Турист Станислав Новиков (Spinkedzzz)
Станислав Новиков
был 4 августа 2019 7:10

Ессентуки, Кисловодск, Пятигорск — Россия Июнь 2017

На дореволюционной открытке, отправленной из Серпухова, кто-то сообщает Варваре Андреевне Коневаловой, проживавшей в Тихвине, что из Минеральных Вод добрались без пересадок хорошо, «всемъ кланяемся». Самая любимая (пра)бабушка Катя хранила ее (открытку ей кажется отдала подруга) и рассказывала мне о своих поездках в Пятигорск и Кисловодск, о том как видела в 1913 году семью Романовых, как работала в Петербурге в швейной мастерской. Обещала «всепоздорову» съездить со мной в Кисловодск, я и надеялся; и понимал что бабушка уже очень старенькая. Бабушка умерла, не дожив трёх лет до своего столетия, а я решил закрыть один из главных детских гештальтов. Взял ту самую открытку с собой.

Путешествие началось с Пятигорска

Квест длиной в сто лет

Липкий, будто пролитый чай с сахаром, русский рэп играет из кафешек в курортной зоне Пятигорска. Объявление «Музыка бесплатно» ставит в тупик.

В Пятигорске почти на каждом углу висят доски о том что белогвардейцы здесь кого-то расстреляли. Просто факты, без оценочной окраски. И думаешь — может это белогвардейцы и повесили доски? Типа, порядок наводили? В какой то момент даже в Мартынове, застрелившем в Пятигорске Лермонтова, начинаешь подозревать белогвардейца.

Самое грустное место — мемориальная доска с портретом Ленина у подножья горы Машук. Портрета там нет. А текст есть. В тексте гордо написано, что даже фашистам не удалось уничтожить портрет. Напоминаю, портрета нет. Подозреваю, сейчас он висит на чьей то даче недалеко от Кисловодска.

Квест длиной в сто лет

На горе Машук — ни одного указателя куда идти. Чтобы вы понимали — это гигантский парк опоясывающий гору. Свернул не туда — смело прибавляй час к прогулке.

ОстапБендеровский «Провал"закрыт — воды там сейчас настолько много, что она бодро течёт прямо из-под закрытых ворот, образуя небольшое озеро на площади, в котором купается довольная ребятня. Налицо дефицит водных ресурсов в крае.

Второе грустное место — бывшая могила Михаила Юрьевича. Некрополь запущен, останки увезли ещё два века назад, даже у места дуэли больше исторической важности. Но бабушки несут цветы.

Квест длиной в сто лет

Отрок мой больше всего переживал что лично не увидит практически святые для него места (поехал я один, поскольку второй частью поездки должен был стать поход в горы, о котором я уже писал). Не знаю, как им так преподают литературу сейчас, впечатлён.

В электричках МинВоды-Пятигорск-Ессентуки-Кисловодск мужчины-кондукторы непривычно профессионально работают (выправка, вежливость, скорость). У одного, правда, пиджак и брюки были с разных свадеб. По пути рассматривал в окно рабочий стол Windows XP(см фото из окна) и сцены русской жизни, 21 век: например, полный мужчина отчитывал за что-то кота, невозмутимо сидящего на поленнице.

Квест длиной в сто лет

Зонтик я, конечно же, не взял, экономя вес рюкзака — в итоге в первый же день вечером попал в Пятигорске под южный ливень, когда за пять минут вниз по улицам несутся реки мутной воды. Айфон ещё в обед предупредил что ближайшие четыре часа в Кисловодске будет «100% дождь, Джобсом клянусь», небо приобрело свинцовый оттенок, я, вздохнув, купил зонт в лавке — за день ни капли воды так и не упало.

Нарзанные галереи похожи на храмовые комплексы — темно, тихо, торжественно, все благолепно стоят со стаканчиками к своим божествам, например, Ессентуки № 17 на выбор холодная и горячая, «в бутылки наливать запрещено».

Квест длиной в сто лет

В 2017 году удивляет отсутствие билетиков и касс в парках и галереях края — все бесплатно, при этом не пущено на самотёк — порядок, чисто. В Кисловодском парке сотрудники в очень модной униформе без тени раздражения отрываются от уборки чтобы ответить на вопросы. Так и должно быть, конечно, но — непривычно. На все вокруг будто сразу наложен модный пленочный фильтр как в фотошопе.

Квест длиной в сто лет

В Кисловодске, видимо, красных расстреливали как-то чересчур много, белогвардейцев здесь обозначили как белобандитов. Много белок, ежей и певучих соловьев — южные бабули с кульками нараспев читают речитатив: «орехи, семечки — для себя, для белочки». Средний возраст гуляющих — за 50, видимо поэтому селфи ещё не очень освоены — меня просили сфотографировать на смартфон раз пять. Селфи палок не видел ни одной.

Квест длиной в сто лет

Все фотографируются у ВСЕГО. То есть ну вот обычный мостик через ручей в парке, рядом стоит небольшая очередь, чтобы выйти на его середину и сделать фото. Пока ждал, чтобы пройти, вспомнил монолог Рутгера Хауэра из «Бегущего по лезвию» — «Я повидал такое, чему вы, люди, не поверите. Горящие космокрейсеры на подступах к Ориону…»

Еще в электричке до Кисловодска счастливые дедушка и бабушка напротив обсуждали куда бы съездить — в Санкт-Петербург или Омск. Я прислушался, заворожённый разбросом альтернатив. Решили, что жильё снимать примерно одинаково по цене, поэтому «куда билеты будут дешевле, туда и поедем». После чего увидел универсальный рецепт как влюбить в себя будущих внуков на всю жизнь — дедушка, хитро прищурившись, закрыл пальцами рук несколько букв в надписи «Не прислоняться» — получилось «Не писоть» — внуки секунду вникали, а затем грохнули от смеха, глядя на деда абсолютно влюблёнными глазами. Это вам не фиджет спиннеры.

Квест длиной в сто лет

С утра прошёл через весь Пятигорск и нашёл ещё один монумент про красноармейцев — «лошадь и голова» — наконец стало понятно почему их расстреливали — потому что боялись, очень страшно.

Кажется, в администрации города есть кто-то с садистскими наклонностями — и про расстрелы постоянно напоминают отдыхающим; на Машуке, главной из пяти гор города, указателей нет, пеший подъем занимает час, по пути замечена единственная скамейка.

Квест длиной в сто лет

Наверху — два кафе, канатная дорога вниз для ленивых и представителя администрации города и столбы с указателями и расстояниями до сотни различных городов.

Квест длиной в сто лет

Полчаса любовался панорамой, затем — обратно вниз под соловьиные трели, за сорок минут пути встретил человек пять. И в последние минуты заката увидел Эльбрус на горизонте — потерял дар речи от восхищения даже с такого расстояния.

Ну и про открытку. Нашел в Кисловодске фонтан «Стеклянная струя», за сто лет исчезли ламбрикены и дерево перед ним. Но история осталась. История города, парка, страны и моей семьи.

Квест длиной в сто лет

За три дня прошёл рекордные сто тысяч шагов, посмотрел три города, был и в туристических местах, и в жилых кварталах, на окраинах. И знаете, то что увидел — это Россия, в которой мне нравится жить. А скамейки и указатели вкопаем.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия