярких синих, зеленых и малиновых красок создают впечатление нереальности и какой-то искусственности. Особенно интересно он смотрится в ювелирных изделиях. Свое название он получил в честь нашедшего его Уильяма Гудлета.

Гудлетит в кольце. Из интернета
Гудлетит. Из интернета

Любителей жемчуга обязательно заинтересует и т.н. «голубой жемчуг», который может иметь разные оттенки от синеватых, розоватых и сиреневых до зеленых. Эти зернышки жемчуга растут внутри ракушек Пауа — пестро-голубых красивых раковин. Вся эта богатая цветовая жемчужная гамма зависит от многих факторов в которых живут моллюски — от температуры и состава воды, от подводных течений, освещения и, наконец, от водорослей, которыми они питаются.

Из всех этих камней в городке создают уникальные ювелирные изделия, комбинируя необработанные золотые комочки и чешуйки с привычными золотыми украшениями и драгоценными камнями. В результате получаются очень оригинальные изделия. К сожалению, недешевые. Наши женщины посмотрели на все эти камни, повосхищались и, покрутив носом, покупать ничего не стали.

Городок-музей Shanty Town

Не доезжая нескольких километров до городка Греймут (Greymouth), с которого мы будем ехать поездом на другое побережье острова, наш водитель-гид Ричард свернул вправо и мы подъехали к небольшому картинно выстроенному поселению Shanty Town (Город лачуг).

Ведь именно с этих мест во второй половине 19 века и началась в Новой Зеландии «золотая лихорадка». В 1864 году там были обнаружены залежи золотоносного песка и из Европы ринулись искатели счастья. Это привело к взрывному увеличению населения — с 300 до 30 тысяч человек. На усилиях этих энтузиастов и золоте, которое они добывали и выросли тогда многие городки на этом побережье.

Но самый большой вклад в развитие этих мест внесли, как это ни покажется странным — китайцы. Именно китайские старатели были выбраны тогдашними властями по нескольким причинам: они умеют усердно трудиться, законопослушны и предпочитают, в конце концов, вернуться домой. К концу 1868 года золотодобытчики приезжали в Новую Зеландию прямо из Китая, что позднее стало обычным явлением. В Новой Зеландии китайцы первыми стали использовать драги, а не ходить с тазиком и лопатой.

Помимо золотодобычи, они были заняты и в других сферах деятельности: фермерстве, огородничестве, садоводстве; они стирали белье и строили железнодорожные пути и автодороги. Некоторым даже удалось организовать здесь собственное дело. Особенно много китайцев занималось огородничеством и прачечными.

За вход в городок нужно платить — как и во всякий музей. 10 NZD. Здесь собраны более чем 10.000 экспонатов, более 2000 фотографий и 1000 архивных материалов, имеющих происхождение в период с 1850 по 1940 год. Для посещения туристами Shanty Town был официально открыт в январе 1971 года.

Улочка в Шанти Таун
В Шанти Таун можно примерить одежду первопоселенцев 19 века и окунуться в их быт

Здесь реконструированы целые улицы городка того времени — второй половины 19 века — со всеми его атрибутами — железнодорожной станцией с действующим старым паровозиком, банком, почтой, магазинами, кабачками и даже пожарной станцией.

Поражает обилие вещей того времени — мебель первых поселенцев, весы для взвешивания золотого песка, пресс для печатания газет, фотографии западного побережья и первых поселенцев, золотодобывающее оборудование и одежда.
Город по-прежнему принимает пожертвования для пополнения коллекций той викторианской эпохи.

Новая Зеландия. Как разбогатеть, путешествуя по острову

Мы прокатились пару остановок в старинных вагончиках, которые тянул пыхтящий на угле паровозик с до блеска начищенными медной трубой и свистком. На одной из остановок был цех с действующими лесопильными станками и при желании можно было на них попилять доски.

Для посмотреть кабину старинного паровоза нужно постоять в очереди
Для "посмотреть" кабину старинного паровоза нужно постоять в очереди
Антикварный паровоз в Шанти Таун

А немного в сторонке можно было намыть из золотоносного песка и презренный металл.
Это занятие оказалось очень интересным и азартным — почти как игра в карты. За пять минут, под руководством мастера, удалось намыть несколько миллиграмм золотишка. Его крупинки он бережно смыл из медного тазика в подставленную стеклянную пробирку и вручил ее «старателю».
А вот и золотишко! И намыть его совсем нетрудно!

Вот она, драгоценная пробирка с золотым песком!

Каждый турист, проходящий мимо, не упускал возможности подправить свое материальное положение и хоть немного окупить входной билет.

Прибыв в Greymouth, мы имели еще около часа свободного времени, которое потратили на сувениры и ланч. Наш гид Ричард раздал забронированные заранее билеты на трансальпийский поезд TranzAlpine train до Крайстчерча и в 13:45 мы отправились через весь Южный остров на Восток. Сам он поехал по автомобильной дороге и встретил нас уже в Крайстчерче. Расстояние 224 км поезд преодолел за 4.5 часа.

Маршрут по железной дороге от г. Греймут до г. Крайстчерч
Железнодорожный вокзал в городке Греймут

Вагоны поезда комфортные, с большими окнами и некоторые из них имели еще и открытые площадки в тамбуре — по-видимому для курильщиков и любителей свежего ветерка. Когда стоял на платформе, был удивлен шириной колеи — как потом оказалось, она была всего 1067 мм вместо привычных нам 1524 мм. Но скорость на этой «капской» колее поезд развивал хорошую.

Новая Зеландия. Как разбогатеть, путешествуя по острову

Наш маршрут проходил через массив Южных Альп и поезд сделал остановку на самой высокогорной станции Arthur’s Pass. Новозеландцы не придумали ничего лучше, чем использовать привычное для европейцев название их высокогорного массива. К сожалению, с поезда, также как и с ледника Франца Иосифа, на который мы делали вчера трек, мы тоже не увидели самую большую вершину новозеландских Альп — гору Кука (Mount Cook) или, как ее называют коренные жители Маори — Aoraki. В переводе с их языка это будет «Большое белое облако». Высота ее «всего» 3754 м …

Однако маршрут восхождения на ее вершину, в отличие от более высоких Эльбруса или Килиманджаро технически сложнее и требует идеальной дисциплины, слаженности действий, хорошей физической формы и стабильного владения навыками страховки и передвижения на горном и ледовом рельефах. Он относится к категории 4б.

Кто знает, что это такое — тот понимает сложность этого восхождения. Как известно, всего существует шесть категорий сложности горных и альпинистских походов. Я в 70-х ходил в «четверки-пятерки» по Кавказу и после трека вокруг сложнейшей Ушбы на этом с такими походами «завязал», перейдя на 2–3 категории с нашими детьми и женами…

Новая Зеландия. Как разбогатеть, путешествуя по острову

За окнами мелькали поля долины Canterbury Plains и многочисленные фермы. Мы видим, что каждый клочок скошенного сена заботливо завернут в специальные упаковки.

Всего за время пути поезд прошел через 16 туннелей, 5 виадуков, самый высокий из которых был 73 метра. После самой высокогорной станции Arthur’s Pass, на которой можно было выйти и размять ноги, поезд вошел в 8-километровый тоннель Отира и начал спускаться к восточному побережью Южного острова.

Вот уже видны причудливые скалы и долина реки Waimakariri River.

Новая Зеландия. Как разбогатеть, путешествуя по острову

Дорога спускается еще дальше в долину и к вечеру мы прибываем в город Christchurch — столицу этого региона на Восточном побережье Южного острова. Ричард, встретив нас на вокзале, отвез в бекпекерский отель Christchurch YHA City Central на 273 Manchester Street. Хороший и уютный отель, да еще и на центральной улице!

Завтра будет более подробное знакомство с этим прекрасным городом.

----

В Приложении — документальный ТВ-фильм автора — «Новая Зеландия — страна Длинных Белых облаков» — 37 мин.